Проблема улицы
Неуспеваемость может быть связана с проблемой внешнего мира. Отдых, игры на свежем воздухе, конечно, необходимы. Однако часто бывает так много соблазнов и так мало родительского контроля и ученического усердия, что не столь радикально настроенные ученики проводят большую часть времени после школы в компании уличных приятелей. Поскольку учебный план требует систематической работы дома, создаются все условия для неуспеваемости и неудач.
Одним из недугов любого человека (а учителя, пожалуй, вдвойне) является консервативный, устойчивый образ тех, с кем он общается. Однажды сформировавшись, это изображение застывает в своей первоначальной форме, практически навсегда. Сказать в определенный момент жизни детей об одном из них только как о «способном, но ленивом», «неусидчивой девочке» — значит не сказать ничего. Тем более мешает застывшему образу ученика контакт с ним в течение длительного времени. Стабильные представления создают определенную атмосферу в классе; ученик оказывается накрытым, как сетью, системой ожиданий учителя и одноклассников. Дети, которые плохо успевают в первые годы обучения в школе, как правило, остаются на этом уровне успеваемости. Низкий рейтинг учителя обычно усиливает негативные ожидания, а ожидания порождают соответствующие результаты и оценки….. Создается своего рода порочный круг неудач — причем на все более низких уровнях. Последствия неудач для развития хорошо известны: Самооценка падает, интерес к учебе ослабевает. Не имея возможности преуспеть в учебе, в специальных знаниях по предмету, в общей эрудиции — в том, что уважают в классе, — подросток бунтует, отрицает все школьные ценности, нарушает дисциплину, заводит друзей и помогает самоутвердиться вне школы, на рабочих местах. К сожалению, все это знают — в каждом классе, на каждом школьном дворе есть неблагополучные ученики, от которых ничего хорошего ждать не приходится.
Как правило, существует множество мотивов, побуждающих студента к обучению. Однако среди них преобладают два мотива. Раннее формирование школьных интересов, а также широких социальных, в том числе престижных, повышает активность обучения школьников. Негативное отношение к школе, страх наказания отрицательно влияют на тонус учебной деятельности
Как правило, такие мотивы формируются у слабоуспевающих учеников, и в коррекционной работе с ними очень важно воздействовать на мотивационную сторону их личности. Ребенок может иметь хорошее общее развитие и уметь контролировать себя, но если у него не развита соответствующая мотивация, это будет трудно
А с мотивацией, как мы знаем, человек может сдвинуть горы.
Неблагоприятная атмосфера в семье
Неутешительная тенденция современного общества – рост неполных семей, где смещены роли родителей. Отношения между членами семьи, манера общения и сотрудничества переносится в школьную жизнь. Если ребенок чувствует свою незащищенность, его неуверенность отразится и на учебной деятельности. Полярная ситуация возникает если школьнику прививают принципы вседозволенности и безнаказанности. Тогда о значимости бесценных знаний и речи быть не может, ведь авторитет учителя попросту игнорируется.
Принимая каждого ребенка в свои стены, школа обязана обеспечить ему комфортные условия обучения. Слаженная работа семьи и педагогического коллектива поможет устранить возникающие проблемы успеваемости и социальной адаптации детей.
Несовершенная школьная система
Регламентированная и подчиненная правилам не может уделить внимание каждому, развивать сильные стороны и помочь в освоение непонятных дисциплин. Средняя наполняемость класса 25 человек, программа одна на всех детей с разными возможностями, развитием и особенностями характера
Для одного – мука постигать премудрости геометрии, а для другого – увлекательнейшее занятие развязывать логическую цепь в пространстве. Двоечник по школьной программе может быть гениальным музыкантом, изобретателем, плотником, художником, танцором, спортсменом. Этот фактор рассматривается как ограниченный кругозор ребенка и усилия педагога могут иметь обратный результат.
Педагогическая причина неуспеваемости
Данная причина специалистами трактуется по-разному, потому что образовательная среда может оказывать на ребенка как положительное, так и отрицательное влияние.
Педагоги считают главной причиной неэффективности обучения формы и методы его организации.
Психологи называют другую причину – взаимодействие «учитель-ученик».
Главным недостатком обучения, считают некоторые специалисты, является большое увлечение словесными методами, в результате которого не происходит совершенствования свойств личности самого ребенка.
Словесные методы обучения порождают «вербализм», т.е. оперирование словами, которые не имеют связи с конкретными представлениями в сознании ребенка.
К педагогическим причинам неуспеваемости относят коллективную форму обучения, исключающую взаимодействие «ученик-ученик».
Обычно беседу с учениками ведет учитель, не допуская взаимодействия учеников между собой.
По мнению Г.Б.Леви комплексные школьные программы не подходят для всех учащихся, поэтому, стараясь усовершенствовать процесс обучения, учителя на свое усмотрение изменяют объем материала. Как ученик будет усваивать информацию, и каким способом – становится проблемой самого ученика.
Большую роль играет эмоциональная и физическая перегруженность учителя, потому что пассивным в работе с учеником быть невозможно.
В работе педагога создаются свои напряженные ситуации – нарушение дисциплины со стороны учащихся и возникающие конфликты, сложности взаимодействия с коллегами и конфликты с родителями.
Результатом этих ситуаций является тревожность, депрессия, эмоциональное опустошение – всё это подкрепляется ещё и другими социальными, физическими, психическими причинами.
Замечание 3
По мнению Т.С. Пакуловой, главной причиной неуспеваемости является педагогическая причина, а именно недостаточное мастерство учителя, подразумевающее умение вовлечь ребенка в учебный процесс, умение целенаправленно выстраивать знания учеников.
Это очень сложный труд, поэтому часть работы нужно поручать делать самому ученику, что будет ему не только интересно, но и полезно.
I –II – III – I – II – III
Выполняя задание, ученик должен соблюдать заданную последовательность палочек, при переносе не разрывать группу палочек, не писать на полях, писать палочки через строку.
По этим показателям, отражающим сформированности само-контроля, оценивались работы ученика. Наилучший результат оценивался 8 баллами.
Просмотрев работы испытуемых, мы вывели следующую таблицу:
Ф.И.О. | Общее кол-во ошибок | Уровень саморегуляции |
Власов А. | 9 | ниже среднего |
Морозов С. | 12 | низкий |
Котельников М. | 14 | низкий |
На основе данных таблицы делаю вывод: у двух детей (Котельников М. и Морозов С.) низкий уровень сформированности самоконтроля, у одного (Власов А.) – ниже среднего.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Безруких М. М., С.П. Ефимова «Знаете ли вы своего ученика» – М.:
Просвящение, 1991, стр. 112-119.
2. Дубровина И.В. «Рабочая книга школьного психолога» – М.: Просвещение, 1991, стр. 189-215.
3. Калмыкова З.И. «Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога» – М.: Просвещение, 1982, стр. 96-120.
4. Локалова Н.П. «Слабоуспевающий школьник: психологическое изучение и коррекционная работа» – Начальная школа, – 1992 – №11; 12 стр. 59-69.
5. Менчинская Н.А. «Психологические проблемы неуспеваемости» – М.: Педагогика, 1981, стр. 6 – 40.
6. Мурачковский Н.И. «Как предупредить неуспеваемость школьников» – М.: Педагогика, 1977, стр. 10-12.
7. Славина Л.С. «Индивидуальный подход к неуспевающим и недис-циплинированным ученикам» – М.: Педагогика, 1978, стр. 214-258.
8. Цетлин В.С. «Некоторые дидактические вопросы предупреждения неуспеваемости» – Советская педагогика, – 1975 – № 6. стр.53-60.
9. Цетлин В.С. «Неуспеваемость школьников и ее предупреждение» – М.: Педагогика, 1977, стр. 7-15; 55-91.
10. Цетлин В.С. «Предупреждение неуспеваемости учащихся» – М.: Просвещение, 1989, стр. 15-17.
Цетлин В.С. Некоторые дидактические вопросы предупреждения неуспеваемости // Советская педагогика. – 1975. – № 6, стр. 53-60.
Дубровина И.В. «Рабочая книга школьного психолога» – М.: Просвещение, 1991, стр. 189-215.
Мурачковский Н.И. «Как предупредить неуспеваемость школьников» – М.: Педагогика, 1977, стр. 10-12.
Славина Л.С. «Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам» – М.: Педагогика, 1978, стр. 214 -258.
е
См.: Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М., 1961.
См.: Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М., 1990.
Нежелание учится
Другой распространенной причиной неуспеваемости является нежелание студента учиться. Из-за отсутствия достаточно сильных положительных стимулов для самого процесса обучения. Нежелание учиться может возникнуть по разным причинам. Все они в основном сводятся к трудностям в обучении. Например, студент не может, не умеет заставить себя учиться. Иногда нежелание учиться порождается объективной трудностью предмета для ученика. В этом случае необходимо стимулировать его всеми доступными средствами, чтобы показать ему радостную сторону обучения и преодоления трудностей, внутреннюю красоту предмета. Нежелание ученика учиться может быть вызвано только отсутствием интереса к данному предмету. Ученик может быть способным к обучению, ему легко учиться, если он захочет, то сможет добиться хороших результатов. Но может быть и так, что он равнодушен к этой теме. Здесь необходимо искать такой подход, который позволит заново открыть сильные стороны ученика в предмете. Отсутствие интереса к учебе с первых шагов обучения создает еще одну проблему для будущего. A. Об этом очень хорошо написал Новиков: «Мы отдаем в первый класс ребенка, который бегло читает, хорошо пишет и рисует, только потому, что ему семь лет. Он «проходит» алфавит и пишет карандашами вместе со всеми, обучение сразу же оказывается для него скучным, монотонным занятием, не требующим труда. К четвертому классу, когда ему начинают встречаться непонятные вещи, он уже не справляется с ними, потому что не приучен к труду и по-прежнему наивно уверен, что учиться в школе — ерунда. В этом причина резкого падения успеваемости многих 11-12-летних детей, блиставших своими успехами в первых классах. Они не умеют, не привыкли открывать книгу, находить нужную тему, вчитываться, думать, что-то записывать, задавать вопрос по теме. До этого момента им не нужно было этого делать.
Распространенной причиной постоянной неуспеваемости является недисциплинированность отдельных учащихся. Их число растет по всем предметам и увеличивается в старших классах. Опыт работы с такими учениками показывает, что они постепенно улучшаются, когда мы находим для них посильные и интересные задания, как в классе, так и вне его. Авторитет учителя и его заинтересованность в предмете и во внеклассной работе определяют успех борьбы с недисциплинированностью.
Субъективные причины неуспеваемости включают личную неприязнь ученика к учителю, которая иногда встречается. Постоянная неприязнь, неуважение к учителю сильно мешают мобилизации усилий ученика, порождают неудачи. Жизненный опыт и педагогический долг должны помочь учителю найти подход к таким ученикам. Часто достаточно обнаружить и исправить некоторые собственные ошибки, чтобы вновь обрести уважение
Важно, чтобы в отношениях между учителем и учеником не было фальши. Любая неискренность только ухудшит отношения
Частой причиной ошибок является так называемая профилактическая F. Иногда учитель настраивает на отказ ученика отвечать. Со стороны такой подход кажется объективным. Но когда такие «двойки» накапливаются, они обычно перерастают в новое качество в личном плане студента — состояние неуверенности, безразличия к оценке. В конце концов, рано или поздно, такие ученики получат тройку за четверть, но двойку они просто не смогут получить. Таким образом, мнимая строгость и объективность порождает неудачи, безразличие к учебе, нежелание работать и, как результат, больше двоек!
Отсутствие мотивации
Интерес к учебной деятельности меняется в зависимости от возрастных особенностей ребенка. Первоклассники с удовольствием посещают новый класс, знакомятся с яркими учебниками, играют на переменах в подвижные забавы. В шестом классе детей сложно удивить, вызвать интерес. Работа учителя зачастую состоит из формального изложения предмета без творческого подхода. Если у педагога не вызывает восхищения и увлечения собственный предмет, для детей такие уроки мучительное вынужденное времяпровождение. Прививать любовь к знаниям на практике удается учителям, которые не только владеют в совершенстве информацией, но и могут находить контакт с коллективом и каждым ребенком индивидуально.
Отсутствие режима
Рационально организовывать свой день дети без подсказок не умеют. Для улучшения концентрации внимания, памяти и мышления у школьника должен быть рутинный режим дня без смещений и резких изменений. Ото сна зависит состояние нервной системы, ее возбудимость, гибкость. Школьные занятия разрабатывают для максимально успешного усвоения ребенком материала, дома же родители обязаны координировать приемы пищи, выполнения домашнего задания и посещения развивающих кружков.
В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка составляется расписание на день. «Жаворонки» с 6 утра могут выполнить зарядку, подготовится к школе, выгулять собаку, «совят» приучать рано подниматься будет сложнее, но поощрение (горячий шоколад, короткий мультфильм) значительно облегчит задачу. Если в режиме дня сбалансированы школьные занятия, домашние обязанности, секции и увлечения ребенка, такое расписание не будет вызывать протестов, и поможет в самоорганизации и дисциплине.
Особенности характера, внешности или физические ограничения
Дети-интроверты не нуждаются в большом количестве внимания и общения. Их куда больше увлекает собственный внутренний мир, воображение и фантазия. Замкнутые и немногословные, они всячески пытаются избегать выступлений на публике, направленных на себя взглядов, внимания к собственной особе. Даже если такой ребенок знает правильный ответ, ему привычней будет промолчать или от волнения он может ошибиться.
У детей очень развито понятие «нормы». Любые даже малейшие отличия – очки, неправильный прикус, дефекты речи, веснушки или старый пенал – повод выделить из общей массы «белую ворону».
Причины неуспеваемости детей
Давайте теперь более подробно рассмотрим, какие причины чаще всего приводят к задержке общего развития. Если проследить историю развития таких детей, то можно увидеть, что причиной обычно является заболевание, перенесенное в раннем детстве. Какой именно — не имеет значения. Единственное, что имеет значение, это то, что он был достаточно длинным. Плохое зрение, или даже не очень, ограничивает ребенка в движении, затрудняет ориентацию в пространстве, делает его неловким, мешает участвовать в общих играх. Такие неудачи влияют на настроение ребенка и отражаются на его характере. Наличие легких нарушений центральной нервной системы влияет на нормальное функционирование тех или иных систем мозга и препятствует их своевременному развитию. Тяжелые соматические заболевания в первые годы жизни могут негативно повлиять на развитие ребенка.
Если в семье есть осложняющие факторы, то это цепь неблагоприятных причин. Что это за осложняющие факторы? На первом месте здесь должен стоять недостаток общения. Особенно раздражают те случаи, когда взрослые создают дефицит общения и избегают любых контактов с ребенком, кроме «деловых». Если у вас есть ребенок, то общение с ним должно быть на одном из первых мест среди ваших семейных обязанностей. В.А. Сухомлинский пишет: «Если ребенку в первые 2-3 года его жизни не открывается весь мир человечества через самого близкого, самого дорогого человека — мать — в той мере, в какой это доступно детям в этом возрасте, если вместе с нежным, заботливым, грозным, мудрым выражением материнских глаз он не слышит тончайших эмоциональных оттенков родного слова — то его духовная жизнь протекает не так, как протекала бы, если бы он был правильно воспитан матерью». . Второй неблагоприятный момент для детей, который сильно влияет на их развитие, — это конфликтные отношения в семье, особенно когда они усугубляются алкоголизмом родителей. Жизнь такого ребенка напоминает жизнь охотящегося молодого животного. Его неокрепшая психика просто травмирована.
Особенно сложными являются отклонения в психическом развитии ребенка. Эти отклонения различаются по степени тяжести и причинам. Небольшая задержка в познавательной деятельности ребенка может быть нестабильной и поначалу не очень заметной. Однако постепенно, если не обращать внимания на умственную пассивность малыша, это все больше и больше сказывается на нем, а впоследствии затрудняет учебу в школе. Дефекты памяти есть у всех детей, причем они касаются всех видов памяти: непроизвольной и добровольной, кратковременной и долговременной. Одной из основных причин недостаточного развития непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития является их низкая познавательная активность. Развитие непроизвольной памяти не прекращается в младшем школьном возрасте. Она продолжает совершенствоваться на следующих этапах онтогенеза. Между тем, по мере роста ребенка на первый план все больше выходит волевая память, которая является особой формой деятельности. Без достаточного уровня развития волевой памяти невозможно провести хорошую тренировку. Известно, что в младшем школьном возрасте визуальный материал усваивается лучше, чем вербальный. Оказывается, форма подачи материала особенно важна для детей с ограниченными возможностями. В развитии мыслительной деятельности детей наблюдается значительная задержка и заметность. Это проявляется в отсутствии таких операций, как анализ, синтез, неумении выделять существенные признаки и делать обобщения, низком уровне развития абстрактного мышления. Этих студентов отличает неспособность организовать свою умственную деятельность. При изучении математики возникают серьезные проблемы. Исследования В.И. Лубовского, Г.И. Жаренковой указывают на недостатки в речевой регуляции действий, что объясняет характерную для деятельности этих учащихся неорганизованность, отсутствие целенаправленности. Одной из наиболее частых внутренних причин неуспеваемости является недостаточное развитие мышления школьников, неподготовленность этих детей к напряженной интеллектуальной работе в процессе обучения. Примерно для каждого пятого неуспевающего студента это является основной причиной плохих знаний, и устранить ее порой очень сложно.
Психологические проблемы неуспеваемости
Определение 1
Проблемы неуспеваемости – это субъектные психологические проблемы, связанные с несоответствием подготовки школьников требованиям содержания образования.
Проблема неуспеваемости является важнейшей и одной из постоянных проблем школьного образования.
Возникновение данной проблемы может иметь непсихологический характер (семейно-бытовые условия, педагогическую запущенность, низкое образование родителей), а также и психологический характер (недостаточно развитая познавательная и потребностно-мотивационная сфера, индивидуально-психологические особенности школьника, несформированность навыков анализа и синтеза).
Выявить причину неуспеваемости из их многообразия учителю достаточно сложно, поэтому чаще всего выбирается традиционный способ работы с неуспевающими учащимися – дополнительные занятия.
Эта работа требует больших затрат времени и не дает нужного результата, поэтому оказывается бесполезной.
Психологические причины неуспеваемости специалисты объединяют в три группы:
- недостаточно развитая познавательная деятельность учащихся;
- недостаточно развитая мотивационная сфера;
- недостаточно развитая речь, слух и зрение.
Неуспеваемость может проявляться по отношению к отдельным предметам, т. е может носить ярко выраженный избирательный характер.
Неправильные навыки и приемы учебной работы, если на них не обратить внимания, закрепятся и приведут к стойкому отставанию.
Как правило, ученики, не успевающие по ряду предметов, имеют недостаточную сформированность основных психических процессов.
В отношении неуспевающих учащихся психолог З.И. Калмыкова разработала понятие «необучаемость», как невосприимчивость к обучению.
Обучаемость зависит от интеллектуальных особенностей человека. На обучаемость учащихся большое влияние оказывает мышление – это важнейший психический процесс, неразвитость которого является одной из психологических причин неуспеваемости.
В силу особенностей своего мышления неуспевающие учащиеся имеют низкую концентрацию внимания, поэтому не могут активно участвовать в учебной деятельности, часто отвлекаются и быстро устают.
Особенностью таких детей является нежелание и неумение активно мыслить, а психологи эту интеллектуальную пассивность рассматривают как следствие неправильного воспитания и обучения.
Наиболее исследованными и влияющими на обучение человека являются свойства нервной системы.
Слабая нервная система является одной из причин низкой работоспособности и неустойчивости в отношении внешних раздражителей.
Учащиеся со слабой нервной системой быстро теряют работоспособность, медленнее усваивают учебный материал, не могут работать в шумной и неспокойной обстановке, не могут быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.
Существенной причиной неуспеваемости может стать несформированность положительной учебной мотивации.
Замечание 1
Существуют и другие причины неуспеваемости, поэтому важно определить зону ближайшего развития ребенка – установить, что он в состоянии понять и усвоить при минимальной помощи взрослого человека. Рисунок 1
Причины неуспеваемости учащихся. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 1. Причины неуспеваемости учащихся. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Педагоги должны знать о причинах неуспеваемости и стремиться к тому, чтобы неуспевающих учащихся было меньше.
Типы неуспевающих учащихся
Для преодоления неуспеваемости в школе важно выявить типы неуспевающих учащихся. Типические особенности таких учащихся, считает Н.И
Мурачковский, определяются комплексом черт, в основе которых лежат свойства личности, а именно: мыслительная деятельность и направленность личности, включающая отношение к учению
Типические особенности таких учащихся, считает Н.И. Мурачковский, определяются комплексом черт, в основе которых лежат свойства личности, а именно: мыслительная деятельность и направленность личности, включающая отношение к учению.
Выделено три типа неуспевающих учащихся:
- первый тип с низким качеством мыслительной деятельности, но с положительным отношением к учению;
- второй тип с высоким качеством мыслительной деятельности и отрицательным отношением к учению;
- третий тип с низким качеством мыслительной деятельности и отрицательным отношением к учению.
Два последних типа неуспевающих учащихся утратили «позицию школьника».
Учащиеся первого типа имеют низкую обучаемость, связанную со слабым развитием мыслительных процессов.
Положительное отношение к учению у них не связано с конфликтом.
Первый тип делится на два подтипа: первый подтип характеризуется желанием компенсировать неуспех практической деятельностью. В работе с такими детьми необходимо изменить ряд сторон их мыслительной деятельности, учитывая, что они могут себя организовать.
Для второго подтипа характерным является стремление избегать трудности в учебной работе. Дети этого подтипа имеют завышенную или заниженную самооценку, поэтому при работе с ними необходимо как изменение качеств мышления, так и воспитательная работа.
Второй тип характеризуется высоким качеством мыслительной деятельности и отрицательным отношением к учебе.
От того, нравится им тот или иной предмет, зависит их самоорганизация.
При учебном неуспехе может возникнуть моральный конфликт с последующим возникновением отрицательных моральных черт. Дети этого типа не связывают в будущем свои планы с учением.
Второй тип тоже делится на два подтипа: к первому подтипу относятся дети, которые учебный неуспех компенсируют интеллектуальной деятельностью, не связанной с учебой.
В основе работы с этой подгруппой детей лежит вовлечение их в классный коллектив с целью коррекции моральных качеств.
Ко второму подтипу относятся дети, имеющие неуспех в учении и неблагоприятное положение в коллективе, что компенсируется установлением связей, имеющих отрицательную направленность.
Замечание 2
Работа с этими детьми очень сложная, требующая полного изменения их моральных установок – это работа по перевоспитанию.