Самые первые страхи
Едва появившись на свет, младенец уже наделен некоторыми базовыми эмоциями, скорее даже рефлексами. Малыш может вздрагивать в ответ на резкий громкий звук, внезапно появившийся яркий свет, резко подошедшего взрослого. Эти рефлекторные реакции и есть зародыши будущих страхов.
В этот период может появиться страх перед незнакомыми людьми, нередко у детей развиваются некие предпочтения – одним нравятся мужчины, а женщины вызывают страх, у других все наоборот. Не редко малыши опасаются женщин, не похожих на маму – если мама брюнетка, блондинка может испугать малыша.
Страхи первого года жизни действительно являются базовыми или биологическими, их задача сохранить жизнь и здоровье ребенка, а значит – это нормальное проявление полноценно развивающейся психики. Эти эмоции не осознанны, но вполне поддаются управлению
Виды страхов
В психологии страхи в общем понимании делятся на возрастные и невротические. Возрастные возникают у большинства детей в определенном возрасте, как реакция на психическое и личностное развитие. Основная их характеристика – быстротечность. Они обычно не имеют патологической выраженности и проходят по мере развития ребенка.
Невротические появляются чаще всего на фоне психотравмирующей ситуации и могут закрепляться в сознании ребенка на длительное время, неблагоприятно сказываясь на формировании характера и личности растущего человека. Такие страхи возникают чаще у детей эмоционально чувствительных, не уверенных в себе, тревожных, имеющих богатое воображение.
В более глубоком понимании страхи делятся на следующие виды:
- По характеру возникновения: ситуативные и личностные. Ситуативный связан с возникновением опасной ситуации (например, падение и получение травмы), личностный определяется особенностями психики ребенка (стеснительностью, неуверенностью) и часто возникает в непривычной обстановке, новом коллективе.
- По степени реальности: реальные и воображаемые. Реальные страхи чаще всего ситуативные, воображаемые связаны с особенностями психики ребенка.
- По глубине протекания: острые и хронические. Острые страхи возникают в определенной ситуации, хронические – у детей с предрасположенностью к тревожности.
Эксперимент Харлоу доказал, что для здоровья детям необходимо родительское тепло
Без доброй мамы — плохо. Очень быстро выяснилось, что обезьянки предпочитают проводить время, повиснув на мягкой фигуре, хотя у нее нет молока, а к проволочной «маме» подходят только для того, чтобы поесть. Когда оставили только ее, обезьяны начали вести себя подобно детям-аутистам — сжимались на полу, избегали контактов, раскачивались взад-вперед.
Злая мама — все равно мама. На последней стадии эксперимента Харлоу создал модель «злой матери» — поместил в клетку мягкую фигуру, которая была оборудована приспособлением, внезапно отталкивающим обезьянок или выпускающим шипы. Но даже пострадав от такого обращения, животные возвращались к «злой маме» и сохраняли привязанность к ней.
После окончания эксперимента обезьянки так и не восстановились. Во взрослом возрасте они оставались более робкими, нервными, по сравнению с обезьянами, которые выросли в нормальных условиях.
Общие страхи для подростков
В этом возрасте подросток, скорее всего, не боится темноты. Их страхи будут казаться более реальными. Это потому, что подростки осознают свое окружение и окружающий мир. Если приближается шторм, они понимают, что может произойти с ураганом, торнадо или молнией. Ваш подросток может сомневаться и бояться смерти, если у него умерло домашнее животное или у него есть больной родственник.
К другим распространенным страхам подростков относятся:
- Попадание в автомобильную аварию
- Неудача в школе или на работе
- Пострадать или умереть
- Социальные страхи, такие как смущение в школе, публичные выступления и успеваемость.
Как действовать, если боится ребенок от года до трех
А что делать с детскими страхами, когда ваш малыш подрос?
Прежде всего надо объяснить малышу, что может быть опасным, а что всего лишь наша фантазия. Дать ему инструменты, которые станут ему защитой и придадут уверенности. Попробовать ими пользоваться под страховкой взрослого.
Рассмотрим на примере страха воды.
Одна моя подписчица написала, что ее дочка не хочет мыть голову, боится воды, которая может попасть на лицо. Для них купание превратилось в большую проблему. Малыши боятся, что шампунь попадет в глазки, и вообще они не любят, когда на лицо льется много воды.
Попробуйте им мыть голову так, как вы делали, когда они еще были младенцами. Объясните ребенку, как вы будете это делать
Ребенок должен отклонить головку назад, вы поддерживайте ее левой рукой, а правой осторожно смочите волосы, намыльте и ополосните. Так ни пена, ни вода, не попадет на личико
Если это не помогает, то со страхом воды лучше всего бороться методом привыкания, идя от малого к большему. Если вы на речке или на море, начните сказку-игру недалеко от воды. Ребенок может сам регулировать, зайти в воду или нет. Можно играть в рыбака и ловить золотую рыбку, в лягушку, которая брызгает водой, или бросать камешки и наблюдать, как они опускаются на дно.
В ванне можно играть в сказку о теплом дождике: дать ребенку зонтик, козырек и делать небольшие брызги, чтобы интерес перевесил страх. Постепенно увеличиваем погружение в воду или уровень намокания. Ни в коем случае не тащите малыша в воду насильно!
А как бороться со страхом темноты?
Надеюсь, вы уже объяснили своему малышу, что источник опасности на улице – это в первую очередь движущийся транспорт, и нужно соблюдать элементарные правила движения. Если улицу не освещают фонари, то вам поможет фонарик, который вы возьмете на прогулку.
В квартире могут быть опасными включенный утюг, горящая плита, кипящий чайник и розетки. А вот темноты в этом списке нет. Попробуйте компромиссное решение – включить маленький ночник или открыть дверь в светлый коридор, откуда в комнату упадет полоска света. Скажите, что вы будете рядом в соседней комнате.
Предложите вашему ребенку поиграть в «день и ночь». Объясните, что с наступлением темноты в комнате ничего не изменится, все предметы останутся на своих местах.
Сделать «ночь» поможет шапка, надвинутая на глаза. Сначала покажите на себе, потом предложите ребенку сделать вместе с вами. Эту игру можно продолжить вечером в освещенной комнате, «ночь» наступит, когда вы щелкните выключателем. Вы можете сначала нажимать его вместе, а потом, когда малыш осмелеет, пусть попробует сам.
Победить этот страх поможет также игра «в кошек», которые, как известно, хорошо видят в темноте. Держите малыша за руку, это придаст ему смелости, и дружно мяукайте. Когда глаза привыкнут к темноте, попросите его показать, где в комнате находится кровать, шкаф или другой привычный предмет.
Школьник (6-10 лет)
Мистика и монстры отходят на второй план, поскольку ребенок уже умеет отделять вымысел от реальности. Некоторые дети продолжают бояться конкретных животных, высоты или воды. Но как правило, это не доставляет серьезных проблем, пока не переходит в фобию.
Как раз сейчас бывший детсадовец идет в школу, «переворачивается» весь его привычный мир. Появляется масса страхов, связанных с принятием себя как личности и установлением социальных контактов. Выйти к доске, получить двойку, разочаровать родителей, не понравиться одноклассникам или учителю.
Бывает, что даже к 7 годам ребенок до паники боится остаться один дома — даже на полчаса. А некоторые ощущают постоянную тревогу — вдруг с мамой и папой что-нибудь случится. Если в семье не все гладко, ребенок может начать бояться развода родителей. И печально, что многие дети начинают винить себя в происходящих между взрослыми скандалах — это только усиливает стресс.
Как бороться
Если какие-то из детских страхов успели стать полноценными фобиями, можно сходить к психологу. Например, боязнь воды — бывает, что ребенок и в 10 лет моется «из-под палки» и даже на метр не подходит к открытому водоему. Скорее всего, был упущен момент, когда вода нанесла ему серьезную психологическую травму. Методика «просто кинуть в воду, и он точно поплывет», как правило, не срабатывает. Есть риск, что, столкнувшись один на один с главным ужасом в его жизни, ребенку станет только хуже.
А эффективное «лекарство» от всех школьных страхов — помочь ребенку стать увереннее в себе. Этот момент лучше не упускать из виду, иначе в подростковом возрасте, когда все тревоги в разы усиливаются, ребенку будет гораздо сложнее «выживать» в коллективе сверстников. И еще он должен понимать, что родители любят его не только за хорошие отметки в школе.
Если кажется, что ребенку уже пора оставаться дома одному, а он категорически не хочет, поскольку боится, важно действовать мягко. Он уже стал вполне взрослым и в состоянии объяснить, что именно его тревожит
Потенциальные пожар или, может, звонок в дверь? Выясните это. И можно приступать к «терапии»
Объясните, почему и как может возникнуть та или иная беда — если соблюдать меры предосторожности, ничего страшного не случится. И конечно, рассказать, как действовать в той или иной ситуации
Затем можно попробовать оставить ребенка на 10 минут одного с дальнейшим увеличением интервала.
Прятки
Эта игра помогает избавиться от страхов темноты, одиночества и ограниченного пространства. Перед началом обговорите места, в которых нельзя скрываться. После этого выключите в доме свет, оставив горящим только ночник. Ведущий должен обойти квартиру, при этом в шутку угрожая прячущимся. Те же сидят в темноте и не выдают своего присутствия.
Нужно, чтобы ребенок выполнял роль ведущего первым. Это даст ему возможность победить свои страхи детские и нерешительность. Когда водит кто-то из взрослых, ему рекомендуется сдаться и показать, что он не может найти ребенка. Так вы придадите чаду большей уверенности в себе.
Как помочь ребенку пережить страх
Самое важное, что нам нужно понять: детские страхи — это серьезно, поэтому мы не должны от них отмахиваться и ждать, когда они пройдут сами. Особенно важно поддерживать ребенка, если он пережил какое-то травмирующее событие, например, смерть близкого родственника, серьезную болезнь, травлю или любое другое событие, которое произвело на него сильное негативное впечатление
Что делать, чтобы страх не превратился в фобию:
Обсудить, чего на самом деле боится ребенок. Детям бывает очень сложно разобраться в своих эмоциях и причинах, которые их вызвали. Это задача родителя — научить ребенка разбираться в себе и лучше понимать себя. Читайте вместе книги и используйте специальные игры, которые помогают развивать эмоциональный интеллект. Например, после просмотра мультика, вы можете обсудить, какие эмоции испытывают те или иные персонажи в разных ситуациях, и придумать,как лучше и безопаснее выражать их.
Придумать ритуалы для преодоления со страхами. Подумайте, какое действие или предмет могут успокоить ребенка и придать ему уверенности в себе. Так,чтобы побороть страх темноты можно использовать специальные светящиеся фигурки или красивый ночник. Не бояться насекомых или пауков, поможет более близкое знакомство с ними: найдите фильмы или книги, где главным героем выступает жук или паук, изучайте вместе биологию, смотрите научно-популярные фильмы для детей. Преодолеть страх быть отвергнутым поможет поиск группы по интересам. Это может быть компания во дворе, группа на кружку или дети ваших друзей
Важно, чтобы у ребенка было несколько кругов общения, чтобы выпадение из одного из них не стало трагедией. Также бороться со страхами помогают небольшие амулеты и игрушки
Победить монстров под кроватью может любимый плюшевый мишка, а не бояться летать — специальный амулет храбрости. Им может стать любая безделушка.
Разобраться в себе и наладить обстановку в семье. Часто детские страхи становятся естественным продолжением страхов родителей. Если вы в ужасе отскакиваете от паука или бессознательно сжимаете руку ребенка, когда переходите улицу или видите врача, он тоже может начать бояться врачей и пауков. Не получается проработать страхи самостоятельно? Обратитесь к психологу. Он поможет найти причины страхов и подскажет, как работать с ними. То же самое касается и обстановки в семье. Нам кажется, что ребенок ничего не замечает, но дети очень остро реагируют на любые проблемы в семье. Чем спокойнее и доброжелательнее обстановка в семье, тем меньше причин для беспокойства. Если в семье есть проблемы, лучше не скрывать их от ребенка и не делать вид, что все хорошо. Он потом все равно о них узнает. Придумайте, как объяснить ребенку в простых и понятных для него образах, что происходит в вашей жизни. Проблемы никуда не денутся, но они не будут так пугать ребенка, как его пугает неизвестность.
Страх неизбежен. Это такая же часть жизни, как и все остальные. Мы должны не избегать и игнорировать их. Нам нужно научить жить с ними. Тогда страх станет отличной мотивацией менять себя к лучшему.
Рекомендуем для изучения
Как научить ребенка справляться со своими страхами?
Что еще почитать:
С 3–4 до 7 лет
После 3 лет у детей активно развивается воображение и может появиться страх сказочных персонажей, привидений, темноты и т. д. В этом возрасте стоит внимательно отнестись к контенту, который видит ребенок, — агрессивным мультфильмам, компьютерным играм. Ввиду незрелой нервной системы перевозбуждение и стресс появляются даже от обилия ярких динамичных кадров.
Ближе к школьному возрасту дети начинают задумываться о смерти и могут бояться умереть или пережить смерть родителей. Это нормальный этап взросления. Но если ребенок слишком часто задает такие вопросы или рисует сюжеты, связанные с умиранием, — есть повод обратиться к психологу.
Страх перед сказочным персонажем иногда маскирует реальные проблемы в жизни ребенка
Родителям стоит аккуратно спросить ребенка о том, почему именно он боится этого персонажа — что конкретно он может сделать.
Бывает, что за образом «Бабы Яги, которая запрет в темном чулане», стоит реальный взрослый с чрезмерными ограничениями.
Родительские реакции на детские страхи
Как только вы столкнулись с детскими страхами, задумайтесь, что происходит с вами.
Как правило, реакции родителей на детские страхи бывают такими:
- Паникер и спасатель
- Раздраженный критик
- Проводник и защитник
В первом случае паникуют те мамы, которые не уверены в себе, их собственные страхи раздувают проблему до вселенских масштабов, и вместо реальной помощи такие мамы начинают паниковать или бросаются жалеть и «спасать» ребенка, нападать на его «обидчиков».
В роли раздраженных критиков чаще всего выступают папы, их злит, что сын боится с их точки зрения пустяков, поэтому они выбирают простой, но бесполезный прием – ругают малыша или насмехаются – «Трусишка! Такой большой, а боишься ерунды!» или: «Ты же мужик, а ведешь себя как девчонка!»
Взрослая позиция – быть проводником и защитником, который поддерживает и помогает ребенку. Он должен знать, что мама и папа не оставили его один на один со страхом и всегда готовы помочь разобраться с тем, что же его пугает, и в конечном итоге помочь преодолеть страх.
Итак, очень хорошо, когда при встрече с детскими страхами, вы выбрали позицию проводника и защитника. Как теперь нужно действовать?
Общий подход при страхах такой:
– признать детские чувства без высмеивания или упрека;
– если необходимо, защитить его и поддержать;
– если страх ограничивает или парализует, помочь обрести уверенность и восстановить активность.
Обратите внимание, не нужно спасать ребенка, который боится! Ведь опыт прохождения через страх нельзя прожить за него
Да, очень важно, чтобы ребенок чувствовал, что с ним все в порядке, и его не отвергнут с его чувствами. Но помогать ему стоит только тогда, когда страх дезадаптирует, то есть мешает ему жить, общаться, спать, играть, познавать новое
В других случаях достаточно лишь вашего принятия и дружелюбного присутствия рядом
Но помогать ему стоит только тогда, когда страх дезадаптирует, то есть мешает ему жить, общаться, спать, играть, познавать новое. В других случаях достаточно лишь вашего принятия и дружелюбного присутствия рядом.
Рассмотрим, как этот подход может выглядеть с детьми разного возраста.
Завершающий этап
По окончании акта творчества попросите ребенка объяснить, что он изобразил. Такая диагностика детского страха поможет малышу самостоятельно не только нарисовать объект своей боязни, а еще и рассказать, почему он боится его. После этого непременно похвалите свое чадо, пожмите руку, подарите игрушку, отметьте страхи, с которыми удалось справиться. Затем нужно сообщить, что рисунки останутся у вас. Вы должны освободить малыша от страхов.
На такие игры нужно выделить примерно две недели. За это время у вас накопятся также картинки, изображенный на которых страх ребенок не смог победить. В таком случае предложите ему нарисовать его еще раз так, чтобы было видно, что он не боится. Например, на картинке малыш не должен убегать от монстра, а наоборот, должен гнаться за объектом страха. В среднем на то, чтобы осознать и изобразить себя как не боящегося, у ребенка уходит примерно 2 недели. Сделайте все возможное для того, чтобы на протяжении этого времени он участвовал в различных подвижных играх, прогулках, экскурсиях. Максимально оградите его от семейных конфликтов.
Особенности проявления страхов
Дети проявляют свои страхи по-разному, в зависимости от возраста и особенностей эмоционального развития. Это может быть сильный испуг, постоянная боязнь чего-то или аффективный страх – возникший на фоне эмоциональной неустойчивости. Он – самый сильный, может проявляться в виде шока, ужаса, истеричного плача.
Ребенок может пожаловаться взрослым, что боится чего-то, а может и держать все в себе (особенно, если боится быть непонятым, услышать укоры, насмешки и осуждение). Но тревожная симптоматика все равно будет присутствовать. Малыш становится пугливым, замкнутым, нервозным, апатичным, может плохо засыпать или чутко спать, постоянно будет льнуть к маме.
Скрытая тревога, не находящая выхода и понимания, самая опасная для нежной детской психики. Именно она чаще всего приводит к появлению затяжной боязни, которая малышу не подконтрольна. Это откладывает отпечаток на формировании характера ребенка, препятствует продуктивному общению с окружающими, снижает приспособляемость к изменениям внешней среды. В конце концов хронические страхи влияют на будущее ребенка: его социализацию, отношения с противоположным полом, коллегами на работе.
Возрастные страхи
Детские страхи, возникающие в определенном возрасте, являются показателем нормального психического и умственного развития ребенка. При отсутствии провоцирующих условий они сменяют друг друга, не оказывая негативного влияния на психологическое состояние ребенка.
С рождения до года.
Естественные страхи – боязнь громких резких звуков, незнакомцев, перемены привычной обстановки, боязнь высоты, разлуки с мамой.
1-3 года.
Добавляется страх получения травмы (из-за повышения двигательной активности), природных явлений (грома, сильного ветра, грозы), боязнь оказаться нелюбимым и ненужным родителям. Возможно возникновения страха засыпания из-за ночных кошмаров (у очень впечатлительных деток), запоров, как ответа на боязнь потерять часть себя (в виде содержимого кишечника). Часто детей этого возраста пугают значимые события (развод родителей, смерть близких людей, появление младшего братика или сестрички).
3 – 5 лет.
Страхи у детей этого возраста часто связаны с осознанием конечности жизни и приходом смерти. Они могут бояться тяжелой болезни, нападения бандитов, укусов ядовитых насекомых, пожаров, потопа, замкнутого пространства, темноты и обитающих в ней чудищ, монстров, кащеев и прочих злых существ.
5 – 7 лет.
Добавляется страх смерти родителей, поэтому дети могут бояться всего, что с этим связано: если мама не позвонила, задержалась на работе, заболела. Причем боязнь смерти не связана с тем, умер ли кто-то из близких или знакомых в этот период, или нет.
У школьников страхи связаны, по большей части, с утверждением себя в коллективе сверстников и перед родителями: боязнь быть не таким красивым, модным, успешным или стройным, как другие, боязнь плохих отметок и наказания за них, насмешек, боязнь выходить к доске или писать контрольную работу, одиночества, крушения своих планов. Все это может трансформироваться в страх темных мест (чердаков, подвалов, тоннелей).
Виды фобий
В психологии насчитывается более тысячи фобий, и каждой из них дано своё название. Но их можно объединить в три группы — эту классификацию страхов предложил психолог Юрий Щербатых.
Природные страхи
Природные явления пугали людей с древних времён, и этот страх жив в каждом из нас и по сей день. Даже самые образованные и здравомыслящие люди, знающие всё про систему громоотводов, могут бояться грозы — просто потому, что на генном уровне в нас заложено, что гроза может нести опасность. Что уж говорить про землетрясения или штормы. Боязнь собак или насекомых тоже можно отнести к этой группе страхов.
Социальные страхи
К ним относятся все страхи, связанные с нашим социальным положением, репутацией, состоянием здоровья, безопасностью. Например, такой знакомый для многих страх публичных выступлений. Большинство из нас так же пугают болезни, бедность или смерть. Мы боимся стать жертвой преступления, мы боимся за безопасность своих близких, боимся войны или терактов. А бывают и менее обоснованные страхи: например, можно бояться близких отношений, перемен в жизни, рождения детей.
Внутренние страхи
Помните, как в детстве мы боялись монстра, который живёт под кроватью? От него могло защитить только одеяло и любимая плюшевая игрушка. Мы выросли — но кто-то из нас до сих пор имеет совершенно иррациональный страх и каждый вечер заглядывает под кровать. Такие страхи закладываются в нас в детстве. И, если родители или психологи не проговаривали с ребёнком его тревогу, не помогали с ней справиться, с человеком навсегда остаётся чувство страха и тревоги, чаще всего — без видимой причины. Также часто внутренний страх появляется после стресса: например, если однажды человек чуть не попал под машину, у него наверняка появится сильная боязнь автомобилей.
Причины детских страхов
Чего-то бояться, соответственно уровню своего развития – нормально. Так ребенок учится справляться со своими фантазиями, вырабатывать против них защитные реакции. Но не все эти страхи должны возникнуть обязательно: многие из них появляются из-за неправильного поведения взрослых на фоне высокой впечатлительности малыша с богатым воображением. Багаж жизненных знаний и опыта у малыша еще слишком мал, чтобы уметь объяснить те или иные явления логично. Поэтому он включает воображение, додумывает их для себя порой в самых страшных красках, впечатляется и зацикливается. Такие ситуации развиваются неблагоприятно для ребенка, мешая ему спокойно и счастливо жить, порой доводя до неврозов.
Чтобы этого избежать, родителям важно знать, какие причины могут спровоцировать появление ненужных страхов:
- Конкретные случаи. Например, малыш может панически бояться ос или собак, если однажды его укусила оса или собака. Или бояться замкнутого пространства, если однажды застрял в лифте. Но если он никогда не сталкивался с этим, бояться ему будет нечего.
- Воспитание на постоянных жестких запретах или угрозах. («Нельзя ходить по лужам! Нельзя столько сладкого есть!», «Если ты не пойдешь спать, позову полицейского! Если не доешь суп, тебя утащит злой волк! Не будешь слушаться, баба яга заберет!»).
- Ограничение двигательной активности ребенка. Боясь, что малыш травмируется, мама не разрешает ему бегать, прыгать, лазать по деревьям. Не находящая выхода энергия может стать причиной повышенной тревожности и появления фобий.
- Недостаток общения с ровесниками. Социальная ограниченность также приводит к перекосам в психическом развитии.
- Конфликты со сверстниками, насмешки с их стороны.
- Частые конфликты родителей. Малыш боится стать их причиной, чувствует себя виновником семейных разладов.
- Страхи самих родителей. Если малышу демонстрируется (даже случайно) мамина боязнь мышей или сороконожек, то ребенок, скорее всего, возьмет с нее пример.
- Гиперопека в семье. Ребенок вырастет неуверенным, безответственным, не умеющим принимать решения, не приспособленным к быту. Его будут пугать любые трудности, ведь к ним он не привык. Человек будет расти инфантильным, а это часто порождает всевозможные страхи, как повод лишний раз испытать заботу взрослых.
- Воспитание в неполной семье, когда матери приходится брать на себя роль главы семейства. Вымотанная, постоянно уставшая от бесконечных забот, раздраженная, мама не дает ребенку так необходимого ощущения гармонии, спокойствия и защищенности.
- Невроз. Это психическое расстройство, требующее медикаментозной терапии. На фоне неврозов часто возникают всевозможные фобии, а хронический страх может перерасти в невроз. Поэтому нельзя оставлять маленького «бояку» без внимания и поддержки.
Распространенные страхи для младенцев
В самом раннем возрасте младенцы узнают звуки и лица своих родителей, братьев и сестер. Связь становится прочной, и примерно к 6-8 месяцам младенцы могут начать проявлять признаки беспокойства о разлуке. Но родители могут облегчить своему ребенку новую среду, такую как детский сад, постепенно.
«Это нормально, когда ребенок плачет или расстраивается, когда впервые разлучен с мамой и папой, особенно в течение первых недель или двух. Вы можете помочь, постепенно приучая ребенка к окружающей среде», – говорит доктор Ганнадпур. «В течение нескольких дней посетите детский сад со своим младенцем, но не покидайте его. Затем, в другой день, проведите немного меньше времени в детском саду. Вы сможете продолжать работать до того дня, когда младенец будет чувствовать себя уверенно и безопасно, оставаясь один в детском саду».
К другим распространенным страхам младенцев относятся:
- Громкие звуки
- Незнакомцы