О внутреннем «гопнике», «пугливом котенке» и ранговом потенциале энергии
Мозг условно делится на три составляющие: так называемый рептильный мозг – древнейшая часть органа, которая отвечает за инстинкты, удовлетворение базовых потребностей (еда, бегство, драка, секс), лимбический мозг, отвечающий за эмоции, чувства, а также неокортекс, благодаря которому люди рационально мыслят, анализируют, творят. Однако 95% решений принимаются рептильным мозгом и лимбической системой, потому вся система мотивации человека построена на том, чтобы избежать наказаний и получить удовольствие.
«Неокортекс – это та часть мозга, которая делает нас людьми. Рептильный мозг и лимбическую систему можно сравнить с гопником и пугливым котенком, и, чтобы повысить мотивацию, необходимо научиться с ними договариваться», – рассказывает Лусинэ Цатурян.
Если представить человека как батарейку, то можно применить такое понятие, как ранговый потенциал. Это весь потенциал энергии, на который способны люди. Он разнится – есть генетически более энергичные люди и менее энергичные. Также есть понятие витальности – это тот уровень энергии, на котором человек находится в данный момент. Задача каждого человека повышать уровень витальности, чтобы использовать свой ранговый потенциал энергии по максимуму.
Упражнения на воображение
Воображение отличает нас от животных. Так говорят биологи: котики этот факт отрицают. Развивайте воображение, чтобы иметь возможность ориентироваться в различных точках зрения, переживать подсознательный опыт и творчески мыслить.
- Представляйте в голове, как играете на пианино. Как расположены пальцы? С какой скоростью двигаются? Какую мелодию играют – услышьте звук, поймайте ритм, попробуйте перемещаться в такт. Додумайте историю – почему родилась эта композиция, с какими чувствами связана. Проводите упражнение в тишине.
- Распечатайте несколько экземпляров. На каждом дорисовывайте картинку в соответствии с рандомной темой, возникшей в голове (животные, части тела, аксессуары и пр.).
Я мысленно дорисовала девочку. А вы?
- Назовите ассоциации с числами 12, 7, 4, 56, 11. Когда эти числа закончатся, придумайте новые и повторите упражнение.
- Посмотрите на картинку. Представьте музыку, с которой она ассоциируется. Запишите историю, которая по динамике (бодрая, веселая, грустная и пр.) повторяет композицию в голове.
Рэдклифф в роли трупа в фильме «Человек – швейцарский нож»
- Вспомните последний просмотренный фильм. Перенесите сценарий в другую эпоху: как трансформируется сюжет, изменятся ли характеры героев, совпадет ли концовка?
Урок 7: мозг создает нашу общую реальность
Уникальность человеческого мира в том, что материальные объекты в нем гармонично сосуществуют с идеями. Для того чтобы их комбинировать, нашему мозгу не нужны очки дополненной реальности. Государственные границы, деньги, слова, законы и другие понятия, которые родились в мозгу других людей, для нас так же реальны, как воздух или сила тяжести. Но как вышло, что наш мозг, замкнутый в своей черепной коробке, умудряется жить в одном мире с миллиардами других? Все благодаря нашей суперсиле — социальной реальности. В ее основе пять способностей: креативность, коммуникативность, копирование, сотрудничество, но главное — компрессия. Баррет объясняет ее суть по аналогии с работой детектива. Представьте, что вы опрашиваете свидетелей одного и того же происшествия. И чтобы составить его краткое описание, удаляете из отчета все повторяющиеся подробности. То же самое происходит в мозге. Один нейрон принимает сигналы от множества других нейронов, которые работают на разных частотах. Но прежде чем передать информацию дальше, сжимает ее, удаляя все лишнее. И это сжатие повторяется на каждом новом уровне обработки информации. Что дает эта способность в жизни? Она помогает нам «узнавать» то, что мы никогда в жизни не видели. Например, при первом же взгляде на изображение Медузы Горгоны даже человек, не знающий греческую мифологию, мгновенно понимает, что змеи вместо волос у нее на голове символизируют опасность. Благодаря умению сжимать огромные массивы информации мозг превращает для нас звуки в слова, слова в идеи, идеи в нашу общую реальность. А почти 200 страниц книги в наш короткий обзор.
Половина урока: наш мозг – не для того, чтобы думать
Мы уверены, что именно способность «думать» отличает нас от мира животных. На самом деле мозг в основном занимается не этим. «Думаем» мы лишь иногда, а вот дышим, перекачиваем кровь, вырабатываем гормоны и ферменты, обновляем клетки и поддерживаем температуру тела — всегда. Все это надо учитывать, направлять и проверять. Это и есть обязанность мозга. На нашей гигантской биохимической фабрике он — главный менеджер и бухгалтер, который ведет учет и поддерживает баланс энергетических доходов и расходов. Он управляет движением более 600 мышц, поддерживает баланс десятков разных гормонов, перекачивает кровь в объеме нескольких тысяч литров в день, регулирует расход энергии миллиардов мозговых клеток, контролирует переваривание пищи и выделение отходов и помогает организму бороться с заболеваниями – каждое мгновение нашей жизни. А наши воспоминания, эмоции, мысли, галлюцинации и ощущения – лишь побочный эффект главной миссии нашего мозга, которая состоит в том, чтобы мы были живы и здоровы. И в идеале, передали свои гены следующему поколению.
В наш мозг встроен «детектор ошибок»
Предположение о том, что в человеческом мозге существует некий регистратор ошибок, одной из первых сделала академик Наталья Бехтерева. Вместе с коллегами ученый лечила пациентов с болезнью Паркинсона с помощью вживленных в мозг электродов. Во время таких сеансов людям предлагалось выполнить различные задания и проверяли реакцию разных участков мозга. Ученые заметили интересную закономерность: при любой ошибке в определенных точках мозга возникала одна и та же реакция мозга. В нашем мозге существуют популяции клеток, расположенные в разных зонах, и они реагируют именно на ошибки. Большинство людей об этом механизме и не подозревают, не замечают, как он работает (нельзя же, например, постоянно фиксировать каждый вдох и выдох, каждое движение тела). Чем старше и опытнее мы становимся, тем больше информации накапливается в «детекторе ошибок».
Рептильный мозг
Мозг рептилии был использован некоторыми авторами в качестве концепции, чтобы объяснить, почему мы часто боимся, мы сопротивляемся изменениям, мы не очень гибки или мы ищем только свое выживание.
Мозг рептилии держит нас в безопасной среде и вдали от опасности, хотя он имеет тенденцию быть несколько жестким и повторяющимся.
Сет Годин, американский бизнесмен, говорит в своей книге «Вы незаменимы?» О мозге рептилий, указывая, что:
«Мозг ящерицы голоден, напуган, зол И он хочет только есть и быть уверенным. Его волнует, что думают другие, потому что состояние племени необходимо для их выживания. Но, конечно, выживание и успех не одно и то же “.
По словам Година, мозг рептилий у людей является источником сопротивления, чтобы получить то, что мы хотим. Это причина, почему мы боимся, и иногда, вместо того, чтобы защищать себя, это мешает нам двигаться вперед.
По-видимому, мозг рептилии связан с рядом функций, которые вы можете прочитать ниже:
– основные жизненные функции: рептилии мозг, кажется, регулировать эти основные и бессознательные функции, такие как кровяное давление, дыхание, температура тела, движения глаз, баланс или глотание.
– Автоматическая реакция на преодоление экологических стимулов и вызовов. Например, типичными реакциями на опасность являются быстрые реакции на борьбу. Либо бежать, либо искать укрытие.
Таким образом, инстинкты выживания рептилий – это атаки, которые защищают вашу собственную жизнь или спасаются бегством. Люди могут действовать как рептилии до неожиданного стимула, который пугает нас, угрозы или возможного вреда.
На самом деле, перед таким раздражителем, как громкий шум, наша самая непосредственная реакция – это шок и паралич. Это пример механизма работы мозга рептилий для быстрого реагирования на потенциально опасные раздражители из окружающей среды..
– Основные эмоции, такие как гнев или агрессия. Проявление гнева было бы проявлением мозга рептилий, в котором человек пытается показать, что он сильнее своего врага. Таким образом, это препятствует тому, чтобы другой начал агрессию, внушил уважение и напугал его. Это способ защитить себя или своих близких от других.
– Избегайте боли и ищите удовольствия или приятных ощущений автоматически. Это также держит нас в комфортной и безопасной обстановке.
– Месть. Столкнувшись с конфликтом, который воспринимается как несправедливый, мозг рептилий может отреагировать, высвободив необходимость в ответных мерах. Таким образом, наказать других за действия или слова, которые наносили вред человеку ранее.
Это инстинктивное поведение, которое может продлить конфликты и войны, когда в действительности наиболее адаптивным было бы решение проблемы другим способом. То есть более рефлексивно и при участии корковых структур.
– Территориальное и племенное поведение. Наши рептильные инстинкты ведут нас к повышению нашей безопасности посредством защиты и определения пространства, в котором мы живем. Таким образом, каждый из них пытается сохранить и заботиться о своем собственном доме и вещах..
Кроме того, мозг рептилий гарантирует, что мы находимся в гармонии с другими членами нашего «племени», избегая демонстрации поведения или идей, которые не соответствуют тем из этой группы.
– Репродуктивная потребность Это то, что заставляет нас чувствовать себя привлеченными к другим людям нашего вида, с которыми у нас есть общие качества. Это поддерживает выживание вида.
Раннее развитие «калечит» детский мозг
Мода на раннее развитие, когда детей как можно раньше учат читать, писать, считать и говорить на иностранном языке, чревата серьезными последствиями интеллекта и психики ребенка. По словам директора Института мозга человека им. Натальи Бехтеревой, академика Святослава Медведева, мозг человека формируется до 17 лет, и те участки, которые отвечают за чтение, в 2-3 года еще не развиты. Поэтому когда ребенка в три года вместо сказок заставляют читать и считать, он использует области мозга, которые для этого не предназначены, а потому делает он это очень плохо. Это все равно что программу, рассчитанную на современный макбук, заставить работать на стареньком «пентиуме», говорит ученый. Кроме того, перегрузка информации приводит к неврозам и более серьезным расстройствам психики.
Понимание идеи триединого мозга
Идея тройного мозга Пола Маклина основана на идее в человеческом мозге есть 3 разные системы мозга со своей собственной логикой работы, и то, что каждый из них появлялся в нашей эволюционной линии последовательно, один за другим
Это означает, среди прочего, что эти три мозга будут относительно независимыми и что они будут связаны друг с другом в соответствии с иерархией, в зависимости от их возраста и важности их функций для нашего выживания
Например, комплекс рептилий, который первым появится, будет той структурой, которая выполняет самые основные и самые важные функции, чтобы выжить здесь и сейчас, тогда как неокортекс, будучи самой последней структурой появления в эволюционная линия, ведущая к Homo Sapiens, будет отвечать за самые изысканные и сложные функции.
Логика, которая следует за этой концепцией человеческого мозга, очень напоминает способ понимания эволюции как процесса, в котором новое накапливается на старом , так что эти две стороны поддерживают относительную независимость друг от друга, хотя они влияют друг на друга. Это также напоминает нам о том, что эмоциональное и рациональное являются частью двух диаметрально противоположных психологических измерений, и что, когда есть одно, другое не подходит.
Программирование улучшает память и когнитивные навыки
С возрастом ухудшается наша способность запоминать новое и память в целом, но в одном из исследований учёные обнаружили, что «интеллектуальные занятия служат буфером, который сглаживает когнитивный спад».
Проще говоря, занятия, которые требуют значительных умственных усилий, такие как программирование, помогают бороться с потерей памяти и укреплять здоровье мозга.
Комментирует переводчик
К слову, деменция может настигнуть не только в старости: ранняя деменция диагностируется у людей в возрасте от 30 лет. Учёные считают, что риск её снижается, если питаться сбалансированно, поддерживать физическую активность и активность мозга.
Программирование — отличная зарядка для ума. И вряд ли хуже решения кроссвордов, изучения иностранных языков или разгадывания головоломок. Ведь, согласно этому исследованию, программирование соответствует всем критериям мыслительной деятельности, которая действительно улучшает мозг:
- Во-первых, это интенсивная когнитивная деятельность.
- Во-вторых, она интеллектуально трудна.
- И в третьих, она подразумевает изучение чего-то нового.
Кадр: фильм «Сноуден»
В человеческом мозге два полушария: левое и правое. Правое отвечает за интуицию и воображение, левое — за аналитическое и логическое мышление.
При программировании задействованы функции обоих полушарий, поэтому оно развивает мозг комплексно. Оно усиливает когнитивные способности, которые отвечают за обучаемость, преодоление интеллектуальных трудностей, запоминание информации.
Комментирует переводчик
Кажется, здесь автор повторяет популярный миф о том, что левое и правое полушария работают по-разному. Эта теория появилась во второй половине XX века с лёгкой руки лауреата Нобелевской премии Роджера Сперри.
Позднее учёные выяснили, что, каким бы делом ни был занят человек, в нём участвуют оба полушария, причём разные зоны — в зависимости от вида деятельности, но вот доминирующих сторон не наблюдается. Например, в этом исследовании нейробиологи сделали магнитно-резонансную томографию тысяче человек, чтобы опровергнуть подобные заблуждения.
Части мозга по Полу Маклину
Теперь, когда мы рассмотрели выше идеи, на которых основана триединая модель мозга, давайте рассмотрим ее отдельные части:
1. Рептильный мозг
Для Пола Маклина, концепция рептильного комплекса служила для определения нижней зоны переднего мозга где находятся так называемые базальные ганглии, а также области ствола мозга и мозжечка, отвечающие за поддержание функций, необходимых для немедленного выживания. Согласно Маклину, эти области были связаны со стереотипным и предсказуемым поведением, которое, по его словам, определяет позвоночных животных, которые не очень развиты, таких как рептилии.
Эта структура будет ограничена тем, чтобы появилось простое и импульсивное поведение, подобное ритуалам, которые всегда повторяются одинаково, в зависимости от физиологических состояний организма: страха, голода, гнева и т. Д. Его можно понимать как часть нервной системы, которая ограничивается исполнением генетически запрограммированных кодов, когда выполняются правильные условия.
2. Лимбический мозг
Лимбическая система, которая, согласно Маклину, появилась у наиболее примитивных млекопитающих и основанная на рептильном комплексе, была представлена как структура ответственность за появление эмоций, связанных с каждым из пережитых переживаний .
Его полезность связана с обучением. Если поведение вызывает приятные эмоции, мы склонны повторять его или пытаться изменить наше окружение, чтобы оно повторялось снова, а если оно вызывает боль, мы будем помнить это переживание и избегать повторного переживания. Таким образом, этот компонент будет играть фундаментальную роль в таких процессах, как классическая обусловленность или оперантная обусловленность.
3. Неокортекс
Для Маклина, неокортекс был самым последним эволюционным этапом в развитии нашего мозга , В этой очень сложной структуре заложена способность выучить все нюансы реальности и нарисовать самые сложные и оригинальные планы и стратегии. Если рептильный комплекс был основан на повторении процессов исключительно самой биологией, то неокортекс был проницаем для всех видов тонкостей, происходящих из окружающей среды и анализа наших собственных действий.
Для этого нейробиолога, неокортекс можно считать местом рациональности в нашей нервной системе , поскольку это позволяет нам проявлять систематическое и логическое мышление, которое существует независимо от эмоций и поведения, запрограммированных нашей генетикой.
Структура
Самое обобщенное деление структур мозга производится на 3 части: большие полушария головного мозга + мозжечок + ствол. Поскольку все структуры взаимодействуют между собой, то нельзя обойти стороной такое «деление» на 5 отделов:
- Конечный, в который входит оба полушария
- Задний, к которому относится мозжечок
- Средний, расположенный между мостом и мозжечком
- Промежуточный, находящийся выше среднего
- Продолговатый, который является непосредственно продолжением спинного
Понятие конечного мозга объединяет оба полушария, при этом его также принято разделять на 4 доли — лобную, височную, теменную, затылочную.
Слаженная работа всех отделов направлена на работу высших психических функций — восприятия, внимания, памяти, мышления. Наша нервная система получает сигналы от органов чувств, а мозг обрабатывает их — слух, зрение, вкус, запах, чувство равновесия. Также он контролирует все жизненно важные процессы — дыхание, сердцебиение, метаболизм. Рассмотрим подробнее, где же происходит это волшебство.
О мотивации в IT
На работе IT-специалистам часто тяжело найти мотивацию, потому что они не видят для себя большой выгоды от выполненных задач – работают через силу, потому что шеф сказал «надо».
«Обращаясь к руководителям, скажу, что очень неправильно давать людям задачу «сверху», говорить, что сотрудник должен сделать это и это, причем без объяснений
Важно подключать команду, чтобы она сама пришла к реализации задачи, расписала критерии достижения результата, чтобы им хватило мотивации для реализации проекта. Мотивация деньгами не всегда работает», – отметила коуч
Специалистам, которые оказались в подобной ситуации и не могут сменить компанию, стоит «привязать» к рабочей задаче какие-то личные выгоды: подумать, что вы сможете получить, если сейчас напишите код, договоритесь с клиентом, продадите продукт. То ли вы поднимаетесь как специалист, то ли повышаете статус, то ли получаете перспективу зарабатывать больше»
Обобщенные рекомендации
Советы старшеклассникам
Проверьте, насколько вы готовы
Если вас заинтересовала профессия нейробиолога, лучше сразу проверить, насколько вам подходит медицинская специальность и работа с людьми с ОВЗ. Посмотрите документальные фильмы о работе врачей и физиологов, например, цикл видеоматериалов об экспериментах И. П. Павлова. Полезно хотя бы несколько дней поработать на подхвате в клинике, куда приходят люди с аутизмом, ДЦП, синдромом Дауна.
В работе нейробиолога важно уметь реагировать на нестандартные ситуации, быть открытым, деликатным и готовым к экспериментам. На занятиях с детьми может случиться всякое, например, я недавно получила удар в лицо
Профессионал должен уметь быстро оценить ситуацию и дать адекватный ответ.
Прочтите книги
Если вы не брезгливы, вас не пугает шум и непредсказуемое поведение — беритесь за книжки. Рекомендую прочесть «Лабиринты мозга» Натальи Бехтеревой, внучки знаменитого российского физиолога. Она написана непростым языком, но лично у меня вызвала сильные эмоции и научный интерес.
Три мозга
Если Вы посмотрите на картинку, то увидите, что теория трех видов мозга вполне реалистична.
Научные исследования доказывают, что у каждого из них есть свое конкретное месторасположение в нашем теле.
Он отвечает за инстинкты, быстродействие и выживание. Реагирует не задумываясь с целью защитить тело от опасности.
Бей! Беги! Замри! Благодаря именно этим реакциям живые существа спасались от своих врагов. Инстинктивно и без эмоций.
Исключительно мышечная реакция, включающая и выключающая двигательную активность существа, когда оно чувствует опасность или голод, испуг или удовольствие.
Он обхватывает рептильный мозг как перчатка. И отвечает за эмоции и поведение в стае, то есть коллективизм, командность, семейность.
Благодаря этому мозгу животные обучаемы. У них есть эмоции. Они соблюдают иерархию. Умеют действовать сообща: парами или стаей.
Лимбический мозг отвечает за чувства, доминирование, обучение, защиту, за осознание настоящего, похожесть и желание придерживаться привычных моделей жизни, за слуховое восприятие и различение ритма и интонаций.
Он сложен, нестабилен, гибок и продолжает развиваться.
Неокортекс НЕ интегрирован с эмоциональным и рептильным мозгом.
Он умеет анализировать, синтезировать, обобщать, планировать и рассуждать.
Неокортекс позволяет визуализировать будущее, создавать диссоциированные образы.То есть образы, на которые мы с вами можем смотреть со стороны, с позиции наблюдателя.
Но самое главное — он умеет предвидеть, фантазировать и мечтать. И выражать мысли при помощи слов. Кстати, языковая система — самая молодая в неокортексе.
В книге философа Георгия Гурджиева «Все и вся» герой рассказывает своему внуку все о «непонятном поведении трехмозговых существ на этой странной планете Земля», у которых каждый из трех умов заведует своей сферой.
Я очень благодарна своему рептильному мозгу, который однажды, а может быть, и десятки раз, спасал меня в критических ситуациях. Например, от лобового столкновения с автобусом. Это случилось на Мальте, когда мой неокортекс, витая в мечтах о теплом песочке и ласковых морских волнах, чуть меня не угробил. Я шла и мечтала. Шла и не заметила, как ступила на проезжую часть. Шла, уставившись внутрь себя, радуясь своим мечтам. Что меня заставило отпрыгнуть и прижаться к стене ровно за секунду до того, как в узкую улочку втиснулся огромный туристический автобус? Рептильный мозг.
Я очень благодарна моему лимбическому мозгу, который дает возможность чувствовать переживания и состояния других людей, сопереживать, сочувствовать, строить отношения с разными людьми и группами, избегать разрушающих меня отношений.
С умным неокортексом всегда сложные отношения. Он прекрасен и могуч, когда начинаешь новый проект, планируешь, идешь к цели, ищешь идеи для решения проблем и задач. Но он же заставляет тревожиться и переживать мнимые опасности, дает ложные ориентиры и заводит в тупик.
Медитация
Есть множество различных техник медитации, но остановимся на самой, казалось бы, простой — посидеть в тишине с закрытыми глазами, сосредоточившись на дыхании. Даже такое на первый взгляд простое упражнение может вызвать массу препятствий. В первый раз будет крайне трудно просидеть даже минуту без назойливых мыслей, обуревающих сознание. Тем не менее, постепенно останавливая поток сознания и возвращаясь к дыханию, вы поможете своему мозгу перезагрузиться
Ежедневные практики помогают избавиться от тревожности, уменьшить воздействие стресса и научиться контролировать внимание.
Исследования доказывают, что те, кто практикуют медитацию каждый день, имеют более толстый слой серого вещества именно в тех зонах, которые отвечают за внимание и психологическую гибкость. Тренировка мозга при помощи медитации приводит к тому, что со временем нужно прикладывать все меньше усилий для фокусировки вашего внимания
А это значит, что со временем вам станет легче концентрироваться в обычной жизни, когда это необходимо — например, на важном совещании или сдаче экзамена.
Конечный мозг
Ниже приведены основные функции долей больших полушарий:
- Лобная отвечает за речь и координацию движений. В ее функцию входит непосредственно мышление и логика как процесс, контроль поведения. Здесь же расположены центры Брока и Вернике: первый отвечает за речь, второй — за понимание речи, письменной или устной.
- Теменная обрабатывает информацию от органов чувств при помощи сенсорного центра, а затем формируют нашу ответную реакцию. Именно там возникают наши ощущения, особенно — ощущение собственного тела, а также терморегуляция. Кроме того, она ответственна за овладение навыками, регулирует способность выполнять сложные движения. Эту долю можно назвать вычислительным центром.
- Затылочная формирует зрительные образы. Именно поэтому при ударе по голове сзади мы видим «звездочки» перед глазами — происходит повреждение зрительного центра.
- Височная позволяет нам слышать и видеть. Там обрабатывается аудиальная и зрительная информация, а еще хранится вся поступающая информация — это центр долговременной памяти. Эта же височная доля отвечает за наши эмоции, а если быть точнее — то за их мимическое выражение.
- Есть еще островковая — она находится между лобной, теменной и височной. Там формируются образы в результате переработки информации от органов чувств. Он соединяет лимбическую систему с большими полушариями. В его функции входит симпатическая и парасимпатическая регуляция. Это регуляция жизненно важных процессов: дыхания, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата. Кроме того, в этой небольшой доле формируются наши ответные реакции — поведенческие и эмоциональные.
Модель трех мозгов и маркетинг
Мысль о том, что у нас есть рептильный, лимбический и рациональный мозг, давно соблазнила многих людей, преданных миру рекламы, маркетинговых исследований и маркетинга. Модель triúnico позволяет отдельно рассмотреть три области психологической жизни людей, которые очень легко выучить и усвоить: рациональный пример, другой эмоциональный и импульсивный.
Это означает, что в последние десятилетия интерес рекламных кампаний был сосредоточен на обращении к рептильному и лимбическому мозгу, но не к рациональному: причина в том, что, учитывая, что эти два более глубоко укоренились в нашей эволюционной истории, их легче прогнозировать и в то же время создавать более мощные потребности в покупках, учитывая их важность и их иерархическое положение как более важных частей мозга, чем неокортекс. Рекламные и маркетинговые кампании перестали думать о клиенте как об агенте, который должен быть проинформирован о характеристиках продукта, чтобы в соответствии со своими интересами принять рациональное решение, чтобы попытаться дотронуться до чувствительных людей, чтобы продать им чувство, связанное с продуктом, больше, чем сам продукт
И правда в том, что это изменение подхода считается большим успехом; в отличие от того, что происходило в 60-х годах, сегодня очень часто соблазняют потенциальных покупателей, не говоря о характеристиках продукта или его цене: просто вызывая эмоции или рассказывая истории, легко связанные с образ жизни, который мы хотим сделать нашим. Игнорирование логики функционирования рационального мозга и нацеливание на эмоции и основные желания оказывается настолько выгодным, что таким образом продвигаются даже такие дорогие продукты, как духи или автомобили.
Доход и перспективы профессии
Стоимость консультации
Государственные медицинские центры пока не предоставляют консультаций нейробиолога. Можно пойти работать в НИИ и зарабатывать столько, сколько и другие учёные. Частные клиники более гибко реагируют на спрос.
Год назад моя консультация в Красноярске длилась 60 минут и стоила 800 рублей. Я набиралась опыта, училась, читала и использовала всё больше методик. Сейчас я провожу двухчасовую диагностику за 2000 рублей. В Москве это будет стоить примерно в три раза дороже. Доход нейробиолога зависит от объёма работы: если я буду проводить по две консультации каждый будний день, за месяц выйдет 80 тысяч рублей.
Два направления работы
С каждым годом растёт число людей с проблемами развития и функционирования психики. Чаще всего это дети и пожилые люди.
Некоторые дети имеют врождённые проблемы, но бывает, что здоровый с виду ребёнок внезапно перестаёт говорить, слышать, нормально двигаться. Помощь нейробиолога особенно эффективна на ранних этапах. Наш опыт показывает, что в течение первого года жизни удаётся нивелировать многие неврологические проблемы и даже снять диагнозы. Мы занимаемся ранней педагогикой: не только лечим ребёнка, но и учим родителей создавать благоприятные условия дома.
Люди старшего возраста сталкиваются с проблемами памяти, восприятия и мышления. К нам уже обращались пожилые люди с симптомами болезни Альцгеймера и Паркинсона, но пока мы не можем предложить им комплексную помощь. Чтобы работать с пожилыми людьми, нужна отдельная команда профессионалов, которые любят свою работу. Сейчас наш центр специализируется на работе с детьми и поддержке родителей.
Как замедлить возрастные изменения
Есть два способа: изменять образ жизни и обучаться. Исследования показывают, что у людей с ожирением и привычкой регулярно есть сахар и пить сладкие газированные напитки старение мозга наступает на 10 лет раньше. Чтобы его отсрочить, следует скорректировать образ жизни — привести массу тела в норму и снизить суточное потребление сахара.
Исследователи утверждают, что старение мозга у людей наступает медленнее, если они:
- регулярно занимаются физической активностью: бегают, играют в футбол, плавают, упражняются в тренажерном зале
- постоянно нагружают себя интеллектуальной деятельностью: читают книги, решают головоломки, пишут стихи, изучают иностранные языки
- социально активны: посещают музеи, регулярно общаются с друзьями и родственниками, путешествуют
- обладают навыками управления стрессом
- придерживаются здорового питания
- спят не менее 7-8 часов в сутки.
Ежедневная физическая активность в виде аэробных и силовых упражнений продолжительностью 45 минут повышает умственные способности у людей старше 50 лет. В то же время результаты других исследований сообщают, что у людей старше 50 лет, которые не занимаются физическими нагрузками, пятилетнее старение мозга сопоставимо с десятилетним.
Возрастные изменения мозга замедляет игра на музыкальных инструментах. Исследования показывают, что игра на инструменте или обучение на нем повышает активность нейронов — это компенсирует физиологическое старение нервных тканей. Ограничений в выборе музыкального инструмента нет: это может быть скрипка, губная гармоника, банджо или электрогитара.
Средиземноморская диета признана наиболее здоровой и полезной для нервной системы и сердечно-сосудистой системы. Один из главных факторов — рацион питания, содержащий омега-3 и омега-6 жирные кислоты. Подробно о них мы уже рассказывали. Также исследования сообщают, что у людей, добавляющих в рацион капусту, шпинат, яйца и авокадо, старение мозга наступает медленнее.
Как правильно авторизовать результат?
Для этого необходимо ответить на вопрос, как я могу использовать этот результат себе во благо. Как объяснила коуч, когда отвечаете себе на этот вопрос, вы замыкаете цикл, и на следующую задачу проще «выпрашивать» энергию. Для большей эффективности специалист дает следующие рекомендации:
- опишите свою стартовую позицию;
- перечислите все, что сделали, чтобы мозг понимал, что вы действительно молодец – не обманывали, очень круто поработали;
- опишите конечный результат и уточните, как вы можете использовать его себе во благо;
- расскажите об этом результате другим людям – во время этого процесса подключается серотонин, нейромедиатор статуса, и вы немножко «поднимаетесь» над собеседником, повышаете статус и получаете удовольствие.
Теория триединого мозга
Одной из самых известных моделей для понимания сложной структуры мозга была теория триединого или триединого мозга. Он был разработан американским нейробиологом Полом Маклином с 1950 года.
Хотя эта теория была очень влиятельной на протяжении многих лет, некоторые из ее элементов были пересмотрены, чтобы актуализировать самые последние нейроанатомические открытия..
Модель Маклина пытается описать мозг млекопитающего как серию эволюционных достижений.
С этой точки зрения, мозг – это по сути мозг рептилии, к которому затем были добавлены две части: лимбическая система и неокортекс. Это означало процесс эволюции более 250 миллионов лет, так как млекопитающие появились с другим происхождением.
Затем развитие мозга происходило постепенно, интегрируя все более сложные функции. Самые примитивные функции продолжали обрабатываться теми же древними структурами.
Карл Саган в своей знаменитой книге «Космос» объясняет, что структура мозга отражает фазы, через которые он прошел. Описывая теорию Маклина, он говорит, что в самой глубокой части мозга это филогенетически самая старая часть.
Он расположен в стволе мозга, отвечая за основные функции. Они включают в себя ритмы жизни, сердцебиение и дыхание.
Саган также отмечает, что в глубине нашего черепа что-то вроде мозга крокодила: Р. комплекс «место агрессии, ритуала, территориальности и социальной иерархии».
Эта структура окружает лимбическую систему. Эта система произошла от наших млекопитающих предков и является источником нашего настроения и эмоций..
Снаружи находится кора головного мозга, которая произошла от предков приматов. Вот где идеи, вдохновение, где ты читаешь и пишешь. Одним словом, где регулируется сознательная жизнь, что отличает человека от других животных.
Эти три части мозга не работают независимо. Наоборот, они связаны несколькими способами и влияют друг на друга.
Три мозга развивались в форме слоев, как объяснено ниже:
Что такое стресс и откуда он берётся
Стресс сопровождает нас по жизни. Он может прийти отовсюду: слишком громкий звук, слишком яркий свет, воспоминания о неприятных событиях, неудачи. Невозможность удовлетворить потребности вызывает стресс, кора больших полушарий воспринимает голод, жажду, недосып, отсутствие безопасности как источники стресса. Стресс — это способ организма сказать себе: «То, что происходит, нам не нравится и может нам навредить».
Стресс может быть из тела — например, если начинается воспалительный процесс. Полезно каждый день сканировать организм и опрашивать разные его части, как они себя чувствуют. Начинающееся воспаление подаёт слабые сигналы, на которые мозг не обращает внимания. В течение дня в мозг поступает слишком много информации, поэтому он пропускает слабые сигналы. Сканирование тела поможет обнаружить воспаление на этапе зарождения.
Один из признаков хронического стресса — нарастающая агрессия в поведении. Организм как будто пытается устранить источник стресса, то есть опасности.
Выводы
При принятии правильного решения участвуют все отделы наше головы, но вот рептильный – это наше сознание, поэтому первая задача каждого человека — обратить на себя именно его внимание
Это самый древний мозг, который несет ответственность за самосохранение и безопасность человека. Свою работу он выполняет при помощи инстинктов, или путем прямого бессознательного воздействия человека
У каждого человека больше 10 разных инстинктов, но основных всего три: размножение, выживание и стадность, именно они помогают сохранить нам человеческий род в целом.
Важно знать, что рептилоидная часть не способна предсказать или увидеть, что вам грозят проблемы на работе или в семье, он может решить проблему «здесь и сейчас» по-другому никак. Решив суть проблемы, рептильная часть отдает все права разуму, который позволяет сделать наше «падение мягким и подстелить соломки».
На этом я прощаюсь с вами, дорогие читатели.
https://www.youtube.com/watch?v=u8a1zPh2Z78
Читайте далее:
Как развить железные нервы? Правила самоконтроля эмоций
Как вести ежедневник и все успевать?
Как провести тренинг: основные правила
Как научиться двигать предметы силой мысли?
Как научиться контролировать и сдерживать негативные эмоции?