Краткое описание
Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленных на повышение качества работы органов речевого аппарата и формирования нужных укладов для произношения фонем. Она является частью индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий. В первом случае подбирают задания для выработки определенного артикуляционного уклада. Для других видов занятий упор делают на базовые положения органов речевого аппарата.
Базовые задания направлены на улучшение подвижности губ, языка. Для некоторых главная задача − нормализация мышечного тонуса. Таким образом, вы создаете необходимую базу для сложных укладов. Также есть задания на удержание определенной позы, динамические, улучшающие качество движений и их переключаемость. Артикуляционной гимнастикой можно заниматься в 2-3 года, чтобы малышу было проще усвоить правильное звукопроизношение.
Советы родителям
- Чем чаще выполняются упражнения, тем быстрее происходит коррекция работы частей артикуляционного аппарата.
- Если занятия у логопеда дополнять упражнениями дома, то получение результата ускоряется.
- Когда в самом начале коррекционной работы малыш противится гимнастике, начинайте делать упражнения в его присутствии перед зеркалом. Это выглядит достаточно весело — настолько, что ребёнок сам захочет присоединиться к вам.
- Помните, что малыши чутки к похвале. Пускай после занятий ребёнок показывает то, что у него начало получаться, другим членам семьи, а те должны активно демонстрировать свой восторг и радость его успехам.
Примеры упражнений
Для губ
«Улыбочка» (губы удерживаются в улыбке, зубов не видно):
Губки мои гибкие
Могут стать улыбкою.
«Трубочка» (вытянуть губы в длинную трубочку):
Губы сложим в трубочку,
Чтобы сделать дудочку.
«Заборчик» (улыбнуться, обнажив сомкнутые зубы):
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
«Бублик» (округлить губы и немного вытянуть вперед, через «бублик» должно быть видно сомкнутые зубы):
Бублик мы изобразили –
Губы плавно округлили.
«Пятачок» (губы вытянуть трубочкой, двигать вправо-влево, потом делать круговое вращение):
Дети свинку угощают, ее носик выбирает:
Справа рыженький Антошка предлагает ей картошку,
Слева – с яблоками Злата.
Надо хрюшке выбирать: «Это выбрать? Это взять?».
Для губ и щек
«Щечки замерзли» (покусать изнутри, снаружи похлопать, потереть щечки):
Мы согреем наши щечки:
Разотрем, похлопаем, зубками потопаем.
«Толстячок» (сначала надуть обе щеки, затем поочередно по одной):
Вот толстяк – надуты щеки
И, наверно, руки в боки.
«Худышка» (втянуть щеки):
Вот худышка – щеки впали,
Видно, кушать ей не дали.
«Шарик» (надуть щеки, потом слегка ударить по ним кулачками):
Сперва шарик надувай,
Потом воздух выпускай.
«Орешек» (язык попеременно упирается в правую и левую щечку):
Белка щелкает орешки,
Основательно, без спешки.
Упираем язычок
Влево, вправо, на бочок.
Для языка (статические)
«Птенец» (широко раскрыть рот, язык расслаблен):
Кушать птенчики хотят,
Маму ждут, но не шумят.
Мама зернышко несет,
Открывай пошире рот!
«Бегемотик» (широко открыть рот, расслабленный язык положить на нижнюю губу):
Бегемотик рот открыл,
Подержал, потом закрыл.
«Чашка» (широко раскрыть рот, передний и боковой края приподняты, но не касаются зубов):
Любим пить мы крепкий чай,
Ну-ка, чашку подставляй!
«Иголочка» (вытянуть сильно вперед свернутый в напряженную трубочку язык):
Язычок мой как иголка,
Отойди, уколет колко!
«Грибочек» (открыть рот, язык присосать к верхнему небу):
На тонкой ножке вырос гриб,
Он не мал и не велик.
Присосался язычок,
Несколько секунд – молчок!
Для языка (динамические)
«Часики» (приоткрыть рот, растянуть губы в улыбке. Языком попеременно тянуться к правому и левому уголку губ):
Тик-так, тик-так,
Ходят часики вот так.
«Качели» (напряженный язык поочередно тянется к носу и подбородку):
Выше дуба, выше ели
На качелях мы взлетели.
«Катушка» (открыть рот, кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык выдвинуть вперед, затем убрать вглубь рта):
Язычок сложи катушкой
И катай, как кот игрушку.
«Лошадка» (присосать язык к небу, цокать языком медленно и сильно):
Я веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко,
Звук копыт услышишь звонкий.
«Варенье» (облизать по кругу сперва верхнюю, затем нижнюю губу):
Мы сегодня ели
Вкусное варенье,
А теперь по кругу
Мы оближем губы.
Для мышц глотки и мягкого неба
«Зевушка» (имитировать зевание с закрытым и открытом ртом, во втором случае шумно втягивать воздух):
Зевушка – левушка, сонная головушка.
Постелю под спинку мягкую перинку,
Положу под ушко я тебе подушку,
В одеяльце заверну, вместе я с тобой усну.
«Подражание» (имитировать стон, мычание, свист):
Почему мычишь, корова?
Может, просто нездорова?
Вон раздуты как бока!
И походка нелегка!
«Полоскание горла» (запрокинуть голову, имитировать полоскание горла):
Петю в комнату позвали,
Положили на кровать,
Полоскание достали,
Чтобы горло полоскать.
Порошок от кашля дали
И, проверив рост и вес,
Вокруг шеи повязали
Согревающий компресс.
«Сытый хомячок» (надуть щеки с зажатым носом):
Рыжий хома-хомячок – настоящий толстячок,
За щекой зерно хранит, пожует и снова спит.
«Согласные» (медленно произнести звуки «к», «г», «т», «д»).
На консультации логопед подберет индивидуальный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, расскажет и покажет, как заниматься с ребенком дома
Выполнение этих и других артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, поскольку они помогают сделать речь чистой, четкой, ритмичной. Для детей с нарушениями звукопроизношения такая гимнастика является необходимой. Индивидуальный комплекс упражнений лучше всего подбирать с логопедом. Сделать это можно на занятиях по развитию слуха и речи, а потом выполнять «домашние задания», основываясь на рекомендациях специалиста.
Цели и задачи воспитателя при проведении артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика — это система упражнений, помогающая улучшить подвижность органов артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, а также выработать точность и дифференциацию артикуляционных поз (артикулем).
Исходя из заданий, ориентированных на различные органы артикуляции, можно выделить ряд задач гимнастики.
Таблица: задачи артикуляционной гимнастики
Орган артикуляции | Задачи гимнастики |
Губы | Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность, учить удерживать губы в заданной позиции. |
Язык | Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность, способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки), укреплять кончик языка, учить удерживать язык широким («лопаточка»), узким («иголочка»), в форме «чашечки» и т.д. |
Щёки | Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений и умение переключаться. |
Нижняя челюсть | Развивать подвижность нижней челюсти. |
Мягкое нёбо | Учить контролировать поднимание и опускание мягкого нёба, развивать подвижность мягкого нёба, силу нёбно-глоточного затвора. |
Воспитатель, как правило, проводит групповую артикуляционную гимнастику, но он должен учитывать индивидуальные особенности детей и предлагать дополнительные упражнения тем, кто имеет в речи большое количество нарушенных звуков (дислалию) или нечёткое произношение (стертую дизартрию). Также нельзя освобождать от гимнастики детей, которые, по мнению воспитателя, говорят чисто и правильно, их лучше просить выполнять более сложные упражнения, хвалить и ставить в пример другим детям.
Артикуляционная гимнастика способствует формированию правильной речи
Артикуляционная гимнастика будет максимально эффективной, если начинать её с раннего возраста (1–3 года). В этом возрасте дети учатся произносить звуки родной речи, и артикуляционная гимнастика поможет научиться произносить некоторые фонемы правильно.
Если у ребенка обнаружена задержка в развитии речи (после 3 лет), гимнастика станет отличным помощником в реабилитации. При заикании можно использовать гимнастику для расслабления мимических и артикуляторных мышц. При проведении различных упражнений можно заметить у ребенка трудности в выполнении определенных заданий и вовремя обратиться к специалисту. Таким образом, артикуляционная гимнастика может выполнять различные функции в зависимости от возраста детей:
- профилактическую;
- коррекционную;
- диагностическую.
Чем раньше будут приняты меры по коррекции звукопроизношения, тем меньше времени потребуется на достижение результата — формирование чистой и правильной речи ребенка.
Как правильно проводить занятия дома
Мамы и папы могут помочь детям узнать новые слова, освоить правильный грамматический строй речи, усовершенствовать звуковую культуру. Есть несколько важных правил, которые нужно обязательно соблюдать во время домашних логопедических занятий.
Уроки должны проводиться регулярно, желательно каждый день и непременно в доброжелательной, спокойной обстановке.
Стоит представлять очередное упражнение в виде игры, постараться увлечь ребенка развивающей задачей. Можно превратить обязательные тренировки в конкурс или соревнование – кто лучше, быстрее, внимательнее выполнит задание.
Поддерживайте ребенка, хвалите его не только за хороший результат, но и за старания. Избегайте критики и резких замечаний.
Артикуляционная гимнастика должна проводиться обязательно с устойчивым настольным зеркалом, так ребенок может видеть результат своих усилий. Полезно использовать изображения всех упражнений для языка на картинках.
Специальные пособия для самостоятельных занятий с ребенком — необходимая и обязательная для родителей помощь
Например, большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких — полный сборник нужных упражнений, дополненный подробными методическими рекомендациями по проведению и иллюстрациями.
Используйте для занятий стишки, скороговорки, логопедические песенки для детей — такой материал помогает быстрее добиться результатов, развивает не только речь дошкольников, но также и их внимание, память.
Старайтесь сами говорить четко, правильно, используя все богатство выразительных средств языка. Показывайте сыну или дочке пример внимательного и бережного отношения к нему. Беседуйте на разные темы, читайте наизусть стихи, играйте в речевые игры.
Беседуйте на разные темы, читайте наизусть стихи, играйте в речевые игры.
В домашних условиях можно организовать как индивидуальное, так и групповое логопедическое занятие для детей 4-5 лет, оба варианта дают прекрасные результаты.
Общие рекомендации
Родители должны помнить, что продуктивность гимнастики зависит от того, насколько занятия интересны ребёнку. Исключено принуждение, угрозы и навязчивость. Чтобы артикуляционная гимнастика для малышей была интересной, необходимо показывать картинки, выполнять всё в форме игры.
Помните о следующих правилах:
В первый раз выполнять упражнения перед зеркалом: это необходимо для зрительного контроля положения губ, движений язычка
Поскольку ребёнок ещё не осознаёт, как именно он должен лежать, в каком состоянии должны быть щёки и губ, ему важно видеть такое положение.
Цикл занятий начинают с простых упражнений и постепенно переходят к более сложным. Есть приблизительные сроки, сколько приблизительно занимает времени одно новое упражнение, но ориентировать нужно на индивидуальный темп ребёнка: кто-то понимает, как делать быстрее, а кому-то необходимо больше времени.
Занятие строится по такой схеме: ребёнок должен повторить старое упражнение самостоятельно, потом можно дальше работать по плану.
Упражнения необходимо повторять циклами дважды в день, посвящая им по 5-10 минут.
Каждому возрасту соответствуют свои требования: для детей 3-4 лет приоритет на освоение основных мышц языка, губ, 5-летние дети должны выполнять упражнения плавно и чётко, а 6-7 летние ребята — держать стабильный темп, легко заниматься статическими упражнениями.
Чтобы было веселее, организовывается артикуляционная гимнастика под музыку. Для детей двух лет это отличный способ связать приятный стимул с полезными действиями для произношения звуков согласно возрастной норме.
Правила
Основополагающее правило – регулярность выполнения упражнений. Для детей 5-6 лет они должны быть нескучными, разнообразными, увлекать детей
Также следует обратить внимание на следующие моменты:
- Систематичность. Их желательно выполнять 1-2 раза в день по 5-7 минут.
- Временной период. Каждое упражнение имеет свой определенный промежуток времени, в течение которого его необходимо выполнить, к примеру, задания на удержание позы рекомендуется выполнять в течение 7-10 секунд.
- Качество. Если дошкольник начинает утомляться и уставать, значит, постепенно падает эффективность, требуется поменять деятельность и дать возможность передохнуть.
- Оборудованное место. Артикуляционную гимнастику делеют перед зеркалом – ребенок должен смотреть то, что делает логопед, при этом имея возможность видеть себя.
- Точность повторений и плавность.
Не стоит посвящать много времени выполнению упражнений. Хватит 7-10 минут. Более длительная тренировка снижает качество и эффективность выполняемых действий.
Методика проведения гимнастики в средней группе ДОУ
Для каждого возраста есть свои определённые аспекты тренировки аппарата, артикулирующего единицы речи
Для детей 4–5 лет это правильное произношение всех звуков родного языка, а также особое внимание обращается на звуки т, д, н, к, г, х, ы
Упражнения гимнастики могут быть:
Видео: комплекс из статических и динамических упражнений в стихах
Приёмы
Любой элемент образовательной программы в детском саду нуждается в тщательном выборе методик для его отработки
Артикуляционная гимнастика не является исключением, поэтому так важно выбрать подходящую комбинацию приёмов
- Игра. Это ведущий вид деятельности дошкольников, так что без него не обойтись и при проведении артикуляционной гимнастики.
- Сюжетность. Если указания для выполнения упражнений будут не просто директивами, а заданиями сказочных персонажей, попавших в нелёгкие ситуации и обратившихся с просьбой о помощи, то малыши станут заниматься с гораздо большей отдачей. К примеру, ситуация, когда у Маши из популярного мультфильма выпал передний зуб и её перестали понимать окружающие. Можно объединить несколько комплексов героем по имени Весёлый Язычок, который приглашает малышей повеселиться вместе с ним.
- Стихотворная форма. Рифмовки помогают не только лучше запомнить последовательность упражнений, но и создают позитивный эмоциональный фон за счёт хорового повторения слов.
- Общение. В 4–5 лет дети уже вполне внушаемы. Так что периодически стоит беседовать с подопечными о пользе проведения гимнастики, чтобы красиво и понятно говорить, а значит, заводить новых друзей, участвовать в разных играх.
Беседуя с детьми, воспитатель помогает им избежать ошибок в выполнении артикуляционных упражнений
Фотогалерея: артикуляционные упражнения в картинках
Подготовка и правила проведения
Все составляющие работы, направленной на улучшение качества звукопроизношения, подразумевают выполнение определённых условий, обозначенных требованиям Федерального государственного образовательного стандарта по организации процессов педагогического взаимодействия с ребятами в детских садах.
Комплекс состоит из 6 упражнений в месяц.
Задания из комплекса выполняются 3–4 раза каждый день (по одному или все вместе).
Планирование заданий артикуляционной гимнастики делается на 1–2 недели. В этом комплексе новым может быть только одно упражнение, остальные — на закрепление. Так, каждые 7–14 дней малыши учат новое задание.
Составление еженедельного набора упражнений основывается на соблюдении соотношения 1:2, то есть 1 статическое задание на 10–15 секунд и 2, требующих динамики.
В начале разработки комплекса количество повторов не должно быть больше 2–3 раз. Постепенно на каждое задание будет приходиться по 10–15 подходов.
Подборка упражнений идёт от лёгкого к сложному.
Комплексы выполняются сидя. Такая поза позволяет расслабить тело, выпрямить спину и придать рукам и ногам спокойное положение.
При выполнении заданий на разработку органов речи малыш должен сидеть лицом к взрослому, демонстрирующему образец для подражания
При этом важно, чтобы ребёнок самостоятельно проводил мониторинг соответствия выполняемых заданий образцу. С этой целью детям предлагается заниматься перед небольшим зеркалом (размера 9х12 см будет вполне достаточно).
Зеркало помогает малышам оценить, насколько правильно они выполняют все движения
Временной план занятия
Как было отмечено, каждый комплекс включает 1 статическое и 2 динамических упражнения. На весь комплекс уходит 5–7 минут, то есть в среднем по 2–2,5 минуты на каждое из 3 заданий. Важный нюанс: на новое упражнение необходимо отвести чуть больше времени, до 3 минут, компенсировав задержку сокращением хронометража уже хорошо известных позиций. Работа над каждым заданием проводится по следующей схеме:
- объяснение педагогом порядка выполнения упражнения — 0,5 минуты;
- показ взрослым образца — 0,5 минуты;
- работа малышей под контролем воспитателя — 1–1,5 минуты.
Изучение детьми нового упражнения занимает больше времени, а иногда требует и участия рук для придания губам или языку правильного положения
Артикуляционные упражнения проводятся не только в качестве физкультминуток или в перерывах между занятиями, но и в виде структурного элемента на занятиях, посвящённых речевому развитию.
- Закрепить название органов артикуляции;
- развивать артикуляционную моторику.
Цели и задачи артикуляционной гимнастики
Качество звукопроизношения зависит от того, насколько упругие и сильные у ребёнка подвижные органы артикуляционного аппарата:
- язык;
- нёбо;
- губы;
- нижняя челюсть.
Для разработки речевого аппарата используется комплекс упражнений, укрепляющий мышцы подвижных органов, участвующих в процессе артикуляции. Такие задания и составляют артикуляционную гимнастику.
Чем активнее работают органы речи, тем выше качество произношения у ребёнка
Цели:
- Разработка силы, гибкости органов речи.
- Дифференцирование движений на всех уровнях артикуляции, необходимых для правильного звукопроизношения.
- Тренировка органов артикуляции к речевым нагрузкам.
- Отработка возможных комбинаций положений всех составляющих артикуляционного аппарата к произношению разных звуков.
- Составление комплексов в зависимости от возможности малышей произносить те или иные фонемы родного языка.
На реализацию поставленных целей в средней группе ДОУ направлено решение следующих задач:
- ввести понятия верхняя и нижняя губа, верхние и нижние зубы, бугорки за верхними зубками;
- научить делать язычок широким и тонким одновременно;
- выработка точности движений всех органов речи;
- развитие умения выполнятьупражнения в заданном темпе и с приложением определённой силы;
- тренировка способности переключаться на разные типы упражнений;
- отработка движений органов, принимающих участие в звукопроизношении (умение удерживать указанное положение в течение определённого времени);
- развитие памяти, кинестетических ощущений, внимания, наглядного и слухового восприятия;
- воспитание самоконтроля и самодисциплины.
Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти
С нижней челюстью нужно работать очень аккуратно, чтобы не повредить сустав. Никаких резких движений!
Медленно и плавно выполняйте следующие упражнения:
- Кривляка. Опустите нижнюю челюсть к груди, язык высуньте к подбородку.
- Препятствие. Давите кулаком на челюсть снизу, одновременно стараясь открыть ее, преодолевая сопротивление.
- Силач. Откройте рот и опустите нижнюю челюсть. Представьте, что к ней привязан груз и вам нужно поднять его. Напрягите мышцы и медленно закрывайте рот.
- Обед. Имитируйте жевательные движения с открытым и закрытым ртом.
- Акула. Двигайте челюстью поочередно в разные стороны: вниз, влево, вправо, вперед.
- Пение. Произносите гласные звуки “а”, “о”, “у”, “э”, “ы”, концентрируясь при этом на движениях челюсти.