В группе риска: как уберечь подростка от самоубийства?

«В одиночестве виновата семья»

Психолог
утверждает, что нужно смотреть на то,
что получает ребёнок из семьи. С этим с
ней согласна и Галина Пятых:


В процессе изучения
каждого случая подросткового самоубийства
мы пришли к самому важному выводу о
причинах, по которым ребёнок идёт на
такой шаг. На поверхности могут быть
разные вещи, но всё упирается в то, что
ребёнок не видит в этом мире человека,
который мог бы его поддержать и понять.
И основа такого одиночества ребёнка
лежит очень глубоко в семье

Это возникает
не в 15–17 лет во время критического
возраста, а гораздо раньше. В 15 лет всё
это расцветает огромным букетом. Я до
сих пор каждый день убеждаюсь в том, что
это так и есть.

Психолог
Валентина Гребнева обращает внимание
на ещё один фактор, который может
спровоцировать мысли о самоубийстве:

Галина
Пятых считает, что необходимо уделять
особое внимание работе с родителями:

— Существует
отдельное направление по родителям,
которое инициировано и в федерации, и в
регионах, — концепция семейной политики.
По моему глубокому убеждению, родительству
надо учить ещё в детстве, только тогда
мы получим грамотных родителей, таких,
которые знают психологию будущего
ребёнка, знают, как поддержать семейные
отношения, как выйти из кризисной
ситуации в семье. Мы предложили ввести
в школах курс с условным названием
«Психология семейной жизни». В каждом
муниципалитете занимаются работой с
родителями. Сейчас с управлением
образования согласовано проведение
регионального родительского собрания
по безопасности детства. Как будет
проходить процедура, я пока не могу
сказать. Но уже есть методика
онлайн-родительских собраний. Такое
мероприятие пройдёт в марте-апреле в
преддверии летних каникул.

NIMH »Предотвращение самоубийств

Психотерапия

Было найдено несколько видов психосоциальных вмешательств, чтобы помочь людям, которые пытались покончить жизнь самоубийством (см. Ниже). Эти виды вмешательств могут помешать кому-либо предпринять еще одну попытку.

Страница поиска справки по психическим заболеваниям NIMH поможет вам найти поставщика психиатрических услуг в вашем районе.Ниже приведены советы, которые помогут вам подготовиться к тому, как поговорить с вашим врачом о вашем психическом здоровье и получить максимальную отдачу от посещения вашего врача.

Лекарства

Некоторые люди, подверженные риску самоубийства, могут получить пользу от лекарств. Врачи и пациенты могут работать вместе, чтобы найти лучшее лекарство или комбинацию лекарств, а также правильную дозу. Поскольку у многих людей, подверженных риску самоубийства, часто возникают психические заболевания и проблемы с употреблением психоактивных веществ, люди могут получить пользу от лекарств наряду с психосоциальным вмешательством.

Клозапин является антипсихотическим препаратом, используемым в основном для лечения людей с шизофренией. На сегодняшний день это единственное лекарственное средство со специальным показанием Управления по контролю за продуктами и лекарствами США (FDA) для снижения риска рецидивирующего суицидального поведения у пациентов с шизофренией или шизоаффективным расстройством.

Если вам прописано лекарство, убедитесь, что вы:

  • Поговорите со своим врачом или фармацевтом, чтобы убедиться, что вы понимаете риски и преимущества принимаемых вами лекарств.
  • Не прекращайте принимать лекарства, не посоветовавшись с врачом. Внезапная остановка приема лекарств может привести к «отскоку» или ухудшению симптомов. Другие неудобные или потенциально опасные абстинентные эффекты также возможны.
  • Немедленно сообщайте врачу о любых побочных эффектах. Вам может потребоваться изменение дозы или другого лекарства.
  • Сообщите о серьезных побочных эффектах в программу FDA MedWatch по сообщениям о нежелательных явлениях онлайн или по телефону 1-800-332-1088.Вы или ваш врач можете отправить отчет.

Другие лекарства были использованы для лечения суицидальных мыслей и поведения, но необходимы дополнительные исследования, чтобы показать преимущества этих вариантов. Для получения основной информации об этих лекарствах, вы можете посетить веб-страницу NIMH. Для получения самой последней информации о лекарствах, побочных эффектах и ​​предупреждениях посетите веб-сайт FDA.

Совместная помощь

Collaborative Care , как было показано, является эффективным способом лечения депрессии и уменьшения суицидальных мыслей.Программа коллективной помощи на базе команды добавляет два новых типа услуг к обычной первичной помощи: управление поведенческим лечением и консультации со специалистом по психическому здоровью.

Менеджер по поведенческому здравоохранению становится частью команды лечения пациента и помогает поставщику первичной медицинской помощи оценить психическое здоровье пациента. Если пациент получает диагноз расстройства психического здоровья и хочет получить лечение, менеджер по уходу, поставщик первичной медицинской помощи и пациент совместно разрабатывают план лечения.Этот план может включать лекарства, психотерапию или другие подходящие варианты.

Позже, менеджер по уходу протягивает руку, чтобы узнать, нравится ли пациенту план, следует ли ему план, и работает ли этот план или необходимы изменения для улучшения управления расстройствами пациента. Менеджер по уходу и поставщик первичной медицинской помощи также регулярно проверяют состояние пациента и план ухода со специалистом по психическому здоровью, таким как психиатр или психиатрическая медсестра, чтобы убедиться, что пациент получает лучшие варианты лечения и улучшает его.

Синдром Вертера

Самоубийцы подвержены т.н. Синдрому Вертера: люди, склонные к самоубийству и раздумывающие о нем, слыша, в СМИ, что кто-то покончил с собой, также начинают предпринимать аналогичные попытки. Это научно подтвержденный факт, поэтому СМИ избегают лишний раз говорить о самоубийствах, а в СССР на эту тему существовало «табу» в сводках новостей. Оградите детей от упоминаний этой темы, не привлекайте к ней чрезмерного внимания, не описывайте способы самоубийства. Если вы вместе с ребенком услышали о самоубийстве в новостях, это лишний повод сказать, что все ситуации решаемы и высказать свою позицию. А если ребенок сам заговорил о таком случае, то, возможно, это тот же «звоночек», о котором мы писали выше.

Не хватает любви и нет выхода

Валентина
Гребнева рассказала о так называемых
скрытых суицидах.

— Есть
разные виды скрытого суицида: алкоголизм,
членовредительство, отказ от пищи.
Сейчас много девочек-клиенток с
анорексией, хотя раньше их не было. Они
появились в последние три года. Это
дошло и до нашего региона.

На данный
момент у меня наблюдаются три подростка…
Есть в социальной психологии понятие
«окно Овертона». Это концепция о том,
что любую идею можно за пять шагов
довести до сознания и убедить людей в
том, что некое явление может существовать.
Сейчас подобное происходит с теми же
анорексией и суицидом. Сначала ребёнок
думает: как так можно убить себя?! Потом
он смотрит передачи, картинки, игры,
мультики, и у него формируется мнение,
что это допустимо, хотя он пока не
соотносит этого с собой. А на пятом этапе
это становится нормой.

Гребнева
считает, что увеличение или уменьшение
числа суицидов имеет свои причины:

Психолог
подробно озвучила причины, по которым
подростки решают уйти из жизни:

«Причина
детских суицидов — неудовлетворённость
базовых потребностей. Первая и главная
в подростковом возрасте потребность,
— это потребность в любви и принятии.
Она формируется ещё в дошкольном
возрасте, с трёх до пяти лет. Если ребёнка
любят, слушают, с ним есть физический
контакт, то в подростковом возрасте эта
потребность уже не станет столь остро
неудовлетворённой, ведущей к суициду.
Там, где ребёнку не хватает любви и
внимания, позже пойдёт компенсация в
виде желания любви мальчика или девочки,
а если он не получит этого, то почувствует
себя одиноким. Ещё одна причина —
неспособность найти выход из сложившейся
ситуации, ощущение безнадёжности. В
школу пришёл, «двоек» нахватал — мама
убьёт, ребёнок не знает, к кому пойти
поплакаться. Или, допустим, у девочки
случилась попытка изнасилования или
первый сексуальный контакт. Её правильно
воспитывали, и она в ужасе от того, что
может случиться. Ситуация безвыходная,
и она совершает суицид. Две основных
проблемы — неудовлетворённая потребность
в любви и привязанности и безвыходность
ситуации. Позже идёт потребность в
самооценке. Особенно это касается
отличников, победителей олимпиад. У них
очень высокий уровень притязаний, и
если они чего-то не достигли, у них могут
возникнуть суицидальные намерения.

Но
причины не всегда бывают ясны. Была
ситуация, когда девочка пошла к подружке.
Никаких явных признаков не было, что ей
что-то не нравится, что с ней что-то
происходит. Они пообщались. Девочка
сказала, что пошла домой. Подружка
сказала, что она ушла весёлая. А та в тот
же вечер покончила с собой…».

Что же приводит детей к мыслям о самоубийстве?

Недостаток внимания и любви родителей — главная причина. Многие родители сегодня заняты на работе до позднего вечера, и, приходя домой, могут только накормить ребенка, приготовить ему вещи на завтра. В то время как с ребенком нужно разговаривать, спрашивать как у него дела, рассказывать о себе и вместе проводить время: ужинать, гулять, что-то мастерить, готовить, да и просто смотреть фильмы, обсуждать их. Ребенок нуждается в родительском общении, и если родители не имеют возможность проводить качественное время (совместная деятельность) с ребенком, этим «займется» кто-то другой: улица, плохая компания, интернет.

Часто дети могут пугать родителей тем, что покончат с собой — это первый «звоночек». Недавно в Нижнем Новгороде девочка во время ссоры с отцом сказала, что выбросится из окна и ушла в свою комнату. Отец не придал значения этим словам, подумав, что дочка сказала это в шутку. Возможно, это было уже не первый раз. Через несколько минут она выпрыгнула из окна высотки.

Порой дети, привыкшие к компьютерным играм, в которых герой может “сохраниться” и появиться заново после уничтожения, не понимают, что в жизни — все по-другому, что возврата — нет.

То же самое, если ребенок говорит, что вы его не любите. Что-то пошло в ваших отношениях не так, раз ребенок так говорит. И это не его, ребенка, вина, а взрослых. Хвалите ребенка, радуйтесь его успехам, интересуйтесь его жизнь, проводите время вместе. Такое может быть с рождением другого ребенка, когда родители в заботах «забывают» о старшем, когда родители слишком заняты своей личной жизнью, отправляют детей к бабушкам и дедушкам.

Но не редко дети молчат: молча сидят в своей комнате, читают, рисуют, фотографируют, что-то смотрят в интернете и в один день без видимых на то причин, уходят из жизни. А родители знают истинные интересы и желания своих детей, ведущих уединенный образ жизни? Может быть, они испытывают проблемы в общении со сверстниками, их дразнят, недолюбливают, их что-то беспокоит (плохое самочувствие, болезни, страхи перед взрослением и физиологическими изменениями организма), не получается понять то, что проходят в школе и отсюда ощущение никчемности, ненужности, покинутости?!… Не часто ли в разговорах между собой взрослые обсуждают других детей или взрослых: о том, что могут быть счастливы и успешны только люди с высшим образованием, о том, что дочь коллеги такая молодец, потому что отлично играет на виолончели и уже выступает перед публикой, мама так стройно и спортивно выглядит, а дочь — дурнушка, не хочет сходить в магазин и купить «хорошую» одежду? Не обязательно говорить это ребенку, чтобы он понял, что в глазах родителей он никогда не будет хорошим, таким, каким бы они его хотели видеть.

Все остальные причины (плохая успеваемость, неразделенная любовь, конфликт с учителем и т.д.) можно преодолеть, если ребенок знает, что дома его любят и ждут, и у него впереди светлое будущее. Полноценное общение с родителями научит быть уверенным в себе, относиться к происходящему с оптимизмом.

Что делать, если вы думаете, что ваш близкий хочет покончить с собой?

Между мыслями и серьёзными попытками лежит целая пропасть, до действий так никогда может и не дойти. Однако если вам кажется, что ваш близкий хочет покончить с собой, то вот несколько советов:

  1. Поговорите с человеком прямо. Задавайте простые вопросы, узнайте причины его поведения, настроения. Разговор должен быть построен дружеский, искренний и добрый, без нравоучений и обвинений. Задавайте вопросы откровенно, без наводящих и каверзных предложений.

  2. Нельзя недооценивать ситуацию. Если вам кажется, будто кто-то неспособен на самоубийство — это неправда. Решиться может любой человек, в самое неожиданное время. Поэтому угрозы покончить жизнь самоубийством, пусть даже самые призрачные пускать на самотёк нельзя.

  3. Относитесь серьёзно к причинам суицида. Даже если причина, по которой человек больше не хочет жить вам кажется смешной и нелепой, это не значит, что для него это не вопрос жизни и смерти. Если вы не поддержите собеседника, а начнёте его поучать — скорее с вами больше не поделятся сокровенными мыслями. Поэтому старайтесь заверить, что вы все понимаете, но уверены, что в этой ситуации можно найти выход. Не спорьте, а предлагайте свою помощь.

  4. Занимайте позицию активного слушателя. Люди с суицидальными мыслями часто страдают от сильного чувства одиночества, отчуждения. Они очень остро нуждаются в обсуждении больных для себя тем: своей боли, горя, отчаяния. Предоставьте возможность выговориться. Слушайте, вникайте, постарайтесь определить истинные мотивы поведения.

  5. Никогда не спорьте и не учите. Если начать объяснять последствия его смерти в виде расстроенных родственников или позора на всю деревню, в ответ можно получить ещё большую подавленность, обиду и даже агрессию человека. Выиграть спор у вас вряд ли получится, а вот потерять человека запросто.

  6. Утешать надо правильно. В этом случае противопоказаны варианты: “Нашёл из-за чего умирать. Мне бы твои проблемы”; “Да ладно тебе, всё пройдёт и наладится”; “Всё будет хорошо”. Все эти высказывания не имеют ничего общего с утешением, наоборот, усугубляют чувство собственной беспомощности и ненужности.

  7. Предложите ценные и конструктивные советы, если можете. Подумайте вместе, как можно решить данную ситуацию, предложите конкретные действия. Возможно есть знакомые, которые помогут или есть опыт решения таких проблем.

  8. Вселяйте надежду честно и убедительно. Поговорив о конкретной печали, вы можете внушить близкому, что трудные периоды временны, а жизнь вернуть не получится. Укрепляйте силу и возможности страдающего, приводите блестящие примеры его побед в прошлом, расскажите свой похожий опыт и как вы с ним справились, если он готов и хочет вас выслушать. Надежда — это вера в жизнь, в доброе, во всё хорошее, что было и будет.

  9. Никогда не оставляйте человека один на один с суицидальными мыслями. Проводите как можно больше времени с ним, попросите друзей или знакомых с ним посидеть.

  10. Обращайтесь к специалистам. При всём искреннем желании помочь, человек, вряд ли, сможет вылечить близкого от депрессии или суицидальных мыслей. Для такого уровня проблемы необходим психотерапевт и психиатр. Не бойтесь, не стесняйтесь обращаться за помощью. Суицидальную угрозу недооценивать нельзя. В наше время существуют не только частные, но и государственные клиники, которые могут оказать психологическую помощь. Используйте все возможные ресурсы, ведь “на кону” жизнь человека.

  11. Оберегайте, дарите любовь и заботу. Даже если страшная трагедия миновала, ваш близкий успокоился и как будто забыл про смерть, вы забыть это не имеете права. Окружайте его заботой, продолжайте наблюдать за поведением. По статистике половина суицидентов совершают повторные попытки лишить себя жизни спустя три месяца. Поэтому нужно быть начеку.

Популярное за 7 дней

Спецпроект портала «Православная жизнь»: О гонимых братьях наших помолимся
23.12.22 22:43

Митрополит Запорожский Лука приглашает на онлайн-встречу
23.12.22 09:38

Зима в работах Шишкина
20.12.22 11:07

19 декабря – день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
19.12.22 11:07

Открытое обращение Священного Синода УПЦ к Президенту Зеленскому
20.12.22 15:35

Как нам стать достойными учениками святителя Николая и спастись?
19.12.22 10:59

18 декабря – день памяти пре­по­доб­ного Сав­вы Освя­щен­ного
18.12.22 07:45

Мы находимся в преддверии нового гонения на христиан в Украине − Иерарх РПЦЗ
23.12.22 10:55

Можно ли водить детей на ёлку до Рождества?
21.12.22 10:37

Гнев святого Николая
18.12.22 08:00

Суицидальное поведение

Суицидальное поведение включает широкий спектр проявлений: от мыслей о самоубийстве, высказывания соответствующих намерений до конкретных попыток покончить с собой.

Особых примет, по которым можно наверняка определить, что подросток входит в группу риска, нет. Но есть признаки, на основании которых это можно заподозрить:

Чем больше признаков проявляется одновременно, тем выше вероятность страшного исхода.

Мифы о суицидальном поведении:

Дети до переходного возраста не совершают суицид.
На самом деле суицидальное поведение может проявиться примерно с девяти лет. 

В суицидах подростков (не) виноваты родители. 
За самоубийством всегда стоит несколько факторов, которые влияют одновременно. И поведение родителей — не на последнем месте. 

Это только разговоры.
Заговаривая о смерти, подросток «кричит» о помощи, он пытается установить контакт с близкими и мечтает, чтобы его уберегли от опасного шага. 

Подростки, покончившие с собой, психически больны.
У большинства самоубийц нет психиатрических диагнозов. Под влиянием негативных эмоций нарушаются некоторые составляющие психической деятельности: страдает коммуникация — подросток не способен попросить о помощи, формируется «тоннельное мышление» — кризис захватывает настолько, что остаются только переживания

Но это не болезнь. 

Суицидальное поведение для подростков — вариант нормы. 
Для подросткового возраста характерны размышления на темы жизни и смерти, поиск смысла существования, но никак не желание умереть.

Разговоры о суициде провоцируют его.
Важно понимать, в какой форме они проходят. Начинать разговоры на эту тему взрослым, тем более на классных часах и школьных мероприятиях, не стоит

Но если подросток сам бросает фразы типа «скоро вы меня не увидите», с ним нужно поговорить как можно скорее. 

Как реагировать взрослым

В первую очередь, необходимо доверительно поговорить. Беседу лучше вести один на один, смотреть в глаза, не делать записей, не отвлекаться на посторонние дела. 

  • Говорить спокойно и открыто. 
    Начать разговор можно, отталкиваясь от собственных наблюдений и имеющейся информации: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?». 
  • Прояснить ситуацию и ее причины.
    Избегать прямых вопросов из серии «Ты думаешь о суициде?». Сформулировать правильнее: «Когда ты сильно грустишь, бывает ли, что не хочется жить?», «Когда наступает кризис, людям приходят мысли о смерти — с тобой так случалось?». В конце беседы можно пересказать рассказ подростка и уточнить: «Правильно ли я понял (а), что…?». 
  • Оценить серьезность суицидальных высказываний.
    Это конкретный план или просто рассуждения? В некоторых случаях очевидна манипуляция, но бдительность терять нельзя. Нет гарантий, что провокация не перейдет в какой-то момент в истинные намерения. 
  • Объяснить опасность таких мыслей и действий.
    Причем независимо от серьезности причин. 
  • Выразить поддержку и здравую обеспокоенность. 
    Посыл должен быть такой: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, но потом это состояние проходит. Ты всегда можешь на нас рассчитывать».
  • Мотивировать на обращение за помощью.
    В том числе — к психологу или психиатру. Пусть ребенок вспомнит, как он справлялся с трудностями раньше, представит, что бы сказал другу, окажись он на его месте. Не стоит навязывать подростку готовые шаблоны, выводы должен делать он сам. 

Предотвращение самоубийств

Все темы

Являясь 10-й по значимости причиной смерти в Соединенных Штатах и ​​второй по значимости причиной смерти (после несчастных случаев) для людей в возрасте от 10 до 34 лет, самоубийство является серьезной проблемой общественного здравоохранения.

В 2016 году в Соединенных Штатах около 45 000 человек умерли от самоубийств, и с 2006 года число самоубийств увеличивается каждый год. По оценкам Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC), 1,3 миллиона взрослых совершают попытки самоубийства каждый год.Более одного из пяти человек, умерших от самоубийства, выразили свои намерения покончить с собой.

Мужчины более чем в три раза чаще, чем женщины, погибают. Огнестрельное оружие является наиболее распространенным методом самоубийства (используется примерно в половине всех самоубийств).

Тем не менее, самоубийство можно предотвратить. Знание факторов риска и распознавание предупредительных знаков для самоубийства может помочь предотвратить самоубийство.

Особенности суицидального поведения детей и подростков

Суицидальное поведение детей и подростков имеет ряд особенностей, свойственных растущему организму и личности. Случаи суицидального поведения у детей, например, суицидальные высказывания, могут отмечаться уже в 5-6-летнем возрасте, далее в 7-10-летнем возрасте и старше, наряду с суицидальными высказываниями, дети могут совершать и суицидальные попытки, которые иногда к несчастью, заканчиваются гибелью ребенка. Суицидальная активность резко возрастает в подростковом возрасте с 14-15 лет и достигает своего максимума в 16-19 лет.

Одной из причин выбора суицидального способа решения проблем, является неадекватное отношение к смерти. У ребенка не сформировано представление, что смерть необратима. Свою «временную» гибель ребенок воспринимает как способ воздействия на значимых близких- вызвать сочувствие, наказать. Только к концу подросткового возраста формируется правильное представление о смерти как необратимом прекращении жизни. Ввиду незрелости суждений и отсутствии жизненного опыта даже незначительная конфликтная ситуация кажется безвыходной, а потому становится чрезвычайно суицидоопасной.

Считается, что половина суицидальных попыток в подростковом возрасте являются демонстративными, т.е. без настоящего намерения умереть. Тем не менее, различить истинные и демонстративные попытки не всегда легко. Отсутствие страха смерти лежит в основе выбора всевозможных опасных игр, отсутствие жизненного опыта приводит к драматическим способам ухода из жизни. 

Анализируя чувства, стоящие за суицидальными действиями, выделяют 4 причины самоубийства:

  • изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой не интересуется);
  • беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать свою жизнь, все зависит не от тебя),
  • безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
  • чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Причиной суицида подростка, чаще всего, является длительная конфликтная ситуация в семье, где преобладают: давящий стиль воспитания, а в форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка; кризисные ситуации , как смерть близких, развод родителей или уход из семьи одного из родителей, такие стрессовые факторы как пережитое физическое или сексуальное насилие.

Школьные причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями, одноклассниками. Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального поведения подростков

Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из–за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь

Покушение на жизнь может быть подражанием поведению, демонстрируемому с экранов телевидения или на деструктивных сайтах в интернете ,где поощряются депрессивные настрои и аутоагрессивное поведение. В подростковых компаниях наблюдается повышенный интерес к темам смерти и самоубийства, обсуждается их «тайна» и «красота». Помимо этого склонны к самоубийствам подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками, страдающие психическими и соматическими заболеваниями. Среди психических заболеваний это прежде всего депрессивные состояния, психопатические наклонности и другие психические расстройства.

Суицидологи отмечают во внешнем поведении детей и подростков ряд изменений, которые могут свидетельствовать о суицидальных намерениях:

  • недостаток сна или повышенная сонливость; 
  • нарушение аппетита;
  • признаки беспокойства, вспышки раздражительности;
  • усиление чувства тревоги, печальное настроение;
  • признаки вечной усталости, упадок сил, потеря свойственной детям энергии;
  • неряшливый внешний вид;
  • усиление жалоб на физическое недомогание;
  • склонность к быстрой перемене настроения;
  • отдаление от семьи и друзей;
  • излишний риск в поступках; 
  • выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах;
  • открытые заявления: “Ненавижу жизнь”; “Не могу больше этого выносить”; “Жить не хочется”; “Никому я не нужен”.

Иногда индикатором суицида могут быть поступки типа: раздаривание ценных личных вещей, предметов увлечений, улаживание конфликтов с родными и близкими.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий