Как повысить коммуникабельность
Не каждый способен находиться в центре внимания и быть душой компании. Но быть услышанным хотят все.
3 причины развивать навык коммуникабельности:
- Коммуникабельный человек добивается больших успехов в жизни и карьере, полностью реализует себя как личность во всех сферах деятельности. Благодаря мастерству общения хороший оратор имеет больше шансов добиться поставленной цели.
- Умение легко идти на контакт способствует приобретению широкого круга полезных и дружественных связей.
- Личность, умеющая непринужденно находить общий язык с любым человеком, быстро решает конфликты, проявляет гибкость мышления и понимание.
Хотите быть успешным – развивайте коммуникацию, работайте над собой.
Правила коммуникабельности
Правила продуктивного общения:
Если вы можете быть инициатором — возьмите управление беседой в свои руки. Для развития коммуникативных способностей достаточно проявить лидерские качества
Важно при этом не переусердствовать, превратившись в диктатора.
Старайтесь не быть “сухим” в разговоре, проявляйте эмоциональность, эмпатию, интересуйтесь мнением собеседника. Не нужно использовать формальных шаблонов, будьте оригинальны, проявляйте артистизм, творческий подход.
Будьте оптимистом
К позитивно настроенным людям больше тянутся, с ними советуются, больше откровенничают и рассказывают о себе, более охотно делятся закрытой информацией.
Если вы стеснительный и замкнутый человек — работайте над собой, начните с малого, не бойтесь обсуждать интересную информацию с коллегами, делитесь своим мнением. Коммуникабельному человеку открыты все двери. Не бойтесь проявить индивидуальность.
Какие навыки нужно развивать, чтобы процесс обучения был эффективный
Существуют разные способы, как легко учится выстраивать межличностные отношения. Профессиональный педагог будет способствовать со своей стороны повышению уровня компетентности взрослой группы.
Научить добиваться правильно выражать свои мысли, улучшить качество речи и отработку поступающей извне информации можно, если у человека есть желание слушать тему, и он готов воспринимать информацию. Для этого ему нужно научиться:
слушать – коммуникация начинается именно с этого, поскольку на этом этапе у человека возникают уточняющие вопросы и ему уже есть за что зацепиться, чтобы поддержать разговор;
четко выражать свои мысли, что важно в общении, поскольку этот навык, который легко развивается с группой в тренинге, позволяет не запутать слушателя и избежать непонимания;
невербальная коммуникация – эффективный способ участника разговора направлять его в нужное для него русло при помощи языка жестов, мимики, тела и интонации;
эмпатия – основное чувство, необходимое для понимания настроения и намерения человека по его поведению;
устойчивость к стрессу, позволяющая гармонично взаимодействовать с собеседником, хорошо слышать его речь и не раздражаться, если общение пошло не по плану.
Все эти коммуникативные навыки редко у кого присутствуют. Обычно люди в совершенстве владеют одной или двумя характеристиками. Все остальные приходится развивать, делая упражнения на психологических тренировках и тренингах коммуникабельности.
Каналы восприятия: визуал, аудиал, кинестет, дигитал
Человек воспринимает информацию через основные пять каналов: зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный. И после восприятия информация перерабатывается в нашей голове, причем интересно то, что перерабатывается она на основе одной преобладающей системы.
Выделяют основные четыре типа сенсорных систем:
- Визуальная.Когда доминирующим является зрительная система обработки информации: формы, расположения, цвета.
- Слуховая.Доминирующей является слуховая система обработки информации: звуки, мелодии, их тон, громкость, тембр, чистота
- Кинестетическая.Доминирующей является чувственная информация: прикосновения, вкус, запах, ощущение текстур, температуры
- Дигитальная.Связанная с логическим построением внутреннего диалога.
Не следует думать, что доминирование одной означает слабость другой. Просто одна из систем чаще всего является пусковой, ведущей. Именно ведущая система запускает процесс мышления, становится толчком для других ментальных процессов: памяти, представления, воображения.
Но часто бывает так, что люди не понимают друг друга. Смотрят на одну и ту же вещь, но видят совсем разное. Недаром, есть такая присказка:
«Два человека смотрят в лужу. Но один в луже видит звезды, отразившиеся в воде, а другой – видит только болото».
И это не удивительно. У каждого из нас свое восприятие, разное развитие психических процессов. Одни люди праворукие, другие – левши. В одних развито лучше левое полушарие головного мозга, в других – правое. Визуалы, аудиты, кинестеты.
Например, вам говорят «Представьте мягкую шерсть кошки». Визуалу для того, чтобы представить шерсть, нужно сначала представить кошку, а уже потом вспомнить, какая у нее мягкая шерсть. Аудиал представляет себе сначала звуки кошки (мурчание, мяукание), а потом может вспомнить и другие ощущения. Кинестет сразу ощущает прикосновение шерсти, и только потом визуальный образ. Дигиталу нужно произнести про себя кошка и после внутренней речи представить образ кошки и шерсти.
Каждый из нас видит в голове образ кошки, но у одних он всплывает сразу, а у других через свою доминирующую систему. Пусковая система помогает быстро перевести стимул в образы в нашем мозгу. Именно поэтому понимание своей ведущей системы позволяет индивидуально и точно создать принцип восприятия и запоминания любой информации.
Для чего нам необходимы коммуникативные навыки?
Давай попробуем понять, зачем нам важно обладать коммуникативными навыками. Что же они нам дают?. Легкость в налаживании контактов
Легкость в налаживании контактов.
Конечно же, такому человеку просто познакомиться с незнакомцем, наладить с ним контакт, поймать так, сказать общую волну. Ему не сложно отыскать общую тему для разговора.
То есть, придя в любое общество, один человек будет стоять в сторонке и бояться заговорить с людьми, отчего будет чувствовать себя неудобно и некомфортно. А другой с легкостью начнет общение с любым, кто появится на его пути.
Контакты пригождаются и в рабочей сфере, и в дружеском общении и в поисках отношений. Да и любая повседневная задача, у человека, обладающего развитыми коммуникативными навыками, решается проще.
Допустим, человек приходит в супермаркет. У него возникает проблема с поиском конкретного товара. Если человек легко вступает в разговор, он найдет продавца и, наладив контакт, легко разрешит возникшую проблему. Это касается любых других ситуаций и обстоятельств.
Достижение желаемых успехов.
Навыки общения: 12 способов развить коммуникативные навыки
Коммуникативные навыки невероятные помощники на пути к успеху. Связано это с тем, что умение налаживать множественные контакты с любыми людьми дает возможность располагать этих людей к себе. Ты производишь на них впечатление, и они уже готовы поддержать тебя, помочь и подсказать формулу успеха.
Например, ты желаешь открыть свой магазинчик. При этом ты обладаешь умением убеждать и отлично ладить со всеми. Ты совершенно спокойно договариваешься с арендодателями, обзаводишься нужными связями, которые помогают тебе в оформлении документов. Легко находишь людей, помогающих в транспортировке товара.
Следующий этап – поиск потенциальных клиентов. Здесь ты также справляешься без особых усилий. Благодаря навыкам коммуникации для тебя вся рутинная работа выглядит не такой уж и сложной, чем для человека, который не умеет контактировать с людьми.
Теплые, прочные отношения.
Благодаря умению слышать человека, сочувствовать, приходить на выручку когда это требуется, удается устанавливать доверительные и стабильные отношения, в которых комфортно находиться. Это как дружеские или любовные, так и коммерческие и деловые связи.
Люди, обладающие коммуникативными навыками, с легкостью разрешают конфликты и недопонимания. При этом они вполне корректно способны отстаивать свою точку зрения, добиваясь того, чего хотят.
Из вышесказанного получается, что коммуникативные навыки необходимы каждому человеку. Благодаря им он способен добиться успеха в карьере, дружбе, любви и любых бытовых и ежедневных вопросах.
Чем отличается коммуникабельность от коммуникативности
Часто путаница в значении превращает в загадку сами термины. Коммуникативность — это один из компонентов коммуникабельности и контакта как такового. Это не врожденный, а приобретенный навык, который не только можно развить, но и совершенствовать на протяжении всей жизни.
Коммуникативность это умение передавать информацию, чувства, эмоции, умозаключения в доступной, корректной форме. Это также способность воспринимать информацию, испытывать эмпатию к собеседнику, умение понимать и сопереживать.
Само понятие не всегда является навыком человека. Коммуникативность как качество может охарактеризовать любой инструмент, передающий и воспринимающий информацию.
Коммуникативность – это набор таких качеств как:
- Невербальное общение;
- Управление эмоциями, гневом;
- Активное слушание;
- Понимание эмоций оппонента;
- Умение выражать и отстаивать свою точку зрения.
Коммуникативность как качество личности нельзя воспринимать только как совокупность умений, этот навык имеет прямое отношение к сегменту потребностей и мотивации.
Что значит коммуникабельный человек?
В основе этого понятия лежит ответ на вопрос. Коммуникабельность – это умение находить общий язык с людьми, вне зависимости от статуса и степени знакомства. Навык ценится на работе, так как такого человека отправляют на важные переговоры. Коммуникабельная личность проявляет себя и в компании. Такой человек выделяется интересным общением, жестикуляцией, умением подобрать тему разговора, истории им пересказываются интересно, живо и ярко — именно это означает коммуникабелен (коммуникативен) простыми словами.
Что значит коммуникабельный человек? В отличие от общительной личности, коммуникативные люди – это не просто хорошие рассказчики, с которыми весело поболтать в обеденный перерыв. Это образованный и с поставленной речью. Он не просто беседует, но и преследует определенную цель: успокоить недовольного клиента, склонить партнера к сделке, сократить сроки получения документов. Коммуникабельная личность знает, как провести переговоры и добиться результата.
Как понять, коммуникативный человек твой собеседник или нет? Иногда для этого достаточно даже нескольких минут – такой человек получает истинное удовольствие от общения. Он легко подбирает слова, уверен в себе, по-своему харизматичен, легко находит темы для разговоров, независимо от того, с кем общается. Умение интересно и живо общаться не зависит от возраста — это может быть коммуникабельная девушка или седовласый старец: беседа и с тем, и с другим будет не только приятна, но чаще всего и полезна, поскольку истинно коммуникативные люди далеки от пустой болтовни.
Прежде всего, это тот, кому общение доставляет удовольствие
Общительному человеку не важно, с кем общаться, ему интересен сам процесс. Для коммуникабельных людей характерна гибкость в контактах, способность и умение не растеряться при общении в разных ситуациях, уверенность в себе
, они легко приспосабливаются к новым условиям, умеют успешно проводить переговоры, стремятся к инициативности и лидерству в коллективе. Коммуникабельность и коммуникативность: в чем разница?
Коммуникабельность и коммуникативность: в чем разница?
Чаще всего, оба эти слова без задней мысли используются как синонимы: коммуникабельный (коммуникативный) человек — умеющий общаться, «легкий» в беседе, знающий, что сказать и что спросить. На самом деле, если копнуть глубже в словообразование разница есть и весьма принципиальная:
- «коммуникабельный» всегда употребляется по отношению к человеку и является его положительной характеристикой — это способность личности налаживать контакты, общительность, приятная и легкая беседа;
- «коммуникативный» — имеет несколько другое значение слова, чем то, в котором обычно используется, и означает «имеющий отношение к передаче информации при помощи языка». Употребляется по отношению к умениям, навыкам, играм, упражнениям, даже танцам и музыке.
Коммуникативность бывает двух видов:
- Письменная. Умения человека, владеющего этим навыком, сводятся к составлению писем, заполнению официальных документов. При этом он не допускает орфографических ошибок, выражает мысли четко и по делу. Письменная коммуникабельность — это необходимое качество для секретарей, руководящих должностей.
- Устная. Секрет успешного собеседника заключается . Коммуникабельный человек обладает этим навыком в совершенстве. Плюс умеет повернуть разговор в нужном направлении и склонить собеседника к своей точке зрения. Беседа проходит в спокойном тоне, повышенные нотки и давление на оппонента недопустимы.
Коммуникабельному человеку присуще чувство такта, тонкий юмор, умение одеваться в соответствии с ситуацией. Он внимательно наблюдает за собеседником, считывает жесты. Не вступает в споры и не дает возмущению, гневу или раздражению взять верх.
Ход проведения тренинга психолога для педагогов
- Приветствие
Вступительное слово психолога.
«Речь — это и есть цивилизация.
Слово, даже самое враждебное, поддерживает контакт; молчание разобщает». Томас Манн
Цель нашего занятия – тренинга
-Развивать коммуникативную компетентность педагога
Задачи:
– саморазвитие, попытка овладеть своими скрытыми возможностями.
– освоение приемов эффективного общения с воспитанниками, родителями и коллегами
– отработка коммуникативных умений и навыков
-умение встать на другую точку зрения; снять внутреннее напряжение – повысить стрессоустойчивость -отработка навыков понимания себя, других людей, а также взаимоотношений между людьми
Дата проведения: 19.11.2018 г.
Время начала: 13:15
Продолжительность: 1ч.20 мин
Форма проведения занятие- тренинг: лекция-беседа с элементами тренинга с использованием компьютерной презентации.
Оборудование.
Техническое оснащение: компьютер, экран, мультимедийный проектор.
Методическое оснащение: мультимедийная презентация, клубок вязальных ниток, цветной картон, цветной клей, цветные карандаши, масла для элементов ароматерапии, мяч
Организация: группа из 15-20 человек размещается в одном кругу
Использованная литература:
- Аралова М. А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение. – М.: ТЦ Сфера,2006
- Антошина Ю. А., Холодная Е. В. Психопрофилактическая работа психолога ДОУ по оптимизации психологического здоровья педагогов. // Дошкольная педагогика №1,2010, стр.48-51
- Голикова О. Ю., Елизарова Н. К. Практикум по развитию общения педагогов //Дошкольная педагогика №8, 2008
- Дубровина В. П., Милошевич Е. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. М.: Новая школа,1995
- Калинина р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – СПб.: Речь, 2003
- Кротова Т. В. Общение воспитателей с родителями воспитанников //Управление ДОУ №3,2008, стр.106-111
- Кротова Т. В. Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников // Дошкольное воспитание №9, 2007, стр. 108-122
- Панфилова М. А. Игротерапия общения. – М.: «Гном и Д», 2001
- Скрипюк И. И. 111 баек для тренеров: истории, мифы, сказки, анекдоты. – СПб.: Питер,2007
- Шепелева Л. Н. Программы социально-психологических тренингов. – СПб.: Питер, 2007
- Шитова Е. В. Практические семинары и тренинги для педагогов. – Волгоград: Учитель,2009
1.Упражнение «Самопрезентация»
(листы А4,ручка,карандаш)
Психолог. Существует много видов профессиональной деятельности, касающиеся человека, но есть среди них профессии врача, юриста, педагога, которые непосредственно влияют на судьбу. Вот почему каждая из этих профессий должна быть не только деятельностью, но и призванием. Сейчас каждому из вас необходимо продолжить такие фразы:
– Я выбрала профессию воспитателя, потому что …
– Если бы я не стала воспитателем, я бы выбрала профессию …
– Качества, которые я больше всего ценю в людях …(в себе)
Правила работы:
– Не перебивать друг друга
– Правило хорошего настроения
– Говорить искренне и откровенно
– Не оценивать и не осуждать
– Конфиденциальность
Слово психолога. Что такое общение?
Общаясь друг с другом, мы даже не задумываемся над тем, сколько факторов и нюансов влияют на процесс общения. Что же происходит? Мы встречаем человека, воспринимаем его, общаемся и взаимодействуем с ним с помощью языка, жестов. От того, например, какое первое впечатление произведет на нас человек, как мы построим сам обмен информацией, будет зависеть успех общения. Общение помогает взаимодействовать.
Особенности обучения коммуникативным навыкам
Умению общения нужно учить детей с дошкольного возраста и тогда когда они вырастут, они будут показывать свою компетентность по всем вопросам. Их формирование в детском возрасте происходит в виде игры. При грамотном психологическом подходе можно рассчитывать на быстрое развитие коммуникационных навыков.
С детьми и взрослыми лучше заниматься в коллективе. Такой подход позволит сразу же отрабатывать приобретенные навыки. В одну группу набираются люди примерно одинакового уровня развития коммуникации. Они все учатся на одинаковых условиях, отраженных в образовательной программе.
Перед командой ставятся задачи, и требуется их выполнение с применением коммуникативных позиций. В процесс обучения выслушивают каждого участника, что позволяет социально адаптироваться, усовершенствовать свои умения в общении и чувствовать себя уверенно.
Особенности коммуникации
Под коммуникабельностью понимают способность установки контакта с другими людьми, поддержание любого разговора и эмоционального взаимодействия. Ее наличие является необходимостью для реализации человека, создания полноценной семьи и достижения успеха. Во многом качество коммуникации зависит от темперамента, из-за чего для многих даже попытки развить в себе общительность приносят массу трудностей.
Зачатки коммуникативных навыков появляются еще в момент, когда ребенок находится в утробе матери. После появления малыша на свет они развиваются от мимики и жестов окружающих, при этом не меньшее влияние оказывает общение между родителями. Если взрослые мало разговаривают с ребенком и не пытаются его обучить коммуникабельности, то высока вероятность появления застенчивости, сочетающейся с отсутствием разговорных навыков.
Общение может быть вербальным или невербальным. В первом случае подразумевается полноценный речевой контакт между людьми. Во втором – общение с помощью жестов, мимики или языка тела. Коммуникацию также делят на несколько навыков, из которых состоит любое общение. Всего их 5:
- Активное слушание.
- Невербальная коммуникация.
- Задавание вопросов.
- Прояснение.
- Осознанность.
Все они важны и высоко ценятся окружающими. При этом многие компании предпочитают нанимать на работу коммуникабельных людей, что связано с их личными качествами. Любой общительный человек умеет быстро налаживать контакт с деловыми партнерами, легко находит общий язык с клиентами, умеет убеждать и оказывать необходимое влияние
Чтобы определить, насколько кандидат на должность коммуникабелен, собеседованию уделяют особое внимание. Если он будет иметь все нужные навыки, то вероятность принятия на работу и продвижения по карьерной лестнице будет очень большой, а начальник будет характеризовать его исключительно с положительной стороны
Общительные люди отличаются трудолюбием, эффективностью, ответственностью.
У всех ли есть коммуникативные способности?
Есть люди, обладающие коммуникативными способностями с рождения. Они всегда знают, как ответить в любой ситуации, никогда не растеряются и везде показывают свою компетентность.
Что же делать, если ты не относишься к этой категории людей, не умеешь грамотно говорить, быстро ориентироваться, идти на контакт и легко строить взаимоотношения? Придется помогать себе и учиться таким навыкам.
Современные возможности позволяют черпать информацию из интернета, в котором рассматриваются вопросы о возможности решения различных проблем в сфере личности. Можно записаться на индивидуальные или групповые занятия с преподавателем или заниматься самостоятельно по доступным источникам.
В зависимости от того, кому нужно научиться коммуникативным способностям, взрослому, подростку или маленькому ребенку, уроки проводятся в разных форматах. Для детей – в игровой форме, а для взрослых – в виде форумов, онлайн – уроков и интернет-изданий.
Что конкретно означает слово коммуникабельность?
Коммуникабельность (от слов “коммуна” – общий, общественный, и “кабель” – проводящий) – способность к коммуникации, чем она выше, тем с большим количеством людей способен человек начать разговор, найти подход к определенному индивидууму.. .
А вот Александр Марков говорит скорее о эрудиции…
Ласточка2008
Коммуникабельность
Материал из Википедии – свободной энциклопедии
КоммуникаL9;бельность (позднелат. – соединимый, сообщающийся) – способность к установке связей.
Под коммуникабельностью можно подразумевать как способность к установке связей между людьми (дружеских, деловых) , так и между разнотипными системами передачи информации (в электросвязи – аналоговых и дискретных) .
В психологии общения – умение налаживать контакты, способность к конструктивному и взаимообогащающему общению с другими людьми. Коммуникабельность является одним из определяющих навыков успешного социального взаимодействия, затрагивающим как профессиональные, так и личные отношения. Коммуникабельность является одним из важнейших личных качеств в профессиях, предусматривающих активное общение с другими людьми, такими как, например, менеджер по продажам, менеджер по связям с общественностью, менеджер по персоналу.
Совместимость, общительность, контактность, легкость. Ant. замкнутость, стеснительность Словарь русских синонимов. коммуникабельность см. общительность Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М … Словарь синонимов
Способность человека к коммуникации, установлению контактов и связей. По английски: Communicabilis Синонимы: Общительность См. также: Личностные качества персонала Человеческое общение Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
– (от позднелат. communicabilis соединимый сообщающийся),1) совместимость (способность к совместной работе) разнотипных систем передачи информации.2) Способность к общению, общительность … Большой Энциклопедический словарь
– (от лат. communicatio контакт) способность людей устанавливать деловые контакты, связи, отношения. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь
КОММУНИКАБЕЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. Такой, с к рым легко общаться, иметь дело, устанавливать контакты. К. характер. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
– (от лат. communicabilis соединимый, сообщающийся) англ. communicability; нем. Kommunikabilitat. 1. Способность, склонность k общению, установлению контактов, связей. 2. Совместимость, возможность совместной работы, проживания и т. д. см.… … Энциклопедия социологии
КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ
– (от фр. communiqué – сообщать, передавать). Социально психологическая черта личности, способность к общению с другими людьми … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Communicabilis Общительность, способность человека к коммуникации, установлению контактов и связей Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ
– (от лат. communicatio контакт, связь) способность человека устанавливать деловые контакты, связи, отношения … Юридическая энциклопедия
– (от позднелат. communicabilis соединимый, сообщающийся), 1) совместимость (способность к совместно работе) разнотипных систем передачи информации. 2) Способность к общению, общительность. * * * КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ (от позднелат … Энциклопедический словарь
Книги
- Коммуникация и коммуникабельность. Практические рекомендации для открытой коммуникации , Элизабет Мерманн. Книга Элизабет Мерманн `Коммуникация и коммуникабельность` рассматривает важную тему – открытую коммуникацию как инструмент решения профессиональных задач и поведения в определенных жизненных…
- Коммуникация и коммуникабельность. Практические рекомендации для открытой коммуникации / 2-е изд., испр. , Мерманн, Элизабет. Книга Элизабет Мерманн “Коммуникация и коммуникабельность” рассматривает важную тему – открытую коммуникацию как инструмент решения профессиональных задач и поведения в определенных жизненных…
Приветствую вас, дорогие друзья!
Люди тесно и напрямую связанны с обществом и своей личной позицией в нем. Умение быстро идти на контакт, находить правильные интонации и темы для бесед – отличный способ создать нужное впечатление открытой, искренней личности.
Но как заставить себя выйти с зоны интроверта? Каким образом развить необходимые навыки и осознать их надобность? Кто такой коммуникабельный человек? Об этом и о другом в сегодняшней статье.
Идеи для самостоятельной проработки коммуникационных навыков
Навыки коммуникации формируются у человека на протяжении всей жизни. Сэкономить время можно, записавшись на тренинг, однако есть много способов, как самостоятельно их проработать. Помогут в этом несколько экспертных советов:
- научись контролировать свои эмоции и внимательно слушать собеседника, вежливо улыбаясь ему и поддерживая визуальный контакт;
- не посылай невербальные негативные сигналы, они отталиквабт собеседника;
- избегай общения в состоянии депрессии или стресса;
- попроси друзей честно рассказать о том, что они думают о твоих коммуникационных умениях;
- постоянно практикуйся, доводя до автоматизма реакции на вербальные и невербальные сигналы.
Постоянная работа над собой позволит научиться использовать все свои внутренние возможности и внешние параметры для того, чтобы добиваться поставленных целей. Коммуникационные навыки позволяют грамотно выстроить отношения на работе, в семье и в разных социальных сферах. Немного усовершенствовав их можно добиться ошеломительных результатов.
Что такое
Социально коммуникативное развитие, это процесс развития у дошкольников навыков общения с окружающими людьми (знакомство, умение поддержать беседу, решение конфликтных ситуаций). Это определение является весьма условным, т.к. многие авторы формулируют его по-своему.
Развитие детей важно с раннего возраста
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Обратите внимание! Эта тема на сегодняшний день является крайне актуальной, потому что многие дети, несмотря на более младший или старший возраст, испытывают трудности во время коммуникации, как со сверстниками, так и со взрослыми. Со сверстниками им бывает трудно:
Со сверстниками им бывает трудно:
- установить контакт;
- включиться в игру;
- распределить роли в этой игре, часто возникают конфликты.
Со родителями проблема заключается в неумении малыша слышать взрослого, выполнять просьбы, часто встречается неуправляемость.
Разрешение конфликтов, тоже развитие
Задачи
Основной целью социально-коммуникативного развития дошколят является:
- привитие им навыков общения;
- знакомство их с традициями российской семьи;
- усвоение правил поведения в обществе;
- направление их на позитивное общение.
Основными задачами социально-коммуникативного развития малышей федеральный государственный образовательный стандарт определяет, как:
- Развитие самостоятельности в жизни и в принятии решений.
- Увеличение времени, которое дошкольник проводит, общаясь с ровесниками и взрослыми.
- Развитие эмпатии (чувства сопереживания), отзывчивости, готовности пойти на контакт.
- Освоение норм, существующих в обществе.
- Привитие трудолюбия, развитие творческого начала.
Шестой задачей специалисты часто называют развитие целеустремлённости, многозадачности, умении организовывать технологический процесс.
Значение
Коммуникация, это один из самых необходимых навыков для жизни в обществе. К сожалению, в настоящее время в силу определённых причин, у многих детей этот навык развит недостаточно.
К сведению! Одной из причин этого являются родители, которые не уделяют должного внимания ребёнку и не занимаются его воспитанием.
Также причиной могут быть проблемы со здоровьем, мешающие развитию навыков. В результате недостаточного развития коммуникативных навыков, у малыша возникают проблемы:
- он начинает испытывать трудности в общении;
- не может влиться в коллектив;
- не умеет работать в команде;
- не способен правильно выражать свои эмоции;
- не может сопереживать.
Необходимо прививать уважение к старшим
Диагностика
Перед началом занятий по развитию коммуникативных навыков, а также в последующем, педагогам важно осуществлять диагностику коммуникативного развития дошкольников. Она заключается в проведении с детьми беседы, наблюдения за ними в ходе выполнения задания, используя дошкольный дидактический материал
Коммуникативное развитие оценивается по трём критериям:
- Знание ребёнком правил общения с людьми.
- То, насколько охотно ребенок общается.
- То, насколько ребёнок умеет слушать, решать конфликтные ситуации, насколько он эмпатичен.
Каждый из этих трёх критериев оценивается по бальной системе, и в итоге коммуникативное развитие оценивается по одному из трёх уровней: высокий уровень, низкий или средний. Утверждает задания педсовет.
К сведению! Исходя из уровня коммуникативного развития, с дошкольником может быть проведена дополнительная работа по улучшению навыков общения, осуществлено планирование дальнейшей деятельности.