Арт-перформанс, или Кто такие истерики?

Таня Бругера — «Самосаботаж» (Self-sabotage), 2009

Кубинская художница Таня Бругера прославилась благодаря перформансу «Груз вины» (1997), во время которого она поедала перемешанную с водой землю, привязав к своей шее окровавленную тушу ягнёнка. Перформанс «Самосаботаж» был менее театральным, но от этого и более пугающим. Бругеру пригласили выступить с лекцией на тему политического искусства в «Павильоне срочной необходимости» (Pabellón de la Urgencia) 53-й Венецианской биеннале. 

На лекцию художница принесла только несколько листов бумаги и револьвер. Два раза Бругера прерывала выступление, раскручивала барабан, приставляла пистолет к виску и спускала курок. Напряжение росло, публика находилась в замешательстве от происходящего, а художница продолжала читать манифест. Бругера закончила выступление словами «Политическому искусству пора прекратить комментировать политические поводы и начать их создавать» — и нажала на курок в третий раз. Пистолет опять не выстрелил. Затем она направила пистолет вверх и спустила курок в четвёртый раз — пистолет выстрелил в деревянную балку. Этим перформансом Таня Бругера хотела доказать серьёзность своих слов о политическом искусстве.  

Медикаментозная терапия

Определенные лекарственные средства помогают снизить ряд симптомов панической атаки. Если у пациента в головном мозге нарушен обмен нейромедиаторов, баланс процессов возбуждения и торможения, тогда их назначают намного больше, чем в более легких случаях.

На первом этапе медикаменты снимают приступ, а далее восстанавливают работу разных систем мозга. Они способны вообще устранять панические состояние, либо ослаблять их.

Транквилизаторы назначают в самом начале лечения и ненадолго, так как они вызывают зависимость

Эти средства гасят остроту приступа, стабилизируют вегетативную систему, нормализуют сон.
Антидепрессанты требуют осторожности – нужно внимательно относиться к их противопоказаниям, поэтому подбор строго индивидуален. Интересно, что аналогичные средства разных производителей могут оказывать на больного разный эффект.
Нейролептики используются крайне редко – только если паническое расстройство невозможно вылечить с помощью других лекарств, а также при наличии расстройства личности или нарушений обменных процессов в мозге

Кроме того, подобрать их очень сложно.
Нейрометаболические препараты весьма активны, поэтому их применяют строго курсами, а вводят в присутствии врача. Они позволяют уменьшить дозы других психотропных средств.

Необходимо еще раз заострить внимание на том, что все вышеозначенные медикаменты назначаются персонально. Врач должен особо внимательно присматриваться к их влиянию на пациента, особенно в первые дни, контролировать прием, отменять и переназначать в случае неблагоприятных явлений

Симптоматика

Проявления истерической психопатии довольно яркие и заметные. Человек постоянно стремится быть в центре внимания

Можно сказать, что ему это жизненно необходимо, и неважно, какова реакция окружающих: одобрение, порицание или недоумение. Главное для него: вызвать ответную реакцию

Поведение больных – вычурное, демонстративное, наигранное. Если они обладают заурядной внешностью, стараются привнести эпатажность, выразительность. Природную красоту подчеркивают еще больше, оттачивая образ до идеального. Типичным является применение приемов обольщения, носящих неадекватный, провокационный характер. Легко влюбляются, доводя свою влюбленность до крайних мер. Но их непостоянство распространяется и на любовные чувства: они быстро угасают. Привычным становятся множественные любовные связи.

Особое внимание стоит уделить эмоциональности истеричной личности. Каждая ее эмоция достигает излишней выраженности, неуместно преувеличивается

Если это печаль – то с рыданиями навзрыд, любовь – в омут с головой, радость – восторженная, неописуемая. Больные не сдерживают себя, обычную, бытовую ситуацию обыгрывают с излишней драматизацией.

Со стороны может показаться, что человек проживает эмоцию всем своим естеством. На самом деле все напускное, лживое. Суть процесса – хорошо отыграть роль. Это демонстративные личности, жаждущие внимания. Их отношение к миру – поверхностное. Они не вникают вглубь ситуации, выхватывая только те факты, на которых можно «сыграть», не изучают сущность вопроса

Их цель: обратить на себя внимание, произвести эффект

Как работает арт-терапия

Арт-терапия работает в основном с бессознательными процессами. У ее истоков стоят известные психоаналитики — Карл Юнг и Зигмунд Фрейд. Они заметили, что в творчестве человек выражает скрытые желания и эмоции. Позже художник Адриан Хилл, который работал с больными туберкулезом, заметил позитивное влияние творчества на состояние пациентов. Именно он ввел понятие «арт-терапия». 

Многие люди не понимают собственных эмоций и не умеют их выражать; им трудно наладить контакт с собой и окружающими. Причиной могут быть внутренние запреты, негативные установки или травмы, которые продолжают влиять на психику. Найти и выразить эти проблемы легче в творческом процессе. Вы не рассказываете о себе напрямую — а выражаете себя метафорически: цветом, звуком, движением. Затем вместе с терапевтом «расшифровываете» послание и прорабатывете его. 

Арт-терапия помогает:

  • повысить самооценку;
  • снизить уровень стресса и избавиться от хронического стресса;
  • избавиться от тревожного расстройства и депрессии;
  • решить семейные и детско-родительские конфликты;
  • выработать эффективные стратегии поведения и повысить навыки общения;
  • лучше понимать себя, свои желания, потребности и цели.

 

Александр Демкин

Россия, Рязанская область 

Перформанс Back to the Roots («Назад к корням») своим названием с самого начала задал вектор развития сюжета, поэтому моя работа – возвращение к тем местам, откуда исходят мои корни. Окруженная оврагами деревня в центре Рязанской области зимой становится практически недоступной. Мне было интересно передать тот уровень быта, то бессилие техники и то, с какими условиями приходится иметь дело людям, находящимся там. Передать то состояние посредством внешних наблюдений, но транслирующее в большей степени внутреннее состояние человека, его бессилие перед природой, которая там господствует. Этот мурал является продолжением серии графических работ, где я рассуждаю на тему деревни, ее индустриализации в прошлом и о том, что есть в итоге.

Художник Александр Демкин и его работа

valentin_blokh

Что такое арт-терапия?

Арт-терапия — это способ избавиться от лишних переживаний с помощью занятий изобразительным искусством.

Термин «арт-терапия» придумал художник Адриан Хилл в сороковых годах XX века. Он был уверен, что творчество способно помочь людям справиться с депрессиями, фобиями, стрессом, а также облегчить психологическую нагрузку из-за тяжёлых физических заболеваний.

Целительный эффект рисования Адриан почувствовал на себе, когда лечился от туберкулёза. Он отмечал, что создание пейзажей улучшает настроение и отвлекает от плохих мыслей. Позже он написал об этом целую книгу — «Искусство против болезней».

Вито Аккончи — Seedbed, 1970

Одной из самых провокационных работ Аккончи стал перформанс Seedbed. Художник лежал, скрывшись под пандусом в галерее, и мастурбировал, нашёптывая фантазии о зрителях, которые находились вокруг и над ним. Его голос транслировали через динамики на всё пространство. Аккончи перформансировал по 8 часов каждый день в течение трёх недель. 

Орлан — «Преображение Святой Орлан», 1990–1995

С 1990 по 1995 год французская художница Орлан сделала девять пластических операций, примеряя на себя черты женщин с известных картин художников. Орлан не пыталась сделать себя красивее, а лишь использовала тело как холст, чтобы поставить под вопрос стандарты красоты.

По завершении процесса трансформации у Орлан был подбородок Венеры Боттичелли, нос Психеи Жерома, губы Европы Буше, глаза Дианы и лоб Моны Лизы. Операции Орлан тоже были перформансами  — во время них она находилась в сознании.

Перформанс: что это такое?

Чаще всего перформанс заранее спланирован, но иногда его точный ход не может предсказать никто. Взаимодействие художника и зрителя это главное в перформансе, причем оно может быть как просто визуальным, так и предполагать прямой контакт. По сути перформанс это один из видов акционизма. Отличие от обычных визуальных форм искусства в том, что главное в перформансе это не само произведение, а художник и его взаимодействие с публикой. Музыкальное, танцевальное или цирковое выступление тоже могут называться перформансом, но мы сейчас говорим о нем, как о явлении в современном искусстве, где он представляет собой намного более сложное и многогранное понятие.

Основные элементы перформанса

Перформанс включает в себя четыре основных элемента:

  1. Непосредственно актер (исполнитель);
  2. Синхронная взаимосвязь случайного прохожего и талантливого творца и их совместное действие;
  3. Время;
  4. Место.

Составляя единое целое, эти элементы создают некоторое живое действие, показанное зрителю в конкретное время и в конкретном месте. Перформанс предусматривает придуманный заранее замысел, в котором в мельчайших подробностях прорисованы все нюансы и детали. Автор берет на себя образ конкретного героя и исполняет его роль, руководствуясь четко построенной моделью поведения, позволяющей донести до зрителя идею, используя разнообразные реквизиты, атрибуты, позы и жесты. Нередки случаи, когда герой перформанса представляет себя с определенной долей иронии и сатиры, рассчитывая таким способом значительно впечатлить случайного зрителя, задеть его за живое.

Художникам — как не быть обманутыми

Мы часто слышим от художников страшные истории о том, что их обманули, и всегда первым делом спрашиваем, есть ли у них контракт. Художник должен знать свою выгоду. Вместе с контрактом мы говорим художнику, на что он имеет право, какие у него обязанности и какие перспективы перед ним открываются.

10 правил, о которых необходимо помнить:

  1. Вы должны понять, к какому именно сотрудничеству вас приглашают — коммерческому или некоммерческому, с продажей работ или без, разовому или долгосрочному, с ограничением по сотрудничеству с другими или без.

  2. Проверьте репутацию: посмотрите публикации в прессе, узнайте отзывы у коллег. Также вы можете посмотреть списки участников и партнеров Ассоциации галерей.

  3. Вы должны понять права и обязанности всех сторон процесса.

  4. Не соглашайтесь на «джентльменские соглашения». Заключите договор, в котором будут прописаны все достигнутые договоренности. Надо помнить, что переписка и обещания после подписания такого договора теряют силу.

  5. Не пренебрегайте помощью юристов. Если сотрудничаете с галереей, обратитесь к ней, чтобы юрист посмотрел договор. Задача галереи — отстаивать и защищать интересы художников.

  6. Помните, что право авторства, право на имя, на неприкосновенность произведения неотчуждаемы.

  7. Если планируете тираж картины, не передавайте галерее или покупателю исключительное право.

  8. Не забывайте, что обладаете не только правом собственности на картину как на материальный носитель, но и интеллектуальными правами на нее, которыми тоже можно распоряжаться.

  9. Помните о праве следования. Если вашу картину перепродает галерея, аукционный дом или иное лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, вы имеете право получить от продавца вознаграждение в виде процентных отчислений и от цены перепродажи. Изучите практику сбора роялти УПРАВИС за использование изображений. Решите для себя, хотите вы сами этим заниматься или же по умолчанию этим и дальше будет заниматься эта структура.

  10. Разберитесь в таком понятии, как авторский повтор, и не создавайте своими руками бомбу замедленного действия, повторяя проделанную работу.

Краткая история перформанса и его характеристики

Истоки перформанса восходят к уличным выступлениям футуристов, дадаистов, театру Баухауса, совершившего художественную революцию. Сам термин «перформанс» впервые применили к произведению Джона Кейджа «4′33» в 1952 году — пианист вышел на сцену и четыре с половиной минуты сидел у рояля, не извлекая из него никаких звуков.

Как отдельное направление перформанс возник в 1960-е годы и отразился в творчестве таких художников, как Крис Бурден, Йоко Оно, Йозеф Бойс.

В 1971 году Бурден создал перформанс , в котором левую руку художника прострелили с расстояния пяти метров. После этой работы Бурдена отправили к психиатру. Через три года в Галерее Рональда Фельдмана в Нью-Йорке художник провел 22 дня без пищи и воды и молча лежал на треугольной платформе. Этот перформанс был назван .

Одна из самых известных представительниц этого искусства Марина Абрамович создала свое первое произведение «Ритм 0» в 1974 году. На столе были размещены 72 объекта, которыми люди могли пользоваться как угодно и взаимодействовать с помощью них с самим перформером. Некоторые из этих объектов могли доставлять удовольствие, другими можно было причинить боль. На столе даже лежал пистолет с одним патроном. Публика в течение шести часов могла манипулировать телом и движениями Марины как угодно. И если в начале действия аудитории были безопасными, то впоследствии у публики появилось желание навредить художнице.

«Перформанс — это момент, когда исполнитель вступает в ментально-физическое взаимодействие с публикой в ​​определенное время. Это не театр. Театр повторится. Перформанс же настоящий. В театре нож не настоящий, кровь не настоящая. В перформансе настоящие кровь, нож и тело исполнителя. Перформанс — это своего рода уникальная форма искусства, которая носит временный характер, приходит и уходит. Мне нравится, когда зрители присутствуют, потому что работа перформера сделана для аудитории. Без публики это не имеет никакого значения».

Перформанс, в отличие от театральных постановок, делает зрителя участником процесса и даже соавтором. Этот вид искусства не предполагает повторений, отличается непредсказуемостью и имеет хаотичный характер. Однако с развитием современного театра в нем стало появляться все больше перформативных элементов, и грань между театральными постановками и перформансом стала размываться. Если раньше классический спектакль существовал в сценическом времени и пространстве, подразумевал повторение и сохранение дистанции между артистом и зрителем, то сегодня публика вполне может стать частью сценического действия. Кроме того, принцип перевоплощения актера соблюдается не всегда: артист может рассказать собственную историю из жизни.

Александр Бренер и бой с Ельциным

В 1995 году состоялась ещё одна провокационная акция. Зимой в лютый мороз на Лобное место в Москве в одних трусах вышел Александр Бренер. Единственное, что согревало его, кроме трусов, — боксёрские перчатки. Но акционист надел их не просто ради развлечения. Громкими криками он вызывал на бой действующего Президента России Бориса Ельцина. При этом он постоянно обзывал его подлым трусом. Перфоманс художника был приурочен к началу Чеченской войны, которую инициировал Ельцин

Бренер своим поступком хотел обратить внимание общественности на то, что Президент прячется в своём комфортном кабинете, пока на Юге России гремит война. В конечном итоге обнажённого боксёра затолкали в милицейский УАЗ

Направления арт-терапии

  • Динамически ориентированная арт-терапия берёт своё начало в психоанализе, и основывается на интерпретации потаённых мыслей и чувств, извлечённых из подсознания и овеществлённых средствами искусства. Каждый человек, даже маленький ребёнок способен выразить внутренний конфликт в визуальной (аудиальной) форме, и тогда его легче объяснить и понять, а значит и решить.

  • Гештальт ориентированная арт-терапия. Психотерапевт помогает клиенту осознать и интерпретировать переживания, восстановить целостность “Я”, пробудить спонтанность и витальность.

Арт-терапия для детей

Терапия рекомендуется детям с 6 лет, (некоторые терапевты могут работать с малышами с 4 лет) так как в возрасте до 6 лет символическая функция сознания ещё только формируется, ребёнок пока не умеет абстрагироваться. Родитель может присутствовать на сеансе и быть включённым в процесс или занимать позицию наблюдателя.

А вот для подростков данная форма психотерапии может стать очень полезной, подростки стремятся к самовыражению, уже в значительной мере овладели методами (рисование, лепка, сочинительство), но не могут в полной мере ориентироваться в своих эмоциях, желаниях, целях. Подходы арт-терапии идеально подходят для этого возраста. Родитель обычно не присутствует на сеансе.

Арт-терапия для взрослых

Каждый человек может выражать себя творчески, но чем мы старше, тем более утрачивается эта волшебная способность. Взрослые задавлены рутиной и надуманными запретами, они запрещают себе танцевать, рисовать, боятся испачкаться глиной или пластилином. Чувства задавлены, мысли заблокированы, поэтому возникают физические, психологические и невротические расстройства.

Выплёскивая эмоции на холст или на танцполе, люди избавляются от блоков, излечивая себя простыми средствами как от психологических, так и от соматических заболеваний

И что немаловажно для взрослых на арт-терапевтических сеансах, никого ни с кем не сравнивают, работы не оцениваются — это не урок живописи.. Упражнение «Аватар — образ души»

Упражнение «Аватар — образ души»

— Представьте любой объект, который максимально похож на вас (растение, животное, неодушевлённый предмет, всё, что можете представить).
— Нарисуйте его как угодно — идеально прорисуйте или схематично набросайте

— Важно, чтобы эта работа отражала ваше текущее состояние. — Рассмотрите свой образ, поразмышляйте над ним

Почему вы выбрали именно этот образ? Откуда появились эти детали, цвета, украшения? Что вам больше всего нравится в образе? А что не нравится? Чтобы вы хотели поменять?

Арт-терапия для пожилых людей

В Европе и на Западе арт-терапия эмоций широко используется среди пожилых людей старшего и преклонного возраста. Для них создаются группы и центры, использующие подходы терапии, доступные для каждого.

Зрелость — прекрасное время, когда человек может полностью отдаться своим увлечениям, перестать куда-то бежать и начать просто жить. Но это же и время, когда можно попасть в состояние “жизнь без цели”. Привычный уклад пожилых людей рушится, дети вырастают, родители начинают чувствовать себя ненужными, начинается пенсия и появляется много свободного времени, а для того чтобы найти новые смыслы требуются энергия и усилия.

Методы арт-терапии дают возможность раскрыть в себе творческий потенциал и найти энергию для жизни в удовольствие.

Отличие инсталляции от перформанса

Современными видами искусства являются хепенинг, инвайронмент, лэнд-арт, инсталляция. Многие путают последнее с перформансом.

Инсталляция (от английского «to install» – устанавливать) – это своеобразный изменчивый, с точки зрения жанра и пластики, вид современного искусства, род занятий, в котором преобладают творец, предопределяющий жест и растянутый эпизод проецирования. Единственным сходством инсталляции с перформансом является факт частоты негативных отзывов общественности об этих видах искусства современности. Инсталляция не изображается, не сочиняется, не играется, она создается техническим способом – собирается, складывается их отдельных, разорванных эпизодов, отрывков, фрагментов.

Искусство инсталляции выражается в представлении пространственной композиции, созданной автором из таких составных частей:

  • Визуальные данные;
  • Текст;
  • Натуральные объекты;
  • Промышленное сырье;
  • Технические изделия;
  • Бытовые объекты.

Марсель Дюшан, французский сюрреалист и дадаист, – родоначальник инсталляции.

Предшественники этого вида искусства, уходящие своими корнями к античным временам, – различные алтарные сооружения в древних культурных местах. Больше всего произведений искусства, относящихся к инсталляции, было во времена знаменитых стилей рококо и барокко. Систематизацию и жанровую осмысленность инсталляция получила относительно недавно, в то время, когда границы образов и жанров внутри искусств были совсем разрушены.

Виды арт-терапии

У арт-терапии много видов: столько, сколько существует разновидностей творчества. Но мы расскажем о самых распространенных.

Изотерапия

Самый известный вид арт-терапии — терапия рисунком. Его популярность связана с тем, что рисовать — естественное занятие, через которое ребенок познает мир. А значит, каждый хоть раз пробовал это делать.

Здесь важно все: выбор инструментов, работа с цветом, фактурой, композицией изображения. Терапевт может задавать тему, а может предлагать клиенту выбрать ее самостоятельно — в зависимости от запроса и особенностей человека. .  

Изотерапия эффективно работает с чувством собственных границ, которое часто бывает нарушено у детей. Например, распространенная техника: терапевт предлагает ребенку лечь на ватман и обрисовать контур тела, а потом нарисовать что-нибудь внутри и снаружи. Так ребенок начинает лучше понимать себя и свое соотношение с миром.

Работа с красками, мелками, водой, бумагой — все это также развивает сенсомоторные навыки. Которые, в свою очередь, подталкивают развитие когнитивной сферы. 

Взрослому клиенту изотерапия поможет преодолеть стеснение, развеять иллюзию о том, что он неспособен к творчеству и научить новым способам самовыражения. 

 

Сказкотерапия

К сказкотерапии часто прибегают психоаналитики. Придумывая сюжет или облекая в сказку собственную жизненную ситуацию, клиент может прийти к неожиданному решению. Свободный полет фантазии и ассоциации с детством способствуют самораскрытию. Поэтому сказкотерапию применяют в работе не только с детьми, но и со взрослыми. 

Драматерапия

Импровизация и отыгрыш разных ролей помогает наладить социальную и коммуникативную сферу. Клиент развивает эмпатию, учится лучше чувствовать свое тело, выражать эмоции и строить взаимодействие с другими. Также драматерапия помогает избавиться от мышечных блоков и зажимов, как следствие — наладить психосоматику. 

Куклотерапия

Сочетание сказко- и драматерапии. Хорошо показывает себя в работе с детьми: для них естественно «отыгрывать» травмирующие ситуации и эмоциональные переживания. С помощью куклотерапии ребенок развивает эмпатию и учится эффективным моделям поведения. 

Песочная терапия

Первым песочную терапию стал использовать в работе Карл Юнг. С помощью творческих образов на песке он обращался к бессознательному опыту клиента и «извлекал» глубинные эмоции и ранние переживания. 

Клиент рисует или создает различные формы на песке, реорганизует их, разрушает, переделывает. В процессе он обсуждает с терапевтом происходящее. Творческий поток и сенсорное воздействие расслабляют, позволяют раскрыться, «вспомнить» и проработать вытесненные переживания. 

 
 

Музыкотерапия

Вы замечали, что музыка способна менять настроение? Арт-терапия использует этот эффект. В ходе сеансом клиент может как слушать музыкальные произведения, реагировать на них эмоционально, обсуждать это с терапевтом — так и самостоятельно сочинять мелодии. 

Рустам Кубик

Россия, республика Татарстан

Это история о двух братьях. Они родились и выросли в маленьком селе. Один из них отправился на учебу в город, когда повзрослел. Он остался там, превратившись в городского современного человека, который в курсе последних новостей, разбирается в новейших технологиях и вообще думает не о том, что показывают по телевизору. Второй брат остался жить в селе, закончил техникум, сходил в армию и устроился работать на единственный местный завод, кормящий все село. 

Несмотря на свое различие, братья обмениваются знаниями, новостями и опытом во время редких встреч, как бы дополняя друг друга. То же самое я заметил на фестивале. Мы привезли в горы искусство городов, показав местным жителям пример того, чем можно заниматься и что актуально сейчас. А сами вдохновились горами, селами и жителями с их легендами, традициями и прекрасной культурой.

Художник Рустам Кубик и его работа

valentin_blokh

Загадочная хворь

Люди, страдающие истерическим расстройством, склонны выдумывать, приписывать себе наличие необъяснимых заболеваний. Они красочно описывают симптомы, углубляются в детали, показывают драматические инсценировки. Их состояние часто сопровождается вегетативными нарушениями, доходящими до крайней степени проявлений: обмороками, приступами удушья, тошнотой, потерей голоса, чувствительности, обездвиженностью конечностей.

В поисках сочувствия и внимания они часто посещают больницы, притворяясь больными, беспомощными. Если им уделяют мало внимания, приступы усиливаются. Видя, что за ними наблюдают, пациенты с истерическим расстройством личности прекрасно исполняют роль захворавшего. Но когда они отвлеклись и забылись, то состояние их внезапно налаживается. 

Пациентка обратилась к врачу с жалобами на постоянную слабость и быструю утомляемость. Беспокоили бессонница, частое головокружение, дрожание конечностей. «Бывают периоды, когда ноги отказывают». Утверждала, что дважды перенесла полный паралич рук и ног. Однако в обоих случаях все каким-то загадочным образом восстанавливалось. Жаловалась на плохое настроение.

При осмотре: слишком жеманна, пытается изобразить шатающуюся походку, теряет сознание. Выражает апатию, беспокойство о будущем, говорит о скорой своей кончине. Жалуется на потерю памяти. Но в кругу исключительно пациентов преображается, становится веселой, общительной, потерянная память внезапно возвращается. На встрече с мужем становится кокетливой, привлекательной молодой женщиной.

Акционист-безбожник

В 1998 году в Москве состоялась художественная ярмарка, которая запомнилась публике жестоким перфомансом. Известный на тот момент акционист Тер-Оганьян представил зрителям небольшой спектакль. В ходе постановки он показал несколько репродукций известных икон. А затем начался интерактивный перфоманс: художник предложил любому желающему осквернить иконы за небольшую плату. Так как желающих не нашлось, Тер-Оганьян взял в руки топор и начал ломать и крушить одну репродукцию за другой. За этот перфоманс против художника было возбуждено уголовное дело по просьбе Патриарха Русской Православной Церкви. Художника непременно бы посадили, только вот он сбежал в Чехию, где и живёт до сих пор.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий