Подвижные игры для разновозрастной группы детей
Подобрать подвижные игры для детей разных возрастов — не просто. Их развитие в физическом, психологическом и умственном плане существенно отличается. Самыми лучшими активными играми для маленьких непосед всех возрастов являются:
- распутай нить. Интересное развлечение в кругу для детей. Из группы детей выбирается 1 человек — ведущий. В тот момент, когда он закрывает глаза, все остальные участники берутся за руки и «запутываются» в большой и сложный клубок. Самое главное правило — нельзя отпускать руки других игроков. Образовавши сложную конструкцию, малыши вызывают ведущего, который и должен их вернуть в исходное положение. Если кто-то отпустил ладошку, игра заканчивается,
- море волнуется — раз, море волнуется — два…. Выбирается 1 участник, который, считая считалочку, начинает игру и задает задание (например, морская или лесная фигура). Все остальные дети в этот момент двигаются и веселятся, но после слова «замри», они должны застыть в одном положении, не шевелится и не реагировать на провокации ведущего. Те, кто не удержался (пошевелился или засмеялся) выбывает. Побеждает самый «стойкий» участник. Данная игра способствует развитию воображения, координации движения, самоконтроля,
- детский боулинг» — увлекательная подвижная игра. Задача участников — сбить все кегли специальным шаром. С таким заданием может справится как годовалый малыш, так и дети постарше. Набор для такой игры можно купить в любом детском магазине. Его отсутствие можно заменить обычным мячом среднего размера и пластиковыми бутылками (наполовину наполненными водой).
Игры для первоклассников на перемене
- Светофор – учитель стоит с кругами по цветам светофора, дети – в кругу. Учитель произносит команды: «Пошли! Остановились! Приготовились!», поднимая соответствующие цвета светофора, дети выполняют команды. Кто ошибся – выходит из круга.
- Смена номеров – игроки в шеренгу становятся, рассчитываясь по порядку. Водящий называет громко два номера наугад. Они должны поменяться местами, а водящий – успеть свободное место занять. Кто не успел, превращается в нового водящего.
- Хлопки – игроки в кругу с присвоенным номером каждому. Все хлопают – дважды в ладоши и дважды по коленям. Хлопая в ладоши, нужно назвать свой номер, а хлопая по коленям – чужой. Тот, кто не успел свой номер назвать или назвал номер выбывшего игрока в игре уже не участвует. Побеждают два последних оставшихся игрока.
- 3,13,30 – участники присваивают действие каждому числу, например, три – поднять руки вверх, тринадцать – руки на пояс положить, тридцать – руки за спину спрятать. Нужно быстро называть числа и успевать производить соответствующие движения.
- Съедобное или нет – игроки сидят рядом, ведущий бросает небольшой мячик одному из ребят и произносит название предмета. Если его есть можно – игрок должен мяч словить, если нельзя такое есть – отбить.
- Испорченный телефон – дети в шеренге. Первый ребенок загадывает слово и быстро шепотом сообщает второму, тот третьему и так по цепочке. Последний участник должен это слово громко произнести вслух. Часто испорченные слова получаются достаточно смешными.
- Ручеек – нечетное количество игроков. Они разбиваются на пары, становятся друг за другом, берутся за руки и поднимают их, делая своеобразный коридор. Тот, кто без пары остался, проходит по коридору под руками и выбирает себе пару, становится с ней в начале. Ребенок без пары повторяет, это позволяет ручейку перетекать вперед.
- Ассоциации – первый называет слово и шепчет его на ухо следующему участнику. Например, собака. Второй придумывает на него ассоциацию и передает шепотом второму, например, охрана. Третий придумывает ассоциацию далее, например, супермаркет и так пока не дойдут слова до последнего участника. Потом все пытаются отгадать, какое же слово было первым.
- Найди предмет – один человек отворачивается, остальные ученики прячут предмет (кубик, ластик). Потом диктуют тому, кто будет искать, маршрут: три шага прямо, два налево и т.д.
- Кто это – учитель раздает детям карточки животных. По очереди ученики имитируют звуки животных и движения, остальные угадывают.
Веселые игры конкурсы на свежем воздухе для компании детей или взрослых
Игры для компании на свежем воздухе помогут разнообразить стандартную программу отдыха. Варианты, о которых мы поговорим далее, понравятся и детям, и взрослым. Итак, веселые игры на свежем воздухе для разновозрастной компании, которые не дадут заскучать.
Игра 47. Паутина
Берите веревку, натягивайте ее между деревьями хаотично – так, чтобы получилось подобие паутинки. Участникам нужно будет выбираться из сетей на скорость, не касаясь веревки.
Игра 48. Немой строй
Ведущий выстраивает участников в один ряд и объясняет правила. После он проходит сзади строя и хлопает ребят или взрослых ладонью по спине разное количество раз (с учетом порядкового номера).
По сигналу все участники молча выстраиваются в обозначенном порядке. При этом ведущий может присвоить разным участникам одинаковые номера, а какие-то вообще пропустить. Такие игры простые и веселые, нравятся взрослым. Интересно снимать происходящее на камеру.
Игра 49. Охота на кабана
Наберите две команды охотников и выберите кабана в качестве жертвы. Оружие охотников – наклейки-стикеры, и у каждой команды они должны быть определенного цвета. Стикеры участники будут клеить на мишени – расчерченные кругами картонные круги, привязанные кабану ниже спины.
По истечении определенного времени игра считается завершенной. Можно определять команду-победителя – ту, которая попадала в мишень чаще. Она получает приз либо придумывает задание для другой команды.
Игра 50. Болото
Для игры нужны отличное настроение и немного бумаги либо картона. Оградите ветками, другими подручными материалами «болото», которое будут преодолевать участники команд. Прямо по болоту идти нельзя, зато разрешается перемещаться по кочкам – то есть кускам картона.
Игра простая и динамичная, требует ловкости. «Тонущие» участники выбывают.
Игра 51. Сардины
Разновидность пряток. Но в классической игре ведущий ищет других участников, а в сардинах все участники охотятся за одним игроком. Тот, кто найдет спрятавшегося человека, присоединяется к нему. Игра продолжается до того момента, пока последний участник не начинает искать остальных. Место для пряток должно быть просторным.
Игра 52. Охотники за подарками
Прекрасная идея для игры у озера во время пикника. Разбивайте участников на несколько команд и ставьте задачу – отыскать сокровища быстрее всех. Это могут быть закуски, фрукты, напитки.
Сразу подготовьте дюжину записок, в которых будет указано, где искать следующий клад. Часть записок тщательно запрячьте, другую оставьте в обменном пункте. В последнем записки с указателями выдаются после успешного выполнения замысловатых заданий. Игру часто проводят на корпоративах, тим-билдингах.
Игра 53. Сорви шапку
Не сложная и очень забавная игра, для ее проведения подходят парки, открытые площадки. Участники выстраиваются в круг, в центр запускают двух участников. У каждого на голове надета шапка, а рука привязана к телу. Задача – сорвать шапку с противника и сохранить на голове свою.
Игра 54. Донести яйцо
Забавный сценарий для пикника. Участников делят на две команды. Они по очереди должны будут донести до условной либо настоящей сковородки сырое яйцо в зажатой в зубах ложке, передать его повару. В руки яйца брать нельзя.
Игра 55. Шляпа
Собравшиеся делятся на команды либо пары, получают определенное число кусочков бумаги, на которых пишут отдельные слова либо фразы. Бумажки нужно будет свернуть и сложить в шляпу. По жребию выбирают команду, которая начнет игру.
Один участник загадывает слово, второй ищет отгадку. За минуту нужно будет объяснить команде как можно большее число слов с бумажек, но не использовать однокоренные слова и, тем более, не называть ответ. Игра продолжается, пока есть бумажки с загадками. Кто угадал больше слов – тот и победил.
Развиваем внимание
Если бегать и прыгать надоело, можно занять детей играми на развитие внимания.
Запутывалки
Один из детей – ведущий. Он произносит вслух «Ухо!» и должен при этом взяться за ухо. Произнося «нос!» – за нос. Второй ребенок повторяет его действия. Через некоторое время ведущий начинает запутывать второго игрока, «ошибаться»: например, говорит «нос!», а берется за ухо. Задача второго игрока не сбиться. С функцией ведущего вполне справится малыш любого возраста.
Что изменилось?
Один из малышей ставит на стол несколько игрушек, второй внимательно их рассматривает и запоминает. Теперь второй игрок должен отвернуться или закрыть глаза ладошкой. Первый игрок убирает одну из игрушек. Когда второй ребенок повернется, он должен определить, какой игрушки не хватает. Чем младше ребенок, тем меньше предметов используется в игре. Постепенно, в зависимости от успехов и возраста детей игру можно усложнять. Например, увеличить количество предметов, ставить похожие игрушки (кубики, различающиеся по цвету, и т.д.). Или не убирать предметы, а просто менять их местами
Когда игрок повернется, нужно спросить: «Что изменилось?» Игра развивает зрительную память и внимание
Музыкальная живопись
Для этой игры необходимы 2 листа бумаги, карандаши или краски, и музыкальное сопровождение. Дети сидят поодиночке, каждый со своим листом бумаги и красками и слушают музыку, а потом подбирают подходящие цвета, образы и формы, чтобы выразить характер музыки. Каждый рисует на своем листе. Малышам на бумагу можно заранее нанести контуры, которые они будут раскрашивать. Дети могут рисовать и вдвоем на большом листе, только при этом им не нужно разговаривать. Часто в этой игре рисунки самых маленьких оказываются самыми интересными и неожиданными, видимо, малыши чувствуют музыку иначе, чем детки постарше.
Построй не глядя
Для этой игры понадобится набор кубиков. Один ребенок садится на колени возле ящика с кубиками и ему завязывают глаза. Он начинает строить как можно более высокую башню. Второй ребенок громко считает, сколько кубиков удалось использовать, прежде чем башня обрушится. Теперь очередь следующего ребенка строить башню.
Канатоходец
Для этой игры понадобится толстый канат. Его раскладывают на полу с множеством перекрестков, петель и изгибов
Игрок ходит вдоль каната босиком, осторожно, стараясь на него не наступить. Для участников постарше задачу можно усложнить, предложив перепрыгивать через канат на одной ноге, идти с закрытыми глазами или бежать как можно скорее
Жестовые игры
Интересными для детей будут и жестовые игры. В этих играх старший ребенок может быть ведущим, то есть показывать движения и читать вслух стихотворение, малыш же с удовольствием повторяет.
В такой игре для каждого ребенка есть что-то привлекательное: для малыша – разнообразные движения, для старшего, ритм, содержание, и возможность научить маленького чему-нибудь новому. Для этих игр лучше выбрать стихи небольшие по объему, но очень яркие, образные – например, «Дождь» Самуила Маршака:По небу голубому
Проехал грохот грома, (хлопаем в ладоши над головой)
И снова все молчит. (палец к губам)
А миг спустя мы слышим, (ладонь к уху, прислушиваемся)
Как весело и быстро,
По всем зеленым листьям, (соединяя ладони, шуршим)
По всем железным крышам, (топаем ногами)
По цветникам, скамейкам, (стучим пальчиками по стульям)
По ведрам и по лейкам (стучим пальчиками по полу)
Пролетный дождь стучит.
Можно использовать маленькие забавные стихотворения:Спит (ручки под щечку) на льдине (небольшой полукруг руками)
Целый день (большой круг руками)
Толстый (надуваем щеки)
Маленький (изображаем двумя пальцами)
Тюлень. (руки вдоль тела, пальцы в разные стороны, покачиваемся)
У ленивого растяпы (ручку под щечки)
Превратились в ласты лапы (руки вытянули вперед, ладони попеременно вверх-вниз).
Рабочая программа для разновозрастной группы детского сада
При разработке рабочей программы для разновозрастной группы учитываются требования ФГТ и основной образовательной программы данного ДОУ. Можно воспользоваться рекомендациями программы «От рождения до года» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Программа должна быть нацелена на разностороннее развитие дошкольников, способствовала воспитанию нравственности и духовному развитию. Особенность программы в том, что она не устанавливает жёсткие требования по знаниям детей, делая упор на развивающем обучении.
Основные цели программы для разновозрастной группы:
- Обеспечение комфортных условий для нахождения в дошкольном учреждении.
- Воспитание культурно-нравственных основ личности.
- Создание условий для обеспечения психического и физического здоровья ребёнка и его дальнейшего развития в соответствии с возрастными и личностными качествами.
- Подготовка к общению в современном социуме, к дальнейшему обучению.
Примеры рабочих программ для разновозрастной группы:
- Подробная программа для разновозрастной группы с перечислением видов деятельности по всем направлениям работы.
- Рабочая образовательная программа воспитателя дошкольной разновозрастной группы (2–7 лет) по ФГОС ДО, автор Сивцева Л.Е. В этой статье кроме самой программы, даётся подробный план работы на год для всей группы.
Чем занять детей, пока младшему от 6 месяцев до 1 года
Процесс приучения детей к совместной деятельности нужно начинать с момента, когда младший сядет и поползет. Постепенно показывая, как можно вместе играть вы даете детям неоценимый опыт общения и закладываете фундамент для будущих совместных занятий.
С 6-ти месяцев младшего ребенка и до года предложите малышам следующие варианты:
- Гонки на четвереньках. Старший ребенок убегает от младшего на четвереньках, а младший его догоняет. Если разница между детьми небольшая, то они с удовольствием этим займутся. Часто даже дети старше 3-х лет с удовольствием играют в такую игру с маленькими братиками и сестричками, немного видоизменяя игру по своему усмотрению;
- Строитель и разрушитель. Поясните старшему ребенку, что он великий строитель и должен создавать башенки из кубиков или другого материала, а младший «крушитель» будет их разрушать. Если такая игра не устраивает старшего ребенка, то во время активного строительства предлагайте малышу рушить башни, выстроенные вами;
- «Где у ляли ручки?». Игра предполагает изучение старшим ребенком строения тела малыша. Спросите его, где у него ручки, после чего попросите показать, где они у мамы и маленького малыша. Уточните про другие части тела. Старшим детям этот вариант можно развить, спрашивая о расположении внутренних органов, их кратности, количестве и т. д. Внимательно следите, чтобы первенец не сделал крохе больно.
Чтобы старший малыш привыкал к работе вместе с младшим братом или сестрой, проводите занятия и игры в присутствии крохи, держите его на руках, давайте потрогать материалы и книги. Так, постепенно, дети привыкнут проводить время вместе и спокойно отреагируют на ваше предложение работать в команде.
Наблюдая за действиями старшего брата или сестры, второй ребенок быстрее будет осваивать разнообразные виды занятий и быстрее будет развиваться, запоминать слова и их значение.
На первом этапе знакомства детей с возможностью совместной игры рекомендуется как можно чаще хвалить старшего ребенка за правильное поведение, выполнение ваших просьб и стремление поиграть с младшим. Формирование положительного отношения первенца к времяпровождению в компании малыша поможет смягчить проявление ревности и избежать агрессии.
Сюжетно-ролевая игра для детей 2 — 3 лет
Сюжетно-ролевая игра у детей 2 — 3 лет только зарождается. В силу возрастных психологических особенностей и несовершенства речи дети еще не могут полноценно общаться друг с другом, поэтому компаньонами по игровому процессу у них чаще являются родители.
В первых сюжетно-ролевых играх ребенок копирует поведение взрослых, которые его окружают: мама ухаживает за малышом, серьезный папа ходит на работу, бабушка печет пирожки, дедушка что-то мастерит, старшие братья и сестры ходят в школу и делают уроки.
Чуть позже малыш начинает играть в профессии, перевоплощаясь в доктора, повара, продавца, парикмахера, воспитателя в детском саду.
С ребенком 2 — 3 лет можно поиграть в такие сюжетно-ролевые игры:
ПРИМЕР: Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Игровой инвентарь: кукла, кукольная одежда, кукольная посуда, кроватка с постелью, коляска, предметы – заместители.Роли: мама, папа, ребенок.Сюжет: мама качает, кормит и укладывает спать ребенка, готовит еду, накрывает на стол. Папа приходит домой с работы, кушает, играет с ребенком.. Семья отправляется на прогулку.
ПРИМЕР: Сюжетно-ролевая игра «Прививка».
Сюжетно-ролевая игра «Прививка».
Игровой инвентарь: куклы, набор доктора и/или предметы-заместителиРоли: Врач, ребенок и его мама.Сюжет: Мама приводит ребенка-куклу на прием к врачу. Доктор осматривает малыша, используя различные медицинские инструменты (слушает дыхание, проверяет глазки и ушки, меряет температуру), а после делает ему прививку.
ПРИМЕР: Сюжетно-ролевая игра «Идем в магазин».
Сюжетно-ролевая игра «Идем в магазин».
Игровой инвентарь: куклы, касса, игрушечные продукты, кукольная одежда, мелкие игрушки, игрушечные деньги, предметы-заместители.Роли: Мама, малыш, продавец.Сюжет: Мама с малышом отправляются за покупками. Заранее стоит оговорить, что именно им нужно купить. Они выбирают в магазине все, что им необходимо, спрашивают у продавца цену, рассчитываются за покупки.
Игры с ребенком на карантине на развитие тактильной памяти
Где звенит?
Для игры нам понадобится:
- Три картонные коробки.
- Колокольчик.
- Крупа.
- Цветная бумага.
Возьмите три коробки желательно одинакового размера. Оклейте эти коробки цветной бумагой. Внутрь коробок положите колокольчик, в другую крупу, в третью оставьте пустой. Трясите коробки и слушайте какие звуки издаёт коробки. Попросите ребенка угадать, что внутри коробки.
Усложните задание. Попросите ребенка указать цвет коробки в котором лежат предметы. Время игры 10 минут. После игры уберите коробки. В следующий раз, играть в эту игру можно будет через пару дней.
Помоги маме и папе в домашнем хозяйстве.
Очень часто родители жалуются на своих подросших детей, что они не помогают в хозяйстве. Не убирают свою комнату, не хотят участвовать в домашнем хозяйстве. Это происходит, потому что в детстве мамам легче посадить ребенка перед мультиками и быстро сделать все домашние дела, чем совместно с малышом долго и нудно убирать квартиру. Для вовлечения ребенка в игру можно спрятать маленькие сюрпризы в разных частях комнаты.
Например, положить шоколадное яйцо среди раскиданных игрушек. Ребенок будет собирать игрушки и найдет подарочек.
Делай как я.
Сядьте напротив ребенка и показывайте эмоции, комментируя свои действия. Улыбнитесь со словами: «Я сейчас радуюсь». В следующий раз нахмурьте брови и скажите: «Я сейчас злюсь». Через какое-то время попросите ребенка показать вам свои эмоции.
Не перепутай!
Для игры нам понадобится:
- Мячики или пластмассовые шарики разных цветов.
- Цветная бумага разного цвета.
Суть игры состоит в том, что вы раскладываете цветные шарики и листки бумаги на полу. По очереди берите в руки шарики и называйте цвета. «Это шарик зеленого цвета, а этот шарик красного цвета.» Попросите малыша разложить шарики на соответствующие листки бумаги.
Игра должна длиться не более 10 минут иначе ребенок потеряет к ней интерес.
Найди кубик.
Для игры нам потребуются пластмассовые кубики разных цветов.
Разложите кубики в доступные ребёнку места (на стол, на диван, на тумбочку). Предложите построить башню. Обнаружив, что кубиков нет на месте, удивитесь и попросите малыша найти их. Комментируйте действия крохи: » Какой ты молодец! Нашёл на столе красный кубик».
Обязательно обращайте внимание на цвет найденного кубика и называйте место где он лежал. Игра способствует развитию слухового восприятия, учит различать цвета. Раскрась круги
Раскрась круги.
Для игры нам потребуется:
- Четыре листа бумаги.
- Два цветных карандаша.
Возьмите два листа бумаги, на каждом из них нарисуйте по большому кругу. Предложите малышу поиграть: пусть он раскрасит свой круг жёлтым цветом, а вы-красным
Рассматривая рисунки, обращайте внимание ребенка на цвет круга, проводите аналогии:» Как красиво ты раскрасил круг жёлтым цветом, теперь он похож на солнышко»
На двух других листах нарисуйте большие квадраты или треугольники по желанию. Раскрасьте их поменявшись с карандашами. Обсудите на что похожа фигура
В дальнейшем можно привлекать к игре других членов семьи папу, бабушку старших детей, не забывая обращать внимание ребёнка на количество фигур и карандашей
Не настаивайте на том, чтобы малыш раскрашивала фигуры строго по контуру. Обязательно участвуете в игре, глядя на вас, ребёнок будет повторять ваши действия, приобретать полезные навыки. Игра способствует развитию моторики, подражательное деятельности, учит различать цвета.
Разберемся!
Для игры нам потребуется:
- 3 вырезанных из картона круга.
- 3 квадрата из картона.
Перемешайте круги и квадраты. Попросите ребенка помочь вам отобрать все круги. После чего раскрасьте их одним цветом. Для раскрашивания квадратов используйте карандаши другого цвета. Игра способствует развитию навыков классифицирования.
«Найди своего ребенка»
Это игра для семейных групп и семейных праздников. Игроки делятся на две команды. В одной команде — родители, в другой – их дети. Родителям по очереди завязываются глаза, и им нужно найти своего ребенка среди всех других детей на ощупь. Детям запрещено при этом что-либо говорить и подсказывать.
Наоборот, нужно запутать родителей – например, поменять кофту или снять бантик с волос, перебежать в другое место комнаты, присесть (чтобы не догадались по росту) и так далее. Как только родитель угадал своего малыша, он говорит: «Вот Маша!» (называет имя ребенка) и снимает повязку. Если родитель не угадал – то он получает фант, который отыгрывается в конце игры.
Классификация игр по С. Л. Новоселовой
Наиболее полная и расширенная группировка детских игр была предложена С. Л. Новоселовой. Она подразделила игры по системообразующему параметру личностной предприимчивости в игре и принятия игр, которые разрабатывают сами дети, в качестве способа их размышления об окружающем мире, базирующегося на представлении об инициативе развития той или иной игры.
Все детские игры Новоселова предлагает разделить на три больших класса.
Класс первый. Инициативные игры детей – игры, которые создаются детьми самостоятельно. Дети определяют их предназначение, задачи, функциональную роль, сюжет и правила протекания игрового процесса.
К этому классу игр относятся игры-эксперименты и сюжетно-ролевые игры. Они предназначены для развития познавательной активности, творческих способностей, умственных навыков. В процессе игровой деятельности, дети определяют новые мотивы и виды деятельности. игры, самодеятельного характера занимают ключевое место в игровой деятельности дошкольников. Их содержание является отображением деятельности детей, своего жизненного опыта, взаимоотношениями со взрослыми.
Класс второй. Инициативные игры взрослых – игры, которые создаются по желанию и необходимости взрослыми. Игровая задача, действия и правила игры являются фиксированными. Дети не выбирают их самостоятельно.
К такому типу относятся игры, обучающего характера, задачей которых является развитие определенных познавательных навыков, физических способностей и бытовых умений. Эти игры носят дидактический характер, могут быть сюжетно-дидактическими и подвижными. Также, к этому классу относятся досуговые игры, носящие развлекательную направленность. Игры могут протекать путем самостоятельной деятельности детей, но они не являются самодеятельными.
Досуговые игры могут проходить в форме забав, развлечений, театральных постановок, праздничных и карнавальных мероприятий, забав интеллектуальной направленности, компьютерных игр.
Класс третий. Традиционные народные игры – игры, основывающиеся на исторических традициях, обычаях и этносе народа. По своему содержанию такие игры носят народную направленность. Они были популярны в народной педагогике. Народные игры базируются на традиционной предметной среде. Благодаря применению игр этого класса, у детей развиваются универсальные родовые психические навыки и особые свойства психологии этноса, результатов деятельности которого стала игра. К примеру, сенсомоторная координация, навыки произвольного поведения, символическое мышление.
К этому классу относятся разнообразные обрядовые игры – культовые, семейные, сезонные; тренинговые игры – интеллектуальной, сенсомоторной, сезонной направленности; досуговые игры – народные забавы и игрища, тихие игры, развлекательные.
Классификация детских игр по П. Ф. Лесгафту
В педагогике советского периода, классификация детских игр была дана П.Ф. Лесгафтом. Он сгруппировал детские игры, исходя из идеи о том, что психическое и физическое развитие ребенка должно протекать в едином направлении.
В своей теории, Лесгафт основывался на том, что детские игры раннего возраста носят имитационный характер. Дети повторяют процессы и явления, которые видят в окружающем мире, действия людей, которые окружают ребенка. Игра не должна носить обязательный, организованный характер. Дети моделируют процессы и явления в хаотичном направлении. Самостоятельное отражение увиденного и запечатленного ребенком позволяет сформировать навыки владения и распоряжения своими способностями, оценивать свои действия и преодолевать жизненные препятствия. Постепенно характер игр меняется. У детей развиваются определенные навыки действия, обусловленные развитием их физических и умственных способностей. Игры и их сюжетная направленность обогащаются впечатлениями детей, их возрастными потребностями и интересами.
Лесгафт определил, что всякая детская игра имеет воспитательное и развивающее значение. Особенно важны правила игры в воспитательном процессе. Ученым была разработана система подвижных игр, технология их организации, выявлены различия психологического воздействия на развитие личности игр, организованных по правилам от имитационных.
Все детские игры П.Ф. Лесгафт разделил на две большие группы:
- Игры по правилам – сюда относятся подвижные игры, организованные на базе предписанных норм, которым необходимо следовать в процессе выполнения игровых действий. Эти игры носят подвижный характер и используются для детей среднего и старшего дошкольного возраста, а также на дальнейших возрастных этапах развития.
- Имитационные игры – включают игры подражательного характера. Предполагают отражение реальных поступков, процессов и явлений, увиденных детьми в игровом процессе. Используется для детей раннего и младшего дошкольного возраста, поскольку не требуют конкретных умственных и физических навыков ребенка.
Телефон доверия по проблемам зависимости 8 800 550-70-52
Взаимодействие разновозрастных детей одной семьи, опирающееся на любовь и внимание, — мечта многих родителей, зачастую принимаемая ими утопическую. Проблемы возникают из-за разной степени ответственности детей за выполнение домашних дел, из-за отличающегося режима дня, из-за степени внимания к ним родителей и различной ответственности за поведение друг друга
Существенная разница возрастных позиций детей (от 8 лет) способна создать конфликтную ситуацию не только между ними, но и между родителями и старшим ребенком. Например, двойной конфликт возникает, когда старший ребенок, вместо свободного общения с ровесниками, вынужден принимать на себя роль няньки младшего. Или если разновозрастные (а может быть, еще и разнополые) дети делят одну комнату. Из-за отсутствия личного пространства, невозможности остаться в одиночестве, старший ребенок может вступить в конфликт и с родителями, и с младшим членом семьи.
Задача родителей – создать атмосферу заинтересованности в успехах каждого ребенка, выстроить между собой и детьми отношения, основанные на любви, терпимости и уважении к потребностям друг друга, с учетом особенностей их позиции в семье.
Черты характера детей, связанные с возрастной иерархией По объективным обстоятельствам, старший ребенок чаще лидирует не только в семье, но и детском коллективе, он отличается большей замкнутостью, настойчивостью в достижении целей, выраженной ответственностью и склонностью к независимости.
Средние дети обычно более тревожны, ведут себя крикливо, шумно, часто плачут, стараясь привлечь внимание родителей, которого им недостает. В плане ответственности они много проигрывают старшим, редко заканчивают начатые дела
Младшие обычно более избалованны, застенчивы, менее инициативны и ответственны, потому что привыкают к тому, что их мнение в семье, а затем и в детском коллективе редко принимается во внимание. Рекомендации по воспитанию разновозрастных детей Ошибкой родителей разновозрастных детей является стереотипная, единообразная направленность воспитания индивидуальностей, требующих различного подхода
Родители стремятся рассматривать детей в семье как некое целое, мало обращая внимание на их личностные качества. Комплексное решение воспитательных целей в семье с разновозрастными детьми включает в себя:
Рекомендации по воспитанию разновозрастных детей Ошибкой родителей разновозрастных детей является стереотипная, единообразная направленность воспитания индивидуальностей, требующих различного подхода
Родители стремятся рассматривать детей в семье как некое целое, мало обращая внимание на их личностные качества. Комплексное решение воспитательных целей в семье с разновозрастными детьми включает в себя:
1. Самоанализ поведения родителей с выводами о необходимости консультировании у специалистов психологов и педагогов о создании комфортных условий для развития личности конкретного ребенка.
2. Учет личностных особенностей каждого ребенка и организация воспитательных мер по отношению именно к нему, а не к детям в целом.
3. Отказ от категоричных оценок и замечаний в решении проблемных ситуаций между детьми.
4. Стремление к анализу поведенческих импульсов детей при решении возникающих конфликтных ситуаций.
5. Организация пространства для каждого ребенка с зонированием детского помещения на личные и общие (для совместной деятельности) зоны.
6. Привлечение детей к совместному решению семейных трудовых задач, основанному на взаимодействии, и организация общего отдыха на том же принципе.
Разновозрастные дети одной семьи требуют особого внимания родителей. Не следует думать, что повышенные требования к старшему автоматически сделают его любящим братом или сестрой, так же как и не стоит рассчитывать на обязательность воздействия его положительного примера в отношении младших детей. Каждый ребенок требует отдельной воспитательной системы, особых приемов, учитывающих его возраст и личные качества. Родители иногда интуитивно находят их, но обращение к опытному психологу тем не менее не окажется лишним.
Интересные игры для младших школьников (9-10 лет)
Для детей постарше хорошо подобрать смешные конкурсы, в которых присутствуют элементы состязаний. Для маленьких помещений можно взять следующие игры для детей девяти-десятилетнего возраста.
Жадина
По комнате разбрасываются воздушные шарики, без ниток. Под музыку дети собирают шарики, стараясь удержать их. Побеждает ребенок, собравший наибольшее количество воздушных шаров.
Повтори наоборот
Ведущий показывает различные движения. Задача участвующих повторить их наоборот. Например, ведущий поднимает руки, значит дети опускают руки. Тот кто ошибется, выбывает. Выигрывает самый внимательный.
Грузчики
Команды выстраиваются перед линией старта. Команды получают по три мяча. Их необходимо донести до конца комнаты, затем вернуться обратно
Держать сразу три мяча трудно, передвигаться нужно аккуратно, очень осторожно. Побеждает быстрейшая команда
Болото
Понадобится 5 листов картона каждой участвующей команде. Представьте, мы попали в непроходимое болото. Пересечь его можно только перекладывая листы картона и наступая на них. Пройдя дистанцию, игрок берет листы и бежит назад, передавать их следующему участнику. Оступившийся ребенок считается утонувшим. Выигрывает команда, перешедшая “болото” с наименьшими потерями.
Перетяни противника
Играют две команды. Комната делится пополам, команды занимают разные половины. Задача игроков: перетянуть участников команды противника к себе. Перетянутый ребенок, сражается за команду, на территории которой оказался. Вскоре дети образуют большую группу с правой или левой стороны.
Художники
Командам предлагается творческое задание. Представьте себя художниками. Попробуйте нарисовать фантики для конфет кондитерской фабрики. Используйте названия: “Сказочные”, “Необычные”, “Малышам”, “Радужные”. Ограничьте задание временными рамками.
Как организовать детей с разницей больше 2-х лет
При организации детей приблизительно одного возраста готовятся похожие задания для каждого ребенка. При необходимости организовать малышей, разница между которыми составляет более 2-х лет, необходимо готовить каждому из детей свой набор задач, которые будут использоваться. Чтобы различать материалы между собой, удобно раскладывать их в разные папки или коробки.
Организация одновременных занятий с детьми разного возраста требует от мамы умения воспринимать сразу два призыва, ведь оба ребенка будут заняты учебной деятельностью в одно время. Следует отвечать на все поступающие вопросы и не игнорировать их, чтобы не расстроить малыша и не получить вместо полезного занятия истерику.
Принцип подготовки и организации обучающего занятия строится на важных для каждого из детей навыках. Так, в одно время можно предложить младшему заняться рисованием, изучая со старшим счет. Читая интересную для старшего книгу, предложить младшему заняться шнуровкой. Обучая младшего понятиям один-много, проводя обучение при помощи методик, которые требует активного объяснения, хорошо привлекать старшего ребенка к объяснению и наглядной демонстрации изучаемых предметов. При этом можно предложить первенцу рассказать необходимый материал вместо взрослого, так он сможет потренировать умение ясно излагать свои мысли и повторит ранее изученное.
Чтобы обучение проходило активно, необходимо тщательно готовиться накануне, продумывая несколько возможных вариантов развития событий. Каждый из детей может отказаться от предложенной заготовки и изъявить желание заняться чем-то другим, нужно быть готовым предложить в это время второму малышу участвовать в вашей игре или заняться подходящим для него занятием.
Когда в семье растут дети с разницей в возрасте более 3-х лет их так же нужно обучать играть вместе, как и погодок. Главное отличие заключается в осуществлении обучения старшего ребенка брать главенство в игре на себя и руководить действиями младшего. Но не стоит сильно напирать. Старший ребенок по типу характера может не быть сильным лидером и от вашего давления испытывать дискомфорт. Некоторым детям очень нравится играть с младшими братьями и сестрами в простые игры, которые не требуют хитрых схем.
Организация игр и занятий для детей разного возраста