Слайд 17Практика семейного воспитания убедительно говорит о том, что в воспитании детей
сознательными тружениками особенно велика роль отца. Как хочется ребенку, чтобы отец его был личностью сильной, ярко выраженной, умеющей быть ответственной. Отцы личным примером и повседневными трудовыми делами вырабатывают у своих детей активную позицию в труде. Школа как центр воспитательной работы признана квалифицированно руководить патриотическим воспитанием детей в семье. Она имеет возможности вовлекать в эту работу родителей, общественность. В осуществлении педагогического руководства воспитанием детей в семье патриотами своей Родины школа использует разнообразные пути, формы и средства.
Гордиться не возвышаясь
Для некоторых становится сложно определить ту тонкую грань, где гордость за свой народ (со всей его блистательной историей и духовно богатой культурой) переходит в заносчивое: Мы единственные такие, самые лучшие, а остальные страны нам завидуют». Страшно, когда взрослый псевдопатриот гордо декларирует что он «лучший», потому что он «русский», но еще страшнее становится, когда родители этому учат своих детей. Впитывая в себя ложную идею патриотизма, маленькая личность вырастает с чувством собственного превосходства над представителями других стран и народов. Чем это чревато, не стоит напоминать.
Рассказывая ребенку о подвигах российского народа, никогда не нужно негативно упоминать другой народ. К примеру, рассказывая детям о Великой Отечественной Войне, не акцентируйте на том, что враги были – немцы. Врагами были фашисты. Фашизм – зло. Идеология, а не народ. Они такие, потому что фашисты, а не потому, что немцы.
Важно помнить, что нет идеальных народов и людей. Все мы прекрасны, потому, что все мы уникальны
Наш народ уникален, как и сотни других народов. Любить свою культуру и уважать культуру других. Растить патриота своей страны – благородное дело, взращивать ненависть к другим народам – преступление.
Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников
Опубликовано 08.05.2015
Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.
Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. Появилась необыкновенная легкость и безответственность в супружеских отношениях, а трагедия распада семьи часто стала восприниматься как обыденная практика. Страдают при этом, к глубокому сожалению, дети, одинаково любящие и маму и папу.
В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности
Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства
Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками.
Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.
Любовь между детьми и родителями дана самой природой, любовь и взаимоуважение между родственниками – результат совместных усилий. В семье нет двух миров – взрослого и детского, есть один мир – семьи.
Любое нарушение связи между поколениями расшатывает семейные устои, негативно сказывается на нравственной атмосфере. Когда представители старшего и среднего поколений невнимательны, недоброжелательны друг к другу, ребенок испытывает дискомфорт от такого поведения взрослых. Если же при общении друг с другом все поколении семьи проявляют такт, мудрость, не повышают тона, считаются с желаниями и мнениями других членов семьи, сообща переживают и горе и радость, рождается настоящая семейная сплоченность.
Продолжая тему важности благоприятной атмосферы в семье, мы пытаемся донести до взрослых, что детям нужны не только еда и яркие игрушки, но и ласковая мама, и заботливый папа. Детям нужна любящая дружная семья
Для этого необходимо помочь взрослым понять, как сохранить семью и как сделать, чтобы все члены семьи доверяли друг другу, оберегали друг друга. В работе с детьми следует больше внимания уделять играм детей в «семью», которые воспитывают в них чувство родительской ответственности.
Игра в «семью» – самая любимая детская игра. Она уместна и для обычного домашнего вечера, и для веселого времяпрепровождения с гостями. В «семью» можно играть по-разному. Все зависит от настроения и фантазии. Кроме того, дети могут выбрать не только «настоящую» семью, но и «кукольную», «звериную».
Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности).
Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью
Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе.
Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.
Слайд 16Опыт лучших семей показывает, что родители могут оказать действенную помощь школе
в работе по формированию у детей сознательного отношения к приобретению знаний
Кроме функций требования и контроля учебной деятельности детей, в этих семьях главное внимание уделяется следующим важным путям и средствам работы:- создание необходимых условий для развития познавательных интересов детей (приобретение научной и справочной литературы, технических средств обучения, материалов для конструирования;- привитие навыков рациональной работы с книгой;- использование радио-телепередач для обогащения детей знаниями;- приведение ярких и убедительных доводов о необходимости и важности знаний для прогресса нашей Родины и благосостояния семьи
Что такое – Родина?
С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе… М. Матусовский
Детское мышление отличается от взрослого. Они не в силах мыслить абстрактно, им примеры подавай и конкретности. Что такое Родина? Где она? Почему я должен любить ее? Нет, они знают, что «страна наша называется Россия, что столица у нее – Москва. Знают, что это – наша Родина. Только для маленьких детей все это только слова и факты. Территория на карте мира. Ее надо любить. А почему – не понятно
Важно помнить, что для ребенка любимо то, что знакомо, дорого, где ему хорошо
А действительно, что такое культура? Где они, традиции? В книжках или в учебниках? А может в тепле маминых рук, в пышных бабушкиных оладьев на завтрак и в старых дедушкиных ходиках, терпеливо отмеряющих часы, дни, десятилетия? Дорога от дома до школы, речка, куда мы бегаем купаться – все это наше, родное и близкое. Аромат скошенной травы, запах сдобной булочки, веселое: «Раз, два, три – Елочка – гори!». Это именно то, что наполняет собой слова «дом» «Родина», «Россия». Именно в это все мы влюбляемся с детства. В катание с горки, тонкую ленту реки и переливы колос. Вот она– Родина.
Подмечайте с детьми эти прекрасные моменты. Они станут теми самыми «маячками», которые пробуждают чувства гордости, патриотизма и безмерной любви к родному краю, где бы мы ни были.
Быть гражданином, не потребителем
Как бы пафосно это не звучало, но быть достойным гражданином своей страны – это честь и необходимость. Каждый гражданин страны, это не просто ее житель. Он является ее составляющей. Мы не гости в нашей стране, и уж тем более не ее паразиты. Наша страна – это все мы. От каждого из нас зависит ее благо. Воспитывая своего малыша, каждая семья дает ему определенное понятие о социальной роли, о гражданском статусе и о том, что такое закон и порядок. Разница лишь в том, как родители это делают.
Семья, где родители с гордостью рассказывают ребенку о том, что он живет в прекрасной стране, где есть все, что нужно для жизни человека. О том, что каждый является частью своей Родины, и каждый в силах сделать ее еще прекраснее и счастливее. Это все то, что мы делаем каждый день. Ребенок, отправляясь в школу или детский сад, получает знания. Родители, работая, приносят ощутимую пользу народу и стране – а значит таким же, как все мы, людям
Как важно соблюдать закон и порядок, чтобы каждый из нас мог жить спокойно и счастливо
Говорят о том, как велико значение каждого гражданина, рассказывают о том, чем занимались их предки, обращая внимание на то, как важна была деятельность каждого из них
Ребенок, воспитанный на патриотических ценностях ставится более счастливым и успешным. Тот, кто любит свою Родину, не завидует другим и не осуждает. Тот, кто знает, что он важен, сможет больше отдать, следовательно, больше получить (закон вселенной).
Слайд 11 Семья является благодатной средой для воспитания патриотического сознания, чувств
и убеждений у детей. Это обусловлено: Во-первых, тем, что она представляет собой своеобразный микроколлектив, который основывается на самых близких, доверительных отношениях между супругами, родителями и детьми. Во-вторых, в семейной среде живым воплощением патриотических чувств для ребенка являются его родители — мать и отец. С ними у детей связываются понятия о своем доме, своих родных местах, своем крае, его городе, своей Родине. Не случайно, как подметил В. А. Сухомлинский, «слова Родина, Отечество являются единокровными братьями слов родить, отец».
В-третьих, в семейной среде ни на минуту не прекращается процесс внутрисемейного общения между старшим и младшим поколениями. Это общение способствует не только простому обмену информацией, но и передаче детям и внукам богатейшего духовного опыта и героики прошлых лет, формированию патриотического сознания, чувств и убеждений, установок и поведения.
Слайд 8Для каждого ребёнка первый шаг к познанию Родины – изучение своей
семьи. Изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является первым шагом в познании Родины, её традиций, истории.В результате такой поисковой работы дети должны усвоить, что мир семьи – это…
– родной дом, уют, тепло;- взаимопонимание, любовь, уважение;- праздники, традиции.А взрослые должны постараться объяснить детям: чтобы в семье царили мир и дружба, надо запомнить пять важных правил:- уважай старших и люби их;- позаботься о младших в семье;- помни, что своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи;- дорожи всеми своими родственниками;- помни, что ты в семье помощник и продолжатель семейных традиций.
Слайд 14Все ли родители говорят с детьми о Родине? Все ли отцы
и матери говорят о ее богатстве и красоте, о преданности и служении ей, о защите ее чести и славы? Отдельные родители считают, что в семье об этом говорить излишне, много об этом говорят и в школе. Но в том-то и ценность семейных бесед и разговоров, что проходят они чаще всего в непосредственной доверительной обстановке. Именно в такой непринужденной обстановке сердца ребят открыты для патриотических чувств. И тогда умное и умелое слово отца или матери о Родине, долге, труде глубоко входит как в сознание, так и в сердце сына или дочери.
Рассказы и беседы-воспоминания о Семейной чести, о патриотических делах родителей, размышления над прошлым своей Родины — это хорошие уроки мужества для детей. В то же время это и связь времен, это и передача эстафеты от поколения к поколению. В эти минуты и часы дети чувствуют себя как бы единым целым, неотъемлемым от героического прошлого своих дедов, отцов. Семья вместе с детьми путешествует по дорогам нашей необъятной Родины, совершает поездки и походы в соседние и отдаленные страны
Важно, чтобы эти путешествия, поездки и походы носили не только познавательный характер но и воспитательный, уважение к людям населяющим нашу страну, их традициям, обычаям
Слайд 15 Большая роль в семье отводится чтению
книг о ВОВ, подвиге народа. Родители должны стремиться к тому, чтобы посредством литературы и искусства ребенок как можно раньше прикоснулся сердцем к человеческим судьбам, судьбам героических людей. Чувство любви к Родине — это лишь основа формирования патриотизма. Его высшим проявлением является осознание молодыми людьми своего гражданского долга, готовность активно включаться в труд, быть сознательными тружениками уже в школьные годы. Для наших детей-школьников их важнейшим трудом является учение, приобретение знаний, умений применять их в различных сферах деятельности.
Слайд 4Патриотизм включает:1.Почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей
Родины, любовь и заботу о данном территориальном формировании, уважение к местным традициям, преданность до конца своей жизни данной территориальной области.2.Уважение к своим предкам, проживавшим на данной территории, любовь и терпимость к землякам, желание помогать им.3.Конкретные каждодневные дела для улучшения состояния Родины, её приукрашивания и обустройства (начиная от поддержания порядка и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего города, района, края, Отчизны в целом), взаимопомощь и взаимовыручка среди земляков и соотечественников.
Роль семьи в патриотическом воспитании ребенка
Консультация «Роль семьи в патриотическом воспитании ребенка»
Семья — это начало всего и, конечно же, патриотизм, как важнейшее нравственное качество личности, начинает своё формирование с самых ранних лет жизни ребёнка именно в семье. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Всё это начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Воздействие семьи на воспитание патриотизма усиливается тем, что история страны отражается и в истории семьи, рода, в судьбе близких людей. Ребёнку об этом рассказывают, показывают семейные реликвии (ордена, медали, заметки из газет, фотографии, письма, стихи, рассказы, книги и т. д., идут вместе с ним на могилы воинов, павших, защищая свою землю от врагов, кладут цветы. Все это входит в сознание ребёнка как образ Родины.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в частности, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т. д.
Большие возможности для патриотического воспитания в семье имеют национальные праздники. Детям очень интересно участвовать в празднике Ивана Купалы, Масленицы, Наурызе и т. д. Это не только весёлые праздники, но и кладезь народной мудрости и педагогического опыта в формировании патриотических чувств ребёнка.
Воспитывать в семье детей убежденными патриотами – значит:
— поддерживать, развивать и направлять их стремление к приобретению и использованию на практике знаний, в том числе знаний Родины и ее народа-патриота, совершившего невиданный в истории человечеству подвиг;
-вырабатывать у них потребность и любовь к многонациональной Родине, чувство дружбы и товарищества между нациями, помогать обретать самому с раннего возраста чувство интернационализма в межнациональном общении, учебе, труде.
— готовить их к выполнению своего гражданского долга, по защите Отечества;
-готовить их стойкими борцами за сохранение богатств и природы родной земли, гуманистических ценностей и традиций нашей материальной и духовной культуры и идеологии.
Жарлыкасимова Жания Турежановна, педагог-психолог
Культуру в массы
Сегодня интеграция культур и традиций со всего мира идет полным ходом, и это совершенно нормальный процесс. Но в таком темпе стало проще потерять собственную народную культуру
Поэтому сохранение национальных традиций становится важной задачей для всех народов. Мы – носители нашей культуры
Традиции нашего народа жирно прописаны в ДНК каждого из нас. Их возрождение и поддержание – важная задача каждой российской семьи. Как это сделать весело и непринужденно?
Включать народные ритуалы в ваши семейные традиции. «Тещины блины» по четвергам на масленичной, купание в проруби, окрашивание яиц к Пасхе. Колядки и святочные гадания. Это нравится детям и отлично объединяет семью. Народные ритуалы несут в себе добро и позитив, а все то, что нам нравится, мы охотно передаем по наследству.
Рассказывать детям о народных традициях, о которых сегодня мало кто слышит. Каждый раз пробовать воссоздать тот или иной ритуал у себя дома, чтобы дать ребенку возможность не просто услышать, но и попробовать и поучаствовать. Радость от совместной деятельности рождает интерес к народным традициям, позитивное отношение к родной культуре и желание быть ее частью. Пение народных песен за столом, сказки на ночь, потешки и прибаутки (для маленьких) имеют просто магический эффект – народная культура становится частью обычной жизни. Она проникает в молодое подсознание, устанавливает прочную связь между отдельной личностью и народом в целом.
Дети очень любят семейные традиции. Они становятся для них маячком счастья. Возникает связь: Россия + культура + традиции =дом. А дом, это самое любимое место. Знакомить детей с традициями народа не на словах, а на деле – лучший способ воспитания патриотических чувств.