Развитие речи ребенка до года

Правила развития речи ребенка до года

Большинство родителей не задумываются о том, что они могут помочь своему ребенку научиться говорить правильно и понятно. Давайте посмотрим, что должен делать родитель для развития речи малыша.

  1. Уже с появления первых речевых проявлений таких, как гуление нужно поддерживать ребенка, транслируя ему свое положительное отношение но, не переутомляя его, ведь гуление и лепет являются основой будущей речи.

Обратите внимание, что при общении с ребенком речь взрослого должна быть понятной, с правильной артикуляцией звуков

При появлении первых слов нужно поддерживать ребенка, разговаривая с ним, отвечая ему и озвучивая все действия. Видя машину, мама скажет ребенку: «Машина би-би!».

Детские песенки отличный материал для развития малыша. С их помощью формируется ритмическая сторона речи, расширяется словарный запас

Когда родитель не только поет, но и побуждает ребенка к движениям, то у малыша развивается память, мышление, внимание, общая моторика.
Ребенок, играя с игрушками, развивает мелкую моторику, а затем развивается его речь. Для укрепления пальчиков малыша можно делать массаж, давать перебирать предметы различного размера, например, сначала погремушки, а затем бусы с крупными бусинами.
Обязательно необходимо работать над пониманием речи, для этого малышу можно дать простые поручения, например, «Дай мяч!», «Иди ко мне!»

Задания можно постепенно усложнять, таким образом, вы обучаете ребенка понимать инструкцию, что очень ему пригодиться во время школьного обучения .
Вот у ребенка и появилось первое слово, что указывает на его готовность к речевой деятельности. Для усвоения ребенком правильных речевых образцов родитель обращаясь к нему должен говорить медленно, проговаривая каждый звук, четко выделяя ударный слог. Старайтесь избегать слогового произнесения, так как в этом случае теряется ударение, да и слово воспринимается, как бессмысленный набор звуков.

Расширяйте словарный запас ребенка, закрепляя связь между предметом и словом. Если вашего малыша появилось новое слово, то его нужно обязательно закрепить, для этого повторите слово за ребенком и похвалите его.
Знакомя ребенка с новым словом, убедитесь, что оно ему понятно, и он правильно понимает его значение.

Играйте в игры связанные со знакомством с новыми словами и манипулированием предметов, например, «Достань из мешочка», «Волшебная коробочка». Доставая предмет опишите его, придумайте доступное звукоподражание.
Рассматривайте вместе с ребенком картинки животных и птиц, озвучивайте их звукоподражанием или словами. Таким образом, вы приготовите основу для развития речи ко второму году жизни.

Вы познакомились с речевым развитием ребенка на первом году жизни, а также с правилами развития речи. Уделяйте своему ребенку время, будьте внимательны к его развитию и ваш малыш в будущем порадует вас красивой и правильной речью.

Кто быстрее мальчики или девочки

Между младенцами и малышами женского и мужского пола больше сходства, чем различий. Однако педиатры констатируют, что мальчики рождаются более крупными: у них больше голова и масса тела. Ходить младенцы мужского пола начинают позже на 2–3 месяца, чем девочки.

Все малыши проходят сходные этапы развития языка только с разной скоростью. Обычно мальчики начинают говорить на несколько месяцев позже. На этот же срок сдвигаются этапы речевого развития, начиная с 4–5 месяцев.

В освоении двигательных навыков имеются различия. Мальчикам больше удаются упражнения, требующие силы, сноровки, выносливости. Девочки лучше справляются с заданиями, к которых надо проявить координацию, интуицию.

Стадия четвертая – первые слова

Итак, из лепета рождается слово…

На этом этапе (обычно он начинается в 11-12 месяцев) очень важно помочь ребенку в его словотворчестве. Именно сейчас малыш начинает ассоциировать слова с объектами окружающей среды, слова для него наполняются смыслом

Теперь уже можно расширить репертуар вашего чтения вслух. Старайтесь называть окружающие вещи своими именами (не “Положим эту штуковину во-он туда”, а “Положим куклу в кроватку”). Не забывайте комментировать свои действия, когда вы находитесь вместе с малышом.

Логопеды советуют тренировать мышцы губ и щек. Для этого запаситесь различными свистульками, губными гармошками, игрушечной флейтой и научите малыша дуть в эти инструменты. Полезно и выдувать мыльные пузыри (правда, придется постоянно следить, чтобы ребенок не выпил мыльный раствор).

Еще один забавный способ потренировать мышцы губ и щек – это погримасничать вместе с малышом. Не стесняйтесь строить смешные рожи, выразительно изображать самые разные эмоции (удивление, страх, радость), высовывать язык, облизываться. Вы увидите, малышу очень понравится эта новая игра, и вскоре он начнет повторять за вами какие-то движения.

Обычно детям очень нравятся звучащие игрушки. Воспользуйтесь этим, пусть малыш учится извлекать разнообразные звуки и воспроизводить их голосом. Его первые слова будут звукоподражательными: “бах”, “бум”, “гав-гав”, “бибика”. Не бойтесь этих младенческих, “ляльских” (как говорит моя старшая дочь) слов. Это очень важный момент в развитии речи. Ребенку пока сложно связать отвлеченное слово (например, собака, машина, упала) с конкретным предметом или действием. Если слово будет хоть как-то похоже на предмет или действие, такую связь установить значительно легче (например, собака говорит «ав-ав», машина – «би-би», а падающий предмет делает «бум»). Младенческие слова помогают ребенку перейти к нормальной, “взрослой” речи.

Когда ваш малыш будет пытаться повторить за вами какие-то слова, можно читать стихи «по ролям». Например, известное стихотворенье об отчаянных гусях (его начало, как правило, помнят все):

  • Взрослый: Гуси-гуси!
  • Ребенок: Га-га-га!
  • Взрослый: Есть хотите?
  • Ребенок: Да-да-да!
  • Взрослый:Хлеба с маслом?
  • Ребенок: Нет-нет-нет.
  • Взрослый: А чего же вам?
  • Ребенок: Конфет!
  • Взрослый:Ну, летите, как хотите, т _олько крылья берегите – с__ ерый волк под горой не пускает вас домой. Полетели-полетели_ (ребенок машет руками), на головку сели.

Когда вы будете читать вашему малышу хорошо знакомые стихи или петь песенки, в конце строчки сделайте паузу, чтобы ребенок смог сам закончить строчку.

Особенно важно разговаривать с малышом во время игры. Не забывайте, что игра ориентирована именно на диалог, а не на ваш монолог

Можно, например, катать друг другу мячик, сопровождая это занятия комментариями: “Дай мячик! Покатился мячик к маме”. Выдержите паузу, дайте ребенку возможность включиться в разговор. “А теперь – на мячик! Покатился мячик к детке” и т.д. Старайтесь, чтобы игра соответствовала настроению и состоянию вашей крохи.

Возрастные нормы появления звуков в речи ребенка.

Формирование
звукопроизношения у детей происходит в индивидуальном темпе, но все же есть
определенные нормы, которые позволяют понять, что речь развивается нормально
или происходит ее задержка развития.

— В первые месяцы жизни ребенка около 1,5 у него
появляются звуки о, а, у, я, ау,
уа. Такие звуки являются показателями нормального развития и
формирования речи, у ребенка не должно быть всхлипываний на вдохе,
пронзительного яркого плача или наоборот очень тихого. Дети этого возраста
жизни очень внимательно концентрируются на предметах, которые им показывает
взрослый человек и запоминают лица членов его семьи.

— В период от 2х до 3х
месяцев ребенок очень активно узнает близких людей и это сопровождается
интенсивными движениями рук и ног. Малыш очень активно слушает звуки и узнает
источник его происхождения. Появляются звуки: а-а-а, а-а-ги, а-а-гу, а-га.

— В период от 3х до 5ти
месяцев ребенок произносит звуки, которые он интонационно окрашивает и
произносит: гы, кхы, агу, ага, га, эгэ, аа.

— В период 6ти месяцев у ребенка в нормальном речевом
развитии появляются такие звуки: га,
ка, па, ма. Постепенно такие сочетание переходят в: ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба.
Но такие сочетания звуков пока не являются для ребенка самим средством общения.
И если говорить про диагностику речи в раннем возрасте, то если есть признак
того, что у ребенка угас лепет, то возможно стоит проверить слух у ребенка, и
это может быть сигналом для выявления врождённого нарушения слуха – глухоты.

— На 7м месяце жизни ребенка
он уже способен четко различать предметы зрительно и способен отыскивать их взглядом
по просьбе взрослого, если проводить с малышом такие игры.

— К окончанию первого года
жизни малыш уже способен овладеть некоторыми словами в количестве около 20, он
уже хорошо произносит слова: папа, баба, дядя, ляля.

В период окончания первого
года жизни ребенок должен уже общаться со взрослым словами, которые он знает и
речь должно стать для него уже средством общения.

Стоит обратить внимание, если ребенок использует жесты вместо общения, если жесты сопровождаются речью, то волноваться не стоит, а если ребенок не может использовать речь, то стоит начинать развивать ее

Несколько советов родителям

Речь не передается по генам. Для ее выработки необходимо постоянно разговаривать с ребенком четкими фразами.

На прогулке

Рекомендации

• Во время прогулки обращайте внимание малыша на крупные объекты и называйте их. Объясняйте зачем они нужны и для чего построены

• Ходите почаще в парк. Показывайте красоту природы вокруг. Возьмите с собой немного хлеба и покормите птичек. Ребенку понравится такая затея.

• Старайтесь отвечать на вопросы. Подробно опишите предмет, интересующий кроху. Тщательно осмотрите его и дайте полную характеристику. С помощью такого подхода развивается умение описывать увиденное.

• Дома включайте детские песни. Читайте сказки и показывайте картинки. Описывайте, что на них нарисовано.

• Когда ребенок станет постарше, начинайте учить стихотворения. Просите рассказать их папе или бабушке.

Развитие речи у мальчиков и девочек

Формирование речи у ребенка – сложная задача. Но этот этап можно с легкостью преодолеть. Организуйте правильно занятия. Они не должны происходить в насильственной форме, например, когда у малыша плохое настроение. Настаивать в таком деле не стоит. Выждите момент, когда кроха сам захочет пообщаться. Тогда разговаривайте, пойте, читайте, и все получится. Через время ребенок расскажет все, чему его научили.

Post Views: 569

2. Массаж пальчиков рук левой и правой

Массаж делает мама или логопед. Выполняется легким надавливанием от кончиков пальцев к запястью. Растирание сверху вниз. Сгибание и разгибание пальчиков.

Очень хорошую тренировку мелкой мускулатуры пальчиков обеспечивают народные игры с пальчиками: «Сорока белобока», «Коза», «Пальчики в лесу», «Пальчик-мальчик» и другие.

Игра “Пальчики в лесу”

Взрослый держит перед собой руку ребенка и загибает мизинец, загибает безымянный палец, средний, указательный и щекочет ладошку ( этот пальчик в лес пошел, этот пальчик гриб нашел,
этот пальчик гриб помыл, этот пальчик гриб сварил, этот пальчик все съел, от того и растолстел).

Игра “Пальма”

Игру можно проводить и с несколькими детьми. Дети поднимают правую руку (или левую) ладонью к себе. Левой рукой берут мизинец и загибают его после слов «хочет спать», загибают безымянный, средний, указательный, большой пальцы. Поднимают правую руку и распрямляют пальцы при слове «вставать» ( этот пальчик хочет спать, этот пальчик лег в кровать, этот пальчик чуть вздремнул, этот пальчик уж уснул, этот пальчик крепко спит. Тише, тише! Не шумите! Солнце красное взойдет, утро ясное придет, будут птички щебетать, будут пальчики вставать).

3. Пальчиковая гимнастика. Ребенок выполняет сам

  • Играет на «пианино».
  • «Лягушки» – одновременное разгибание пальчиков.
  • Сгибание и разгибание пальчиков по одному в кулачок и из кулачка.
  • Пальчики здороваются с большим пальчиком своей руки.
  • Пальчики здороваются с пальчиками другой руки.
  • Покажи «козу».
  • Покажи «ушки у зайчика».
  • Играем на «барабане».
  • Хлопаем в ладоши.

4. Работа с мелким  материалом или чем можно занять ребенка….

  • выкладыванием цветов, шариков, домиков и других предметов из мозаики, пшена, рисовых зерен, палочек
  • собиранием пирамид различных размеров.
  • нанизыванием бусинок на стержень, снятие их по одной
  • шнуровка: используют плотный картон с дырочками, учатся завязывать шнурки
  • застёгиванием пуговиц
  • рвать на мелкие кусочки бумагу, сначала хаотично, а потом по сгибам, по контуру.

 5. Творчество

  • Аппликации. Учим ребенка работать с ножницами, держать ножницы, стричь ровными линиями, потом по контуру: кружочки, овалы, квадратики, треугольники и другие фигурки. Эти фигуры вырезают из цветной бумаги или раскрашивают и делают из них аппликации: «Праздничные флажки», Собираем яблоки», «Цветы», «Мы идем на праздник» (наклеить флажки, шары, цветы), «Укрась елочку игрушками» (дается контур елочки),  «Строим дом»(на прямоугольник наклеить квадратики).
  • Рисование. Учим правильно держать карандаш, фломастер, кисточку. При работе с красками, учим аккуратно наносить краску и убирать рабочее место.

Для развития активной речи нужно создавать такие ситуации, при которых ребенок вынужден обращаться к взрослым с речью

  1. Показывать и называть предметы, приучая по слову находить их взором или приносить.
  2. Учить называть упрощенными словами изображения на картинках: корова – «му-му», собака – «ав-ав», кошка – «мяу-мяу», и др.
  3. Постепенно вытесняя из речи ребенка звукоподражания, учить называть предметы и действия. Разговаривать с ребенком надо о тех предметах, которые его привлекают в данный момент, о тех действиях, которые он совершает, формируя у него связь между словом и предметом, словом и действием.
  4. Вызывать у ребенка речевую активность через провоцирующие вопросы: «Это кошка?», а показать собаку.

Обращаем ваше внимание, что развитию речи способствует чтение стихов, сказок, потешек!

Так же напоминаем Вам, что на формирование речи влияет не одно какое-то конкретное упражнение, а ежедневный монотонный комплекс мероприятий!

В  Медицинском центре “Президент-Мед” Вы можете записаться на консультацию к детскому логопеду, сделать диагностику развития речи, получить рекомендации или пройти курс по коррекции речи. 

Стадии речевого развития

Развитие речи ребенка до года психологи делят на 4 стадии. Они отличаются рывком в освоении речи, длятся от одного до нескольких месяцев. Нужно понимать, что границы стадий стерты, каждый ребенок индивидуален. Если малыш отстает от какого-то периода на 1-2 месяца, можно говорить о патологии.

  1. От 0 до 8 недель − стадия крика. Новорожденный реагирует на все плачем, выкриком звуков, носящих носовой оттенок.
  2. От 2 до 5 месяцев − стадия гуления. Жизнь ребенка окрашивается в интонационные краски. Голос меняется в зависимости от состояния. Общение со взрослыми сводится к произношению и выкрику звуков: г, к, п, м, б, н. Появляются первые слоги: ба, па, ня, на, ля. Первый настоящий смех возникает в 3 месяца.
  3.  От полугода до 7 месяцев − лепет. Физиологически малыш готов произносить отдельные звуки и формировать их в понятные только ему и родным короткие слова: баба, мама, папа, няня, тата, дай, пи и т. д. Стадия называется лепетом, потому что младенец произносит слоги несколько раз, как будто что-то пытается рассказать.
  4. От 8 месяцев до 12 − стадия первых слов. В норме к окончанию первого года жизни кроха должен произносить до 25 слов. Они не отличаются сложностью, состоят, как правило, из одних и тех же слогов. Малыши в этом возрасте любят придумывать «свои» слова, значение которых понятно только близким.

Развитие речи детей 6-7 лет

Дети этого возраста готовы к систематическому обучению. К шести годам дети чётко различают на слух все звуки родного языка: глухие – звонкие, твёрдые – мягкие.

Словарь дошкольников шести-семи лет достаточно велик и уже не поддаётся подсчёту, тем более существует большой разрыв в количественном отношении у детей с разным речевым развитием: есть дети, обладающие богатейшим словарным запасом, очень осведомлённые в разных областях знаний, а есть дети, чей словарь очень беден и ограничивается бытовой тематикой. Дети этого возраста могут самостоятельно составить рассказ по серии сюжетных картинок, пересказать прочитанную им сказку, рассказать свои впечатления о просмотренном мультфильме.

Как помочь развитию речи детей раннего возраста

Даже если младенец не произносит слова, родителям надо продолжать с ним говорить. Таким образом, ребенок получает ежедневно «порцию» языкового опыта, необходимого для дальнейшего развития.

Младенец издает лепет, состоящий из звуков, похожих на звуки родного языка. Затем соединяет звуки и формирует первые слоги

В этот период ребенок уже начинает уделять повышенное внимание выражению лица. Взрослым надо смотреть на ребенка с улыбкой, доброжелательно, комментировать то, с чем играет ребенок

Между 6-м и 9-м месяцами жизни звуковой «репертуар» младенца расширяется. Появляется понимание слова, например, названия игрушки. Если родитель продемонстрирует радость, услышав первое слово ребенка, то он может повторить на «бис». В этом возрасте подражание и повторение играет в общении с малышом первостепенную роль.

Обычно к окончанию первого года жизни дети активно произносят первые слова, расширяют их запас. Темпы овладения речью могут сильно различаться. Например, одни дети произносят первые слова в 9 месяцев, другие могут прожить «молчком» до 2,5 лет. Большинство малышей начинают говорить в возрасте 12–18 месяцев.

Трудно переоценить важность мелкой моторики для общего развития ребенка. Умение хватать предметы, манипулировать ими под контролем зрения создает базу для развития восприятия, мышления, речи

Тактильные ощущения малышей должны быть разнообразными.

Дают ребенку для игр и занятий резиновые мячики разного размера, с шипами, деревянные кубики, разноцветную фасоль в коробочках. Хорошими тренажерами становятся пуговицы, прищепки, бусы на шнурах. Речь нужно развивать целенаправленно и последовательно с помощью самых разнообразных упражнений.

Развитие речи детей 4-5 лет

У детей пяти лет связная речь становится более разнообразной и красочной.

В этом возрасте дети более чисто и чётко произносят шипящие звуки , , большинство детей начинают верно произносить звук и более сложные , . Дети пятого года жизни способны узнавать звук в слове, также могут подобрать несколько слов с заданным звуком. Способны различать слова, отличающиеся одной фонемой: почка-бочка.

Словарный запас увеличивается к пяти годам до 3000 слов. В этом возрасте ребёнок способен связно рассказать о каких либо событиях, составить рассказ по серии сюжетных картинок. Пересказать короткий текст, хорошо ему знакомый.

Норма и отклонение в развитии речи.

Если
все то, что я описывала ранее считается нормальным речевым развитием, то
существуют и отклонения в развитии и формировании речевой системы.

Чаще
всего нарушения в формировании речи встречается у детей, которые были
недоношенные, с низкой массой тела, запущенные, то есть родители не занимались
их речевым развитием и не проявляли интересна к ним.

Чаще
всего тревожным сигналом станут показатели того, что если в речи у ребенка
отмечается:


у малыша нети гуления и лепетной речи, и он не может поймать взглядом,
движущийся предмет;


ребенок не проявляет любой реакции на эмоционально окрашенную речь взрослого;


ребенок не проявляет интереса к окружающему мира и у него запаздывают периоды
формирования речи;


его речевые реакции не эмоциональные, монотонные и тихие очень;


у ребенка есть спазмы речевой мускулатуры, нарушена подвижность языка;


к концу первого года жизни отсутствуют слова и сохраняется однообразный лепет;


ребенок не может самостоятельно отыскать глазами источник звука;


у него сложности с приемом пищи (жеванием и глотанием), повышенное слюнотечение;


ребенку безразлично, что его не понимают и у него отсутствует желание овладеть средством
общения;


у ребенка не появляются слова, и он предпочитает выражать свои желания жестами,
а не словами.

Не
стоит ждать, если вы сейчас поняли, что у вашего ребенка есть какое-либо
отклонение в развитие речи, стоит лучше показать его опытному специалисту,
чтобы понять точно, есть ли о чем вам волноваться. Чем раньше выявить
отклонение, тем больше времени будет у вас что бы исправить и помочь сформировать
речь правильно у ребенка и тем меньше будет проблем у вашего малыша.

Я
могу дать, как логопед с опытом работы более 10 лет такие рекомендации для
родителей, если они самостоятельно готовы начать помогать своему ребенку
овладевать правильной речь:


Начните расширять словарный запас ребенка, знакомьте его с новыми словами. Это
можно делать через общение с ним, чтение вместе произведений.


Исправляйте свои неточности в произношении слов и звуков, именно ваши, а не
ребенка до года! Речь ребенка формируется по подражанию вам.


Обучайте его правильно строить высказывание.

— Очень внимательно относитесь к тому, что с ним происходит, тому как он развивается, а это можно достичь только через установление контакта с ним и принятия его.

Периоды развития речи ребенка до года

      Первый период развития речи — это крик. Посредством крика новорожденный заявляет  своих потребностях: когда хочет кушать, когда болит животик и так далее.
Примерно через пару недель начинается второй период развития речи: в крике ребенка можно услышать новые звуки, похожие на гласные, но не такие четкие, длится этот период несколько недель. Через 2-3 месяца после рождения ребенка мама уже может различать интонации в детском крике (недовольство, радость и так далее)

На протяжении всего процесса становления детской речи крик имеет важное значение.
Третий период начинается около 6 месяцев и продолжается до 11, хотя это рамки условные. Для данного этапа характерен лепет

На этом этапе можно различить отдельные слоги. Постепенно слоги объединяются между собой, но не всегда в четкие слова.
Четвертый период — слова. Он начинается примерно в 11 месяцев, в год словарный запас ребенка должен составлять 5-20 слов.

Как развивать речь. Советы родителям

Очень важно разговаривать с ребенком, причем

Примерно с трех месяцев жизни ребенка можно делать массаж кончиков пальцев: большой палец растирайте по бокам сверху вниз, по часовой стрелке

Можно массировать всю поверхность ладошки, уделяя большое внимание подушечкам пальцев

Когда в речи появляются слоги, важно их произносить вместе с малышом и повторять по несколько раз. Постоянно комментируйте свои действия «сейчас мы оденемся и пойдем на прогулку»

Положительно скажется на развитии речи ребенка до года чтение книг. Читайте малышу книжки, причем с выражением и интонацией. Начинать стоит с потешек и стихов, затем (ближе к году) переходить на сказки.

Развитие речи ребенка до года во многом зависит от того, насколько развита мелкая моторика. Уделяйте побольше внимания собиранию мелких предметов. Ближе к году можно давать ребенку в руки карандаш — захват карандаша требует определенных навыков. Можно лепить с ребенком из мягкого пластилина или теста для лепки, конечно, на создание шедевров претендовать не стоит, но хотя бы рвать на мелкие части, катать шарик между ладошками или колбаску у ребенка вполне получится.

Можно рвать на мелкие части бумагу — детям невероятно нравится это занятие. Наверняка вы заметили, что дети очень любят брать на улице камни — не препятствуйте этому, пусть малыш перебирает их, главное, чтобы не проглотил.

Примерно с 6 месяцев произносите слоги, например, ма-ма, па-па, обязательно четко проговаривайте их и повторяйте несколько раз. На улице называйте все предметы и обозначайте их звуками, например «это машина, она делает би-би», можно изобразить рев мотора. Аналогично и с животными: называйте животное и его звуки «это кошка, она говорит мяу-мяу», «это собачка, она говорит ав-ав» и так далее. В этом деле вам также на выручку придет книга — показывайте на картинку и проговаривайте.

Полезные статьи:

Развитие речи по месяцам

Давайте же рассмотрим, каковы основные этапы развития речи у ребенка до года.

1 месяц

В этом возрасте у малыша нет другой возможности выражать свои эмоции, кроме как криком. Поэтому вне зависимости от своих потребностей, он использует этот метод общения с окружающим миром. Но несмотря на то, что речевые центры недоразвиты, слуховые к концу первого месяца уже достаточно зрелые, для того чтобы воспринимать звуки.

В месяц, помимо общения с малышом, рекомендуется включать ему негромкую успокаивающую музыку, петь колыбельную, оградить его от неприятных звуковых стимулов.

2-4 месяц

В этот период, основным методом самовыражение продолжает оставаться крик. Но к двум месяцам малыш «изобретает» несколько разных видов плачей. Один из них может говорить о голоде, другой же – о мокром подгузнике.

Также в этом возрасте ребенок начинает «гулить», то есть произносить звуки похожие на «гыыыыы», «ххххххх», «гу», «агу». Они появляются спонтанно, когда ваше чадо в хорошем настроении.

4-7 месяц

К этому возрасту малыш начитает лепетать. Примерно на этот период приходится появление первых зубов, которые участвуют в процессе артикуляции, облегчая его. В словарике ребенка появляются слоги: «маааа», «бааа», «гааа». Постепенно он начинает соединять их, формируя непонятные никому слова, которые так и называются – «детский лепет». К семи месяцам ребенок откликается на свое имя и понимает значение нескольких простых выражений.

8-11 месяц

В восемь месяцев ваш малыш начнет вам «отвечать» на своем языке, когда вы будете с ним разговаривать. А в один прекрасный день, вы вполне можете услышать из его уст слово «нет», в ответ на какую-нибудь простую просьбу. Постепенно, он научится адекватно реагировать на ваши требования – отдать игрушку, открыть ротик. В 10-11 месяцев ребенок с упоением будет играть в ладушки, «ку-ку», и, возможно, обрадует вас своим первым словом.

12 месяцев

Годовалый малыш обычно имеет в своем словарном запасе около 3-4 слов, а также умеет имитировать различные звуки (например «мяу», «му», «гав», «ба-бах»). Понемногу начинает понимать, о чем с ним говорят, старается как можно больше контактировать с взрослыми и детьми.

Как помочь ребенку, чтобы он начал говорить?

Важно понять одно простое правило: речь порождает речь. Иными словами, чтобы ребенок начал говорить первое слово, а затем и последующие, с ним нужно разговаривать

Все млекопитающие на земле учатся через подражание, с речью то же самое: ребенок пытается повторить то, что делают родители. Так дети и начинают говорить слова. Поэтому чем больше речи от окружающих взрослых будет слышать малыш, тем быстрее и лучше он начнет говорить.

Разговаривать с малышом нужно задолго до того, когда ребенок должен начать говорить. Делать это нужно адресно, т.е. обращаться именно к нему. Даже трехмесячному ребенку нужно рассказывать о том, что мама делает, что его окружает. Слова и звуки накапливаются, появляется их понимание, а уже затем они воспроизводятся.

Всегда реагируйте на любые звуки и лепет малыша, которые он произносит, подражайте им: таким образом ребенку становится понятно, что его слушают, с ним находятся в коммуникации. Ведь почему дети начинают говорить? Потому что понимают: слова — новый уровень коммуникации, гораздо более удобный, чем плач и жесты.

Говорите с ребенком медленно, четко, не укорачивайте и не упрощайте слова. Окрашивайте свою речь эмоциями, дополняйте ее жестами — так ребенку будет легче сначала понять, а затем уже повторить услышанное. Всегда помните: в каком возрасте ребенок начинает говорить, в немалой степени зависит от его родителей.

Постарайтесь отказаться (или максимально сократить) время, проводимое перед телевизором или с гаджетами: речь, звучащая в мультфильмах или передачах, не воспринимается маленькими мальчиками и девочками так, как нам хотелось бы

Для незрелой нервной системы такое большое количество стимулов, которое дети получают с экранов, слишком велико: внимание не концентрируется на словах, а рассредотачивается между яркой картинкой и громкими звуками

Читайте детские книжки с ребенком

Причем важен не сам текст; важно рассматривать с малышом иллюстрации, комментировать их, пояснять сюжет понятным и доступным языком без сложных предложений. Такие занятия приближают момент, когда ребенок начинает говорить «мама» и «папа», а затем и другие слова

Расширяйте круг общения. Не секрет, что когда ребенок ходит в детский сад, он быстрее начинает говорить. Это связано с тем, что рядом с ним не только мама, которая уже по взгляду понимает, что нужно ребенку, но и другие — дети и воспитатели. Поэтому приходится учиться изъясняться при помощи слов. Даже если ребенок поздно начал говорить, в детском саду он быстро сокращает отрыв от сверстников.

Со скольки дети начинают говорить, если дома разговаривают на двух языках?

Поскольку в настоящее время достаточно много межнациональных семей или семей, мигрирующих по разным странам, вопрос билингвизма стоит достаточно остро. Дети, растущие в двуязычной среде, сталкиваются с некоторым «смешиванием» языков. Если такой ребенок поздно начинает говорить, в этом нет ничего удивительного, ведь ему требуется больше времени на адаптацию и понимание, когда, как и что нужно говорить. Однако к пяти годам, как правило, мальчики и девочки из таких семей свободно владеют двумя языками сразу!

Когда стоит начать беспокоиться и обращаться к специалистам?

Воспитание детей сопряжено с ежедневным наблюдением за ними. Порой тревожные сигналы можно выявить еще до того времени, когда ребенок начинает говорить слова.

Вот так называемые «красные флаги», обнаружив которые, стоит немедленно обратиться за помощью.

6 месяцев: нет гуления, нет улыбки в ответ на контакт с ребенком;

12 месяцев: нет лепета, малыш не пытается подражать звукам и жестам взрослых, не откликается на свое имя;

18 месяцев: нет указательного жеста, ребенок не начал говорить как минимум три слова, не выполняет простейшие просьбы;

2 года: не показывает на предметы по просьбе взрослых, не выполняет команды, не говорит как минимум 25 простых коротких слов;

2,5 года: не дает ответы в виде кивков или качания головы, не произносит простые фразы из 2–3 слов (обратите внимание: ребенок еще не начал говорить структурированными предложениями, это именно фразы);

3 года: не понимает глаголы, не выполняет сложные двухэтапные команды, не говорит 200 слов, в ответ на вопрос повторяет часть вопроса (эхолалии).

Какие ошибки могут совершать родители при развитии речи ребенка

Желание видеть своего малыша самым умным и развитым есть у многих мам и пап. Одни родители требуют невозможного от младенца, который еще не созрел для выполнения многих упражнений. Также распространенной ошибкой можно считать сравнивание детей в одной семье или с малышами в других семьях («Саша уже стишки рассказывает, а наш Миша даже простых слов не знает»).

Развитие у каждого ребенка протекает в индивидуальном темпе, на который влияют очень многие факторы. Все приводимые возрастные данные по овладению моторными и речевыми навыками в различных пособиях по психологии — ориентировочные.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий