От чего зависят результаты воздействия
Каждый из нас подсознательно знает, как психологически воздействовать на человека при разговоре. Вот только на кого-то наши приёмы могут повлиять, а на кого-то – нет. Даже если вы изучите способы управления на профессиональном уровне, всё равно многие люди не поддадутся этому. Давайте разберёмся, почему так происходит.
Личные качества воздействующего
Убедительность человека зависит от доверия к оратору. Например, начальнику, который пользуется уважением среди подчинённых, потребуется немного усилий, чтобы убедить окружающих в правильности своего решения и добиться поддержки
А вот если люди относятся к руководителю с осторожностью и предубеждением, то оказать влияние на человека становится не так уж легко
Авторитет воздействующего тоже очень важен. Как правило, внушить что-либо аудитории проще тому, кто показывает себя как специалист в какой-то области. Для этого можно использовать диплом, сертификаты о прохождении курсов, наличие учёного звания, степени, грамоты, но лучше всего оказывает впечатление на людей личный опыт оратора.
Важна и уверенность, с которой субъект рассказывает о своей позиции и предлагает её другим. Причём она должна быть не только внутренней, но и подтверждаться внешними признаками. Например, тот, чья речь громкая, уверенная и быстрая, может быть более убедительным, чем тот, кто разговаривает тихо и неуверенно.
Правдивость и искренность повышают убедительность, а значит, приводимые вами аргументы станут весомее для оппонента. Поэтому никогда не скрывайте свои недостатки, наоборот, преподносите их так, чтобы собеседник понимал, что вы очень похожи. Конечно, мы не говорим о том, что нужно рассказывать обо всех своих слабых сторонах, но некоторая их часть может сослужить вам хорошую службу.
Когда вы рассказываете о ваших личностных качествах, которые принято скрывать, то со стороны слушателя это вызывает доверие и уважение, а значит, прислушиваться к вам будут охотнее.
Если вы хотите научиться, как можно влиять на людей и управлять ими, обратите пристальное внимание на свою внешность и стиль одежды. Ухоженные лицо и руки, красивая и аккуратная причёска, стильная и опрятная одежда располагают к собеседнику и вызывают симпатию
Легко воспринимаемый, впечатлительный объект
Не стоит забывать о степени восприимчивости и впечатлительности человека, на которого хотите оказать давление. На того, кто привык любую информацию подвергать анализу и рассуждениям, давление извне практически не действует, особенно, если он плохо знаком с собеседником. Методы воздействия на психику такого человека часто не дают результатов. Эффект можно получить только в том случае, если субъект доверяет и уважает оратора.
А вот впечатлительный слушатель, который всё принимает близко к сердцу и доверяет людям, в чём-то превосходящим его, легко поддаётся мотивации – как положительной, так и отрицательной. Такой собеседник может пойти на поводу у представителей сетевых компаний, рекламы и других манипуляторов.
Обратная сторона медали влияния
Пожалуй, все мы множество раз оказывались в ситуации, когда нам не удавалось получить от окружающих нечто необходимое или побудить других к каким-либо действиям для их же, как нам казалось, блага. В таких случаях мы испытывали гнев, раздражение, разочарование, но и окружающие, как это ни странно, испытывали по отношению к нам то же самое.
СТОП! Причина именно в этом – о ком бы ни шла речь (о детях, супругах, коллегах, друзьях, соседях, начальниках, партнёрах по бизнесу и т.п.), мы думаем, прежде всего, о том, как ЗАСТАВИТЬ ИХ делать то, что НУЖНО НАМ.
Пытаясь всячески манипулировать, а иногда и открыто давить, мы всеми силами стремимся к получению нужного нам результата. Но если мы и одерживаем сиюминутную победу, в итоге всё равно оказываемся в проигрыше.
Почему? Потому что окружающие начинают видеть в нас человека, который руководствуется лишь своими соображениями, не считаясь с мнением других. И даже в том случае, когда мы действуем во благо кого-то другого, всё равно есть риск оказаться в такой же ситуации.
Дело в том, что любой человек создаёт для себя свою реальность, через призму которой смотрит на окружающий мир и всё происходящее в нём. При возникновении взаимоотношений с людьми, мы забываем, что у каждого из них есть собственная реальность, отличающаяся от нашей. Практически в любой ситуации мы, принимая какие-либо решения, руководствуемся исключительно своими мыслями, чувствами и вИдением это ситуации, даже не пытаясь понять реальность другого человека. А меж тем его личное вИдение может быть совершенно иным. В этом и кроется причина непонимания и конфликтов.
Именно поэтому разрушаются даже самые прочные связи и крепкие взаимоотношения. Постоянно действуя лишь в рамках собственной реальности, мы в конечном итоге можем оказаться в изоляции от окружающих.
Даже если в какой-то момент люди уступят и пойдут нам навстречу, то потом, вполне вероятно, они не захотят отвечать на наши звонки, откажут в помощи и вообще будут избегать общения с нами.
Если мы хотим создать крепкие взаимоотношения и прочные связи на длительный срок, нам необходимо перестать давить на людей и отказаться от манипулирования ними
Важно уметь влиять на людей так, чтобы они с радостью следовали за нами и сами хотели делать то, что мы им рекомендуем. Для этого нужно научиться смотреть на любые возникающие ситуации с позиции реальности другого человека
Методы психологического воздействия это. Убеждение:
Убеждение апеллирует к логике, разуму человека, предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. На людей, которые малоразвиты, порой невозможно логически воздействовать. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности, его мышления.
Процесс убеждения начинается с восприятия и оценки источника информации:
1) слушатель сравнивает получаемую информацию с имеющейся у него информацией и в результате создается представление о том, как источник преподносит информацию, откуда он ее черпает, если человеку кажется, что источник не правдив, скрывает факты, допускает ошибки, то доверие к нему резко падает;
2) создается общее представление об авторитетности убеждающего, но если источник допускает логические ошибки, никакой официальный статус и авторитет ему не помогут;
3) сравниваются установки источника и слушателя: если расстояние между ними очень велико, то убеждение может быть неэффективным. В этом случае наилучшей стратегией убеждения является: вначале убеждающий сообщает об элементах сходства со взглядами убеждаемых, в результате устанавливается лучшее понимание и создается предпосылка для убеждения.
Может быть применена и другая стратегия, когда вначале сообщают о большом различии между установками, но тогда убеждающий должен уверенно и доказательно разгромить чуждые взгляды (что нелегко – вспомним о наличии уровней селекции, отбора информации). Таким образом, убеждение – метод воздействия, основанный на логических приемах, к которым примешиваются социально-психологические давления разного рода (влияние авторитетности источника информации, групповое влияние). Убеждение более эффективно, когда убеждается группа, а не индивид.
Убеждение основано на логических приемах доказательств, с помощью которых истинность какой-либо мысли обосновывается через посредство других мыслей.Всякое доказательство состоит из трех частей: тезис, доводы и демонстрации.
Тезис – это мысль, истинность которой требуется доказать, тезис должен быть ясно, точно, недвусмысленно определен и обоснован фактами.
Довод – это мысль, истинность которой уже доказана и поэтому она может быть приведена для обоснования истинности или ложности тезиса.
Демонстрация – логическое рассуждение, совокупность логических правил, используемых в доказательстве. По способу ведения доказательства бывают прямые и косвенные, индуктивные и дедуктивные.
Приёмы манипуляции в процессе убеждения:
– подмена тезиса в ходе доказательства;
– использование для доказательства тезиса доводов, которые его не доказывают или верны частично при определенных условиях, а их рассматривают как верные при любых обстоятельствах; либо применение заведомо ложных доводов;
– опровержение чужих доводов рассматривают как доказательство ложности чужого тезиса и правоты своего утверждения — антитезиса, хотя логически это неверно: ошибочность довода не означает ошибочности тезиса.
Механизмы психологического воздействия кратко. Механизмы психологического воздействия на личность
В данном параграфе мы раскроем механизмы психологического воздействия па человека, так как знания в этой области имеют особое значение для понимания и применения методов активного социально-психологического обучения в работе с людьми.
Современные исследования обнаруживают практический, действенный характер проблемы психологического воздействия на человека. В общих чертах психологическое воздействие ( влияние) — эго изменение психологического состояния человека, его мыслей, чувств, действий (поведения), его личностно-смысловых образований (установок, мнений, целей, оценок и др.) под действием другого человека или группы людей. При этом воздействие осуществляется с помощью исключительно психологических средств, с предоставлением человеку права и времени отвечать на это воздействие.
На разработку концепции психологического воздействия и его средств наибольшее влияние оказали социально-психологические теории когнитивного направления: теория каузальной атрибуции (Ф. Хайдер, С. Шех- тер), теория когнитивного соответствия (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Ч. Осгуд, II. Танненбаум), теория когнитивного диссонанса (Л. Фестингер)2.
В процессе воздействия выделяют инициатора (или субъекта) влияния того, кто первым пытается повлиять, и адресата (или объекта) влияния того, к кому обращена эта попытка. При этом субъектом и объектом психологического воздействия могут быть отдельные личности и группы людей. Объектом воздействия могут выступать различные качества и стороны личности (эмоциональная и интеллектуальная сфера, особенности характера, навыки и умения, установки и отношения и ир.).
Выделяют большое количество видов психологического влияния (табл. 13.1)3
Какие методы воздействия применяют в психологии
В ситуации, когда необходимо воздействовать, подменяя саму суть взглядов, следует использовать приемы психологического влияния на сознание человека:
- Психологическое давление. Интенсивная форма воздействия, работающая на основе подчинения авторитету. Следует говорить не просто убедительным тоном, а выбрать интонацию, не допускающую возражений. Она должна подчинить себе волю слушателей, заставить вынужденно выполнить требуемые действия. Такой метод используют руководители, он характерен для института армии и полиции.
- Психологическая атака. Представляет собой череду методик. Стремительная смена способов воздействия включает изменение тона, положения тела, темпа речи.
- Манипуляция. Для получения эффекта манипулятор должен вызывать у слушателя двойственные образы, которые заставят его сомневаться в собственном мнении. Под давлением манипулятора он меняет свое мнение, принимая навязанную идеологию, воспринимая ее как правдивую, даже если это не так.
- Программирование. Постоянное повторение одинаковых выражений в течение беседы подталкивает собеседника к принятию позиции манипулятора как своей собственной.
Беседа манипулятора с внушаемыми людьми похожа на игру кошки с пойманной мышью. Главная задача кошки — позволить добыче думать, что она в любой момент может сбежать, но не позволять отбегать слишком далеко.
Психологическое воздействие на сознание человека. Психотехнологии гипнотического манипулирования сознанием человека
«Установлено, что в организме
человека его собственному мозгу подчиняется любая клетка, орган и функция.
…гипнотизер создает особое состояние мозга, во время которого резко повышается
его чувствительность и управляемость словами гипнотизера. Таким образом гипноз
— ключ к мозгу…» Доктор
медицинских наук Д.В. Кандыба
«Сознательно или бессознательно — определенные формы манипуляций психикой используют все без исключения люди. Манипуляции,
внушение, информационно-психологическое воздействие, гипноз наяву и т.п. —
синонимические понятия одной теории: управление психикой человека. Знание и
изучение механизмов такого управления является самым эффективным на сегодняшний
момент способом противодействия манипуляциям психическим сознанием индивида и
масс». С.А.Зелинский
1 . Психофизиологические основы
гипнотического воздействия
Для лучшего
понимания гипнотического воздействия нам необходимо знать основные
закономерности высшей нервной деятельности, открытые такими академиками как
И.М.Сеченов, И.П.Павлов, Н. Е.Введенский, А.А.Ухтомский, Д.Н.Узнадзе и др.
Поэтому кратко рассмотрим основы психофизиологии.
По мнению
академика И.М.Сеченова, все аспекты сознательной и бессознательной жизни
являются рефлекторными (И.М.Сеченов, 1863). Рефлекс заканчивается движением.
И.М.Сеченов открыл процессы торможения в центральной нервной системе. По его
мнению, не всякая мысль сразу переходит во внешнее действие. Мысль является
рефлексом с заторможенным концом. Страсти — рефлексы с усиленным концом.
Исследования И.М.Сеченова продолжил академик И.П.Павлов. Он установил что
условный рефлекс это ответ не на само действие, а на сигнал об этом действии.
Совокупность условных рефлексов И.П.Павлов назвал «сигнальной системой».
Существуют две сигнальные системы. Первая — чувства. Вторая — речь. В первой
сигнальной системе условный рефлекс становится условным только в случае если он
подкрепляется раздражителем (например звонок подкрепляется раздачей пищи). Во
второй сигнальной системе такое распространение необязательно. Словесное
выражение предполагаемого действия уже может вызвать необходимые реакции
организма. Объясняется это тем, что слово, благодаря филогенезу (коллективному
бессознательному, памяти предшествующих поколений), связывается в больших
полушариях головного мозга с соответствующими безусловными раздражителями,
заменяя их и вызывая ту реакцию, которую бы вызывали эти раздражители. Например
можно выработать у человека условный рефлекс на прием пищи и соответствующее
выделение слюны в ответ на реальный раздражитель (звонок), а можно в ответ на
условный раздражитель (например слово о пище, рождаемое в мозге представление о
пище как таковой с соответствующими реакциями организма). Таким образом мы
должны говорить о том, что в условном рефлексе в неразрывном единстве
представлено как физиологическое, так и психическое содержание (В.М.Кандыба,
1999).
Приемы влияния: особенности, скрытые возможности, меры предосторожности
Психологическое воздействие преследует одну цель — заставить человека или группу людей подчиниться требованию или изменить свое мнение. Многие люди применяют средства влияния в повседневной жизни бессознательно, ориентируясь на свои потребности. Поэтому влияние может быть позитивным, полезным для человека, или негативным — деструктивным.
Родители прививают детям правила поведения в обществе, стремясь вырастить из них законопослушных людей. Директор воздействует на подчиненных с целью получить сплоченный коллектив, готовый трудиться над общей задачей. Создатели рекламы используют приемы, близкие к гипнозу, чтобы побудить покупателя купить товар, который им изначально не был нужен. Межличностное воздействие, в отличие от группового, редко бывает деструктивным. Оно не носит авторитарный характер, от него проще избавиться.
Яркий пример опасного влияния группового психологического воздействия — вербовка людей в ряды террористических организаций. Чтобы внушить человеку мысли о необходимости совершать массовые убийства, необходимо полностью изменить его личность. Людей доводят до состояния зомби, которые уже не способны критически мыслить.
Каждый человек, использующий приемы внушения в повседневной жизни, должен понимать степень ответственности. При неудачном или слишком частом использовании психологического воздействия можно ввести человека в состояние искусственной депрессии, подавить его волю. Легче всего убедить в чем-то человека с низкой самооценкой, не имеющего своего мнения. В группе риска — дети, старики, люди с неразвитым критическим мышлением.
Средства психологического воздействия на человека
На примере одного из средств психологического воздействия на массы можно рассмотреть, ставшую обыденным явлением, рекламу. Относительно недавно реклама существовала в качестве вывесок на магазинах, кафе или предприятиях общественного питания. Это были обычные афиши, рекомендующие просмотры фильмов или концерты звезд эстрады.
Сегодня реклама превратилась в масштабные качественные ролики, которые не только информируют людей о товаре, представлении или анонсе, они заставляют сделать выбор в пользу того или иного продукта, формируют становление ценностей и направляют в нужное русло мысли и поступки человека
Важно обращать внимание на то, что смотрят ваши дети, так как есть воздействие, оказывающее разрушительное влияние на личность
Многие считают, что психологическое воздействие рекламы – это двигатель торговли (фраза избитая, но это правда), другие полагают, что спрос подразумевает выпуск новых продуктов, борьба за первенство между которыми решается посредством рекламы. Это одно из самых действенных средств, которые оказывают воздействие на массу людей и заставляют действовать под диктовку.
Под воздействием рекламы многие девушки ходят на неудобных высоких каблуках
Это относится не только к какому-то товару или певцу, рекламой можно склонить общественное мнение в пользу того или иного кандидата для выборов в правительство. Этот метод еще называется «манипуляцией общественным мнением» или «темное искусство воздействия на людей». Причем, манипуляция производится не насильственным путем, а методами правильного построения рекламной программы кандидата. Выясняется, что необходимо электорату на данном этапе становления и развития общества и подгоняются общие фразы и обещания. Каждый человек «видит» в этих посулах выгоду для себя и голосует именно за этого избранника.
Психологическое воздействие
В психологии влияние понимается как умышленное управление эмоциями и поведением человека с помощью специальных техник, например НЛП. Делается это для того, чтобы индивид пересмотрел свои взгляды, убеждения и жизненную позицию.
Говоря о психологии влияния на человека, многие представляют какие-то ритуалы с использованием тайных знаний, позволяющие управлять другими так, как нам этого захочется, а они и не будут догадываться, что стали марионетками в чьих-то руках.
Но это лишь очередной миф. На самом деле не нужны никакие особые способности, чтобы оказать психологическое воздействие на сознание человека. Каждый из нас знаком с некоторыми методами с детства, а другие способы сможет узнать из нашего материала.
Существуют 3 сферы влияния на психику. Они могут применяться как вместе, чтобы быстрее получить желаемое от оппонента, так и поочерёдно – в зависимости от восприимчивости человека, на котором эти методы используются.
- Установки. Это определённая программа поведения, которую закладывают в подсознание. Наш мозг так устроен, что если мы видим или слышим что-то более 3-4 раз, то начинаем воспринимать это как истину, вследствие чего формируя у себя соответствующую модель поведения.
- Когниции. Когнитивное управление – это передача информации, которая представляет собой систему определённых установок, принципов и мотивов, запоминаемых как на сознательном, так и на подсознательном уровне. Инструментами манипулирования в данном случае являются частое повторение, доказательства с точки зрения логики, а подкреплением служит формирование положительных ассоциаций.
- Поведение – самая популярная форма влияния, которую мы используем порой неосознанно. Этот тип часто применяется к маленьким детям, подросткам и неуверенным, не любящим себя людям. Самым ярким примером поведенческого манипулирования считается индустрия моды. С её помощью большому числу людей навязываются вкусовые предпочтения.
Доступные методы манипуляций сознанием для новичков
Чтобы использовать психологические приемы воздействия на личность, становиться профессиональным психологом не обязательно. В бытовом общении любой человек может применять следующие методы:
- Внушение. Этим методом может воспользоваться авторитетный человек. Правильно подбирая фразы и строя речь, он внушает людям нужную информацию. Этот способ сработает, только если манипулятор способен уверенно говорить. Невнятная речь подсознательно отторгается слушателем, воспринимается как ненадежная.
- Заражение. Способ передачи эмоционального настроения другим людям, основанный на цепной реакции. В опасной ситуации человек, подверженный панике, заражает ей других людей. Провокатор в толпе специально повышает агрессивность людей, повышая общий уровень агрессии. Положительные эмоции также можно передавать: если в компании кто-то начинает смеяться, его смех подхватывают остальные.
- Подражание. Эффективный способ, если объекты воздействия — дети или малообразованные люди. Потребность в образце для подражания подталкивает их копировать поведение и образ мышления авторитетного человека.
- Убеждение. Этот прием подходит для убеждения человека, имеющего высокий уровень образования. Манипулятор должен выдерживать высокий уровень дискуссии, приводить правдивые аргументы, позволяя собеседнику самому прийти к нужным выводам.
Манипулятивное воздействие возможно только, если уровень интеллекта манипулятора выше, чем у собеседников. В противном случае более умный собеседник может перехватить разговор и управлять самим манипулятором.
Как работает психологическое влияние
Чтобы добиться нужного результата, воздействовать на человека нужно постоянно и настойчиво. Лучший пример такого влияния на сознание — реклама. В 20 веке ее средствами были плакаты и вывески, которые легко игнорировать. Но с развитием телевидения и других СМИ реклама превратилась в отдельный вид искусства.
Рекламные ролики не только демонстрируют качества товара, они формируют мировоззрение людей, отношение к определенной ситуации. Через короткое видео можно сформировать общественное мнение, вызвать радость, гнев, недоверие. К таким видам рекламы относятся политическая и социальная. Они воздействуют на подсознание, взывая к эмоциям. Многократное повторение рекламных роликов заставляет зрителей усомниться в собственном мнении, действовать так, как внушает реклама. Манипуляция общественным мнением позволяет ненасильственным способом получить поддержку людей, просто подав информацию так, чтобы они увидели в ней выгоду для себя.
Способы психологического воздействия в общении. Реферат: Психологические способы воздействия в процессе общения
ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Ф.КАТАНОВА
Институт непрерывного педагогического образования
Психолого-педагогический факультет.
Специальность «031000-педагогика и психология».
Контрольная работа по Социальной психологии:
«Психологические способы воздействия в процессе общения (внушение, подражание, заражение, манипуляции)».
Выполнил: студент 3 курса ППФ
ФАТЕЕВ И.С.
Руководитель: Мицукова В.В.
ПЛАН
Введение
1. Теория социально-психологического воздействия
1.1 Сущность социально-психологического воздействия
1.2 Характеристика социально-психологического воздействия
Выводы
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Традиционно к социально-психологическим способам влияния относили внушение, заражение, подражание, убеждение. На самом деле к их числу также относятся слухи, рэкет, захват заложников, публичные террористические акты, аварии, эпидемии, митинги, демонстрации, голодовки, стачки, забастовки, акты самосожжения, использование средств массовой информации, модификация поведения, религия, мода, реклама, психотропное оружие. При этом способы влияния могут быть правовыми и анти правовыми, стихийными и умышленными.
Внушение – неосознанное влияние одного человека на другого, вызывающее определенные изменения в его психологии и поведении.
Подражание – осознанное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей.
Заражение – психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний, побуждений.
Манипуляции — это скрытое управление личностью, такое психологическое воздействие на человека, которое призвано обеспечить негласное получение манипулятором односторонних преимуществ, но так, чтобы у партнера сохранялась иллюзия самостоятельности принятых решений.
Вопрос о средствах и механизмах социальных влияний выходит за рамки социальной психологии, так как это междисциплинарная проблема. Она может быть решена только при координации усилий психологов, физиков, медиков, гигиенистов и других специалистов. Психотерапевтическое вмешательство предполагает позитивные изменения личностной и групповой роли посредством применения тренингов, психодрамы.
Говоря о социально-психологическом воздействии, нельзя не сказать о технике его применения. Вообще психотехника как научное направление имеет давнюю историю. Своими корнями она уходит в 20-е годы, историю психологии труда. Здесь следует отметить наличие частных теорий, связанных с разработкой рекламы, применением средств массовой информации и т. п. Но об общей теории техники социально-психологического воздействия вести речь не приходится. Между тем далеко продвинулись разработки в области «модификации поведения», направленные на манипулирование массовым поведением, формирование общественного мнения, установок. При этом все большее распространение приобретает техника гуманистической психологии, в частности ненасильственного общения, разрабатываемая научными центрами, расположенными в Швейцарии и США.
История психологии воздействия как самостоятельной научной отрасли дает отчасти некоторые основания для скептического отношения позитивистов к научным возможностям психологического знания, поскольку данная дисциплина стала разрабатывать свой предмет прямо в противоположной логической схеме. С начала становления этой области предпринимались попытки решения, прежде всего практических задач в целях управления психологическими, социально-психологическими, социальными явлениями. Известная книга Аристотеля «Риторика», написанная приблизительно в 350 г. до н.э., специально была посвящена искусству психологического воздействия на других людей. В ней содержатся некоторые основные принципы социального влияния и убеждения. С точки зрения Аристотеля, успех убеждающего воздействия зависит от того, кто говорит, что говорит и кому говорит. Интересно отметить, что данная, ставшая классической формула убеждающего воздействия систематическую и всестороннюю экспериментальную апробацию прошла лишь в середине XX века благодаря знаменитой серии так называемых Йельских исследований, проведенных Карлом Ховландом и его учениками.