Адыгский этикет

Семейные традиции адыгейцев

Основой традиций адыгейцев стал стиль жизни и действия, через которые проходил род. В прошедшем люд этот жил большенными семьями, численность которых насчитывала до сотки человек. Логично, что конкретно семейные ритуалы занимают центральное пространство в обрядах адыгейцев.

Главой семейства является мужик, но не наименьшим авторитетом пользуются все люди старшего возраста. Даже в вопросцах брака первенство оставалось за старшими братьями. Младшие сыновья не могли жениться до той поры, пока их старший брат не изберет для себя супругу. Обычный выкуп за жену, калым, адыгейцы предпочитали выплачивать в виде скота.

Фрагмент народного адыгейского танца

До этого много зависело от общественного статуса юных людей. Например, отпрыск князя не мог взять в жёны ординарную даму. Возможно, конкретно потому влюблённые много веков тому вспять выдумали смешной обычай похищения жены. Если юноша похищал свою возлюбленную и венчался с нею, то опосля того никто не мог разлучить пару.

У адыгейцев брак заключается в один прекрасный момент и на всю жизнь. Естественно, сейчас почти все поменялось, но традиция похищения как и раньше существует в селениях. В наше время это больше припоминает забаву, нежели реальную кражу, так как и жена, и все её родственники о похищении знают заблаговременно.

Принцип гостеприимства

Гостеприимство – обычай, берущий свое начало в глубокой древности. Он был и остается, в той или иной мере, обычаем всех народов земного шара.

Исключительная щедрость адыгов всегда привлекала внимание исследователей. «Если уорк видит на владельце хорошее платье, шапку или другое и пожелает иметь эту вещь, то владелец не вправе в том отказать» (Ногмов,1958,87). «Черкесы нисколько не стесняются попросить то, что им нравится, и было бы смешно им отказать, т.к

любой имеет право попросить то, что у них есть» (Мариньи, стр.309). «Стоит только похвалить чекмень, лошадь или другую вещь, черкес тотчас вам ее дарит» (Сталь, 1900, 133) «Щедрость и отвага – лучшее у черкесов средство приобрести известность…» (Хан-Гирей, 1974, 298)

«Черкесы нисколько не стесняются попросить то, что им нравится, и было бы смешно им отказать, т.к. любой имеет право попросить то, что у них есть» (Мариньи, стр.309). «Стоит только похвалить чекмень, лошадь или другую вещь, черкес тотчас вам ее дарит» (Сталь, 1900, 133) «Щедрость и отвага – лучшее у черкесов средство приобрести известность…» (Хан-Гирей, 1974, 298)

Наивысшее свое воплощение находит щедрость адыгов в обычае гостеприимства, в этом «замечательном украшении человечества в эпоху варварства» (Л.Морган. 1934,34).

Гостеприимство черкесов широко известно и описано как в дореволюционной, так и послереволюционной литературе. Его не следует смешивать с куначеством – правом покровительства и защиты. Оно состоит «в принятии и угощении посетителей и проезжающих, останавливающихся для отдохновения или для ночлега в доме знакомого или даже вовсе незнакомого им человека» (Люлье, 1859, 33)

У адыгов, насколько можно судить по эпосу, гостеприимство поощрялось языческими богами. Они сами показывали пример гостеприимства, приглашая на свои пиршества выдающихся людей. Прием и угощение гостя – одна из форм приобретения псапэ. Последнее надо понимать не просто как добро или добродетель, но как особую реакцию благорасположения и отпущения грехов Богом. Стало быть, нарушать принцип гостеприимства грешно. Не зря Хан-Гирей пишет: «Черкесы вообще, принимая гостей, уверены в том, что делают угодное творцу» (1836, 326).

Сверх того, соблюдение принципа гостеприимства строго контролировалось общественным мнением. Нарушивших его подвергали «суду и наказанию» (Ногмов, 1958, 79), они «делаются предметом народного презрения, честные люди теряют к ним уважение и гнушаются их сообществом, на каждом шагу оскорбительные упреки встречают их…» (Хан-Гирей, 1836, 325). И в настоящее время ведущую роль в поддержании гостеприимства играет мнение общественности: соседей, знакомых, родственников, самих гостей.

Гостеприимство всегда занимало важное место в быту адыгов. Оно стимулировало и облегчало передачу культуры от одного поколения к другому. Наконец, гостеприимство способствовало трансляции и освоению культурных ценностей других, прежде всего соседних, народов

Можно поэтому согласиться с тем, что кунацкая – своего рода общественное учреждение, принадлежавшее первоначально всей общине (Магомедов, 1974, 29)

Наконец, гостеприимство способствовало трансляции и освоению культурных ценностей других, прежде всего соседних, народов. Можно поэтому согласиться с тем, что кунацкая – своего рода общественное учреждение, принадлежавшее первоначально всей общине (Магомедов, 1974, 29).

«Здесь впервые исполнялись… новые героические песни, делились новостями, молодежь обучалась песням, пляскам, политике, мудрости, истории, рыцарскому этикету – всему, что необходимо молодому аристократу, а в новое время – вообще молодому адыгу. Кунацкая была и рестораном, и концертным залом, и кабинетом, где решались политические проблемы, и университетом для подрастающего поколения» (Налоев, 1976).

В настоящее время, уступив свои функции другим социальным институтам и учреждениям, гостеприимство утратило свое былое общественное значение, стало менее изысканным и пышным, более глубоким и обобщенным.

Каким был адыгский этикет

В древности адыгский этикет был связан с языческими богами. Согласно эпосу адыгов, боги сами являлись примером гостеприимства и приглашали видных личностей на свои пиры.

Этикет всегда занимал особое место в жизни адыгов. Это помогало предавать культуру другим поколениям. В конце-концов, этикет помогал транслировать и осваивать культурные ценности других народов.

Сейчас этикет и гостеприимство утратили былое значение для общества, стали не такими утонченными и помпезными, однако более глубокими и обогащенными.

Долгом чести каждого мужчины раньше была помощь женщине. Те люди, которые хорошо знали культуру и быт, часто становились свидетелями этого принципа. Те, кто нарушал принципы, были строго наказаны.

Флаг в честь новорожденного

Рождение ребёнка – удовлетворенное и волнующее событие, а поэтому у адыгейцев соединено с ним много увлекательных обрядов. Когда в доме возникал новейший член семьи, его родные вывешивали на крыше либо у ворот флаг, который докладывал людям о произошедшем пополнении. Если ткань (мед. система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями) на флаге была 1-го тона (нередко красноватая) – означает, родился мальчишка. Если же этот знак был изготовлен из пёстрого полотна – в семье родилась девченка.

Обычай такового увлекательного объявления о рождении ребёнка возник весьма издавна. Он демонстрировал жителям селения и незнакомым людям, что мама и дитя живые, а роды прошли благополучно. Возникновение флага на доме числилось эмблемой праздничка. Семью поздравляли, принося подарки.

Мне весьма приглянулся и ещё один адыгейский обряд, который сохранился до наших дней. Считается, что у всякого человека обязано быть своё дерево. Когда малыш возникает на свет, его дедушка по полосы отца отчаливает во двор, где сажает дерево в честь возникновения новейшего члена семьи.

Повзрослев, ребёнок должен забиться о саженце, поливать и ухаживать за ним. Дерево человека символизирует его единство с природой. С возникновением ребёнка в этом мире не возникает кто-то отстранённый и чужой, а рождается ещё одна частичка природы и её творений.

Не наименее поразительным обычаем является и аталычество. Если две семьи дружат и хотят скрепить свои добрые отношения, они обмениваются детками, отдавая собственного ребёнка на воспитание (целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни) в другую семью. Таковой ритуал символизирует проявление абсолютного доверия, скрепляет дружественный альянс и превращает два различных рода в одно семейство.

Увлекательный обычай адыгейцев – Институт девичьей комнаты

Требования этикета по отношению к гостю у адыгов

Важным требованием, которое затрагивало не только хозяев, но и гостей, являлось приветствие. Для очередности приветствий необходимо учитывать возраст и пол. Идущий здоровается первым. Он приветствует старшего человека мужского пола. После мужчин здороваются с женщинами. Друг с другом здороваются рукопожатиями, ладонь к ладони, не касаясь друг друга кончиками пальцев.

Долго и пристально смотреть друг другу в глаза считается невоспитанностью или плохим воспитанием.

Адыгский этикет – это духовное, историческое явление, которое помогает построить концепцию самосознания адыгского народа. Многие другие народы восхищаются этикетом адыгов, а также перенимают большое количество принципов, внедряя их в свою жизнь.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. 1.Арутюнов С.А. Кавказское застолье как социальный регулятор//Одиссей. Человек в истории. М., 1999.
  2. 2.Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик, 1978; Мыжей М. Адыгэ хабзэмрэ ди зэманымрэ. Черкесск, 1980; Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов. Нальчик, 1990; Ханаху Р.А., Цветков О.М. Культурно-этнический феномен адыгагъэ. К постановке проблемы//Философия и социология в республике Адыгея. Вып.1. Майкоп, 1995; Унежев К.Х. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик, 1997.
  3. 3.Бгажноков Б.Х. Этика Ж.Казаноко и духовная атмосфера Кабарды в ХУШ столетии//Жабаги Казаноко. Материалы конференции. Нальчик, 1987.
  4. 4.В Кабардино-Балкарии с подачи работников СМИ этот термин используется в значении “культура”, например: щэнхабзэм и министр – “министр культуры”. При этом произошла неоправданная подмена данным словом другого, созвучного ему термина – щlэнхабзэ, также предложенного мной (См.: Бгъэжьнокъуэ Б. Адыгэ хабзэ щlэин//1уащхьэмахуэ, 1990, №2) Следует подчеркнуть в данной связи, что внутренняя форма слова щlэнхабзэ (“приемлемый, предпочтительный, необходимый способ действия”) как нельзя лучше отвечает значению слова культура, современным представлениям о содержании данного понятия. В то же время слово щэнхабзэ (“нормы, способы нравственного поведения”)  не вполне соответствует значению “культура”.
  5. 5.Кешев А. Характер адыгских песен // Избранные произведения адыгских просветителей. Нальчик, 1980. С. 125.
  6. 6.Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Становление и развитие гуманистической педагогики. Ростов н/Д, 1997.
  7. 7.Мамхегова Р.А. Указ. соч. с.7; МафIэдз С.Хь. Адыгэ хабзэ. Налшык, 1997.н.47; Думанов Х.М., Кетов Ю.М. Адыгэ хабзэ и суд в Кабарде во второй половине XVII-XIX в. Нальчик, 2000. с.28;. .: Мафедзев С.Х. Адыги. Обычаи, традиции (Адыгэ хабзэ). С. 9; Думанова Ф.Х. Адыгэ хабзэ// Вестник КБИГИ, Вып.8, Нальчик, 2001,  С. 106.
  8. 8.Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов. Нальчик, 1990. С. 229.
  9. 9.Последняя работа С.Х. Мафедзева  в этом  отношении еще более показателна и может служить хорошим пособием по целиком неверному представлению сути адыгского этикета. См.: Мафедзов С.Х. Адыги. Обычаи, традиции (Адыгэ хабзэ). Нальчик, 2000.
  10. 10.Ханаху Р.А., Цветков О.М. Культурно-этнический феномен адыгагъэ: К постановке проблемы// Философия и социология в республике Адыгея. Вып.1. Майкоп, 1995;Касландзия И.В. Адыгагъэ и апсуара: адыго-абхазские культурно-этнические параллели// Философия и социология в республике Адыгея. Вып.1. Майкоп, 1995; Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. Нальчик, 1999.
  11. 11.Шоров И.А. Идеи нравственного воспитания в адыгском устном народном творчестве. Ростов н/Д, 1977; Он же: Адыгская народная педагогика. Майкоп, 1989; Загазежев М.Т. Очерки по народной педагогике адыгов. Нальчик, 1996; Мамхегова Р.А. Очерки об адыгском этикете. Нальчик, 1993; Мэмхэгъ Р. Лъэпкъым и цlыху бгъэсэнум. Налшык,

_____________________________________________________________________________________

Бгажноков Барасбий Хачимович., доктор исторических наук, директор Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН

Быт адыгейцев

В Республике Адыгея максимально сохранились традиции предков. Особенно заметно это на примере ведения хозяйства. До середины XIX в. в обществе придерживались устоев феодально-рабовладельческого строя, для которого была характерна сословная иерархия. По этим же правилам регламентировались обязанности в общине.

В традициях народов Адыгеи – жизнь семейными поселениями численностью до 100 человек. Главой семьи считается отец. Непререкаемый авторитет – люди старшего возраста. Принцип старшинства сохраняется всю жизнь: если в семье растет несколько мальчиков, то по обычаю первым должен жениться старший сын.

Несмотря на то, что черкесы считаются отличными воинами, основные занятия этого народа мирные. Современные адыгейцы Краснодарского края остаются верными традициям своих предков и чаще всего занимаются земледелием и скотоводством. В каждой семье большое подсобное хозяйство: утки, куры, гуси. В горах пастухи пасут овец, коз, мулов и яков. В полях сеют пшеницу, кукурузу, ячмень и просо. Развито и ремесленничество: адыгейцы славятся своими кузнецами и передают мастерство из поколения в поколение. Женщинам нет равных в изготовлении тканей.

Кухня адыгейцев достаточно проста, ее даже называют «военно-полевой». Блюда здесь в большинстве своём готовят на основе баранины, молока и круп. Отдельное место занимает традиция приготовления знаменитого адыгейского сыра. Из поколения в поколение передают историю его рецепта: по легенде, технологию изготовления раскрыл девушкам-черкескам бог скотоводства Амыш в награду за то, что они спасли от гибели стадо овец.

Дома этот народ предпочитает деревянные. И это тоже дань обычаям предков адыгейцев: когда-то жилища делали не из бревен, а из ветвей, чтобы можно было собрать и разобрать дом в условиях военного времени. Отдельно обустраивают комнату для гостей, которая называется «кунацка». Ранее в больших общинах для гостей выстраивали отдельный дом.

Что включает в себя понятие адыгский этикет

Основой данного понятия является почтительность. Она является главным правилом гостеприимства. Однако помимо этого существуют несколько частных, инструментальных принципов, которые бывают стратификационными, а также фатическими.

Стратификационные принципы включают в себя:

  • уважение старших;
  • уважение женщин;
  • уважение гостей;
  • уважение детей;
  • уважение самого себя.

Главной необходимостью стратификационных принципов является уделение особого внимания и особого почтения к определенной категории лиц – к тем, кто должен быть удостоен особого отношения.

Фатические же принципы базируются на стиле, а также тоне этикетного поведения. Сюда входят такие качества, как:

  • доброжелательность;
  • скромность;
  • артистичность.

Такие факторы помогают акцентировать внимание на потребности в развлечении гостя, удивлении его своими хорошими манерами и осведомленностью во всех аспектах этикета. Доброжелательность помогает выбрать средства и приемы общения, которые будут сигнализировать о дружественном расположении

Доброжелательность помогает выбрать средства и приемы общения, которые будут сигнализировать о дружественном расположении.

Артистичность позволяет сделать общение ярким, живым и изысканным, предусматривая применение различных интересных и красочных приемов.

Благодаря скромности появляются такие важные качества, как учтивость, деликатное, тактичное отношение к гостю.

Женщины и мужчины

Адыгейский мужчина не только глава семьи. Прежде всего, это защитник своей земли. Испокон веков этот народ славился своим бесстрашием и отвагой. Предки его еще в конце первого тысячелетия до нашей эры смогли образовать на черноморском побережье Краснодарского края мощное государство Синдику, обладающее таким войском, которого боялся даже царь Митридат.

Традиции и обычаи адыгейцев относительно воспитания мальчиков сохранились до сих пор: с раннего детства детей учат обращению с ножом, луком и стрелами, держаться в седле и ухаживать за лошадьми. Трусость для мужчин, независимо от возраста, недопустима, но и хвастовство считается пороком. Истинный черкес – скромный и отважный. В центре внимания мужчина может быть только 3 раза в жизни: в момент рождения, в день смерти и на собственной свадьбе.

Женщины – эталон красоты. Многие отмечают особую стать адыгеек. И это неспроста: с 12 лет девочки здесь начинают носить корсет, который помогает держать осанку и делает талию очень тонкой. Символом красоты считаются темные длинные волосы, которые до замужества они заплетают в косы, а после свадьбы прячут под платок. За яркую внешность, великолепную фигуру и покладистый характер женщин из Адыгеи хотели иметь в наложницах богатые люди многих стран.

Отношение к женщинам у этого народа необычны для кавказцев. Дамы здесь в особом почете: при них нельзя сквернословить, курить, ссориться, драться. Мужчина всегда встает, если в комнату входит женщина, а всадники спешиваются, встретив на дороге путницу. Ранее по адыгейскому обычаю воины,  возвратившиеся после удачного похода, приходили в дом самой уважаемой в общине женщине и приносили ей дары. Если в поселении такой дамы не было, то одаривали первую адыгейку, которую они встречали на пути.

Дети

По традиции рождение ребенка адыгейцы отмечают с особой радостью. Один из обычаев – вывешивание флага на крышу дома. Если рождается девочка, то над жилищем развевается пестрый флаг, если мальчик, то крепят однотонное полотнище, чаще всего красного цвета. В первый год жизни малыша дедушка по отцовской линии сажает дерево. Это символизирует начало становления жизненного пути нового члена семьи: как крепнет дерево, так крепнет и умнеет ребенок.

Приданое малышу собирают уже после его появления на свет. Постельные принадлежности покупаются женщинами по линии матери: если младенец будет спать на постели, приготовленной родственниками отца, то в будущем он будет несчастен в браке. Перед тем как положить малыша в колыбельку, туда кладут кошку и дают ей выспаться, чтобы ребенок потом здесь так же крепко спал, как и она. На сон младенца укладывает бабушка по отцу.

У адыгейцев Краснодарского края есть интересная традиция, связанная с празднованием первого шага ребенка. Когда малыш начинает ходить, выбирают день, созывают гостей (как правило, близких родственников и друзей), накрывают стол, устраивают игры и конкурсы. Ребенку перевязывают ножки лентой, а затем старшая женщина из рода перерезает ее, приговаривая: «Расти сильным и здоровым». Этот обряд символизирует напутствие ребенка на всю дальнейшую жизнь. Интересна традиция угощения всех, кто пришел на праздник, кусочком круглого хлеба. Сначала на особенный ритуальный стол на трех ножках подают большой круглый хлеб, ставят на него малыша и аккуратно вырезают отпечаток ступни. Этот кусочек предназначается самому ребенку, остальной же хлеб делится между гостями. Все должны съесть это угощение, чтобы будущая жизнь малыша была гладкой.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. 1.Арутюнов С.А. Кавказское застолье как социальный регулятор//Одиссей. Человек в истории. М., 1999.
  2. 2.Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик, 1978; Мыжей М. Адыгэ хабзэмрэ ди зэманымрэ. Черкесск, 1980; Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов. Нальчик, 1990; Ханаху Р.А., Цветков О.М. Культурно-этнический феномен адыгагъэ. К постановке проблемы//Философия и социология в республике Адыгея. Вып.1. Майкоп, 1995; Унежев К.Х. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик, 1997.
  3. 3.Бгажноков Б.Х. Этика Ж.Казаноко и духовная атмосфера Кабарды в ХУШ столетии//Жабаги Казаноко. Материалы конференции. Нальчик, 1987.
  4. 4.В Кабардино-Балкарии с подачи работников СМИ этот термин используется в значении “культура”, например: щэнхабзэм
    и министр – “министр культуры”. При этом произошла неоправданная подмена данным словом другого, созвучного ему термина – щ
    l

    энхабзэ

    , также предложенного мной (См.: Бгъэжьнокъуэ Б. Адыгэ хабзэ щlэин//1уащхьэмахуэ, 1990, № 2) Следует подчеркнуть в данной связи, что внутренняя форма слова щ
    l

    энхабзэ

    (“приемлемый, предпочтительный, необходимый способ действия”) как нельзя лучше отвечает значению слова культура, современным представлениям о содержании данного понятия. В то же время слово щэнхабзэ (“нормы, способы нравственного поведения”) не вполне соответствует значению “культура”.

  5. 5.Кешев А. Характер адыгских песен // Избранные произведения адыгских просветителей. Нальчик, 1980. С. 125.
  6. 6.Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Становление и развитие гуманистической педагогики. Ростов н/Д, 1997.
  7. 7.Мамхегова Р.А. Указ. соч. с.7; МафIэдз С.Хь. Адыгэ хабзэ. Налшык, 1997.н.47; Думанов Х.М., Кетов Ю.М. Адыгэ хабзэ и суд в Кабарде во второй половине XVII-XIX в. Нальчик, 2000. с.28;. .: Мафедзев С.Х. Адыги. Обычаи, традиции (Адыгэ хабзэ). С. 9; Думанова Ф.Х. Адыгэ хабзэ// Вестник КБИГИ, Вып.8, Нальчик, 2001, С. 106.
  8. 8.Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов. Нальчик, 1990. С. 229.
  9. 9.Последняя работа С.Х. Мафедзева в этом отношении еще более показателна и может служить хорошим пособием по целиком неверному представлению сути адыгского этикета. См.: Мафедзов С.Х. Адыги. Обычаи, традиции (Адыгэ хабзэ). Нальчик, 2000.

  10. 10.Ханаху Р.А., Цветков О.М. Культурно-этнический феномен адыгагъэ: К постановке проблемы// Философия и социология в республике Адыгея. Вып.1. Майкоп, 1995;Касландзия И.В. Адыгагъэ и апсуара: адыго-абхазские культурно-этнические параллели// Философия и социология в республике Адыгея. Вып.1. Майкоп, 1995; Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. Нальчик, 1999.
  11. 11.Шоров И.А. Идеи нравственного воспитания в адыгском устном народном творчестве. Ростов н/Д, 1977; Он же: Адыгская народная педагогика. Майкоп, 1989; Загазежев М.Т. Очерки по народной педагогике адыгов. Нальчик, 1996; Мамхегова Р.А. Очерки об адыгском этикете. Нальчик, 1993; Мэмхэгъ Р. Лъэпкъым и цlыху бгъэсэнум. Налшык,

_____________________________________________________________________________________

Бгажноков Барасбий Хачимович

., доктор исторических наук, директор Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН

Адыгейский народ относится адыгским народностям. Изначально адыгейские племена имели множество других названий: зихи, каски, касоги, черкесы, керкеты и меоты. Также исторические данные указывают на другие этнонимы адыгского народа – дандрии, синды, досхи, агры и другие. Адыгейский знак “оседлец”, подтверждает принадлежность народа к казачьему обществу.

Именно поэтому некоторые называют адыгов касоги или хазары, как производное от слова “коса”. Сегодня многие адыгейцы, живущие на Кавказе сохраняют старинные обычаи и отращивают длинные косы.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. 1.Арутюнов С.А. Кавказское застолье как социальный регулятор//Одиссей. Человек в истории. М., 1999.
  2. 2.Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик, 1978; Мыжей М. Адыгэ хабзэмрэ ди зэманымрэ. Черкесск, 1980; Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов. Нальчик, 1990; Ханаху Р.А., Цветков О.М. Культурно-этнический феномен адыгагъэ. К постановке проблемы//Философия и социология в республике Адыгея. Вып.1. Майкоп, 1995; Унежев К.Х. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик, 1997.
  3. 3.Бгажноков Б.Х. Этика Ж.Казаноко и духовная атмосфера Кабарды в ХУШ столетии//Жабаги Казаноко. Материалы конференции. Нальчик, 1987.
  4. 4.В Кабардино-Балкарии с подачи работников СМИ этот термин используется в значении “культура”, например: щэнхабзэм и министр – “министр культуры”. При этом произошла неоправданная подмена данным словом другого, созвучного ему термина – щlэнхабзэ, также предложенного мной (См.: Бгъэжьнокъуэ Б. Адыгэ хабзэ щlэин//1уащхьэмахуэ, 1990, №2) Следует подчеркнуть в данной связи, что внутренняя форма слова щlэнхабзэ (“приемлемый, предпочтительный, необходимый способ действия”) как нельзя лучше отвечает значению слова культура, современным представлениям о содержании данного понятия. В то же время слово щэнхабзэ (“нормы, способы нравственного поведения”)  не вполне соответствует значению “культура”.
  5. 5.Кешев А. Характер адыгских песен // Избранные произведения адыгских просветителей. Нальчик, 1980. С. 125.
  6. 6.Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Становление и развитие гуманистической педагогики. Ростов н/Д, 1997.
  7. 7.Мамхегова Р.А. Указ. соч. с.7; МафIэдз С.Хь. Адыгэ хабзэ. Налшык, 1997.н.47; Думанов Х.М., Кетов Ю.М. Адыгэ хабзэ и суд в Кабарде во второй половине XVII-XIX в. Нальчик, 2000. с.28;. .: Мафедзев С.Х. Адыги. Обычаи, традиции (Адыгэ хабзэ). С. 9; Думанова Ф.Х. Адыгэ хабзэ// Вестник КБИГИ, Вып.8, Нальчик, 2001,  С. 106.
  8. 8.Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов. Нальчик, 1990. С. 229.
  9. 9.Последняя работа С.Х. Мафедзева  в этом  отношении еще более показателна и может служить хорошим пособием по целиком неверному представлению сути адыгского этикета. См.: Мафедзов С.Х. Адыги. Обычаи, традиции (Адыгэ хабзэ). Нальчик, 2000.
  10. 10.Ханаху Р.А., Цветков О.М. Культурно-этнический феномен адыгагъэ: К постановке проблемы// Философия и социология в республике Адыгея. Вып.1. Майкоп, 1995;Касландзия И.В. Адыгагъэ и апсуара: адыго-абхазские культурно-этнические параллели// Философия и социология в республике Адыгея. Вып.1. Майкоп, 1995; Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. Нальчик, 1999.
  11. 11.Шоров И.А. Идеи нравственного воспитания в адыгском устном народном творчестве. Ростов н/Д, 1977; Он же: Адыгская народная педагогика. Майкоп, 1989; Загазежев М.Т. Очерки по народной педагогике адыгов. Нальчик, 1996; Мамхегова Р.А. Очерки об адыгском этикете. Нальчик, 1993; Мэмхэгъ Р. Лъэпкъым и цlыху бгъэсэнум. Налшык,

_____________________________________________________________________________________

Бгажноков Барасбий Хачимович., доктор исторических наук, директор Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий