Малая родина и семья
Родился в 1860 году (по разным данным 30 августа или 15 октября) в маленьком городке Кибарты, в то время принадлежавшем Российской империи. Сейчас это город Кибартай и территория Литвы. В небогатой интеллигентной еврейской семье было четверо детей: два сына, две дочери. Отец Илья Абрамович, самостоятельно и успешно изучавший языки, стремился к улучшению материального положения семьи. Получение детьми хорошего образования также входило в его планы, к тому же сыновья подавали некоторые надежды как имеющие художественные наклонности. Поэтому в 1870-х годах он перевёз семью в Москву.
Краткая биография
- В 1877 г. Исаак перешёл в пейзажный класс под руководством Алексея Саврасова. На выставке 1877 г. за 2 свои работы начинающий художник был награждён малой серебряной медалью и денежной премией.
- В 1879 г. на императора Александра II было совершено покушение. После этого происшествия был издан указ, запрещающий евреям находиться в столице, хотя нападавший евреем не был. Молодой Исаак вместе с братом и сёстрами был выслан из Москвы. Они поселились в подмосковном посёлке Салтыковка и жили там 2 года.
- В том же 1879 году Исаак продал свою первую картину – «Вечер после дождя». На вырученные деньги молодой художник смог снять отдельное жильё.
- В 1880 г. работу Исаака Левитана «Осенний день. Сокольники», представленную на ученической выставке, приобрёл Павел Третьяков.
- В 1884 г. молодой человек забросил училище, не завершив последний курс и не получив диплома художника.
- В 1885 г. Левитан поселился в подмосковной деревне Максимовка. В это время художник познакомился с А. П. Чеховым, гостившим в тех краях. Дружба художника и писателя продолжалась всю жизнь. Они несколько раз серьёзно ссорились из-за того, что Чехов использовал некоторые подробности частной жизни художника в своих рассказах.
- В 1886 г. Левитан отправился в Крым поправить здоровье, у него было больное сердце. Деньги на поездку художник получил, работая над декорациями для Московской частной русской оперы. Вернувшись из Крыма, Исаак представил более 50 пейзажей на Периодической выставке Московского общества любителей художеств. Картины были раскуплены почти мгновенно.
- В 1887 г. художник отправился на Волгу, но эта первая поездка не особо его впечатлила.
- В 1888 г. состоялась вторая поездка Левитана на Волгу. На этот раз вместе с ним поехали друзья-художники: Алексей Степанов и Софья Кувшинникова. Друзьям приглянулся небольшой, тихий городок Плёс.
- Ещё 2 лета (1889 и 1890 гг.) Левитан приезжал работать в Плёс. Он написал там одни из самых известных и прекрасных своих пейзажей.
- Первая заграничная поездка Исаака состоялась в 1889-1890 гг. Он побывал во Франции и Италии. В Париже художник посетил Всемирную выставку, на которой познакомился с современной живописью и работами импрессионистов.
- В 1891 г. Исаак был принят в Товарищество передвижных художественных выставок.
- В том же году у Левитана появилась своя мастерская в Трёхсвятительском переулке, которую ему предоставил друг – меценат Сергей Морозов. В этой мастерской в 1892 г. Валентин Серов напишет портрет Левитана.
- В 1892 г. художник опять был вынужден покинуть Москву из-за своего еврейского происхождения. Но благодаря хлопотам друзей ему вскоре разрешили вернуться.
- Сюжет «самой русской» левитановской картины «Над вечным покоем» родился в Тверской губернии, в местечке Курово-Покровское, где художник проводил лето 1893 и 1894 гг.
- В 1894 г. художник проводил лето в имении Горка, принадлежавшем семейству Турчаниновых, специально для Левитана была выстроена двухэтажная мастерская. Сюда же живописец вернулся весной 1895 г. и написал свою знаменитую картину «Март», которую впоследствии купил Третьяков.
- В 1896 г. в Одессе прошла выставка картин, на которой, помимо левитановских, были представлены полотна В. Симова и А. Попова. В этом же году обострилась болезнь художника.
- В 1898 г. Левитан получил звание академика пейзажа и начал работать преподавателем в художественном училище.
- В 1899 г. по настоянию врачей Левитан отправился в Ялту. Художник чувствовал себя очень плохо. После возвращения в Москву он практически не выходил из дома.
- 22 июля (04 августа по новому стилю) 1900 г. Исаак Ильич Левитан скончался. Ему было всего 39 лет.
«Пейзажи Левитана ближе к музыке, чем к живописи»
А вот простой русский пейзаж для художника был выше всякой любви: «Почему я один? Почему женщины, бывшие в моей жизни, не принесли мне покоя и счастья? Быть может потому, что даже лучшие из них — собственники. Я так не могу. Весь я могу принадлежать только моей тихой, бесприютной музе, всё остальное — суета сует. »
Ученый-естествоиспытатель К.Тимирязев как-то сказал: «Левитан — это Пушкин русского пейзажа». И был прав. Легкость стихотворений Пушкина и виртуозной кисти Левитана — это гениальное мастерство, доведенное до уникального совершенства.
Мастер обладал уникальным даром «заставить говорить» сам пейзаж. Для этого ему совершенно не нужны были «ни люди, ни животные, ни даже птицы». Его преподаватель А.Саврасов говорил: «Ты должен научиться писать так, чтобы жаворонка на холсте было не видно, а пение его — слышалось». Что Левитан и воплощал в своих «пейзажах настроения»
Полотно «Осенний день. Сокольники» — одна из самых знаковых работ в творчестве Исаака Левитана, благодаря которой он стал известен как живописец-пейзажист.В 1879 году этот холст у студента Московского училища живописи и ваяния Левитана приобрел сам Павел Третьяков за 100 рублей. Для сравнения: десятью годами позже за картину «У омута» он выложил живописцу уже три тысячи.
Что примечательно, фигуру девушки в темной одежде написал Николай Чехов, художник и родной брат знаменитого писателя Антона Павловича, с которым Левитан дружил со студенческих лет.
По истечению двух лет после смерти художника брат Авель поставил на его могиле памятник. А весной 1941 года могила Левитана была перенесена на Новодевичье кладбище.
Была в жизни Левитана и скандальная любовная история , связанная с замужней дамой Софьей Кувшинниковой, которая чуть не закончилась трагедией.
Что такое пейзажи настроения, и благодаря кому они возникли
Н.Н. Дубовской «На Волге»
Когда при взгляде на пейзаж вдруг сжимается сердце, охватывает грусть или, наоборот, возникает ощущение счастья, когда кажется, что картина почти передает звуки, свежесть ветра, холод или жар – это и есть пейзаж настроения. Это направление в творчестве художников XIX-XX веков стали выделять недавно. Раньше пейзаж не играл самостоятельной роли, становясь фоном для портрета, библейских или исторических сюжетов. Но благодаря уходу от общепринятых стандартов в живописи, развитию собственных взглядов на роль произведений искусства в человеческом самопознании, пейзаж стал развиваться, превращаясь в самостоятельный и перспективный жанр.
К.А. Коровин «Зимой»
Например, когда говорить напрямую о тюремной, каторжной стороне русской действительности было затруднительно, картина «Владимирка» Исаака Левитана, на которой была изображена лишь дорога, уходящая вдаль, могла вступать со зрителем в молчаливый диалог.
Непосредственным импульсом к появлению пейзажей настроения следует считать появление независимых от Академии художеств мастеров, объединившихся в Товарищество передвижных художественных выставок. И не меньшим значением обладало чутье мецената Павла Третьякова, безошибочно чувствовавшего настроение пейзажа и выкупавшего у авторов их холсты, побуждая и дальше работать в этом же направлении. Так в русской культуре появлялись мастера, практически все свои работы создававшие в жанре пейзажа настроения.
В.Д. Поленов «Река»
Мастерство таких пейзажистов не сводилось к точному воспроизведению природного ландшафта или к запечатлению уникальных и редких природных объектов – в этом их отличие от художников, сделавших документальную достоверность главной своей задачей.
В этих произведениях состояние природы в тот момент, в который она запечатлена на холсте, было подчинено одному общему настроению, отражало оно и характер самого художника. В пейзажах настроения всегда видна личность их создателя, и природа в них изображена такой, какой ее видит человек в определенной душевном состоянии. Это достигается разными способами – особенностями композиции, ритма, «воздухом» и «светом», насыщенностью или разреженностью.
В пейзажах настроения нет смысла искать «говорящие» детали, символы и загадки, главная, всеобъемлющая идея – о взаимосвязи внутренней жизни человека с окружающей его природы.
Н.Н. Дубовской
Одним из родоначальников жанра «пейзажей настроения» считается Николай Никанорович Дубовской, который выбрал занятия живописью вопреки семейной традиции. Рожденный в семье казака, он был обязан посвятить себя военной службе, но и учась в гимназии, тайком, постоянно рисовал. К семнадцати годам ему удалось – не без помощи преподавателей – уговорить отца дать позволение обучаться в столичной Академии художеств.
Н.Н. Дубовской «Зима»
Дубовской блестяще проявил себя по время учебы, и после, когда выбрал для себя пейзажную живопись в качестве главного жанра творчества, сумел добиться признания и успеха. В настоящее время почти забытый, Дубовской был на рубеже XIX-XX веков едва ли не самым популярным среди пейзажистов. Кроме того, он входил в число руководителей Товарищества передвижных художественных выставок.
Будучи романтиком, Дубовской и пейзажи воспринимал как средство для выражения идей романтизма, когда природа становится неотъемлемой частью личности, меняющейся, борющейся со всем рациональным и застывшим. В работах Дубовского часто фигурирует изображение неба, с которым по степени изменчивости может поспорить разве что море.
Н.Н. Дубовской «Родина»
Сохранился анекдот из жизни Дубовского, когда он, собираясь на собственную свадьбу, вдруг увидел из окна потрясающий вид, схватил этюдник и… забыл о времени. Свадьба, к счастью, все равно состоялась.
За картину «Притихло», в которой, по утверждению Левитана, «чувствуешь саму стихию», Дубовской был удостоен Большой серебряной медали Всемирной выставки в Париже в 1900 году.
Н.Н. Дубовской «Притихло»
Работы художника
Владимирка
«Владимирка» представляет собой ещё один чудесный пейзаж, блестяще исполненный и вобравший в себя трагическую красоту русской природы, но само название картины звучало для зрителя своеобразным сигналом, зовущим к размышлениям, указывающим им путь. У картины оказывалось двойное дно — быть может, именно поэтому она была столь любима представителями «критически мыслящей интеллигенции». Это ещё один пронзительный образ русской земли.
У омута
У этой картины есть литературное и фольклорное эхо. Рассказ о дочере мельника, которая бросилась в омут, когда помещик отправил её возлюбленного в солдаты стало толчком к написанию знаменитой пушкинской «Русалки». Левитану показали легендарный мельничный омут, художник загорелся писать его. Так родилась эта картина — странная, задумчивая, дышащая загадкой, словно наполненная тихими шорохами. «У каждого в жизни был свой омут», — говорил Левитан.
Над вечным покоем
«Над вечным покоем» — одно из самых глубоких, философски насыщенных произведений Левитана. Картина представляет очевидную оппозицию вечности торжественной жизни природы и бренности человеческого существования. Здесь природа выступает совершенно самостоятельным целым («божественное нечто», как назвал её однажды Левитан), рядом с которым все человеческие страсти выглядят смешными и ненужными.
Кому в жизни действительно везёт
Исчерпывающее исследование проблемы провел психолог Р. Вайзман, профессор Хартфордширского университета. В книге под названием «Фактор удачи» он рассказывает, почему некоторым везёт, а другим – не очень.
Результаты исследования психолога Вайзмана
Стать удачливым человеку поможет отнюдь не какое-то волшебство. Тут «работают» совершенно реальные вещи.
Вайзман не один год проводил интервью и эксперименты с участием около 400 испытуемых. И в результате сделал ошеломляющий вывод, согласно которому мы сами «выковываем» свою удачу. Кроме того, ученый назвал ключевые принципы формирования удачи. Исследования показали, что удача – не небесный дар или игра капризного случая. И «счастливая звезда» тут тоже ни при чем.
«…люди не осознают, что вызывает их удачливость или неудачливость, но в большой мере удача зависит от наших мыслей и поведения», – отмечает Вайзман.
Результаты эксперимента говорят, что «везунчики» формируют собственную удачу на основе 4 принципов:
- Уметь замечать вокруг потенциальные возможности и даже создавать их самостоятельно.
- Принимать удачные решения, прислушиваясь к собственной интуиции.
- Настраиваться на позитив, и самим формировать самоисполняющиеся пророчества.
- Философски относиться к трудностям и проблемам, извлекая из них положительный опыт.
Согласно этим утверждениям счастье каждого – в его собственных руках.
«Везунчики» общительны
Они не избегают контактов с новыми людьми, так как считают, что знакомства – это новые возможности, в частности, для личного роста. Ведь общение с интересными, умными людьми мотивирует нас. Везучие люди в большинстве своем экстраверты и заряжаются позитивом от общения с людьми и налаживания новых связей. Они потенциально открыты для конструктивного общения.
Везучий человек увидит возможности там, где остальные их не замечают
Вспомним еще раз Вайзмана. Чтобы обнаружить данную способность в «везучиках», ученый провел оригинальный эксперимент. Он предложил участникам пролистать газету и сказать, сколько в ней опубликовано фото
Это было нудное задание на внимание. «И при чем тут удача?» – спросите вы
Группа невезучих персон подсчитывала общее число всех фотографий в течение двух минут, а везучие уложились в две секунды.
Почему?
А вот ответ. На второй газетной странице был напечатан текст: «Перестаньте считать. В газете всего 43 фотографии». Данное сообщение занимало полстраницы, так как было напечатано очень крупным шрифтом. Его трудно было не заметить, однако невезучие люди, почему-то его не видели, а «везунчики» мгновенно замечали.
Дальше было еще интереснее.
Где-то в середине газеты тоже крупными буквами было напечатано оригинальное сообщение: «Достаточно считать, сообщите модератору, что вы заметили данное сообщение, и вам выдадут 250 долларов»
И что вы думаете? Снова никто из невезучих не обратил внимание на сообщение. Ведь все были заняты подсчетом фотографий
«Везунчики» практикуют «контрфактуальное мышление»
Контрфактуальное мышление идет вразрез имеющимся фактам. Например, мы можем представлять, что бы могло произойти вместо того, что действительно случилось.
Везучие люди, когда с ними происходит неприятность, умеют интерпретировать произошедшее таким образом, что, по их мнению, им повезло.
И снова Вайзман в другом эксперименте предложил добровольцам представить, что они попали в предложенную им ситуацию, и наблюдал за их реакцией.
Например, он предложил испытуемым вообразить, что их ранили при ограблении банка. В итоге невезучие люди сказали, что, при таком раскладе дел, они считали бы, что им крайне не повезло.
Везунчики» же утверждали, что, если бы в подобной ситуации они отделались бы одним ранением, это значило бы, что им невероятно повезло, ведь все могло закончиться и похуже.
Один из группы «везунчиков» сказал, что, в худшем случае его могли бы даже застрелить. И добавил совсем уже оригинальную мысль: «А еще я смог бы дать интересное интервью в газеты и заработать кое-что».
Вот как мыслят люди, которым, как мы считаем, улыбается удача. опубликовано econet.ru.
Подписывайтесь на наш youtube канал!
https://youtube.com/watch?v=MqMgJPyEgPs
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! econet
Как стать более удачливым
Чтобы увидеть, могут ли неудачники стать везунчиками, Уайзман зачислил своих участников в «школу удачи», где каждый участник выполнял серию упражнений, чтобы увеличить свою удачу. И результаты были поразительными! После одного месяца около 80% учеников заявили о себе как о везучем, более удовлетворенном своей жизнью человеке. В итоге всех этих людей лишь научили искать возможность во всем и более позитивно смотреть на мир. Чтобы развить свою удачу, выполняй следующие упражнения, которые практиковали ученики школы Уайзмана:
Пусть твой ум будет всегда открыт. Беспокойство о том, что цель может быть не достигнута, закрывает перед тобой многие двери. Причем ты делаешь это сам, но бессознательно. Всегда ищи возможности и пользуйся каждым выпавшим тебе шансом.
Во всем ищи положительную сторону. Сосредотачиваясь на негативе, ты лишь ухудшаешь свое настроение. Когда ты жалуешься, то лишь усугубляешь ситуацию. Вместо этого попробуй относиться с благодарностью ко всему, что у тебя уже есть; пробуй новые подходы к решению проблемы.
Сделай что-то необычное на этой неделе. Рутина приводит к тому, что ты начинаешь мыслить однообразно, узко, а жизнь превращается в бег в колесе. Выходи из зоны комфорта; делай то, что позволит расширить границы восприятия, перейти на новый уровень и освободиться от комплексов и зажимов.
В итоге удача определяется личными качествами, так что, развивая в себе оптимизм, здоровое мышление, коммуникабельность, ты сможешь найти выход даже из самой сложной ситуации.
Дружба с меценатами
В 1885–1886 годах Левитан принял предложение В. Д. Поленова писать декорации для постановок в Частной опере знаменитого мецената-старообрядца Саввы Мамонтова (1841-1918 гг.). Левитан создал декорации к «Русалке», «Снегурочке», «Жизни за царя» и некоторым другим операм. В этом качестве он проработал совсем недолго, однако дружба с другими художниками из мамонтовского окружения сохранилась у него до конца жизни.
В 1892 году, когда по новому указу все евреи должны были покинуть Москву, о том, чтобы Левитану было разрешено остаться жить в столице хлопотал сам основатель Третьяковской галереи, Павел Михайлович Третьяков (1832-1898 гг.). Впоследствии он неоднократно приобретал у Левитана его полотна для своей галереи, а также состоял с ним в деловой и дружеской переписке.
Однако на этом контактирование Левитана со старообрядцами не закончилось
Особенно важное значение в биографии художника имела его дружба с Сергеем Тимофеевичем Морозовым (1860-1944 гг.), предпринимателем из знаменитой старообрядческой семьи. Ряд источников сообщает, что к концу 1880-х Исаак Левитан и Сергей Морозов были уже близкими друзьями
Морозов восхищался талантом Левитана. Приблизительно в это время он, несостоявшийся художник, передал в безвозмездное пользование бездомному на тот момент Левитану помещение своей мастерской в Москве. Позднее он отдал ему и флигель, в котором находилась мастерская. Кроме того, незадолго до смерти, летом 1899 года Левитан также жил в усадьбе Сергея Морозова в Звенигородском уезде. По мнению исследователей, «годы, прожитые Левитаном во флигеле Сергея Морозова, были самым плодотворным и благополучным периодом его жизни. В этом скромном домике им были написаны почти все лучшие картины, здесь он превратился в великого мастера пейзажа, стал академиком, познал радость преподавания и переживаний за успехи учеников, став руководителем пейзажного класса. Его мастерская стала местом встреч не только с многочисленными друзьями-художниками и учениками, но и с почитателями его таланта, с выдающимися деятелями культуры, в числе которых Ф. Шаляпин и К. Тимирязев».
Весна. Большая вода. 1897
Исаак Левитан. Весна. Большая вода. 1897. Третьяковская галерея, Москва, Wikimedia Commons.
Пространство картины «Весна. Большая вода» прорезают линии тонких деревьев и их отражений в воде. Цвет почти монохромен, а деталей по минимуму.
Несмотря на это, картина тоже поэтична и эмоциональна.
Здесь мы видим умение сказать главное парой слов, сыграть великое произведение на двух струнах, выразить красоту скудной русской природы с помощью двух цветов.
Так могут только самые талантливые мастера. Так мог и Левитан. Учился он у Саврасова. Тот первым в русской живописи не побоялся изобразить скудную русскую природу.
Слева: Алексей Саврасов. Зимняя дорога. 1870-е. Музей Республики Беларусь, Минск. Tanais.info. Справа: Исаак Левитан. Весна. Большая вода. 1897. Третьяковская галерея, Москва. Tretyakovgallery.ru.
Так в чем же секрет притягательности левитановской «Весны»?
Все дело в противопоставлении. Тонкие, очень тонкие деревья — против такой стихии, как сильный разлив реки. И вот уже появляется щемящее чувство тревоги. К тому же на заднем плане вода подтопила и несколько сарайчиков.
Но при этом река спокойна и однажды все равно отступит, это происшествие циклично и предсказуемо. Тревоге нет смысла разрастаться.
Это, конечно, не та чистая радость «Березовой рощи». Но и не всепоглощающая тревожность картины «У омута». Это как будто повседневная драма жизни. Когда чёрная полоса непременно сменяется белой.
***
Подведем итоги о Левитане
Валентин Серов. Портрет И. И. Левитана. 1890-е. Третьяковская галерея, Москва.
Левитан не был импрессионистом. Да и работал над картинами подолгу. Но охотно использовал некоторые живописные приёмы этого направления, например широкие пастозные мазки.
Исаак Левитан. Золотая осень (фрагмент).
Левитану всегда хотелось показать нечто большее, чем только отношения между светом и тенью. Он создавал живописную поэзию.
В его картинах мало внешних эффектов, зато есть душа. Разными намеками он вызывает у зрителя ассоциации и побуждает к размышлению.
А ещё Левитан вряд ли был меланхоликом. Ведь как тогда у него появились такие мажорные работы, как «Берёзовая роща» или «Золотая осень»?
Он обладал повышенной чувствительностью и испытывал очень широкий диапазон эмоций. Поэтому он мог безудержно радоваться и бесконечно грустить.
Эти эмоции буквально раздирали ему сердце – он не всегда мог справиться с ними. И оно не выдержало. Художник не дожил до своего 40-летия буквально несколько недель…
Но после себя он оставил не просто красивые пейзажи. Это отражение его души. Нет, на самом деле, наших душ.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Последние годы
В 1896 году состояние его здоровья резко ухудшилось после перенесенного тифа, грудь болела все чаще, дышать стало тяжелее. Художник все реже выходил на публику все больше времени проводил в своей студии. Не теряя любви к искусству в мае 1897 года, пейзажист отправляется в Италию. Улучшив свое духовное состояние, он возвратился домой и начал обучать юных художников в своей Альма-матер. Его добрый нрав и желание понять окружающих сделали из него прекрасного педагога. Преподавать ему довелось не долго проблемы с сердцем приносили слишком много боли. Что бы поправить здоровье художник отправляется в Ялту, но увы это не помогло. Возвращается депрессия Исаак все чаще говорит близким о своей скорой кончине, дышит с трудом, а сердце уже не стучит, а хрипит. 22 июля 1900 года художник умер в своей мастерской оставив десятки не законченных картин.
Чем усерднее вы работаете, тем удачливее вы становитесь
Когда мы думаем о каком-либо успешном и удачливом человеке, то сразу для себя решаем, что этому человеку повезло. Он попал в струю. Он дождался подходящего времени, стал именно тем человеком и оказался в нужном месте. Однако нужно понимать, что для возникновения такой удачливой ситуации нужен ряд факторов: умение общаться с людьми, харизма, настойчивость, немножко везения. Если вы прилагаете больше усилий, то вы тоже сможете стать удачливым.
Томас Джефферсон, 3-й президент США, дипломат, один из отцов-основателей, однажды высказал следующее: «Я верю в удачу, и я считаю, что чем усерднее я работаю, тем больше я ее получаю».
Стоит упомянуть одного из первых владельцев McDonald’s Рэя Крока. Он сумел превратить McDonald’s в многомиллиардный бизнес. И как-то он сказал: «Удача – это дивиденды пота. Чем больше потеешь, тем удачливее становишься».
Чем больше усилий вы прикладываете и чем больше вы работаете над своей целью, тем выше вероятность, что вы достигнете своей цели и сорвете куш.
Отношения с женщинами
Непростыми были взаимоотношения между великим писателем и великим художником. Первая тень пробежала, когда Чехов осветил в своем рассказе «Попрыгунья» события, произошедшие между Левитаном, его ученицей Софьей Кувшинниковой и ее мужем.
В 1894 году лето проводит в имении Островно у Ушаковых Левитан. Краткая биография художника отмечает, что вместе с ним была Софья Кувшинникова. В тот раз здесь разыгралась еще одна любовная драма.
В имение по соседству приезжает семья Турчаниновых. У Левитана завязывается роман с Анной Николаевной, супругой заместителя градоначальника Санкт-Петербурга. Кувшинникова возвращается в Москву и больше никогда не видится с живописцем.
При этом сам Левитан пребывает в состоянии тяжелой депрессии. Летом 1895 года он хотел покончить собой. Художник пытался застрелиться. После этого его проведал Чехов, который убедился, что жизни друга ничего не угрожает. А сама попытка была лишь имитацией самоубийства.
Уехав от Левитана, Чехов пишет рассказ «Дом с мезонином» и пьесу «Чайка», в которых Левитан снова узнает себя, на что сильно обижается.
Пейзажи
Левитан был участником выставок Товариществоа передвижников (с 1884, с 1891 – чл.), Московского общества любителей художеств (1886, в 1911 общество организовало ретроспективную выставку Левитана), мюнхенского Сецессиона (с 1897), объединения «Мир искусства» (с 1898).
Чувство бездомности усугублялось у Левитана его особым положением в русской художественной жизни его времени. Движение русской природы поэтизировал А. Саврасов, драматизм перемен — Ф. Васильев, а её эпическое величие выявляли с трезвой точностью И. Шишкин и с романтическим пафосом А. Куинджи. Её обыденные уголки уже В. Поленов часто делал мотивом своих созерцательных пейзажей.
Для бесприютного еврея Левитана в русской природе впервые открылось волшебство их созвучности эмоциям человека и возможность воплощать его интимнейшие переживания средствами пейзажной живописи. В своем творчестве Левитан сделал зримым «трав прозябанье» (Е. Баратынский), проник в тайну «слышимой тишины» (И. Тургенев), слил воедино «и темный бред души, и трав неясный запах» (А. Фет).
Вместе с Коровиным и Н.А. Клодтом Левитан стоял у истоков художественного кружка «Среда». Творческое восприятие русской традиции пейзажной живописи привело Левитана от детализации и жанрово-повествовательной трактовки к так называемому пейзажу настроения. Никто из пейзажистов не смог с такой простотой и поэтичностью передать типично русские мотивы.
В картинах, писавшихся по этюдам с натуры, Левитан, чтобы сохранить изначальную свежесть восприятия природы и владевшее им настроение, опускал подробности, обозначал порой детали двумя–тремя точными мазками, добивался ощущения трепетной зыбкости световоздушной среды, окутывающей ландшафт. Новизна его пейзажей, близких по письму работам французских художников так называемой барбизонской школы, а по одухотворенности — произведениям К. Коро, долго не находила понимания и часто вызывала издевательские отзывы в печати.
Многие годы Левитан был связан с Товариществом передвижных выставок (член с 1891 г.), но всегда был чужим ему, так как почти не следовал его программе социального обличения. Чужаком оказался Левитан и для художников объединения «Мир искусства», с которыми сблизился в конце 1890-х гг. на почве поисков выразительной художественной формы, но не мог принять их основной лозунг «искусство для искусства».
В начале 1890-х гг. созданный Левитаном жанр так называемого пейзажа настроения стал служить ему для выражения сложных раздумий о жизни. Его занимают жуткая затаенность природы, грозящей бедами («У омута», 1892), и ее тихая озаренность, сулящая душевный покой («Вечерний звон», 1892), неизбывное уныние мест, ознаменованных скорбью народа («Владимирка», 1892), и загадка отношений недолгого человеческого бытия и извечной необжитости неоглядных просторов («Над вечным покоем», 1894).
Непрестанные искания приблизили Левитана к приемам письма импрессионистов, работы которых он видел во время поездок во Францию, Италию, Швейцарию (1890, 1894, 1897, 1898). Но его не увлекали стихия светоносного цвета и принципиальная «этюдность» их произведений, и он остался верен пониманию картины как воплощения синтетического художественного образа. Картина «Озеро. Русь» (1900, не окончена) синтезирует в себе тему величавой бескрайности России и просветленное жизнеутверждение, которое в полотнах Левитана («Свежий ветер. Волга», 1891–95; «Март», 1895, и других) все чаще стало вытеснять характерное в целом для его творчества меланхолическое настроение.
Даже антисемитская газета “Новое время” признала, что “этот чистокровная еврей знал, как никто другой, как заставить нас осознать и любить обычные домашние сцены своей страны (29 июля 1900)”.
В 1897 году он был избран действительным членом мюнхенского общества «Сецессион». В марте 1898 г. Левитан получил звание академика живописи. С 1898 руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Тяжелая болезнь сердца и смерть в 1900 году помешали ему создать собственную школу русского пейзажа, но влияние Левитана на развитие русской пейзажной живописи в 20 в. было решающим. Левитан был похоронен на Дорогомиловском еврейском кладбище.