Психиатр для ребенка: не упустите момент!

Почему не нужно бояться психиатров

Далеко не все ужасы о психиатрии выдуманы: в XX веке в СССР действительно могли отправить «в дурку» человека, который разорвал партбилет, в США тысячам больных сделали лоботомию, а в Канаде ставили опыты на беспомощных пациентах. Современная психиатрия стала вполне демократичной и не ставит целью «причинять здоровье» насильно: до тех пор, пока вы не совершите преступление, ваше душевное здоровье — это только ваша проблема (и ваших близких).

Отечественные больницы пока отстают от европейских по уровню гуманизма, но в общем движутся в том же направлении, что и весь цивилизованный мир. Например, в Москве открывают психиатрические отделения при обычных поликлиниках, чтобы преодолеть устаревшую привычку изолировать душевнобольных, в поликлиниках можно записаться к психотерапевту, а главный психиатр города выступает на конференциях наравне с пациентами.

Невролог

Несмотря на ассоциацию с нервами, которые мотают и треплют, врач-невролог имеет весьма косвенное отношение к психологическому состоянию человека. В его ведении находится нервная система организма.

Невролог окончил высшее медицинское учреждение с двумя годами ординатуры по своей отрасли и знает все о строении спинного и головного мозга, механизме работы нервных волокон, патологических состояниях, возникающих в результате их нарушений.

В силу своей специальности этот врач сталкивается с инсультами, энцефалитами, мозговыми опухолями, невралгиями и остеохондрозами. Без него не обходятся курсы реабилитации после операций на мозге и переломов позвоночника. Если человек жалуется на беспричинное головокружение, его обязательно направят к неврологу, но справиться с депрессией или неврозом помогут в другом кабинете.

Когда обратиться к врачу?

Поводом обращения за помощью к логопеду должны стать любые признаки дислексии. Большинство детей осваивают чтение в детском саду или в начальных классах школы, в то время как дети с дислексией часто не могут постичь азов чтения к этому времени. Огрехи в чтении в более раннем возрасте могут быть нормой.

Важно не только выявить проблему, но и дифференцировать ее

Грамматические ошибки и неправильное произношение слов при чтении могут восприниматься взрослыми как нежелание учиться, недостаточное внимание к обучению или проявление низких интеллектуальных способностей

Важно пройти соответствующую диагностику как можно быстрее, поскольку чем раньше будет начата коррекция с использованием особых, специализированных условий обучения, тем меньше сложностей будет испытывать ребенок в будущем

Что делать, если у ребенка есть признаки дислексии

Важным аспектом коррекции является создание специальных условий обучения для детей с дислексией. В России это может быть реализовано при помощи специальных индивидуальных программ в школе и дополнительных занятий с логопедом, которые должны организовываться на бесплатной основе . При необходимости родители совместно с образовательным учреждением могут принять решение о необходимости семейного обучения на дому. 

Если у ребенка есть проблемы с успеваемостью, ему трудно читать и запоминать новую информацию, родителям следует: 

1. Обратиться к специалистам: 

  • логопеду;
  • психологу;
  • коррекционному педагогу;
  • неврологу.

2. Пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

Она поможет установить, есть ли у ребенка ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), после чего ему будет рекомендован один из вариантов адаптированной программы обучения (5.1 или 5.2).

3. Обратиться в школу, где учится ребенок. Там детям с ОВЗ обязаны предоставлять особые условия обучения:

  • классные занятия по адаптированной программе;
  • занятия с логопедом и психологом (не менее 5 часов в неделю).

К детям с дислексией применяется отдельная, адекватная система оценивания прогресса в обучении. Впоследствии ребенку выдают аттестат стандартного образца. При сдаче ЕГЭ дети с дислексией получают дополнительные 1,5 часа на экзамене.

4. Обратиться в городской центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС-центр). При отсутствии логопеда в школе помощь детям с дислексией должны оказывать специалисты ППМС-центров, при этом справка ПМПК там не требуется.

5. При необходимости обратиться в негосударственные центры психолого-педагогической помощи .

Причины

Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:

  • Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
  • Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
  • Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.

Частные психиатрические клиники

В частной клинике вы не пациент, вы — клиент, так что вас окружат комфортом и вниманием, с вашим мнением будут считаться. У вас будет возможность выбрать врача и лечиться в удобном для вас режиме

Лечиться в такой клинике дорого или очень дорого: от 2000 до 20 000 рублей за сутки — причем цена не всегда гарантирует качество. Как и в любой частной клинике, здесь могут навязчиво предлагать дополнительные услуги (только в острой фазе психического расстройства вы не сможете оценить их необходимость). Так что к выбору частного заведения нужно подойти максимально ответственно, изучить отзывы пациентов и познакомиться с врачом до того, как вам станет плохо. Снабдите нужной информацией ваших близких, чтобы в критический момент они знали, как действовать, и понимали, что из услуг клиники вам действительно нужно, а что — нет.

Диагностика нарушений речи

Диагноз «ЗРР» (задержка речевого развития) могут поставить логопед-дефектолог и детский невролог.

Первый шаг специалистов должен быть направлен на выявление умственной отсталости или аутизма. Если возникли какие-то подозрения, ребенка отправляют на консультацию к психиатру и при подтверждении нарушений начинают лечение.

Если проблема в слухе — назначают консультацию у отоларинголога и сурдолога, который в случае необходимости поможет подобрать подходящий слуховой аппарат.

Невролог может назначить дополнительные обследования:

  • электроэнцефалография (ЭЭГ);
  • ультразвуковая допплерография (УЗДГ);
  • МРТ или КТ головного мозга.

Чтобы поставить диагноз «ЗРР», специалистам будет достаточно выявить у ребенка отставание от норм развития речи. Все остальные исследования призваны исключить более серьезные патологии.

► Но родителям следует помнить, что для постановки диагноза «ЗРР» логопед никогда не ограничивается одним обследованием. Во время первичной диагностики он выносит лишь предварительный диагноз, который подтверждается или опровергается в течение нескольких занятий, где специалист может лично наблюдать за ребенком.

История Питера Уинстона

В ходе исследований было установлено, что довольно часто зрелые люди и дети, страдающие шизофренией, до болезни отличались незаурядными способностями, считались одаренными, сверхразвитыми личностями. Ну как здесь не вспомнить фразу: «Гениальность и безумие идут рука об руку». Кажется, ее автором стал великий Чезаре Ломброзо.

История юного шахматиста Питера Уинстона – яркий тому пример. Питер родился в Нью-Йорке в 1958 году. Его отец преподавал химию в Колумбийском университете, а мать была магистром Педагогического колледжа.

В 1 год и 6 месяцев Питер уже знал алфавит и читал Британскую энциклопедию. В 6 лет его отдали в школу для одаренных детей, где его характеризовали как остроумного и энергичного мальчугана, но с вычурной манерой поведения.

Шахматами он увлекся еще в начальных классах, причем обучился им сам, с подачи отца. Он повторял партии известных шахматистов. Очевидцы рассказывали, что на турнирах во время игры он как будто впадал в транс, а если проигрывал, то впадал в ярость. Его называли гениальным мальчиком. Будучи подростком, он даже получил предложение от известного издательства написать книгу о шахматах. 

Проучившись год в престижной школе Линкольна, он забросил ее. Аргументировал это тем, что устал от этого занудства и «дерьма». Поступил в альтернативную школу, где дети самостоятельно контролировали учебный процесс. Но, когда его любимый учитель уволился, Питер также перестал посещать школу.

В 1972 году в возрасте 14 лет Питер Уинстон сыграл шахматную партию с гроссмейстером Уолтером Шоном Брауном, который носил титул чемпиона Австралии и трехкратного чемпиона США. Питер разгромил оппонента за 37 ходов. Это событие произвело фурор. Впоследствии партию называли просто «Игра».

На юниорском чемпионате США он разделил первое место с фаворитом того сезона, затем на чемпионате мира занял 6 место.

В 17 лет он поступил в колледж, увлекся политикой, а через полгода попал в психиатрическую больницу с психологическим кризом. Здесь ему и был поставлен диагноз шизофрения. В больнице он провел целый год. Его друг утверждал, что не мог узнать Питера. Уинстон твердил, что лекарства нарушают его способность игры в шахматы.

После выписки Питер продолжал участвовать в шахматных турнирах, но проигрывал все партии. Очевидцы говорили, что у него было много выигрышных ходов, но он их пропускал. Из-за его неопрятного вида, несоблюдения гигиены (матери его друга пришлось даже дезинфицировать постельное белье после того, как Питер у них ночевал) некоторые говорили о том, что парень употребляет наркотики. Хотя это мнение было ошибочным.

Друг, посещавший его квартиру, говорил, что Питер жил в ужасных условиях. Сам он выглядел так, как будто не спал несколько ночей, не мылся и не ел. Взгляд был блуждающим. Было видно, что в квартире засиживаются допоздна, играют в карты и шахматы на деньги.

Последний раз Питера видели, когда он посещал семью своего знакомого. Он был не в себе: беспокоен, собирался поехать в Техас на встречу с Уолтером Корном – одним из родоначальников шахмат. Называл его Богом. Затем он ушел, и его больше никто не видел.

Питер Уинстон пропал без вести в 1978 году в возрасте 20 лет. Его так и не нашли. Выдвигается несколько версий его исчезновения, которые, однако, не имеют официального подтверждения. Волшебное исчезновение Питера Уинстона считается одним из таинственных и резонансных событий шахматного мира.

Начальные симптомы шизофрении расплывчаты и неточны. Они становятся не только ее признаками, но и других психических расстройств. Однако альянс апатии, аутизма, странностей поведения, депрессии и патологического мышления дает повод обратиться к специалисту, чтобы не пропустить зарождение болезни.

Государственные психиатрические больницы

Психиатрическая больница — многопрофильное учреждение. На ее базе проводятся научные исследования и экспертизы, поэтому оборудование и уровень подготовки специалистов больницы, как правило, выше. В отличие от ПНД обращаться в больницу необязательно по месту жительства.

Безусловный плюс больницы — относительно умеренная цена (или вовсе бесплатность, если у вас есть направление). В больницах при крупных научных центрах (например, Московский НИИ психиатрии) можно найти лучших специалистов именно вашего направления. Если же вы приехали в столицу без направления, расходы за 1–2 месяца лечения могут получиться довольно большими.

По уровню медицины и бытовых условий психбольницы очень различаются в зависимости от «богатства» городского бюджета. В Москве и Петербурге легче найти отличных специалистов и все необходимое. К примеру, в больнице им. Алексеева в Москве есть занятия арт-терапией, группы поддержки и даже радио, которое ведут пациенты. Но уже в Подмосковье (не говоря о более далеких от столицы областях) есть риск попасть в забытые 80-е к врачам суровой советской закалки, которые иногда ведут себя страннее пациентов, — и в наводящие депрессию условия жизни.

Последствия

Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:

  • сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
  • обрести новые эмоциональные навыки;
  • осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
  • найти новые увлечения и интересы.

Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:

  • потерять интерес к учебе;
  • слишком остро воспринимать любую критику;
  • занизить самооценку;
  • развить в себе комплексы;
  • проявлять агрессию, жестокость;
  • замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
  • потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.

Внимание родителей!

Сегодня странный день. Странный с самого утра. Да, знаю, так бывает. Но когда это касается только тебя самого, всё остается на уровне понимания, что так бывает.

И пост я планировала сегодня писать по пищевой избирательности.

А пишу…про депрессию у подростков. И с таким состоянием души, что хочется всем мамам подростков прокричать, донести, объяснить или попросить, слушайте своих детей, услышьте своих детей, пожалуйста.

Обратите внимание, основные симптомы подростковой депрессии:

  • эмоциональные и поведенческие изменения
  • частое чувство тоски или печали, плач без видимой причины
  • раздражительность, огорчение по незначительным поводам
  • потеря интереса или удовольствия от любимых занятий подростка
  • ощущение своей бесполезности, вины, самокритика
  • болезненное реагирование на неудачи
  • ощущение, что жизнь мрачная
  • мысли о смерти
  • хроническая усталость
  • бессонница или наоборот сложно просыпаться
  • проблемы с аппетитом
  • прием алкоголя, наркотиков
  • замедление речи или движений
  • частые головные боли, боли в теле
  • снижение успеваемости
  • нежелание или отказ посещать школу
  • провоцирующее поведение
  • самоповреждающее поведение

Да, разграничить подростковую депрессию от подросткового поведения, вызванного физиологическим кризисом сложно, но возможно. Поговорите с подростком о чувствах, насколько он справляется с ними. Если есть подозрения, что не справляется, обратитесь в школе к школьному психологу. Это самая быстрая помощь.

Если же вы отмечаете большинство из симптомов депрессии, то обратитесь незамедлительно ко врачу.

Если не заниматься лечением подростка, то симптомы депрессии могут ухудшиться, даже если сейчас кажутся не очень тяжелыми. Да и тяжесть депрессии у подростка невозможно определить самостоятельно без консультации специалиста и необходимого психологического образования.

Достоверно не всегда известно, что явилось причиной депрессии, например, может быть нарушен баланс нейромедиаторов – химических веществ мозга. Или причина в гормональных изменениях, связанных с созреванием подростка, это косвенно влияет на толчок к депрессии.

Грустно, страшно, больно, но надо знать, нелеченая депрессия может привести к:

  • злоупотреблению алкогольными напитками или наркотикам
  • опасному противоправному поведению
  • самоубийству
  • социальной изоляции

Лечение подростковой депрессии:

Депрессия у детей и подростков – это очень серьезное и опасное заболевание. Всегда потребуется консультации специалиста

Очень важно родителям знать и понимать, что только они смогут помочь своему ребенку, только они могут разглядеть характерные признаки депрессии у ребенка. Поверьте, не стоит пускать на самотек даже легкие признаки депрессии у подростка, лучше все контролировать, следуя советам специалиста психолога или психиатра

Легкая форма депрессии может поддаваться консультативному сопровождению (работа с психологом или посещение психологической группы). Тяжелые случаи депрессии (суицидальные мысли, самоповреждения и пр.) лечится только у психиатра. Возможно, в паре с психологом, но психиатр первичен. В таких тяжелых случаях психолог и психиатр часто работают в паре, дополняя друг друга. И быстрого результата не получится. Это долгий путь для всей семьи.

Психолог помогает понять и справиться с легкими формами заболевания. Если ситуация усугубилась – то понадобится дополнительная помощь специалистов, психотерапевта или психиатра.

Психолог в ходе беседы помогает разобраться в причине появления депрессии. Во время консультации с ребенком психолог может узнать, какие эмоции и чувства сопровождают подростка. Чтобы выяснить какие страхи и сомнения поселились в детской голове психолог использует различные тесты и методики. После общения ребенка с психологом, есть вероятность, что он сам найдет пути решения проблемы и самостоятельно выйдет из этого состояния.

Психотерапевт – врач, который помогает пациентам разобраться и справиться с психическими заболеваниями. Схема лечения обычно содержит психотерапевтические методики в комплексе с медикаментозным лечением.

Если выявляется затяжной характер заболевания, то одних бесед будет недостаточно. К лечению могут добавить антидепрессанты, которые снимут симптомы тревожности и апатии, помогут убрать раздражительность и справится со страхами.

Причины госпитализации

Попасть в психиатрическую больницу можно по следующим причинам:

  • ухудшение психического состояния. Это не всегда может быть тяжелое психотическое расстройство – выраженный бред или галлюцинации. В больницу может попасть и человек с тяжелым депрессивным или тревожным расстройством;
  • с целью подбора препаратов. Иногда в условиях поликлиники сложно подобрать схему лечения, в таких случаях врач направляет пациента в больницу, где можно лучше отследить эффективность лекарств и их нежелательные эффекты;
  • для уточнения диагноза – при обследовании для получения группы инвалидности по психическому расстройству, при проведении стационарной судебно-психиатрической экспертизы и при обследовании призывников и военнослужащих.

Как можно оказаться в приемном покое психиатрической больницы:

  • обратиться самостоятельно;
  • по направлению врача-психиатра частной клиники или психоневрологического диспансера (ПНД);
  • быть доставленным бригадой скорой медицинской помощи;
  • по направлению суда (при совершении правонарушения);
  • по направлению врача-психиатра военкомата.

Как проходит госпитализация в психиатрический стационар

Врач приемного покоя проводит с поступившим беседу и осматривает его, при необходимости предлагает госпитализацию либо альтернативу круглосуточному стационару – дневной стационар. Человек может подписать согласие на лечение либо отказ от госпитализации, но возможна госпитализация и без согласия (о таких случаях читайте ниже).

Обычно дежурный врач беседует с пациентом вместе с медсестрой. При беседе с разрешения пациента могут присутствовать другие люди. Иногда это могут быть сотрудники полиции или скорой помощи, доставившие человека в больницу. Также могут присутствовать родственники, но они не должны мешать общению врача и пациента.

Медицинский персонал (врач, медсестры, санитары) должен вести себя вежливо и уважительно, не допускать угроз и оскорблений. Во время нахождения в приемном покое можно производить аудио- и видеозапись происходящего.

В случаях, когда пациент представляет опасность для себя и окружающих, допустима его фиксация (меры физического стеснения). При госпитализации медработники могут ограничить подвижность пациента при помощи мягких эластичных бинтов. Обоснование для наложения средств стеснения записывается в медицинской документации – специальном журнале на посту у медсестры и в истории болезни пациента. Средства фиксации применяются только до тех пор, пока существует опасность человека для себя самого и окружающих. Вместе с фиксацией пациенту делают инъекцию успокоительного препарата, например, диазепама. Это позволит не использовать меры физического стеснения как основной способ предотвращения опасного поведения.

За несколько лет до

Первые признаки шизофрении способны проявиться задолго до расцвета заболевания. Они носят название форпост-синдрома. Мало кто способен заподозрить в них коварную болезнь.

Такие начальные симптомы шизофрении появляются за несколько лет (3–15) перед развитием недуга. Характерны астенические проявления, когда наблюдается быстрая утомляемость и невозможность длительно сохранять физическую и умственную активность. Сон нарушен, настроение неустойчивое, теряется самообладание, человек не контролирует свои эмоции и становится раздражительным.

К астении присоединяется апатия – бессилие, пониженное настроение, отсутствие желания выполнять привычные действия, безразличие к людям и происходящим событиям, снижение эмоционального фона.

К первому отсроченному признаку болезни также причисляют дисфорию. Это патологически заниженное настроение, сопровождающееся раздражительностью, неудовлетворенностью своей жизнью и всем происходящим вокруг. Наблюдается выраженная неприязнь к другим людям.

Изначально кажется, что такие проявления – это реакция на определенное неблагоприятное событие. Но впоследствии становится понятно, что они возникают сами по себе.

Агрессия, вспышки гнева, склонности к противоправным действиям также присущи подобному состоянию. Случается, что дисфория сопровождается восторженностью, приподнятостью духа. Человек становится чрезмерно болтливым, может развиться бред величия.

Обычно дисфория сохраняется от нескольких дней до нескольких недель. Затем проходит.

Естественно, что перечисленные признаки неспецифичны, и практически никто не подумает о том, что они способны предсказать развитие шизофрении. 

Условия проведения освидетельствования в амбулаторной практике

Цель психиатрического освидетельствования — определить, страдает ли пациент расстройством психики и нужна ли ему психиатрическая помощь, а если нужна, то в каком виде. При добровольном согласии пациента психиатрическое освидетельствование проводится в следующих случаях:

  • по личной инициативе граждан;
  • пациентам в возрасте до 15 лет или пациентам с наркоманией в возрасте до 16 лет — при добровольном согласии одного из родителей или других лиц, которые представляют интересы пациента;
  • лицам, признанным недееспособными в законном порядке (если такое лице не может дать осознанное добровольное согласие) — при согласии их представителя;
  • при возражении одного из родителей, отсутствии родителей или законных представителей пациента психиатрическое освидетельствование производится по решению органов опеки.

Если пациент совершает действия, которые вызывают подозрение на наличие у него психического расстройства, то для проведения такого освидетельствования не требуется согласие ни самого пациента, ни его представителя. Оно проводится в стационарных условиях в следующих случаях:

  • действия или поступки, которые представляют опасность для окружающих;
  • неспособность пациента удовлетворять свои жизненные потребности без помощи посторонних (беспомощность);
  • опасность того, что пациент, оставленный без психиатрической помощи, может нанести вред своему здоровью;
  • опасность того, что без медицинской помощи психическое состояние пациента начнет ухудшаться.

Психиатрическое освидетельствование может быть проведено без согласия пациента или его представителя также в тех случаях, когда пациент страдает от хронического психического расстройства, которое сопровождается тяжелыми симптомами или частыми обострениями, и находится на диспансерном наблюдении.

В случае полной беспомощности пациента или опасности того, что при отсутствии психиатрической помощи психическое состояние пациента начнет ухудшаться, психическое освидетельствование производится без согласия пациента или его представителя на основании судебных санкций.

Частный врач

Если у вас нет необходимости ложиться в больницу, удобнее всего выбрать конкретного врача и периодически у него наблюдаться. Это может быть доктор из государственной или частной клиники, который ведет частный прием: он не будет заводить на вас карту и тем более не будет навязывать лечение. Цена варьируется от 1500 рублей за прием в небольших городах до 5000–7000 в Москве.

Главный плюс частного врача — индивидуальный подход: он выслушает все ваши жалобы, не ограничиваясь отведенными государством 20 минутами. В случае ухудшения вы сможете ему позвонить и получить срочные рекомендации, не дожидаясь приема.

Главный минус — трудность выбора: квалифицированных и прогрессивно мыслящих психиатров в принципе не хватает, а оценить объективно эти качества не так просто. Заботливый и обаятельный врач (или модный и дорогой) — не всегда значит лучший. Многим пациентам приходится сменить 2–3 врачей, прежде чем найти «своего».

Кроме того, такой вариант подходит ответственным пациентам в относительно стабильном состоянии. Успех такого лечения сильно зависит от вашей личной ответственности: за пределами больницы врач не может оценить ваше состояние — так что сдача дополнительных анализов и своевременная отчетность об ухудшениях будут только на вашей совести.

Чтобы выбрать психиатра, помните о квалификации, этике и доверии.

Ставить диагнозы и выписывать таблетки имеет право только квалифицированный психиатр — специалист с медицинским дипломом. Психологи и психотерапевты этого делать не могут. Кроме того, ни один специалист не разбирается одинаково хорошо во всем многообразии психических расстройств. Уточните, какая специализация у врача. Хороший вариант — найти медика с научными интересами в «вашей» области, например защитившего диссертацию по теме тревожных расстройств.

Абсолютно обязательное требование к психиатру — следование этическим правилам. Конфиденциальность, разграничение личных и профессиональных отношений и готовность отвечать на ваши вопросы — обязательные требования к поведению доктора. Он также обязан разъяснить суть диагноза, объяснить, сколько времени потребует лечение и что оно зависит не только от таблеток, но и от образа жизни самого пациента.

Для эффективного лечения очень важно найти врача, которому вы будете по-человечески доверять. Здесь не может быть единого рецепта: кого-то успокаивает покровительственное отношение, а кому-то необходима беседа на равных

Трудный возраст

Истинные попытки суицида редко встречаются у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это связано с тем, что маленькие дети практически полностью зависимы от родителей, у них только начинается процесс самоидентификации, поиска своего «Я», а потому мысль, что можно причинить боль самому себе или, в особенности, совершить попытку ухода из жизни, пока не приходит им в голову. С 14-летнего возраста число подростковых суицидов резко возрастает, достигая максимального пика в 16-19 лет. Хотя девушки в три раза чаще пытаются наложить на себя руки, две трети попыток, завершившихся смертью, приходится на юношей. Связано это с тем, что мальчики обычно выбирают жесткие экстремальные способы: прыжки с высоты, повешение, отравление сильнодействующими ядами.

Почему дети решаются на этот отчаянный шаг? В подавляющем большинстве случаев причиной становятся конфликты в семье, потеря доверительной связи с самыми близкими людьми – матерью и отцом, дефицит любви с их стороны, отсутствие поддержки и взаимопонимания, чувство одиночества, сомнения в собственной ценности. На втором месте этого печального рейтинга – проблемы в школе, включающие в себя плохие оценки, конфликты с преподавателями и травлю со стороны сверстников. Чем старше ребенок, тем чаще причиной попыток наложить на себя руки становится несчастная любовь и проблемы в сексуальной сфере.

В своей работе психологи очень часто сталкиваются с тем, что субъективное восприятие подростков очень сильно отличается от той реальной ситуации, которая существует. Например, родители говорят о том, что в семье много уделяется внимания детям, что все выходные проводятся вместе, что все сделано для того, чтобы у их отпрыска была хорошая модная одежда и гаджеты «не хуже, чем у других». Но нечаянно брошенные фразы в беседе с психологом, результаты психологической диагностики, рисунки, которые создает подросток, – все выражает крик о ненужности и непонятности.

Отчасти это происходит потому, что у подросшего ребенка другие критерии любви. Ему может казаться, что запреты и критика родителей, выставление требований к выполнению домашних обязанностей и школьной успеваемости, – придирки. На приеме психолога 14-летний мальчишка, попавший в кабинет специалиста после демонстративной суицидальной попытки, сказал: «Её (мать) волнует только то, что у меня в дневнике и в комнате, а на то, что у меня в душе ей плевать». Неправильное восприятие реальности и сильные душевные переживания приводят к тому, что подросток находит все новые и новые доказательства того, что он ничего не значит для окружающих, что «всем будет легче без него». День ото дня растет уверенность, что ничего изменить нельзя.

Наиболее важный фактор, который приводит к попыткам наложить на себя руки – чувство безнадежности. Ребенок не видит другого выхода, не знает, что его проблемы могут быть решены.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий