Три первородных токсичных долженствования. РЭПК А. Эллиса

Планирование действий

«В следующий раз, когда они придут, поговорю с детьми. Спрошу, как им можно присылать программу передач, чтобы они знали, когда я свободна. Пришлю им программу просмотра сериалов, где отмечу свободное время, удобное для встречи. Посмотрю, что из этого выйдет и расскажу об этом психологу».
Постоянный анализ своих мыслей и неприятных ощущений в повседневных ситуациях позволяет, со временем, скорректировать собственное нерациональное поведение. Терапия рационально-эмоционального характера очень действенна и может помочь людям за довольно короткое время. Поэтому она так привлекает терапевтов.  

13 иррациональных идей Эллиса

В своей работе Альберт Эллис описал 13 самых распространенных иррациональных верований среди современного населения. Для этого психолога эти мысли являются причиной многих страданий, которые люди испытывают сегодня.

  1. «Я должен делать все правильно и получать одобрение тех, кто для меня важен, иначе я стану недостойным человеком».
  2. «Другие люди должны относиться ко мне хорошо и справедливо. Если они этого не делают, они плохие “.
  3. «Мне нужна легкая и приятная жизнь. Иначе я вообще не смогу получить от этого удовольствие ».
  4. «Все люди, которые мне небезразличны, должны любить меня и одобрять то, что я делаю; если этого не произойдет, будет ужасно ».
  5. «Я должен добиться больших успехов, иначе ничего не буду стоить».
  6. «Люди, которые ведут себя отрицательно, должны быть наказаны».
  7. «У меня не должно быть проблем с выполнением того, что я предлагаю, иначе все будет ужасно».
  8. «Когда со мной случаются неприятности, невозможно не чувствовать себя плохо. Чтобы быть здоровым, мне нужно, чтобы все было идеально ».
  9. «Я всегда должен ставить себя в худшее положение и думать, что все пойдет не так».
  10. «Я могу избежать своих обязанностей и столкнуться с жизненными трудностями, но при этом чувствую себя выполненным».
  11. «Мое прошлое определяет то, что я чувствую и что делаю: это самая важная часть моей жизни».
  12. «Все и все должны быть лучше, чем они есть; и если они не улучшатся, это будет ужасно ».
  13. «Я могу быть полностью счастлив, делая как можно меньше и просто наслаждаясь жизнью».

Предисловие Д. Ковпака

Труды Альберта Эллиса ценны и по-прежнему актуальны в первую очередь тем, что сам автор рационально-эмоционально-поведенческой терапии (РЭПТ) и сооснователь когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) излагает в них свои взгляды на природу человеческих проблем и пути их решения. Читателям этой книги по-настоящему повезло – они смогут познакомиться с этими важными идеями напрямую от их создателя, а не в пересказе.

Ценность публикаций Эллиса также и в сохранении традиций и преемственности поколений, в возможности взять лучшее у известных мастеров своего дела. К сожалению, уже нет с нами Альберта Эллиса, ушедшего из жизни в 2007 году

К еще большему сожалению, многие специалисты забывают его богатое и важное наследие. Звучат и критичные голоса в его адрес, в том числе обвинения в жесткости подхода и отношениях с клиентами и коллегами

К моему, уже персональному, сожалению, мне не удалось застать Эллиса в живых и пообщаться с ним очно, хотя и посчастливилось учиться в созданном им институте в Нью-Йорке у его коллег и учеников уже после его смерти. Но все же мне очень повезло иметь возможность переписываться с ним в процессе моего написания диссертации в конце 90-х, посвященной когнитивно-поведенческой психотерапии тревожных расстройств. Это было незабываемое общение. Поэтому я на своем опыте могу составить впечатление о нем и сказать, что это был очень отзывчивый и замечательный человек. Он помогал понять очень многие вещи буквально в нескольких строчках своих ответов.

Что интересно, благодаря усилиям известного петербургского психотерапевта К. В. Павлова Эллис даже стал почетным членом Санкт-Петербургского студенческого психологического общества, дав на это официальное согласие. И во многом это символично, поскольку родители Эллиса (как и А. Бека) в начале двадцатого века эмигрировали из России. В 1982 году он был признан вторым по влиятельности психотерапевтом мира после Карла Роджерса (третьим был назван Зигмунд Фрейд), а в 1993 году – первым (Эллис, Роджерс, Бек). Альберт Эллис и Раймонд Чип Тафрейт в этой книге смогли изложить концептуальные идеи психотерапии и ее когнитивно-поведенческого направления ярко, наглядно, доходчиво и с фирменным юмором, который всю жизнь отличал Альберта Эллиса от многих других специалистов и стал его свое образной визитной карточкой. Наглядно излагая модель возникновения эмоциональных расстройств по А. Эллису под аббревиатурой АВС, авторы приводят много живых примеров, наполненных юмором и позитивным отношением к жизненным перипетиям.

В качестве главных причин психоэмоциональных проблем людей и их психических расстройств в РЭПТ рассматриваются ошибочные, иррациональные когнитивные установки (ложные убеждения, ошибочные верования, идеи, предположения и тому подобные «иррациональные верования»). Десять ложных верований и десяток иррациональных установок, таких как долженствование, огульная оценочность и катастрофизация, непереносимость фрустрации, предсказания будущего и чтение мыслей, перфекционизм и прокрастинация, – как много вам предстоит узнать подробностей о себе, своих привычках думать и вести себя, и, конечно, преодолеть с помощью эллисовской технологии эти не обязательные для сохранения обременения, не позволяющие жить полноценной жизнью. Эта книга не только раскроет перед вами основные идеи одного из самых эффективных направлений психотерапии, позволит гораздо глубже понять себя, увидеть закономерности в своем поведении и жизни, тесно связанные со спецификой нашего мышления, но и позволит измениться настолько, насколько вы действительно, не на словах, а по-настоящему, хотите и готовы для этого приложить все усилия и имеющиеся у вас ресурсы. Эллис показал эту удивительную возможность и человеческую способность всей своей активной и творческой жизнью. До последнего своего дня, уже будучи больным в 93 года, Эллис продолжал общаться и помогать своим пациентам, коллегам и ученикам. Его революционные идеи, сохраненные в статьях и книгах, продолжают обогащать опыт многих профессионалов и увлеченных своим развитием людей. Эта книга может стать вашим отличным помощником на пути значимых изменений себя, своих отношений и своей жизни. Увлекательного и полезного вам чтения, настойчивого применения полученных знаний и формирования навыков проживания качественной жизни!

Рационально-эмоциональная поведенческая терапия: теория

Согласно РЭПТ, между событиями и нашими реакциями лежит огромный пласт – наши мысли, верования и убеждения. Сами по себе события являются нейтральными, однако проходя через наше мышление, они вызывают те или иные эмоции. Так как изменить саму ситуацию возможно далеко не всегда, то главным рычагом воздействия на эмоции остаются именно наши мысли и убеждения.

Все верования и взгляды человека можно разделить на рациональные и иррациональные. Первые ведут к разумному и продуктивному поведению, а вторые провоцируют негативные эмоции и деструктивные действия. Все иррациональные верования по Эллису принято делить на три больших группы:

  • требования к самому себе. Например, я должен все делать идеально;
  • требования к окружающим. Например, все вокруг должны хорошо ко мне относиться;
  • требования к миру. Например, окружающий мир должен быть для меня комфортен и удобен.

Эти иррациональные убеждения и ведут к появлению большинства эмоциональных проблем. Неадаптивные правила, долженствования и установки, которые мы формируем на протяжении всей жизни, постепенно приводят к возникновению эмоционального напряжения и психическим проблемам.

Кодекс невротика: 12 иррациональных убеждений

Альберт Эллис сформировал своеобразный «кодекс невротика», состоящий из 12 иррациональных убеждений. Они лежат в основе поведения большинства людей с тревожно-мнительным характером:

  • все окружающие должны любить меня и одобрять все мои действия;
  • я должен добиваться успеха и быть совершенным во всех областях и всех отношениях;
  • человек, совершающий «неправильный» поступок, должен быть наказан;
  • если что-то не получается так, как мне хочется, то это ужасно;
  • я испытываю негативные эмоции только из-за внешних событий и ситуаций, на которые не в силах влиять;
  • если существует вероятность какой-то неприятности, то нужно всегда быть наготове, ожидая её;
  • гораздо проще избегать трудностей и ответственности, чем преодолевать их;
  • мне нужен кто-то сильнее меня, на кого я смогу положиться;
  • наше прошлое определяет настоящее и это влияние невозможно преодолеть;
  • поведение других людей напрямую влияет на мою жизнь, поэтому нужно изменять их так, как мне требуется;
  • у каждой ситуации есть единственно правильное решение, и если не найти его прямо сейчас, то случится катастрофа;
  • контроль над эмоциями невозможен, мы не можем управлять своими чувствами.

Несмотря на то, что эти убеждения звучат нелепо, многие из нас регулярно используют их в реальной жизни. Слепое следование таким верованиям и не даёт нам избавиться от хронического эмоционального напряжения. Соответственно, работа с этими иррациональными убеждениями и является основой рационально-эмоциональной терапии.

Черты РЭПТ

Чтобы говорить о рациональной терапии эмоционального поведения, нам нужно взглянуть на это с двух точек зрения. Первый — это терапевтический подход, который будет относиться к его стратегиям и методам. Второе — это отношения, которые развиваются с пациентом, то, как терапевт взаимодействует с ними.

Отношение терапевта будет иметь следующие характеристики:

Активность: важно, чтобы специалист занимал активную позицию и предлагал пациенту альтернативы своим иррациональным убеждениям.

Вербальная активность: важно, чтобы диалог был плавным и активным с обеих сторон, поскольку эта терапия основана на обсуждении.

Обучение специалист должен вести себя как хороший профессор, обучая своего ученика генерировать изменения в себе.

Содействовать изменениям в философии жизни пациента. Важно содействовать изменению мышления пациента в его философии жизни.

Будьте гибкими: каждый пациент — снежинка, со своим собственным уникальным мышлением. Если специалист не обладает гибкостью и не знает, как адаптироваться, он не сможет генерировать изменения у своих пациентов.

Отношения специалист-пациент

Отношения между пациентом и специалистом будут основываться на следующих принципах:

  1. Безусловное принятие: не должно быть никакого суждения, положительного или отрицательного, по отношению к пациенту. Специалист должен показать своим пациентам, что они приняты, как и все остальные. Что они люди, подвержены ошибкам и не бесполезны.
  2. Сочувствие: понимание мыслительного процесса пациента является неотъемлемой частью понимания природы его убеждений. Специалисты должны понимать философию жизни каждого пациента, чтобы помочь ему измениться.
  3. Будьте искренни: специалист должен быть открытым и доступным. Они могут даже говорить о своей личной жизни, когда это кажется уместным, чтобы показать пациенту, что мы все переживаем неудачи и совершаем ошибки. Личный опыт мало помогает в решении, но он помогает нормализовать определенные эмоции.
  4. Наличие чувства юмора: это один из ключевых аспектов РЭПТ, так как это терапия, основанная на беспокойстве и спокойствии. Специалист должен использовать юмор, чтобы выделить аспекты иррациональных убеждений. В этом смысле специалист должен помнить, что чувствительность каждого пациента различна.
  5. Неформальный терапевтический стиль: РЭПТ лучше работает в расслабленной обстановке, которая сильно отличается от обычных формальностей терапии. Пациент должен рассматривать терапию как дружескую и веселую беседу, время, когда он может спокойно рассказать о своих проблемах и убеждениях.

Наследие Эллиса

РЭПТ является интересной и обычно удовлетворительной терапией для пациентов. Это помогает им изменить свою философию жизни и принять более защитный стиль, когда сталкиваются с проблемами, которые вызывают беспокойство или депрессию. Эта терапия сделала Альберта Эллиса одной из самых важных фигур в психологии.

II. О чем рациональная терапия Эллиса?

РЭПТ — это практичный, ориентированный на действия подход к решению проблем и повышению личностного роста.

Рационально-поведенческая терапия уделяет большое внимание современности: текущим отношениям, болезненным эмоциям и дезадаптивному поведению, которые могут саботировать более полный жизненный опыт. РЭПТ также предоставляет людям индивидуальный набор проверенных методов, помогающих им решать проблемы

Практики рационально-эмоционально-поведенческой терапии работают в тесном контакте с людьми, стремясь помочь раскрыть их индивидуальный набор убеждений (взгляды, ожидания и личные правила), которые часто приводят к эмоциональному стрессу.

Затем РЭПТ предоставляет множество методов, чтобы помочь людям переформулировать свои дисфункциональные убеждения/догматы (или автоматические мысли в КПТ) в более разумные, реалистичные и полезные, используя мощную технику REBT, называемую «спор/обсуждение/дискуссия».

Не все иррационально …

Однако на оборотной стороне монеты, мы можем найти рациональные убеждения для каждого из представленных ранее убеждений. Рациональные убеждения имеют тенденцию быть более гибкими, не создавая препятствий на нашем пути и не создавая стресс, столь же интенсивный, как иррациональные убеждения.

Так что когда мы ловим себя на том, что придерживаемся иррациональной веры, мы можем перестать размышлять и задавать вопросы. Не все, что мы думаем, является правдой, и при этом это не полезно, хотя сначала мы не верим этому. Давайте не будем забывать, что мы и хозяева, и рабы нашего мышления. Поэтому мы должны быть очень осторожны с типом верований, которые мы питаем.

На этот раз, чтобы закончить, более практичным и динамичным образом, мы предлагаем вамобнаружить иррациональное убеждение тех, кого представил Эллис, в своем мышлении. Мы даже приглашаем вас, когда у вас будет свободное время, поразмышлять о своей жизни и составить список иррациональных мыслей, вызывающих дискомфорт, а в другой рубрике – альтернативные способы мышления. Таким образом, они могут начать развязывать узлы, открывая новые пути спокойствия.

IX. Есть ли сочувствие в РЭПТ?

Практики РЭПТ очень обеспокоены созданием полезного, поддерживающего и облегчающего союза с людьми. Они понимают, что не все люди приходят на терапию, готовые к действию и переменам, и что некоторые люди — из-за их личности и проблем — нуждаются в значительной поддержке и сочувствии, прежде чем они будут готовы к изменениям.

В то же время, практикующие РЭПТ, как правило, играют активную роль со своими клиентами. Они помогают людям как можно быстрее предоставить инструменты, которые помогут им изменить свои убеждения, что приводит к беспокоящим эмоциям, освобождая их таким образом, чтобы можно было решать свои повседневные проблемы всеми возможными ресурсами.

Психологическая опора РЭПТ

Конечная цель РЭПТ — устранить или изменить C. На первый взгляд, C можно изменить, изменив события (A), а также интерпретации (B). Однако, много раз события не могут быть изменены. Следовательно, в этом типе терапии психолог сосредотачивается на попытке изменить интерпретации, которые делает пациент. В свою очередь, эти интерпретации приводят его к поведению, которое мы стремимся изменить.

Происхождение расстройств

После многих исследований Альберт Эллис обнаружил, что у каждого (или, по крайней мере, у большинства из нас) возникают иррациональные мысли, которые делают реальность крайне негативной. Он нашел более 200 мыслей или убеждений, которые способствовали этому негативному взгляду на мир, убеждениям, которые приводят к тревожности или депрессии. В настоящее время мы объединяем эти иррациональные убеждения в 4 типа:

  1. Требование: «Если бы мой парень любил меня, он бы подарил мне подарок».
  2. Ужасно: «Если завтра я плохо пройду собеседование, это будет конец моей профессиональной карьеры. Я просто умру!
  3. Низкая терпимость к разочарованию: «Я боюсь идти на вечеринку, потому что все меня отвергнут. Это слишком сложно, и я не могу это принять.
  4. Амортизация: «Я испортил свой обед. Я бесполезен. Я все испортил.

Поддержание расстройства

Упомянутые выше шаблоны мышления вызывают негативные эмоциональные или поведенческие последствия, но … что их поддерживает? Согласно РЭПТ, существует три типа понимания или идеи, которые помогают беспорядкам оставаться:

  1. Понимание № 1: нарушение определяется иррациональными интерпретациями, которые происходят из негативных событий. Однако, если человек полагает, что эмоциональное расстройство вызвано событием, а не его интерпретацией, он безуспешно попытается изменить ситуацию. Настоящая проблема заключается в их иррациональных убеждениях.
  2. Понимание № 2: если люди продолжат подтверждать свои жесткие и экстремистские убеждения, эти мысли будут сопротивляться изменениям. Поэтому беспорядок будет продолжаться.
  3. Понимание № 3: мысль, сфокусированная на прошлом, спровоцирует застой событий и иррациональных убеждений человека. Только работая над настоящим и будущим, вы сможете изменить свои убеждения. И с ними ваш дискомфорт.

X. РЭПТ-психотерапевты контролируют клиента?

Практические психологи РЭПТ прекрасно понимают природу жизненных проблем и как помочь клиентам избавиться от своих эмоциональных страданий, связанных с ними. Они осознают, что многим клиентам трудно решить основные проблемы в своей жизни и свои внутренние препятствия на пути к счастью. 

Рациональные психотерапевты с эмоциональным поведением работают совместно с клиентами, чтобы прояснить существующие проблемы и определить важные общие проблемы для совместной работы. И да, практикующие REBT активно обучают клиентов новым методам изменения их мышления, чувств и поведения. Однако РЭПТ не контролирует клиента. Скорее, они дают людям возможность более эффективно справляться со своими собственными эмоциональными проблемами и контролировать свое собственное поведение, чтобы попытаться получить больше того, чего они хотят в жизни.

биография

Альберт Эллис родился в 1913 году в Питтсбурге, штат Пенсильвания (США). Он был старшим из трех братьев и сестер, и ему часто приходилось заботиться о двух младших, поскольку у его родителей не было на них много времени. Отношения психолога с родителями никогда не были хорошими, и в своих интервью он описывал их как «эмоционально отстраненных» и «не очень ласковых».

В первые годы жизни Эллис считал себя застенчивым и тихим ребенком. Все изменилось, когда ему было 19 лет, когда он решил изменить свое поведение и образ жизни и поставил цель поговорить со всеми женщинами, которых он встречал на улице. По его словам, за месяц он поговорил более чем со 130 женщинами.

Несмотря на то, что она получила только одно свидание за весь этот процесс, ей удалось избавиться от страха взаимодействовать с противоположным полом. Позже он использовал ту же технику, чтобы улучшить свои навыки публичных выступлений, что хорошо ему служило на протяжении всей его карьеры.

За свою жизнь Альберт Эллис был женат несколько раз. Его самые длительные отношения с директором Института Альберта Эллиса длились 37 лет; Хотя это закончилось в 2002 году. Позже, в 2004 году, он снова женился на психологе по имени Дебби Джоффе, с которым был до ее смерти в 2007 году.

Вытеснение

Вытеснение является одним из ключевых понятий в психоанализе, обозначающий процесс, в результате которого «Я» удерживает в бессознательном влечения, мысли, стремления, не допуская их к сознанию.

Процесс вытеснения возникает, когда влечение по каким-либо причинам неприемлемо для индивида. Удовлетворение этого влечения однозначно вызвало бы наслаждение, но вместе с тем и неприятное чувство, в виде вины, отвращения и др. Это связано с тем, что данное влечение по каким-либо причинам не одобряется человеком, не вписывается в его картину мира.

И на первый взгляд, кажется, что вытеснив влечение, мы избавляемся от него, но в действительности оно продолжает существовать в бессознательном. Сдерживаемые вне сознания вытесненные влечения являются источником различных неврозов по той простой причине, что вытесненное производит беспрерывное давление в направлении сознания, и поэтому приходится оказывать такое же постоянное ответное давление на вытесненное, чтобы продолжать удерживать его в бессознательном. Это противостояние требует постоянной концентрации. Тем не менее, стремление может видоизменяться, порождать другие состояния и процессы, которые несмотря на постоянное вытеснение, могут проникнуть в сознание.

Это приводит нас к выводу, что процесс вытеснения является необходимым защитным механизмом, обеспечивающим относительное постоянство психологической системы каждого отдельного индивида.

Первая волна

Все началось в 1920-х годах, когда в период засилья психоанализа, на тот момент еще очень спекулятивного, получило свое развитие новое направление психологии — бихевиоризм, “наука о поведении” людей и животных.  На его основе развивались методы изменения поведения, и как самостоятельная терапевтическая практика поведенческая психотерапия стала популярной в 50-60-х годах.

Маленький Альберт

Хрестоматийно-классический сомнительный с этической точки зрения случай связан с именем отца-основателя поведенческой психологии Джона Уотсона.

Джон Уотсон

Маленький мальчик по имени Альберт в лаборатории Уотсона смотрел на живую крыску и одновременно с этим получал громкие звуки от удара молотком по листу металла. Вскоре, через несколько повторений пугающего звука, Альберт начал бояться крыс. Со временем страх распространился на других белых и пушистых существ, включая детские игрушки.

Искусственным образом Уотсон сформировал фобию, которую затем пытался разрушить через изменение условий предъявления той же лабораторной крыски. Ребенку показывали ее издалека и давали какую-то сладость. Затем придвигали все ближе, но не резко. Неизвестно, удалось ли вылечить мальчика, но метод систематической десенсибилизации до сих пор используется в работе с фобиями.

Бихевиоризм стал активно использоваться при лечении широкого спектра психических расстройств: фобий, зависимостей и нарушений поведения. Его называют первой волной когнитивно-поведенческой терапии.

Современный взгляд

Современная когнитивная наука продвинулась далеко вперед. Главным предметом ее исследования является сознание, но без исследования бессознательного изучение сознания не представляется возможным. Следует отметить, что данная проблематика имеет междисциплинарное значение, и изучается в ракурсе нейрофизиологии, исследований искусственного интеллекта, лингвистики, антропологии, психологии.
Исследование бессознательного дало возможность описать механизм и происхождение таких процессов, как:

  • Восприятие
  • Память
  • Творчество

Русские ученные изучающие проблематику бессознательного: Н.Т. Абрамова, Н.С. Автономова, Д.И. Дубровский, В.А. Лекторский. Творчество в контексте бессознательного изучали И.А. Бесковая, И.А. Герасимова. В зарубежных исследованиях проблематика бессознательного представлена философскими работами Д. Деннета, Д. Фодора, Д. Серля. И мы без сомнения обязаны многим в современной науке и искусстве этому открытию. Открытию, послужившему заделом, для нового понимания мышления и существования человека.

Литература:
  1. Bocian B. Fritz Perlsin Berlin 1893–1933. Expressionism – Psychonalysis – Judaism // Verlag Andreas Kohlhage, Bergisch Gladbach. 2010. P. 211.
  2. Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда: пер. снем. // Серия «Классики зарубежной психологии». М.: АСТ, 2000.
  3. Ellis A., Blau S.The Albert Ellisreader: a guidetowell-beingusingrationalemotivebehaviortherapy // Carol Publishing Group. 1998. P. 306.
  4. Энциклопедия «Кругосвет»: Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия. — 2016 [http://www.krugosvet.ru/]. Дата обновления: 21.02.2016. — URL: http://www.krugosvet.ru/node/38185 (дата обращения: 21.02.2016).
  5. Юнг К. Символы трансформации. М.: АСТ, 2008.
  6. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа: сборник. — СПб.: Алетейя, 1998. — С.151-193.
  7. Юнг, К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы / К.Г. Юнг. – М. : Директ-Медиа, 2008. – 839 с.
  8. Юнг, К.Г. Очерки по психологии бессознательного / К.Г. Юнг ; пер. В.В. Зеленский. – М. : Когито-Центр, 2010. – 352 с.
  9. Юнг, К.Г. Подход к бессознательному / К.Г. Юнг. – М. : Директ-Медиа, 2007. – 165 с.
  10. Лакан в Японии / под ред. В. Мазин, А. Юран. – СПб : Алетейя, 2012. – 116 с.
  11. Лекторский В.А.Философия и исследование когнитивных процессов. Вместо введения // Когнитивный подход. М., 2008.
  12. Герасимова И.А. Творческое сознание как дисциплинированная спонтанность // Философия науки. Вып. 12. Феномен сознания. М., 2006, С. 92-110.
  13. Ганс Айзенк, Психология: Польза и вред. Смысл и бессмыслица. Факты и вымысел, Минск, «Харвест», 2003 г., 729.

Публикуется в авторской редакции

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Трудности правила трёх «Да»

С одной точки зрения, правило трёх «Да» является довольно хорошим приёмом, т.к. позволяет человеку, логически задавая вопросы и переходя от общего к частному, добиться от собеседника требуемого ответа.

Но с другой позиции, применять эту технику необходимо очень грамотно – задавать собеседнику вопросы так, чтобы не получилось неадекватной ситуации, например: «Елена Владимировна, вы человек, верно? А вы хотите жить счастливой жизнью? Ну что, подписываем договор о сотрудничестве?» и т.п

Это значит, что на задаваемые вопросы требуется обращать большое внимание, а задавать их нужно, чтобы собеседник не решил, что вы пытаетесь им манипулировать. Всегда помните о том, что ваши вопросы должны логически продолжать друг друга, а самое главное – быть адекватными и по теме

И ещё кое-что: если вы научитесь применять правило трёх «Да» правильно, у вас появится возможность по-новому аргументировать свою позицию в процессе ведения переговоров. Чтобы проиллюстрировать, как это работает, рассмотрим ещё один пример:

— Елена Владимировна, вопрос оплаты услуг наших специалистов является очень важным, т.к. их нельзя назвать дешёвыми. Однако, чем дольше срок, на который заключается договор, тем более выгодными для клиента становятся условия. Вы согласны с тем, что продолжительное сотрудничество с профессионалами на выгодных условиях – это лучше, чем краткосрочное сотрудничество за бешеные деньги?

— Да, согласна

— Помимо более выгодных условий, наши долгосрочные клиенты получают возможность использования бонусных опций, в которые входит мониторинг, аналитика и разработка новых стратегий работы. А это, в свою очередь, поможет не только привлечь больше клиентов, но и найти слабые точки в работе организации, а значит, и устранить их, верно?

— Да, верно

— Если же учесть конкурентную ситуацию в выбранном вами сегменте рынка, а также постоянно меняющиеся его условия, то всестороння поддержка специалистов будет как нельзя кстати, и поможет вам выбиться в лидеры и сохранять свои позиции на протяжении долгого времени. Давайте рассмотрим условия долгосрочного сотрудничества и определим наиболее подходящие для нас варианты?

— Отлично, давайте

Наверное, вы обратили внимание на то, что посредством последовательного представления вопросов клиенту, мы не только смогли аргументировать нашу позицию, но также получили чуть ли не официальное разрешение на дальнейшие действия и максимальную вероятность того, что сможем заключить с клиентом долгосрочный контракт, выгодный как для него, так и для нас. Исходя из всего этого, можно заключить, что техника «Правило трёх «Да» является одновременно и очень эффективной и универсальной, что позволяет использовать её в работе, бизнесе, переговорах, отношениях с незнакомыми и близкими людьми

Используйте её на здоровье и добивайтесь того, что вам нужно

Исходя из всего этого, можно заключить, что техника «Правило трёх «Да» является одновременно и очень эффективной и универсальной, что позволяет использовать её в работе, бизнесе, переговорах, отношениях с незнакомыми и близкими людьми. Используйте её на здоровье и добивайтесь того, что вам нужно.

А в заключение мы хотим дать вам несколько советов, как не попасться «на крючок» того, кто пытается применить правило трёх «Да» в отношении вас самих.

Заключение

Когда вы думаете об этом, то, что РЭПТ намеревается выполнить, звучит довольно амбициозно: его цель не меньше, чем изменение основных иррациональных убеждений, что вы потратили всю свою жизнь, репетируя, живя и «чувствуя». Для многих людей это требует некоторого Время до того, как эмоциональная «интуиция» следует тому, что их голова уже «знает».

Изучение новых способов мышления и новых убеждений можно сравнить с каретой, управляемой лошадью, в которой годами сидели один и тот же водитель и лошадь. Лошадь знает, куда идти, без указания водителя. Как только вы меняете водителя (новые способы мышления), лошадь все равно движется в том же направлении (старые эмоции и поведение), но водитель должен напрячься за поводья, чтобы произвести изменение направления (новые эмоции и поведение).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий