Всю жизнь на цыпочках не простоишь. Работа с потерей сил методом ЭОТ

Лечение

Таблетки от судорог в ногах должен назначать только врач после предварительного обследования и выяснения причины такого состояния. Медикаментозно удается купировать приступ судорог, затем назначается комплексное лечение, которое предназначено для устранения причины такого симптома.

В большинстве случаев лечение проводится с помощью консервативных методов. Назначаются такие группы препаратов:

  • поливитаминные комплексы;
  • препараты для расслабления напряженных мышечных тканей;
  • лекарства для улучшения кровоснабжения;
  • обезболивающие средства.

Параллельно может назначаться курс массажа, физиотерапия. Лечением сосудистых заболеваний занимается флеболог. Сахарный диабет лечит эндокринолог, поясничный радикулит и миозит лечит невролог или терапевт

Очень важно не медлить с обращением к специалисту, особенно если приступы спазм в мышцах происходят чаще двух раз в месяц

Посмотрите на все со стороны

Это не красивая фраза, это очень мощный и быстродействующий прием, называемый диссоциацией. Представьте, что смотрите на себя со стороны, сосредоточьтесь на этом. Теперь сделайте физически шаг назад и мысленно посмотрите на себя, стоящую (стоящего) на прежнем месте. Как вы одеты, в какой позе стоите или сидите, какое  у вас выражение лица? Теперь сделайте еще шаг назад и посмотрите на себя, стоящую(стоящего)  и смотрящую(смотрящего) на фигуру, которая стоит на первом месте. Делайте так столько раз, сколько необходимо, пока приступ душевной боли не утихнет. И тогда вы обнаружите, что наблюдаете за ситуацией не изнутри, а со стороны.

Почему плохо ходить на носочках

С какими проблемами может в будущем столкнуться человек, который с детства ходит на цыпочках?

  • Во-первых, человек, у которого есть проблемы со ступнями, становится ограничен в своих действиях: ему, в отличие от других, трудно заниматься спортом, участвовать в подвижных играх и т.д.
  • Во-вторых, сама форма стопы становится изогнутой. Это как минимум может затруднить подбор обуви в будущем.
  • Наконец, самое главное: хождение на носочках запускает каскад ортопедических проблем. Всякий раз, когда малыш ходит на носочках, у него «переразгибается» коленный сустав. А при дополнительной нагрузке на позвоночник (например, тяжелый школьный рюкзак) случаются травмы и начинаются воспалительные процессы. Сустав постепенно разрушается. Затем происходит «закручивание» таза. Из-за отсутствия амортизации страдает позвоночник. Поясница находится в сильном тонусе. Один из столбцов позвоночника будет сильнее перегружаться, вызывая сколиоз. Как видите, одно «тянет» за собой другое.

Меняем распорядок дня

Как ни о чем не переживать в течение всего дня? Очень просто, добавьте в свой привычный график несколько приятных моментов. Это поможет отвлечься и получить хорошую дозу положительных эмоций. Они помогут вам справиться практически с любым стрессом.

Завтрак должен быть вкусным

Йогурт, природное, шоколад с чаем, овсянка с медом и сухофруктами — неважно с чего вы начнете свой день, главное, чтобы это принесло вам ощущение счастья.

Не пропускайте зарядку, она дает бодрость и силы противостоять стрессу весь день.

Учитесь отвлекать себя от неприятных ситуаций. В такие моменты думайте о том, что приводит вас к умиротворению.

В особо сложных ситуациях смотрите на текущую воду

Рядом нет реки? Не беда, достаточно просто водопроводного крана. 

Запишите свои опасения на бумаге. А после просто разорвите ее и выбросьте. Представьте, что вместе с клочками вы выбрасываете свои проблемы.

Отца парализовало, но он продолжает пить

Ксения Соколовская, 42 года, Новосибирск:

— 11 лет я прожила, не зная, что мой отец — запойный алкоголик. Он был закодирован или, как раньше говорили, «зашит». Ему даже настойку календулы или валерьянку на спирту было нельзя, он мог от этого умереть. Папа хотел второго ребенка и мама поставила ему условие: «Если хочешь дочь, бросаешь пить». Он «зашился» и я родилась. 

А потом у старшего брата случилась свадьба, папа начал к ней готовиться к ней и потихоньку запил. Действие «торпеды» закончилось. И тогда-то на меня и обрушилась эта страшная тайна: мой папа — алкоголик. Это осознание далось мне очень тяжело. Мама с папой давай сразу разводиться, я очень сильно переживала, постоянно плакала, не хотела в это верить. Как и в то, что мой папа — пьет.

Он ушел в запой на два года. Когда не пил, построил дом родителям, купил три машины, мы на море ездили, вообще все хорошо было. А когда запил, пропил все машины и этот дом. И этот кошмар продолжался два года: он то приезжал, то уезжал, мама его выгоняла, куда-то сама уезжала. Мне было очень тяжело, но папу я не переставала любить. 

Отец не просыхал в принципе. Его привезли, помню, к маме в полумертвом состоянии. У него все отказывало, печень почти не работала, мама его выхаживала, делала дома какие-то капельницы. Он тогда не ел, не пил, сильно похудел, опять зашился и много лет опять не пил. 

Потом снова запил, и его парализовало 16 лет назад. Они так и не развелись, вместе 53 года. Отец продолжает пить. Сейчас он сидячий больной, ходит только с помощью ходунков. Иногда просит: «Принесите мне в комнату поесть, до стола тяжело мне идти». Но если речь идет о бутылочке или стопочке, он подлетит и подбежит, как будто у него с ногами все в порядке. 

Когда я приезжаю к родителям, он мне всегда говорит: «Привези мне бутылку “Алазанской долины”». Если честно, в родительском доме всегда стоит алкоголь. Гости часто бывают, да и мама до сих пор любительница выпить. 

Моя мама была мэром в нашем поселке. У них то презентации, то совещания, и постоянно коньяк в ее жизни присутствовал. Когда я выросла, поняла, что мама тоже алкоголичка. Кто-то в гости пришел или просто вечером заскочил и мама всегда: «А давайте рюмочку, 100 грамм, 100 грамм». Но она не напивается, она так, две-три рюмочки пропускает.

Я сама впервые попробовала алкоголь в подростковом возрасте. Это были 90-е и спирт «Royal». Я, конечно, пару раз напилась в свои 15–16. У меня сейчас детям 16 и 18 лет, мне даже страшно представить себе, что они могут прийти домой пьяные. А мы тогда вот так росли, с такими экспериментами. Но постепенно пришло понимание, куда я иду, зачем, что мне от жизни нужно. И я поняла, что алкоголь мне вообще не нужен. 

В 22 года я замуж вышла, в 23 у меня ребенок старший родился. И постепенно все вечеринки с пивом и другими напитками сошли на нет, я вообще перестала переносить алкоголь. Я много лет на всех корпоративах и вечеринках пила морсы, и мне говорили: «Ты что, Ксюха, закодировалась?». Я смеялась: «Да, закодировалась». Это был самый простой способ избежать долгих объяснений. Два моих мужа не пили. Ну как не пили, была культура употребления — бутылка вина за семейным ужином. 

«Жена умерла, а муж продолжал бухать» – как созависимость с алкоголиком ведет всю семью в могилу

А недавно мне Вселенная отправила молодого человека, который оказался алкоголиком. Два месяца последних он трезвый, но я понимаю, что от этого он не перестал быть алкоголиком. И мне бывает страшно, что тема алкоголизма в моей жизни снова проявилась. У меня  сердце разрывалось на части от осознания этого. И у меня же чувства возникли, это для меня уже не чужой человек. Я слышу внутри себя голос: «Не теряй с ним время, что он тебе может дать? Это деградировавшая личность». 

Я работала в центре профилактики наркомании и алкоголизма, сейчас я бизнес-тренер, занимаюсь вопросами личностного развития, я знаю, что такое деградация. И  я поняла, что единственное, что могу сделать — не сливаться  с ним, не вступать в созависимые отношения, не контролировать, не спасать, не лечить, беречь свои границы. Это единственный бережный для психики способ существования в отношениях с алкоголиком. 

Но я сама не понимаю, зачем вступила в эти отношения. Может быть, чтобы ослабить излишний самоконтроль, перфекционизм? Пересмотреть свои какие-то амбициозные цели на соотношение материального и духовного?

Что такое внутренняя опора человека

Внутренняя опора человека — это некий компас, который не дает сбиться с пути в трудные минуты, чувство надежности своего внутреннего я, ощущение целостности с миром. Твердая система нравственных качеств, глубокая любовь к своему естеству и вера в истинность моральных ценностей — основа внутреннего стержня человека.

Внутренняя опора рождается из непоколебимой веры в себя и доверия интуиции. Создать мощный, надежный духовный фундамент раз и навсегда невозможно — это вечный процесс самопознания и развития.

Выстроить твердое чувство надежности получится у человека, который уважает свои ценности и знает искренние желания. Имея правильные внутренние устои, он сможет уверенно двигаться в неизвестное, переносить трудности, ограждать свою жизнь от того, что не придает ей радости и смыла.

Человек, имеющий внутренний стержень, совершает путь к своей индивидуальности. Он умеет прислушиваться к интуиции, чувствует связь с миром, понимает ценность своих мыслей.

Люди с внутренней опорой излучают уверенность в себе. Внешне они не отличаются от остальных, но в их присутствии чувствуется сильная и стойкая энергия.

Про таких людей, обычно, говорят: «Он точно знает, чего хочет от жизни».

Смысл их существования — построить жизнь, опираясь на свои желания. Они умеют брать на себя ответственность, коммуникабельны, способны быстро приобретать новые навыки, ловко находят выход из трудных ситуаций, независимы от мнения других людей, ценят свое и чужое пространство. Отличительная черта — уважение и честность к своему мнению и индивидуальности, живут по своим правилам — знают, чего хотят. Любят проводить время с собой, так как понимают, что внутри них мир, наполненный смыслом.

Объективность помогает увидеть суть происходящего, докопаться до истины. С помощью острого интеллекта и разумной критики видят разные грани и стороны проблемы.

ТОП-3 урока, чтобы улучшить свою жизнь в 2023 году

Проверено на 8500 моих учеников — только практика, без воды

Женские архетипы

Как отпустить прошлые отношения быстро и без боли

Выстраиваем внутреннюю опору

Уже скачали

Внутренняя опора человека — инструмент, помогающий понять важность самореализации и особенности личности. Следует понимать, что совершенство — не главный показатель

Признание своей индивидуальности и следование ценностям — основа полноценной жизни.

Панические атаки. Современные методы диагностики.

Только квалифицированный врач невролог-вегетолог может поставить диагноз паническое расстройство, которое проявляется паническими атаками, выявить его симптомы и назначить оптимальное лечение.

На первичном осмотре врач-вегетолог должен исследовать нормальные рефлексы пациента, его мышечную систему, органы чувств, когнитивные функции (память, речь, восприятие), оценить общее психоэмоциональное состояние больного, при этом учитывая все его жалобы, чтобы собрать полную картину болезни.

Далее есть несколько методов диагностики вегетативного нервного расстройства. Один из них – это исследование вариабельности сердечного ритма.

Пациент выполняет несложную нагрузку: сначала он ложится на спину, а через несколько минут – встает на ноги. Таким образом мы моделируем стандартную повседневную ситуацию, когда на наш организм оказывается самая минимальная нагрузка. Все это время датчики, прикрепленные к груди пациента, записывают ритм его сердца, а врач затем сравнивает изменения ритма в обоих положениях. Такое исследование показывает, насколько организм человека приспособлен к обычной минимальной нагрузке, с которой в норме – каждый день без малейшего труда справляется наша вегетативная нервная система.

Как это работает? В здоровом состоянии наше тело адекватно реагирует на любой «стресс», любую нагрузку (умственную, физическую, эмоциональную). Поэтому, когда здоровый человек встает, то в его теле срабатывает симпатический отдел вегетативной нервной системы и вырабатывается гормон адреналин, а значит сердцебиение учащается. Когда человек ложится, то в норме его организм должен настроиться на отдых и расслабление. На уровне физиологии это проявляется так: в активность вступает парасимпатический отдел вегетативной нервной системы и выделяется гормон ацетилхолин, который гасит активность адреналина, и наступает фаза релаксации и восполнения резервов организма.

Но у пациентов с симптомами панических атак наблюдается аномальная смена кардиоритмов: то есть, когда человек ложится, его пульс учащается и становится все быстрее и быстрее. То есть когда человек дает своему организму команду настроиться на отдых, организм понимает все наоборот – и готовиться к выполнению забега на короткую дистанцию. Именно поэтому люди с расстройствами вегетативной нервной системы так часто не могут уснуть ночами и никогда не чувствуют себя отдохнувшими и бодрыми.

Таким образом врач делает вывод, что гармоничная работа симпатического и парасимпатического отделов нервной системы нарушена. Значит, можно переходить к следующему этапу обследования.

Среди инновационных методов диагностики панического расстройства – исследования вегетативной нервной системы методом инфракрасной термографии. На инфракрасном снимке тепловизор наглядно показывает, в каких именно узлах (ганглиях) вегетативной нервной системы нарушена работа. Именно с этими вегетативными узлами впоследствии будет работать врач невролог-вегетолог.

«Серьезные научные исследования последнего десятилетия показали высокую достоверность и надежность термографии. Это позволяет использовать данный метод в медицинской практике для постановки диагноза в сложных случаях», — Джеймс Мерсер, профессор, президент Европейского общества термографии (EAT).

Рис.1 – Снимок тепловизора до лечения панических атак и ВСД – нарушена работа вегетативного узла в шейном отделе (цвета – красный и оранжевый)

Рис.2 – Снимок тепловизора того же пациента после лечения панических атак и ВСД – температура в вегетативном узле шейного отдела нормализовалась (цвета — синий и зеленый)

После лечения можно сделать повторный инфракрасный снимок, на котором Вы заметите прогресс от пройденного курса. Зоны с аномальной температурой (ярко-красного или темно-синего цвета) изменят свой цвет на снимке, потому что их температурный режим приблизиться к нормальному показателю.

Высшие психологические защиты

Высшие психологические защиты называются так, потому что человек, использующий их — зрелая личность — не скрывает от себя часть реальности, не маскирует негативные чувства, а перерабатывает их безопасным для себя и общества способом и перенаправляет негативные импульсы не на себя, не на других, а без жертв и разрушений в созидательную деятельность, приемлемую и одобряемую.

К высшим психологическим защитам относится сублимация и юмор. Разберём и их.

1. Сублимация

Защитный механизм психики, благодаря которому негативная энергия, направляется в другое социально приемлемое русло. Этот способ помогает пережить стресс, комплексы, отрицательные эмоции, снять внутренний конфликт и найти выход негативу, обычно, в форме физической активности или в творчестве.

Например, человеком овладел сильный гнев, ярость, он не начинает крушить всё кругом или резать себе руки, он:

  1. Осознаёт и принимает эти чувства.

  2. Идёт в спортзал, на пробежку или просто прогуляться.

Человек потерял близкого, он не пытается отгородиться от горя, не топит себя в алкоголе, а, например, пишет роман, выплёскивая всю боль и горечь на бумагу.

Отличный фильм на тему “Под покровом ночи” Nocturnal Animals Тома Форда (!имейте в виду, фильм содержит довольно травмирующие сцены насилия!)

2. Юмор

Юмор доступен лишь на высоком уровне развития личности.

Нервные смешки и зашучивание ситуации могут использоваться при любом из незрелых видов защит. Если человек рассказывает, как его избивал отец и при этом весело смеётся — это не юмор, как защита, это “идентификация” или “реактивное образование”. Как понять, что это так? Обычно окружающим становится неловко от такого рода “юмора”, человек выглядит немного (или даже сильно) не адекватно контексту.

Разница между зрелой и незрелой защитой, как мы говорили в том, что человек не отгораживается от реальности, он принял и переработал травму. Он способен признать, что отец вёл себя, мягко говоря, не лучшим образом, не отрицая его вины и не обесценивая свой ущерб.

Используя зрелый юмор, человек ничего не отрицает, и никого, в том числе себя, не высмеивает, он “разглядывает” ситуацию под различными углами, видит её объёмной, выявляет, в том числе, комическую сторону произошедшего. И именно это помогает ему справиться с напряжением, разрешить внутренний конфликт, выйти из стрессовой ситуации.

Примеры проявления психологических защит

  1. Человек не отдал долг вовремя, кредитор возмущён и предъявляет претензии в вежливой форме. Должник в ответ разражается гневной тирадой, хлопает дверью и перестаёт брать трубку. Какая защита работает в этом случае?

  2. Выросший сын вспоминает в разговоре с матерью, как однажды она отшлёпала его кухонным полотенцем за то, что он разлил чай. Мать возмущена. “Не было такого, что ты выдумываешь!” Какой механизм ограждает мать от неприятных воспоминаний?

  3. Студент проваливает важный экзамен и оказывается под угрозой отчисления. В разговоре с приятелями он небрежно говорит, что, вообще-то, и сам давно подумывал бросить вуз и поступить в другой или вообще замутить стартап, вон Цукерберг бросил Гарвард и ничего у него жизнь сложилась — удачно. Тут что работает?

  4. Мать часто видит, что у её сына-подростка сужены зрачки, он странно себя ведёт, то добрый и ласковый, то раздражительный и злой, сильно похудел, из дома начали пропадать вещи, но она всё сама себе логично объясняет и для всего находит веское обоснование. От намёков родственников на то, что пора бы обратиться к наркологу, отмахивается. Как объяснить такое поведение?

  5. У человека не ладится в личной жизни, от него ушла жена, он записывается в спортзал и на курсы испанского языка. Что он делает с негативными эмоциями? Как называется этот процесс?

Нэнси Мак-Вильямс

Критерии дифференциации:

  • предпочитаемые защиты
  • уровень интеграции идентичности
  • тестирование реальности + способность наблюдать свою патологию
  • природа основных конфликтов
  • особенности переноса и контрпереноса

Невротичный уровень личностной организации

  1.  опираются на зрелые, вторичные защиты, первичные защиты используют либо «незаметно» на общем фоне, либо во время декомпенсации.
  2.  интегрированное чувство идентичности. Их поведение имеет некоторую непротиворечивость, а их внутреннему опыту свойственна непрерывность собственного Я во времени
  3.  тестирование реальности; рано демонстрируют способность к «терапевтическому расщеплению» на наблюдающую и ощущающую части собственного «Я». Не требуют от терапевта явного подтверждения своего невротического способа восприятия.
  4.  такие пациенты ищут терапии не из-за проблем, связанных с безопасностью или с идеями воздействия, но из-за того, что вовлечены в конфликты между своими желаниями и теми препятствиями, которые, как они подозревают, являются делом их собственных рук
  5.  каким бы не был знак переноса терапевта, он не будет чрезмерным, клиент невротического уровня не вызывает у слушателя ни желания убить, ни компульсивного стремления к спасению.

Пограничный уровень организации личности

  1. Примитивные защиты: отрицание, проективная идентификация, расщепление. Склонны к враждебной защите: «Как кто-то может знать, что делать с этим дерьмом?»
  2. Их представление собственного Я полно противоречий и разрывов. Когда их просят описать собственную личность, они испытывают затруднения и обычно проявляют враждебность, когда речь заходит об  их идентичности. Но в отличие от психотиков у них нет экзистенциального ужаса по поводу своего существования.
  3. способны к тестированию реальности, отсутствие наблюдающего эго.
  4. проблемы сепарации-индивидуации, когда они чувствуют близость с другой личностью, они паникуют из-за страха поглощения и тотального контроля; вне близости они чувствуют себя брошенными.
  5. терапевт воспринимается либо как полностью плохой, либо как полностью хороший; контрпереносы часто сильные и выводящие из равновесия. Терапевт может чувствовать себя подобно вымотанной матери двухлетнего ребенка, которая не хочет принимать помощь, но впадает в раздражение, когда ее не получает.

Психотический уровень организации личности

  1. Защиты, используемые психотическими личностями: уход в фантазии, отрицание, тотальный контроль, примитивная идеализация и обесценивание, примитивные формы проекции и интроекции, расщепление и диссоциация.
  2. Имеют серьезные трудности с идентификацией, настолько, что они не полностью уверены в собственном существовании. Они глубоко сконфужены по поводу того, кто они такие. Эти пациенты обычно решают такие важные вопросы самоопределения, как концепция тела, возраста, пола и сексуальной ориентации. «Откуда я знаю, кто я такой и что существую?»
  3. Отсутствие тестирования реальности. Интерпретируют реальность с очень индивидуализированным смыслом. Не способны на время отстранится от своих проблем и отнестись к ним бесстрастно. Не способны наблюдать за собой со стороны (отсутсвие наблюдающего эго). Хотя иногда могут говорить о себе то, что другие когда-то говорили о них, и это может даже выглядеть на первый взгляд правдоподобно. «Они тратят чересчур много времени на борьбу с экзистенциальным ужасом, и на оценку реальности не остается сил».
  4. экзистенциальный конфликт — жизнь или смерть, существование или уничтожение, безопасность или страх. Глубоко сомневаются в своем праве на существование в качестве отдельной личности.
  5. контрперенос часто положительный, пробуждается родительский протекционизм. Пациенты склонны к примитивному слиянию и идеализации терапевта. Они как и дети восхитительны в своей привязанности, но пугают своей беспомощностью и потребностями, напрягая ресурсы терапевта до предела.

Если сравнивать критерии классификации двух авторов, то можно увидеть, что первые три пункта у Нэнси Мак-Вильямс полностью совпадают с критериями оценки О.Кернберга. Помимо уже описанных им критериев Нэнси Мак-Вильямс также рассматривает природу конфликтов и особенности переноса-контрпереноса.

Сочинение на тему Радость жизни 9 класс 15.3

Каждый человек по-своему понимает радость жизни. Для кого-то это дорогой телефон, поездка за границу с родителями или увлекательная компьютерная игра. Для меня это возможность проводить время с друзьями и занятия спортом. Я считаю, что радость приносят люди, которых ты любишь и уважаешь. Общение с ними поднимает настроение, вдохновляет на полезные дела. К примеру, недавно мы принимали участие в субботнике, и делали это не по принуждению, а добровольно, чтобы город стал красивее и чище. Собираясь с друзьями, мы обсуждаем разные проблемы, советуемся друг с другом по важным вопросам и просто разговариваем, получая от общения огромное удовольствие.

Радость – очень сильная эмоция. Невозможно постоянно испытывать ее, но есть моменты, когда она приходит изнутри. Например, после завершенного дела или прочитанной книги, после победы на соревнованиях или просмотра хорошего фильма.

Существуют люди, которые не умеют радоваться. Им тяжело принимать успехи других, а к своим они не стремятся, предпочитая всегда ныть и жаловаться на жизнь. Такие люди ждут, что кто-то их осчастливит. Совсем как Григорий Печорин из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Этот персонаж легко играл чужими жизнями в ожидании решения своих проблем. Но никто так и не смог сделать его счастливым, ни Бэла, ни княжна Мери, ни Максим Максимыч. Даже полные опасностей приключения не принесли ему радости и вдохновения. Лермонтов показал читателю героя, который конфликтует со всеми и с самим собой в том числе. Как же может он быть при этом счастливым человеком?

Мне кажется, радоваться жизни нужно учить с детства. Малыши искренне переживают любые эмоции. Это потом им говорят, что мужчины не плачут, что громко смеяться неприлично, что мешать окружающим своей кипучей энергией неуместно. В результате, дети не понимают, как себя вести, что от них хотят взрослые. Например, в рассказе И.Бунина «Цифры» мальчик мечтал заниматься с дядей изучением цифр, но взрослому было лень тратить на это время, хоть он и обещал. Тогда малыш стал бегать из комнаты в комнату, кричать, топать ногами, за что его пристыдили и отругали. Если бы дядя уделил ему немного времени, они вместе испытали бы радость от сотворчества.

Часто из-за душевной лени взрослых дети получают больше негатива, чем положительных эмоций. Это приводит к тому, что, вырастая, они не способны испытать радость жизни. Ведь для этого много поводов не нужно. Глаза позволяют видеть, уши – слышать, а что именно: плохое или хорошее – решает сам человек. Кому-то достаточно улыбки мимо проходящего прохожего, утреннего солнца, чашечки кофе, а кому-то хочется большего, и он готов тратить на ожидания массу времени, оставаясь несчастным сейчас.

Другие сочинения: >Радость жизни

Что такое проекция

Знаете, как работает проектор? Он переносит изображение с фотопленки на экран. Также и человек нередко переносит, проецирует свои чувства, мысли, желания на других. Чаще всего это неприятные мысли и желания. Стыд и чувство вины – тяжелые переживания, и человек стремится избавиться от них, чтобы не травмировать свою психику. Причем не просто выносит свои грехи и темные помыслы из своего сознания, а наделяет ими других людей. Так ему проще – не нужно обвинять себя, ведь другие ничем не лучше, а даже и хуже.

Так, наиболее ревнивыми всегда бывают мужья, которые сами не прочь изменить жене. Но раз у них подобные мысли и желания возникают, то у женщины они тоже должны быть? И в этом есть своя, хоть и извращенная, логика. А жена, обвиняющая мужа в лишних тратах на «его прихоти и игрушки», сама не слишком экономна. Ей же так хочется эти туфли или блузку, но муж нисколько ее не лучше. А осуждая своих соседей или коллег, мы вспоминаем прежде всего те неприятные качества, которые присущи нам самим.

Вы скажете: это плохо, и я так никогда не делаю. Нет, не тешьте себя иллюзиями, все так делают, и вы тоже.

Как это работает

Защитный механизм проекции присущ всем людям и формируется в самом раннем детстве. Он рождается из запретов, которые диктует нам социум. В процессе воспитания складываются и закрепляются в сознании представления о плохом и хорошем, о дозволенном и недопустимом. Ребенок очень рано начинает понимать, что проявлять агрессию, обижать слабых, оскорблять других людей, отбирать игрушки – это плохо. Чем старше становится человек, тем больше запретов диктует ему общество. Они создают условия для негативных переживаний, ведь даже желать запретное – это плохо, недопустимо. И человек стремится защититься от этих неприятных эмоций, выйти из внутреннего конфликта между желаемым и допустимым. Вот и возникает известная всем реакция: «Ты сам(а), виноват(а)!»

Проекция – один из древнейших видов психологической защиты, и механизм ее прост. Он всегда работает по следующей схеме:

  1. Индивид ощущает дискомфорт, стыд, раздражение, причиной которых являются запретные желания и его неправильное, с точки зрения социальных норм, поведение.
  2. Стремясь избавиться от негативных эмоций, человек выносит неприемлемые желания и побуждения за пределы своего сознания.
  3. Приписывает эти побуждения другим людям, чтобы не было самому так стыдно, ведь «все такие, все так делают».

Поэтому «старые девы», озабоченные своими «неправильными» мыслями и желаниями, так энергично борются с «развратом» молодежи. А пьяница в моменты трезвости с гневом клеймит позором соседа-алкоголика.

Механизм проекции подливает масло и в огонь межнациональных конфликтов, потому что чаще всего представители одной нации обвиняют своих врагов в грехах, присущих им самим. И чем больше этих грехов, тем агрессивнее становятся люди. Чаще всего мы обвиняем тех, кого сами же обидели. Почему? Чтобы не было стыдно и чтобы не чувствовать себя виноватыми.

Громче всех обвиняют чиновников в воровстве те люди, которые и сами бы не прочь погреть руки, но этой возможности не имеют. И отвергая собственные желания, эти обличители проецируют их на тех, у кого такая возможность есть.

Проекция и эмпатия

Проекция связана не только с постыдными мыслями и асоциальными желаниями

Процесс переноса эмоциональных состояний лежит в основе такого важного социально-психологического явления, как эмпатия. Под эмпатией в психологии понимается способность человека переживать те же чувства, что и его партнер. Это сострадание, сочувствие, которое основано на личном эмоциональном опыте

Именно этот опыт индивид и переносит на других людей, представляя, что они должны чувствовать в знакомой ему ситуации. Поэтому страдания или радость другого может понять только тот, кто сам страдал и радовался

Это сострадание, сочувствие, которое основано на личном эмоциональном опыте. Именно этот опыт индивид и переносит на других людей, представляя, что они должны чувствовать в знакомой ему ситуации. Поэтому страдания или радость другого может понять только тот, кто сам страдал и радовался.

Без способности проецировать свой эмоциональный опыт невозможно взаимопонимание. Хотя не всегда проекция отражает объективное состояние дел. Мы можем сопереживать человеку, думать, как ему плохо, ведь в схожей ситуации нам было очень тяжело. Но это не значит, что тот человек действительно страдает. Люди-то разные, и обстоятельства, в которых они оказываются, тоже разные. Но чем более эмоционально близки индивиды, тем более точно они понимают состояние друг друга.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий