Послесловие
Одаренность – не дар и не проклятие. Это особенность личности, которая в умелых или неумелых руках оказывается или тем, или другим соответственно. Одаренность не развивается сама собой. Это не статус ребенка, а вектор направления, подсказка для родителей по взаимодействию с сыном (дочерью). Одаренность проявляется и развивается только в деятельности. И угасает без нее.
Воспитывать одаренных детей не сложнее, чем обычных. Проблема в другом – система образования пока не адаптирована для этих детей. Не все родители в состоянии отправить ребенка в специализированное заведение или отдать в развивающие секции (практически все дополнительное образование платное). В последние 10 лет проблема одаренности и гениальности активно обсуждается, в системе образования пропагандируется необходимость выявления и сопровождения талантливых детей. Это прописано в законах об образовании, но на практике пока выглядит не так цельно.
Одаренные дети
Дети могут быть одаренными в одной или нескольких областей:
– Художественная
– Творческая
– Интеллектуальная
– Лидерская
– Академическая (научная)
«С первого дня занятий в детском саду, одаренные дети уже знают почти 60% всего учебного материала», – национальная Ассоциация Одаренных Детей США.
Восемь интеллектуальных сфер
Теория множественного интеллекта профессора Гарварда доктора Говарда Гартнера предлагает восемь способностей, которые можно считать элементами человеческого интеллекта:
1. Телесно-кинестетические: физические способности, ловкость тела, зрительно-моторная координация.
2. Внутриличностные: самосознание или самоанализ убеждений, эмоций, целей и мотивации.
3. Межличностные: взаимодействие с другими людьми и понимание их (вербальное и невербальное общение).
4. Логико-математические: понимание абстрактных и сложных идей, дедукция, обнаружение закономерностей, работа с числами.
5. Музыкально-ритмичный: различение высоты звука, ритма и тона, движения, создание, распознавание и воспроизведение музыки.
6. Натуралистические: отношение к физическому окружению, выращивание продуктов питания, знания о природе (животных, растениях и т.д.).
7. Вербально-лингвистические: понимание языков, устные и письменные навыки, использование ритма, звука и тона в словах.
8. Визуально-пространственные: познание через изображения и картинки, пространственное рассуждение, визуализация объектов.
Различия между умными и одаренными
Амбидекстры и амбицеребральная одаренность
В последние несколько лет выделяют третий вариант одаренных детей – амбидекстры (одинаково высокое развитие правого и левого полушария). Этот вид выглядит как двойственность поведения (будто два ребенка в одном) или синдром гиперактивности (СДВГ). До некоторого момента полушария работают поочередно или заметны способности, свойственные одному из них. Равное проявление активности полушарий происходит спонтанно. Это выглядит в прямом смысле как прорыв и резкий большой скачок в развитии. Это момент пикового развития мозга. В наши дни амбидекстры полностью созревают в среднем к 16 годам.
С 2008 года среди амбидекстров психологи выделяют особо одаренных детей, или амбицеребральных детей. Их полушария не просто работают одновременно и параллельно, но и при этом решают разные задачи. Например, ребенок пишет разный текст двумя руками одновременно. Пик психического развития особо одаренных детей наступает еще позже, чем у амбидекстров – 23-27 лет.
Проблема в том, что до этого пика дети выглядят чрезмерно инфантильными и отстающими в развитии. Они с трудом оканчивают школу, с трудом осваивают профессию. Но как только происходит скачок, демонстрируют выдающиеся способности. Становятся успешными профессионалами, устраиваются на хорошо оплачиваемую должность. Не исключено, что Альберт Эйнштейн относился к этой категории (его дважды выгоняли из колледжа за проблемы с математикой).
Проблемы одаренных детей
Одаренные дети не вписываются в общепринятые шаблоны. Им тесно в рамках обычной детсадовской или школьной программы. Но этим проблемы не ограничиваются.
«Авторский» стиль. Одаренные дети предпочитают все делать по-своему, выбирают определенные стратегии действий.
Свой тип обучаемости. Кто-то легко и быстро усваивает новое, кому-то удобнее обучаться в замедленном темпе, но по-своему структурировать знания и умения.
Одержимость. Юные гении могут настолько увлечься какой-то деятельностью или школьной дисциплиной, что теряют интерес к чему-то другому.
Проблемы в общении. У одаренных детей иные интересы: им нравятся сложные игры, нестандартные решения, у них более серьезные увлечения, поэтому найти единомышленников среди ровесников получается не всегда. Ребенок с большим удовольствием общается и дружит со взрослыми, но быть лидером во взрослой компании не может. Это приводит к его самоизоляции, уходу в себя.
Повышенная потребность во внимании взрослых
Талантливые малыши – страстные исследователи, которые задают множество вопросов и перетягивают внимание взрослых – родителей, учителей – на себя. Бывает, они пренебрежительно относятся к детям, которые находятся на ступеньку ниже в интеллектуальном развитии
Все это не может не вызывать негативных эмоций и портит отношения с другими ребятами.
Протестное поведение. Если взрослые постоянно сдерживают гиперактивного и любознательного умника, пытаются подавлять его тягу к открытиям, мешают проявлять лидерские качества, он начинает агрессивно защищаться: бурно реагирует на действия, оценки, высказывания окружающих, вызывающе себя ведет.
Моторика не успевает за мышлением. У одаренного ребенка гибкое, подвижное, оригинальное мышление, высокая скорость мыслительных процессов. Моторика не успевает за мыслями: думают такие дети быстрее, чем пишут. Результат получается далеким от совершенства – каракули вместо букв, неопрятные тетрадки. Недовольный собой, ребенок может просто отказаться писать.
Нелюбовь к школе. Школьная программа стандартизирована и рассчитана на среднестатистических учеников. Юным дарованиям становится скучно и неинтересно учиться – все, что объясняют на уроке, они уже знают, а значит, внимательно слушать педагога и выполнять его задания не обязательно. И зачем тогда в школу ходить?
Вопрос 3. Школьные проблемы одаренных детей, связанные с особенностями их развития
Школьные трудности одаренных детей, имеющих вполне благоприятное личностное развитие. Трудности неизбежны. Они возникают у всех одаренных школьников, потому что они в любом случае — нестандартные дети, во многом не похожие на своих сверстников.
Что больше всего раздражает в таких учениках школьных учителей? Знание того материала, который изучается в классе. Одаренному ребенку легко и скучно в то время, когда весь класс напряженно работает. Такой школьник или начинает заниматься своими, посторонними делами, или отключается, «витает в облаках», или чаще вмешивается в учебный процесс — первый тянет руку, отвечает не то, что он должен был услышать за короткое время, а вообще все, что знает по этой и смежной с ней проблемам. Еще хуже, если он начинает задавать преподавателю вопросы. Вопросы всегда сложные, далеко уводящие от плана урока. Когда учитель знает ответ на заданный вопрос, он может тем или иным способом выйти из положения: ответить коротко, отослать к литературе, предложить поговорить на перемене, наконец, пожертвовать временем на уроке, чтобы обсудить что-то интересное. Когда же вопрос требует конкретных знаний в узкой области, а учитель не читал нужной специальной литературы, он обрывает ученика, заставляет его заниматься тем, что делает весь класс. Подобные ситуации могут привести к серьезному конфликту, поскольку преподаватель подозревает ученика в желании «поймать» его на незнании или ошибке и подорвать авторитет. Иногда, вызывая родителей одаренного ребенка в школу, его обвиняют в «культурном хулиганстве»: своими вопросами он мешает вести урок.
Одноклассники, со своей стороны, считают его выскочкой, умником, всезнайкой, который хочет выделиться на их фоне. Кроме того, зачастую им просто непонятны и неинтересны те вопросы, которые занимают его и которые он пытается обсуждать со взрослыми и сверстниками.
Одаренные дети не лучшим образом общаются со сверстниками (да и со взрослыми тоже). Они сосредоточены на своих интересах и не ориентируются в том, что интересует их собеседников. Они не умеют слушать другого, прерывают его, чтобы высказаться самим, часто поправляют собеседника, если он неправ или неточно выразил свои мысли. Если кто-то задел одаренного ребенка, он своеобразно защищается: острый ум и наблюдательность позволяют тонко подметить и высмеять дурные или просто нелепые черты обидчика.
Все эти неудобные для окружающих особенности — проявление одной общей закономерности. Американские психологи формулируют ее так: развитие познавательных способностей одаренных детей опережает их понимание законов общения.
Возникновение школьных проблем наиболее тесно связано с проявлениями творческого начала. Но многие школьные неприятности присущи и более благополучным «интеллектуалам»: их тоже недолюбливают и не понимают сверстники, они тоже часто бывают неадекватны в общении. Крайней неприспособленностью (как творчески одаренные) они не страдают, но у них может появиться другая проблема — соперничество, сильное желание быть выше, лучше остальных, отгораживающее их от сверстников. Чтобы яснее представить такую личностную направленность, воспользуемся выдержкой из письма в журнал недавнего отличника — выпускника школы.
«Плох тот солдат, которых не мечтает стать генералом» — хорошая поговорка, но почему-то в реальной жизни такие солдаты многим не нравятся. В спорте главное — борьба за лидерство, борьба за победу. Разве не так и в жизни? Наряду с талантливыми, одаренными людьми немало и обыкновенных неудачников, имен которых никто никогда не узнает, кроме их друзей и родственников. Ну, ладно, они сидят себе тихо и в науке, и в искусстве, в любом другом деле и не рвутся в недосягаемые выси. Но зачем же обвинять в карьеризме тех, кто стремится полнее раскрыть свою личность? Да и разве это так уж безнравственно — желать быть первым, делать карьеру в честной борьбе? Да, я мечтаю стать генералом. Генералом в своей профессии. При чем же здесь карьеризм? Я просто хочу быть первым» (Лиханов А., 1983, с. 207).
Трудно однозначно оценить стремление быть первым. Как уже отмечалось, соперничество губит творческий подход к проблеме, но продуктивность обеспечивает. Для личностного роста оно, безусловно, неблагоприятно.
Как подчеркивают американские психологи, многие недостатки коренятся в достоинствах и, поскольку возможности одаренных детей выше, их недостатки могут быть крайне раздражающими.
Чем уникален мозг «гения» (одарённого ребёнка)
В научной литературе можно найти три направления исследований специфики мозга одарённых детей:
- Морфология мозга — всё, что касается размера и формы как мозга в целом, так и отдельных его частей.
- Анатомическая связанность — особенности сети аксонов. Это длинные отростки нейронов, которые соединяют различные части мозга.
- Функциональная связанность — активность различных участков мозга в процессе выполнения какого-то задания или в состоянии покоя.
Лучше понять разницу между анатомической и функциональной связанностью поможет такая аналогия: анатомическая связанность — это наличие проводов, а функциональная — то, проходит ли по ним электрический ток в конкретный момент.
Рассмотрим все три направления по порядку.
Фото: Gorodenkoff / Shutterstock
Морфология мозга
У математически одарённых детей больше внутричерепной объём мозга, площадь поверхности коры (но её толщина меньше) и объём белого вещества.
Что интересно, белое вещество имеет у математически одарённых детей и структурные особенности: его микроволокна расположены более сонаправленно, то есть параллельно друг другу
Это важно, так как белое вещество — те самые аксоны, или отростки нейронов, покрытые миелином. Благодаря миелину сигнал от одного нейрона к другому проходит по аксону быстрее, а значит, и когнитивные процессы идут эффективнее
Анатомическая связанность
Сеть аксонов у одарённых детей имеет более сложную и переплетённую структуру
Почему это важно, понятно по аналогии с метрополитеном: если в метро много пересекающихся линий и пересадочных узлов, добраться от станции А до станции Б проще. То же самое происходит, когда по сети аксонов бежит электрический сигнал: чем больше узлов и переплетений, тем быстрее сигнал доберётся в пункт назначения
Получается, сложная сетка нейронов так же, как и наличие миелина, ускоряет мыслительные процессы.
Функциональная связанность
Одарённые дети задействуют больше регионов мозга при выполнении заданий, чем их сверстники. Это может объясняться как лучшим прохождением сигнала, так и тем, что одарённые школьники прикладывают больше усилий, то есть думают усерднее при решении задачи.
О том, что они действительно думают иначе, применяют другие когнитивные механизмы, свидетельствует ряд исследований. В одной из работ авторы фиксировали активность мозга математически одарённых детей и их сверстников без таких способностей в процессе выполнения задач. Оказалось, что одарённые дети демонстрируют более высокую активность на ранних этапах решения задачи, и низкую — при формировании заключения. У детей, не проявлявших математических способностей, всё было наоборот.
Ещё одно исследование показало при помощи ЭЭГ, что одарённые дети чаще переключаются между активацией различных нейронных сетей в процессе решения заданий. Известно, что с различными нейронными сетями связаны различные когнитивные механизмы. То есть во время работы над одной и той же задачей мозг одарённого школьника функционирует более гибко, чем мозг его «обычного» сверстника.
Фото: ShineTerra / Shutterstock
И это всё дано от рождения?
Спойлер: мы не знаем!
Чтобы понять, родились ли одарённые школьники с таким необычным мозгом или эти особенности сформировались уже в процессе его развития под влиянием обогащённой образовательной среды, нужно проводить лонгитюдное исследование. Не наблюдая ситуацию в динамике, однозначно ответить на вопрос о происхождении различий нельзя.
Некоторые предположения можно сделать по косвенным данным. С одной стороны, ряд психогенетических исследований показывает, что особенности мозга в целом имеют высокие показатели наследуемости. То есть мы рождаемся с различиями в функциональном устройстве мозга, и некоторые дети от рождения более предрасположены к интеллектуальной деятельности, чем другие.
Особенности одарённых детей
В первую очередь важно сказать, что одарённость не ограничивается высокими показателями по тестам интеллекта. Одарённые школьники действительно имеют более высокие баллы IQ, чем их сверстники, но это не единственная их отличительная черта
Они демонстрируют достижения в одной или нескольких сферах — в математике, естественных науках, освоении языков. Лучше всего изучена на данный момент математическая одарённость, и большинство примеров в этой статье будут относиться к ней.
Одарённые школьники также демонстрируют высокую креативность. Они способны не только решить сложную задачу, но и найти для этого необычный способ или даже придумать задачу «с подвохом» самостоятельно.
Талантливые школьники отличаются и особыми личностными характеристиками. Они часто обладают склонностью к перфекционизму, чувствительны к противоречиям, критичны к полученной информации, автономны и независимы в интеллектуальном поиске, стараются интегрировать знания из разных сфер.
Помимо этого, они обладают высоким уровнем мотивации к обучению. В зарубежной литературе для этого придумали термин need for cognition — «потребность в познании». Если обычного школьника сложная и неподъёмная на первый взгляд задача, скорее всего, отпугнёт, то одарённый будет часами над ней сидеть и пытаться решить, потому что сам процесс решения доставляет ему удовольствие.
Воспитание и развитие способностей маленьких гениев
Одаренность – это особенность психики, благодаря которой человек может достичь феноменальных результатов по сравнению с другими людьми
Важно эту исключительность обнаружить и помочь ребенку ее развить. . Первооткрывателями таланта, как правило, бывают самые близкие
Что же делать родителям, которые вдруг поняли, что у них в руках – маленькое сокровище:
Первооткрывателями таланта, как правило, бывают самые близкие. Что же делать родителям, которые вдруг поняли, что у них в руках – маленькое сокровище:
Обращаться за помощью к специалистам – психологу, тьютору, которые помогут подобрать оптимальную программу развития.
Пробовать разное. Занятия в секциях и кружках помогут развить способности малыша, познакомить его с единомышленниками.
Не оказывать давления, не заставлять, не требовать моментального успеха. Малыш с абсолютным слухом может ненавидеть музыку и мечтать о карьере хоккеиста. Завышенные требования и ожидания родителей могут закончиться синдромом отличника и неудачами в личной жизни.
Не зацикливаться на чем-то одном. Развитие должно быть гармоничным – интеллектуальным, физическим, эмоциональным и социальным.
Найти друзей по интересам. Вундеркиндам бывает нелегко дружить со сверстниками – слишком велика разница в интеллектуальном развитии, увлечениях, приоритетах
Важно, чтобы у юного гения была возможность общаться с ребятами своего уровня, которым были бы близки его интересы, понятен его образ мыслей.
Выработать иммунитет от неудач. Юные дарования, как правило, очень требовательны к себе, самокритичны
Любой промах, любую ошибку переживают остро. Чтобы подготовить малыша к подобным «уколам судьбы», стоит ставить перед ними задачи посложнее, которые не получится решить с первой, второй, пятой попытки.
Хвалить, но дозированно
Чтобы уверенность в собственном превосходстве не обернулась в какой-то момент против ребенка, не надо бесконечно петь ему хвалебные оды и постоянно акцентировать внимание на его исключительности.
Без специальной психологической и педагогической подготовки работать с юными гениями непросто. Обучение по стандартной, общей для всех школьной программе может демотивировать одаренных ребят, вынудить их скрывать, не афишировать свои исключительные способности, которые не вписываются в общепринятые нормы, приемлемые шаблоны, а значит, могут раздражать и детей, и взрослых.
Педагогам важно учитывать личностные особенности и потребности юного дарования. Поможет в этом:
индивидуализация и дифференциация обучения;
разнообразные внеурочные занятия;
эмоциональная поддержка юного гения;
создание условий для самостоятельной работы одаренного ученика;
объективная оценка его собственных достижений, без сравнения с другими, менее талантливыми детьми;
свободный выбор дополнительных образовательных услуг;
работа в небольших группах;
проектная деятельность, которая задействует разные способности ребят, пробуждает интерес, развивает;
уважение к личности маленького умника и терпимость по отношению к нему.
Вопрос 1. Особенности личности одаренного ребенка
Хотя все одаренные дети являются разными – по темпераменту, интересам, воспитанию и, соответственно, по личностным проявлениям — тем не менее, существуют общие особенности личности, характеризующие большинство одаренных детей и подростков
Наиболее важной характеристикой личности детей с проявлениями одаренности является особая система ценностей, личностных приоритетов, важнейшее место в которой занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности. Для значительной части одаренных детей характерен так называемый перфекционизм, то есть стремление добиться совершенства в выполнении деятельности. Иногда ребенок часами переделывает уже законченную, добиваясь одному ему известного совершенства
Иногда ребенок часами переделывает уже законченную, добиваясь одному ему известного совершенства.
Хотя в целом эта характеристика носит позитивный характер, в будущем превращаясь в залог высокого уровня профессиональных достижений, от учителя и психолога, тем не менее, требуется ввести такую требовательность в разумные рамки. В противном случае это качество превращается в своего рода “самоедство”, в невозможность довести работу до конца. Свои особенности у одаренных детей имеет самооценка, характеризующая представление ребенка о своих силах и возможностях. Вполне закономерен тот факт, что самооценка у этих детей и подростков весьма высокая, однако иногда, у особо эмоциональных детей, самооценка отличается известной противоречивостью, нестабильностью – от очень высокой самооценки в одних случаях ребенок бросается в другую крайность в других, считая, что он ничего не может и не умеет. И те, и другие дети нуждаются в коррекционной работе и в психологической поддержке.
Очень важной особенностью личности ребенка, проявляющего признаки одаренности, является так называемый внутренний локус контроля, то есть принятие на себя ответственности за результаты своей деятельности (а в дальнейшем и за все происходящее с ним). Как правило, такой ребенок считает, что именно в нем самом кроется причина его удач и неудач. Эта черта одаренного ребенка, с одной стороны, помогает ему справляться с возможными периодами неуспеха и является важнейшим фактором поступательного развития его незаурядных способностей
С другой стороны, эта же черта ведет к не всегда обоснованному чувству вины, самобичеванию, иногда даже к депрессивным состояниям
Эта черта одаренного ребенка, с одной стороны, помогает ему справляться с возможными периодами неуспеха и является важнейшим фактором поступательного развития его незаурядных способностей. С другой стороны, эта же черта ведет к не всегда обоснованному чувству вины, самобичеванию, иногда даже к депрессивным состояниям.
У многих одаренных детей наблюдается повышенная впечатлительность и связанная с ней особая эмоциональная чувствительность, которая проявляется в самых разных формах: события, не слишком значительные для более обычных детей, становятся для этих детей источником самых ярких, иногда даже меняющих всю жизнь ребенка, переживаний. Повышенная эмоциональность в некоторых случаях проявляется в склонности к бурным аффектам. В других же случаях она носит скрытый, внутренний характер, обнаруживая себя в излишней застенчивости в общении, трудностях засыпания, а иногда и некоторых психосоматических заболеваниях.
Одна из основных личностных характеристик детей и подростков с повышенными творческими возможностями – независимость (автономность): трудность, а иногда и невозможность действовать, думать и поступать так, как большинство. Дети с творческими возможностями, в какой бы области деятельности ни проявлялась их одаренность, мало, сравнительно с другими людьми, ориентируются на общее мнение, на сложившийся принцип, на устоявшиеся правила. Хотя эта личностная характеристика помогает им в деятельности и даже в определенном смысле формирует сами творческие возможности, тем не менее, именно она делает их неудобными для окружающих. Одаренные дети этого типа ведут себя менее предсказуемо, чем этого хотелось бы окружающим, что приводит иногда к конфликтам.
В целом, видимо, можно говорить об определенной неконформности ярко одаренных, творческих детей. Это, возможно, одна из причин несоблюдения ими социальных норм и требований коллектива.
Определение одаренности и ее особенности
Каждый детский возрастной этап отличается определенными условиями для формирования способностей. Но также с возрастом дети теряют одаренность, если они не стали начинать ее развитие. Поэтому если не увидеть особенного ребенка своевременно, то так можно и не успеть помочь ему в развитии той способности, которую дала природа.
Многие могут путать 2 совершенно разных термина — одаренность и обученность. Это является довольно грубой ошибкой, поскольку одаренный ребенок, если своевременно начнет развитие собственных способностей, сможет достичь намного больше, чем дети, которые просто отлично обучены.
Особенности одаренного ребенка
Чем отличается одаренный ученик от способного и образованного? Мотивацией. Одаренным воспитанникам интересно содержание, а не оценки. Они легко признаются в том, что чего-то не понимают, не боятся пробовать и проигрывать. Им интересен сам процесс обучения, поиск ответов на вопросы.
Не существует единого портрета одаренного ребенка. Однако принято выделять гармоничный тип одаренного и дисгармоничный. Рассмотрим их подробнее.
Гармоничный тип развития
Физическое, психическое, интеллектуальное развитие гармонично сочетается, соответствует друг другу. При этом физическое, психическое и интеллектуальное развитие соответствует личностному развитию. Такие индивиды быстро адаптируются к школе, показывают одинаковые успехи по всем предметам. Во взрослой жизни они быстро и легко находят свое призвание, легко сходятся с другими людьми.
Особенности одаренных личностей с гармоничным типом развития:
- творческая активность;
- склонность выражать свои идеи, мнение и отстаивать его;
- использование инновационных методов, выход за рамки требований задания;
- высокий уровень самоорганизации, саморегуляции;
- высокий уровень самостоятельности, в том числе при выборе заданий, выполнении новых заданий;
- познавательная мотивация и активность выше, а деятельность продуктивнее, если педагоги, родители не мешают своей помощью, советами;
- повышенная любознательность;
- перфекционизм (без контроля педагогов, родителей, психологов превращается в самоедство, неспособность закончить начатое);
- интерес к проблемам, познавательная мотивация, которая не снижается даже при встрече с трудностями;
- независимость от мнения других;
- непосредственность и непредсказуемость.
Таким ученикам нужно давать свободу, поощрять инициативность и самостоятельность. Они сами выбирают программу обучения, предметы для углубленного изучения, дополнительные занятия. Как и другим, им нужен наставник, но именно наставник, а не учитель. Такие педагоги должны обладать другим уровнем знаний, умений и навыков. Они не только должны быть в состоянии сами ответить на каверзные вопросы ученика, но и помочь ему освоить методы самообразования. Научить поиску информации через исследования, интернет, общение с другими людьми.
Дисгармоничный тип
Со стороны такие ученики похожи на детей с задержкой развития или на детей с ускоренным развитием. Специфика в том, что их развитие происходит неравномерно. То есть выдающиеся способности в чем-то одном сочетаются с сильнейшей инфантильностью в другом. Например, высокий интеллект сочетается с бытовой инфантильностью. Или ребенок не умеет читать, но отличается творческими способностями в рисовании. Или он обладает высокими интеллектуальными, творческими способностями, но совершенно незрелый психически, конфликтный, не может адаптироваться, отличается психической нестабильностью. Такие дети попадают в группу риска, сталкиваются с психологическими, психосоматическими и психопатологическими проблемами. Их жизнь нельзя назвать легкой и беззаботной.
Характеристика личности с дисгармоничным типом развития:
- интеллектуальные и творческие способности заметно опережают эмоциональное, физическое, социальное развитие;
- ярко выраженная дифференциация интересов, отвечающая выраженным способностям;
- доминирование личных интересов в системе ценностей, притом интерес и ценность представляет конкретный вид деятельности, это похоже на одержимость;
- завышенная или нестабильная самооценка (то завышенная, то заниженная);
- перфекционизм и чрезмерно высокая требовательность к себе, которая приводит к неудовлетворенности собой;
- склонность ставить недостижимые цели, расстраиваться из-за неудач;
- повышенная впечатлительность и чувствительность;
- повышенное чувство ответственности, которое приводит к самобичеванию, чувству вины, депрессиям;
- повышенная возбудимость, склонность к аффектам;
- стеснительность и замкнутость;
- предрасположенность к психосоматическим заболеваниям;
- одержимость той деятельностью, к которой есть способности, и которая легко получается;
- недостаток саморегуляции, волевых качеств для организации другой деятельности;
- избегание занятий спортом;
- успешнее усваивают и воспроизводят знания, нежеле придумывают что-то инновационное, но при подходящих условиях обучения эта проблема решается.
Дети с дисгармоничным развитием склонны к истерическим и инфантильным реакциям. Например, они могут остро отреагировать на критику, замечание. Такие дети часто оказываются в конфликтах с учителями, одноклассниками.