Актуальные вопросы патриотического воспитания

Уроки патриотизма: как воспитывают в детях любовь к Родине?

Воспитание достойных граждан России является сейчас одной из приоритетных задач правительства. Для этого в 2020 году Владимир Путин внес значительные изменения в закон «Об образовании», касающиеся воспитания в школах. 

Значительный упор сделан на мероприятия, связанные с Великой Отечественной войной. Дети участвуют в школьных шествиях Бессмертного полка, несут караул у военных мемориалов. Среди младших школьников популярны конкурсы рисунков, акция «Окна Победы». Памятным датам Второй Мировой войны посвящаются классные часы и Уроки Мужества. Обязательным пунктом программы патриотического воспитания вновь стали военно-спортивные игры «Зарница». 

Ведется работа и в области экологической, этнографической и краеведческой грамотности школьников. Темы, связанные с данными направлениями, востребованы в рамках проектной деятельности старшеклассников.

Школа активно привлекает родителей к патриотическому воспитанию учащихся. Для этого проводятся общешкольные собрания и мероприятия семейного характера (например, школьный квест «Моя спортивная семья»).

Эффективным средством патриотического воспитания стал и отечественный кинематограф. Такие фильмы, как «Движение вверх», «Двадцать восемь панфиловцев», «Легенда №17», «Солдатик», заставляют гордиться историей своей страны, вдохновляют.

В планы по гражданско-патриотическому воспитанию школы включены мероприятия различных форматов:

  • викторины;
  • конкурсы;
  • фестивали;
  • семинары;
  • круглые столы.

Это разнообразие позволяет заинтересовать и, соответственно, воспитать как можно больше учащихся.

Значимость военно-патриотического обучения

Современный образовательный процесс подводит школьников к тому, чтобы они стали ответственными гражданами, принимали участие в политической жизни страны, были готовы для нее многое сделать.

Еще до школы ребят знакомят с особенностями военной формы, техники, дают представление о различных родах войск. Дети узнают о праздниках 23 Февраля и 9 Мая, изучают художественные произведения, киноматериалы на соответствующую тему.

Эффективно развиваются чувства гражданственности, патриотизма, если заботу об этом проявляют в семье. Детская память надолго задержит рассказы о войне, поход по местам боевой славы, в местный музей. Чтобы привить молодежи любовь к своей земле, нужен пример гражданского поведения, ответственных поступков взрослых, которые их окружают.

Вырастить патриота – подготовить растущего человека к решению насущных задач государства, к сознательному активному участию в управлении, защите Родины.

Патриотическое воспитание у дошкольников

Привить любовь к отечеству – задача нелегкая, особенно применительно к самым младшим. Показатели, с помощью которых можно было бы оценивать взрослых людей, не подходят для малышей. Чтобы отыскать верный путь в работе над взращиванием всеобъемлющего чувства любви к Родине, определяют основу, на которой она может взойти. Патриотизм не станет полноценным, не имея сначала эмоционально-познавательной базы. Понятие блага Родины станет навсегда оторванным от конкретной личности, если ребенок с ранних лет не научился любви, ответственности за маму и брата, не умеет добросовестно выполнить порученное дело.

Если малыш любит свой дом, его традиции, этот образ становится основой любви к Отечеству. С «высоты» своих лет маленький член общества не способен понять, где этот дом находится, в какой стране. Сейчас ему просто должно быть комфортно, он не должен чувствовать себя гостем. Как всякому хозяину, ему нужно иметь не только привязанности, но обязанности. Для воспитания патриотических чувств необходимо, чтобы дошкольник с охотой шел в детский сад, и его жизнь там была интересной.

Специфика работы с младшей группой

Дети только знакомятся с воспитателями, друзьями, сравнивают, выстраивают отношения с кругом людей, что находятся за рамками семьи. Чувство Родины зреет в отношениях с матерью, дедушкой, бабушкой, начинается со знакомства с улицей, городом, страной. Уважительное отношение к сотрудникам сада, обращение к ним по отчеству, совместная деятельность развивает социальную восприимчивость, помогает усвоить правила поведения. Гордость за родителей, сострадание к товарищу, радость во время народных игр станут основой более глубоких чувств.

Работа со средней группой

Примерно в пятилетнем возрасте малыши расширяют представления о природе, животных края, тонко чувствуют юмор, грусть, углубляют знания об истории своей улицы, государственной символике. Ребята рассуждают о значении флага, различают понятия малой, большой Родины.

Дети любознательны и восприимчивы. Яркие, сильные эмоции – благодатная почва для системного нравственного воспитания. Круг интересов распространяется не только на дом, детский сад. Малыши выезжают за город, участвуют в праздниках, узнают о работе родителей

Во время прогулок воспитатели обращают внимание детей на значение библиотек, магазинов, кинотеатров, иных социальных объектов

Работа в старшей группе

Дошколята знают не только свой город, село. Взрослые знакомят их с историей наименований, памятными местами, именами героев, с которыми связаны названия улиц. Знания расширяются до понятий «город», «страна», «столица». Ребят плавно подводят к чувству гордости за историю, восхищения красотой родного края. У них уже формируется собственное отношение к историческому, культурному прошлому.

Воспитанники старшей группы получают более систематические знания о великих писателях, художниках, композиторах, понимают, что человек, который любит свою Родину, не может не знать А. Пушкина.

Компоненты патриотического воспитания

Нынешняя работа по формированию будущих патриотов осуществляется в рамках национальной традиции. Все ее составляющие тесно взаимосвязаны, неотделимы. Наиболее доступные детям по форме и содержанию, эмоциональной силе – это народные игры и праздники, традиции и обряды, вехи героического прошлого.

Актуальность патриотического воспитания требует создания единения между младшими и старшими, что позволит выполнить значимую гуманную миссию: познать исторические, культурные ценности прошлого, сохранить их, передать в будущее.

Важность сохранения языка, народных традиций

Одно из проявлений любви к Родине – сохранение общей культуры, бережное отношение к языку. Большим потенциалом в воспитании молодежи обладает литература. Молодое поколение должно расти не на отрицании и высмеивании истории, культуры своего государства, а на возвышении, совершенствовании родного языка, что накапливает добрые отношения, укрепляет нравственные устои.

Задачам обучения азам дружбы, трудолюбия, патриотизма служит устное творчество, древнерусская литература. Отражение народных представлений о богатырской силе, любви к Отечеству находится в пословицах и поговорках, старых песнях, произведениях о великих сражениях, войнах.

Взращивание целостной личности неразрывно связано с национальной традицией. Культивирование патриотического духа направлено на познание и раскрытие истоков этнографической культуры. Через художественное и литературное творчество, развитие у детей эстетического вкуса пробуждают интерес к культурным особенностям народа, ощущение себя частью этноса, уважение к другим нациям.

Любовь к стране через познание родной природы

Об уровне патриотической воспитанности нового поколения судят по тому, что расскажет о своем городе, поселке ученик, какое представление имеет о флоре, фауне края, особенностях ландшафта, редких животных.

Границы интересов ребенка раздвигаются от нового цветка или животного до первых трудовых поручений. На прогулках, экскурсиях под руководством педагогов, воспитателей дети сначала учатся замечать удивительное, потом рассказывать об увиденном, выращивать растения, ухаживать за хомяком и собакой. Это постепенно станет фундаментом представления детей о труде взрослых, поможет найти собственное полезное место.

Аспекты патриотического воспитания

Если следовать ФГОС, программа формирования патриотизма у дошкольников и младших школьников предусматривает: более глубокое знакомство детей с природой, укладом жизни, традициями народов, героическими событиями прошлого, личностями, прославившими Отечество.

Главное на этом этапе – привить младшему поколению искреннее чувство любви, без чрезмерного пафоса, к своим близким, товарищам по школе и саду, природе уголка, где родился.

Выделим главные задачи для педагогов в этом процессе:

  • Основной ценностью для ребенка должна стать семья, место, где он родился.
  • Главенствующими становятся интересы государства.
  • У учеников культивируют уважительное отношение к другим народам, их праву сохранять самобытность.
  • Граждане страны должны защищать свободу, независимость, достоинство своей Родины, хранить ей верность.
  • Родной язык нужно беречь, гордиться культурными и социальными завоеваниями.
  • Малышей знакомят с историей страны, государственной символикой, учат понимать их значение.
  • Излагают основы правовой культуры, формируют представление о правах, интересах личности на основе собственных примеров.
  • В младшем возрасте закладываются основы экологического воспитания через бережное отношение к природе родного края.
  • У подрастающего поколения формируют уважение по отношению к пожилым членам общества, учат заботиться о родных, помогать малышам, престарелым.
  • Воспитанникам прививают чувство ответственности за семью, государство. Активное участие в благоустройстве дома, школы – посильный вклад в процветание страны.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий