В точке кипения. Об агрессии в нашем мире

Продолжение эволюции

В настоящее время, по мысли Савельева, тоже длится эволюционный процесс, который принимает форму войн. Вся мировая история трактуется ученым как борьба за единообразие мозговой конституции – в этом корни уничтожения инакомыслящих, еретиков и усреднение основной части популяции. Исходя из физических параметров, Савельев делает выводы и о том, что мозг европейца отличен от мозга африканца, мозг мужчины – от мозга женщины, а если сравнить макроисторически, то мозг современного человека на 250 г меньше, чем на момент его формирования на заре цивилизации. Мощный эволюционный отбор свершился в ХХ веке – это связано и с геноцидом, и с мировыми войнами.

Профессор Савельев объясняет это лишь эволюцией и стремлением к сохранению единообразия мозговой конституции. Что ж, такая точка зрения имеет право существовать – ведь часто кажется, что существует лишь то, что можно проанализировать, изучить и классифицировать. Почему бы не свести мировую историю к отбору популяции по принципу единообразия строения мозга?

Эксперимент с телевизионной агрессией

В этом эксперименте дошкольники наблюдали человека (модель), демонстрирующего агрессивное поведение по телевизору. Исследователя интересовал вопрос: что произойдет, если ребенок увидит, к каким последствиям для агрессора приведут его агрессивные действия. На этот раз модель либо наказывали за избиение куклы Бобо, либо вознаграждали, либо игнорировали. Результаты показали, что дети, наблюдавшие телевизионную модель, которую вознаграждали за агрессивное поведение, были более склонны вести себя подобным образом.

Исследования А. Бандуры подтвердили, что телевидение может служить мощным средством передачи агрессивных действий

Важно, что негативные последствия не всегда проявляются сразу, т.к. воспринятые модели поведения сохраняются в опыте личности и могут отразиться в будущем

Контраргументы к рассмотренному исследованию являются следующие. Далеко не все дети, смотрящие передачи с агрессивными сценами, демонстрируют враждебное поведение. Миллионы подростков играют в агрессивные компьютерные игры, смотрят такие же передачи и при этом не уничтожают своих одноклассников. Но, как отмечает У. Диксон, это еще не означает, что увиденное не оказало никакого воздействия на их поведение. Может быть, поиграв в агрессивную игру, они «пнули собаку или были несколько бесцеремонны со своими родителями. И тысячи детей по стране, возможно, ежедневно отрабатывают причудливые и опасные приемы борьбы на своих маленьких братьях и сестрах, при этом не убивая и не калеча их». Вслед за У. Диксоном заметим, что примеры с расстрелами одноклассников и учителей в американских и европейских школах в наши дни говорят о том, что последствия и одного такого «нехарактерного» случая на несколько сотен или тысяч бывают ужасными.

Стоит ли прислушаться к доводам современной науки о том, что компьютерные игры, содержащие элементы агрессивного поведения не представляют большой опасности для подростков, т.к. они помогают ему «выплеснуть» накопившуюся агрессию в игровых условиях, решать, видимо каждому родителю. Как видим, данная сфера остается недостаточно изученной и до сих пор. Однако Американская академия педиатров рекомендует родителям ограждать своих детей от любых телевизионных программ до достижения ими двух лет. А еще лучше контролировать просмотр передач, как минимум, до подросткового возраста.

Хочется отметить еще один существенный момент. Агрессивное или асоциальное поведение копируется так же успешно, как и положительное

Поэтому важно рассказывать детям о хорошем и добром, показывать пример сочувствия и терпимости к окружающим, обсуждать хорошие книги, смотреть вместе хорошие фильмы, проводить семьей побольше времени. И тогда в их душе не останется места для жестокости, бессердечия и бесчеловечности

Диагностика агрессии

Чаще используется опросный метод изучения агрессии. Это различные тесты на агрессивность. Многие опросники созданы так, чтобы люди, которые их проходят и не догадывалось о заинтересованности в их агрессии. Количество совпадений ответов в опросниках с ключами позволяет выявить степень и форму агрессии. 

Также весьма широко используется методика Басса-Дарки. После ответа на вопросы и их обработки они оцениваются по шкале, относящейся к показателям агрессии. Данный тест позволяет наиболее точно охарактеризовать личность. Для детей методики существенно отличаются. Используются проективные методики, наблюдение по разработанной программе, опросники и беседы. 

Стиль воспитания

Следующей важной причиной детской агрессии является стиль воспитания в семье

Одинаково неблагоприятными являются и гиперопека (чрезмерная опека), и гипоопека (попустительское отношение, равнодушие, безразличие), и ситуация создания «кумира семьи» — неумеренная похвала за весьма скромные успехи, чрезмерное внимание к малейшим желаниям и побуждениям. При любом из этих стилей воспитания у детей может сформироваться агрессивность (вербальная или физическая) как «ответ» на сложившуюся систему

Если ребенок хоть раз добился своего таким способом, то вероятность повторения подобной ситуации высока. Постепенно он привыкает взаимодействовать с окружающими на таком уровне, у него вырабатывается своеобразный стереотип агрессивного поведения. При малейшем промедлении в выполнении его желаний ребенок начинает кричать, топать ногами, проявлять вербальную агрессию и вполне может применить и физическую в виде кидания игрушками, разбрасывания вещей, других предметов и т.д.

Еще одной причиной является пример родителей — агрессивный отец или мать.

Психологами доказано, что для большинства детей именно семья является основным примером агрессивного поведения. Враждебность одного из родителей по отношению к другому или родителей по отношению к детям не только деформирует саму семью, но и приводит к так называемому «циклу насилия». Дети воспроизводят такой стиль взаимоотношений сначала в процессе общения со своими братьями и сестрами, затем со сверстниками, затем при создании собственной семьи, передавая это своим детям, — так цикл замыкается. Причем особенно быстро научаются агрессивному поведению дети с наличием таких физиологических предпосылок, как холерический темперамент и повышенная эмоциональность.

То же самое происходит и в общении с чрезмерно властными родителями, стремящимися во всем управлять своим чадом, подавляя его волю и инициативу и тем самым вызывая у него тревожность и страх. Ребенок пытается защитить себя, выбирая формой защиты нападение. Его агрессия — это протест против существующего положения вещей, стремление оградить свое «Я». В результате ребенок смотрит на мир настороженно даже тогда, когда на самом деле опасности не существует. Другим итогом такого воспитания может стать подавленный, безынициативный, инфантильный и безразличный, подчиняющийся всем человек.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Как избавиться от агрессии?

В первую очередь от недостатка самоконтроля при гневе страдает семья, близкие родственники и друзья человека. Кроме того, повышенная агрессивность может стать причиной потери работы, репутационных потерь в бизнесе и проблем с законом

Поэтому при признаках такой предрасположенности у человека крайне важно вовремя обратиться к опытному психотерапевту и пройти курсы управления гневом

История из практики доктора:

Психотерапия управления гневом требует серьезной работы над собой, тщательного разбора индивидуальных причин повышенной агрессивности. Поэтому проходить ее лучше с опытным специалистом.

Но есть и простые методы, которые пригодятся всем:

Признание гнева и разрядка

Худшее решение при приступе ярости – подавлять эмоции. Нервное напряжение так лишь нарастает. Поэтому в первую очередь нужно осознать свое состояние – например, проговорить про себя те чувства, что испытываешь: «Я очень злюсь, я в ярости, я раздражаюсь». По возможности стоит дать себе вербальную и физическую разрядку – покричать под громкую музыку, сделать несколько силовых физических упражнений.

Дыхание и переключение внимания

Если кричать и заниматься спортом не получается, можно потренироваться в саморелаксации и переключении внимания:

1-3-10. Один раз проговариваем про себя «Я злюсь», 3 раза делаем глубокий вдох и выдох животом, считаем про себя до 10. Повторяем, пока ярость не отступит.

Пересчет предметов. Смотрим по сторонам, ищем взглядом и мысленно перечисляем предметы с заданнми параметрами – например, черные, мягкие, острые, шершавые.

Концентрация на деталях. Если есть возможность – включаем в наушниках любую музыку и вслушиваемся в голос, мелодию и мелкие звуки. Прикасаемся к предметам, пытаемся ощутить и проговаривать про себя их фактуру – гладкость, шершавость, остроту.

Я-сообщения

Нередко злость вызывает , подозрения и другие негативные эмоции. Поэтому можно попробовать проговорить ее причину «я-языком» − вместо обвинений и критики описать свое текущее состояние:

Если чувствуете, что собеседник настроен на продолжение конфликта, лучше завершить беседу словами «Мне лучше побыть одному» и уйти в другое помещение.

Письмо и зеркало

Если проговаривать обиды лично не хочется или опасно для отношений (в том числе рабочих) – можно выразить их на бумаге или высказать отражению в зеркале, фотографии человека.

При повышенной агрессии в помощи остро нуждается не только больной, но и его семья.

Поэтому, если у вашего близкого есть проблема с самоконтролем – нельзя терпеть и ждать очередного приступа агрессии

Важно обратиться к психотерапевту, а если близкий отказывается решать проблему – обеспечить психологическую помощь себе и разорвать отношения. О том, как это сделать – можно прочитать

Если статья была вам полезна, ставьте лайк и подписывайтесь.

Также очень ждем от вас комментарии и обратную связь, ведь вся наша работа построена на обратной связи, и мы пишем статьи по вашим запросам

Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!. Смотрите другие экспертные ролики от нас на ютубе

Смотрите другие экспертные ролики от нас на ютубе .

И будьте здоровы!

Ваши Василий и Екатерина Шуровы

Последствия проявления и подавления агрессии и гнева

Чем больше мы кормим наш гнев, тем больше силы ему даем…

Теперь, давайте рассмотрим, почему в нашей жизни бывают периоды, когда у нас нет сил ни на что, такое впечатление, что жизненная энергия куда-то уходит.  Дело в том, что гнев – это наиболее ярко выраженная эмоция, в которой проявляется наша энергетика.Состояние энергетики выражается: во внутренних переживаниях, в их проявлениях вовне. а также  в энергозатратах (потерях энергии). Малоэнергичный человек вяло проявляет гнев — это скорее раздражение. У сильного человека, как правило, и гнев сильный. Огромное количество психической энергии проявляется, в том числе, и в приступах бешенства. При этом, чем сильнее вспышки гнева, тем больше энергопотери. Частый гнев сравним со сжиганием денег. Гнев — как выброс вулкана. У человека была энергия — и он ее выбросил. Выбросил, как правило, в избытке.

Обычно у человека после вспышек гнева:

  • ощущение потери энергии;
  • чувство вины за то, что причинил вред другому человеку;
  • уязвленное самолюбие, понижение самооценки,  так как нанес ущерб самому себе;
  • развитие депрессии.

То есть, идет «отлив волны». И эти вспышки с точки зрения современной психологической науки  приводят к большому числу заболеваний психогенного происхождения, так как негативные эмоции имеют тонкую связь с телом.

Частый гнев приводит к хроническому состоянию депрессии, удлиняется  реабилитационный период апатии  и анемии. Когда человек радуется, то это поднимает, повышает запас его прочности, потому что радость — жизнеутверждающая эмоция, наполняющая энергией. Гнев же  — эмоция опустошающая. Хоть на какой-то момент человек подсознательно и наслаждается местью, яростью, но выброс больше, чем приток мнимо положительных чувств. Поэтому после этого следует опустошение, человек впадает в прострацию, уже не получает от этого удовлетворения. Его начинает мучить совесть, что что-то идёт не так;  со временем развивается депрессия, и гневливый человек постоянно  подвержен то депресиям, то раздражению.

Хронические проявления гнева из года в год разрушают  наш организм.

Вот некоторые наиболее частые  психосоматические заболевания, вызванные  гневом:

  • повышенный риск сердечно сосудистых заболеваний.
  • расстройства функций желчного пузыря;
  • хронические расстройства желудка;
  • проблемы с зубами;
  • мигрени;
  • изжога.

вернуться к началу статьи

Виды агрессии

В психологии различаются несколько разновидностей агрессии:

  1. Прямая. Направлена непосредственно на человека или конкретную группу людей.
  2. Косвенная. Слова или поступки направляются в сторону противника посредническим образом, к примеру, путем ложных сплетен или швырянием вещей, битьем посуды и др.
  3. Физическая. Агрессор применяет физические действия по отношению к оппоненту.
  4. Вербальная. Агрессивная личность устраивает провокацию против другого человека с помощью ругательных выражений, криков, визга и др.
  5. Защитная. Является защищающим маневром против разбушевавшегося.
  6. Провоцирующая. В отличие от предыдущего вида агрессор первым устраивает «атаку».
  7. Внешняя. Направляется на окружающих людей.
  8. Аутоагрессия. Нездоровое самобичевание, которое может закончиться самоубийством.
  9. Враждебная. В основе находятся гневные эмоции, а целью считается причинение вреда.
  10. Инструментальная. Конечный результат может не достигать причинения вреда, так как основной целью является средство обретения каких-либо благ.
  11. Обоснованная. Для агрессивного поведения есть основания, к примеру, защита слабого или самооборона.
  12. Деструктивная. Попытка самоутверждения за счет унижения и причинения вреда другим.

Что способствует агрессивному поведению?

Враждебное поведение формируется постепенно под влиянием семьи, средств массовой информации, окружающих людей. В психологии причины агрессивности подразделяются на несколько видов.

Психосоциальные факторы

Выраженность и частота вспышек гнева зависит от индивидуальных особенностей личности, характера и других условий. Психосоциальные факторы бывают:

  • Ситуативные. Агрессия вызывается раздражающими внешними условиями и физиологическими состояниями. Самоконтроль ослабевает при стрессовых ситуациях, в шумных помещениях, при усталости, боли и других провоцирующих факторах.
  • Поведенческие. Негативная защитная реакция на осуждение окружающими каких-либо поступков.
  • Личностные. К группе риска относятся люди с сангвиническим и холерическим темпераментом. Агрессивное поведение появляется вследствие эмоциональной неустойчивости и повышенного нервного напряжения.
  • Микросоциальные. К агрессии склонны люди, которые видят в своей микросреде (семье, школе, рабочем коллективе) постоянные сцены насилия, враждебности или испытывают унижения. Высокий уровень риска у детей, растущих в неблагополучных семьях, и у работников силовых структур.
  • Макросоциальные. Постоянные вспышки злости формируются на пропаганде негатива из СМИ, возведении культа насилия, демонстрация агрессивного поведения чиновников.

Проявление агрессии также случается по причине психических расстройств. Больные люди часто совершают опасные действия, направленные на себя, своих родственников или незнакомых людей. Требуется постоянное наблюдение у психиатра, чтобы исключить риски, при следующих заболеваниях:

  • депрессия;
  • деменция;
  • шизофрения;
  • эксплозивная психопатия;
  • асоциальная психопатия.

Прием наркотических и спиртосодержащих веществ способен спровоцировать агрессию, приводящую к серьезной опасности для жизни окружающих и самого зависимого от пагубных привычек. Интоксикация седативными, снотворными препаратами также приводит к повышенной возбудимости нервной системы. Сонливое состояние и чувство эйфории сменяется на гнев, повышение двигательной активности и отсутствие самоконтроля.

Как вы относитесь к агрессивным людям?
Их можно понять. Часто сам(-а) бываю агрессивным(-ой) 45.71%

Мне не приятны агрессивные люди

Всегда стараюсь обходить стороной таких людей 45.71%

Я не обращаю на это внимание. Просто прохожу мимо 8.57%
Проголосовало: 35

Внешние факторы, влияющие на возникновение агрессии

В основе проявлений агрессии не всегда находятся предпосылки нарушения психического здоровья и негативные процессы социального взаимодействия. Вспышки гнева могут провоцироваться внешними факторами, которые характеризуют окружающую среду. К примеру, в поездке общественным транспортом в летнюю жару мало приятного. Особенно, когда автобус переполнен, и пассажиры вынуждены стоять, прижавшись друг к другу, балансируя между потными спинами. В такой ситуации даже уравновешенный человек может потерять самоконтроль и ответить на агрессию соответствующе, поэтому вероятность неприятностей резко увеличивается.

Модель агрессии принимается из СМИ еще в подростковом возрасте. В первую очередь, «виновниками» становятся телевидение и интернет. Согласно статистике, передачи каждый час передают около 9 эпизодов физической агрессии и 8 вербальной, причем даже в, казалось бы, невинной рекламе и детских мультиках найдется немало подобных ситуаций. Уже при достижении 12-летнего возраста человек успевает увидеть около 100 тыс. сцен грубости, драк, ругани и других негативных моментов.

Благодаря проведенным исследованиям доказано, что существует причинно-следственная связь между просмотром программ, содержащих отрицательное поведение участников, и ростом поведенческой агрессии у людей любого возраста. Подобный феномен наблюдается даже у тех, кому несвойственно неадекватного поведение. Для людей с явными чертами агрессивности просмотр телевидения и интернет-контента увеличивает негативное воздействие в несколько раз.

Даже если в программах и видеороликах отсутствуют явные сцены насилия, практически во всем контенте ведущими ценностями персонажей являются материальные блага и беззастенчивое потребительство. Общение с окружающими строится на конкурентной основе, которая допускает использование любых средств для достижения цели.

Как Вы считаете, Вы агрессивный человек?
Иногда я бываю агрессивным человеком, но это происходит по весомой причине 50%

В силу своего характера да. Я агрессивный человек 33.33%

Нет. Я абсолютно уравновешенная личность 16.67%
Проголосовало: 30

Сфера 6. Статьи о партнерском маркетинге

1. 35 самых высокооплачиваемых партнерских программ для заработка на информационном сайте

Монетизировать сайт можно разными способами. Однако самым прибыльным, не считая продажи собственных услуг, является партнерский маркетинг. Простыми словами – это продажа трафика и лидов на сторонние сайты по партнерским программам… читать далее

2. 10 актуальных способов продвижения партнерских ссылок

В партнерском маркетинге вам всего лишь нужно рекламировать и продвигать партнерские продукты (товары, сервисы, инструменты), которыми, вы итак уже пользуетесь. Партнерская программа сделает все остальное… читать далее

3. 10 самых прибыльных ниш Партнерского маркетинга в 2022 году

Самыми прибыльными нишами в партнерском маркетинге являются те, которые пользуются наибольшим спросом у пользователей. Там, где есть проблемы, заботы или желания, будет и спрос… читать далее

Подавлять или выражать свой гнев?

Гнев как паровая бомба, чем больше сдерживать, тем громче взрыв…

В наше время уже практически каждому известно, что опасно для здоровья  сдерживать и подавлять свой гнев. Он подобен разъедающей ржавчине внутри организма. Чем больше гнева подавляется в его внешних проявлениях, тем сильнее он начинает раъедать человека внутри. Он разрушителен. Его невозможно уничтожить, запрятав  в себя.

«Вы не избавляетесь от раздражения, даже если Вам удается избежать открытого конфликта» (Энджел).

 Ваше раздражение обернется сплетнями об обидчиках, предъявлением им претензий и постоянными спорами, что также работает против Вас в общении.

 Признаки того, что Вы не даете волю Вашему гневу:

  • позволяете другим вымещать злость на себе
  • боитесь выразить свой гнев
  • предпочитаете по-тихому отомстить обидчику, вместо того, чтобы выразить гнев
  • позволяете другим обращаться с Вашими детьми так, как Вам кажется неправильным 

Однако, бывают случаи когда даже проявленный гнев не несет разрядки – причина этого кроется в том, что выраженные эмоции ушли не по адресу. Иными словами Вы «ругались не про то». И чем чаще Вы выпускаете свою злость наружу этим способом, тем сильнее впадаете в зависимость от таких разрядок.

Цели такого выражения гнева, как правило, две: или добиться того, чтобы объекту вашего гнева было так же плохо, как вам, или привлечь его внимание к тому, что, по вашему мнению, не в порядке. Иногда потеря самообладания является единственным способом дать человеку понять, насколько серьезен вопрос, поэтому наша культура допускает это

Иногда потеря самообладания является единственным способом дать человеку понять, насколько серьезен вопрос, поэтому наша культура допускает это.

Выражать гнев целесообразно только в ситуациях, удовлетворяющих трем условиям: первое, когда гнев  это обоснованная потребность в справедливости; второе, когда он направлен именно на того, кто вызвал гнев; и последнее, когда он не является местью.

Представьте себе ситуацию — вы постоянно ловите себя на том, что кричите на своих детей и получаете от этого психологически временное облегчение, хотя позднее испытываете угрызения совести за свое поведение. А можно было бы заняться поисками более подходящей линии поведения — за это время объект вашего гнева подготовится к восприятию ваших наставлений, а вы постепенно успокоитесь.

Возрастные кризисы

В детской психологии наряду с периодами спокойного, равномерного, стабильного развития ребенка выделяют и кризисные периоды. Это кризисы одного, трех, семи, тринадцати и семнадцати лет. Форма, длительность и острота протекания этого этапа жизни могут заметно различаться в зависимости от индивидуальных особенностей, социальных условий, методов воспитания в семье и педагогической системы в целом. Развитие человека в кризисном периоде происходит иначе, чем в стабильном. Именно в это время поведение ребенка отличается от привычного, в том числе может быть агрессивным.

Один из основоположников детской психологии Л.С. Выготский выделил семь признаков кризиса трех лет, но они характерны для любых переломных этапов взросления личности, могут ярко проявляться и в подростковый период.

Первый из них — негативизм, выражающийся в стремлении постоянно противоречить взрослым. Ребенок не желает выполнять просьбы родителей, говорит «нет» даже в случае, когда предпочел бы сказать «да», потому что указания исходят от взрослых

Ему важно действовать наперекор для того, чтобы выразить таким образом свое отношение к другим, доказать свою «самость»

Второй признак — упрямство. Проявляется оно в стремлении настоять на своем и нежелании отказываться от собственного решения

Важно, что ребенок не отказывается от первоначальной позиции только потому, что «должен» настоять на своем любой ценой

Следующий симптом — строптивость, которая является, так сказать, безликой, т. е. не направлена на кого-то из взрослых конкретно, а возникает как протест против сложившегося образа жизни. Ребенок не хочет делать то, что делал раньше. Например, отказывается умываться, одеваться, идти за руку с бабушкой, ходить в школу, отказывается от режима сна и т. п. Он как бы проверяет на прочность существующие правила.

Четвертый признак — своеволие. Это своеобразное проявление самостоятельности. Ребенок хочет сам делать то, что еще пока делать не умеет, при этом категорически отказывается от помощи взрослых.

Пятый — протест-бунт. При проявлении его человек находится в постоянных ссорах с окружающими, может вести себя агрессивно по отношению к ним.

Шестой признак — симптом обесценивания. Ребенок, прежде ласковый и нежный, начинает употреблять бранные слова, ругаться, обзываться. Так же относится и к своим игрушкам, вещам — кидает их, ломает, отказывается с ними играть.

И последний, седьмой — деспотизм, чаще встречается в семьях с единственным ребенком, когда он заставляет близких удовлетворять все свои капризы, стремится к деспотическому подавлению окружающих, принуждает всю семью, что называется, «плясать под свою дудку». В противном случае родителей могут ожидать истерики с бросанием на пол, битьем руками и ногами по полу (в детском возрасте) и агрессивные проявления в сторону взрослых (в подростковом).

Безусловно, проявление этих кризисных симптомов в острой форме характерно не для всех детей. Многие хотя и обнаруживают какие-то из вышеназванных признаков поведения, но они могут выражаться более сглаженно, не в столь яркой форме.

Но как быть тем родителям, чьи дети ведут себя именно так?

Прежде всего, нужно понимать, что кризис всегда связан с потребностью детей установить со взрослыми взаимоотношения нового типа. И если агрессия ребенка обусловлена возрастным кризисом, то при правильном подходе родителей, при свое-временной перестройке отношений, соответствующих возрасту, такое поведение легко можно скорректировать.

Описанные симптомы кризиса свидетельствуют о происходящих изменениях в отношениях между ребенком и взрослым и изменении его отношения к самому себе. Проявление самостоятельности, попытки выразить собственное «Я» становятся чрезвычайно важными. Поэтому при жестком подавлении личности ребенка агрессивность может быть результатом протеста против устоявшегося «старого» типа взаимоотношений с родителями. Другими словами, агрессивность является следствием неправильного подхода к детям, отсутствия у взрослых понимания психологии взросления ребенка, становления его личности.

Круг замкнулся

Гадкие и мерзкие по своей жестокости сюжеты из новостных передач, от которых мороз по коже, постоянно мелькают перед нашими глазами — здоровенные лбы класса из восьмого или девятого издеваются над пожилой учительницей физкультуры; девочки-школьницы пинают свою одноклассницу ногами в живот, бьют чем придется по голове; приемные родители заморили голодом усыновленного ребенка; скинхэды забили до смерти подростка за его национальность; мальчики-подростки испытывают на почти девяностолетнем старике пытки, о которых прочитали в интернете… И так — практически каждый день. Проявления человеческой агрессии и жестокости не знает границ. Как ни прискорбно, но все это происходит вокруг нас, в нашей жизни, в нашем обществе, с нашими людьми.

Количество исследований, изучающих агрессивные формы поведения, за последние 15 лет черезвычайно возросло. За 10 лет, с 1964 по 1973 г., на эту тему появилось в три раза больше публикаций, чем за три предыдущих десятилетия; а в период с 1970 по 1976 г. было опубликовано более 1200 работ. Думается, что на сегодняшний день эти цифры увеличились в десятки раз.

У всемирно известного датского художника-карикатуриста Херлуфа Бидструпа есть замечательный комикс под названием «Круг замкнулся». На картинках последовательно изображены: босс, который кричит на подчиненного, тот — на свою секретаршу, она — на сотрудницу, сотрудница — на своего сына, сын пинает собаку, а собака кусает боса, идущего по улице. Круг замкнулся, агрессия вернулась к своему первоисточнику.

Что мешает саморазвитию

Несмотря на то, что материалов по поводу того, как развиваться, становиться богатым и успешным, смелым и умелым и т.д. очень много, в разы меньше информации о том, что может помешать человеку двигаться вперед. А потенциальных (или реальных) преград может быть немало. Но перечислим лишь некоторые из них:

  • Интернет. Он может быть не только полезен, но и вреден. Это касается ситуаций, когда он превращается в пожирателя времени. Множество людей попадают в ловушку социальных сетей, забавных видео, вирусных новостей и приколов и т.п. Порой, отвлекшись на 5 минут, оторваться просто невозможно, хотя изначально задача состояла, например, в поиске полезной информации. Будьте осторожны, блуждая по просторам Интернета, старайтесь не отвлекаться на ерунду и рекламу, поставьте AdBlock; разграничивайте время, когда заходите в Сеть ради потехи, а когда – для развития.
  • Лень. Каждому знакомо чувство, когда ничего не хочется делать, особенно если это что-то сложное и непривычное. Но это всего лишь ловушка инертного сознания. Чтобы научиться быстро и эффективно преодолевать лень, нужно уметь мотивировать себя, планировать дела, быть ответственным. Но это вкратце, поэтому советуем почитать статью «Причины лени и способы борьбы с ними».
  • Стресс. Еще одно явление, мешающее саморазвитию. В современном мире очень сложно оставаться полным сил и энтузиазма, мотивации и желания расти. Но усталость и стресс – это неизбежность, и с ними просто нужно уметь бороться. Если коротко, то для преодоления этих состояний нужно отдыхать и поддерживать физическую активность, высыпаться и культивировать оптимизм. Подробнее об этом читайте в статьях «Что такое стресс и как его снимать» и «Способы избавления от стресса».
  • Негативный опыт. Ошибки и неудачи – неотъемлемая часть нашей жизни. Но в то время как для одних они служат причиной опустить руки и плыть по течению, для других становятся стимулом и источником энергии. Учитесь извлекать опыт из ошибок и неудач, и они станут вам верными помощниками на пути достижения целей и перемен к лучшему.
  • Стремление контролировать все. Желание управлять своей жизнью – вполне естественно. Но оно не должно быть гипертрофированным. Другими словами, не нужно стараться контролировать абсолютно все, что с вами происходит – события, других людей, обстоятельства, возникающие проблемы. Намного полезнее принимать других со всеми их недостатками, адекватно воспринимать происходящее вокруг и с вами, менять свое отношение к трудностям, учиться быть гибким, а не лезть из кожи вон в попытках прогнуть мир под себя. В формировании правильного мировоззрения очень помогают духовные практики и развивающая литература.

В дополнение к названным помехам на пути саморазвития стоит также назвать зависть, высокомерие, неправильные установки, слепое доверие авторитетам и отсутствие примера для подражания (ролевой модели), жалость к себе и позицию жертвы, избыточное чувство вины и перекладывание вины на других людей, однообразие жизни, поиск путей наименьшего сопротивления, отсутствие целей, вредные привычки, отрицательное окружение и бессистемность действий.

Решившись заниматься саморазвитием, вы должны делать себя лучше по всем статьям, оттачивая свою личность, словно граните алмаз. Но если алмаз можно довести до идеала, то в работе над собой нет предела совершенству, и этому можно (и даже нужно!) посвятить всю жизнь. Тогда, пройдя тернистый и полный испытаний жизненный путь, вы, обернувшись назад, с радостью и воодушевлением поймете, что прошли его не зря.

Мы – это то, к чему мы стремимся, о чем думаем, какие поступки совершаем. Глобальная цель человека – это эволюция, и в настоящее время, когда наука чуть ли не ежедневно делает все новые открытия, а накопленный человечеством запас знаний не поддается исчислениям, нам остается эволюционировать лишь в одном, но всеобъемлющем направлении – развитии своей личности!

На этой позитивной ноте мы заканчиваем нашу статью, а вам советуем посвятить время чтению дополнительное литературы – книг по саморазвитию. Кстати, если вас интересуют материалы по направлениям, то можете выбрать что-то из нашей подборки лучших книг по саморазвитию. А чтобы бегло ознакомиться с сутью некоторых интересных работ и понять, что это именно то, что вам нужно, посмотрите краткие содержания книг.

И, напоследок, еще одно замечательное мотивационное видео о самосовершенствовании и важности личностного роста:

Желаем успехов в развитии!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий