Программы по развитию речи в ДОУ в соответствии с ФГОС

Цели и задачи программы «Развитие»

Целью программы является

  • развитие общих способностей дошкольников: умственных, коммуникативных,
  • регуляторных в процессе специфических дошкольных видов деятельности, их коммуникации с взрослыми и другими детьми, познавательно-исследовательской деятельности и других форм активности, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию детей, способствующих формированию общей культуры личности, их позитивной социализации в обществе;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса,
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

Цели программы могут быть достигнуты в результате решения задач

  • по созданию образовательных ситуаций, способствующих овладению детьми конкретными средствами и способами, лежащими в основе познавательных, коммуникативных и регуляторных способностей, в соответствии с их возрастным и индивидуальными особенностями,
  • организации благоприятной развивающей предметно – пространственной среды,
  • обеспечения психолого-педагогической поддержки педагогов с целью овладения ими способами позитивной коммуникации с детьми, методами и приемами развивающего образования, методикой развития познавательных, коммуникативных и регуляторных способностей дошкольников,
  • обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, позитивной социализации;

Таким образом, программа направлена на развитие общих способностей дошкольников: умственных, коммуникативных, регуляторных в процессе специфических дошкольных видов деятельности, в процессе их коммуникации с взрослыми и другими детьми по всем образовательным областям.

В то же время полноценное психическое развитие невозможно без обеспечения самой жизнедеятельности, здоровья ребенка, общего физического развития, зависящих от особенностей культуры, конкретных условий жизни ребенка. Для обеспечения жизни и развития ребенка в дошкольном детстве часть этих задач берет на себя дошкольное учреждение.

Программа предполагает образовательную работу с нормально развивающимися детьми. В то же время принципы образовательной работы, заключающиеся в создании условий для развития общих способностей дошкольников, могут применяться и в работе с детьми с особенностями развития. Однако методическое обеспечение такой работы, как считают авторы программы, должно быть ориентировано на особенности развития таких детей и может быть создано только специалистами – дефектологами. В коллективе авторов программы «Развитие» таких специалистов нет. К тому же многообразие особенностей психического развития детей, отличающееся от нормы, не позволяет сделать это одним, унифицированным способом (например, для детей с ЗПР, аутизмом, нарушениями слуха или зрения, логопедическими проблемами и др.).

Методическое объединение воспитателей и специалистов по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС. – Сеть учителей и работников образования | Социальная сеть учителей

Методическое объединение воспитателей и специалистов

по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС.

Руководитель:

Пояснительная записка

Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обручению Исследованием речевого развития занимались выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, В. В. Виноградов и др.

Язык есть удивительнейшее и совершеннейшее творение человека. Родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания, к его народному духу, к его поэзии ребенок должен приобщаться с первых годов своей жизни.

Проблема
развития речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, речь является средством общения, служит орудием интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения) и выполняет познавательную и созидательную функции. В дошкольном возрасте идет интенсивное освоение средств, форм и функций речи.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сензитивный период развития. Чем раньше будет начать обучение родному языку, тем свободнее будет им пользоваться в дальнейшем.

Но лишь немногие дети стихийно достигают достаточного высокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить специальное обучение, направленное на овладение языком.

Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат

Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность в процессе свободного общения. Воспитатель должен знать, какие бывают нарушения речи, когда и как они возникают, каковы способы их выявления и устранения

Это поможет ему работать «в унисон» с логопедом, квалифицированно объяснить родителям, какие упражнения и как они должны делать дома, чтобы закреплять навыки и умения, приобретенные ребенком на логопедических занятиях

Воспитатель должен знать, какие бывают нарушения речи, когда и как они возникают, каковы способы их выявления и устранения. Это поможет ему работать «в унисон» с логопедом, квалифицированно объяснить родителям, какие упражнения и как они должны делать дома, чтобы закреплять навыки и умения, приобретенные ребенком на логопедических занятиях.

Подробней на сайте imteacher.ru

Авторы

Авторы: Андреева Е. В.; Бардина Р. И., канд. психол. наук; Брофман В.В., канд. психол. наук; Булычева А. И., канд. психол. наук; Бурлакова И. А., канд. психол. наук; Варенцова Н. С., канд. пед. наук; Веракса Н. Е., д-р психол. наук; Денисенкова Н. С., канд. психол. наук; Дьяченко О. М., д-р психол. наук; Егоров Б. Б., канд. пед. наук; Кларина Л. М., канд. пед. наук; Короткова Н. А., канд. психол. наук; Лаврентьева Т. В., канд. психол. наук; Маврина И. В., канд. пед. наук; Медведева М. Ю.; Михайленко Н. Я., д-р пед. наук; Павлов Ю. Г., художник; Павлова Л. Н., канд. пед. наук; Пороцкая Е. Л., канд. психол. наук; Урадовских Г. В., канд. пед. наук; Ушакова О. С., д-р пед. наук; Федосова Н. А., канд. пед. наук; Холмовская В. В., канд. психол. наук; Шатова А. Д., канд. пед. наук.

  • Программа переработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования Булычевой А.И., канд. психол. наук; Варенцовой Н.С., канд. пед. наук; Денисенковой Н.С., канд. психол. наук; Мавриной И.В., канд. пед. наук; Медведевой М.Ю.; Павловой Л.Н., канд. пед. наук; Урадовских Г.В., канд. пед. наук.
  • Руководители авторского коллектива: Венгер Л. А., д-р психол. наук; Дьяченко О. М., д-р психол. наук; Булычева А. И., канд. психол. наук.
  • Научные редакторы: Венгер Л. А., д-р психол. наук; Дьяченко О. М., д-р психол. наук; Булычева А. И., канд. психол. наук.

Особенности развития пятилетнего малыша

В данном возрасте ребенок уже имеет накопленный объем информации о предметах, явлениях, окружающем мире, важно своевременно его пополнять. Постоянное речевое развитие дошкольников по ФГОС в этом возрасте дает возможность переходить к элементарному первичному знакомству с такими понятиями, как «символ», «время», «знак»

Они будут очень важными при дальнейшей подготовке к школе.

Такие понятия воспитатель вводит, осуществляя речевое развитие дошкольников по ФГОС. Задачи его – заинтересовать малыша. Например, для формирования определенных символов дети работают с глобусом, знаками дорожного движения, месяцами, климатическими зонами, значками групп. Серьезной темой считается в этом возрасте «Время». Пока ребенок не имеет представления о том, что означает данный термин. Он слабо ориентируется, какой сегодня день, а также когда произошло то или иное событие

Важно ему правильно и доходчиво объяснять, что такое завтра, сегодня и вчера

Речевое развитие дошкольников по ФГОС направлено на составление рассказов о времени, календаре. Воспитатель, знакомя малышей этими понятиями, создает в группе настоящий «уголок прошлого». В результате у дошкольников углубляются и расширяются представления о неживой, живой природе, взаимосвязи между ними

Важно, чтобы воспитатели помогали своим подопечным, направляли их в сложном процессе познания, вместе устанавливали причинно-следственные связи, способствовали положительному отношению к окружающему миру

Важный момент, влияющий на формирование познавательных особенностей ребенка, – присутствие мотивации. Развитие у дошкольника способности изучать напрямую зависит способности быстро усваивать получаемую информацию. В этом и состоит речевое развитие дошкольников по ФГОС. Программа «От рождения до школы» – залог успешного формирования малыша. Речь ребенка в развивается очень быстро – для шестилетнего нормальным считается «банк» из 4000 слов.

Оглавление

Целевой раздел

Пояснительная записка Развивающее оценивание качества дошкольного образования Планируемые результаты освоения программы Характеристика возраста и задачи развития

Содержательный раздел

Игра Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Сенсорное воспитание
  • Ознакомление с пространственными отношениями Конструирование
  • Развитие элементарных математических представлений
  • Развитие экологических представлений
  • Развитие элементов логического мышления

Образовательная область «Речевое развитие»

  • Ознакомление с художественной литературой и развитие речи
  • Первоначальные основы грамоты и развитие произвольных движений рук

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • Развитие изобразительной деятельности
  • Художественное конструирование

Образовательная область «Физическое развитие»

Особенности профессиональной деятельности и подготовки педагогов для работы по программе «Развитие» Особенности взаимодействия педагогов с родителями детей в ДОУ, работающем по программе «Развитие»

Организационный раздел

Организация жизни и воспитания детей Описание форм, способов, методов реализации Программы Примерный распорядок дня и примерное расписание занятий (прямых образовательных ситуаций) Особенности организации предметно-пространственной среды Материально-техническое обеспечение программы

Приложение

Примерный список литературы для чтения детям

Презентация на тему: ” Речевое развитие детей в условиях реализации ФГОС ДО составитель: учитель-логопед Рублева Е.А. МБДОУ N27.” — Транскрипт:

1

Речевое развитие детей в условиях реализации ФГОС ДО составитель: учитель-логопед Рублева Е.А. МБДОУ N27

2

«Заговори, чтобы я тебя увидел» – Сократ. «Кто не умеет говорить, карьеры не сделает» – Наполеон I «Умен ты или глуп, велик ты или мал, Не знаем мы, пока ты слова не сказал» – Саади

3

“Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.” ФГОС ДО Второй раздел Пункт 2.6

9

Процесс усвоения ребенком родного языка (А. Гвоздев)

10

Крики (1,5-2 мес.)

11

Гуление (3-4 мес.)

12

Лепет (5-6 мес)

13

Слова (1 год)

14

Словосочетания

15

Фразы (1,5-2 года)

16

Самостоятельная связная речь

17

Первый год жизни Цель: развивать понимание речи.

18

Второй год жизни Цель: стимулировать развитие речи

19

Третий год жизни Цель: развивать речь, использовать звукоподражательные слова, упражнять детей в их произнесении с разной громкостью и скоростью, в правильном произношении гласных и простых согласных

20

Четвертый год жизни Цель: развивать речь, развивать артикуляционный аппарат и готовить его к правильному произношению шипящих звуков.

21

Пятый год жизни Цель: организовать эффективную систематическую работу по освоению норм русского языка в области фонетики

22

Шестой год жизни Цели: обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи.

23

Седьмой год Цель: развитие самостоятельной связной речи

24

Критические периоды развития речи Весь период речевого развития от года до шести считается сенситивным, т.е. особо чувствительным как к восприятию речи окружающих, так и к влиянию разных факторов внешней и внутренней среды

25

Первая гиперсензитивная фаза От 1 года до 1,5-2 лет – период накопления первых слов

26

Вторая гиперсезитивная фаза 2,5-3,5 года – период овладения развернутой фразовой речью

27

Третья гиперсензитивная фаза 5-6 лет – период формирования контекстной речи, т.е. самостоятельного порождения текста

28

Воспитание звуковой культуры речи Развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты- фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи) Развитие речедвигательного аппарата ( артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношение звуков, четкой дикции и т.д)

29

Нам нельзя упускать время, помогать ребёнку нужно в сенситивный период!

30

Спасибо.

Способы создания развивающей среды для дошкольников

Для обеспечения формирования личности дошкольников важно во всех создавать развивающую предметно-пространственную среду. В ФГОС ДО есть четкие требования, которые способствуют усилению интереса у дошкольников

Согласно стандартам, должна быть полифункциональной, трансформируемой, насыщенной, доступной, вариативной, а также безопасной. По насыщенности она в полной мере соответствует детей, а также содержанию образовательной программы

В ФГОС ДО есть четкие требования, которые способствуют усилению интереса у дошкольников. Согласно стандартам, должна быть полифункциональной, трансформируемой, насыщенной, доступной, вариативной, а также безопасной. По насыщенности она в полной мере соответствует детей, а также содержанию образовательной программы.

Одним из главных условий в процессе создания развивающей пространственно-предметной среды считается полное соответствие материала возрасту малышей. Оно является важным и трудновыполнимым. ФГОС ДО предполагают индивидуальный подход к каждому ребенку, который в полной мере способен обеспечить только самый опытный воспитатель со значительным стажем работы с маленькими детьми.

Важно осознавать, что в каждой последующей группе ребенок должен развивать навыки, полученные ранее, именно на этом базируются современные образовательные программы для дошкольников

Подводим итоги

Дети в возрасте 3-5 лет, находящиеся на стадии перехода от игровой деятельности, должны от среды получать шансы развития основных навыков. Закономерности мышления, речи, внимания предполагают создание среды предметной деятельности (игровых ситуаций), а также условий развития и воспитания личности.

В младшей группе у дошкольников должны быть разнообразные виды деятельности, присутствовать связь между игрой и обучением. Воспитатели младших групп обязаны применять в своей работе игровые, групповые, предметные занятия.

Средняя группа предполагает плавный переход от игровой деятельности к академическим занятиям.

В старшей группе большое значение имеет сюжетно-ролевая игра, к которой предъявляются особые требования. Воспитатель обязан сформировать предметно-развивающую среду, мотивировать дошкольников на познавательную деятельность.

В подготовительной группе используют обучающие методики, соответствующие ФГОС, помогающие готовить детей к школе. От уровня подготовки дошкольников будет зависеть успешность при дальнейшем обучении.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий