Адаптация студентов первокурсников к обучению в вузе

Привыкание к чужому городу

Привыкание к новому месту проходит в несколько этапов:

  1. «Медовый месяц». Возникает чувство свободы, новые впечатления волнуют и пугают. Период длится 3 месяца.
  2. Переговоры. Ощущается тоска по дому, одиночество и неуверенность.
  3. Привыкание. Появляется чувство уверенности, ощущение «как дома». Начинается примерно через 6–12 месяцев после переезда.

Полная адаптация с ощущением уюта и спокойствия наступает обычно спустя год или дольше.

Когда город нравится и вызывает положительные эмоции, смена обстановки переносится легко. Если студент чувствует антипатию к новому месту пребывания, то нужно сконцентрироваться на главной цели и находить компромиссы. Только сосредоточившись на настоящем моменте, первокурсник может наслаждаться незнакомыми местами и событиями, замечать новые возможности. Переключиться с прошлого на настоящее помогает ведение дневника, спорт, йога, творчество.

Адаптация к новому месту требует времени, которое можно потратить на изучение ближайших окрестностей города. Полезно выяснить, как далеко от места проживания располагаются необходимые магазины, библиотека, а также измерить количество времени на дорогу к учебному заведению. Первокурснику рекомендуется как можно меньше сидеть взаперти. Прогулка, разговор с продавцом, посещение городских мероприятий в свободное от учебы время поможет принять и полюбить новый город.

Особенности адаптации первокурсников в вузе

В школе каждый учащийся находится под постоянным присмотром. Всю его жизнь организуют учителя и родители. Они следят за его посещаемостью, успеваемостью, отношениями в коллективе и приходят на помощь в разных сложных ситуациях.

Университет или колледж – совсем другая среда. Здесь каждый студент отвечает за себя сам. От его сознательности и ответственности зависит то, насколько успешно будет складываться учеба, достигнет ли он тех целей, которые ставит, поступая в учебное заведение.

Вот наиболее частые проблемы при адаптации к обучению в вузе, с которыми сталкиваются студенты на первом году учебы:

  • Отличная от школы организация занятий. Вместо уроков – пары, вместо контрольных – сессии.
  • Изучение новых и более сложных дисциплин, нехватка школьных знаний.
  • Новый коллектив – студенты, преподаватели, руководство.
  • Неумение распоряжаться собственным временем, нехватка дисциплины и ответственности.
  • Недостаток мотивации, непонимание своих целей.
  • Переживания, связанные с расставанием со школой и товарищами.
  • Финансовые проблемы.

Тяжело приходится иногородним студентам. Они вынуждены привыкать не только к новому учебному заведению и коллективу, но и к незнакомому городу. Они должны самостоятельно позаботиться о жилье, питании, транспорте, налаживании быта. Осложняется ситуация и расставанием с родителями и друзьями.

Еще сложнее проходит адаптация иностранных студентов в вузах. Помимо перечисленных проблем, им еще приходится взаимодействовать с незнакомой культурой, ментальностью, обычаями. К тому же не всегда легко складываются отношения с другими студентами, которые могут настороженно и подозрительно относиться к иностранцу и даже проявлять враждебность.

Адаптация в современных науках

Современная психология и социология рассматривают понятие адаптации как процесса и результата установления гармоничного взаимодействия между личностью и окружающей социальной средой. Сущностью адаптации называют приведение субъекта адаптации к оптимальному соответствию с требованиями ее объекта (социальной среды). Если нарушается стабильность (субъект перемещается в другую среду, изменяется сама среда или ее условия) возникает рассогласование в системе ее субъекта и объекта, это влечет за собой функциональное расстройство и потерю целостности. Как результат – возникновение адаптивной ситуации, в которой система или отдельные ее элементы стремятся восстановить нарушенное равновесие. Характерна такая ситуация для любого вида адаптации человека, которая понимается как целенаправленный и активный процесс разрешения противоречий, появляющихся при взаимодействии человека с новой социальной и природной средой.

Адаптация в трактовке В.А. Якунина это процесс взаимодействия человек — окружающая среда, результатом которого является возникновение стратегии и модели поведения, адекватных условиям, меняющимся в этой среде.

При адаптации личность путем перестройки или подбора стратегии поведения приспосабливается к изменениям в социальной среде. Д.В. Колесов использовал критерий оптимального соответствия, чтобы построить модель стадиальности адаптационного процесса. Она содержит следующие стадии:

  1. Уравновешивание это установление равновесия между индивидом и средой, с проявлением взаимного терпения к стереотипам поведения и системе ценностей.
  2. Псевдоадаптация сочетает в себе  внешнюю приспособленность к обстановке и отрицательное отношение к ее требованиям и нормам.
  3. Приноравливание это принятие и признание основных ценностей в новой среде.
  4. Уподобление это психическая переориентация индивида, преобразование его прежних установок, ориентаций и взглядов.

Такая модель достаточно условна, ее стадии могут выступать одновременно или же взаимозаменяться.

Виды адаптации первокурсников в колледже и вузе

Само слово «адаптация» означает «приспособление». В психологии выделяют несколько ее видов у учащихся университетов и колледжей.

Организационная. Она касается перемен в условиях обучения и жизни и затрагивает распорядок дня и занятий, правила поведения в вузе, высокие, по сравнению со школой, учебные нагрузки. Нужно время, чтобы приспособиться к новому расписанию и требованиям вузовской системы.
Деятельностная. Эта адаптация связана со знакомством с новыми предметами и формами деятельности, необходимостью готовиться к семинарам и практическим занятиям, а также к экзаменационной сессии.
Социальная

Для студента-первокурсника очень важно выстроить дружеские или хотя бы нейтральные отношения с другими учащимися, научиться взаимопомощи и поддержке, а также поладить с преподавателями. Не всегда этот процесс проходит гладко

Конфликты в вузовском коллективе случаются реже, чем в школе, но всё же возможны.
Профессиональная. В колледже или вузе учащийся осваивает новую специальность. И этот вид адаптации выходит на первый план на последних курсах, когда студент попадает на производственную практику. Так он может изнутри увидеть выбранную профессию. И иногда это приводит к разочарованию и неудовлетворенности.

Как первокурсникам быстрее адаптироваться?

Предлагаем ряд советов и подсказок, благодаря которым адаптация первокурсников в вузе проходит более гладко.

Поставьте цели и приоритеты

Многие студенты поступают в вуз не потому, что сами его выбрали, а потому что туда идут их друзья или на этом учебном заведении настояли родители. Это ошибочный подход, который ведет к разочарованию в профессии, низкой успеваемости, психологическому дискомфорту.

Выбирая вуз, руководствуйтесь только своими потребностями и желаниями. Прислушиваться к советам полезно, но не давайте никому решать за вас. Определитесь со своими приоритетами. Зачем вам учеба в этом вузе, кем вы хотите стать, как реализуетесь в выбранной профессии? Ответьте на эти вопросы как можно раньше. И затем поставьте четкие цели в плане успеваемости, общения со студентами, работы с преподавателями.

Изучите вуз заранее

Адаптация студентов к условиям вуза проходит проще, если они заранее постараются узнать об учебном заведении как можно больше. Внимательно изучите всю доступную информацию об университете – на официальном сайте, в группах в соцсетях. Почитайте отзывы других учащихся.

Большинство вузов регулярно устраивает дни открытых дверей. Старшеклассники могут посетить учебное заведение, узнать его изнутри, познакомиться с руководством и преподавателями. Чем больше информации вы соберете, тем проще будет приспособиться к учебе и новым условиям.

Используйте тайм-менеджмент

Многие студенты не умеют рационально распоряжаться своим временем. Они тратят его на развлечения, а потом в панике стараются выучить весь материал за одну ночь перед экзаменом. Бывает и наоборот: студент уделяет учебе слишком много времени, стремясь непременно стать лучшим на потоке и завоевать симпатии преподавателей. В итоге перегрузки и усталость сказываются на качестве учебы.

Избегайте подобных крайностей. У вас должно быть время и на учебу, и на отдых. Поэтому воспользуйтесь тайм-менеджментом. Составьте для себя распорядок дня, включая и учебные дни, и выходные. Не забывайте о сне: спать нужно минимум 8 часов каждую ночь, иначе ваш мозг откажется нормально функционировать.

Расширяйте круг знакомств

Вливание в новый коллектив – одна из главных проблем адаптации студентов в вузе. Запомните: вы поступаете в университет в первую очередь, чтобы учиться, а не для того, чтобы найти друзей. Но при этом очень полезно, если вы выстроите хорошие отношения с одногруппниками. Вы сможете выручать друг друга конспектами, вместе изучать сложный материал, готовиться к семинарам.

Заведите новых знакомых и среди старшекурсников. Они уже прошли огонь и воду и могут рассказать много полезного про экзамены и преподавателей.

Не бойтесь задавать вопросы

Некоторые студенты стесняются привлекать к себе внимание и задавать вопросы. Они боятся показаться глупыми

И напрасно. Не понять сложный материал с первого раза – это абсолютно нормально. Поэтому не бойтесь задавать преподавателям или другим учащимся вопросы, просить разъяснений. Лучше сделать это как можно быстрее, иначе потом неотвеченные вопросы накопятся и разобраться в материале будет еще сложнее.

Многие преподаватели очень благосклонны к студентам, задающим вопросы. Ведь это показывает, что вы искренне заинтересованы в предмете и хотите разобраться в нём как можно лучше. К тому же так вы быстрее им запомнитесь.

Виды адаптации студентов-первокурсников в колледже и вузе

Психологи выделяют целую систему адаптации первокурсников. Она бывает четырех видов:

  1. Организационная. Этот вид адаптации предполагает изменение условий обучения и жизни, режима дня, методов преподавания, правил поведения в учебном заведении, повышенную нагрузку. Такой вид адаптации проходит нелегко. Потому что студенческая жизнь совсем не похожа на школьную. Со временем, когда студент привык к новому расписанию, преподавателям, окружению, организационная адаптация отходит на второй план.
  2. Деятельностная. Этот вид адаптации проходит параллельно с организационной. Во время деятельностной адаптации студент знакомится с новыми предметами, привыкает к новому статусу (студент), усваивает свои новые права и обязанности.
  3. Профессиональная. Обычно, такой вид адаптации начинается у студентов во время прохождения производственной и преддипломной практики. Студент изучает свое выбранное направление изнутри, а не только в теории. Знакомится со своими обязанностями, ответственностью, повседневными задачами. Первокурсники проходят этот вид адаптации формально, когда на занятиях рассказывают, чем им предстоит заниматься.
  4. Социально-психологическая. Психологи говорят, что это самый трудный вид адаптации. Иногда даже специалист не может предугадать, как поведет себя конкретный человек в период адаптации к новым условиям. Социальная и психологическая адаптация первокурсников предполагает установление новых личных и деловых связей, завоевание доверия и расположения со стороны студентов и преподавателей.

Процесс адаптации не включает в себя угрозы человека, манипуляции и принуждения, которые он использует, чтобы достичь желаемого. Также к адаптации не относится использование человеком своего авторитетного положения или высокого статуса для реализации целей.

Проблемы адаптации

Первый курс считается самым важным этапом, когда студент начинает осознавать себя с точки зрения учебы и будущей профессиональной деятельности. Меняются его стереотипы из-за формы занятий в ВУЗе, новой подачи материала, отсутствия навыков быстрого конспектирования. На первых порах учебу сопровождает беспокойство, сильная тоска по дому. Основные проблемы адаптации студента первого курса к жизни в незнакомом городе:

  • недооценка вероятных опасностей чужого города, рассеянность первокурсника;
  • сомнения в правильности выбранного профессионального направления;
  • неготовность к повышенной учебной нагрузке;
  • отсутствие навыка рационального распределения времени;
  • неопытность и беспомощность в самостоятельном ведении хозяйства;
  • финансовые трудности;
  • подверженность влиянию ровесников и плохих привычек (курению, увлечению алкоголем).

Успешное прохождение первого курса обучения может стать толчком к развитию студента. Необходимые навыки, позволяющие студенту успешно обучаться и выживать в чужом городе:

  • грамотное распределение времени и сил;
  • навык самостоятельного проживания в незнакомой среде;
  • умение изучать материал самостоятельно;
  • готовность к выполнению требований преподавателей;
  • навык самоконтроля;
  • готовность к повышенному объему информации;
  • движение к достижению поставленной цели;
  • стремление к учебе независимо от трудностей.

Одной из сторон акклиматизации первокурсника в чужом городе является психологическая приспособляемость к существованию в обществе, с соблюдением личных и общих потребностей. Уровень адаптивности влияет на всю судьбу человека. Первокурсник вынужден акклиматизироваться не только к социуму незнакомого города, но и к ВУЗу, к общежитию.

Особенности адаптации студентов-первокурсников

На адаптацию первокурсников влияют определенные факторы.

Социологические факторы

К социологическим факторам можно отнести возраст, социальное положение, образование.

С возрастом адаптация проходит и воспринимается легче. Молодые люди часто амбициозны, и принять новый уклад жизни сложнее. Из-за яркого и непокорного характера они могут проявлять недовольство и сопротивление новому режиму. 

В первую очередь, социальная адаптация студентов-первокурсников сказывается на взаимоотношениях между собой. Могут возникнуть недопонимания из-за социального положения, религии, учебных достижений (например, наличие дипломов, медалей, высоких баллов ЕГЭ).

Педагогические факторы

Адаптация первокурсников в колледже или университете во многом зависит от преподавателей. От отношения к студентам и требований, которые преподаватели им предъявляют, зависит мотивация и заинтересованность студентов.

Адаптация в современных науках

Современная психология и социология рассматривают понятие адаптации как процесса и результата установления гармоничного взаимодействия между личностью и окружающей социальной средой. Сущностью адаптации называют приведение субъекта адаптации к оптимальному соответствию с требованиями ее объекта (социальной среды). Если нарушается стабильность (субъект перемещается в другую среду, изменяется сама среда или ее условия) возникает рассогласование в системе ее субъекта и объекта, это влечет за собой функциональное расстройство и потерю целостности. Как результат – возникновение адаптивной ситуации, в которой система или отдельные ее элементы стремятся восстановить нарушенное равновесие. Характерна такая ситуация для любого вида адаптации человека, которая понимается как целенаправленный и активный процесс разрешения противоречий, появляющихся при взаимодействии человека с новой социальной и природной средой.

Адаптация в трактовке В.А. Якунина это процесс взаимодействия человек — окружающая среда, результатом которого является возникновение стратегии и модели поведения, адекватных условиям, меняющимся в этой среде.

При адаптации личность путем перестройки или подбора стратегии поведения приспосабливается к изменениям в социальной среде. Д.В. Колесов использовал критерий оптимального соответствия, чтобы построить модель стадиальности адаптационного процесса. Она содержит следующие стадии:

  1. Уравновешивание это установление равновесия между индивидом и средой, с проявлением взаимного терпения к стереотипам поведения и системе ценностей.
  2. Псевдоадаптация сочетает в себе  внешнюю приспособленность к обстановке и отрицательное отношение к ее требованиям и нормам.
  3. Приноравливание это принятие и признание основных ценностей в новой среде.
  4. Уподобление это психическая переориентация индивида, преобразование его прежних установок, ориентаций и взглядов.

Такая модель достаточно условна, ее стадии могут выступать одновременно или же взаимозаменяться.

Факторы влияния на адаптацию

Каждый преподаватель ВУЗа знает из собственного опыта о том, что работать и производить педагогическое общение с первокурсниками можно лишь при наличии некоторых отличительных особенностей. Обусловлено это психофизиологическими особенностями возраста, социальными факторами. К факторам, влияющим на адаптацию к ВУЗу, относят социологический блок, психологический и педагогический.

Социологический блок включает в себя: возраст, социальное происхождение студента, тип законченного им образовательного учреждения. Психологический блок включает: социально-психологические и индивидуально-психологические факторы – направленность, интеллект, положение в группе, личностный адаптационный потенциал. В педагогический блок входит: организация среды, уровень педагогического мастерства, материально-техническую базу.

Любое обучение, а вузовское в особенности, дело не из легких. Связано это с многочисленными причинами методического, организационного и психологического характера. Трудности могут быть общими, типичными для всех студентов, и частными, характерными для студентов первых курсов. К последним, например, относится стресс, возникший при переходе выпускников школ к другой форме обучения. С первых дней они оказываются в совсем другой, незнакомой жизни. Чтобы решить вопрос успешной адаптации, нужно выявить типичные проблемы, которые ждут учеников при вступлении в студенческую жизнь. Среди таких проблем самыми значительными можно назвать:

  • Возрастание объема нагрузки;
  • Сложность при усвоении новых дисциплин;
  • Сложность взаимоотношений в новом коллективе;
  • Построение системы отношений с новыми преподавателями.

Педагогическое управление адаптацией.

Учитывая многофакторность адаптации студентов к новой среде ВУЗа, стоит сказать о роли педагогического управления данным процессом. Для этого привлекается педагогический состав и кураторы курсов. Чтобы обеспечить эффективную адаптацию первокурсников к новой среде, необходимо выполнить несколько шагов:

  •  Изучить личностные особенности студентов первого курса;
  • Выявить трудности периода адаптации и особенности включения в студенческую жизнь;
  • Работа над полученными данными – анализ и обобщение;
  • Подготовка на их основе рекомендаций для преподавателей и кураторов, которые направлены на оптимизацию периода адаптации;
  • Круглый стол при участии представителей социальной, внеучебной, воспитательной работы.
  • Проведение кураторского часа, во время которого будут обсуждаться различные проблемы первокурсников, и проводиться различные мероприятия;
  • Разработка и совершенствование образовательных программ для первокурсников;
  • Организация практических занятий, способствующих повышению уровня осознания всех трудностей периода адаптации, освоение способов как их преодолеть и развить навыки конструктивного общения;
  • Организация работы с кураторами и преподавателями, которые работают с первокурсниками, с целью повысить у педагогов уровень психолого-педагогической грамотности;
  • Научно-методологическое и социально-психологическое сопровождение кураторов при проведении занятий с первокурсниками;
  • Индивидуальные и групповые консультации студентов и преподавателей;
  • Анализ результатов работы и ее планирование на будущее.

В том, чтобы адаптация к ВУЗу была эффективной заинтересованы не только первокурсники, но и преподаватели ВУЗа. Успешное начало обучения помогает студенту в дальнейшей учебе, положительно влияет на построение отношений внутри коллектива и с преподавателями. От того, насколько успешной будет адаптация студента к ВУЗу, зависит его личностное развитие и дальнейшая профессиональная карьера.

Адаптация к ВУЗу

Первокурсник должен найти время для ознакомительного визита в учебное заведение. Нужно пройтись по этажам, ознакомиться с его планировкой, расположением нужных аудиторий, столовой, библиотеки. Этот шаг позволит также избежать опозданий на лекции.

Для повышения коммуникабельности важно запомнить имена преподавателей, старательно посещать все лекции, чтобы завоевать их расположение. Дружба со старшекурсниками и однокурсниками также будет прекрасным подспорьем в учебе на протяжении всех студенческих лет. К ним всегда можно обратиться за советом и помощью, а некоторые из них становятся настоящими друзьями на всю жизнь

К ним всегда можно обратиться за советом и помощью, а некоторые из них становятся настоящими друзьями на всю жизнь.

Ощущение полной свободы на первых порах адаптации приводит к легкомыслию, прогулам лекций. Ведь теперь никто не упрашивает студента учиться, не контролирует выполнение требований. Поэтому некоторые из них уже во втором семестре лишаются права получать стипендию из-за снижения успеваемости. А первая сессия почти всегда становится настоящим шоком. Для преодоления этого этапа первокурснику необходим самоконтроль, организованность, самостоятельность, ответственность.

На первом курсе рекомендуется приложить все усилия для создания отличной зачетки, ведь после этого она начнет работать на благо своего обладателя. Хорошие оценки ставятся по фактическим знаниям, присущим старательным ученикам. Наличие в зачетке положительных оценок вызывает благосклонность преподавателей. Именно в первый год обучения есть возможность расположить их к себе, и этот шанс упускать не стоит.

Денежный вопрос

Одной из наиболее сложных задач для первокурсника является правильное распределение довольно скромного бюджета. Особенно этот вопрос волнует учащихся на платной основе. Главным источником пополнения студенческого кошелька является небольшая стипендия, а также помощь родственников. Но жизнь то и дело подкидывает новые причины для растрат, поэтому денег вечно не хватает.

Экономия

Чтобы выжить студенту в чужом городе, нужно научиться контролировать расходы:

Серьезный анализ возможностей экономии помогает предотвратить бесполезную утечку финансов, а также научиться грамотно планировать свой бюджет.

Источники дохода

Минимизация расходов — не единственный способ выжить в чужом городе. Помимо экономии можно попытаться увеличить свой доход, зарабатывая деньги оказанием услуг: уборкой, доставкой, дизайном, редактированием фотографий, написанием и переводом текстов. Все эти вакансии можно найти в интернете на сайтах по оказанию услуг. Но стоит избегать предложений сетевого маркетинга, так как легко попасть на мошенников.

Учеба занимает лишь половину дня, что оставляет время для подработки вечером или по выходным дням. Студенту доступна работа промоутера, рекламного агента, мойщика, официанта, грузчика, работника супермаркета. Кошелек будет пополняться минимум на 7­—10 тысяч каждый месяц. Но такая запись в трудовой книжке может показать будущему работодателю, что студент не учился толком по своей специальности.

Наилучшим вариантом является работа по специальности, запись о которой сделает резюме более привлекательным для работодателей. Но стоит быть готовым к низкой оплате при высоком уровне прилагаемых усилий. К тому же студенту первого курса трудно устроиться на такую работу

Важно осознавать, что совмещение учебы и работы без умения грамотно распределять свое время и силы может обернуться ухудшением показателей успеваемости

Стоит всеми силами избегать брать деньги в долг, ведь при минимальном доходе отдавать его очень тяжело. Студенту приходится занимать снова и снова, что приводит к долговой яме. Необходимо регулярно откладывать хоть небольшие деньги. Например, прогулка пешком вместо поездки в автобусе сбережет несколько рублей, укрепит здоровье. Во избежание соблазна потратить сбережения рекомендуется открыть вклад или завести сберегательную книжку.

Есть возможность увеличить объем стипендии, участвуя в программах университета. Нужно посещать открытые лекции, принимать участие в конференциях, научной работе. Достижения студента не только делают стипендию чуть больше, но также являются вкладом в его будущее.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий