Детская истерика. Что делать родителям

«Нарисуй свою злость»

Есть очень полезное арт-терапевтическое упражнение — нарисовать свою злость. Предложите ребенку изобразить, что он чувствует с помощью гуаши или красок. Они помогают выразить эмоции наиболее точно.

Потом можно обсудить, что он нарисовал, почему выбрал тот или иной цвет. Как зовут это существо, где оно живет, чем питается, на что злится и чему радуется. Уже в процессе рисования эмоция ослабнет. Она перейдет в творческую энергию. А разговор по рисунку поможет ребенку разобраться в своих чувствах, а вам — побольше узнать о малыше.

Отличный способ — присоединение к ребенку. Вы тоже человек, и тоже злитесь. Так и скажите об этом ребенку. Дайте ему возможность поучиться у вас, как это — справиться со своими чувствами.

Ребенок постоянно злится, потому что не хочет убирать в своей комнате. А вы всегда с удовольствием убираетесь? «Знаешь, а я тоже ненавижу уборку. И тоже злюсь, когда приходится долго убирать. Давай позлимся вместе?» Возьмите старые газеты — их можно порвать, помять, побросать в стены. Поблизости нет ненужной бумаги? Не беда! «Поиграйте» в злость. Вместе с ребенком покричите, порычите, потопочите ногами, похлопайте в ладоши. «Вот какие мы злые! Вот как мы злимся: сильно-сильно!» Выливайте из себя все негативные чувства. Облегчение не заставит себя ждать. А ребенок будет знать, что не только он это чувствует, мама тоже злится, мама его понимает, рядом с мамой можно пережить даже злость.

Об организации такой игры лучше побеспокоиться заранее. Подготовьте специальное «место злости», объясните ребенку, что играть в злость вы будете только здесь и только после того, как убедитесь, что никому не мешаете. Когда же выйдете за пределы этого места, то и злость изображать перестанете. Также скажите ребенку, что рвать газеты можно только те, которые уже не нужны. Сделайте специальный ящик для ненужных газет и вещей и берите их оттуда по мере необходимости.

Как работать с истериками

Существует общий , который включает в себя:

  • проговаривание эмоции;
  • проявление эмпатии;
  • оценку эмоции (вами или ребёнком);
  • тактильный контакт;
  • позитивное завершение.

Если у ребёнка истерика, можно также использовать — это поможет в проживании сильных негативных эмоций, особенно дошкольнику до семи лет. Эта техника состоит из четырёх последовательных шагов: 

  • Принятие. 
  • Обозначение детских чувств. 
  • Прояснение ситуации. 
  • Понимание.

Например:

  • Ты злишься. Ты злишься, потому что я не дала тебе телефон. Я понимаю, это очень досадно
  • Ты расстроен. Ты расстроен, потому что брат забрал свою игрушку. Я понимаю, это очень обидно

Правильная реакция родителя

Лучше всего не акцентировать внимание на плохом поведении ребенка. Не нужно категорично заявлять малышу, что он «не имеет никаких прав»

В дальнейшем сын или дочь будет слабовольным существом, без какой-либо инициативы

Важно показать чаду, что истерики – не лучшее средство, чтобы добиться своего. Необходимо отвлечь ребенка, переключить его внимание на другие вещи

Можно попробовать принести малышу любимую игрушку, включить какой-нибудь мультик. Это поможет, если истерика только начинается. Следует переждать какое-то время, чтобы эмоции стихли.

Если у ребенка началась истерика дома, нужно сказать ему следующее: «Я буду говорить с тобой, когда ты будешь готов». Нужно самому сохранять спокойствие, владеть своими эмоциями. Малыш должен услышать, что его очень сильно любят, но не следует капризничать.

В случае начала истерики в общественном месте, стоит лишить ребенка зрителей. Можно взять чадо на руки, отнести его в место, где мало людей.

Взрослым не следует давать малышу прямые указания. Трехлетки оценят иллюзию выбора: «Ты будешь кашу манную или гречневую на завтрак?», «Ты в садик пойдешь в этой одежде или другой?»

Чаще всего, истерики прекращаются к 4 годам. Дети учатся выражать свои эмоции, высказывать мнение по тем или иным вопросам.

Просыпается ночью в истерике

Нередко родители сталкиваются с ситуацией, когда детская истерика возникает совершенно внезапно в тёмное время суток.

Ребёнок спокойно спит, а потом просыпается ночью с рыданиями и воплями. Причины могут быть следующие:

  • малыш сильно перевозбудился днём, и его ночной сон нарушился;
  • ребёнку приснилось что-то плохое;
  • это реакция на стрессовый фактор (отказ от дневного сна, адаптация к детскому саду, переезд, разлука с родителями).

Бывает, что ребёнок ночью впадает в истерику, но как будто бы не просыпается при этом. И так может продолжаться несколько месяцев, а то и лет. Это проявление активности во время глубокого сна у детей называется парасомнией и происходит от незрелости нервной системы и головного мозга. 

Истерика возникает в результате наложения фаз сна друг на друга. Подобное состояние может пугать родителей, но оно не опасно и проходит в процессе взросления.

Причины

Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:

  • Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
  • Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
  • Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.

На пути к взрослению

Дети растут, исследуют мир, приобретают новые навыки, постепенно привыкая к ситуациям, людям, отношениям, правилам. Чтобы научиться, как взрослые, справляться с ежедневными вызовами, им понадобятся годы терпеливого обучения.

Возраст от 2 до 5 лет — самый уязвимый в плане стабильности детской психики. Отсутствие необходимых речевых и социальных навыков накладывает известные ограничения на способность детей находить приемлемый, с точки зрения взрослых, выход из трудных ситуаций. Это нелегко в любом возрасте, а если ребенок, недостаточно опытный, не владеющий даром убеждения, не способный выразить свои чувства и желания, да еще и не всегда понимающий, чего от него ожидают, теряет контроль над своими эмоциями, — то удивляться тут тем более нечему, это скорее норма, чем ее нарушение. Как результат — вспышки гнева, капризы, истерики. Немного найдется семей, незнакомых с этим бедствием.

  • Истерика — это состояние сильнейшего эмоционального возбуждения, которое выливается в потерю самоконтроля. У детей первых лет жизни признаками истерики могут быть крик, визг, плач, топанье ногами. Нередко можно видеть, как малыш начинает стучать кулаками, кидать предметы, валяться по полу, а иногда даже биться головой о стену, кусать себя и окружающих.
  • Родители, уже знакомые с этим явлением, знают, что в состоянии истерики дети не могут воспринимать информацию, поступающую обычными способами (жесты, взгляды, мимика, речь), и все увещевания оказываются бесполезными. Иногда истерики становятся настолько частыми и сильными, что изматывают и ребенка и взрослых.
  • Не верьте тому, кто говорит вам, что родители не могут повлиять на дурной детский темперамент. Терпение, воля, мудрость и эмоциональная стабильность самого́ взрослого — ваше главное оружие против детской истерики.

Каковы причины взрыва детских эмоций, как вести себя родителям, чтобы не допустить истерику, что делать, если она уже разразилась, и когда требуется помощь специалиста?

Что хочет сказать ребенок своей истерикой?

Детский психолог, семейный психотерапевт

Воспитание детей

Буря, скоро грянет буря!

Малыш настойчиво просит вас о чем-то, требует, возмущается. Уже подрагивают крылья носа, глаза наполняются слезами, а уголки губ опустились. Вы чувствуете, что ребенок вот-вот разразится плачем, он близок к истерике. Стоп! Прежде всего, остановитесь, и честно и точно ответьте себе на один-единственный вопрос: можете ли вы исполнить его просьбу? От этого зависит тактика ваших дальнейших действий.

Если можете, то скажите ребенку, чтобы он успокоился и попросил вас обычным тоном, без нытья и всхлипов. Практика показывает, что в мелочах лучше пойти ребенку навстречу.

Допустим, крохе хочется пошлепать по лужам в новеньком комбинезоне. Признайтесь, что в глубине души вы были готовы к такому повороту. Значит, нужно заранее обсудить и решить, что надевать на прогулку, пойдете ли вы после нее еще куда-то, есть ли запасная одежда. Не забывайте только, что ребенок – не манекен для демонстрации вашего художественного вкуса и финансовых возможностей. Он имеет право шлепать по лужам, залезать на деревья и возиться в песке и грязи, чтобы ни говорили соседские бабушки. В этом случае лучше пойти гулять в старой одежде, которую не жалко испачкать.

Кстати, один из самых распространенных поводов для истерики – запрет взрослого. Постарайтесь, чтобы запретов было не слишком много, но все они были четкими и обоснованными. Тогда ребенку будет легче среди них ориентироваться.

Если же вы понимаете, что исполнить просьбу драгоценного чада вы сейчас не можете по объективным причинам (нет денег, возможности, предмет, который он требует, принадлежит кому-то другому и вы не вправе им распоряжаться и т.д.), спокойно и четко объясните это ребенку. В этот момент обычно срабатывают старые психологически трюки:

отвлеките

Чем младше ребенок, тем лучше работает этот способ. Младенец способен забыть обо всех слезах при виде огромной вороны, которая кружит вокруг черствой корки и боится подлететь ближе. На ваше счастье как раз в этот момент может пролетать самолет, ехать немыслимой красоты старенький «Битл», а то и взмывать в небо рекламный воздушный шар.

предложите адекватную замену

Например, так. Сейчас мы не можем купить этот самолетик, потому что у меня нет денег. Но зато мы можем прийти домой и вместе сделать самолет из бумаги (слепить из пластилина, построить из стульев и пр.). Вполне возможно, что перспектива совместной деятельности окажется для малыша более привлекательной, чем готовая магазинная игрушка.

оставьте артиста без публики

Ребенок нередко начинает работать на публику. Попробуйте лишить его признательной аудитории (вывести из магазина, отвести в не слишком людное место на улице или оставить одного в комнате). Иногда истерика бывает направлена, как сейчас говорят, на целевую аудиторию, т.е., предназначена для определенного человека. У К. Чуковского в замечательной книжке «От двух до пяти» есть такой диалог:

– Почему ты плачешь?

– Я не тебе пл а чу, а тете Вале.

Очевидно, что без тети Вали плакать бессмысленно.

направьте энергию в мирное русло

Собственно говоря, это тоже вариант адекватной замены, только к нему нужно подготовиться заранее. Предположим, ребенок в магазине постоянно требует, чтобы ему дали выбрать самую большую шоколадку или торт. Понятно, что ни его здоровью, ни вашему кошельку это на пользу не пойдет. Но на самом деле, скорее всего, малыш просто хочет тоже участвовать в покупках и САМ выбирать то, что ему по нраву. Значит, заранее дома вы договариваетесь, что он тоже будет делать покупки, а в магазине ваша задача – ненавязчиво подвести его к стенду с творожками и йогуртами. Если уж выбирать, так более здоровую еду! Зато как счастлив и горд собой будет ребенок, которому дали, как взрослому, возможность выбрать самые настоящие, не «понарошечные» продукты! Он же может и нести их из магазина в своем собственном пакетике.

В большинстве случаев, эти способы позволят избежать истерики. Но, допустим, вам не удалось это сделать и

Истерика у ребёнка в магазине

Ребёнок захотел новую игрушку, но в ваши планы эта покупка не входит. Вы отказали, и вот результат: истерика у ребёнка.

Малыш валяется на полу в общественном месте, громко кричит и требует вожделенный предмет. Вот что в таком случае рекомендует психолог.

  1. Сохранять спокойствие и самообладание, даже если это сложно. 

Не обращайте внимания на осуждающие или сочувственные взгляды окружающих. А если незнакомцы вдруг начнут стыдить вашего ребёнка за «каприз» или предложат оплатить ему игрушку, вежливо и твёрдо обозначьте границы: «Спасибо, мы сами разберёмся».

  1. Повторить ваш отказ: «Эту игрушку мы покупать не будем. Мы можем обсудить это позже, когда ты успокоишься». 

Таким образом вы покажете ребёнку, что добиться желаемого поможет не истерика, а спокойный разговор. 

  1. Разделите чувства ребёнка. Покажите, что вы — на его стороне. 

Например, можно сказать так: «Я понимаю, что ты очень хотел эту игрушку. Вижу, что ты сильно расстроен. Мы не можем купить её сейчас, потому что (назовите причины, почему)».

  1. Предложите малышу заняться чем-либо интересным: пойти на детскую площадку, прогуляться в парке. 

Акцент на новые занятия поможет переключить внимание с навязчивой мысли об игрушке. Но не стоит отвлекать ребёнка сладостями или мультфильмами: иначе получится, что вы как бы поощряете истерику, которую он устраивает

Очень важно покинуть общественное место и позволить малышу прийти в себя в спокойной обстановке. 

Выведите ребёнка из магазина или вынесите на руках. Не стоит ругать его или устраивать сцену. Доброжелательно и вежливо объясните, что понимаете его сложные эмоции, но магазин — не место для истерик, и потому придётся уйти.

  1. Если ребёнок не успокаивается и не даёт себя утешать, продолжает истерить; отказывается от объятий, сбрасывает ваши руки — значит, стоит разрешить ему плакать. 

Отправляйтесь в максимально безлюдное место: домой, или, если до дома далеко, к ближайшей скамейке. Не запрещайте слёзы, и вот почему: они помогают выплеснуть негатив и восстановить душевное равновесие.

Вы заметите, что в какой-то момент ребёнок «обмякнет» и начнёт успокаиваться. Это значит, малыш выпустил пар: можно предложить ему помощь, взять на руки и приласкать. Скорее всего, теперь он согласится.

Профилактика истерик

Вот то, что поможет ребёнку быть более спокойным:

Распорядок дня, режим. Сон, еда, прогулки, игры – всему своё время. Это позволяет малышу чувствовать себя в безопасности.

Твёрдость со стороны родителей. Если истерики не влияют на решения родителей, они вскоре прекратятся ввиду их бесполезности.

Нет – излишней строгости. Есть ли в запрете необходимость? Не нужно запрещать просто ради принципа. Иначе ребёнку будет казаться, что всё, что ему нравится – нельзя. И тогда будет бунт.

Подготовка к изменениям. У ребёнка первый день в саду? Готовьте его заранее, как и к любым другим стрессовым ситуациям. Так ему будет легче их пережить.

Определённая свобода выбора

Если ребёнок уже требует автономности, пусть выбирает! Например, между кашей и хлопьями, это научит его принимать решения и отвечать за них.

Внимание и забота. Старайтесь быть в курсе всех переживаний малыша с самого раннего возраста, общайтесь с ним, уделяйте ему время, проявляйте любовь, и у него не будет необходимости в истериках

Но не впадайте в гиперопеку!

Итак, истерики у дошкольников – явление нормальное, но требующее много терпения и твёрдости. Если вы не в силах справиться с ситуацией, не пускайте ситуацию на самотёк: обратитесь к детскому психологу!

Аффективно-респираторный приступ у ребенка: как лечить и как воспитывать

Татьяна Стецкая врач-невролог, кандидат медицинских наук, член Российского общества сомнологов

Есть дети, которые так эмоционально реагируют на запреты родителей, что это вызывает кратковременную остановку дыхания. Напуганные родители описывают происходящее примерно так: «ребенок закатился и перестал дышать». Опасно ли подобное состояние – и как воспитывать ребенка, который от гнева или испуга может потерять сознание?

Представьте, что вы спокойно играете со своим 8-месячным ребенком в комнате, как вдруг он переключает внимание на розетку и пытается до нее дотянуться. Вы немедленно реагируете и строго запрещаете это делать

Тут же малыш вскрикивает, синеет и перестает дышать.

Через несколько секунд дыхание возобновляется, он приходит в сознание. Картина не для слабонервных. Некоторые родители сами чуть не теряют сознание от пережитого, другие испытывают вину за то, что «довели» малыша, ведь в мыслях худшие диагнозы. Что же на самом деле скрывается за этими симптомами?

Как еще проявляется невыраженная детская злость

Был в моей практике замечательный мальчик. Добрый, послушный, спокойный. Только вот речь отстает и с горшком проблемы. Как выяснилось позже, мальчик вовсе не злится. Он принимает любые предложения родителей и других взрослых, быстро отказывается от своих желаний, понимает и принимает любые «нельзя»… Мечта, а не ребенок! Но у ребенка двух-трех лет единственный способ контроля над родителями — его естественные отправления. Именно так он радует и расстраивает родителей. А как еще, если не через них влиять на взрослых? И начинает ребенок отказываться ходить на горшок или у него возникают запоры. У ребенка нет больше возможности злиться. У него есть только такой инструмент.

Что мы делаем, когда обижаемся? Правильно, перестаем общаться, замолкаем, перестаем разговаривать. Улавливаете связь? Отсюда и задержки в развитии речи.

Были у меня и дети с навязчивыми движениями, судорогами, поведенческими расстройствами. А причины все те же. Невыраженные и непрожитые эмоции.

«Эмоция уходит сама по себе, когда она прожита», — говорила детский психолог Ирина Млодик.

Следуя от противного, если эмоция не прожита, она остается. Она просачивается сквозь тело, поведение, мысли, действия человека. Она все равно найдет выход. Другой вопрос: какой?

Злиться — это нормально

Эмоция гнева — врождённая. Американский психолог Пол Экман отмечает, что это одна из пяти базовых эмоций. Среди них — отвращение, страх, счастье и печаль.

Хотя злость принято демонизировать, но на самом деле это полезная эмоция. Она сопровождается физиологической реакцией — повышением адреналина, кортизола, давления и сердечного ритма, приливом крови к мышцам. Гнев нужен, чтобы сделать человека сильнее и бесстрашнее в моменте, помочь ему защититься от «врагов». Злость подсказывает, что нам не нравится, и даёт энергию на изменение ситуации.

Восприятие и выражение злости — социальный паттерн. Дети учатся этому в ходе воспитания в семье, под влиянием культуры и опыта

Важно научиться правильно реагировать на детский гнев и объяснить ребёнку, как можно выражать злость экологично

Если транслировать ребёнку, что его «не любят», когда он злой, и отказываться признавать его право на гнев — это может вылиться в проблемы с агрессией и распознаванием собственных эмоций. Дети, которым приходилось подавлять злость, часто в более взрослом возрасте не понимают, что им нравится, а что нет, как с ними можно обращаться, а как нельзя.

Как перехитрить капризулю?

Большинство родителей пытается отучить своих малышей капризничать. Существует несколько способов перехитрить и успокоить маленького капризулю:

Поговори со мной, дружок! Когда все доводы исчерпаны, а ребенок еще капризничает, попробуйте подключить подставное лицо. Любимая игрушка малыша – лучший помощник. Возьмите в руку зайчика или мишку, заговорите от его имени: «Привет, малыш! Ты такой грустный! Мне тоже грустно, пойдем гулять?» После пары предложений малыш начнет прислушиваться. Это самый легкий способ прекратить капризы двухгодовалого ребенка.

Меняйте тему. Если вы чувствуете, что назревает протест и малыш отчаянно не хочет что-то делать, не нужно бороться, лучше просто смените тему. Спросите у малыша, с кем он играл на площадке, о новых друзьях, интересных куличиках, вспомните про собаку

Пары минут увлеченного разговора достаточно, чтобы переключить внимание, а потом снова вспомнить о водных процедурах.

Альтернативные методы

Когда стандартные способы успокоить малыша не помогают, можно попробовать что-нибудь новое. Есть и альтернативные методы предотвратить истерики:

  1. Все наоборот. Наилучший способ угостить малыша чем-нибудь полезным – сказать, что есть это никак нельзя. Например, как угостить ребенка рыбкой? Под любым предлогом заманить чадо на кухню и сделать вид, что вы его не замечаете, но при этом что-то едите. Увидев малыша, спрячьте тарелку. Такие действия наверняка заинтересуют ребенка и проявят интерес к еде. Хотите повести ребенка в парк – говорите, что в парк сегодня никак нельзя. Так вы сможете предупредить капризы своего ребенка.
  2. Праздник непослушания. Тяжело постоянно жить под запретами. Время от времени устраивайте ребенку праздники. В один из выходных сообщите ребенку, что сегодня он может делать все что угодно. В этот день согласуйте с ребенком меню, время и место прогулки, по возможности подарите небольшой презент. Вечером поговорите с малышом по душам, спросите, понравился ли ему сегодняшний день. Пообещайте устраивать такие праздники один раз в неделю, но при условии, что в остальные дни малыш будет слушаться (рекомендуем прочитать: почему ребенок не слушается и что делать?). Капризы маленького ребенка будут становиться более редкими .
  3. Бои подушками. Капризный ребенок не может выплеснуть негативные эмоции. Если выхода из ситуации нет, вызовите ребенка «на бой» Для этого понадобятся 2 небольшие подушки или мягкие игрушки. С помощью пятиминутной «драки» малыш выплеснет агрессию, все обиды будут забыты.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как быть, если ребенок плачет в детском саду?

Следуя этим правилам и ориентируясь на настроение малыша, мама всегда сможет договориться с маленьким капризулей. Справляться со вспышками упрямства в самом начале гораздо легче, чем успокоить чадо после истерики.

Влияние на организм

Неврастения – только выраженное нарушение эмоциональных проявлений, и не затрагивает интеллектуальные способности, не влияет на личностные показатели. 

Этапы формирования заболевания:

  1. Несоответствие внутренних возможностей ребенка требованиям окружающих.
  2. Нарастание внутреннего конфликта.
  3. Депривация – невозможность удовлетворить собственные потребности из-за стремления угодить другим.
  4. Стрессовые ощущения.
  5. Нервно-психическое напряжение.
  6. Истощение психофизиологических ресурсов.

Любой вид невроза нуждается в лечении. Чем раньше оно будет начато, тем большая вероятность избежать осложнений и вернуться к нормальной жизни.

Занятия с психотерапевтом, безусловно, дают положительный результат. Однако два-три сеанса терапии – это ничтожно мало.

Эффект будет гораздо заметнее, если к процессу подключится кто-то из родителей. Домашние занятия с родными людьми способствуют положительной динамике. О проблеме необходимо сообщить воспитателю или учителям, чтобы и они присоединились к процессу реабилитации ребенка.

Последствия

Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:

  • сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
  • обрести новые эмоциональные навыки;
  • осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
  • найти новые увлечения и интересы.

Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:

  • потерять интерес к учебе;
  • слишком остро воспринимать любую критику;
  • занизить самооценку;
  • развить в себе комплексы;
  • проявлять агрессию, жестокость;
  • замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
  • потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.

Как справляться: советы родителям от психологов

Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя

Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.

Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:

  • разговаривать дружелюбно, без давления, упреков;
  • критиковать не личность, а действия;
  • аргументировать отказы и замечания;
  • учить обсуждать проблемы, разбирать причины и следствия ситуации;
  • разбирать эмоциональные составляющие ситуаций;
  • оговаривать прошедший день, интересоваться действиями учителя, одноклассников, а также узнавать мнение ребенка о произошедшем;
  • составить четкое расписание, в котором будет время на выполнение домашних заданий, помощь родителям по дому, хобби, а также обязательно на отдых и любимые детские игры;
  • поддерживать связь с учителем, реагировать на любые сложности и проблемы в школьной жизни.

Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:

  • повышать голос;
  • наказывать физически;
  • сравнивать с другими;
  • критиковать в присутствии других;
  • относится к ребенку как к собственности;
  • критиковать действия учителя;
  • нарушать правила, которые необходимо четко соблюдать;
  • переживать из-за незначительных замечаний учителя или плохих отметок;
  • игнорировать взросление и продолжать относиться к ребенку как к крохе.

Если состояние дочки или сына вызывает чрезмерное беспокойство, а поведение становится неконтролируемым, родители могут самостоятельно не справиться с кризисом. В таком случае можно обратиться к психологу. Специалист подскажет родителям, что делать, поможет ребенку адаптироваться и облегчит переход в школьную жизнь.

Истерика у ребенка в 1,5 – 2 года

В этот возрастной период причина возбужденного состояния – нервное перенапряжение и усталость. Психику можно назвать неустойчивой. Ближе к двухлетнему возрасту капризы способны превратиться в настоящую манипуляцию. Ребенок понимает, как именно потребовать желаемого.

Важно отметить: в 2 года малыш осознает смысл слов «нельзя», « не хочу», «нет». У него получается успешно пользоваться усвоенными формами протеста

Именно необузданное поведение должно помочь ребенку для того, чтобы склонить взрослого на свою сторону. Родители не понимают, что делать, когда малыш бьется головой об стену, кричит. Некоторые идут на уступки, чтобы только прекратить подобные эмоциональные проявления. Кто-то не выдерживает, кричит и бьет ребенка, чтобы отучить от любого желания устраивать протесты.

Типы детской истерии

Специалисты выделяют следующие типы истерии у детей, которые имеют разную симптоматику и выраженность.

  • Истерический паралич. Сопровождается потерей или снижением мышечной силы в конечностях, что приводит к деактивации движений.
  • Истерическая потеря чувствительности. Ребенок испытывают онемение и боль на некоторых участках кожи.
  • Истерическое нарушение походки. Больной испытывает способность ходить, а все попытки встать на ноги заканчиваются раскачиванием из стороны в сторону.
  • Истерическая слепота. У ребенка теряется способность видеть либо одним, либо двумя глазами.
  • Истерическая глухота. Пациент перестает слышать на одно или 2 уха.
  • Истерический припадок. Сопровождается непроизвольными движениями рук и ног, иногда заканчивается обмороком.
  • Истерический мутизм – нарушение речи. Ребенок перестает внятно говорить, либо вовсе теряет речь.
  • Истерическая амнезия. Характеризуется кратковременной потерей памяти.
  • Истерическая кома. Ребенок теряет сознание, не реагирует на внешние раздражители и отклик, не открывает глаза. Без сознания пациент может находиться от нескольких минут по нескольких дней. 

Стадии детской истерии

Истерические припадки проявляются у детей разнообразно. Как правило, они проходят 3 стадии.

  1. Стадия крика. На первом этапе ребенок кричит, бьется в истерике, не видя и не слыша ничего вокруг.
  2. Стадия двигательного возбуждения. Ребенок стучит ногами, кидается предметами, бьется головой об стену. 
  3. Стадия обессиливания. Ребенок, выплеснув энергию, становится эмоционально опустошенным. Криков и слез больше нет, остаются одни всхлипывания. Именно в этот момент можно помочь ребенку встать, не ругая и не обсуждая случившееся. 

Жалость, утешение и все попытки успокоить ребенка на любой из стадий могут лишь подлить масла в огонь. Ребенок, видя беспомощность и тревогу в глазах родителей, может разойтись еще сильнее

Важно пресекать попытки истерик уже на начальном этапе и не идти на поводу у ребенка.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий