Социальная работа в современном обществе

8 признаков социально ответственной личности

Как и прочие личностные качества, социальная ответственность имеет свои характерные признаки. Классификация их необходима, чтобы определить, насколько велико чувство ответственности у того или иного индивида. Нижеуказанные признаки помогут создать портрет ответственной личности:

Регулярно берет инициативу в свои руки

Многие люди боятся добровольно возлагать на себя дополнительную ответственность. Чаще всего это объясняется опасением последствий, ведь как гласит народная мудрость, инициатива наказуема. Но если у личности хорошо развита ответственность, она не будет бояться браться за выполнение различных задач.

Не ищет себе оправданий

Человек с высоким уровнем социальной ответственности не будет перекладывать свою вину на других или оправдываться, если результат его деятельности не такой, как ожидалось. Он признает свою неправоту и сделает все возможное, чтобы исправить ситуацию.

Всегда пунктуален

Человек, имеющий высокую социальную ответственность, как никто другой, знает цену времени. Он всегда пунктуален. Причем это проявляется не только в деловых отношениях, но и в личных. Такие люди всегда выполняют обещания. Если же потраченные усилия не дадут ожидаемого результата, они сделают выводы и в следующий раз постараются исправиться.

Сам решает, как сложится его судьба

Высокая социальная ответственность человека позволяет ему заниматься решением проблем самостоятельно. Прикинуться жертвой – это не выход для него. Позиция таких индивидов: никто кроме меня не может быть хозяином моей судьбы. В принятии важных решений они слушают свой внутренний голос, а не советы окружающих.

Не требует похвалы

Тот, кто обладает социальной ответственностью, понимает, что выполнение определенных задач несет ему личную выгоду. Помогая людям, он получает уважение, исполняя служебные обязанности – материальное стимулирование. По этой причине ему совсем не нужно, чтобы его хвалили вслух. Выполнение обязанностей для него своего рода бартер – услуга за услугу.

Не ждет помощи от других

Ответственный человек не привык ждать помощи извне. Он знает, что только сам в состоянии довести начатое до конца. Если же помощь все-таки будет оказана, он будет искренне благодарен.

Использует любую возможность

Социально ответственные личности открыты для любых возможностей. Они не боятся рисковать, но перед тем, как пойти на риск, сто раз подумают, взвесят все за и против.

Всегда уравновешен

Человек, понимающий свою ответственность, отличается поведением в социуме, полностью отвечающим принятым нормам. Он отдает отчет в том, что какие-то его действия могут вызвать в обществе негативную реакцию. Он не будет вести себя неподобающим образом ни в какой ситуации.

Психология социальной работы

Любой социальный работник использует в профессиональной деятельности методики психологического взаимодействия с клиентами. Это:

  • Психологическая диагностика. Она позволяет собрать информацию об отдельных личностях группах и общинах.
  • Психологическая адаптация. Применяется для самоопределения людей переживших психологические потрясения. Методы диагностики и адаптации особенно актуальны, когда проводится социальная работа с инвалидами.
  • Психологический отбор. Он помогает учащимся школ в профессиональной ориентации, а также используется для формирования групп разного назначения.
  • Тренинги. Они очень популярны в групповой форме. Тренинги способствуют выработке новых личностных качеств, обучают способам взаимодействия в обществе.

  • Коррекция общения и поведения. Эти психологические методы помогают людям понять проблемы своего взаимодействия с обществом и научиться избегать их в повседневности. Особенно эффективно для взаимодействия с «трудными» подростками, бывшими алкоголиками, наркоманами, людьми, пережившими различные моральные травмы.
  • Психотерапия. Этот метод, активно применяемый профессиональными врачами-психотерапевтами, используется для решения проблем асоциального поведения, для помощи жертвам вооруженных и семейных конфликтов.

Социальная работа и ее теоретические аспекты

Самыми главными категориями социальной работы считается объект и предмет, которые определяют не только задачи и цели социальной работы на практике, но также очерчивают ее содержание и границы. Человек, который нуждается в социальной защите, служит объектом социальной работы. Те же, кто непосредственно осуществляют социальную помощь, являются ее субъектами, а в центре социальной работы находится повседневный мир людей с их насущными проблемами.

В социальной работе для достижения поставленных целей применяются различные методы, в том числе и игра, которая занимает в ней далеко не последнее место. Вместе с тем социальная работа не должна превращаться в разновидность игры, чтобы у человека не создавалось ненужных иллюзий, не отвечающих настоящей действительности.

Огромную ценность представляют для социальной работы особенно с точки зрения профессионализма и качественно-эмпирические исследования. К примеру, герменевтический анализ происходящего. Данным приемом обязательно должен владеть практически каждый социальный работник. Вообще для социальной работы пригоден далеко не каждый.

Прежде всего, тот, кто хочет овладеть такой профессией как социальный работник должен понимать, что она зависит от огромного количества факторов, таких например как экономические условия, технический прогресс, политические силы. Еще надо учитывать, что к социальной работе в обществе относятся далеко не всегда достаточно адекватно и поэтому к социальным работникам предъявляются достаточно жесткие требования.

Плюсы и минусы социальных профессий

Социальные профессии обладают рядом преимуществ и недостатков. Осознать их до поступления в учебное заведение – значит иметь шанс на взвешенный выбор. К сожалению, большинство абитуриентов одержимы желанием помогать и не способны трезво рассматривать все «за» и «против»

Постарайтесь обратить пристальное внимание на сухую аргументацию, отбросив эмоции

Преимущества специальностей:

  • актуальные, нужные, общественно значимые профессии;
  • возможность помогать людям;
  • моральное удовлетворение своей работой;
  • возможность ежедневно контактировать с множеством новых людей;
  • перспектива получения одной из профессий будущего.

Наряду с этим специальности имеют и ряд недостатков:

  • преимущественно невысокие заработные платы;
  • доминирование работодателей в лице государственных учреждений;
  • «связанные» руки из-за массы устаревших правил и бюрократии;
  • расхождения между предполагаемыми и реальными условиями труда;
  • частое отсутствие перспектив карьерного роста.

К условным преимуществам стоит отнести и низкие конкурсы на специальности социального профиля – в регионах на них в среднем претендует не более 7-8 человек на место. Дополнительно отметим и большое количество бюджетных мест – вероятность получить высшее образование бесплатно крайне высока. Другое дело, что в регионах качество образования, согласно экспертным оценкам, часто оставляет желать лучшего.

Резюме

Социальные профессии подойдут молодым людям, которые жаждут помогать незащищенным слоям населения и иметь общественно значимую, важную работу. Часто моральное удовлетворение от нее приносит гораздо больше благ, чем откровенно невысокие зарплаты в данной сфере

Однако крайне важно быть стрессоустойчивым и целеустремленным – в противном случае вам будет сложно справиться с давлением, бюрократией и не всегда лояльным отношением посетителей, коллег и руководства

Минусы социальной работы

  • Развитие и становления социальной работы почти всегда проходит в постоянных дискуссиях по ее основным проблемам с точки зрения методологии, что и создаёт определенные трудности.
  • Несмотря на то, что социальная работа играет довольно значительную роль в развитии общества, она по-прежнему считается далеко не престижной.
  • Обязательное наличие определенных психофизиологических особенностей у специалистов, так как социальная работа связана со значительными профессиональными рисками.
  • Высокие требования, предъявляемые к социальным работникам при довольно низком пороге заработной платы.

В заключение добавим, что в связи с развитием общества и становления государственности основные направления, содержание и возможности социальной работы стали в 21 веке более совершенными

Вместе с тем необходимо констатировать, что, несмотря на огромную важность социальной работы минусов у нее значительно больше, чем плюсов. На современном этапе это объясняется, прежде всего, сложными социально-экономическими отношениями

Кроме того необходимо помнить и о том, что в России социальной работой как объектом научного исследования стали заниматься совсем недавно, поэтому она имеет еще много недостатков, в число которых входит и подготовка для нее компетентных специалистов.

Регулирование доходов населения

Цель государственного распределения и перераспределения рыночных доходов – уменьшение резкой дифференциации по уровню доходов и капиталу.

Принципы распределения доходов в обществе:

  • уравнительное (эгалитарное) распределение, когда все члены общества (его определенной части) получают равные доходы или блага;
  • рыночное распределение – каждый владелец фактора производства получает доход в соответствии с хозяйственной продуктивностью своего фактора. По отношению к обладателям рабочей силы (т.е. наемным работникам) действует принцип распределения по труду. Он означает, что доходы трудящихся зависят от рыночной оценки значимости их вида труда и от его конечных результатов;
  • распределение по накопленному имуществу – получение дополнительных доходов теми, кто накапливает и передает по наследству собственность (землю, дома, ценные бумаги и т.д.);
  • привилегированное распределение характерно для недемократических обществ, в которых люди, находящиеся у власти, перераспределяют общественные блага в свою пользу (в виде повышенных окладов и пенсий, улучшенных условий жизни, труда и отдыха, спецобслуживания и др.).

В жизни все эти принципы обычно сочетаются. Сложность проблемы распределения и перераспределения доходов обусловлена отсутствием ответа на вопрос: «Какое распределение доходов считать правильным?»

Элементы механизма распределения и перераспределения доходов:

  • предоставление общественных благ;
  • налогообложение;
  • трансферты.

Уровень благосостояния людей характеризует получаемые ими доходы. Понятие «дохода» шире понятия «заработной платы», поскольку доход может содержать и другие денежные и натуральные поступления.

Виды доходов:

  • номинальный доход – общее количество денег, которое получено отдельными лицами (или начислено им) за определенный период. Основные элементы этого дохода: трансфертные платежи; проценты по вкладам и облигациям, дивиденды на акции, страховые выплаты, лотерейные выигрыши и пр.;
  • располагаемый доход – это доход, который может быть использован на личное потребление и сбережения. Он равен номинальному доходу минус налоги и другие обязательные сборы и платежи;
  • реальный доход отражает покупательную способность номинального дохода. Это количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход.

Главными статьями доходов большинства населения являются заработная плата и трансферты (социальные платежи). Соотношение между ними влияет на экономическое поведение людей. Если в доходах преобладает заработная плата, это стимулирует трудовую активность людей, инициативу, предприимчивость. Если повышается роль трансфертов, люди становятся пассивнее к труду, заражаются иждивенчеством. Поэтому размеры государственной помощи должны быть взвешенными.

Профессии социального профиля

Профессии социального профиля идеально подходят человеку, который мечтает приносить пользу конкретным людям и обществу в целом. Они неразрывно связаны с помощью – в широком смысле с реабилитационной, психологической, социальной, а также с просветительской деятельностью, здравоохранением и правовой защитой. За последние 5-7 лет в этой сфере появились десятки профессий будущего. Вы знаете, кто такой геронтолог, социальный инженер, медиатор социальных конфликтов? Наверняка нет. А ведь одна из этих специальностей может оказаться профессией вашей мечты. Давайте познакомимся с каждой из них.

В широком смысле – это специальности, связанные с какой-либо общественной деятельностью. Часто выделяют социально-гуманитарные и социально-экономические профессии. К представителям первой группы специальностей относят социологов, политологов, психологов, журналистов, этнографов и других. Социально-экономическое направление представляют экономисты, маркетологи, менеджеры, бухгалтеры и другие специалисты.

Что такое социальная работа

Социальная работа – сравнительно новый вид профессиональной деятельности. Первые школы для специалистов этого рода появились на рубеже XIX и XX веков в Европе и США. Но сама идея объединения различных групп общества, помощи «группам риска» зародилась гораздо раньше.

Ещё в Средневековье монахи и священники вели благотворительную деятельность – открывали приюты для вдов и сирот, собирали пожертвования для погорельцев, жертв эпидемий. За церковью в подобную деятельность включались правительства. В России, Франции, Англии, Германии монархи создавали дома для солдат-инвалидов, приюты, учебные заведения для сирот.

В наше время данная работа охватывает множество сфер. Среди них:

  • Реабилитация (индивидуальная, семейная);
  • Работа с группами по возрасту (дети, молодежь, пожилые);
  • Работа с группами по интересам и сходным проблемам (одинокие отцы и матери, бывшие алкоголики, религиозные группы и т.д.);
  • Реабилитация асоциальных групп (наркоманы, проститутки, несовершеннолетние правонарушители и т.п.);
  • Организация общественного взаимодействия по месту жительства.

Предполагается оказание моральной поддержки тем членам общества, которые нуждаются в ней. Как правило, люди считают, что подобной деятельностью занимаются только органы социальной защиты. Но потребности общества гораздо шире. Социальные работники нужны в школах, домах-интернатах, в армии, тюрьме и т.д.

Методы социальной работы

Специалисты применяют 4 группы методов:

  • Всеобщие (методы познания);
  • Общенаучные (наблюдение, анкетирование, опрос);
  • Специальные (социальное и психологическое моделирование, метод социальной или семейной биографии);
  • Методы смежных дисциплин. Многие профессии занимаются решением общественных проблем. Врачи, педагоги, полицейские, юристы считаются специалистами, близкими к работникам социальной сферы. Социальные работники используют психологические, педагогические, юридические методы.

По другой классификации выделяют 3 группы методов. Это:

  • Социально-экономические методы (материальная помощь, пособия выплаты и льготы, бытовые услуги уход и присмотр и т.д.)
  • Организационно-распорядительные (разработка и выполнение распоряжений, консультации, распространение информации);
  • Психолого-педагогические (рекомендации, советы, разъяснения).

Методы приходится выбирать по категории клиента. Различают индивидуальные групповые, общинные методы.

Индивидуальные методы используют в следующем порядке:

  • Устанавливают эмоциональный контакт;
  • Изучают суть ситуации;
  • Определяют цель деятельности;
  • Изменяют отношения клиента со средой или самим собой;
  • Выводят результат.

В индивидуальном методе главное – помочь клиенту преодолеть стресс, научить его принимать самого себя.

Групповой метод означает взаимодействие с малой группой. Возможности метода очень широки. Можно использовать опыт каждого члена группы, позволить людям выйти из роли слушателей, стать помощниками друг для друга. Активно используют эту работу с группами анонимных алкоголиков, жертв различных экстремальных ситуаций, сложных общественных отношений. В групповом методе применяют творческие методы, а также семейную терапию.

Метод общинной работы используется для совместной деятельности соц. службы и различных организаций, например, культурных, религиозных, экономических.

Похожие термины:

  • К одному из типов организации социальной работы относится социальная работа с общиной, сообществом (или комьюнити, микросредой). Понятие “сообщество” (англ. community) является одним из ключевых в соц

  • (streetwork). С понятийно-концептуальной точки зрения достаточно сложно очертить специфический профиль понятия “социальная работа на улице”. Ее обозначают и как “уличная социальная работа”, “мобил

  • Направление и метод социальной работы, при котором небольшая группа лиц с близкими интересами и общими проблемами регулярно собирается и включается в совместную деятельность для достижения общи

  • вид человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации знаний об определенной деятельности — социальной сфере и социальной работе.

  • социальные услуги в больнице. Несмотря на различия в терминологии, данное понятие пришло на смену «медицинской социальной работе». Вероятной причиной этого послужил отказ от медицинского подход

  • специфический вид профессиональной деятельности, направленной на улучшение качества молодежной популяции, осуществляемой государственными, муниципальными и коммерческими организациями и вклю

  • попытка переосмыслить теорию и практику социального обеспечения и социальной работы с акцентом на роли классового разделения и расовой ДИСКРИМИНАЦИИ в личных проблемах либо на значении рыночны

  • ряд подходов к социальной работе, объединенных представлением об угнетении женщин и ставящих своей задачей преодоление последствий этого угнетения. Сторонники феминизма рассматривают все аспек

  • community social work) – направление социальной работы по оказанию поддержки в рамках сообщества людям, осуществляющим уход за КЛИЕНТАМИ.

  • (от лат. praeventio — опережаю, предупреждаю, англ. prevention — предупреждение, предохранение, предотвращение) — научно обоснованный, своевременно предпринятый комплекс экономических, политических, право

  • (престиж — от франц. prestige — обаяние, очарование), исходя из философского, психологического и социологического смысла, — общественная оценка профессиональной группы работников системы социальног

  • как профессиональная форма социальной работы возникла в США, где в конце 20-х гг. XX в. были выработаны соответствующие социально-педагогические программы, создание которых было обусловлено постоян

  • деятельность, направленная на решение социальных проблем отдельных личностей, слоев и групп, на создание условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способности людей к социальном

  • цикл учебных дисциплин) имеет целью дать студентам (слушателям) целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлений, инструментарии, технологиях (методиках) и ее орган

Формы социальной ответственности

Моральная и социальная ответственность делового человека возникают в то время, когда его поведение приобретает некоторое значение для социума и подлежит регулированию принятыми нормативами. Этот термин следует рассматривать с двух ракурсов:

  • Позитивный (проспективный, перспективный). В таком положении вещей индивид четко понимает, в чем заключаются его обязанности и насколько высока необходимость их исполнения. Позиция имеет отношение к тому, что происходит сейчас, и проектируется на будущее.

  • Негативный (ретроспективный). Здесь следует отметить, что социальная ответственность воспринимается как сторонняя мера воздействия, которая ограничивает действия человека. В данном случае она появляется как следствие ранее нарушенных нормативов.

Вторая позиция получила наибольшее распространение. Очевидно, что социальная и юридическая формы ответственности тесно связаны друг с другом. Что касается негативного аспекта, здесь нужно уточнить, что он появляется как последствие от действий индивида.

Понятие социальной ответственности

Чтобы разобраться в этой теме, следует прояснить, что же такое социальная ответственность человека. Это ответственность перед окружающими и стремление выполнить обещания, которые были кому-то даны. Все ее виды можно смело назвать формой социальной ответственности.

Как правило, спрос с того, кто давал какое-либо обещание, звучит следующим образом: ты это сделал или нет.

Если человек отвечает утвердительно, значит, он является социально ответственной личностью. Если же ответ отрицательный, над социальной ответственностью этому индивиду следует ещё много работать.

С точки зрения психологии социальную ответственность можно сравнить с чувством долга. Она классифицируется на ситуативную и социальную ответственность, связанную с положением в обществе. В качестве примера второго типа уместно привести материнский или гражданский долг.

В рамках социальной и правовой ответственности у человека нет права выбора. Он делает то, что должен, чётко следует своим обязанностям. Возможность выбирать актуальна только для определения своего социального статуса, после чего личность принимает на себя дополнительный функционал. В случае уклонения от выполнения своих обязательств человек приобретает новый статус в обществе – статус безответственного.

С учетом сказанного можно сделать вывод, что социальную ответственность допустимо называть ролевой. То есть личность самостоятельно выбирает себе роль, а затем полностью подчиняется написанному сценарию. Следование своей «должностной инструкции» заметно упрощает жизнь индивида. Он четко знает, что можно, а что нельзя. Ему нет необходимости долго размышлять над тем, как поступить в том или ином случае.

В рамках социальной ответственности на человеке лежит обязанность либо что-то давать окружающим, либо избавлять их от чего-то.

ТОП-3 урока, чтобы улучшить свою жизнь в 2023 году

Проверено на 8500 моих учеников — только практика, без воды

Женские архетипы

Как отпустить прошлые отношения быстро и без боли

Выстраиваем внутреннюю опору

Уже скачали

Самый распространённый пример: сотрудник организации ответственен за выполнение определенной работы в рамках должностных обязанностей. Для этого ему требуется использовать все свои навыки и умения, а также потратить определённое время, чтобы решать поставленные задачи самостоятельно, а не перекладывать их на коллег.

Ключевой девиз человека, понимающего свою социальную ответственность в современном обществе: я могу самостоятельно отвечать за себя самого. Это значит, что он способен контролировать себя и в рамках выполнения своих обязанностей не станет тревожить других.

Профессия «социальный работник»

Работа в социальной сфере – широкое понятие. Оно включает в себя правовую защиту самых «слабых» в общем понимании слоев населения: сирот, военных беженцев, пленников, людей с ограниченными возможностями. Специалисты организуют материальную помощь (питание, одежда и обувь, финансы) и поддерживают морально-психологически.  Они оказывают первую помощь людям, перенесшим психические травмы из-за природных катастроф, разного рода вооруженных конфликтов, семейных трагедий.

Специалист по социальной работе должен иметь социологическое образование. Ему нужны хорошие знания социологии и психологии, а также смежных наук – медицины, этики, юриспруденции. В школах чаще всего работают люди, окончившие педагогические вузы.

Поскольку работники имеют непосредственный контакт с людьми, эта профессия требует особых личных качеств. Это:

  • Психологическая стабильность;
  • Тактичность;
  • Внимательность;
  • Порядочность;
  • высокий уровень сопереживания.

Специальное образование даёт институт психологии и социальной работы. Подобные учебные заведения есть во всех крупных городах Европы. В них работают факультеты прикладной психологии и психолого-социальной работы. Студенты могут получить специальности «психология», «конфликтология», «социальная работа», «психология девиантного поведения» и др.

Работа в данной сфере объединяет в себе элементы работы юриста, психолога, социолога, медицинского работника. Работник социальной службы рассматривает все вопросы в комплексе. Кроме того, он часто выступает посредником, так как его клиенты не могут сами решить определенные задачи. Работники могут связываться от имени клиента со специалистами, с различными учреждениями, с другими клиентами.

В наши дни это востребованная работа — социальный работник найдет себе применение в государственной службе занятости, медицине, различных реабилитационных центрах, школах, отделах образования, армии, местах заключения.

Существует специальная система учреждений соцзащиты.   Учреждения соцзащиты действуют согласно государственной политике. Они помогают поддерживать устойчивость общества. Существует также обширная сеть общественных организаций, частных (светских, религиозных) учреждений.

Непрофессиональная форма социальной работы – волонтерство, осуществляемое по добровольному желанию человека. Волонтеры могут быть людьми разных профессий, их деятельность носит благотворительный характер. Зачастую волонтеры помогают государственным и частным организациям.

Социальная работа в школе

Одно из важных направлений деятельности — социальная работа в школе. Она призвана заполнить ту нишу, которая долго выпадала из поля зрения школьных учителей.

Это поддержка особых групп – многодетных, малообеспеченных семей, детей-инвалидов, сирот и детей, находящихся на опеке, школьников, имеющих проблемы в обучении и воспитании. Школам нужны связи с различными институтами общества – отделами опеки и попечительства, полицией, общественными и религиозными организациями. Решением этих задач занимается социальный педагог. Работа социального педагога предполагает составление и пополнение баз данных учащихся и их семей, организация совместной деятельности с социальными институтами, занимающимися вопросами семьи и школы.

Социальные педагоги занимаются с «группами риска», используя профессиональные методы  – диагностику, опрос, коррекцию, адаптацию, тренинги. Клиентами могут быть не только учащиеся школ, но и их родители, учителя.

Школьный социальный педагог ведёт учёт посещаемости, выясняет причины пропусков занятий. Он посещает проблемные семьи, ведет индивидуальную работу с детьми с девиантным поведением. В обязанности этого работника входит выяснять потребность семей и детей из групп риска в материальной помощи, организовывать её получение от отдела соцзащиты и благотворительных организаций. Он следит за внешним видом учащихся, предупреждает случаи жестокого обращения с детьми.

По мере развития общества социальная работа становится всё более актуальной. Человечество неуклонно приближается к идеалу гуманного социума, предоставляющего равные права всем своим членам. Социальная работа помогает приблизить достижение этого идеала.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий