Средства эстетического воспитания

Цель, задачи

Целью данного направления в воспитании является формирование в человеке эстетической культуры, которая слагается из следующих аспектов:

  • Восприятие. Это умение замечать различные формы проявления прекрасного, в том числе в природе, труде, быту.
  • Чувства. Умение эмоционально оценивать гармонию и совершенство.
  • Потребности. Желание получать эстетическое наслаждение, созерцать произведения искусства, красоты природы.
  • Вкусы. Умение проводить оценку. Анализ объектов реального мира с эстетической позиции.
  • Идеалы. Индивидуальные представления о том, что в природе, людях, искусстве является совершенным и гармоничным.

Цель эстетического воспитания конкретизируется в ряде задач:

  1. Развитие в ребенке умения видеть прекрасное и ценить его.
  2. Формирование гармоничной личности.
  3. Развитие художественного вкуса.
  4. Формирование эстетического идеала, стремления самому стать прекрасным не только внешне, но и внутренне, в поступках, мыслях, делах.
  5. Стимулирование творческих способностей и стремления к их развитию.

В результате воспитания ребенок должен понимать, что такое гармония, совершенство, уметь сопереживать, отличаться эмоциональной отзывчивостью, воображением.

Искусство

Важным средством эстетического воспитания является, безусловно, искусство. Произведения искусства заставляют человека видеть жизнь через образы. Эстетическое наслаждение при созерцании произведений искусства возникает в результате переживания сопричастности творчеству художников. Искусство позволяет нам вносить в повседневную жизнь художественное начало.

Искусство заполняет свободное время школьников, наполняет его социально ценным содержанием, удовлетворяет интересы и потребности личности, делает развитие разносторонним. Искусство способно снимать напряжение и стресс от учебы, труда, спорта. Искусство увлекает и переносит человека в мир новых эмоциональных состояний, которые переключают психическую деятельность, создают разрядку.

Воспитание ребенка в деятельности – закономерная особенность воспитания. Художественная деятельность подразумевает различные театрализованные игры или представления, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительное и декоративно-прикладное творчество, работу над дизайном. Все перечисленные средства эстетического воспитания эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи.

Литература – это искусство художественного слова. Литература помогает воспроизводить образы художественных произведений в своем воображении, характеризовать героев и анализировать их поступки. В результате овладения культурой чтения, ученики начинают задумываться над тем, чему учит книга, переживают глубокие и яркие впечатления.

Музыка как средство эстетического воспитания учит воспринимать музыкальные произведения и обеспечивает приобретение простейших навыков исполнительства. Музыка порождает в человеке лирические чувства, развивает музыкальный слух, гармонию, художественный вкус, осуществляет воздействие на различные сферы личности.

Изобразительное искусство знакомит с художественными произведениями; элементами искусствознания, способствующими формированию навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения.

Что такое эстетическое воспитание

На протяжении всей жизни мы сталкиваемся с эстетическими явлениями. Это не только посещение художественных галерей, музеев или театров. Эстетическое начало можно найти в повседневном быту, труде, общении, природе.

Эстетика — это философское учение, исследующее проблемы красоты, искусства и вкуса.

Чувственное восприятие окружающей красоты известно человечеству с древнейших времен. При этом в современном понимании слово «эстетика» стало употребляться только с середины XVIII века. Этот термин был введен немецким философом Александром Баумгартеном в 1754 году.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Примечание 1

В переводе с древнегреческого языка «эстетикос» — это «чувственное восприятие».

Под эстетикой Баумгартен понимал стратегию исследования сферы чувственного познания. К эстетической области он относил не только искусство, но и сферу человеческих взаимоотношений.

Развитие у индивида эстетического восприятия действительности может представлять собой стихийный и неуправляемый процесс. Человек при этом часто начинает относиться к искусству просто как к развлечению. Еще более затруднено у него восприятие прекрасного в повседневной жизни.

Пример 1

Неразвитому в эстетическом отношении человеку кажутся скучными и непонятными любые сложные формы искусства — например, фильмы Андрея Тарковского или музыка Сергея Рахманинова.

Для того чтобы развивать в человеке чувство прекрасного и совершенствовать его сферу чувственного познания существует эстетическое воспитание. Оно зародилось еще во времена античности, а в XVIII веке получило научное обоснование.

Эстетическое воспитание — это целенаправленный педагогический процесс по формированию у учащихся способности воспринимать, чувствовать и оценивать мир в эстетических категориях.

Его наивысшей формой является способность не просто созерцать и осмысливать прекрасное, но и создавать творческие ценности.

Под категориями эстетики понимаются наиболее общие философские понятия, с помощью которых осмысливаются фундаментальные свойства и сущность предметов и явлений. Часто они представляют собой пары-антонимы.

Пример 2

Примеры эстетических категорий: прекрасное и безобразное, гармония и дисгармония, возвышенное и низменное.

Средства формирования эстетической культуры учащихся в работе классного руководителя

Эстетический опыт человечества, накопленный за тысячелетия его развития, богат и разнообразен, представая во всей полноте материального мира, который человек создал в соответствии со своими представлениями о законах красоты.

На протяжении веков формировались представления об идеале красоты, которые находили выражение в чистом виде, прежде всего, в произведениях искусства и ремесел. Формирование эстетической культуры личности осуществляется прежде всего на основе восприятия произведений искусства (С.А. Аничкин, Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров, Б.Т. Лихачев, Г.С. Лабковская, Н.М. Сокольникова,

О. Б. Гордиенко, Н. В. Киреева и др.), которые являются прямым отражением эстетического восприятия действительности творческой личностью и непосредственно воздействуют своим содержанием на зрителя, читателя, слушателя.

Искусство — одно из самых мощных педагогических средств формирования эстетической культуры личности, которое предстает перед нами как своеобразный мост, соединяющий людей независимо от возраста, интересов, языка, национальности. Искусство — это особый мир культуры, общения, взаимоотношений и самовыражения человека.

Эмоциональное богатство искусства, его чувственность, символизм и образность находятся в гармонии с эмоциональным миром человека. С раннего возраста ребенок способен выражать эмоции, искренне откликаться на проникновенные и образные смыслы художественной культуры своего народа, которая близка и понятна ему с рождения. Поэтому искусство является необходимым компонентом в предметной системе любой образовательной системы.

Не менее эффективным средством эстетического воспитания школьников является природа. Большой опыт эстетического воспитания детей с помощью природы накоплен К. Д. Ушинским, В. А. Сухомлинским и другими известными педагогами.

В.А. Сухомлинский утверждал, что научить ребенка жить в мире красоты, «чтобы он не мог жить без красоты, чтобы красота мира создавала в нем красоту», формируя его профессиональное кредо. «Радость труда, — говорил педагог, — немыслима без чувства красоты» Создавая для всех науку о том, как красота мира должна создавать красоту в самом человеке, В. А. Сухомлинский видел высшую воспитательную задачу в формировании людей, которые не только любят природу, но и способны украсить ее для всеобщего счастья.

Труд и организация быта ребенка имеют особое значение для формирования эстетической культуры личности.

Работа всегда была важнейшим условием развития человеческой личности. В процессе работы возникало чувство прекрасного. Помимо приобретения профессиональных навыков, он помогал молодому поколению приобрести эстетические взгляды, вкусы, традиции, эстетические нормы и стандарты, принятые в обществе.

Цель и задачи эстетического воспитания

Эстетическое воспитание — это взаимодействие ученика с учителем и образовательной средой, которое включает в себя все без исключения аспекты освоения мира по законам красоты. Традиционно главной целью эстетического воспитания считается развитие эстетической культуры. Эстетическая культура личности — это индивидуальное присвоение, которое выражается в ее эстетических вкусах и предпочтениях. Эстетическая культура личности проявляется в отношении к природе, к другим людям, к труду, к обучению и к искусству. Она выражается в способности строить свою жизнь по законам красоты.

Эстетическая культура личности тесно связана с эстетической культурой общества. Эстетическая культура общества — это совокупность явлений, социальных институтов, практик, произведений, моделей поведения и установок, связанных с реализацией и фиксацией эстетического опыта человечества в определенный культурно-исторический период. Эстетическая культура наиболее полно воплощается в искусстве своего времени, но пространство эстетической культуры гораздо шире, чем искусство. Эстетическая культура должна охватывать все сферы общественной жизни.

Чем выше эстетическая культура, тем точнее, органичнее и увереннее человек ориентируется в жизненных проблемах и в решении любых профессиональных задач. Сильное чувство эстетики помогает проверять решения, найденные в различных сферах жизни. Гармоничное, интуитивно приемлемое решение проблемы, скорее всего, будет правильным. Авиаконструкторы, например, утверждают, что некрасивые самолеты не летают. Инженеры, которые точно рассчитывают дизайн будущих башен или мостов, обычно добиваются того, что их конструкции считаются произведениями искусства.

Однако эстетическое удовольствие эстетически развитому человеку доставляет не только результат, но и сам процесс деятельности. Таким образом, решение сложнейших математических или шахматных задач доставляет математикам и шахматистам настоящее эстетическое удовольствие. Они открыто говорят о красоте формул, выводах и полученных результатах.

Философы всегда подчеркивают, что эстетическое тесно связано с этическим. Способность видеть и понимать прекрасное выступает одним из важных критериев нравственного развития личности. Высокоморальные, бескорыстные поступки доставляют человеку удовольствие, настоящее эстетическое удовольствие.

Общие принципы эстетического воспитания

Эстетически воспитывать кроху нужно начинать с рождения: это простимулирует развитие творческих способностей, привьёт хороший эстетический вкус, выработает потребность в общении с искусством.

В основе эстетического воспитания лежат такие принципы:

Принцип взаимодействия. Художественно-эстетическое воспитание ежедневно присутствует в жизни ребёнка (в общении с людьми и природой, знакомстве с образцами искусства, самостоятельном творчестве, быту и труде)

Важно учить ребёнка стремиться в любом действии до эстетического совершенства.

Комплексный подход. Хороших результатов в воспитании можно добиться, соединяя разные виды искусства и предлагая ребёнку виды творческой деятельности, основанные на межпредметных связях.

Связь эстетическо-художественной деятельности с жизнью

Такое подход формирует адекватное отношение дошкольника к действительности и учит видеть красоту во всех проявлениях.

Единство эстетического и общего развития детей. Правильно организовывая эстетическое воспитание, у ребёнка гармонично будут развиваться все познавательные процессы, речь, эмоциональная сфера.

Самостоятельная творческая деятельность ребёнка. Эстетическое воспитание будет осуществляться самым эффективным способом, если ребёнок начнёт делать что-то творческое сам: танцевать, петь в хоре, рисовать, лепить, сочинять и т. д.

Эстетика всей жизни ребёнка. Дошкольник должен жить в красоте. Вся деятельность его и ближайшего окружения должна быть наполнена эстетикой и красотой. Это имеет особый воспитательный смысл. Малыш должен осознать, как важна аккуратность, воспитанность, вежливость, красота помещений, одежды и т. д. Всё это формирует правильное эстетическое развитие ребёнка.

Учёт возраста детей. Средства эстетического воспитания должны быть подобраны в соответствии с возрастом дошкольника. От того, насколько успешно сформируется правильное эстетическое восприятие действительности в самом раннем возрасте, зависит его становление как личности в более старшем возрасте.

Строя эстетическое воспитание на этих принципах, вы обеспечите правильный подход к воспитанию в целом.

Методы и средства

При эстетическом воспитании учителя и воспитатели используют все многообразие педагогических методов, которые есть у них в распоряжении.

По основному виду деятельности методы делятся на 4 группы:

  1. Наглядные методы — в них главным каналом восприятия будет визуальный. Например, к ним относится любование красотой природы, рассматривание картин.
  2. Аудиальные — воздействие на воспитанника осуществляется через аудиальный канал. Например, прослушивание классической музыки или народных песен.
  3. Вербальные — являются разновидностью аудиального метода, при этом основное воздействие происходит через слова. Примеры: объяснение, лекция, дебаты.
  4. Практические — воспитательная деятельность реализуется через конкретные практические виды деятельности, в которых ребенок рисует, лепит, мастерит.

По форме воздействия на воспитанника выделяют следующие методы:

  1. Убеждение — способствует формированию у детей уверенности в правильности его знания, восприятия, мнения.
  2. Подражание — воспитанники учатся копировать действия педагога для первичного освоения различных видов деятельности. Чаще всего используется в дошкольном и младшем школьном возрасте.
  3. Приучение — означает формирование навыков путем повторения определенных действий. Например, приучение к опрятному внешнему виду.
  4. Сопереживание — развитие чувства прекрасного возможно через пробуждение эмпатии и сострадания, возникновение чувства сопричастности.
  5. Проблемный метод — подразумевает постановку определенных проблемных вопросов перед учащимися, которые стимулируют их познавательную и творческую активность.

При выборе методов следует учитывать не только цель и задачи воспитания, но и возраст воспитанников.

Пример 9

Например, для детей дошкольного возраста наиболее подходят наглядные и практические методы. Дошкольники не способны долго концентрироваться на речи взрослого, поэтому лекционный метод для них неприемлем.

В качестве средств воспитания выступают тщательно подобранные педагогом предметы и явления окружающей действительности. В самом общем виде их можно разделить на 2 вида — художественные и внехудожественные.

Пример 10

К художественным средствам относятся картины, музыкальные произведения, скульптурные изделия. К внехудожественным — природные объекты, организация быта, трудовая деятельность.

Художественно-эстетическое развитие и воспитание

Эстетическое развитие — это процесс и результат развития способностей видеть и создавать красоту окружающего мира и искусства. М.Н. Зубарева выделяет следующие этапы эстетического развития детей дошкольного возраста.

На первой стадии у 3-4-летнего ребенка вызывает эмоциональное возбуждение изображение знакомых предметов, которые он узнал на картинке, но еще не изобразил. Мотив оценки носит изобразительный или бытовой характер (он/она выбрал карту, потому что «дома такой карты еще нет», «потому что здесь есть лодка, на ней можно покататься», «потому что яблоко, оно вкусное»).

На втором этапе, в возрасте 5 лет, ребенок начинает не только видеть, но и распознавать те элементарные эстетические качества в произведении искусства, которые делают его привлекательным для него. Дети могут получать элементарное эстетическое удовольствие, оценивая картину как красивый цвет, цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже — форму и композиционные приемы.

На третьем, более высоком этапе, дети в возрасте 6-7 лет поднимаются до способности воспринимать больше, чем содержится во внешних признаках изображаемого явления. Ребенок постигает внутренние особенности художественного образа.

Основные педагогические условия для эстетического развития и перехода детей от одного этапа к другому следующие:

  • Организация восприятия ребенка;
  • Организация материального и культурного пространства. Наличие различных учебных объектов и среды для созерцания;
  • Профессионализм управления эстетическим воспитанием детей;
  • Интерес ребенка к деятельности. Необходимо дать ребенку возможность выразить свои собственные творческие мысли и чувства.
    Эти условия делают процесс эстетического развития целенаправленным и контролируемым и позволяют, говоря словами Л. С. Выготского, «руководить развитием». В данном случае речь идет об эстетическом воспитании.

Методологические основы эстетического воспитания представлены на рисунке 23.

Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, В.Н. Шацкая, Е.А. Флерина, Н.Н. Сакулина, Н.А. Ветлугина и другие занимались проблемами эстетического воспитания в домашней педагогике.

С современной точки зрения, эстетическое воспитание — это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетического чувства ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетической оценки и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.

Цель эстетического воспитания — развитие личностной готовности ребенка к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве или в действительности; развитие эстетического сознания, приобщение к гармоничному саморазвитию; формирование творческих навыков и умений в сфере художественной, духовной и физической (телесной) культуры.

Эстетика быта

Важно пробудить у воспитанников стремление утверждать красоту всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают, привлекать их к созданию эстетической обстановки вокруг себя. Только после этого возможно применение различных средств эстетического воспитания

Среда, в которой ребенок живет и развивается, играет важную роль в воспитании эстетических чувств. Если обстановка эстетична, красива, если между людьми красивые отношения, речь, которую слышит ребенок правильна и чиста, то он будет принимать эстетическое окружение как норму и стремиться к этому

Поэтому важно уделять внимание эстетике быта. Эстетика быта включает и внешний вид человека. Эстетика быта является фоном, закрепляющим или разрушающим складывающиеся представления о красоте

Эстетика быта является фоном, закрепляющим или разрушающим складывающиеся представления о красоте.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий