60 способов помочь ученикам мыслить самостоятельно

Усмиряем вихрь в голове

Мысли возникают спонтанно и точно так же исчезают из нашей головы. Можно ли научиться думать только о том, что нам действительно нужно, отсекая лишнее? Над этим нужно серьезно работать, развивать в себе определенные качества. Это нелегко, но упорство и желание взять под контроль мыслительный поток, рано или поздно дают желаемый результат. Представьте йога: он научился погружаться в состояние транса и «отключать голову». Это, вероятно, далось ему ни за один день, и даже не за месяц. Но ведь это же возможно!

Совершенно точно можно сказать, что контролировать свои мысли легче тем, кто не склонен к самокритике, имеет развитые навыки целеполагания, обладает адекватной самооценкой, высокой стрессоустойчивостью, отсутствием страхов и чувства вины. Эти качества следует развивать, если вы часто подвержены плохим мыслям. Избавляясь от своих недостатков, вы становитесь свободнее и счастливее. Вы добиваетесь успехов на работе, в творческой деятельности, в личной жизни. Хотите узнать, как устранить плохие мысли? Тогда приступим!

Необходимо мыслить по-разному, чтобы мозг оставался активен

Твой мозг мыслит по-разному в зависимости от задачи, которую ему необходимо решить. Ведь в зависимости от конкретного случая, один тип мышления может оказаться гораздо эффективнее, чем другой. Используя лишь один тип мышления, ты рискуешь начать смотреть на мир очень узко и однобоко.

Эдвард де Боно создал метод «Шесть мыслящих шляп». Психолог считает, что мы должны бросать вызов нашему мозгу, чтобы найти самое эффективное решение. Ты должен учиться думать, используя каждый тип мышления, чтобы развить свой мозг: например, полагаясь не только на дедукцию, но и на инстинкты, критическое суждение, интуицию, анализ. Выбрав правильный тип мышления, активность мозга резко возрастает.

Теория о том, что для мыслительной деятельности мы пользуемся лишь одним полушарием, абсурдна, ведь для этого нам необходим весь мозг целиком.

«Мозг по своей сути является цельным». Эд Херрманн

Нейроны по всему мозгу взаимосвязаны, и во время мыслительной деятельности он полностью активен.

В своей книге «Целостная работа мозга» Эд Херрманн и его дочь Энн описывают четыре основных стиля мышления, которыми руководствуется человек: администратор, болтун, решающий проблемы проблем, мечтатель. И все они соответствуют четырем квадрантам мозга. Большинство людей думает, что доминирует только одна.

Некоторые из нас склонны сосредоточиться на общей картине, чтобы найти нужные ответы; другие ищут подсказки в деталях: мышление каждого из нас индивидуально. Художник мыслит по-своему, детектив — иначе; поэты и философы также выработали индивидуальный тип мышления. Но что, если бы ты смог взять на вооружение тип мышления каждого из этих людей?

ОШИБКИ ПРИ САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ВЫХОДЕ ИЗ ДЕПРЕССИИ

Чтобы все прошло успешно, необходимо не делать следующего:

  1. Пытаться лечить депрессию, поедая килограммы шоколадных конфет и других сладостей, выкуривая кучу сигарет и злоупотребляя наркотическими веществами и алкоголем.
  2. Притворяться, что все нормально, хотя на самом деле плохо.
  3. Назначать самому себе препараты- антидепрессанты.
  4. Жалеть себя, поддаваться дурному настроению.
  5. Оттягивать визит к психотерапевту, осознавая, что невозможно решить проблему своими силами.

Автор статьи

Царенко Мария Арменовна

Психиатр, Психотерапевт, Психоэндокринолог.

Врачебный стаж: 11 лет

Скульптор избавляется от ненужного, чтобы явить миру саму суть

«Я увидел ангела в мраморе и вырезал, пока не освободил его» Микеланджело

Скульпторы наблюдают, но не объект, а то, во что его можно превратить. Эти люди видят не просто кусок мрамора или брус дерева, а ангела, прекрасную деву или мифическое животное. Их задача — избавляться от ненужных деталей для того, чтобы создать нечто прекрасное, извлечь суть предмета.

Микеланджело сказал: «У каждого камня есть статуя внутри него, и задача скульптора — открыть ее».

Скульптор смотрит под разными углами на камень, чтобы превратить его в шедевр. Он смотрит вглубь, умеет видеть целую картину в чем-то, на первый взгляд, уродливом. Так и ты должен научиться смотреть в глубь вещей, искать истинную суть, а не полагаться на то, что видишь глазами.

Чтобы уметь видеть суть, ты должен делать следующее: 1)Посмотри на возможности, а не на реальность 2)Сосредоточься на устранении ненужного 3)Не работай над деталям, прежде чем поймешь «сущность» 4)Извлекай необычное из общего

Умеет ли ваш ребенок учиться?

Чтобы вы смогли понять, умеет ли ребенок учиться, оцените его учебную деятельность:

  • Школьник ставит учебные эксперименты дома? Например, выращивает медный купорос или плесень на хлебе, проводит соцопросы среди друзей, проверяет какие-то гипотезы? Значит, вы видите проявления исследовательского метода обучения. Ребенок самостоятельно решает задачу, ответа на которую заранее нет.
  • Ребенок рассказывает о групповых заданиях? Он понимает свою роль в этой работе, ответственно к ней подходит, очень вовлечен? Так проявляется коллективно-распределенная деятельность. Это сплоченная работа группы для достижения одной цели с самостоятельным распределением ролей.
  • Ребенок оценивает свою работу по заданной шкале, не сравнивая себя с одноклассниками? Умение учиться подразумевает адекватную оценку результатов своей деятельности. Нужно сравнивать успехи не с другими детьми, а со своими достижениями в прошлом. Ошибка воспринимается как точка роста, шанс обнаружить своё незнание.

Зачем развивать логику

Развитая логика помогает выделять суть в потоке информации, принимать взвешенные решения и чётко формулировать свои мысли — эти способности пригодятся не только в школе. Во времена высоких технологий умение мыслить структурно становится жизненно необходимым навыком. Вот лишь несколько причин, по которым стоит развивать логику:

  • Чтобы постоянно развиваться. Технологии прогрессируют с огромной скоростью и требует того же от человека. Не оказаться за бортом цивилизации сможет только живой и пластичный ум. 
  • Чтобы правильно формулировать вопросы. Это важнейшее умение и для учёбы, и для жизни. Чтобы получать быстрые и точные ответы, вопросы нужно уметь грамотно задавать. 
  • Чтобы отличать правду ото лжи. Информационное пространство переполнено противоречивыми сведениями. Развитая логика поможет сопоставить факты, сравнить источники и не стать жертвой обмана. 
  • Чтобы находить нестандартные решения. И дело даже не в том, что это ключевой навык для работы в самой высокооплачиваемой сфере — IT. Ни в одной профессии, подразумевающей интеллектуальный труд, не обойтись без изобретательности.

Преподаватель информатики Анастасия Александрова подчёркивает важность развития логики для учёбы. 

<<Блок перелинковки>>

Для профессионалов в образовании

«Видимое обучение»

Джон Хэтти

Автор проанализировал более 50 тысяч исследований в области образования, чтобы выявить лучшие практики. Как оказалось, один из ключевых факторов, влияющих на успешность обучения, — это метакогнитивные знания, то есть представления учеников о том, что они знают, а что нет.

Хэтти утверждает, что финансирование школ и даже профессиональные знания педагога не так важны, как умение создать комфортную среду для обучения. А ценность собственно знаний отодвигается на второй план: в первую очередь ученики должны верить, что способны улучшить свои результаты.

Проектный метод обучения набирает популярность, но на практике он приносит меньше пользы, чем регулярное выполнение коротких домашних заданий. Причем в старших классах эффект от домашних заданий в 4 раза больше, чем в младших.

«Мастерство учителя»

Дуг Лемов

Автор книги наблюдал за лучшими учителями Америки, чьи ученики показали самые высокие средние баллы на общенациональном предметном тестировании. Дуг Лемов не просто описал в книге 49 методик, но и успешно внедрил их в своей сети из 16 школ в бедных районах. Вот примеры таких методик:

  • «отказ не принимается» — если ученик на вопрос учителя отвечает: «Не знаю», стоит спросить кого-то еще, а потом вернуться к первому ученику и попросить его повторить ответ;
  • «не останавливаемся на достигнутом» — стимулирует хорошо подготовленных учеников решать более сложные задачи, пока учитель объясняет идею остальной части класса;
  • «время ожидания» — если сразу же вызвать отвечать одного человека, то все остальные сразу расслабятся. А пауза между вопросом и вызовом к доске заставляет всех учеников вспоминать ответ.

Как отмечает Лемов, выдающиеся учителя постоянно повышают уровень своего мастерства. Чтение этой книги не принесет пользы без выполнения упражнений.

Megan Sumeracki, Yana Weinstein, Oliver Caviglioli

(не переведена на русский)

Меган Сумераки, Яна Вайнштейн и Оливер Кавильоли — исследователи в области обучения. Их книга посвящена тому, как научные теории о когнитивных процессах превратить в практические методики для работы в классах.

Целый раздел посвящен тому, как работают процессы восприятия, внимания и памяти. Если не делать перерывы в обучении, может случиться когнитивная перегрузка: мозг принимает новую информацию, но уже не может ее обработать.

В практической части авторы рассказывают о 6 методах обучения, эффективность которых подтверждает наука:

  • интервальные повторения — возвращаться к материалу после перерыва;
  • активное воспроизведение — если забыли часть информации, нужно не подглядывать в источнике, а вспоминать самостоятельно;
  • чередующаяся практика — изучать разные способы решения задачи лучше не последовательно, а параллельно;
  • рефлексия — во время обучения спрашивать себя: «Почему это работает?», «Что еще я знаю по теме?» и так далее;
  • метафоры — приводить конкретные примеры, говоря об абстрактных идеях;
  • дуальное кодирование — использовать и вербальные ассоциации, и визуальные картинки.

Richard Mayer

(не переведена на русский)

Ричард Майер — самый известный исследователь в области педагогического дизайна (instructional design). Книга будет полезна тем, кто создает онлайн-курсы. Автор рассказывает о том, что влияет на эффективность обучения в сети, чем оно отличается от офлайнового и как его лучше выстроить. Кроме того, Майер предупреждает о ловушках, с которыми можно столкнуться при проектировании онлайн-обучения:

Что это такое

Ежедневно каждый человек сталкивается с тысячами задач, требующих решения и влияющих на его дальнейшую жизнь.

Для взвешенных решений требуется логически рассуждать, здраво оценивая ситуацию. Зачастую жизненный опыт знакомых и личный может подвести, а советы из интернета могут оказаться бесполезными, поэтому надо включать мозг и развивать логическое мышление.

Чтобы лучше понять определение этого слова, разобьем его на составляющие: логику и мышление.

Логика – наука о правильном мыслительном процессе, умение рассуждать. Она включает в себя навыки последовательно думать, опираясь на реальные факты и аргументы, не искажая их. Эта наука изучает формы и законы мышления, ход умозаключений.

У нее есть основные понятия и законы, помогающие разобраться
в любой ситуации и решить задачу со стороны рациональности и науки, без
эмоционального подтекста, затуманивающего разум.

Логические законы действительны в любой ситуации и одинаково
справедливы в математических задачах и жизни.

Мышление – часть мозговой и психической деятельности человека, высший уровень познания действительности. Благодаря ему, мы обрабатываем информацию и способны думать, рассуждать и делать выводы. Является отличительной человеческой чертой, как разумного существа. Для этого процесса характерно обобщение и познание посредством окружающего мира.

Информация поступает к нам через органы восприятия, а затем
мы обрабатываем ее в мозгу. От того, что нами движет и каким образом мы мыслим,
зависит сделанный вывод. К объективному рассуждению относят логическое
мышление.

Из этих двух определений можно сделать вывод, что развить логическое мышление – умение обрабатывать информацию, основываясь на логических законах и аргументах, делая объективный вывод.

Зачастую мы принимаем неверные решения, руководствуясь эмоциями, чужими советами, предположениями, страхом или сомнениями. Чтобы избежать дилемм и ошибок, необходимо тренировать свой мозг и прививать себе привычку рассуждать логически без вмешательства иррациональных явлений. Мозг любит трудности и новые познания, тренируется не хуже мышц и приносит плоды «прокачки». Выполняя определённые упражнения, четко осознавая цель этих тренировок, можно полностью изменить мышление и стать лучше, умнее, рассудительнее.

Как не утомить ребенка постоянным развитием

Если ходить в зал на тренировки каждый день (особенно с непривычки), можно быстро перегореть и отказаться от желания стать спортивным. То же самое и с развивающими упражнениями — выполнять их нон-стоп точно не стоит, иначе возникнет сопротивление. Лучше всего внедрять их между делом, постепенно, в виде игры.

Вика Войцеховская,

старший методист Skysmart English Content

«Вот, о чем стоит помнить родителям, чтобы помочь детям развивать мышление:

Использовать с пользой время, которое обычно считается потраченным впустую: поездки в транспорте, прогулка из школы домой и обратно, очереди в магазинах и поликлиниках. На ходу можно легко делать несложные упражнения. Например: «Слова наоборот», «Правда или вымысел».

Не превращать развитие мышления в обучение — этого формата ребенку более, чем достаточно. Покажите, что это может быть весело и интересно на приемах, о которых мы рассказали.

Заниматься мало, но регулярно. 15 минут каждый день — всегда лучше, чем 2 часа за раз.

Не делать задания за ребенка. Делайте вместе с ним».

Внедрить эти приемы просто: играйте по пути в школу, когда готовите ужин или на выходных. Не относитесь к заданиями слишком серьезно, иначе ребенок может излишне стараться, переживать — делу это не поможет.

Если ребенок не знает, как ответить — порассуждайте вместе с ним: задавайте вопросы или подарите подсказку. Наслаждайтесь процессом вместе, и все получится!

Журналисты скептичны и любознательны

«Если ваша мама говорит, что любит вас, получите подтверждение от по крайней мере двух независимых источников, прежде чем поверить ей». Аноним

Журналисты ищут источники для проверки любых фактов. Ленивый будет довольствоваться двумя — профессионал опросит десяток человек, чтобы сделать какой-либо вывод. Журналистов обучают задавать вопросы, быть более любознательными, чем любой человек.

«Постепенно я понял, что люди будут легче глотать ложь, чем истину, как если бы вкус лжи был домашним, аппетитным». Марта Геллхорн

Работа журналиста крайне сложна, и эти люди сталкиваются с постоянной конкуренцией. Поэтому, сообщая миру очередные новости, профессионалы хотят полагаться на факты, чтобы их сенсация не стала очередной желтухой. Поиск истины требует скептицизма и любознательности.

Чтобы мыслить как журналист: 1)Не опирайся на первые результаты поисков 2)Ищи различные источники, особенно противоположные 3)Никогда не доверяй своим источникам, сомневайся в них снова и снова 4)Факты — это не история. Есть много фактов, но только одна основная история 5)Твоя репутация — это все. Не рискуй ей для кратковременной славы

Что такое пониженное давление

Артериальное давление не выше 120/80 мм рт. ст. считается нормальным, а меньше 90/60 мм рт. ст. – пониженным.

Но это средние значения, поскольку у каждого из нас свое оптимальные (рабочие) показатели АД, а низким оно становится, если уменьшится на 20% по сравнению с индивидуальной нормой.

При значительном падении давления кровь не поступает в нужном количестве во все части организма. В результате клетки недостаточно снабжаются кислородом и питательными элементами. Органы, недополучающие кровь, начинают плохо функционировать. Длительное кислородное голодание особенно нежелательно для центральной нервной системы и головного мозга.

Интересно: примерно 7% населения относится к астеническому типу с генетически обусловленным пониженным давлением. Астеники отличаются хрупким телосложением, бледными кожными покровами, зачастую у них светлые или русые волосы. Для этих людей характерна умеренная работоспособность и выносливость, а при подъеме АД до 120/80 они чувствуют себя плохо.

Как быстро поднять давление в домашних условиях взрослому

Эмоциональный настрой и ситуация успеха

Что мотивирует больше: ситуация успеха или неуспеха? Ответ известен каждому.

Ирония лишь в том, что ответы эти разные.

И в самом деле, у одних поражение вызывает депрессию, а у других — спортивную злость. Одних крошечная победа окрыляет, а других погружает в самодовольный “анабиоз”. Конечно, научиться принимать “хвалу и клевету… равнодушно” очень хорошо, да ведь это когда еще будет! Для большинства детей это пока недоступный высший пилотаж. Поэтому они зависимы от поощрения или порицания учителя. 

Бесспорно, не стоит всех ребят стричь под одну гребенку. Чаще всего педагог знает, кого надо похвалить за какую-то мелочь, а кому попенять за крошечный недочет, чтобы не поощрять зазнайство. Но все же в целом лучше лишний раз похвалить, чем понапрасну отругать. Доброе слово не только кошке приятно. Оно помогает создать на уроке радостную атмосферу — атмосферу успеха. Возможно, она не поможет слабому ученику хорошо выполнить задание. Но бесспорно, что атмосфера страха и неуверенности в себе многим помешает.

Чтобы создать ситуацию успеха, обычно рекомендуют использовать такие приемы:

  • специально подобранные индивидуальные задания, которыми ученик в силах справиться (но при этом не надо забывать о том, что оценка должна все же отражать уровень знаний; не стоит ставить одни хорошие оценки на уроках, а потом «двойку»на контрольной);
  • мотивирующие фразы.

Мотивирующие фразы призваны настроить ученика на стремление к победе. Они внушают надежду на то, что цель достижима.

Приведем примеры таких фраз:

  • В этот раз у тебя получилось лучше.
  • Я уверен: это тебе по силам.
  • Ты справишься.
  • Ты делаешь это задание все лучше и лучше.

Есть еще одна хитрость. Все мы знаем, что нельзя сравнивать одного ребенка с другим. Надо сравнивать ребенка с ним же самим, но вчерашним. Однако самостоятельная работа, данная всему классу, все же предполагает такое сравнение: за десять правильно решенных задач, например, учитель ставит «пятерку», за восемь —«четверку», за шесть —«тройку», за три —«двойку»… То есть одни выполнили задание лучше других. И ребенку, который решил две задачи, мы не ставим «пятерку» на том основании, что в прошлый раз он не решил ни одной. Хотя это, бесспорно, победа! Как же быть?

Ну, во-первых, не объявлять оценки вслух. Каждый сам увидит свою оценку в тетради.

Во-вторых, кроме обычных оценок, можно ввести систему “поощрялок”. Это символические предметы или просто “плюсики” в тетради у учителя, которыми поощряется то, что не подлежит обычной оценке. Например, слабый ученик взял домашнее задание повышенной сложности и подготовил доклад с презентацией. Получилось у него плохо, так как задание было ему не по силам. Но видно, что он очень старался и потратил много времени. Поставить «пятерку»? Но ведь весь классвидит, что работа слабая, за значительно лучший доклад с недочетами огорченный отличник получил «четыре»… Вот в такой ситуации и уместны “поощрялки”. Например, оценка “три” плюс две “поощрялки”.  То, что ребенок не умел решать задачи, а теперь смог решить две из десяти, тоже можно наградить “поощрялками”. Участие в конкурсах, выполнение творческих заданий, помощь в оформлении карточек и т.п. — все это основание для выдачи “поощрялки”. Что делать с ними потом?

  • Обменять десять “поощрялок” на одну «пятерку».
  • Наградить оригинальным призом.
  • Выдать “индульгенцию” на одну «двойку».

Вариантов можно придумать множество.

Причины низкого давления

Давление снижается при дефиците массы тела, анемии (недостатке гемоглобина в крови), неблагоприятных условиях работы, переезде в другую климатическую зону или высокогорный район, смене погоды или сезона. Резкое падение АД в сочетании с недомоганием может быть вызвано:

  • острой сердечной недостаточностью;
  • сотрясением мозга, ушибом головы;
  • обострением язвенной болезни или приступом панкреатита
  • интоксикацией;
  • передозировкой сердечных препаратов (корвалола, настойки пустырника, валокардина);
  • приемом спазмолитиков и анестетиков, больших доз антибиотиков.

Давление падает при любых кровопотерях – из-за травм, сильного носового или геморроидального кровотечения. У полностью здоровых людей резко уменьшаются значения АД после процедур, расширяющих сосуды – горячих ванн, бани, сауны, обертываний, купания в термальных источниках. В детском и подростковом возрасте низкое давление связано с нарушениями вегетативной нервной системы из-за ускоренного роста.

Постоянную гипотонию могут спровоцировать различные заболевания:

  • хроническая сердечная недостаточность – когда сердце воспаляется в результате эндо- или миокардита (бывают после ангин, гриппа), оно хуже качает кровь;
  • сердечные аритмии и блокады, вызванные сбоями нервной регуляции сердца;
  • предынфарктное состояние;
  • хроническая недостаточность надпочечников;
  • сахарный диабет;
  • гипотиреоз;
  • почечная недостаточность;
  • нейроциркуляторная сосудистая дистония;
  • различные виды депрессий

При хронической гипотонии, сопровождаемой головокружением, слабостью, тошнотой, стоит проконсультироваться с терапевтом. Если беспокоят частые симптомы низкого давления, рекомендовано углубленное обследование: УЗИ сердца и сосудов, кардиография, ФГДС. У терапевта можно получить направление к неврологу, кардиологу, эндокринологу, гастроэнтерологу.

Проходите курсы

Сегодня, в век развития и повсеместного присутствия Интернета, можно найти просто невообразимое количество интересных и познавательных обучающих программ, направленных на развитие самых разных умений, навыков и компетенций. Но среди этого многообразия нужно уметь выбирать действительно стоящие. Будьте бдительны — проверяйте такие программы на предмет наполнения, читайте отзывы, ищите то, что вызывает доверие.

Мы же, в свою очередь, можем порекомендовать вам уже проверенную множеством людей программу «Лучшие техники самообразования» от 4Brain, где всего за 5 недель вы научитесь применять различные техники и модели самообразования, с помощью которых сможете учиться быстрее, эффективнее и интереснее. И, конечно же, обязательно ознакомьтесь с отзывами.

Советы по развитию логического мышления

Наш мозг любит узнавать новое, думать, встречаться с
трудностями и работать. Чтобы не потреблять массу ненужной информации, а
заниматься осознанным самосовершенствованием и развить логическое мышление,
следует выполнять следующие упражнения и придерживаться рекомендаций
специалистов.

Совет 1. Больше читайте. Потребляя полезную информацию, требующую анализа, наш мозг тренируется, а мы становимся многогранными и начитанными личностями. Не следует гнаться за количеством прочитанных страниц и книг, главное – качество. Анализируйте, рассуждайте, делайте прогнозы: чем кончится книга, если она художественная, конспектируйте, если это нон-фикшн.

Совет 2. Играйте в развивающие игры. К ним относятся различные настольные игры, шахматы, шашки, нарды, «Эрудит», различные загадки, пазлы, кубик-рубик. Это помогает развиваться и одновременно весело проводить время с друзьями.

Совет 3. Ежедневно уделяйте минимум 15 минут упражнениям по развитию логики. Можно заняться решением математических задач, выстраиванием логических цепочек, упорядочиванием слов или событий в определённом порядке, составлением логических суждений, исходя из законов логики.

Совет 4. Решайте кроссворды, сканворды, ребусы, загадки. Это не только скрашивает досуг, но и отлично развивает мышление. Можно купить журнал по старинке или решать онлайн, благо сейчас подобных головоломок полно.

Совет 5. Изучайте иностранные языки. Новая информация всегда благоприятно влияет на мозговую активность, особенно регулярные занятия другим языком. Запишитесь на курсы в городе или онлайн, либо занимайтесь самостоятельно через мобильные приложения. Это не только поможет прокачать мыслительные процессы, но и разовьет кругозор, позволит путешествовать по всему миру и заводить друзей различных рас и национальностей. Это приведет к обмену информацией, который помогает проникнуться другой культурой и менталитетом.

Совет 6. Играйте в ассоциации. Это помогает одновременно развивать и образное, и логическое мышление.

Совет 7. Меняйте руку при выполнении обыденных задач, это помогает иначе взглянуть на рутинные процессы и задействует другую часть мозга.

Совет 8. Придумывайте оригинальные способы использования предметов. Помогает открыть в себе креативщика и найти необычное применение обычным вещам.

Совет 9. Займитесь изучением естественных наук. К ним относятся физика, химия, астрономия, биология, геология, география. Так вы явно станете умнее и расширите свои познания об устройстве в мире. И, может, найдете новое хобби или цель в жизни.

Совет 10. Устраивайте дебаты и аргументированные споры с друзьями. Мало много знать, необходимо уметь использовать свои знания в виде аргументов. Спорьте, ищите истину, обменивайтесь новой информацией, учитесь грамотно излагать мысли, слушать собеседника, конструктивно вести диалог.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий