Фаза интеграции
По окончании игровой фазы в фазе интеграции должно быть достигнуто рациональное осмысление полученного опыта. Здесь члены группы демонстрируют чувственное участие в играх (в том числе и играх протагонистов). Они, например, вкратце сообщают о похожих событиях из своей собственной биографии, воспоминания о которых были актуализированы игрой. Чувственные реакции в группе возникают тогда, когда протагонист что-либо делает совместно с группой.
В обратной связи протагонист и его партнеры по игре сообщают о переживаниях и опыте, которые они получили в игре в различных ролях (пассивные участники группы также могут сообщать о ролях, с которыми они чувствовали идентификацию во время игры, давая так называемую идентификационную обратную связь.
Сменой ролей и, в особенности, обратной связью участвовавшие в игре члены группы открывают протагонисту новые самые разнообразные точки зрения, новые пласты проблемы
Чтобы не лишиться этого важного фактора успеха психодрамы, руководитель должен следить за тем, чтобы обратная связь была конкретной, описательной и достаточно ясной, а не общей, оценивающей, интерпретирующей и отыскивающей мотивы
Методы психодрамы:
- отображение;
- метод двойника;
- монолог;
- обмен ролями.
Отображение
Оно основано на донесении протагонисту (участнику психодрамы) обратной связи, то есть того, как его воспринимают другие. Метод заключается в том, что другие участники примеряют на себя роль протагониста, его переживания, его мысли и поступки. Сам протагонист наблюдает за этим со стороны, абстрагировавшись от субъективного личного восприятия своей проблемы.
Метод двойника
Один из участников берет на себя роль протагониста. Он слушает монолог протагониста, вникает в его эмоциональное состояние, заражается его настроением и готов в любой момент «подхватить» роль и выйти на первый план, дублируя главного героя. «Двойник» может быть в разных вариантах: ироничным, откровенным, активным, скептичным и пр.
Фото Duy Pham on Unsplash
Монолог
Выражается в том, что протагонист говорит о своей актуальной проблеме перед группой, пытается донести до них ее смысл, и то, что он переживает в этот момент. Попутно он может вытащить наружу запутанный клубок своих мыслей и привести их в логическое повествование. Это помогает ему самому разобраться в проблеме, упорядочить свои мысли. Также он следит за реакцией публики.
Обмен ролями
Этот метод помогает участникам лучше понимать не только себя, но и своих окружающих. Учит их ставить себя на место собеседника, развивать эмпатию и открыто выражать свои чувства.
Психодрама на сегодняшний день имеет очень много вариаций этих методов, в каждой школе есть свои уникальные техники. Это направление в психологии активно развивается, трансформируется и каждая встреча группы – это уникальный набор методик, отличающихся своей спонтанностью и разнообразием.
Юнгианская психотерапия: сказки и культурология
Юнгианская психотерапия — это сказки, сны, мифы, притчи и даже картины, которые клиент придумывает, записывает, рисует, вспоминает и обсуждает с психотерапевтом. Все, что имеет сюжет и идею, годится в качестве материала здесь. Терапевт выступает не как лечащий врач, а, скорее, как партнер клиента, его «спутник на пути».
По мнению основателя этого направления Карла Густава Юнга — швейцарского психиатра и оппонента Фрейда, — в норме бессознательное существует в состоянии равновесия и может мобилизовать комплексы, если это равновесие нарушается. Комплексы в юнгианской трактовке несут в себе эмоциональный заряд и обычно вытесняются из области сознания, однако могут проявиться в снах, воспоминаниях, эмоциях, инстинктивных импульсах, фантазиях и поведении. Вот почему юнгианские психотерапевты обычно обладают глубокими знаниями в области культурологии, которые позволяют им разобраться в смысле рассказов своего клиента. Юнгианский подход дает человеку возможность работать с образами, распознавая через них свои проблемы и комплексы и устанавливая над ними контроль.
Как и психоанализ, юнгианский подход не приносит результатов. Тем не менее такой метод позволяет хорошо разобраться в системах отношений, научиться правильно понимать и интерпретировать различные явления, развить собственную индивидуальность и стать более целостной личностью.
С чего все началось
Фото автора Pamela Araujo: Pexels
Знаменитый психолог Якоба Леви Морено однажды заметил, что дети в игре выражают свои реальные фантазии и желания. Тогда он задумался, а способны ли на это взрослые? И будут ли результаты такой игры полезны в психотерапии. Тогда он провел эксперимент «спонтанного театра». Эксперимент оказался успешным.
После чего Морено его долго совершенствовал и ввел как один из основных методов психотерапии, основав тем самым новое направление в психологии, которое до сих пор не теряет своей актуальности. Сейчас в психодраме выделяют множество направлений.
Это и куклодрама (выражение действия с помощью кукол), и социодрама (разыгрывание ситуации в реально существующей стабильной группе, например рабочего коллектив или школьный класс), биодрама (участники примеряют на себя роль животных), монодрама и многое другое.
Гештальт-терапия
В гештальт-терапии считается, что человек и все, что его окружает, – это единая система. События в его жизни – это гештальты. Каждый гештальт должен быть завершен. Если гештальт не завершен (не закрыт), это приносит дискомфорт, неудовлетворенность своей жизнью, тревогу, беспокойство и т. д.
В процессе работы при поддержке специалиста клиент учится работать с тем, что он чувствует и переживает в настоящее время. Выполняя специальные упражнения, клиент проживает внутренние противоречия, анализируя эмоции и телесные ощущения. Успешно прорабатываются непрожитые чувства, незавершенные ситуации (гештальты), клиент учится ответственности за свою жизнь.
Гештальт-терапия подходит для работы со страхами, тревогами, апатичным состоянием, помогает справиться с агрессией, разобраться в прошлом, наладить контакт с окружающими. Этот подход рекомендован для использования в работе с детьми и подростками.
Структура психодрамы
Основатель метода выделял три главных компонента успешной социодрамы: теория ролей, теория спонтанности, социометрия. Давайте рассмотри каждый из них подробнее.
Теория ролей
В теории психодрамы роль – это:
- привычное поведение человека;
- опыт, состоящий из личных, общественных и культурных элементов;
- форма поведения, функционирования, которую человек принимает в конкретный момент времени в ответ на определенную ситуацию.
Люди и в реальной жизни играют множество ролей. Морено разделил их на категории:
- Психосоматические: все, что связано с телом. Например, роль человека, поедающего пищу.
- Психические: все, что определяет эмоции и состояния. Например, роль страдальца.
- Социальные роли. Характеризуют поведение человека в отношениях с другими людьми.
- Интегративные роли. Подразумевают все, что находится на духовном, надындивидуальном уровне. Например, роль любящего человека, верующего, создающего.
В норме человек играет каждую из названных ролей. Меняется только соотношение и выраженность ролей. Но развиваются они постепенно, вместе с развитием человека. Скачки с одного уровня на другой вызывают личностные деформации, патологии.
Некоторые роли консервируются и становятся стереотипным для личности поведением.
Теория спонтанности
Креативность, реакция на новые условия или новая реакция на старые ситуации. Это энергетический порыв, который или выходит, или подавляется. Психодрама учит конструктивному выражению спонтанности и контролю над ней. Речь идет о творчестве во всех его проявлениях, в том числе творческом подходе к жизни.
Социометрия
Метод определения характера взаимоотношений в группе, симпатий и антипатий. Результат обследования – социограмма, или психологический портрет группы. Подробнее о методе социометрии читайте в статье «Социометрия как метод в психологии».
Телесно-ориентированная психотерапия: работа с материей
Сегодня это направление психотерапии представляет собой целый букет методик, которые часто используются в комбинациях. Они подходят людям, которые столкнулись с нарушениями схемы тела, неврозами и другими проявлениями психологических проблем через физическое состояние. В основе любой телесно-ориентированной психотерапии лежат процедуры телесного контакта. Основным здесь считается понятие мускульного панциря или системы мышечных «зажимов» — плотных областей сжатия в мышцах, которые не расслабляются в покое. Такие области могут наблюдаться по всему телу, начиная с головы и лица и заканчивая тазом. По мнению основателя методики Вильгельма Райха — ученика Зигмунда Фрейда, со временем отошедшего от психоанализа, — они создаются в качестве защиты от нежелательного беспокойства, тревоги, страха, слез, гнева, крика, злости, страстности и возбуждения.
Для того чтобы проработать «зажимы», используются самые разные методы: массаж, упражнения, дыхательные практики и танатотерапия — практика, основанная на максимальном расслаблении мускулатуры. Однако любая телесно-ориентированная психотерапия направлена на «разжимание» подавленных чувств, осознание тела и эмоциональное реагирование. Она позволяет вновь вывести на сцену проблемы и травмы, которые раньше были вытеснены в область бессознательного, и проработать их. Однако такая психотерапия зачастую позволяет не столько провести анализ травмы, сколько восстановить с ней связь и освободиться от чувств, подавлявшихся годами. Из-за этого специалисты рекомендуют чередовать сеансы телесно-ориентированной и аналитической психотерапии. В противном случае — без осознания и связанных с ним психологических изменений — результаты проделанной работы могут оказаться краткосрочными.
Иконки: 1) A.M. Briganti, 2), 3), 4), 6) ,8) Luis Prado, 7) jon trillana.
Общие положения и понятия психодрамы
Основоположником этого направления в психотерапии является Якоб Морено, который известный также как создатель методики социометрии и групповой психотерапии. Зародился этот метод в 20-х годах XX века и до сих пор пользуется популярностью у многих ведущих специалистов современного мира.
Принципиальным отличием психодрамы от обычного театрального представления выступает отсутствие границ в импровизации и выборе роли, а также отсутствие заранее известной схемы развития событий и финала.
Участники психодрамы сами выбирают себе роли, таким образом эмоционально присоединяясь к своему персонажу, пропуская через себя происходящее. Роль, так или иначе, цепляет глубинные проблемы личности, которые в процессе игры не так болезненно переживаются. Это метод позволяет взглянуть на себя «со стороны», посмотреть на свои переживания беспристрастно, быстрее найти внешнее решение внутренней проблемы.
В рамках одного драматического этюда рассматривается одна реальная проблема одного из участников группы, роли соответствуют значимым для данного участника личностям, с которыми нарушен вербальный контакт. Таким образом, участники, ознакомившись с предложенной проблемой, выбирают себе роль в ее рамках.
При сюжетно-ролевой игре происходит более четкое осознание переживания, к которому присоединяются все участники группы. Роли задаются и исполняются таким образом, чтобы способствовать наиболее быстрому выходу из проблемы.
Также одним из важных аспектов психодрамы является коррекция вербального поведения личности, которая протекает наиболее эффективно в рамках групповой терапии. Неэффективные способы общения замещаются на более приемлемые, изменяются и стратегии поведения посредством исполнения роли.
Основными понятиями в групповой психодраме являются:
- Выбор роли и ролевая игра . Участник психодрамы может выбрать любую роль, независимо от того, какой она будет — положительной или отрицательной. Самым важным является выявление в процессе ролевой игры материала, с которым потом можно работать, корректируя и изменяя его.
- Отсутствие чёткого сценария, спонтанность поведения . Это одно из важных требований к развитию психодраматического действия. Именно спонтанность даёт возможность проявить себя как личность во всём своём многообразии образов и переживаний.
- Теле . Данный термин объединяет два понятия и выражает эмоциональное присоединение чувств и переживаний к личности психотерапевта, перенос значимых отношений на психотерапевта, а также контрперенос — обратное явление переносу, когда психотерапевт присоединяется, вовлекается в переживания клиента.
- Осознание, озарение . Так называемый катарсис присутствует в психотерапии как главный маркер того, что решение проблемы найдено или же клиент будет более рассудительно относиться к ситуации решения, так как инсайт — это внутреннее переживание, вышедшее во вне и осознанное клиентом. Достижение катарсиса всеми членами группы (первичный эффект), а также активными зрителями (вторичный эффект) — главная цель работы по методу психодрамы.
Обратите внимание! Стоит отличать театрализованную игру по заранее известному сценарию от психодрамы, которая посредством ролевой игры приводит к лечебному психотерапевтическому эффекту, не травмируя личность участника групповой психотерапии, а позволяя духовно раскрыться в процессе творчества
Основные методы психодрамы
Психодрама – это терапия, имеющая многочисленные вариации, и ее основными методами считаются: метод двойника, отображение, монолог, обмен ролями.
Двойник
В чем принцип методики? Один из участников группы, которого выбирают остальные, либо сама протагонист, либо психолог, становится дублером «главного героя». Он внимательно анализирует его монолог, готовясь в любую секунду подхватить, продолжив вместо него поиск решения проблемы, когда тот начнет погружаться в нее. У этого метода имеется вариация: двойник пытается досказать за главного героя то, что «осталось за кадром».
Этот метод предполагает способности к эмпатийному взаимопониманию с протагонистом, и умение идентифицировать его с собой. При психодраме регулярно меняются двойники и протагонисты, чтобы каждый примерил на себя разные роли.
Допускается участие других членов группы, выступающих как вспомогательные Я – они дополняют то, что было не высказано двойником и главным героем.
Важно понимать: двойник не может выступать от своего лица – он должен почувствовать в себе протагониста, его внутренний голос. Поощряются разные типы двойников – ироничные, скептики, активные, откровенные и прочие
Разнообразие характеров позволит всем участникам процесса увидеть со стороны не только чувства главного героя, но и собственные. Представители подавляющего большинства видов психотерапии полагают, что залогом психического здоровья является разностороннее восприятие собственной личности, окружающих и общей действительности.
Отображение
Метод подразумевает механизм обратной связи. Протагонист начинает наблюдать за тем, как его изображают прочие члены группы. Он видит себя глазами других – это дает ему более полное мнение о себе, внести некоторую коррекцию в привычное мировоззрение, поведение.
Монолог
Высказывания главного героя и его вспомогательных Я. Монолог звучит на важную для протагониста тему. Он пытается ее в полной мере донести до слушателей, попутно вновь ее осмысливая. Анализируя реакцию группы, он находит в волнующем вопросе новые важные грани.
Обмен ролями
В психодраме случается обмен ролями. Клиент может быть двойником, протагонистом, вспомогательным Я. Так он учится анализировать происходящее вокруг, лучше понимать остальных, и себя.
Методики разделяются условно, ведь в каждой из них общие элементы сочетаются – просто в разных соотношениях. Опытному руководителю группы удачно удастся скомбинировать их, вовремя почувствовав момент для удачной замены.
Кратко рассмотрим некоторые иные методы, применяющиеся в психодраме.
Беседы при свечах
Главный герой становится спиной к группе, прислушиваясь, как прочие члены группы обсуждают его поведение, фантазии, мысли.
Элементы психодрамы нашли применение в каждом виде групповой психотерапии. Также терапию успешно используют при лечении алкоголизма, легких и тяжелых нервных расстройств, наркомании, при коррекции поведения.
Техника проведения психодрамы
Хотите подробней узнать о техниках проведения психодрамы? Перед вами описания некоторых из них.
Магазин
Участники группы делят между собой роли продавцов и покупателей, впоследствие разыгрывая сценки конфликтов, ищут методы их разрешения. Берутся классические варианты возможных ссор, либо совсем нетипичные. Участники сами выбирают конфликт. При этой технике клиенту предлагается брать на себя разные роли, взаимодействуя с разными членами группы. Благодаря этому упражнению человек может научиться отстаивать свои интересы, находить компромиссные решения – без этого невозможно без проблем существовать в обществе.
Автобус
Игрокам предстоит образовать внутренний и внешний круг. Изображающие внутренний круг являют собой пассажиров, едущих без билета. Члены внешнего круга – контролеры. Им предстоит начать дискуссию: одни будут оправдываться, другие – стыдить, угрожать, входить в положение. Диалог даст возможность проявить свои индивидуальные особенности. После игры участники приступают к анализу собственного поведения и друг друга.
Предпочтительней, чтоб партнеры периодически менялись – каждому нужно испытать себя в разных ролях, проявить себя. Обратившись к психоаналитику, участники психодрамы, конечно, понимают, что страдают от тех или иных проблем, неуверенности, зажатости. Терапия и упражнения помогают побороть комплексы.
Люди, выступающие в образе безбилетного пассажира, обретают способность преодолевать боязнь перед контролером, доказывать свою позицию. Люди, изображающие контролера, приобретают умение говорить «нет», попадая в неудобное для них положение, сталкиваясь с навязчивыми просьбами. Если же они принимают доводы человека без билета, это говорит о том, что они учатся входить в положение другого, несмотря на предписания.
Семья
Одному из участников психодрамы разыгрывают сценку, естественную для его семьи. Перед этим он распределяет роли среди прочих участников. Упражнение помогает ему увидеть себя со стороны, с иной точки зрения посмотреть на ситуацию в семье, на их отдельных членов. После того, как игра подходит к концу, участники традиционно начинают ее обсуждение.
Монолог с двойником
Главный герой оказывается в центре круга, стараясь наиболее точно проанализировать и передать прочим жестами и фразами мысли и ощущения, которые он в настоящий момент испытывает. Спустя некоторое время за его спину становится двойник – он, используя жесты и мимику, сопровождает звучащий рассказ. Каждому члену группы рекомендуется применить на себя, как первую, так и вторую роль. Традиционно сцена завершается обсуждением произошедшего. Группа обсуждает, насколько понятно протагонист выразил свои эмоции, и сумел ли двойник понять их и правильно донести.
Это упражнение и его последующее обсуждение очень полезно – участники, включая зрителей, приобретают способность выражать и понимать свои и чужие эмоции
Осваивается важное условие саморазвития, приобретаются новые навыки общения
Методики периодически могут повторяться на следующих встречах с терапевтом. Не все участники сразу же способны понять собственные роли, вникнуть в позицию сценариста. Если вы испытываете скованность, зажатость, не можете до конца проанализировать, что именно испытываете, и чего ждете от себя и окружающих – психодрама сумеет вам помочь, высвободить чувства и эмоции, о которых вы могли даже не подозревать. Подходит для всех возрастов.
Изменение отношений, существующих в группе
Если возникает несколько поводов для игр протагонистов, то имеет смысл предпринять предварительную игру с кандидатами, причем в нее включаются и другие члены группы. В случае необходимости можно осуществлять голосование. При этом часто обнаруживается, что протагонист, имевший латентную тему для групповой работы, легче обнаруживает свое желание играть, поскольку видит резонанс и интерес группы. В выборе протагонистом партнеров по игре также часто проявляются актуальные отношения протагониста к этим членам группы, которые тоже можно изменять в ходе игры.
Существуют следующие возможности преодоления конфликтов в группе:
- вербальное разъяснение (партнеры садятся на стулья друг напротив друга);
- смена ролей (контрагенты представляют роль противоположной стороны);
- игра секундантов (контрагенты выбирают одного или нескольких членов группы, которые будут совместно с ними вести переговоры).
Поскольку в игре вообще больше всего получает протагонист, который в ней активно занимается своей собственной проблематикой, то другие члены группы могут и должны перейти от пассивной позиции наблюдателей к идентификации с сильным эмоциональным участием.
Виды и задачи психотерапия
По сути, психотерапия – это беседа, в процессе которой профессиональный психолог/психотерапевт помогает клиенту в осознании и решении своих проблем. Это эффективный метод восстановления душевного здоровья, который рассматривает пациента в целом, изучает его сущность и использует в каждом случае индивидуальный подход.
Целью работы психотерапевта будет выявить, вытащить на поверхность и победить все источники проблем, которые мешают человеку жить. При этом специалист не навязывает свою точку зрения, а лишь помогает клиенту найти пути к гармоничному существованию, используя разные виды и методы психотерапевтических тактик.
Сегодня существует множество видов психотерапии, и какую именно методику применить – решает психотерапевт. Самые распространенные техники – это когнитивно-поведенческая терапия, психоаналитика, реконструктивно-личностная, телесная, рациональная, групповая, системная семейная психотерапия, нейропсихология, арт-терапия, психодрама, гештальт-терапия, техники гипноза, экзистенциальная психотерапия. При выборе методики, психотерапевт опирается на индивидуальный подход, учитывает особенности личности, клиническую картину недомогания и свои возможности.
Если вы интересуетесь современными направлениями в психотерапии и желаете полноценно изучить психотерапевтические методы воздействия на эмоциональное состояние человека, получайте образование психолога/психотерапевта на наших курсах:
Во время своих сеансов психотерапевт решает следующие задачи:
- помощь пациенту в понимании своих проблем;
- создание комфортной среды в процессе консультаций;
- применение результативных терапевтических методик для коррекции психологических убеждений и реакций;
- подача клиенту маршрутов для поиска ответов на свои вопросы;
- помощь в адаптации к окружающему миру при новом мышлении и поведении.
Цели и особенности социодрамы
В качестве целей социодрамы как психотерапевтической техники выступает постижение глубинного смысла обстоятельств, где действия совершает группа в процессе осознания вероятных внутригрупповых конфликтов. Социодрама представляет собой разновидность психодрамы, но между ними есть значимая разница.
Видным американским психодраматистом Кеном Спрагом эти 2 направления описывались как разные, поскольку субъект социодрамы представлен группой (несколькими протагонистами, например, партнеры в семье). Социометрический разогрев в этом случае отражает то, что здесь и сейчас представляет собой групповую проблему.
Целью социодрамы автор считал обучение и действия, сконцентрированные на креативных (творческих) изменений. Напротив, психодрама рассматривает основу проблемы, ее корень
Этим она отличается от социодрамы, которая больше заостряет внимание не на корне, а на «почве», где происходит видоизменение, деформация и формирование групповых корней
Существует несколько отдельных характеристик социодрамы:
- Нет сценария и обязательных ролей;
- Не существует режиссёра, который оказывает воздействие на ход действия, а есть лишь социодраматург, который помогает ситуации раскрыться во всей красе;
- Происходит развитие, взаимодействие ролей, в связи с чем они становятся более контролируемыми;
- Не происходит закрепление ролей за конкретными исполнителями, поскольку каждый актер сам определяет роль, которую будет играть;
- Существование 2 и более протагонистов;
- Отсутствие стремления к фактической достоверности, при этом каждый участник имеет право потребовать прекращения развития действия, если оно приносит ему страдания;
- Ситуация нейтральна, не призвана поддерживать какого-либо субъекта (группу);
- Социодраматург вправе спровоцировать игру с целью более полного раскрытия роли каждого участника.
В состав социодрамы входят три обязательные стадии: разогрев, действие и сохранение. На первой из них используют техники, которые помогают провести активизацию жизненной ситуации. На этапе «действие» производится инсценировка событий, приводящих к катарсису и инсайту.
При осуществлении последнего этапа участники делятся своими чувствами, прожитыми в процессе игры. Они рассказывают, что чувствуют и снимают с себя прожитые роли. Во время описаний зрители могут по-другому начать видеть ситуацию.
Таким образом, социодрама включает в себя все события, выражая отношения между разными реальностями. Она помогает определить все варианты взаимодействия с достижением компромисса или возможного примирения. Этот метод помогает взаимодействовать друг с другом и не исключает друг друга. Он способен дополнять и обогащать, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Принципы психодрамы:
- выражение с помощью игры себя истинного;
- спонтанность, то есть естественные реакции и восприятие;
- отсутствие сценария или рамок;
Психодрама. Эффективный метод групповой психотерапии.
- эмпатичное восприятие между всеми участниками;
- познание через действие.
Психодрама всегда проводится в группе, которая разделяется по количеству участников, либо по определенным признакам (например, женские и мужские), также бывают закрытые группы – семья, класс, супружеская пара. То есть это не сугубо «семейный» вариант: его можно практиковать, например, в рабочем коллективе, если ты и твои коллеги не против.
Все зависит от того, какие цели преследует психодрама. Целью может быть выявление проблемы в конкретном коллективе, или для одного человека и его внутренней проблемы. Целью может быть даже конкретная проблема, решение которой касается всех участников.
Время сеанса тоже может быть различным: от 20 минут до 4 часов. Однако оптимальным считается сеанс в 50 минут. Слишком короткий сеанс может не вместить в себя все этапы психодрамы, а слишком длинный может привести к упадку сил и внутреннему выгоранию, а тебе это не нужно, поэтому внимательнее относись к организации и проведение сеанса.
Гипноз
Человек способен к гипнотическому непроизвольному трансу, когда психика наиболее открыта и готова к положительным изменениям. Эту способность используют в своей практике специалисты по гипнозу. Сам гипноз может подразделяться на директивный (классический) и «мягкий», недирективный (эриксоновский гипноз).
Терапевт вводит клиента в состояние глубокой расслабленности, измененного состояния, в котором снимаются барьеры и негативные установки, разум может беспрепятственно принимать новые возможности, находить решения беспокоящих проблем.
Гипноз поможет тем, кто хочет избавиться от стресса, тревожности, фобий, вредных привычек, при решении конкретных проблем.
Общие вопросы
1.1. Психодрама — это что?
Психодрама — один из современных методов психотерапии, успевший хорошо зарекомендовать себя за 95 лет своего развития. Психодрама используется в групповой и индивидуальной психотерапии, в психологическом консультировании, в работе с детьми и подростками, в группах обучения коммуникативным навыкам и т. д.
Создатель метода Дж. Л. Морено определял психодраму как «исследование внутреннего мира и социальных отношений человека средствами ролевой игры». В психодраме схематично разыгрываются разнообразные сцены и ситуации, которые отражают либо фрагменты из реальной жизни человека, либо его внутренний мир. Это позволяет исследовать сложности человека как во внешнем, так и во внутреннем мире и находить им конструктивные решения. Психодраматическая игра выступает средством восстановления и соединения телесных, эмоциональных и интеллектуальных потребностей человека, возвращая психике открытость, спонтанность и целостность.
1.2. Как в психодраме происходит психотерапия?
Психодраматическая работа обычно включает в себя разыгрывание разнообразных сцен и ситуаций. Это немного похоже на детскую игру, опыт которой есть у всех людей. Разыгрывание обычно имеет достаточно «схематичный» вид, минимально достаточный для того, чтобы увидеть модель поведения клиента, вызвать переживания или понять структуру ситуации. В группе обычно разыгрывание происходит с помощью других людей, а в индивидуальной терапии — с помощью стульев, предметов и терапевта.
Такое разыгрывание часто дает возможность быстрее понять проблемную ситуацию и освоить новые способы поведения в ней, чем классическая терапевтическая беседа.
Но в то же время будет неверно считать, что психодрама состоит только из разыгрывания сцен. Например, в индивидуальной работе обычно основное время отдается терапевтической беседе, а психодраматическое действие занимает 10–15 минут, и то не всегда, а когда клиент видит в нем пользу.
1.3. Почему психодрама так странно называется?
Слово «психодрама» происходит от греческих слов psyche — душа и drama — действие. Но для русского языка название «психодрама» оказалось не слишком точным — оно вызывает не соответствующие реальности ассоциации с «драмой» и театром.
По своей сути психодрама — это интегративная психотерапия, которая построена на анализе действий (а не мыслей) и направлена на получение нового коммуникативного, эмоционального и рефлексивного опыта.
А более точным переводом на русский язык могли бы быть словосочетания «терапия действием» или «терапия психических процессов».
1.4. Какие бывают психодраматические группы?
По своим задачам группы можно условно разделить на терапевтические, учебные и демонстрационные.
Группы бывают очень разными по продолжительности, в диапазоне от двухчасовой однократной встречи до серии занятий в течение нескольких лет.
Они могут быть открытыми и закрытыми. В закрытые группы не включают новых участников, когда группа уже начала работать.
Иногда у группы бывает какая-то конкретная тематика, но чаще группы работают по актуальным запросам участников.
Группы могут отличаться по формам работы: например, один ведущий может делать индивидуальные психодраматические работы с каждым участником группы, другой предпочитает групповые формы работы.
Ведущий может соединять психодраму с другими подходами, например, использовать тренинговые элементы в своей работе или элементы арт-терапии.
Таким образом, всех возможных вариаций — огромное количество.
1.5. Насколько распространена психодрама?
Мне кажется, лучше всего ответить на этот вопрос, приведя статистику по сайту www.psihodrama.ru
За период лето 2008 — лето 2011 г. на сайте было объявлено 220 коротких и длинных психодраматических групп в 18 городах. Из них 3/4 пришлось на Москву. И нужно понимать, что это число — это примерно половина всех существующих групп, т. к. есть группы, не объявленные в общем пространстве, которые делаются психодраматистами внутри разных государственных и негосударственных организаций.