Рассказ советского писателя константина паустовского телеграмма

История создания произведения

Рассказ Константина Паустовского «Телеграмма» был создан в 1946-ом, и в том же году его опубликовали.  Позднее, в своем произведении «Золотая роза», а именно в части «Зарубки на сердце», который был опубликован в 1955 году, автор рассказывает, что в основу «Телеграммы» легла реальная история. В ней сам Паустовский принимал непосредственное участие, а у героев есть настоящие прототипы.

Паустовский жил в деревне под Рязанью в доме дочери известного гравера Ивана Петровича Пожалостина. Именно история ее последних дней жизни, поразившая автора, и превратилась позднее в известный рассказ.

С этой книгой читают

Последняя телеграммаВостоков Владимир Владимирович

В книгу вошли две повести: «Последняя телеграмма» – о героизме советского разведчика, действовавшего в годы войны в одном из городов фашистской Германии, и «Ошибка…

4.1
 (1)

Письма, заявления, записки, телеграммы, доверенностиМаяковский Владимир Владимирович

Владимир Маяковский. Полное собрание сочинений в тринадцати томах. Том тринадцатый. Письма и другие материалы Подготовка текста и примечания: В. Л. АРУТЧЕВА –…

ДиверсантАзольский Анатолий Алексеевич

Он прошел обучение у лучших инструкторов ГРУ. Он способен выживать и побеждать в самых безнадежных ситуациях. Он виртуозно владеет всеми видами оружия и рукопашного боя….

2.3
 (56)

Пролетая над гнездом кукушкиКизи Кен Элтон

Описываемые в романе события происходят в одном из американских “дурдомов”, но их со знаком “плюс” вполне можно было бы применить и к нашей сиране. Снятый по роману…

3.86
 (251)

Здравствуй, грустьФранцуаза Саган

В книгу вошли повести известной французской писательницы «Здравствуй, грусть» (1954), «Любите ли Вы Брамса?» (1959), «Немного солнца в холодной воде» (1969), как бы…

3.4
 (24)

Назло Токарева Виктория Самойловна

«Нельзя испытывать любовь. Испытывать можно только самолеты. Они из железа». Эта неоспоримая истина – цитата из нового рассказа «Назло», ставшего заглавным для…

2.65
 (26)

Плотские повестиПоляков Юрий Михайлович

В сборник известного прозаика Юрия Полякова включены новые повести `Возвращение блудного мужа` и `Подземный художник`, а также знаменитое `Небо падших`, выдержавшее с…

2.23
 (16)

120 дней СодомаМаркиз де Сад

Слово садизм обязано своим происхождением французскому писателю маркизу де Саду. Донасьен Альфонс Франсуа де Сад взялся за перо, находясь в тюрьме, где он провёл в общей…

3.11
 (25)

О книге

Любому человеку время от времени необходима эмоциональная разгрузка и душевный отдых. Что может отвлечь от повседневных забот и стрессовых ситуаций? Среди наиболее действенных способов – чтение книг. Обладая волшебной способностью погружать читателя в другую жизнь, книги хотя бы на время дают шанс позабыть о личных проблемах и переживаниях.

Книга Паустовский Константин Георгиевич «Телеграмма» – отличный образец подлинного искусства в жанре классическая проза

Рассматривая многие глубокие проблемы современности, автор обращает наше внимание на то, насколько они важны для каждого из нас. Оригинальный сюжет произведения, описание жизни и испытаний главных героев, детальные описания местностей и интерьеров определенно завладеют вниманием читателя

Очень краткий пересказ рассказа «Телеграмма»

Этой промозглой осенью здоровье Катерины Петровны значительно ухудшилось. Одинокая старая женщина проживала в поселке под названием Заборье, ежедневно к старушке заглядывала Манюшка, дочка сельского сапожника, порой заходил сторож при пожарном сарае Тихон. Дочь Катерины Петровны, Настя, строила карьеру в Ленинграде. Она была секретарем в союзе художников. Девушку постоянно была занята работой и на маму у нее обычно не хватало времени, лишь один раз в два месяца переводила Катерине Петровне по двести рублей и приписывала с денежным переводом несколько слов.

Среди ночи Катерина Петровна услышала, как настойчиво постучали в калитку. Женщина вышла, спросила кто там, но в ответ была тишина. Этот случай встревожил ее, и она решила отправить Насте письмо, в котором просила навестить ее в последний, так как чувствовала приближение смерти.

Когда письмо дошло до Насти, она не смогла его сразу прочитать, так как была увлечена организацией очередного мероприятия. Она торопилась и отложила прочтение, убрав его в сумку.

Только находясь дома Настя начала читать письмо Катерины Петровны и подумала, о том, что вряд ли ей удастся вырваться.

Прошло две недели, девушка так и не выкроила несколько дней, чтобы навестить мать. Когда было мероприятие, Насте доставили срочную телеграмму, в которой было написано: «Катя помирает. Тихон». Настя выслушала поздравления, затем вышла на улицу, и отправилась покупать билет. Она тут же отправилась к матери в деревню.

Катерина Петровна уже не поднималась с постели, Манюшка сидела с ней и не отходила ни на минуту. Тихон отправился в почтовое отделение и вернулся оттуда с извещением от Насти, которое написал сам, но старушка все поняла, поблагодарила Тихона, повернулась на бок и словно заснула.

На следующий день похоронили Катерину Петровну. Дочь не успела, смогла приехать только спустя два дня. В деревне ее ждали только свежий могильный холмик и опустевший дом.

Девушка провела эту ночь в рыданиях. Уехала она из поселка утром следующего дня, надеясь не встретить никого из знакомых, не разговаривать с ними и не обсуждать смерть матери. Настя чувствовала, что теперь ни единая душа не сможет снять с сердца эту тяжесть, кроме ее уже ушедшей мамы.

Тоска по дочери: история Насти

Дочь Катерины Петровны Настя уехала в Ленинград, занимаясь там собственной жизнью. Северная столица редко опускала девушку навестить мать. Катерина Петровна коротала дни в деревне и скучала по Насте. Последний визит дочери состоялся три года назад, с тех пор девушка не навещала мать. Письма от дочери приходили нечасто. Однако Настя помогала матери деньгами, раз в несколько месяцев отправляя Катерине Петровне 200 рублей почтовым переводом.

Плохое предчувствие сказало героине, что эта зима – последняя для нее. Тогда Катерина Петровна составила для дочери письмо, в котором рассказала, что не думает, что встретит весну. Также женщина просила Настю навестить родной дом, заехать к Катерине Петровне пусть даже на один день.

Внешность Насти напоминала героинь из оперы Эдварда Грига «Пер Гюнт»: волосы русого оттенка, крупные глаза отливали холодным блеском. За внешность художники прозвали девушку Сольвейг. Как догадался читатель, Настя часто находилась в компании художников, потому что работала в Союзе художников, исполняя обязанности секретаря.

В день, когда Настя получила письмо от Катерины Петровны, девушка решила не смотреть, что написала мать. Настя отложила письмо в сторону, потому что известия от матери вызывали у героини смешанные чувства. С одной стороны, письмо означало, что мать жива, поэтому письма приносили девушке облегчение. С другой стороны, однако, по мнению Насти, письмо – это молчаливый укор, обида, что дочь редко приезжает в гости.

Организация выставки и болезнь Катерины Петровны

Внимание и силы Насти уходили на организацию персональной выставки скульптуры. Молодой, перспективный скульптор решил сделать презентацию работ. Настя посетила мастерскую художника, где взгляд девушки привлекла одна из скульптур

Это было изображение Гоголя. Насте показалось, что писатель словно посмотрел на девушку с укором, с насмешкой. Тогда Настя снова вспомнила о том, что письмо до сих пор лежит непрочитанным в сумочке

Настя посетила мастерскую художника, где взгляд девушки привлекла одна из скульптур. Это было изображение Гоголя. Насте показалось, что писатель словно посмотрел на девушку с укором, с насмешкой. Тогда Настя снова вспомнила о том, что письмо до сих пор лежит непрочитанным в сумочке.

После прочтения известия от Катерины Петровны, первое, о чем подумала девушка, – тяготы долгой дороги в Заборье, мать, которая будет плакать. Поразмышляв об этом, Настя вернула письмо, чтобы то покоилось в верхнем ящике стола. Выставку, которой занималась девушка, провели спустя два дня после этого эпизода. Скульптора признали талантливым мастером, на Настю сыпались благодарности в успешно организованном проекте.

Телеграмма от Тихона

Во время веселья и радости приема по случаю выставки Насте принесли телеграмму – известие от Тихона, где сообщалось, что старушка умирает. Сперва девушке показалось: телеграмму доставили по ошибке, однако потом увидела, что известие пришло из Заборья – это значилось на телеграмме. К Насте подошел пожилой мастер, живописец, спросив, все ли в порядке. Девушка замешкалась, но сказала: да, все нормально, а телеграмму прислала одна знакомая. Но в душе героиню грызла совесть. Настя увидела знакомую скульптуру Гоголя, которая, как показалось героине, посмотрела с укором, упрекая в поведении равнодушия и безжалостности.

Торопясь, девушка вышла на свежий воздух. Внезапно Настю охватила печаль вместе с отчаяньем, ведь героиня поняла, осознала: старушка-мать – единственный человек, который ее по-настоящему любил, что эта старая, несчастная, брошенная женщина выглядывала дочку до последнего дня. В отчаянии, Настя бросилась к железнодорожным кассам, однако билеты закончились. Понимая ситуацию, кассирша помогла девушке достать билет.

История создания

Рассказ «Телеграмма» основан на реальных событиях, свидетелем которых был сам автор. Он одно время жил в усадьбе (Паустовский описывает этот период своей жизни в произведении «Золотая роза»), где также жила одинокая старая женщина. У нее была дочь, которая совсем о ней забыла, уехав в город. Единственной, кто любил эту старушку, была соседская девочка.

Паустовский очень жалел женщину, так как понимал, какие душевные страдания она переживает в свои последние дни. Когда он понял, что скоро его соседка умрет, он дал телеграмму ее дочери в Ленинград. Но приехать та не успела, и старушка умерла. А вместе с ней ушла жизнь из усадьбы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий