Как перевести ребенка на домашнее или семейное обучения
Перевод детей на предпочитаемое домашнее обучение не представляет сложностей, но подготовка к такому серьезному процессу должна выполняться заранее. Выполняемые действия:
- Оформление справки у педиатра с указанием состояния проблемного здоровья.
- Подача подготовленного заявления директору образовательной организации.
- При необходимости выбор индивидуального составленного учебного плана, предлагаемого школой.
- Изучение подготовленного приказа с информацией о программе обучения и периодичности проверки полученных знаний в течение учебного года.
- Получение специального журнала для отметки учителями пройденных обучающих тем, изучаемых материалов и точного количества часов, причем такой документ сдается в конце года обратно в школу.
Процедура перевода детей на семейное образование:
выбор предпочитаемой школы для предстоящего прикрепления, причем адрес регистрации семьи не имеет значения;
изучение устава выбранного заведения с указанным пунктом о возможности перевода детей на семейное образование;
подача подготовленного заявления директору образовательной организации о предстоящем переводе ребенка на предпочитаемое семейное обучение;
получение приказа от образовательной организации о переводе школьника на выбранную форму получения школьного образования;
заключение составленного договора между родителями и школой с указанием всех обязанностей и прав сторон, точных сроков проведения промежуточных аттестаций, важности присутствия ученика на практических и предстоящих лабораторных уроках.
При семейном и домашнем обучении образовательное учреждение должно обеспечить школьника необходимыми справочниками, учебниками и другими обучающими материалами, оказывать периодические консультации для лучшего усвоения изучаемых общеобразовательных предметов, а также своевременно проводить аттестации и оценку уровня полученных знаний.
Методическая поддержка при необходимости оказывается в соответствии с действующей программой школы, к которой прикреплен школьник. После успешной сдачи экзаменов выпускникам выдается официальный документ о полученном среднем образовании.
Трудность четвертая. Баланс
У детей на надомном обучении занятия чаще всего проходят во второй половине дня, когда заканчиваются уроки у класса. Это значит, что сложно найти ребят для совместных прогулок, а еще сложнее — записаться на дополнительные кружки, ведь они обычно проходят как раз после обеда и вечером.
У каждой семьи на домашнем обучении свой путь. Кто-то легко справляется в «началке», но возвращается в школу в восьмом классе, когда появляется много профильных предметов. Кто-то наоборот уходит в средней школе, потому что ребенок уже самостоятельный и может сам организовать свой день
Важно понять, какой цели вы хотите достичь — дать ребенку больше знаний, поставить в приоритет его здоровье или снизить уровень стресса, — и двигаться к этой цели, рассчитав свои силы.
Список онлайн-школ для домашнего обучения:
- Наши Пенаты
- ЦПСО
- ИнтернетУрок
- Онлайн-школа №1
- Школа им. Н. И. Лобачевского
- СО-АТТЕСТАЦИЯ Красноярск
- Школа «Феникс»
- Гимназия «Альма Матер»
- Хочу учиться
- Обучение в диалоге
- Лицей «Ковчег-XXI»
Что такое надомное обучение
Формат надомного обучения часто путают с семейным, хотя на деле они похожи только тем, что ребенок получает знания дома. В остальном этот вариант ближе к обычному образованию: дети учатся по программе своего класса, вместе со всеми пишут контрольные работы, могут участвовать в общешкольных мероприятиях.
Главное, такие ученики остаются прикрепленными к школе, получают учебники и занимаются с учителями по составленному графику. Занятия могут проходить вживую, когда преподаватель приезжает к ребенку на дом, или в онлайн-режиме. Часто встречается очно-заочная форма такого домашнего образования, когда многие уроки идут дистанционно.
Причиной для надомного обучения может стать:
- тяжелое поражение опорно-двигательного аппарата;
- период иммунной терапии при онкозаболевании;
- апластическая анемия, требующая длительного лечения;
- сахарный диабет I типа с осложнениями;
- мышечная дистрофия, миопатия;
- эпилепсия с частыми приступами;
- сердечная недостаточность II или III стадии;
- тяжелая степень кожных заболеваний.
Педагогическая психология
Педагогическая психология является наукой , изучающей факты, механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта, закономерности личностного и интеллектуального развития ребёнка, выступающего субъектом педагогической деятельности, которая организуется и управляется педагогом в различных условиях образовательного процесса. Если обобщить, то педагогическая психология занимается изучением психологических аспектов управления процессом образования.
Педагогическая психология отличается наличием ряда проблем: как соотносится обучение и развитие, как соотносится обучения и воспитание, какие существуют сенситивные периоды развития в процессе обучения, как производится работа с одарёнными детьми, в чём заключается проблема готовности детей к обучению в школе и т.д. Исходя из этого, основная задача педагогической психологии состоит в выявлении, изучении и описании психологических особенностей и закономерностей, управляющих интеллектуальным и личностным развитием человека в условиях учебной и воспитательной деятельности. Это и обуславливает и саму структуру данного научного направления, состоящую их психологии обучения, психологии воспитания и психологии педагога.
Психология и педагогика не могут существовать, не опираясь на знание о психике и особенностях психического развития человека. Связь педагогики и психологии сама по себе естественна, о чём можно судить по тому, какое значение имеет применение психологических знаний в целях педагогики. На практике их объединение приводит к появлению новой – производной от них науки – педагогики индивидуальности. Она представляет собой перевод теоретических основ психологии к практической деятельности человека, а её задачей является раскрытие способов применения психологических знаний человеком к своей профессиональной деятельности и психическому здоровью. Именно этот подход, в котором при помощи психологических методов воздействия на человека решаются базовые педагогические задачи, разделяют в настоящее время множество отечественных и зарубежных учёных.
И сегодня имеется множество проблем, вызывающих жаркие споры на тему того, чему необходимо обучать современных школьников, какая именно научная информация должна быть отобрана для доведения её до учащихся, как более эффективно выстраивать педагогическую деятельность и т.п. Ответы на эти и другие подобные вопросы должны даваться с учётом именно психологических знаний, точно так же, как должен определяться потенциал и резервы психического развития учащихся на разных возрастных стадиях.
Из всего сказанного выше следует, что педагогика, как одно из научных направлений, изучающих человека, находится не только на стыке с психологией, но и прочно взаимодействует с другими науками, как с социальными, так и с естественными и философскими. Но, естественно, основы обучения, если рассматривать этот вопрос с позиции отношений педагогики с другими направлениями, диктуются психологией.
В 14 лет в первый класс
Так продолжалось несколько лет, а к 9 классу я, наконец, осознала, что можно рискнуть и попробовать учиться, как большинство: вставать рано утром и ходить в школу со всеми вместе. Маме сказать было не страшно, было страшно решиться на это самой. Я очень верила в то, что не справлюсь, что я слабая, что не потяну, ударю в грязь лицом и миллион других подобных мыслей съедали меня изнутри.
Мама удивилась моему решению, так как за 4 года мы ни разу не обсудили с ней эту тему. Она искренне верила, что мы совпадаем во взглядах на домашнее обучение и обе думаем, что ничего приятного в ежедневых походах в школу нет.
И вот я пошла в школу. Словно в первый класс, только в 14 лет.
В грязь лицом я не ударила, хоть и не пила водку и не была беременной, а ведь снова была «не как все». Но класс был хороший, несмотря на их образ жизни, и мне там было комфортно. Училась я лучше всех, всем подсказывала и меня все быстро полюбили.
Мне очень не хватало знаний, как вести себя в школе. Я не понимала местных шуток, не умела хитрить, незаметно дать списать или ответить обидчику. Но ходить в школу, будто я самая обычная девочка — было самое главное для меня удовольствие.
Психологические причины
Чаще всего домашнее обучение выбирают для школьников с особыми потребностями. Бывают расстройства и особенности развития психики, с которыми им очень сложно вписаться в обычную образовательную среду. Если детский психолог в Полтаве диагностирует психические заболевания и синдромы, аутичный спектр – обычная школа будет небезопасной, чрезмерно структурированной и сложной.
Детская и подростковая депрессия – весомый повод перевести ребенка на домашнее обучение. В депрессивном состоянии крайне сложно вставать по утрам, школьник дольше выполняет обычные задания, ему тяжело сконцентрироваться и в классе полноценные занятия будут просто невозможны
А внимание со стороны сверстников может только усугубить ситуацию. Однако не стоит путать депрессию и обычное нежелание посещать школу, плохое настроение или проблемы с одноклассниками
Домашнее обучение не предполагает для таких детей полную изоляцию. Обязательно обратитесь к детскому психоневрологу и психологу для наблюдения и терапии. А также организовывайте дневные прогулки, встречи с друзьями, постарайтесь дать ребенку положительные эмоции.
Не пропустить цветоеда
«Думаю, для донских фермеров был бы интересен аппарат, который выявлял бы очаговые поражения подсолнечника или рапса. У нас выращивается немало этих масличных культур. Но надо понимать, что для приличных посевных площадей требуются большие дроны, а они дорого стоят, такие беспилотники могут себе позволить крупные агрохолдинги. Миниатюрные же дроны стоимостью приблизительно 250–300 тысяч рублей, на мой взгляд, будут востребованы сельхозпроизводителями с небольшими объемами посевов», – рассказал «Молоту» председатель Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Ростовской области Александр Родин.
Сегодня широкого распространения этой техники в Ростовской области не наблюдается, но новые технологии постепенно пробивают себе дорогу.
«Беспилотники – хорошая вещь, но больше подходит для малых площадей. Я даже хотел приобрести себе дрон-опрыскиватель, но посчитал, что мне их нужно 10 штук, – говорит руководитель крестьянско-фермерского кооператива «Юзефов» Николай Юзефов. – Вот мой коллега из Азовского района советовал мне приобрести дрон, но у него всего 40 га лукового поля и один аппарат хорошо справляется. В моем же хозяйстве 8000 га земли и самые дальние поля находятся в 40 км от центральной базы нашего хозяйства. Получается, чтобы проконтролировать работу беспилотника, я должен на объезд полей потратить целый день. А контроль нужен, потому что если пропустить хотя бы кусочек очага поражения, то на следующий день на поле может «сгореть» весь лук или картофель, а это бешеные деньги. Из опыта других фермеров я знаю, что беспилотник может не захватить края поля, которые находятся возле лесополосы. Поэтому для наших объемов использование летательных аппаратов – большой риск. Мы используем самоходный опрыскиватель, и за полями (а у меня одно луковое, одно картофельное и три зерновых) наблюдает агроном. Если говорить о функции дронов по выявлению болезней растений, то сомневаюсь, что аппарат может «разглядеть» все. Например, мучнистую росу на луке или клопа-черепашку…»
На что стоит обратить внимание?
Проведение занятий на дому – непростое мероприятие. Дело в том, что в школе педагоги следят за детьми, а администрация устанавливает жесткий режим начала и окончания уроков.
В комфортных условиях подобное попросту невозможно, поэтому родители должны с самого начала прививать дисциплину.
Родители вправе пользоваться услугами репетиторов, главное, чтобы на аттестации малолетний показал хороший результат.
Вернуться в школу намного труднее, нежели покинуть ее, ведь отсутствие адаптации к существующей системе станет для малыша настоящим стрессом.
Чтобы воспользоваться данным способом нужно заранее осведомиться о его наличии в заведении.
Находим или создаём группу поддержки
Группа поддержки — это коллектив людей, объединённых общей жизненной проблемой. В отличие от терапевтических групп, где несколько человек вместе прорабатывают свои психологические проблемы под наблюдением и контролем специалиста, группу поддержки может организовать даже человек без психологического образования.
Основная цель таких групп — объединение коллективного опыта решения проблемы и адаптации к ней. Идеи и знания других людей, готовность выслушивать и помогать советом могут оказаться целительными — или хотя бы позволят не взваливать всё на собственные плечи, оставаясь с тревогой один на один.
Пространство группы должно ощущаться как безопасное место, где люди могут не чувствовать себя в изоляции. Цель — дать людям выговориться и почувствовать себя услышанными, а также знать, что они не одни. Через контакт с другими людьми бывает проще исследовать себя и свои реакции, обрести ресурс и опору.
- Для кого эта группа? Будет ли она открытой для вступления со стороны или закрытой?
- В чём ваша личная заинтересованность в этой группе? Как будет распределяться ответственность между участниками?
- Какие ценности вы хотите транслировать?
- Какой будет формат участия: бесплатный, за пожертвование?
- Сколько человек она готова принять?
- Где вы будете собираться (арендованное помещение, Zoom, квартира одного из участников)?
- Как часто она будет собираться и сколько по времени будут длиться встречи?
- Где и как вы будете искать участников?
Основные принципы групп поддержки:
- коллективная ответственность, взаимоуважение и равенство всех участников;
- регулярность встреч;
- понятные правила и принципы работы и взаимодействия между участниками группы;
- готовность каждого давать поддержку и обратную связь другим;
- безопасность, возможность высказаться без встречной критики;
- конфиденциальность — никакие обсуждения не выносятся за пределы группы.
Сразу подумайте, готовы ли вы выступать модератором дискуссии в такой группе
Это требует определённых практических навыков, прежде всего — умения работать с людьми, следить за их состоянием и направлять внимание в нужное русло. Нельзя допускать, чтобы один участник группы эмоционально доминировал над остальными и не давал другим вставить слово
Нужно уметь пресекать и споры, особенно если они могут стать причиной конфликта.
Если вы сами не обладаете такими способностями, стоит пригласить человека, который может и готов это делать. Если среди организаторов нет опытного конфликтолога, а сама группа не ориентирована на узкий круг единомышленников, стоит разработать для группы свод правил и список тем, которые ни в каком виде не обсуждаются.
Если цель — поддержать друг друга и дать выход эмоциям, совершенно необязательно тащить в разговор политику, актуальную новостную повестку и диванную аналитику. Психологи рекомендуют использовать «я-послания». «Я чувствую боль, гнев, отчаяние, страх из-за происходящего» — это адекватный запрос на проработку в группе. «Они виноваты» — нет.
Надо понимать, что такие группы не могут глубоко проработать психологические проблемы каждого участника. Если в процессе вы поймёте, что кто-то нуждается в большей поддержке, чем может предоставить группа, стоит иметь под рукой профильные контакты — психологов, психиатров, священников, социальных работников, готовых «подхватить» человека и предоставить ему всю необходимую помощь.
Особенности проведения
Прежде чем записываться на психологический тренинг, стоит учесть важный нюанс. В ходе встреч ведущий обычно стремится вывести участников из зоны комфорта. Это вынужденная мера, т.к. только стрессовые ситуации помогают выявить истинную сущность человека. Если бездумно подходить к этому процессу, тренировка может нанести непоправимый вред душевному здоровью участников.
Чтобы занятия проходили в максимально возможной комфортной обстановке, вводятся обязательные правила психологического тренинга:
- программы тренингов по психологии предполагают обязательную активность слушателей (в задания и обсуждения проблем должен быть включен каждый участник);
- индивидуальные и групповые психологические тренинги гарантируют конфиденциальность (обсуждение всего происходящего на занятиях не выходит за его пределы);
- грамотная организация психологических тренингов предполагает особую систему критики, обсуждению подлежат поступки, совершенные участником, а не он сам или его личные качества;
- на занятиях обсуждается только то, что происходит на тренинге (аргументы, что в реальной жизни участник поступил бы по-другому, не принимаются).
Типовой сценарий тренинга по психологии предполагает прохождение нескольких этапов:
- предварительное тестирование участников на предмет наличия причин, мешающих их включению в группу (например, пассивная агрессия, нарциссизм, повышенная тревожность, избыточное чувство вины и пр.);
- проведение занятий;
- анализ психологического тренинга, в ходе которого определяются результаты, достигнутые учениками в процессе подготовки.
Структура тренинга по психологии предусматривает выполнение различных упражнений, обсуждений, дискуссий и других заданий, в процессе которых слушателей намеренно выводят на эмоции (причем, далеко не всегда приятные).
Как перейти на домашнее обучение в школе. Рекомендации
Итак, вы уже знаете домашнее обучение в школе, что это такое, какие есть варианты, как эти варианты соотносятся с законом, и вы после анализа ситуации приняли решение перевести ребенка на домашнее обучение. Рассмотрим один вариант – семейное образование. Однако основные принципы за исключением сбора медицинских документов при переходе именно на домашнее обучение, работают при переходе на любой из действующих вариантов.
Прежде всего, нужно найти школу, в которой принято положение об образовании в семье. Образец такого документа можно скачать для ознакомления здесь. Не факт, что ближайшая к вам школа поддерживает семейное образование. Лучшим вариантом будет обратиться в департамент образования вашего района, в котором доподлинно известны школы района, с которыми возможно заключить договор о семейном образовании.
Затем вам следует:
- собрать необходимые документы (список взять в департаменте образования);
- написать заявление на имя директора школы о переводе на семейное обучение в свободной форме, но сошлитесь на закон № 273, принятый 29 декабря 2012 года “Об образовании в Российской Федерации”.
Заявление можно написать и в департамент образования, поскольку и комиссия по решению вопроса создается на базе департамента, да и директора школ не очень любят брать на себя ответственность.
Ваше заявление будет рассмотрено комиссией, которую соберет департамент образования. Родителей с ребенком могут пригласить на заседание комиссии. По итогам рассмотрения будет вынесено решение.
Внимание
Если ваш ребенок уже учился в школе, и вы решили перевести его на семейное обучение, но в другую школу, вас могут попытаться заставить написать заявление об исключении из школы, которую вы оставляете. Нет юридических оснований для написания такого заявления
А вдруг вы передумаете и решите вернуть ребенка на очное обучение и оставляемая школа самая удобная для вашего ребенка.
Если решение комиссии положительное, необходимо составить договор о семейном образовании с администрацией школы (образец скачайте здесь). Все действия желательно выполнить в летнее время до начала нового учебного года.
Важно
Следует иметь в виду, что администрация школы имеет право расторгнуть подписанный договор в случае плохих результатов аттестации.
Возможность расторжения договора должна стимулировать родителей выполнять взятые на себя обязательства по образованию ребенка.
К сведениюПри переходе на семейное образование “Положением о получении образования в семье” предполагается финансовая помощь (чаще всего это 500 рублей в месяц – стоит узнать в департаменте образования, поскольку сумма в регионах разная) и бесплатное обеспечение учебниками из школьной библиотеки.
Перевести ребенка на домашнее обучение – в чём смысл?
Если раньше семейное образование считалось уделом больных и отстающих детей, теперь форма получения образования – дело вкуса. Для кого-то важнее, чтобы ребенок научился вести себя в коллективе – тогда, вероятно, не стоит отлучать его от школы. Другие же предпочтут, чтобы малыш гармонично развивался в разных областях – например, обучался гимнастике, иностранным языкам, ходил в музыкальную школу, – а с жестким школьным распорядком все это совмещать трудно.
В целом семейное образование лучше всего подойдет:
школьникам, нацеленным на спортивную карьеру (это освободит время для тренировок и поездок на соревнования);
детям, которых не устраивает темп усвоения знаний в школе (слишком медленный или чересчур быстрый);
детям, чья семья часто переезжает в силу обстоятельств;
тем, кто учится сразу по многим профилям и хочет успеть все;
детям с ограниченными возможностями здоровья.
Многое зависит от характера ребенка: насколько он общительный, сходится ли с людьми и, конечно, как сам относится к идее учиться дома.
Достоинства и недостатки домашнего обучения в школе
Как и в любом деле, домашнее обучение в школе имеет и положительны и отрицательные стороны. Прежде, чем начинать оформление, родителям стоит хорошо подумать, проконсультироваться в департаменте образования. Да, сменить очное обучение на домашнее можно на любом этапе учебы в школе, в любом классе. Также и вернуться обратно в школу можно в любой момент
Но здесь важно и мнение школьника, поскольку смена обстановки, смена ритма жизни неизвестно как повлияет на конкретного ребенка
Достоинства:
для обучения можно разработать удобный график с учетом наклонностей ребенка и его биологических часов;
ребенок огражден от нападок сверстников, а также от возможных неприятностей с учителями;
нелюбимые школьные правила и ритуалы не учитываются в жизни;
родители получают возможность полного контроля всех действий ребенка, в том числе оберегая его от возможного дурного влияния, что особенно важно на переходном этапе развития;
для детей с высоким IQ появляется возможность уделить больше внимания дополнительным предметам, редким иностранным языкам;
значительно снижается риск вирусных заболеваний, а также есть возможность выправить осанку и поработать над улучшением зрения в случае имеющихся проблем;
для одаренного ребенка есть возможность пройти школьную программу в ускоренном варианте.
Недостатки:
- низкий уровень общения со сверстниками, в том числе в разрешении конфликтных ситуаций уменьшает шансы на успех в будущей самостоятельной жизни;
- на родителей ложится нагрузка по контролю за ребенком, в том числе за качеством обучения;
- отсутствие школьной дисциплины и “размытый” график учебы расхолаживает школьника, что вполне может отразиться на результатах обучения;
- отсутствие постоянного общения со сверстниками равносильно отсутствию жизненного опыта;
- длительное нахождение школьника в одиночестве (без общения со сверстниками) может развить у него комплекс “белой вороны”.
Как это работает
Согласно закону об образовании в РФ, ребенок может учиться:
В образовательной организации — то есть в государственных и частных школах. Учиться в школе можно в очной, заочной и очно-заочной форме;
Вне образовательной организации — с родителями или репетиторами, в альтернативной школе, например, по системе Монтессори, или онлайн. Эти модели можно сочетать или применять по отдельности. Например, родители могут сами учить ребенка гуманитарным предметам, а для естественно-математических пригласить репетитора. Если школьник учится вне традиционной школы с 1‑го по 9‑й класс, это называется семейным образованием, а с 10-го по 11‑й класс — самообразованием, однако суть от этого не меняется.
Понятия «домашнее обучение» в российском законодательстве нет. Обычно так называют любую форму обучения, когда ребенок преимущественно учится дома. Это могут быть и заочка, и онлайн-занятия. Вот только в первом случае ответственность за качество образования несет государственная или частная школа, а во втором — родители, которые решили забрать ребенка из обычной школы. В этой статье мы будем использовать понятие «домашнее обучение» как синоним «семейного».
Ребенок может учиться дома по любой программе и в удобном темпе, но обязан прикрепиться к аккредитованной школе, чтобы сдавать экзамены. Для прохождения аттестации у учеников есть два варианта:
Заочное — ребенок учится дома и не ходит в школу каждый день, однако остается к ней прикреплен и должен подчиняться ее правилам, в том числе, сдавать всероссийские проверочные работы и участвовать в проверках качества образовательных услуг.
Семейное — ребенок прикрепляется к школе только для прохождения промежуточной или итоговой аттестации, а после этого его отчисляют. Поэтому он не зависит от школьных правил и не обязан сдавать проверочные работы или участвовать в мониторингах. Когда ребенок прикрепляется к школе, он становится экстерном и получает те же права, что есть у остальных школьников, например, может взять книгу в школьной библиотеке или получить консультацию учителя.
Дети на домашнем обучении получают такой же аттестат, как и остальные школьники, а форма обучения в нем не указывается. Если у ребенка будет академическая задолженность, которую он не сможет закрыть, ему придется вернуться на очку и ходить в государственную или частную школу.
Как начать беседу с подростком или старшим школьником?
Для многих психологов начало беседы с подростком или старшим школьником – это одна из сложных ситуаций. В том случае, если ученика к психологу привели родители или учитель, в первые минуты беседы молодой человек либо испытывает чувства неудобства и сопротивления (“Зачем меня привели к психологу? Что я – ненормальный?”) либо демонстрирует безразличное отношение (“О чем мне разговаривать с психологом? У меня и так все в порядке”).
Бывает, что школьник или школьница, наоборот, ждут от психолога готового совета и настроены только на пассивное участие в ходе консультации (“Я сейчас все расскажу, а психолог посоветует, что мне делать”). Каждый раз, начиная психологическую консультацию с подростком или старшеклассником, психолог решает задачу “запуска” беседы, организации доверительного, эмоционально-открытого разговора, нейтрализации внутреннего сопротивления своего юного клиента, активизации его интереса к анализу своих проблем, а также формирования его стремления к самостоятельному решению собственной проблемной ситуации. Как это сделать? Предлагаю несколько методических приемов, которые помогут школьному психологу активно начать консультацию и направить ее по нужному руслу.
Кому подходит
По данным исследования холдинга «Ромир» за 2020 год, 68% процентов россиян считают, что современное школьное образование хуже, чем то, которое получили их родители. Это одна из причин, по которой люди хотят, чтобы их дети учились дома.
Вот кому подходит домашнее образование:
Одаренным детям. Если ребенок усваивает информацию быстрее, чем одноклассники, и ему скучно повторять всё несколько раз;
Спортсменам и артистам. Детям, которые профессионально занимаются спортом или вокалом, приходится совмещать уроки с выездами на соревнования и гастроли. На семейном обучении подстраиваться нужно только под аттестации, но не чаще раза в четверть. В онлайн-школах уроки можно смотреть в записи.
Интровертам. Такой ребенок может потеряться в классе из тридцати человек. На домашнем обучении можно обеспечить такой подход, который поможет ему освоить школьную программу в удобном темпе.
Детям с инвалидностью. Если ребенок не может посещать школу, есть два варианта: либо к нему домой приходят учителя из той школы, к которой он прикреплен, либо, если родителям не нравится, как учат их ребенка, они могут обучать его сами, отдать в онлайн-школу или привлечь репетиторов.
Путешественникам. Если семья живет за границей или часто переезжает, но хочет, чтобы дети учились по российской программе и получили местный аттестат, она выбирает семейное образование или онлайн-школы.
Наконец, бывает, что ребенку некомфортно в школе из-за одноклассников или учителей.
По статистике, каждый третий ребенок в России сталкивается с травлей в школе. При этом дети не всегда рассказывают о булинге родителям.
Как бороться с травлей в школе — статья в Своих
Вне школы ребенку проще формировать круг общения и ему не придется подстраиваться под коллектив или дресс-код. Никто не заставит ребенка смывать макияж в раковине в школьном коридоре, доставать пирсинг, перекрашиваться из зеленого в «нормальный» цвет и не вызовет родителей к соцпедагогу из-за того, что ребенок смотрит аниме.
В российской практике такое иногда происходит. Так, в 2019 году десятилетнего мальчика Прохора травили за прическу директор, завуч и учителя. Мальчик выбрил виски, а оставшуюся часть волос собрал в хвост — как у его любимого футболиста Златана Ибрагимовича. Школа предложила либо сменить прическу, либо забрать Прохора на семейное обучение. Родители мальчика выбрали обратиться в Следственный комитет.
На домашнем обучении такие случаи исключены. А если ребенку не понравится заниматься дома, он в любой момент может вернуться в школу.
Причина 5. Семья живёт за границей или много путешествует
Хоумскулинг позволяет переехать в другую страну без отрыва от учёбы
Это важно, если семья планирует вернуться домой или хочет, чтобы ребёнок параллельно обучался по российской и иностранной программам
Читать интервью целиком →
Организация отпуска на семейном образовании тоже становится проще — не нужно ждать лета или «отпрашивать» ребёнка в школе. Технологии позволяют учиться онлайн в любой точке мира и с любого устройства.
А что вас побудило перейти на семейное образование? Делитесь своими историями хоумскулинга в Instagram с хештегом #МойХоумскулинг. И подписывайтесь на нашу страничку: @externat_foxford.
Так в чем же разница?
Основная разница между домашним обучением и семейным образованием в большей степени проявляется в уровне ответственности. То есть в том, кто должен отвечать за успехи и неудачи ребенка в освоении новых знаний. У них также имеются отличия в расписании занятий и невозможности применения домашнего обучения ко всем детям.
Что касается качества подготовки, то говорить о том, что домашнее обучение или семейное образование лучше/хуже обучения в школе невозможно. Случается, что занимающиеся самостоятельно нисколько не отстают от очной формы или даже больше преуспевают, а бывает, что родители не имеют достаточных знаний для обучения детей, и они не могут полноценно изучить программу. Та же ситуация и домашним обучением: не все учителя проявляют интерес к обучению ребенка, а некоторые, наоборот, успевают пройти с ним больше материала, чем на обычном уроке. Поэтому выбор формы обучения полностью зависит от возникающих условий и потребностей.
Необходимо помнить, что эти две формы обучения лишают детей общения со сверстниками, поэтому для полноценной социализации необходимо организовывать их досуг так, чтобы они как можно больше времени проводили с детьми своего возраста и общались с ними.
Также индивидуальное обучение снижает подготовленность детей к взрослой жизни и возникающим препятствиям. Например, сдача выпускных экзаменов в обоих случаях проводится под наблюдением комиссии и вместе с остальным классом, а такая нагрузка может оказаться большим стрессом для школьника. Да и вузовское образование не обеспечивает студента такими альтернативными формами обучения, поэтому нужно заранее подготовить ребенка к взаимодействию с одногруппниками.