Программа и обучение в шахматном кружке для малышей

Польза игры

Психологами установлен факт, что дети, начиная с 5 лет, осваивают и активно используют ассоциативную последовательность «мысль – слово» или «мысль – действие». Именно детсадовский возраст считается самым подходящим для того, чтобы начать поэтапное изучение правил игры в шашки и рассмотрение различных комбинаций..

Эта интеллектуальная игра стимулирует умственное развитие, внимательность, целеустремленность. Уже через год тренировок полученные сосредоточенность и усидчивость помогут достигать больших успехов в школе. А умение просчитать ситуацию на несколько ходов вперед, принимать важные решения и нести за них ответственность — качества, которые очень пригодятся во взрослой жизни.

Если ваш ребенок еще дошкольник, то обучить его игре можно самостоятельно, для этого необходимо иметь первоначальные навыки, знать правила или просмотреть обучающие видеоуроки в интернете. Если ребенок младшего школьного возраста, а вы сами новичок в этом деле, то можно отдать его в школьный кружок, где преподавание идет по разным методикам, в зависимости от уровня подготовки юного шашиста.

Консультация для родителей по занятиям

Конечно, не у всех детей есть тяга к шахматной игре

Но если все же родители хотят привить любовь своего ребенка к такому занятию, то здесь важно замотивировать сына или дочь. Еще до того, как познакомить свое чадо с шахматами, нужно периодически доставать доску и фигурки, расставлять их, потихоньку знакомить ребенка с их названиями, принципами ходов

Также можно при ребенке сыграть несколько партий с членами семьи или друзьями. Есть еще несколько правил и рекомендаций:

  • первое занятие должно длиться не дольше десяти минут;
  • отвечайте на все интересующие ребенка вопросы;
  • второе занятие тоже должно быть непродолжительным, но побольше первого, достаточно 15 минут;
  • перед началом занятий можно дать малышу посмотреть мультфильмы про шахматы.

Во многом и от родителей зависит заинтересованность их ребенка в шахматах. Поэтому обязательно показывайте сыну или дочери, что вам тоже интересна игра. После этого ребенок точно увлеченно начнет расспрашивать о разных аспектах. Как только почувствуете заинтересованность и мотивацию малыша, можно начать водить ребенка на специализированные курсы по шахматам в кружки или к репетитору. Здесь уже педагог будет заниматься с ребенком. Притом такие уроки будут очень полезными: они развивают творческое и логическое мышление, учат победе и проигрышам, малыши смогут овладеть навыками по созданию собственных стратегий и логических цепочек игры.

Важные термины

  • Простая – обычная, не являющаяся дамкой шашка.
  • Бортовая шашка – фигура, находящаяся на краю игрового поля.
  • Дамочное поле – последний, 8-й ряд игрового поля.
  • Дамка – фигура, дошедшая до дамочного поля.
  • Ход, или тихий ход – передвижение шашечной фигуры из одной клетки в другую.
  • Ударный ход – ход, при котором происходит захват шашки противника.
  • Поддача – постановка обычной шашки таким образом, чтобы соперник мог ее убить.
  • Размен – ход, при котором оба игрока теряют одинаковое количество фигур.
  • Проходная шашка – шашка, которая при следующем ходе займет место дамки.
  • Прорыв – комбинация приемов, обеспечивающая проход в дамки.
  • Столбняк – поражение дамки определяет очередность хода.
  • Решето – такое расположение фигур, при котором свободные поля чередуются с занятыми через одно.
  • Запирание – шашка находится в таком положении, что закрыта фигурами противника и не имеет хода.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Игра в шашки: правила

  • Все ходы в игре осуществляются только на темном фоне.
  • Преимущество первого хода всегда принадлежит белым фигурам.
  • Фигурка делает ход вперед по диагонали на любую свободную клетку.
  • Если игрок коснулся фигуры, то он обязан ходить именно ей.
  • Ходы между соперниками чередуются.
  • Если перед шашкой стоит фигура противника, а после нее поле свободно, то ее можно съесть, делая ход и вперед, и назад.
  • Ходить в другую сторону при таком положении фигур запрещается, даже если вы подставляете себя по удар
  • За один ход, при удачном расположении фигур противника, можно съесть сразу несколько шашек.
  • Если игроку удалось дойти до противоположного конца доски, то он переворачивает свою фигуру, она превращается в дамку.
  • Дамка может ходить по диагонали вперед на любое количество клеток. Также дамке доступны ходы назад.
  • Съесть дамку, при соответствующем положении, может любая фигура.
  • Выигрывает тот игрок, кто первый съест все шашки противника.

Как организовать турнир по игре в шахматы или шашки в детском саду

В конце учебного года по итогам занятий с шашками или шахматами обычно устраивается турнир. Для детей он должен стать настоящим праздником, который только усилит интерес к интеллектуальным настольным играм.

Сценарий здесь тщательно продумывается, к подготовке следует подключить музыкального руководителя (например, чтобы разыграть вначале мероприятие небольшой танец-сражение шахматных или шашечных фигур). Сюжетной линией турнира может стать бой средневековых рыцарей или война грибов и ягод (по мотивам русской народной сказки). Обязательные атрибуты такого праздника — яркие декорации (проводится всё обычно в музыкальном зале) и игровые персонажи (взрослые наряжаются в соответствующие костюмы).

На турнире обязательно должны быть игровые персонажи в соответствующих костюмах

Следует красиво обыграть открытие турнира. Это может быть танец, сценка либо просто торжественная речь воспитателя.

Турнир может включать в себя элементы театрализации или хореографии

Главная же часть турнира — это соревнования между парами дошкольников. Если они играют в шашки, то поединков можно сделать несколько: победившие в первом туре ребята играют ещё раз уже друг с другом и т. д. Если используются шахматы, то выделяются трое ребят, которые первыми одержали победу над противником.

Основная часть турнира — непосредственно игра

Самая торжественная часть — это подведение итогов с вручением почётных грамот.

Победителей турнира обязательно нужно поощрить грамотами

На шахматный или шашечный турнир обязательно приглашаются родители, другие педагоги детского сада. Организуется жюри, арбитры, которые контролируют выполнение всех правил.

На турнире обязательно присутствует жюри из педагогов или родителей

К турниру можно приурочить семейный конкурс на изготовление поделок шашечной или шахматной тематики, например, самых креативных шашек (из любого материала). При этом родители также поощряются небольшими призами или грамотами.

К турниру можно приурочить конкурс на изготовление самых оригинальных шашек

Варианты шахмат

Как научиться играть в шахматы мы разобрались, теперь переходим к разным вариантам этих интеллектуальных игровых баталий.

Классика

Классическая игра имеет определенные ограничения во времени. Длительность партии составляет не менее часа. Именно столько времени выделяется игрокам на то, чтобы обдумать перемещения и выиграть противника. Чаще всего контроль выставляется на полтора часа, в течение которых игрокам нужно сделать 40 ходов. Далее возможны варианты:

  • 30 минут до конца настольной битвы;
  • Плюс 20 минут за каждый сделанный удачный ход и т.д.

Если мат до окончания максимального времени партии не поставлен, объявляется ничья.

Пуля

В этом варианте действуют все правила классики, но временной контроль значительно ужесточен. На обдумывание каждому игроку выделяется время от 10 до 60 секунд. За каждый выполненный ход участникам партии добавляются не минуты, а секунды.

Блиц

Блиц шахматы тоже имеют временной регламент. На обдумывание каждого хода игрокам выделяется не более 5 минут. Это самая популярная игра в шахматы на спортивных соревнованиях. Проходит она довольно быстро, требуя от игроков собранности и максимальной концентрации внимания на игровом поле.

Шахматы – 960 (Фишера)

Правила для этого варианты – стандартные. От классики они отличаются главным образом начальной позицией на крайних горизонталях. Раскладка выполняется случайным образом, выбранным из 960 возможных. Все остальные правила будут похожи на классический вариант. Это касается:

  • Рокировки;
  • Взятия на проходе;
  • Признания ничьи;
  • Шаха и мата.

Основным отличием является разнообразие вариантов начала партии. Далее партия идет по стандартным правилам с ограничением по времени.

Джентльменские правила

Наличие джентльменских правил – это особенность турецких шашек. Однако использование их в классическом русском варианте игры не только уместно, но еще и вполне оправданно.

В знак уважения друг к другу в начале и в конце партии соперники пожимают руки

Таким образом, в начале игры это способствует дружелюбному настрою, а в конце, несмотря на то, что есть победитель и проигравший, снимается напряжение.
Отвлекать внимание партнера по игре, подсказывать – строго запрещено правилами. Шулерство, как и всякого рода махинации не в почете в приличном обществе.
Играть тихо, размеренно, не швыряя фигурки, переставляя их без лишнего шума – признаки воспитанного человека.
Смеяться над проигрышем соперника – неприемлемо

Уважение к человеку в любой ситуации – признак благородства.

Советы родителям: как научить ребенка игре в шахматы

Обучение игры в шахматы нужно начинать как можно раньше. Возраст 4-5 лет — это самый подходящее время для того, чтобы познакомить ребенка с шахматами и шашками. Первое знакомство с этими играми желательно проводить самим папам и мамам, так как маленькие дети лучше слушаются собственных родителей, чем кого-либо. Нужно показывать и рассказывать ребенку интересные истории о шахматах, как они возникли и что символизируют те или иные фигуры.

Детские шашки

Шахматы или шашки

Приучить ребенка к шахматной доске можно не только увлекательными рассказами или интересно выполненными фигурками. Можно показать ему, как надо играть в похожие настольные игры, например, шашки. Обучение игре в шашки проводить быстрее, так как правила проще. Шашки не требуют сильного умственного напряжения. Партии в шашки длятся меньше, чем в шахматы. В среднем одна партия в шашки длится 3-5 минут, в шахматы — от 10 до 30 минут. После того, как малыш разберется в простой логической игре, ему будет легче перейти к более сложным.

Привыкаем к клеточкам: начинаем с обучения игре в шашки

Для игры в шашки и шахматы используется доска с 64 клеточками черного и белого цвета поровну. Доска должна выглядеть, так как показано на рисунке ниже.

С каждой стороны на черные клеточки кладут по 3 ряда (12 шт.) черного и белого цвета. Фигурки ходят вперед по диагонали на одну клеточку. Однако бить фигуры противника шашка может двигаясь назад. После удара она перескакивают на следующую клеточку. Если фигура противника находится под ударом — бить ее обязательно. Шашка, дошедшая до противоположной стороны, становится дамкой.

Расположение пешек на доске

Для наглядности ее переворачивают. Если фигура оказывается заблокированной, то есть она не может пойти ни вперед, ни в сторону, то при определении победителя она не учитывается. Выигрывает тот, у кого остались пешки на поле.

Шашки — это очень простая игра, взрослый человек может обыграть ребенка буквально за пару минут. Но делать этого нельзя. Быстро проиграв, малыш теряет интерес, а потом начать обучение шахматам будет труднее. Обучающему нужно немного «поддаться», чтобы увеличить число ходов, таким образом втянуть ученика и в игру.

Важно! Если малыш во время игры делает неправильные шаги — пояснять, почему так ходить нельзя. Ни в коем случае не кричать и не принижать ребенка, если тот, что-то не понимает

После того, как ребенок научится играть в шашки, можно приступать к обучению его шахматам. Лучше для этого приобрести какой-нибудь интересный яркий учебник, с помощью которого тот познает азы этой увлекательной игры.

Рекомендации к проведению занятий по играм в шахматы и шашки в ДОУ

Оптимальный возраст для приобщения дошкольников к шашкам и шахматам — 5 лет (то есть старшая группа)

Внимание детей на этом этапе становится уже довольно устойчивым, начинает формироваться наглядно-образное мышление, умение прогнозировать ситуацию. Ребёнок обретает способность решать достаточно сложные задачи

Несмотря на возросшую усидчивость старших дошкольников, играть в указанные настольные игры не рекомендуется более 25 минут (в подготовительной группе — 30 минут). Иначе наступит неизбежное утомление, и ребёнок потеряет интерес, а то и вовсе не захочет больше заниматься с шашками и шахматами. По этой же причине не стоит проводить такие занятия ежедневно — двух раз в течение недели будет вполне достаточно (делать это можно и в вечернее время). Когда же дети, действительно, увлекутся игрой, они могут играть в шашки и шахматы чаще по своему желанию.

Недопустимо заставлять воспитанников играть в новые для них игры: педагог должен сделать так, чтобы они сами этого захотели. В любой группе всегда есть наиболее активные и любопытные ребята, которым интересно всё новое. Пусть вначале они включатся в работу, а остальные малыши, глядя на них, также увлекутся шахматами и шашками.

Сначала лучше вовлечь в игру наиболее активных детей, лидеров, а глядя на них, и другие ребята включатся в процесс

Процесс обучения непременно должен проходить в интересной, ненавязчивой форме. Всё должно быть предельно доступно. К примеру, правила игры можно донести до ребят в виде сказки или стихотворения, которое легко заучить

Особенно важно первое занятие: оно должно быть ярким и запоминающимся. Например, это может быть весёлая история про приключения фигур

Когда ребята освоят необходимые правила, и больше времени можно будет уделять практике, воспитатель должен продумывать, как именно разбивать детей на пары. Каждый ребёнок должен играть и с более сильными игроками, и с более слабыми. Ведь если у малыша будут одни только победы, он не научится самоанализу, принятию неудач. После лёгких побед неудача может восприниматься очень болезненно. Частые же проигрыши, в свою очередь, могут снизить самооценку ребёнка и негативно повлиять на стремление заниматься шашками или шахматами в дальнейшем.

Каждый ребёнок периодически должен играть и с более сильным соперником, и с более слабым

Каждого воспитанника необходимо регулярно хвалить: за правильно сделанный ход, за победу. А вот критиковать за проигрыш просто недопустимо: это отобьёт интерес к игре и к другим занятиям соревновательного характера. Наоборот, нужно приободрить малыша, научить его воспринимать поражение спокойно, сдержанно: нужно не обижаться, а делать выводы, анализировать свои ошибки

Педагог должен убедить воспитанника, что в другой раз у него всё непременно получится, что для появления результатов важно много тренироваться

Поскольку занимаясь с шахматами или шашками, дошкольник учится размышлять, принимать решения, то ни в коем случае не следует торопить его сделать ход. Ведь ребёнок сам несёт ответственность за собственные действия. Также нельзя подсказывать детям ходы: помогает воспитатель тактично, не напрямую (например, можно сказать «подумай ещё», «может быть, есть другой вариант?»).

После игры педагогу следует подробно разобрать с детьми их типичные ошибки. Ребята должны научиться из множества возможных ходов выбирать оптимальный в данной ситуации.

Для занятий в ДОУ понадобится по одному комплекту шашек и шахмат на каждую пару воспитанников. Если нет необходимого оборудования, то играть ребята могут по очереди, разделившись на 2 группы. Также можно приносить настольные игры из дома.

Интересная идея — выделить в детском саду специальную шахматную комнату, оформив её соответствующим образом (подходящие обои, шторы и пр.). Если нет такой возможности, то желательно организовать в группе уголок шахмат и шашек.

Желательно оформить в группе специальный уголок шашек и шахмат

Куклы воспитатель может сделать своими руками, для изготовления головы можно использовать обычные капроновые колготки

Желательно приобрести для группы большую магнитную доску, к которой будут крепиться шахматные или шашечные фигуры. В этом случае объяснять ребятам правила игры и конкретные тактические моменты будет намного проще. Такое оборудование позволит задействовать сразу всех дошкольников, не позволяя им скучать.

Благодаря магнитной доске сразу все воспитанники могут увидеть расположение игровых фигур

Полезные советы

  • Как бы парадоксально это не звучало, но обучение должно проходить в форме игры. Обычное зачитывание правил ни к какому результату не приведет. Превратите все фигуры в воинов и упражняйтесь в стратегии захвата в плен чужаков или коронуйте на царствование самых достойных рыцарей. Придумывайте каждый день новые истории, участниками которых станут ваши знакомые, друзья, любимые герои мультфильмов или сказок.
  • Не позволяйте малышу переутомляться. Как бы интересно ваша партия не проходила, но делать перерывы на физкультминутку, перекус или небольшую прогулку обязательно. Это не только сохранит здоровье, но и не даст игре стать скучной и неинтересной.
  • Хвалите, подбадривайте своего ребенка, указывайте на наиболее удачные комбинации (даже, если они были самые простые ), вдохновляйте на победы и новые свершения. Не ругайте, если ребенок в чем-то не разобрался или сделал неверный ход, будьте терпеливее. Покажите своему чаду интересный и понятный видеоматериал с великими гроссмейстерами.
  • Не поддавайтесь! Если ребенок будет все время выигрывать благодаря тому, что вы все удачно «подстроили», то толка от такой игры не будет.

    Он должен выигрывать в честной игре. Достаточно лишь изредка дать ему фору, чтобы прибавить уверенности в своих силах. Конечно, проигрыш расстроит малыша, могут даже появиться слезы, но это послужит стимулом для следующих побед. Просто объясните, что проиграть не стыдно и не страшно, стыдно ничего не пробовать, а страшно не стараться сделать лучше в следующий раз.

  • Есть и другие виды игр. Когда игра в русские шашки будет понятна и доступна, можно сыграть в «Поддавки», «Чапаева», «Уголки». Эти разновидности шашек не менее интересны и увлекательны. Если в «Чапаеве» задействуются не все шашки, то при игре в «Уголки» потребуются все фигуры. Когда осилите эти забавы – значит пришло время обучать ребенка играть в шахматы.

Как научить ребенка играть в шашки?

  • Первый урок должен начаться с ознакомления с игровым полем. Пусть ребенок сначала самостоятельно попробует правильно расставить фигуры, если не получится – придите на помощь.
  • Не нужно спешить. Играйте только тогда, когда ребёнок этого захочет.
  • Не позволяйте малышу переутомляться. Как бы интересно ваша партия не проходила, но делать перерывы на физкультминутку обязательно.
  • Хвалите, подбадривайте своего ребенка, создавайте для него ситуацию успеха, указывайте на наиболее удачные комбинации, вдохновляйте на победы и новые свершения.
  • Не ругайте, если ребенок в чем-то не разобрался или сделал неверный ход, будьте терпеливее.
  • Не поддавайтесь! Если ребенок будет все время выигрывать благодаря тому, что вы все удачно «подстроили», то толка от такой игры не будет.

Вместе с классической игрой в шашки можно научить ребёнка играть в «Чапаева» и «Уголки». Эти разновидности шашек не менее интересны и увлекательны.

Шаг 6. Основные стратегические приемы

Есть четыре простые вещи, которые должен знать каждый шахматист:

Защищаем своего короля

Переместите короля в угол доски, обычно это самое безопасное место для него. Не следует откладывать кастинг. Как правило, замок следует строить как можно раньше. Помните: как бы близко вы ни были к мату с королем противника, если ваш король матует первым!

Не зеваем фигуры

Не отдавайте свои произведения просто так! Каждая деталь ценна. Нельзя выиграть партию без фигур, иначе нечем будет ставить шах и мат. Существует простая система, которую вы можете использовать для определения относительной стоимости каждого предмета:

  • Пешка является базовой единицей — 1 очко.
  • Рыцарь стоит 3 очка.
  • Слон стоит 3 очка.
  • Ладья стоит 5 очков.
  • Королева стоит 9 очков.
  • Король ничего не стоит.

Эти очки не влияют на исход игры, а являются лишь вспомогательным средством для принятия решений в игре. Эта система помогает нам понять, когда лучше всего захватить фигуру противника, сделать ход или сделать другой ход.

Контролируем центр шахматной доски

Постарайтесь контролировать центр доски с помощью своих фигур и пешек. Когда мы контролируем центр, у нас больше пространства для передвижения наших фигур, и сопернику становится сложнее удобно расположить свои фигуры. В приведенном выше примере белые пытаются контролировать фигуры в центре и делают сильные ходы, а черные — слабые.

Используем все свои фигуры

В приведенном выше примере белые использовали все свои фигуры в атаке! От этих частей мало пользы, пока они находятся на первой горизонтали. Постарайтесь использовать все свои фигуры таким образом, чтобы у вас было больше сил для атаки на короля противника. В игре с сильным противником не выгодно атаковать короля одной или двумя фигурами.

Шахматные фигуры

 

ШахматыКартинки и изображения шахматных фигур для распечатывания. Названия: Король, ферзь, слон, конь, ладья, пешки.Расстановка (расположение) фигур, описание, как ходят.

Эти фигуры подходят к вот этой классической шахматной доске.Скачать шахматную доску >>>

В шахматах существует шесть разных фигур — король, ферзь, ладья, слон, конь и пешка. Всего в шахматах два набора фигур отличающихся по цвету: черные и белые. В каждом наборе 16 фигур — один король, один ферзь, две ладьи, два слона, два коня, и восемь пешек. Каждая из этих фигур ходит по шахматной доске по-своему.

Фигуры подразделяются на тяжелые и легкие. К легким относятся конь и слон, к тяжелым — ладья и ферзь, пешки фигурами называть не принято, и король из-за своей особой роли в партии ни к тяжелым ни к легким не относится.

Для того, чтобы распечатать картинку нажмите для увеличения. (Откроется в новом окне)

Король

King

 Король — самая важная фигура на поле, так как невозможность защитить короля от противника может привести к мату, а значит к проигрышу. Ходит он только на одно поле по вертикали, горизонтали или диагонали. Кроме того, может участвовать в рокировке.

Ферзь

Queen

 
Ферзь — вторая по важности фигура на поле. У этой фигуры самые большие возможности в плане передвигаться по полю

Ходит на любое число полей по вертикали, горизонтали или диагонали. Фигура обычно увенчана небольшим шариком в отличие от короля, который, как правило, увенчан крестом.

Ладья

Rook

 Ходит на любое число полей по прямой, то есть только по вертикали или горизонтали. Может участвовать в рокировке. Фигура обычно имеет вид стилизованной круглой крепостной башни.

Слон

Bishop

 Ходит на любое число полей по диагоналям. В начале игры у игрока два слона, и каждый ходит по своим диагоналям, один по светлым, второй по темным. Верхняя часть имеет вид капли с заострением вверх, представляет собой стилизацию одеяния католических и протестантских священников (капюшона), что соответствует английскому названию «bishop» — «епископ».

Конь

Knight

 Ходит русской буквой «Г». Коня называют «прыгающей» фигурой, так как при ходе он может перешагивал через свои и чужие фигуры. Фигура имеет вид головы коня на подставке.

Пешка

Pawn

 Ходит на одно поле по вертикали только вперёд. Из исходного положения может сделать один ход сразу на два поля вперёд. Бьёт на одно поле по диагонали тоже только вперёд. При выполнении хода на два поля может быть следующим ходом взята на проходе пешкой противника ( взятие «энпассан»). У каждого игрока по восемь пешек, которые в начальной позиции пешки стоят на второй от игрока горизонтали, прикрывая фигуры. Если в процессе игры пешка достигает последней горизонтали, то она превращается в любую фигуру, по желанию игрока, кроме короля.

Расстановка шахматных фигур

Первый горизонтальный ряд занимают фигуры, второй — пешки.Начиная с крайней левой клетки фигуры расставляются так:Белые фигуры — Ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь, ладья.Черные фигуры — Ладья, конь, слон, король, ферзь, слон, конь, ладья.Разница в местоположении короля и ферзя. Чтобы запомнить расстановку обычно говорят, что Ферзь любит свой цвет, то есть белый ферзь стоит на белом поле, черный — на черном.

Ссылки:Шахматы на ВикипедииРоссийский шахматный портал

«Одноходовки»

Рекомендуемый уровень подготовки: начальный.

Простая программа с минималистичным интерфейсом. Предназначена для оттачивания навыков игры шахматными новичками. Задача — поставить мат в один ход. В приложении три кнопки: настройки, информация и следующая задача.

Всего в «Одноходовках» 150 упражнений, на выполнение каждого даётся семь попыток. Просто, удобно, по делу. Единственное, чем пока недовольны пользователи, — в тренажёре маловато задач. Им так увлекаешься, что хочется ещё и ещё. Кстати, отлично съедает время в дороге.

Главное в обучении шахматам — играть! Каждый день при поддержке МТС на официальном сайте Международной шахматной федерации проходят турниры. Там же можно найти соперника для одной игры. Сайт подходит и для начинающих.

От простого к сложному

Серия «Шахматы с енотом» состоит из 4-х рабочих тетрадей. В каждой из них — по 25 занятий.

Екатерина Прудникова, кандидат педагогических наук, мастер FIDE по шахматам, руководитель Школы шахмат и интеллектуального развития «Мыслитель»:

Мы разрабатывали тетради специально для детей от трех лет, с учетом их возрастных особенностей и возможностей. Здесь шахматные задания чередуются с развивающими и творческими, чтобы во время занятий ребенок не уставал и не терял интерес к игре.

Авторы тетрадей используют их для занятий с начинающими шахматистами. Поэтому все задания опробованы на практике.

Занятия в тетради развиваются от простого к сложному. На первых страницах малыш просто знакомится с шахматной доской, слушает легенду о происхождении шахмат, выполняет задания-искалки. Заодно вместе с родителями узнает удивительные факты об игре.

Страница из рабочей тетради

Прародителем шахмат считают игру чатуранга. В неё играли четверо игроков фигурами четырёх цветов: чёрного, зелёного, жёлтого и красного.

Затем задания становятся сложнее. Ребенок узнает, как правильно расположить шахматную доску, что такое вертикаль, горизонталь и диагональ, как называются фигуры. Запомнить новые названия помогают загадки и игры в ассоциации. Например, игра «Сундучок»: сложите шахматные фигуры и пешки в коробку. Пусть ребенок достает их оттуда с закрытыми глазами и на ощупь угадывает, что это за фигура.

Вскоре малыш научится расставлять фигуры на доске и делать первые ходы.

Страница из рабочей тетради

К концу первой тетради ребенок будет знать, какова цель шахматной игры, что такое шах и мат, и сможет играть свои первые партии.

Страница из рабочей тетради

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий