Преимущества нестандартных форм
Нестандартные формы обучения имеют ряд преимуществ:
- создание интереса у школьников к новому материалу;
- побуждение к творчеству и развитие творческих способностей учащихся;
- использование иллюстративного материала и технических средств для более легкого освоения информации.
Проведение таких уроков дают шанс учителям проявить свои творческие способности и профессионализм
Важно учитывать тот факт, что частое проведение нестандартных уроков в скором времени вызовет у школьников отторжение и скуку. Поэтому не следует сильно увлекаться такими мероприятиями, а вводить их в учебных процесс порционно
В этом видео вы узнаете, как уйти от традиционной формы проведения урока:
Беседа
Беседу можно назвать диалогической или вопросно-ответной формой изложения и закрепления информации. Беседа является одним из самых, можно сказать, древних методов обучения, т.к. она использовалась ещё древнегреческими философами.
Положительные качества этого метода состоят в том, что он:
- Направляет мысль учащегося, заставляя следовать за ходом мыслей педагога
- Активизирует мыслительный процесс
- Служит прекрасным способом проверить, насколько качественно усвоены знания или навыки
- Развивает познавательную способность учащихся
- Формирует условия для активного управления педагогическим процессом
Чаще всего беседа применяется педагогами для того чтобы:
- Подготовить учащихся к активной работе в процессе занятия
- Ознакомить учащихся с новой информацией
- Систематизировать и закрепить знания
- Контролировать и диагностировать усвоение знаний в ходе занятия
Беседы, опять же, могут различаться – они могут иметь разное назначение:
- Организующая или вводная беседа, которая проводится перед началом занятия для того чтобы выяснить степень, с которой усвоен ранее изученный материал, как он понят учащимися, или как они поняли задачу предстоящего занятия
- Сообщающая беседа, служащая для донесения новых знаний. Такая беседа может быть катехизической (вопросы и ответы, которые не допускают возражений, последующее запоминание ответов), сократической (мягкая, почтительная по отношению к учителю, допускающая возражения и сомнения), эвристической (учащегося ставят перед проблемой и он должен дать собственные ответы на вопросы, которые задаёт педагог). Именно эвристические беседы наиболее распространены в системе образования
- Синтезирующая беседа, проводящаяся с целью обобщить и систематизировать те знания, которыми обладает учащийся
- Контрольно-коррекционная беседа, которую применяют в целях диагностики знаний или тогда, когда требуется дополнить, уточнить или развить эти знания
Основная роль в процессе беседы остаётся за педагогом. Он обязан самым тщательным образом продумывать содержание своей беседы и её цель, а также быть в состоянии составить ряд вопросов и придать им верную формулировку.
Применение бесед на практике показало, что наиболее активно и интересно этот процесс проходит, если поставленные педагогом вопросы мотивируют обучаемых к мысли, сравнениям и сопоставлениям, творческому анализу своего собственного опыта и уже полученных знаний.
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа – это метод обучения, направленный на получение знаний и навыков посредством индивидуального изучения учащимися теоретических источников, а также отработки ими необходимых действий и приёмов.
Самостоятельная работа является важнейшим методом обучения и основой всех других методов, а также дидактическим связующим звеном, обуславливающим дидактическую связь между каждым из них.
Базовыми видами самостоятельной работы считаются:
- Работа с книгами, учебниками и другими печатными источниками информации
- Просмотр видеоматериалов
- Прослушивание аудиоматериалов
- Работа с компьютером и компьютерными программами
- Самостоятельное выполнение упражнений и тренировки
Аналогично практике, самостоятельная работа должна быть частью педагогического процесса в обучении учащихся любых возрастов, но не должна превышать их умственный и интеллектуальный потенциал и индивидуальные возможности.
Мы рассмотрели основные виды традиционных методов обучения. Вполне вероятно, что вы не понаслышке знакомы с каждым из них, т.к. все они используются ещё с начальных классов в школах, затем в техникумах, училищах, институтах, университетах и других учебных заведениях.
Однако сфера образования, как и любая другая область жизнедеятельности человека, не стоит на месте, и постоянно появляются инновационные методы обучения, обладающие ещё большей эффективностью и облегчающие процесс обучения. В следующем уроке мы поговорим именно о них.
Использование
Сегодня все современные педагоги обучаются обширному арсеналу образовательных технологий и методов, применяемых в системе обучения. Необходимость во внедрении и использовании технологий обуславливается следующими показателями:
- неудовлетворительные показатели обучаемости;
- введение новой системы обучения;
- потребность в пересмотре структуры образовательного процесса;
- неспособность традиционного образования охватить все сферы современного образования;
- реформации в сфере подготовки преподавателей;
- изменения государственной структуры образования (введение ЕГЭ, ГИА).
Залогом эффективного использования образовательных технологий является активная взаимосвязь педагога с учащимися, сформированная для достижения конкретной цели. В рамках этой парадигмы необходимо учитывать следующие условия:
- глубокая индивидуализация и личностный подход к учащемуся;
- обсуждение актуальных вопросов в режиме мозгового штурма, специализированных играх, эссе, семинарах;
- проведение рефлексии;
- систематическое моделирование ситуаций успеха;
- создание атмосферы сотворчества, взаимодействия;
- отказ от требований и наказаний.
Классические типы и формы проведения уроков
К классическим типам проведения уроков на сегодняшний день относят:
- комбинированный. Это самый распространенный тип урока, который состоит из нескольких частей: организационный момент (2-3 минуты); проверка и разбор домашнего задания (10 минут); обучение новому материалу (около 20 минут); освоение нового материала, выполнение практических упражнений (15 минут); учитель задает домашнее задание и подводит итог (5-8 минут);
- изучение нового материала. Такой тип урока практикуют в основном старших классах. Возможно использование иллюстративного материала. Урок может проходить как в форме лекции, так и форме исследования. Результативность урока зависит от уровня освоения новой информации учащимися;
- обобщение и систематизация пройденного материала. Данный тип урока направлен на усовершенствование знаний и повторение основных блоков пройденного материала для полного овладения предметом. Учитель оценивает знания учащихся сразу по нескольким темам, дает им различные задачи и творческие задания, указывает на проблемы и способы их решения;
- закрепление знаний. Во время такого урока большую часть времени ученики повторяют и закрепляют весь материал, формируют навыки и умения, углубляют и расширяют свои знания. Урок закрепления знаний может проводиться в виде семинара, лекции, самостоятельных и лабораторных работ, практикума.
К классическим формам урока можно отнести открытый урок и урок в форме зачета. И тот, и другой широко распространены во всех школах Российской Федерации. Открытый урок направлен на повышение культуры общения, развитие исследовательских навыков и умений работать в команде.
У открытым урокам и учитель, и ученики готовятся заранее
Такую форму урока также могут посетить другие учителя и ученики для обсуждения рассматриваемой проблемы. Дату и время открытого урока педагог назначает заранее. Ученикам дается задание, которое они должны выполнить в нужные сроки и потом продемонстрировать результат.
В начале урока учитель выступает со вступительной речью, затем оглашает тему и вопросы для обсуждения. После этого ученики выступают с заранее подготовленным материалом и начинают дискуссию.
Урок в форме зачета у учеников можно смело назвать одним из самых нелюбимых. Во время такого урока учитель проводит срез знаний в виде самостоятельной или контрольной работы, диктанта, изложения и т.д.. Об итоговой проверке знаний пройденного материала учитель всегда предупреждает заранее.
У учащихся всегда есть шанс подготовиться и получить отличную оценку. Перед началом урока педагог заранее пишет на доске тему и задания, если это требуется. После звонка ученики принимаются за работу. После такой контрольной обязательно проводится работа над ошибками и полный разбор темы. Обычно это происходит на следующем уроке.
Какие современные методы обучения полезно знать
Современные методы обучения акцентируют внимание на активном участии учеников, их самостоятельном и творческом мышлении, развитии навыков работы в команде и применении полученных знаний на практике
Проектный метод обучения
Предполагает организацию учебного процесса в форме проектов, в рамках которых ученики активно участвуют в постановке целей, планировании и реализации проектных задач. Он стимулирует творческое мышление, самостоятельность и исследовательскую активность студентов, позволяя применять знания на практике и развивать навыки коллаборации.
Мозговой штурм
Это метод, при котором группа участников собирается вместе, чтобы генерировать идеи и решать проблемы. Метод стимулирует творческое мышление и способствует развитию инновационных подходов. Участники могут предлагать любые идеи без ограничений, что способствует генерации новых и нестандартных решений.
Метод интеллект-карт
Он представляет собой графическое представление информации, которое позволяет организовать и структурировать знания в виде диаграммы. Метод помогает визуализировать связи между идеями и позволяет ученикам лучше понимать и запоминать информацию. Интеллект-карты — эффективный инструмент для организации мыслительных процессов и стимулирования креативности.
Ролевые и деловые игры
Это методы, при которых участники играют определенные роли в ситуациях, схожих с реальными. Они помогают развивать коммуникационные навыки, учат работать в команде, принимать решения и решать конфликты. Такие игры позволяют ученикам применять знания и навыки на практике, а также развивать эмпатию и понимание разных точек зрения.
Современные методы обучения и преподавания
Учитывая возрастающее количество информации и ее доступность, система образования должна внедрять более эффективные методики усвоения информации. Ранее человек мог научиться чему-либо только при общении с другим или изучении массы литературы, сегодня достаточно иметь гаджет с доступом в интернет.
Рассмотрим, какие способы передачи знаний и их усвоения применяются современными обучающими центрами.
Деловая игра
Деловая игра представляет собой имитацию конкретной ситуации, с которой может столкнуться человек. Чаще всего используются ситуативные сценарии из будущей профессиональной деятельности. Перед игроками ставится задача – решение конкретного вопроса.
У игры всегда есть теория, то есть описание персонажей и событий, предшествующих конкретному отрывку. Героям необходимо не только выполнить задание, но и сыграть роль выдуманного персонажа или даже реального человека, поставить себя на его место.
Учебная игра
Учебная игра, в отличие от деловой, направлена на решение участниками конкретных целей в получении знаний.
К базовым принципам учебной игры относятся:
Моделирование – наложение реальных ситуаций на игру.
Наличие проблемы – ученики должны не просто пережить случай, но и заниматься поиском оптимальных решений.
Совместная деятельность – вовлекаются все участники, которые посредством диалога должны учиться коммуникации и групповому взаимодействию.
Учебную игру допустимо проводить как до освоения материала, чтобы выяснить уровень знаний учеников, так и после. Во втором варианте будет закрепление полученной информации и наглядный пример применения ее на практике.
Метод погружения
Метод погружения чаще всего применяется при изучении языка. Идея, изложенная А. Эллисом, основана на программировании человеческого подсознания. То есть если на мозг человека постоянно воздействует определенная информация, то после некоторого сопротивления, он начинает учиться.
Не зря считается, что именно погружение в языковую среду способствует скорейшему усвоению. Сегодня эта практика применяется и для других предметов и реализуется посредством выездных конференций.
Метод опережающего обучения
Методика опережающего обучения, разработанная российским педагогом Лысенковой, основана на следующих идеях:
комментирование в процессе обучения, например, проговаривание того, что человек пишет;
использование опорных схем, которые предполагают выстраивание мысли ученика;
перспективное обучение – внедрение дополнительных упражнений вне учебной программы;
сложные темы рассматриваются в три этапа – от простого к сложному.
Важным этапом является и практическое применение полученных знаний.
Эвристический метод
Иначе методика называется техникой микрооткрытий. Синицын предложил ставить перед учениками последовательные вопросы. Решение каждого из них будет представлять собой достижение цели.
Важно строить методику на последовательном усложнении изучаемых тем. Рекомендуется задействовать максимум технологий: мозговой штурм, групповую дискуссию и тому подобные.
Метод синектики
Метод синектики предполагает применение аналогий и образных сравнений для поиска решения. Он часто идет параллельно с интенсификацией интеллекта. Последний подразумевает использование особых и исключительных черт характера ведущего или учителя.
Демонстрация
Метод демонстрации называют также методом показа. Он предназначен для создания у учащихся наглядного примера исследуемого объекта, процесса или явления посредством его непосредственного предъявления в ходе урока или занятия.
Исходя из содержательной части изучаемой темы и способов действий учащихся, используются разные вариации демонстрации:
- Личный показ изучаемого действия или приёма
- Показ при помощи обладающих особыми навыками учащихся
- Показ реальных объектов: инструментов, материалов, оборудования и т.п.
- Показ изобразительных средств демонстрации
- Показ видеоматериалов
Но всегда следует учитывать следующий дидактический принцип: демонстрация должна использоваться в оптимальных количествах, а средства предъявления должны показываться в конкретной последовательности
Эффективность процесса показа также зависит от правильного выбора объектов и способности педагога направлять внимание учащихся на основные моменты того, что демонстрируется
Условия эффективной демонстрации:
Учащиеся должны хорошо видеть то, что им демонстрируется
Учащиеся, если это возможно, должны воспринимать демонстрируемое не только при помощи зрения, но и при помощи остальных органов чувств
Самые важные характеристики демонстрируемого объекта или явления должны производить на учащихся максимально возможное впечатление и привлекать к себе их внимание
В процессе демонстрации учащиеся должны иметь возможность самостоятельно изучить демонстрируемое и оценить его
Демонстрация находится в тесной связи еще с одним методом – методом иллюстрации, хотя его, традиционно для отечественной дидактики, принято рассматривать в качестве самостоятельного.
Иллюстрация – это демонстрация явлений, процессов и объектов, а также их восприятие в символьной форме. Это осуществляется посредством картин, репродукций, схем, графиков, рисунков, фотографий, карт, плакатов и т.д.
Два этих метода применяются во взаимосвязи друг с другом, тем самым не только друг друга дополняя, но и усиливая действие друг друга. Если предмет демонстрации должен восприниматься учащимися в целостной картине, то принято применять собственно демонстрацию. Если же нужно указать на сущность предмета демонстрации или связь его элементов, то обычно используют иллюстративный метод.
Здесь же следует сказать, что благодаря внедрению в педагогическую деятельность всё новых источников зрительного преподнесения данных, таких как компьютеры, видеомагнитофоны, проекторы, кодоскопы и других, появилась возможность выделить другой относительно самостоятельный метод обучения, называемый видеометодом. Он предназначен как для преподнесения информации, так и для её контроля, систематизации, обобщения, повторения и закрепления.
Видеометод позволяет эффективно решить множество задач учебно-воспитательного процесса:
- Предоставлять новые знания о процессах и явлениях, которые невозможно увидеть обычным зрением, к примеру, об ударах крупных упругих тел, что происходит очень быстро, или о росте растений, что происходит очень медленно
- Объяснять принципы действия сложнейших механизмов в динамике
- Создавать особую языковую среду на занятиях по иностранным языкам
- Представлять видеодокументы на занятиях по любым наукам и дисциплинам
- Организовывать тестовые проверки
- Выполнять тренировочные работы и упражнения, производить моделирование и измерения и т.д.
- Создавать базы данных, необходимые для осуществления исследований и учебно-тренировочных занятий
- Вести компьютерный учёт успеваемости учащихся
- Реализовывать дифференцированный подход к организации педагогического процесса
- Рационализировать образовательный процесс, повышать его продуктивность, обеспечивать оптимальный объём поступающей информации и её усвоение посредством повышения качества педагогических методов
На эффективность видеометода влияет качество видеоматериалов и использующейся в процессе осуществления метода аппаратуры. В дополнение к этому, видеометод, по сравнению с остальными методами, значительно требовательнее к организации педагогической деятельности – она должна быть ещё более целесообразной, продуманной и точной.
Педагогические технологии в дошкольном образовании
Деятельность дошкольных учреждений имеет свои особенности, поскольку весь образовательный процесс направлен на развитие и воспитание детей, а не на обучение дошкольников (которое основано на привитии определенных знаний, навыков и привычек). Следовательно, в контексте дошкольного образования уместно говорить об образовательной технологии не как об обучающей технологии, конечной целью которой является формирование у детей знаний, умений и навыков, а как о технологии, которая помогает сделать эти знания, умения и навыки средством развития личностных качеств детей (активности, инициативности, самостоятельности, творчества и т.д.).
Развитие — это процесс качественного изменения. В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) развитие ребенка происходит в процессе взаимодействия со взрослым, важную роль которого в этот период подчеркивали известные ученые (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, М.И. Лисина и другие). Ни в каком другом возрасте взрослый не играет такой роли в развитии ребенка. Поэтому целью деятельности взрослого в условиях дошкольного учреждения является формирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать становлению его активности в познании действительности, раскрытию его неповторимой индивидуальности. Необходимым условием для реализации такой цели является использование педагогических технологий.
Современные педагогические технологии представляют собой научно обоснованный профессиональный выбор операционального воздействия педагога на ребенка в контексте его взаимодействия с миром с целью воспитания отношений, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму. Основная цель педагогического воздействия — поставить ребенка в положение субъекта.
В современной отечественной дошкольной педагогике термин «педагогические технологии» используется как:
- компонент педагогической системы, способ построения педагогического процесса воспитателем, использующим систему средств и методов воспитания и обучения дошкольников в специально созданных для этого дидактических условиях детского сада для решения задач дошкольного образования;
- инструмент профессиональной деятельности воспитателя, имеющий четко выраженный этап (шаг за шагом).
Каждый этап (первичная диагностика; отбор содержания, форм, методов и приемов реализации; итоговая диагностика достижения цели; критическая оценка результатов) предполагает набор определенных профессиональных действий педагога.
Педагогические технологии, помимо этапов, характеризуются также:
- конкретностью и четкостью цели и задач деятельности педагога;
- системой способов, приемов, шагов, порядок реализации которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности учащегося, а сама деятельность представлена процессуально, то есть как определенная система действий;
- разработкой и процессуальной реализацией компонентов образовательного процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат.
В настоящее время вопрос о том, что следует понимать под результатом деятельности дошкольного учреждения, остается спорным. Наиболее распространено мнение, что результатом педагогической деятельности является изменение в развитии ребенка, которое происходит в процессе взаимодействия с педагогом (Е.А. Ничепо-рюк).
Итак, если воспитателю при применении педагогических технологий в ДОУ удается повысить резерв развития ребенка, то можно говорить об их положительном влиянии на ребенка. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, главным ориентиром всегда будет саморазвитие ребенка, поскольку образовательное учреждение должно формировать в человеке главную потребность — потребность в саморазвитии, так как жизнь человека соткана из множества технологий (видов деятельности), которые функционально взаимосвязаны.
Вопрос о классификации образовательных технологий, используемых в дошкольном образовании, также является дискуссионным. Образовательные технологии, предлагаемые для использования на школьном уровне, могут быть использованы и в дошкольном образовании (с учетом психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста). Однако наиболее распространенным является мнение, что любая комплексная программа (реализуемая в дошкольном учреждении) включает в себя определенные технологии, которые приводят к эффективной реализации содержания программы и достижению намеченной цели программы.
Работа с книгой
Работа с книгой (учебным материалом для чтения) как образовательный метод применяется для ознакомления учащихся со структурой учебника или пособия, его беглого просмотра, прочтения отдельных элементов, изучения информации, поиска ответов на какие-либо вопросы, записи наиболее важных отрывков, выполнения заданий и тестов, решения задач и примеров и заучивания учебного материала. При необходимости работа с книгой может быть модифицирована.
Если говорить о факторах эффективности работы с книгой, то отдельного внимания здесь заслуживают навык свободного чтения и способность к пониманию узнанного, способность определять главное и второстепенное, навык конспектирования, построения логических и структурных схем, а также самого подбора литературы по рассматриваемой теме.
Самыми популярными считаются такие виды работы с книгой как изучение книги под контролем педагога и изучение книги самостоятельно на дому для того чтобы закрепить полученные на занятии знания или же расширить их.
Классификация средств обучения
Выделяют несколько значимых факторов, которые могут быть использованы для разделения средств обучения на отдельные группы:
- по характеру воздействия на ученика:
- визуальные: слайды, карты, макеты, наглядные пособия, диафильмы;
- аудиальные: аудиозаписи;
- аудиовизуальные: видеозаписи, ИКТ-презентации;
- по степени трудности:
- средний уровень: учебники по предметам, печатные учебные пособия, объемные модели, изображения;
- высокая сложность: компьютер, лингафонный кабинет, механические визуальные средства;
- по происхождению:
- естественные: предметы, взятые из живой природы;
- символические: они представляют действительность при помощи символов и знаков;
- технические визуальные и аудиовизуальные средства.
Изучали средства обучения и предложили свою их классификацию А.Е. Дмитриева и Ю.А. Дмитриева. Они выделяли следующие группы средств обучения:
- природные, естественные объекты или их изображения;
- объемные геометрические фигуры и чучела;
- изобразительные;
- графические;
- символические;
- звуковые;
- мультимедиа.
В использовании средств обучения важное значение имеет соблюдение меры и адекватного соотношения используемых материалов и пособий. Для этого можно обратиться к закону интериоризации. Согласно этому закону, недостаточное количество наглядных средств снижает качество обучения, так как уменьшается познавательный интерес, затрудняется понимание и образное восприятие
Избыточное количество средств обучения снижает мотивацию к обучению, так как учащиеся начинают относиться к процессу обучения как к развлечению
Согласно этому закону, недостаточное количество наглядных средств снижает качество обучения, так как уменьшается познавательный интерес, затрудняется понимание и образное восприятие. Избыточное количество средств обучения снижает мотивацию к обучению, так как учащиеся начинают относиться к процессу обучения как к развлечению.
Достаточным считается для изучения трудных тем использование 4-5 различных средств, которые могут быть объединены в презентацию. В это количество необходимо включить средства, которые используются на уроке, средства для самостоятельной работы и средства контроля.
Особенности видов обучения
Педагогические методики имеют сходства и большие отличия по сущности, цели, методам и средствам.
Традиционная технология
Состоит из учебы с помощью определенной схемы: проходится новое, затем закрепляется, контролируется и в результате оценивается. Специфика этого воспитания в совокупности объяснения и предметности. Обучающиеся осуществляют такие виды деятельности: слушание и запоминание.
Обратите внимание! Главный критерий результативности — правильное воспроизводство пройденного материала. Ведущая технология в области начального образования ориентируется на интеллект, умения и навыка в детском возрасте. Такая методика гарантирует усвоение воспитанников доу содержания обучения, проверку и оценку качества на первичной ступени
Альтернативой для неё служит инновационная методика:
Такая методика гарантирует усвоение воспитанников доу содержания обучения, проверку и оценку качества на первичной ступени. Альтернативой для неё служит инновационная методика:
Ведущая технология в области начального образования ориентируется на интеллект, умения и навыка в детском возрасте. Такая методика гарантирует усвоение воспитанников доу содержания обучения, проверку и оценку качества на первичной ступени. Альтернативой для неё служит инновационная методика:
- образовательное обучение;
- адаптационное обучение;
- обучения на разных уровнях;
- формирование умственного действия согласно нескольким этапам;
- игровую методику;
- исследовательскую методологию;
- метод перспективного обучения;
- диалоговую технологию;
- тренинговую технологию;
- уникальную авторскую технологию.
Московский международный форум «Город образования»
Сформировано множество теорий обучения, остановимся на разделении: предметно-ориентированная и личностно-ориентированная методология.
Предметно-ориентированный метод
Обеспечивает высокую ступень предметного знания, умения и навыка, он считается составной частью педагогики под названием «звеньевая», альтернативным вариантом представляется личностно-ориентированная методика
Воспитатель, осуществляющий свою деятельность с помощью предметно-ориентационной методики, уделяет внимание в большей степени содержанию предмета и насколько оно необходимо в теме или разделе. Пример — дифференцированная технология. В обществе сформированы жесткие требования к уровню знаний учеников
Дифференциация предполагает освоение одинакового объема информации. Роль воспитателя в ориентировании обучающегося на различные требования к пониманию и воспроизводству умений и навыков
В обществе сформированы жесткие требования к уровню знаний учеников. Дифференциация предполагает освоение одинакового объема информации. Роль воспитателя в ориентировании обучающегося на различные требования к пониманию и воспроизводству умений и навыков.
Личностно-ориентированный метод
Глоссарий развития современной технологии познавательно исследовательской деятельности дошкольников с помощью личностно-ориентированной методики представляет собой множество специальных терминов. Личность, социализация, интересы, потребность, индивидуальность — неполный список основных понятий, необходимых для понимания сущности личностно-ориентированной педагогики.
Саморазвитие − процесс всестороннего развития личности
Метод играет важную роль в образовательной системе. Направляется на развитие личности учащегося. Раскрыть возможности, талант, самосознание индивида — важная цель деятельности педагога. Сущность такого образования − централизация мотивов, знаний, психологического склада учащегося. Социализация осуществляется не только путем нормативной деятельности, но и при постоянном обогащении основного источника развития − субъективного опыта.
Обратите внимание! Выбор педагогом правильной технологии дошкольного образования, а порой бывает применение в совокупности. Проявляют в ребенке качества, необходимые для дальнейшей социализации в обществе, а также считаются основной причиной развития личности ребенка. Нарушение речи, зпр — результат неправильного использования метода развития детей
Нарушение речи, зпр — результат неправильного использования метода развития детей.
Объяснение
Объяснение заключается в том, чтобы раскрыть смысл какого-либо явления, процесса или факта, для чего в последовательной форме излагаются его причинно-следственные связи и отношения.
В основном к объяснениям прибегают, когда изучаются теоретические основы каких-либо дисциплин, доказываются теоремы или решаются задачи по математике, химии, физике и т.п., а также раскрываются коренные причины и следствия природных явлений и социокультурной деятельности человека.
Во время объяснения педагог заостряет внимание учащихся на самых сложных вопросах. Принято считать, что основное место в объяснении отводится приёмам рассуждений и доказательств, ведь объяснение предполагает не только ответ на вопрос относительно чего-либо «Что это?», но и разъяснение: «Зачем?», «Как?», «Почему?» и т.п
Но, одновременно с этим, педагог должен придерживаться принципов логичности, точности, краткости и чёткой формулировки понятий и выводов.
В качестве метода обучения объяснение применяется с учащимися любых возрастных групп, но актуальность объяснения становится всё большей, начиная со средних и старших классов, когда учебный материал усложняется, а интеллектуальный потенциал возрастает.
Учебная дискуссия
Учебная дискуссия является обменом точками зрения на какую-либо конкретную проблему с целью стимулирования познавательного интереса.
Главным условием эффективной учебной дискуссии можно назвать предварительную подготовку учащихся и в плане содержательности и в плане формальности. Касаемо содержательной подготовки можно сказать, что она основывается на накоплении нужной информации на тему будущей дискуссии, а касаемо формальной – на определении формы изложения этой информации.
Использование метода учебной дискуссии развивает у учащихся способность к ясному и точному изложению мыслей, чёткому формулированию вопросов и приведению объективных доказательств. Однако учебная дискуссия требует основательной методологической подготовки и должна быть строго ограничена по времени. Участники дискуссии, выступая друг за другом, должны укладываться в 1,5-2 минуты, а подведение итогов должно быть связано с темами, разделами и главами исследуемого предмета.
Частично метод дискуссии применяется в средних классах школы, но в полной мере его следует вводить лишь в старших классах.
Методы обучения по ФГОС
Изменение образовательного процесса на государственном уровне проходит медленно, несмотря на это государственный стандарт также изменяется и учитывает веяния прогресса. Основные методики описаны в учебных материалах по дидактике.
Пассивные
Пассивный метод предполагает одностороннее участие учителя. Он очень распространен как в школе, так и в высших учебных заведениях. Преподаватель читает лекцию, а ученик воспринимает информацию. Процент усвоения материала низкий и зависит во многом от заинтересованности обучаемого.
Активные и интерактивные
Активная методика – это равное участие учеников в процесс получения знаний. Технологии подразумевают как взаимодействия по принципу учитель-ученик, так и учитель-группа.
Рассмотрим, какие бывают наиболее продуктивные интерактивные методические виды, выделяемые ФГОС.
Кейс-метод
В рамках технологии учитель погружает учеников в определенную ситуацию. Ученики в свою очередь должны найти оптимальное решение, используя поисковые техники на уроке.
Метод проектов
Ученикам дается свобода творчества. Им предоставляется возможность самостоятельного поиска информации, моделирования и формирования умозаключений
Важно, что допускается итог, расхожий с общепринятым, если он имеет доказательную базу.
Эвристический
В рамках эвристического метода учитель организует различные конкурсы. То есть особую роль приобретает соревновательный аспект деятельности.
Проблемный
В отличие от кейс-метода, задается не ситуация, а конкретный вопрос, требующий точного ответа. Ученики вправе сформулировать несколько вариантов решения, но путем группового обсуждения должны прийти к единому мнению. Характеристика беседы способствует выбору оптимального итога.
Исследовательский
В исследовательском методе также применяется проблемный подход. Но помимо решения ученики должны продемонстрировать путь изучения проблемы, который привел их итоговому решению.
Модульного обучения
В основе модульного обучения лежит принцип разделения больших тем на блоки. Пока полностью не рассмотрена одна подтема, учитель не переходит к следующей. Притом, у каждого блока должны быть контрольные вопросы и резюме.
РКМЧП
Технология развития критического мышления обрела популярность в конце восьмидесятых годов. Ее суть в том, что ученик не должен на веру воспринимать слова учителя, но, применяя письмо и чтение, он вправе излагать собственные идеи. Подобный подход стимулирует развитие логики.
Сегодня существует множество форм и методов обучения. Отметим, что несмотря на многообразие, их допустимо подразделить на пассивные, где активен только учитель, и интерактивные, предполагающие вовлечение учеников. Указанные педагогические средства воспитания используются на всех уровнях.