Предисловие
Многие дети испытывают трудности в письменной и устной речи. Многие не хотят читать. Это настоящая беда нашего времени, об этом знают практически все родители школьников.
Нынешняя система обучения письму и чтению, основанная на принуждении и давлении на ребенка, приносит свои печальные результаты. Не желающих читать и не умеющих писать становится все больше и больше.
В свое время я, как и многие родители, пыталась решить проблемы письма и чтения у своих детей. У меня два сына, они уже взрослые, выросли. Учатся в вузе, работают, проявляют себя в творчестве, одним словом, успешные молодые люди.
Но все начиналось непросто… Ребята не так рано, как хотелось бы, начали говорить. Ходили в логопедическую группу в детском саду, занимались с логопедом. К первому классу недочеты в речи исчезли, дети стали говорить чисто. Но в середине первого класса начались первые сложности, связанные с письменной речью. Затем оценки по чтению и письму стали снижаться, появились замечания в дневнике, желание идти в школу у мальчишек поубавилось.
Вместе с учителем мы думали: что же делать? Как справиться с нежеланием читать, медленной скоростью написания диктантов и классных работ, постоянными заменами или пропусками букв, недописыванием слов, ужасным подчерком? Учитель объясняла это невнимательностью, неумением сосредоточиться, ленью. На вопрос: «Как решить эти проблемы?» – она мне дала следующие рекомендации: выполнять работу над ошибками, прописывать неправильно написанные слова по целой строке, переписывать полностью работы, учить правила и читать, читать, читать… Мы все это старательно выполняли, однако ситуация только ухудшалась.
Тогда я задумалась: почему же так происходит? Я подвергла серьезному анализу дошкольный период своих сыновей и опыт обучения в начальной школе. Постепенно, шаг за шагом, стала выстраиваться программа действий, нацеленная на то, чтобы научить детей правильной письменной и устной речи. Так и появилась методика «Буквограмма – в школу с радостью».
С 1995 года учителя, воспитатели, психологи г. Москвы стали применять данную методику для коррекции речи у детей. Экспериментально проверили этот прием, что и послужило поводом для публикации данной книги.
Педагоги начальных классов, а также заинтересованные родители успешно используют этот практический материал для достижения высокого уровня письменной и устной речи у своих детей и учеников. Книга является ключевой частью методик «Буквограмма от 0 до 3 лет» и «Буквограмма от 3 до 6 лет».
Выражаю искреннюю благодарность рецензентам рукописи: доктору психологических наук, профессору Сорокоумовой Е. А., кандидату психологических наук Вороновой А. А., кандидату педагогических наук, доценту Черниковой Н. В. Огромное спасибо моей семье: моей маме, воспитателю с 40-летним стажем Золотопуповой В. Г., папе Золотопупову Ю. П., методисту по начальной школе Пономаревой М. Ю., моему мужу и отличному отцу Шишкову А. А. за ценные советы и поддержку и, конечно, моим сыновьям Артему и Павлу, без которых данной программы бы не получилось.
Советы и рекомендации
Чем дольше мы с сыном занимаемся по этой методике, тем меньше времени у меня уходило на подготовку к урокам-играм. Однако совсем пропускать ее нельзя. Сначала обязательно распечатайте урок и изучите материал сами, чтобы во время общения с ребенком на столе не было электронных приборов, а вы сами не отвлекались и не заставляли малыша скучать.
Обеспечьте ребенку место для занятий. Во время творчества застелите стол клеенкой и не ограничивайте его фантазию. На прогулках собирайте природный материал: каштаны, шишки, желуди, осенние листочки, чтобы затем малыш мог добавить их в свою поделку из пластилина или в аппликацию из цветной бумаги. Вот как отзываются о программе педагоги:
Как заниматься?
Курс представляет собой 20 готовых занятий, которые расписаны шаг за шагом. Также к нему в качестве бонуса прилагаются дополнительные упражнения, система для запоминания таблицы умножения, терапевтические истории. Предполагается, что с ребенком будет заниматься взрослый. Это могут быть родители или родственники малыша, педагоги, логопеды, психологи.
Никакого специального оборудования не требуется, чтобы начать обучение по методике “Буквограмма”. Отзывы родителей свидетельствуют, что все материалы и так есть в квартире. Это бумага, ручка, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, цветная бумага, картон, ножницы, клей.
Родителям следует заранее подготовиться к уроку, выучить его последовательность. Все материалы лучше распечатать на принтере, так как детям трудно воспринимать информацию с экрана компьютера
Важно заниматься ежедневно, без пропусков. По замыслу автора на это должно уходить полчаса
Чтобы материал хорошо усвоился, одно занятие можно повторно проходить от 2 до 5 раз.
Не всем удается достичь хороших результатов, правильно выстроить обучение по курсу “Буквограмма”. Отзывы тех родителей, которые смогли помочь своему ребенку, содержат рекомендации по правильной организации занятий. Они советуют учесть следующие моменты:
Уроки должны проходить в игровой форме, быть интересны детям. Принуждение недопустимо.
Во многом мотивация ребенка определяется отношением взрослого к программе. Если маме интересны предложенные игры, если в них с удовольствием участвуют другие члены семьи, то и ребенок включается в процесс.
Пропуски занятий ведут к регрессу
Если времени на полноценный урок нет, найдите несколько минут и сделайте хотя бы 1-3 упражнения.
Важно, чтобы ребенок сосредоточивался только на выполняемом задании. Уберите все раздражители: телефон, телевизор, ноутбук, игрушки
Не отвлекайтесь сами, попросите членов семьи не мешать вам.
Не перескакивайте через занятия, идите четко по расписанному плану.
Суть методики
Благодаря развитию зрительной и ассоциативной памяти во время занятий, учащийся хорошо запоминает новый материал и закрепляет полученные знания. Основы знаний о буквах и звуках, о письменном отображении букв даются опосредованно через множество различных пластичных упражнений, которые можно выполнять за столом, а некоторые на ковре.
Взрослые могут помогать малышу координировать движения. К примеру, овладевая алфавитом и написанием букв в прописном варианте, дети выполняют комплекс упражнений, легко позволяющий запомнить конфигурацию букв, совершая необходимые движения руки для их отображения. С помощью несложных физических упражнений и увлекательных заданий по письму, родители и преподаватели помогают быстро отточить навыки написания букв.
Используя «Буквограмму» как настольную игру для более старших детей, можно с пользой и весело провести время. Весело проводя время за игрой, вы поможете ребенку решить проблемы с грамотностью, расширить активный словарь, научиться формулировать свои мысли.
Организованное по принципу захватывающей игры-ходилки игровое поле снабжено различными наборами карточек и чётко структурированными заданиями. Методы, использованные в методике «Буквограмма», известны во всём мире. Отличие этого пособия заключается в последовательной подаче материала, отработке и повторении пройденного, в несложных и интересных упражнениях, организованных по авторской системе.
Среди других развивающих пособий и методик для детей, «Буквограмма» пользуется большим спросом, ей доверяют и родители, и педагоги.
Как работает развивающая “Буквограмма”?
Отзывы некоторых родителей о программе негативны. Их смущает тот момент, что в курсе “все понамешано”. Здесь можно найти не только игры с буквами, но и упражнения для глаз, задания на координацию движений, работу с дыханием
На занятии дети развивают мелкую моторику, внимание, коммуникативные навыки. Мамам и папам, учившимся в советской школе, все это непривычно
Им ближе стандартные учебники, тексты про маму, моющую раму, и задание вставить пропущенные буквы. Таких родителей просто понять: нам всем свойственно судить о других людях по себе. Если я научился грамотно писать по традиционной системе, то и мой ребенок сможет. Неудачи в школе списываются на лень, нежелание учиться. Чадо из-под палки усаживают за книжки, заставляют переделывать домашнюю работу снова и снова и н не догадываются, что причина отставания может крыться не в лени, а в индивидуальных особенностях ребенка. Дети с дефицитом внимания, гиперактивностью, умственной недоразвитостью не умеют долго сосредоточиваться на одном задании. Им требуется частая смена видов деятельности, специальные упражнения для развития концентрации, стимулирование работы головного мозга
В школе этому не уделяется внимание
Зато такие моменты учтены в методике “Букваграмма”. Отзывы свидетельствуют: она отлично подходит для неусидчивых, рассеянных детей. Дыхательные и физические упражнения усиливают приток кислорода к головному мозгу. Задания на развитие мелкой моторики влияют на речевой центр. По истечении какого-то времени ребятишки становятся более собранными, внимательными, быстрее справляются со школьными заданиями.
Всестороннее развитие и двигательная активность
Основной целью использования «Буквограммы» является коррекция устной и письменной речи, а также активизация таких важных мыслительных процессов, как память, внимание, пространственное мышление. Это достигается за счёт подбора увлекательных и разнообразных материалов для занятий, где умственное напряжение чередуется с физическими и дыхательными тренировками
Это достигается за счёт подбора увлекательных и разнообразных материалов для занятий, где умственное напряжение чередуется с физическими и дыхательными тренировками.
Советуем ознакомиться:
- Дыхательная гимнастика Стрельниковой
- Методика Марии Мантессори
Последние оказывают огромное влияние на исполнительные функции ребят. За счёт притока кислорода улучшается активность головного мозга детей.
Шишкова включила в методику и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, влияние которой на речевое развитие давно доказано прогрессивными педагогами.
Глазодвигательные гимнастики и физические упражнения «Буквограммы» помогают избежать утомления и, как следствие, — повышают работоспособность детей. А постоянно меняющийся характер заданий увлечёт даже неусидчивых малышей.
Автор пытается задействовать оба полушария ребёнка, чтобы материал быстрее усваивался и запоминался. Данная система развития не имеет аналогов, что делает её уникальной авторской разработкой.
А будут ли результаты?
Автор методики «Буквограмма» обещает, что уже спустя месяц кропотливых занятий появится положительный результат:
ребёнку будет проще концентрировать внимание даже в сложных условиях работы;
повысится грамотность при письме и умение быстро читать;
усвоение школьных предметов станет легче и эффективнее;
проявятся способности к освоению не только родного, но и иностранных языков;
скорректируется отношение к родителям и другим ребятам;
ребёнок поверит в свои силы, станет организованным и коммуникабельным.
Все это возможно только при условии точного следования методическим указаниям. Лишь те родители, которые запаслись терпением и не бросили развивающие уроки на полпути, дают положительные отзывы о методике и хвалятся успехами детей.
Купить методику
Чем Буквограмма лучше других методов развития ребенка
Многие развивающие методики однобоко воздействуют на развитие личности дошкольника или младшего школьника, даже в рамках одного предмета изучения.
Игра «Буквограмма» позволяет раскрыть творческий потенциал обучаемого, расширяет коммуникативные возможности, обогащает словарный запас и внутренний мир малыша. Развивающие книги не смогут заменить занятий по системе Шишковой, по которой школьник способен обучаться даже самостоятельно, вообще без участия взрослого, если уже научился читать.
Курс Шишковой помогает:
- лучше концентрироваться на предмете изучения,
- представить задачу осмысленно,
- практически восстановить логическую последовательность действий для выполнения задачи,
- в результате нужного количества повторений занимающийся уже не ошибается, закреплённый материал становится хорошей базой для усвоения новых знаний и применения новых навыков.
Какие проблемы решает развивающая методика Буквограмма
Современные дети вместе с огромным багажом знаний получают к юности ещё и букет различных заболеваний, проблем со здоровьем. Нередкие психические отклонения, возникающие вследствие проблем с экологией, нестабильности семейных отношений, эмоциональных перегрузок, ведут к отставанию в учёбе, логопедическим проблемам, требующим коррекции.
Педагоги и психологи, вместе с логопедами стараются решить проблемы со здоровьем детей в как можно более раннем возрасте, чтобы не переносить груз проблем на учебный период.
Своей первой задачей они считают общее развитие и освоение ребенком навыков общения. Даже дети с дислексией и дисграфией показывают отличные результаты спустя месяц занятий. При помощи методики можно избежать лечения гиперактивности, после курса занятий, направленных на активность на сенсомоторном уровне, учащийся станет более усидчивым. «Буквограмма» оказывает помощь в учёбе и общении.
Успешный опыт родителей
Любой взрослый человек без дополнительной подготовки может заниматься с ребенком по развивающей методике “Буквограмма”. Отзывы родителей подтверждают это. Она отлично подходит для домашнего использования, ее можно сочетать с курсами психокоррекции, занятиями у логопеда. Многим мамам нравится, что программа подходит для детей разных возрастов. С ее помощью можно одновременно подготовить к школе младшего ребенка и справиться со школьными проблемами старшего.
Дети с удовольствием включаются в занятия. Им нравится выполнять необычные упражнения, писать буквы на схемах, в воздухе. Ребята постарше нередко становятся учителями младших братишек и сестренок. Общая игра способна сплотить семью. Родители отмечают, что теперь они больше общаются с детьми, с пользой проводят время. Нередко курс заменяет собой репетиторов, а значит, экономит семейный бюджет.
Реклама обещает много плюсов от практического применения “Буквограммы”. Реальные отзывы обычных людей показывают, что она:
помогает весело выучить буквы, научиться читать дошкольникам;
развивает усидчивость и внимание у подвижных, часто отвлекающихся ребятишек;
застенчивые малыши становятся более общительными;
повышается мотивация к обучению;
школьники легче запоминают новый материал, быстрее справляются с уроками;
улучшается техника чтения;
при письме допускается меньше ошибок;
повышается успеваемость.
Особенно полезен курс для детей с нарушениями речи, легким отставанием в развитии, левшей, которые обучаются в обычной общеобразовательной школе. На уроке учителя не могут обеспечить им индивидуальный подход, так как в классе слишком много учеников. Домашние занятия становятся палочкой-выручалочкой. “Буквограмма” мягко и непринужденно скорректирует работу головного мозга, нервной системы ребенка, разовьет пространственное мышление. Очень скоро педагоги замечают положительные изменения, дети начинают потихоньку догонять одноклассников.
Кому подходит методика
С первого взгляда мне показалось, что программа разработана для гиперактивных детей или для малышей с серьезными нарушениями речи. Но при внимательном изучении я поняла, что методика поможет любому ребенку раскрыть свой внутренний потенциал, научиться грамотно разговаривать, писать и читать. К тому же весь процесс обучения контролируют родители, которые сами решают, чему уделить больше внимания, а что можно и пропустить. Поэтому «Буквограмма» совершенно не подходит для занятых нетерпеливых мам, которые часто оставляют такие отзывы:
Моему сыну пять лет, поэтому для него подходит первая часть программы под названием «3+». Она рассчитана специально для маленьких непосед, не любящих долго сидеть на одном месте и слушать что-то, кроме сказок.
После серии интересных занятий в игровой форме сын понял, что узнавать новые буквы и цифры тоже интересно, а различные цвета и формы окружают нас везде: дома, на улице, в садике, в магазине
Отдельное внимание уделяется малышам, которые долго не начинают говорить или разгова-ривают быстро и непонятно
Вторая часть программы называется «Буквополия». Она разработана для детей 7-12 лет и помогает ученикам легче усваивать новые знания и свободнее общаться со сверстниками. При этом «Буквограмма» не дублирует школьную программу, а развивает навыки концентрации, внимания, запоминания информации. Методика выполнена в виде дидактической игры, в которую можно играть, как вдвоем, так и в коллективе.
Подросткам старше 14 лет будет интересна и познавательна третья часть программы под названием «Театр». Ее цель – поддержать и усилить мотивацию к обучению, научить организованности и социальному такту, а также находить общий язык с людьми разного возраста.
При этом учитываются все особенности непростого пубертатного периода, то есть: вспыльчивость, обидчивость, неуверенность в себе.
Какие результаты обещает автор программы?
Что даст вашему ребенку “Буквограмма”? Отзывы показывают, что ее приобретают с самыми разными целями. Многие рассчитывают помочь своим особым деткам с освоением школьной программы, адаптацией в обществе. Покупают курс и родители здоровых детей для обучения чтению, дополнительного развития, исправления троек по русскому языку.
В результате по замыслу С. Ю. Шишковой ваше чадо:
- станет более внимательным, усидчивым, организованным;
- научится выполнять инструкции;
- сможет усваивать учебный материал легче и быстрее;
- заинтересуется учебой, чтением;
- научится грамотно говорить и писать;
- разовьет коммуникативные навыки;
- поверит в свои силы и способности;
- улучшит отношения с членами семьи, сверстниками.
Причем первые улучшения можно будет заметить уже через месяц регулярных занятий.
Кому подходит
https://youtube.com/watch?v=w24wv2dhNLU
Специалисты по дошкольному образованию рекомендуют методику «Буквограмма» как продвинутую модель, позволяющую в совершенстве овладеть родным языком. Методика содержит необходимую для дошкольников лексику, подобранную для активного общения на разноплановые темы, позволяет подготовиться к школьным занятиям.
«Буквограмму» можно рекомендовать школьникам любого возраста, учёба по программе упростит освоение новой школьной среды, поможет установить контакты в коллективе, легко выражать свои мысли и малышам, и учащимся средней школы.
Что собой представляет методика
Программа включает в себя 20 занятий в игровой форме и упражнения, которые необходимо регулярно проводить с ребёнком. В помощь родителям разработано методическое пособие с подробными рекомендациями по проведению уроков и советами по воспитанию и коррекции поведения малыша.
https://youtube.com/watch?v=Gk3ZYnAftU0
В зависимости от возраста ребёнка, а рассчитана она на деток от 5 до 14 лет, на усвоение одного занятия уходит 1-5 дней. И длиться оно может от 5 до 30 минут. Здесь нужно смотреть на способности ребёнка и не давать ему утомляться. Если материал закрепляется с трудом, необходимо сделать перерыв на 3-4 часа и повторить его снова.
Для использования «Буквограммы» не требуется какого-то специального оборудования или особых средств обучения, достаточно бумаги и пишущих приборов.
В целом это простейшие занятия, провести которые под силу всем членам семьи, умеющим читать рекомендации. Главным требованием к их проведению является 100% усвоение и лишь потом переход к новому упражнению. Только такой подход способен дать эффективный результат.
Интернет пестрит отрицательными отзывами о данной методике, чаще всего это те родители, которые не соблюдали систематичность, последовательность работы и другие рекомендации автора, изложенные в книге.
Об авторе
Шишкова Светлана Юлиановна – кандидат психологических наук, семейный психолог, нейропсихолог. Автор, учредитель и генеральный директор Психологического Центра гармоничного развития личности «ДОМ» в г. Москве. «ДОМ» – это Дети, Отец, Мать.
Автор и ведущая развивающих и обучающих программ для детей, родителей, педагогов и психологов. Руководитель программ по подготовке и стажировке будущих практических психологов. Преподаватель ведущих вузов г. Москвы. Автор и ведущая всероссийских проектов «Живое русское слово» и «Пишем вместе книгу „Лодка“». Эксперт проекта «Социальная адаптация воспитанников детских домов и школ-интернатов г. Москвы».
В течение двадцати лет ведет частную практику и занимается исследованиями в области индивидуальной и групповой психотерапевтической помощи детям и взрослым.
Автор научных и научно-популярных изданий по проблемам детско-родительских отношений, семейных отношений, а также успешной реализации детей и взрослых в социуме.
Персональный сайт:
Кому подходит?
Современные мамы и папы начинают развивать малышей с пеленок. Они готовы приобретать обучающие игрушки, книжки с заданиями, красочные азбуки и новые методики. Одной из развивающих программ является “Буквограмма”.
Отзывы родителей свидетельствуют, что ее покупают детям самых разных возрастов. Особо тревожные мамы приобретают курс для неговорящих малышей 1,5-2 лет. Методика работы с такими крохами рассмотрена в отдельной книге “Буквограмма. От 0 до 3”. Автор подробно расписывает систему комплексных занятий, направленных на развитие интеллекта, речи, памяти и внимания малыша.
Но по незнанию родители заказывают не книгу, а основной курс на сайте, платят деньги и убеждаются, что на диске про эту возрастную группу информации нет. Игры для детей постарше крохе пока недоступны. В результате на форумах появляются отрицательные отзывы.
Не делайте таких ошибок. Основной курс разделен на три части:
- для дошкольников от 3 до 7 лет;
- младших школьников от 7 до 14 лет;
- для подростков с 14 лет.
Главная задача методики – помочь тем детям, которые испытывают трудности в овладении грамотным письмом и чтением. Сюда относятся ребятишки:
- с логопедическими проблемами;
- отставанием в развитии;
- дефицитом внимания;
- гиперактивностью;
- плохой успеваемостью.
Также “Буквограмма” обещает помочь маленьким билингвам и левшам, в том числе переученным писать правой рукой.
Важность самоконтроля
Боязнь ошибочных действий затормаживает детей в желании работать самостоятельно. Если ещё и прибавляется бурная негативная реакция родителей, в ребёнке порождается неуверенность в своих силах. Как часто такие дети, начиная выполнять домашнее задание и допуская ошибку, перечёркивают все, вырывают лист или вообще бросают работу.
По системе уроков «Буквограмма» малыш учится этому самоконтролю. Развивающая система упражнений даёт возможность ребёнку сравнивать свою работу с образцом. Она направляет дошкольника отыскивать ошибки, самостоятельно их исправлять и делать соответствующие выводы.
Рекомендуем:
- Кубики Никитина — сложи узор
- Материалы Монтессори своими руками
Что развивает методика «Буквограмма»
https://youtube.com/watch?v=videoseries
Направленная на всестороннее развитие учащегося, улучшение его ориентации в отраслях современной жизни и расширение коммуникативных способностей, «Буквограмма» позволяет за короткое время сформировать необходимые навыки. Результатом работы с программой становятся улучшенные результаты в учёбе.
Занимаясь по системе, можно:
развить способность общаться;
расширить кругозор и развить память у ученика;
научиться читать;
помочь малышу развить внимание и фонематический слух — грамотное письмо и чтение.
Научить общаться со сверстниками и старшими людьми также важно, как и развить воображение у ребёнка. Возможность свободно и грамотно излагать свои мысли дарит свободу общения, позитивный настрой, дальнейшее совершенствование.
Кроме отсутствия ошибок при письме и общей грамотности, малышу необходимо иметь представления о мире, о разных областях науки, искусства, техники
Для этого нужны общеразвивающие занятия, систематические, сбалансированные, содержащие нужный по возрасту материал в подходящем объёме. В методике «Буквограмма» есть советы о том, как развить мышление и фантазию у каждого, можно ознакомиться с мнением психологов и практически отработать с ребёнком посредством изучения предложенных в системе упражнений многие навыки.
Как не нарваться на мошенников?
Часто люди сталкиваются с обманом, оформляя через интернет заказ на развивающую методику “Буквограмма”. Отрицательные отзывы свидетельствуют: вместо обещанной программы вы можете получить пустую коробку, сломанный диск, либо ваши деньги просто испарятся вместе с создателями сайта. Так как курс пользуется спросом, в продаже появилось множество некачественных подделок.
Чтобы избежать неприятных сюрпризов, заказывайте его на официальном сайте. В случае доставки по России есть возможность оплатить покупку наложенным платежом при получении на руки.
В интернете можно бесплатно скачать книгу с названием “Буквограмма”. Отзывы показывают: многие люди не понимают, чем она отличается от курса на диске. По утверждению автора, в книге содержится краткое изложение методики. Лучше ознакомиться с ней заранее, чтобы понять, подходит ли вам и вашим детям предложенная система занятий. Курс на диске – полная версия, которая постоянно совершенствуется.
Если вы приобрели “Буквограмму” на официальном сайте, то кроме самого курса вы получаете возможность проконсультироваться с автором методики и специалистами ее центра. Они бесплатно проведут консультацию, подскажут, как правильно построить занятия.
Отзывы о “Буквограмме”, приведенные в статье, должны помочь вам сделать правильный выбор, а также не пожалеть о нем впоследствии. Занимайтесь с детьми, и они будут радовать вас своими успехами.