Социальная дезадаптация личности

Подстройка и дезадаптация гипертима

Расположить к себе гипертима вы вряд ли успеете, потому что он первым сделает это. Стоит только оказаться рядом с неуемным весельчаком, чтобы знакомство завязалось. Вот только трудно обрадоваться такому словоохотливому и обильно жестикулирующему соседу при 10-часовом перелете.

Гипертима дезадаптирует все, что связано с монотонностью, рутиной и постоянством. Если заставить гипертимного ребенка складывать паззл на 1 тыс. кусочков, это будет самым жестоким наказанием.

Еще одним тяжелым (но не настолько тяжелым, как для истероида) дистрессом для этого психотипа служит ограничение общения, которое необходимо ему, как еда и питье.

Интересно, что гипертимы находятся в числе первых, кто прибегает к различного рода зависимостям, чтобы справиться с депрессивными реакциями на ограничения стимулов. Наркотики и алкоголь становятся следствием таких жизненных обстоятельств, при которых они не получают позитивных эмоций от общения, приключений и авантюр, столь любимых ими.

Если шизоид в состоянии стресса замыкается в себе, то гипертим будет вести себя как ребенок, громко взывая к окружающим о помощи. Для него важна реакция других людей, даже если он сам способен решить возникшее затруднение.

Уровни дезадаптированности

Социальная дезадаптация имеет различные степени поражения человека. В современной практике используются 4 уровня, отображающих глубину дезадаптированности индивида. Это:

  1. Нижний (или ядровый) — скрытый, латентный, не имеет клинических симптомов и практически не может быть идентифицирован. Любые отклонения списываются на отсутствие настроения, особенности характера или жизненные неурядицы, но никак не воспринимаются как тревожный сигнал.
  2. Половинный (неустойчиво восходящий) — начинают появляться дезадаптивные «пертурбации», ирритации. Часть изменений приобретает возвратный характер: появляются, обнаруживаются и снова пропадают для дальнейшего возникновения. Подобные эмерджентные состояния не означают установку ритма, пульсацию проявлений. Этот уровень является зарождением будущих расстройств и корнем источников дезадаптивного потенциала личности, заложенного природой. Существующие в «дремлющем» состоянии дезадаптивные усилия закрепляются в определенных поведенческих моделях и поступках.
  3. Устойчиво восходящий — прежние адаптивные связи и механизмы разрушаются.
  4. Закрепившаяся дезадаптация — проявляются характерные черты дезадаптированности.

Диагностика

Психологи и психотерапевты могут распознать признаки дезадаптации по характерному поведению человека и сопутствующим показателям его психического и физического здоровья. Если у детей всё это диагностируется достаточно быстро, то со взрослыми, особенно если они маскируют свою неудовлетворённость, приходится иногда работать долго. Сначала проводится беседа с профильным специалистом, при необходимости назначается медицинское обследование. Но основным диагностическим инструментом становятся психологические тесты.

Люшер

Можно выявить состояние дезадаптации по Люшеру. Его смешанные и ахроматические цветовые таблицы определяют степень и стиль отклонения. Например, на неприятие своей профессии указывает жёлтый цвет в определённой позиции, а фиолетовый — на бунт женщины против своей же беременности.

Лири

Помогает определить степень дезадаптированности ещё один знаменитый опросник — Лири. Его цель — выявить разницу между «Я реальный» и «Я идеальный». Чем она глубже, тем запущеннее форма патологии. Состояние характеризуется с точки зрения таких ключевых личностных образований, как лживость, принятие/непринятие себя/других, эмоциональный комфорт/дискомфорт, внутренний/внешний контроль, доминирование, ведомость и эскапизм.

Факторы личности

Ещё один опросник, характеризующий несколько типов личности, среди которых есть те, кто склонны к неприятию общественных норм и установок. Например, типу личности «k+» свойственна социальная форма неприятия, «d+» — дезадаптация по депрессивному типу, а «d-» — по циклотимному типу. Их описания даны в ответах к тесту.

Факторы, ведущие к социальной дезадаптации

Существует ряд предрасполагающих к развитию социальной дезадаптации факторов. Как показывает практика, у человека может наблюдается как один, так и целый комплекс этих пусковых механизмов. Такими факторами могут быть:

Школьный — отсутствие правильного подхода к ребенку, чрезмерная строгость, непонимание педагогом психологического состояния (в том числе и расстройств), предвзятое отношение со стороны учителя (нередко сопровождающееся грубостью, унижениями, преднамеренным занижением оценок и игнорированием проблем со сверстниками при их наличии), отсутствие своевременной помощи при пропуске уроков, физическое насилие.
Семейный — неблагополучные условия жизни (маленькое жилище, отсутствие своей комнаты и обычных коммуникаций: водоснабжение, электричество и прочее), низкая финансовая обеспеченность, неполная семья, регулярные семейные конфликты и рукоприкладство (как между взрослыми, так и по отношению к детям), низкий уровень умственного и культурного развития родителей, чрезмерная трудовая занятость, алкогольная или наркотическая зависимость одного или обоих родителей. Помимо этого, пусковым механизмом может стать неправильная манера воспитания: отсутствие совместного времяпровождения, заброшенность или, наоборот, сильная опека, вседозволенность. Негативным эффектом может обладать противоречивость требований и форм поощрения и наказания, разные взгляды на политику, религию и прочие жизненные вопросы

Несоответствие у родителей пропагандируемых принципов чести и достоинства с поступками, также накладывает отрицательный отпечаток.
Средовой — влияние со стороны окружения (одноклассники, одногруппники, уличные друзья), искаженный образ «кумира», доступность алкогольных напитков, сигарет, наркотических средств, легкий способ заработать деньги (нередко незаконными путями), желание испытать острые ощущения, романтизированное восприятие преступников (под влиянием некоторых фильмов, сериалов, книг или рассказов) и многое другое.
Социальный — имеет особенно важное значение во время социально-экономической и политической нестабильности в социуме. Наблюдается потеря идеалов при отсутствии новых, желание разбогатеть легким и быстрым способом, появление большого количества важных для подростков денежных соблазнов, воровство, коррупция

Большую роль в личностном формировании играют средства массовой информации (телевидение, интернет, социальные сети), где ведется активная пропаганда сексуальных связей, насилия и прочего. Этот фактор, как самостоятельная единица, не может привести к социальной дезадаптации, но принимает участие в становлении нравственных основ созревающей психики.
Соматический — тяжелые болезни, включая инфекции, после устранения которых сохраняется продолжительный эффект усталости, истощения и слабости. Сюда также относятся врожденные аномалии (особенно затрагивающие внешность), нарушения органов чувств (зрение, слух, речь) и патологии, нуждающиеся в долгом и частом лечении в медицинских учреждениях.
Психический — тяжелые расстройства психики, нередко приводящие к инвалидности (на практике встречаются нечасто). Наибольшее диагностическое значение имеют мягкие, пограничные нарушения.
Возрастной — подростковый период характеризуется сильным гормональным всплеском и лабильностью психики, что встречается и у здоровых детей.
Корреляционно-профилактический — отсутствие медицинских работников и психологов в учебных учреждениях. В последнее время особенно остро поднимается вопрос о подростковой непросвещенности в области медицины, здоровья, секса, взаимоотношений и нравственности. Большинство школ, колледжей и училищ не предусматривают наличие специалистов, которые могут проводить просветительские занятия или оказывать помощь нуждающимся.

Причины дезадаптации

Основными причинами
дезадаптации человека является группа факторов. Они включают: личные
(внутренние), экологические (внешние) или и те, и другие.

Личностные (внутренние)
факторы дезадаптации человека связаны с неадекватной реализацией его социальных
потребностей как личности.

Они могут включать в себя:

— длительная болезнь;

— ограниченные возможности
общения ребенка с окружающей средой и людьми, отсутствие адекватного (с учетом
его индивидуальных особенностей) общения с ним со стороны окружения

— длительная изоляция
человека независимо от его возраста (принудительная или насильственная) от
среды повседневной жизни

— переход на другой вид
деятельности (длительный отпуск, временное исполнение других служебных
обязанностей) и т.д.

Средовые факторы (внешние
факторы) дезадаптации человека связаны с тем, что они непривычны для него,
вызывают дискомфорт и каким-либо образом препятствуют развитию личности.

К ним относятся:

— нездоровая обстановка в
семье, подавляющая личность ребенка. Такая обстановка может сложиться в семьях
«группы риска»; в семьях, где преобладает авторитарный стиль
воспитания, насилие по отношению к ребенку;

— отсутствие или
недостаточное внимание к общению с ребенком со стороны родителей, сверстников;

— подавление личности новым
окружением (поступление ребенка в детский сад, школу, смена группы, класса).

— подавление личности
группой (дезадаптивная группа) — отвержение ребенка коллективом, микрогруппой,
угнетение, насилие по отношению к ребенку и т.д. Это особенно характерно для
подростков. Проявление жестокости (насилия, бойкота) со своей стороны по
отношению к сверстникам — обычное явление;

— негативное проявление
«рыночного воспитания», когда успех измеряется исключительно
материальными благами. Поскольку человек не в состоянии обеспечить себе
достаток, он находится в сложном депрессивном состоянии1;

— негативное влияние СМИ в
«рыночном образовании». Формирование интересов, не соответствующих
возрасту, пропаганда идеалов социального благополучия и легкости их достижения.
Реальная жизнь приводит к значительным разочарованиям, комплексам,
неустроенности. Дешевые мистические романы, фильмы ужасов и боевики формируют у
незрелого человека представление о смерти как о чем-то смутном и
идеализированном;

— дезадаптивное влияние
отдельной личности, в присутствии которой ребенок испытывает сильное
напряжение, беспокойство. Такого человека называют дезадаптивным (дезадаптивный
ребенок — группа) — это человек (группа), который в определенных условиях по
отношению к среде (группе) или к отдельной личности выступает как фактор
дезадаптации (влияет на самовыражение), тем самым ограничивая его активность,
способность полностью реализовать свой потенциал. Примеры: девушка по отношению
к парню, которому она безразлична; гинекологический ребенок по отношению к
классу; трудновоспитуемый человек, активно играющий провокационную роль, по
отношению к учителю (особенно молодому) и т.д;

Депрессия (от лат. depressio
— угнетение, подавленность) — болезненное психическое состояние, выражающееся в
переживании уныния и безысходности на фоне эмоциональной, интеллектуальной и
двигательной вялости. Резко снижается привлекательность, мотивы, волевая
активность и самооценка. Заторможенность, отсутствие инициативы и быстрая
утомляемость характерны для поведения в этом состоянии.

— переутомление, связанное с «заботой» о развитии ребенка, не соответствующее возрасту и индивидуальным способностям и т.д. Это происходит, когда неподготовленного ребенка отправляют в школьный или гимназический класс, не соответствующий его индивидуальным способностям; ребенка перегружают без учета его физических и умственных способностей (например, через занятия спортом, обучение в школе, участие в кружке по интересам).

Коррекция и профилактика

Социальная дезадаптация легко поддаётся коррекции с помощью профильного специалиста, родных и близких. Самые эффективные способы:

  1. Создание благоприятной обстановки в семье, школе, на работе.
  2. Специальный курс консультаций у психолога. При необходимости — гипноз для выявления провоцирующего фактора. Работа над его устранением.
  3. Восстановление прежних социальных контактов.
  4. Новые знакомства.
  5. Поиск увлечений и хобби — это заставляет человека находить людей с общими интересами.
  6. Поиск постоянной официальной работы.
  7. Аутотренинги по борьбе с собственными комплексами, сомнениями, страхами.
  8. Тренинги по контролю и управлению собственными акцентуациями характера.
  9. Тренинги по развитию навыков коммуникативности.
  10. Психотехнические занятия для многостороннего развития личности.

Если причина является физиологической, при наличии психических отклонений человек направляется на приём к психиатру, где проходит курс терапии.

Профилактика социальной дезадаптации должна вестись в двух направлениях. Во-первых, через усвоение норм и правил поведения в обществе. В детском возрасте за это несут ответственность родители, воспитатели, педагоги, школьные психологи. Взрослые сами должны научиться усмирять собственные акцентуации. Во-вторых, необходимо постоянно следить за психическим здоровьем. Ведь если с ним начнутся проблемы, то полноценная жизнь в социуме может оказаться невозможной.

Коррекция социальной дезадаптации

Над проблемой дезадаптации обязательно нужно работать. В противном случае она будет только стремительным образом увеличиваться и все больше препятствовать развитию человека. Дело в том, что дезадаптация сама по себе разрушает личность, заставляет переживать ее негативные проявления тех или иных ситуаций. Коррекция социальной дезадаптации заключается в возможности проработать внутренние страхи и сомнения, вытащить на свет болезненные мысли человека.

Социальные контакты

Пока дезадаптация не зашла слишком далеко, следует как можно скорее начинать действовать. Если вы утратили все связи с людьми, начинайте снова знакомиться. Общаться можно везде, со всеми и о чем угодно. Не надо бояться показаться глупым или слабым, просто будьте самими собой. Заведите себе хобби, начните посещать различные тренинги, интересующие вас курсы. Высока вероятность того, что именно там вы встретите единомышленников и людей, близких по духу. Не нужно ничего опасаться, позвольте событиям развиваться естественным образом. Чтобы постоянно быть в коллективе, устройтесь на постоянную работу. Без общества жить трудно, а коллеги помогут вам решать различные рабочие моменты.

Проработка страхов и сомнений

У того, кто страдает дезадаптацией, обязательно имеется целый набор нерешенных вопросов. Как правило, они касаются самой личности. В таком тонком деле поможет грамотный специалист – психолог. Дезадаптацию нельзя пускать на самотек, необходимо контролировать ее состояние. Психолог поможет вам разобраться со своими внутренними страхами, увидеть окружающий мир под другим углом зрения, удостовериться в собственной безопасности. Вы и не заметите, как проблема вас покинет.

Что это такое

Дезадаптация — это неприспособленность человека к определённым, чаще всего новым условиям существования. Она находит выражение в поведении, которое не типично для него в привычной обстановке. Например, дома он может вести себя совершенно нормально: общаться с родными и соседями, ухаживать за родителями, содержать квартиру в чистоте, проявлять уважение к семейным ценностям. На работе он кардинально меняется: не может наладить контакт с коллегами и начальством, грубит или замыкается и не произносит ни слова, не соблюдает Устав предприятия (опаздывает, курит в неположенном месте).

Дезадаптивное поведение — это нарушение основных правил социума, действующих в тех или иных условиях (на работе, в школе, в семье, в государственном учреждении, в любом объединении).

Однако при дезадаптации меняется не только поведение, но и психофизическое состояние человека. Если дома он умиротворён и отлично себя чувствует, то на работе у него резко повышается уровень тревожности, учащается дыхание и сердцебиение, наблюдается обильное потоотделение, случаются панические атаки. Данное состояние затрагивает практически все личностные сферы — эмоциональную, физиологическую, поведенческую.

Чем это может закончиться:

  • при успешной коррекции и помощи со стороны адаптация пройдёт благополучно и человек сможет усвоить нормы и правила;
  • при их отсутствии он не выдержит эмоциональной нагрузки, усугублённой физиологией, и выпадет (сознательно или нет) из данных условий существования: сменит работу, разведётся, перестанет ходить в школу;
  • будет продолжать терпеть их, и эта дезадаптированность будет заставлять его жить в постоянном стрессе.

Последний случай самый тяжёлый. Психологи утверждают, что более 30% людей можно назвать дезадаптированными, так как они не могут эмоционально, физически и психологически принять условия работы, на которую им приходится ходить ежедневно. К помощи специалистов они не обращаются, а новое место искать не пытаются по разным причинам (здесь ближе к дому, хорошо платят, а вдруг там хуже окажется).

Причины расстройства адаптации

Вероятность развития расстройства адаптации связана с наличием стрессовых факторов, которые являются относительно безопасными для человека, но воспринимаются им в противоположном ключе – как опасные и имеющие непреодолимую силу воздействия. 

Среди причин расстройства адаптации следует назвать личностные особенности человека: чрезмерная эмоциональность, повышенная тревожность, неумение противостоять жизненным трудностям, преобладание негативной оценки событий, склонность видеть во всех обстоятельствах только плохие моменты; зацикленность на своих переживаниях. 

Провоцируют развитие расстройства адаптации могут следующие факторы:

  • нарушение социальных контактов и, как следствие, отсутствие поддержки со 
  • стороны друзей;
  • ссоры и конфликты в семье; различие жизненных взглядов между 
  • представителями разных поколений;
  • развод, потеря близких людей;
  • отсутствие работы, различные проблемы в профессиональной сфере;

Иногда в роли психотравмирующего фактора выступает изменение привычного уклада жизни, вызванного определенным этапом развития (поступление в детский сад или школу, рождение ребенка, выход на пенсию и т.д.). 

Кроме того, психиатры говорят о наследственном факторе в формировании РА. Люди, в семьях которых есть случаи выявления психических нарушений, находятся в группе риска. 

Патогенез расстройства адаптации связан с личностными особенностями человека – неумением правильно реагировать на стресс, неспособностью адекватно анализировать происходящее и приспосабливаться к изменяющимся условиям. 

Триггером в формировании расстройства адаптации выступает психотравмирующий фактор, при этом человек воспринимает его как угрожающий безопасности. Этот стрессовый эпизод может быть отправной точкой для развития заболевания либо сопровождать симптоматику заболевания. 

Внезапная тревога, возникающая в результате воздействия стрессового фактора, 

приводит к выбросу в кровь гормонов и активизации вегетативной нервной системы, что приводит к формированию стрессового ответа на изменившиеся условия. 

Проблематика воспитания «неудобных» учеников

Среди исключительных детей особую ступень занимают также и одаренные дети. Проблема в воспитании таких ребят заключается в том, что талант и острый ум – не болезнь, поэтому особого подхода к ним не ищут. Зачастую педагоги лишь усугубляют ситуацию, провоцируя в коллективе конфликты и обостряя взаимоотношения между «умниками» и их сверстниками.

Предупреждение дезадаптации детей, опережающих остальных в интеллектуальном и духовном развитии, заключается в правильном семейном и школьном воспитании, направленном не только на развитие имеющихся способностей, но и таких черт характера, как этичность, вежливость и гуманность. Именно они, точнее, их отсутствие, в ответе за возможное «зазнайство» и эгоизм маленьких «гениев».

Опасность нарушения

Поскольку у многих людей поведение меняется в зависимости от окружения и ситуации, вычислить социальную дезадаптацию довольно не просто. К тому же проявляется она не сразу. Развиваясь постепенно, нарушение может дать о себе знать внезапно, когда, к примеру, человек оказывается в сложной ситуации и выясняется, что он к ней не приспособлен.

Утрата способности подстраиваться под обстоятельства часто не рассматривается индивидом, как серьезная. Но опасность психологической дезадаптации в том, что чем дольше она развивается, не подвергаясь коррекции, тем сложнее будет искоренить проблему. Как известно, исправить привычки в поведении очень сложно. А когда их причиной становятся закрепленные годами психофизические состояния – это может оказаться невозможным.

Причины, виды и состояния дезадаптации

На протяжении жизни человек не единожды попадает в новую среду, заставляющую его кардинально изменять не только поведение, но и собственные взгляды и привычки. Порой это происходит резко, болезненно для личности, вызывает протестные действия по отношению к окружающим и требует от них терпения и понимания, а иногда и принудительных мер воздействия, если человек отказывается следовать разумным условиям сосуществования со средой.

Причины дезадаптации личности многочисленны и кроются как в особенностях ее психологического, умственного, нравственного, физического, социального развития, так и в особенностях той новой среды, в которую он попадает. Среда бывает благополучной или неблагополучной, основанной на общепринятых человеческих ценностях или на противоречиях с ними, выдвигающей посильные или непомерные требования к новичку, контролируемой со стороны соответствующих служб или бесконтрольной.

Из неблагоприятных факторов, способствующих развитию дезадаптации можно выделить основные четыре:

  1. 1. переходный возраст у школьников и подростков;
  2. 2. психическая слабость, при которой требования общества кажутся завышенными для личности;
  3. 3. травмирующие психику события в жизни человека, затянувшиеся стрессы;
  4. 4. психические расстройства и болезни.

К основным видам дезадаптации можно отнести:

  • Психическая (или психосоциальная). Возникает в период полового созревания личности, когда возможны резкие колебания в эмоционально-волевой сфере, негативные проявления акцентуаций характера, особенностей воспитания и умственного развития. В это время подросток становится особенно чувствительным к критике, требованиям и воздействиям со стороны семьи, школьного коллектива, сверстников. Реакция может быть внешне бурной или, наоборот, внутренней, скрытой, но доставляющей ему множество негативных переживаний и толкающей на необдуманные поступки.
  • Социальная. Характеризуется отклоняемым от общепринятых норм поведением и демонстративным нарушением правил морали и законов, уклонением от полезной деятельности, употреблением табака, алкоголя, наркотиков. Такое поведение является следствием неправильного воспитания, отсутствием уважения и внимания к существенным жизненным и духовным потребностям индивида со стороны значимых для него людей. В запущенных случаях социальная дезадаптация выражается в уголовных деяниях, участии в преступных группировках, когда формируются специфичные для этой среды морально-этические нормы и понятия.
  • Патогенная. Это результат врожденных или приобретенных нарушений в психофизиологическом развитии самой личности, к которым относятся различные фобии, нервно-психические заболевания, нарушения в развитии головного мозга и анализаторов (особенно зрительного и слухового), энурез.
  • Психологическая. Внутренние, личностные нарушения самооценки (существенно завышенная или заниженная), ценностей.

В большинстве изученных случаев наблюдается сочетание разных видов дезадаптации с преобладанием одного из них. Невозможность достичь какого-то идеала или цели приводит к конфликтам с самим собой и окружающими, к отчаянию, разочарованию, утрате жизненного тонуса, презрительному и мстительному поведению как к себе, так и к другим людям. Скрытая психологическая дезадаптация внешне не проявляется, но доставляет человеку внутренние острые переживания и страдания. Травмирующие внешние ситуации, например, семейный конфликт, усугубляют негативное состояние человека и могут привести к психогенной депрессии и дезорганизации поведения.

Социофобия как психическое расстройство: основные симптомы и методы лечения

Профилактика социальной дезадаптации

Замечание 2

Специалисты подчеркивают, что доводить социальную дезадаптацию до крайней степени развития очень опасно для человека, поскольку наступают необратимые процессы, которые невозможно остановить или провести с ними корректирующую работу. Чем раньше будут приняты активные меры, тем лучше и спокойнее будет ощущать себя человек.

Профилактика социальной дезадаптации состоит в систематическом наполнении человека позитивными эмоциями. Во-первых, следует объединить усилия в рамках семьи. Семья – этот тот круг, который находится с человеком на протяжении всей его жизни, и родные люди в первую очередь могут повлиять на его состояние

Очень важно окружить человека вниманием и заботой, показать, что он важен, и без его присутствия жизнь членов семьи изменится в худшую сторону

Работа со специалистов важна не только на начальных этапах корректировки дезадаптации, но и уже после того, как человек прошел курс терапии

Очень важно следить за его состоянием, отмечать настроение, а также то, какие занятия приносят ему радость, а какие огорчают, и от чего стоит ограничить себя. Благодаря специалистам и долгой работе над собой человек возвращается к полноценной жизни, заводит новые знакомства, возвращается радость к жизни

Необходимо найти те занятия, которые будут носить положительный характер, увлекать человека, станут его хобби и, возможно, способом заработка.

Таким образом, социальная дезадаптация – это очень актуальная и сложная проблема, которая требует к себе пристального внимания специалистов в области психологии и социальной психологии человек, которые избегает общества и замыкается в себе, нуждается в помощи со стороны. Поддержка ему необходима тем сильнее, чем больше он чувствует одиночество и отчуждение. Только профессионал способен грамотно выявить проблему, ее причины и направить личность на пусть по ее разрешению и возврату к полноценной жизни в обществе.

Особенности психологической дезадаптации

Сложно ли распознать дезадаптацию у себя, близкого человека или ребенка?

Человеку, не стремящемуся к взаимодействиям с людьми, сложно существовать в реальном мире. Он живет больше в иллюзорной, придуманной им реальности. Для нарушения характерны следующие признаки:

При дезадаптации человек излишне раздражителен. Ему трудно встать на сторону другого, понять его. Нужно отметить, что он зачастую не понимает и самого себя.
Агрессия – частый признак психологической дезадаптации. Вследствие утраты навыка гармоничного общения, мышление человека становится более негативным. Он стремится получать желаемое с помощью манипуляций, но не через непосредственное взаимодействие с людьми.
Уход в себя. В связи с тем, что завязывать новые знакомства становится все труднее, личность замыкается в себя, замещая фантазиями реальные эмоции и чувства. Закрытость – также способ индивида защититься от воздействий общества

Ему важно, чтобы никто и ничто не изменило его настроение и намерений.
Сосредоточенность на себе. Не желая общаться с другими людьми, личность полностью погружается в собственные переживания

Несмотря на такую отстраненность, в глубине души человек очень переживает, что не нужен обществу и чувствует опустошенность. Но, к сожалению, осознать проблему и начать действовать бывает очень сложно.
Нежелание подстраиваться под требования общества. Человеку кажется, что реальность должна соответствовать удобному для него положению вещей. Если же это не так , лучший путь – оградиться от всевозможных рисков. Но в итоге это только усугубляет ситуацию.
Индивид становится социофобом. Эта черта характеризует любой вид дезадаптации. Из-за того, что человеку не хочется выстраивать социальные связи, вскоре он может остаться совсем один. Другие в ответ люди также не станут интересоваться его состоянием.

Девиантное и деликвентное поведение как одна из форм проявления дезадаптации

Девиантным называют поведение, которое отклоняется от нормы, является противоречащим нормам или вовсе отрицает их. Проявление девиантного поведения в психологии называют «поступком».

Поступок направлен на:

  • Проверку собственных сил, способностей, умений и навыков.
  • Испытание методов достижения определенных целей. Так, агрессия, с помощью которой можно добиться желаемого, при успешном результате будет повторяться вновь и вновь. Также ярким примером являются капризы, слезы и истерики.

Девиация не всегда подразумевает плохие поступки. Положительное явление девиации – это проявление себя в творческом плане, раскрытие своего характера.

Дезадаптация же характеризируется отрицательной девиацией. К ней относятся вредные привычки, недопустимые действия или же бездействие, ложь, грубость и т. д.

Следующим этапом девиации является деликвентное поведение.

Деликвентное поведение – это протест, осознанный выбор пути против системы установленных норм. Оно направлено на разрушение и полное уничтожение устоявшихся традиций и правил.

Поступки, связанные с деликвентным поведением, нередко очень жестоки, антисоциальны, вплоть до уголовных преступлений.

Профилактика болезни

Специфической профилактики расстройства адаптации не существует. Существенное значение имеют индивидуальные особенности личности, которые становятся наиболее уязвимыми в ситуации стресса. Над ними нужно работать и приобретать способность адекватно реагировать на события. 

Среди общих рекомендаций по сохранению стабильного эмоционального состояния и противостоянию развития расстройства можно выделить следующие:

  • избегать стрессовых и конфликтных ситуаций, требующих больших эмоциональных затрат;
  • вести здоровый образ жизни без вредных привычек;
  • соблюдать режимы сна и бодрствования, труда и отдыха;
  • правильно питаться, не пропускать приемы пищи;
  • работать над повышением самооценки.

Список литературы:

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий