“Отцы и дети” роман И. С. Тургенева
Русский классик И. С. Тургенев уже в названии романа ставит перед читателем суть конфликта. Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров – это представители “нового” и молодого поколения, они отличались революционными убеждениями, хотели сломать вокруг себя все старое. По другую сторону находился мир либералов и старшего поколения: Павла Петровича и Николая Петровича Кирсанова.
Рис. 1. Аркадий Кирсанов и Катя Локтева. Художник Д. БоровскийВ самом начале романа мы видим яростную схватку между поколениями. Нигилистические убеждения Евгения Базарова сильно влияют на друга Аркадия, тем самым уводя все дальше и дальше от семейных ценностей и традиций. Николай Петрович, отец Аркадия, довольно снисходительно смотрит на поступки сына, чего не скажешь о его брате Павле Петровиче. Павел Петрович не может допустить мысли о другом видении мира и активно отстаивает свою позицию. Этот конфликт приводит к дуэли между Павлом Петровичем и Евгением Базаровым. Аркадий Кирсанов ко второй половине романа, наоборот, осознает, что без прошлого не может быть будущего. Он начинает принимать советы взрослых, даже следовать им.
Тема одиночества мужчины в литературных произведениях
Чувство отсутствия привязанностей преследует многих представителей сильной половины человечества. Многочисленные аргументы, к проблеме одиночества человека имеющие прямое отношение, встречаются в произведениях отечественных и зарубежных писателей. Есть книги, которые буквально пронизаны этим чувством, и среди них – труды Габриэля Гарсиа Маркеса.
Во многих произведениях этого автора поднимается проблема одиночества. Аргументы из литературы, принадлежащей перу Маркеса – герой его романа «Посторонний». Кроме этого, об одиночестве писал Альберт Камю, а также Трумен Капоте («Завтрак у Теффани») и Герман Гессе («Демиан»). В этих произведениях одиночество является особой жизненной канвой с вплетенными в нее надеждами и терзаниями, отчужденностью и уединением, внутренними конфликтами и противоречием.
Весомый аргумент к проблеме одиночества человека, избравшего путь служения – это роман Л. Толстого «Война и мир». В этом произведении перед нами предстает образ великого полководца Кутузова. Он спасает страну и щадит жизни солдат, отдавая Москву без боя. Основная задача, которую ставит перед собой главнокомандующий – избавить Русь от врагов с минимальными потерями для своей армии. Однако официальная власть придерживается другого мнения. Она желает добиться славы любой ценой. В итоге автором поднимается проблема трагического одиночества человека. Аргументы к ней – отставка, а затем преждевременная смерть великого полководца. Такова плата за принятое решение.
Во многих произведениях русских писателей поднималась проблема одиночества. Аргументы из литературы по этому вопросу – герой А. Пушкина Евгений Онегин. На первый взгляд его можно было отнести к социально активной личности. Онегина с радостью принимали в светском обществе. Причем герой получал истинное удовольствие от ведения столь праздной жизни. Однако в конце романа Онегин делает для себя вывод о том, что он всегда был «чужой для всех…».
В каких еще произведениях поднимается проблема одиночества? Аргументы из литературы могут быть приведены следующие:
- Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Его главный герой Базаров одинок как в любви, так и в дружбе и взглядах.
- Роман Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В нем образ Печорина – это многогранное одиночество, как лирическое, так и гражданское, а также вселенское.
- Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Ее герой, Александр Чацкий, испытывает одиночество, не находя поддержки своим мыслям в социуме. Свою ситуацию он воспринимает как личную трагедию.
4 сочинение ЕГЭ на данную тему
Каждое произведение, которое было написано давным-давно, остается актуальным и сегодня. Всё это происходит из-за того, что проблемы, описанные в литературных изданиях, очень похожи на те, что мы имеем сейчас. Время меняется, но восприятие и проблемы остаются одинаковыми. Мы неоднократно можем видеть, что в литературе чаще всего поднимаются такие темы и вопросы, как «Любовь», «Природа», «Война», «Герои нашего времени» и многие другие. Но не стоит забывать о том, что одной из ключевых тем, которые обычно затрагиваются в произведениях — тема «отцы и дети». Именно конфликт, который заложен в каждом произведении, помогает нам отыскать и увидеть проблему, которая таится практически в каждой семье. Так почему же эта проблема считается «вечной»?
Я считаю, что наши поколения просто несовместимы. Наши родители жили в эпоху, когда необходимо было откладывать еду на потом, а вещи покупать на вырост. Они не могли не доедать еду, ведь она испортиться, а на новую денег нет. Они жили в бедности и не знали, что их ожидает завтра. Это стабильная ситуация из-за кризиса в стране на тот момент, именно поэтому они имеют странные привычки, которые не понимает современная молодежь. Помимо этого, в тот момент не была развита тема «психологии» и «методов воспитания», а значит всю злобу, которую выливали их родители на своих детей, наши родители выливают на нас. Мы абсолютно разные и восприятие у нас совершенно разное.
В произведении «Отцы и дети» мы видим, что конфликт — вечный. Это тяжело объяснить родителям, ведь они считают, что в силу своего возраста мы ничего не понимаем и обязательно вырастим такими же, как и они… Но в этом есть очень глубокое заблуждение. Мы в раннем возрасте начинаем понимать ошибки родителей в воспитании детей, потому что становимся всё более и более образованными, и приспособленными к окружающей среде, в то время как наши родители застряли в эпоху СССР и пытаются навязать нам свои «мнения».
«Тарас Бульба» Николая Васильевича Гоголя в который раз доказывает, что конфликт между отцами и детьми будет вечным. В своём произведении писатель говорит словами отца следующую фразу: «Я тебя породил, я тебя и убью». Здесь я увидела некую власть отца над ребенком, ведь он постарался над тем, чтобы вырастить сына. Тарас имел двух сыновей, Андрея и Остапа, которых он хотел видеть на лошадях, с саблями в руках. У Остапа вышло стать настоящим казаком, чего нельзя сказать об Андрее. Из-за того, что сын не оправдал отцовских ожиданий, Тарас убил его. Я считаю это недопустимым и такие отношения между отцом и сыном быть априори не может.
Подводя итог, хочется сказать, что многие родители совершают ошибки, когда рожают себе детей и начинают воспитывать их по меркам СССР. Мы — новое поколение, которое требует иного отношения к себе. Всё больше и больше разрабатывается новых методик, в которых объясняют, почему детям нужно давать возможность самостоятельно строить свою жизнь. Из-за детских психологических травм, многие потом не могут адаптироваться к реальному внешнему миру и навсегда остаются «с не перерезанной пуповиной у мамы». Они просто не могут отойти от них ни на шаг, а это вредит детям.
И.А. Гончаров «Обломов»
Судьбу детей в большинстве случаев определяют отцы, ведь именно их воспитание формирует личность детей. Поэтому воспитатели в ответе за своих отпрысков. В подтверждение этой мысли есть много замечательных произведений, в том числе и роман Ивана Гончарова «Обломов». Главный герой – ленивый и праздный человек без амбиций. Его жизнь сводится к тому, что он подолгу спит, вкусно ест, после чего снова ложится отдохнуть. Даже с кем-то общаться для него в тягость. Поэтому он редко выходит из дому, становится затворником по доброй воле.
Но почему главный герой именно такой? Проблема кроется в его детстве. Он был вначале любознательным мальчиком, но его активность не поощрялась в семье, где привычным было просто сытое и сонливое состояние. Вскоре герой стал таким же. У него не было другого примера для подражания. Судьба героя была предопределена родителями, которые не приучили ребенка ни к труду, ни к стремлениям добиваться своей цели, а просто баловали его — и в результате испортили, не дав сформироваться активной личности.
Таким образом, будущее ребенка находится в непосредственной зависимости от прошлого родителей, которые вложили в детей то, что хотели или смогли. В романе «Обломов» для контраста приведен и пример правильного воспитания. Андрей Штольц – друг и антипод Ильи Обломова. Он человек дела, умный, расчетливый, но добродетельный молодой мужчина. Андрей очень отличается от ленивого Ильи. Если Обломов был с рождения дворянином и не привык ничего добиваться, то Андрей сам заслужил право получить дворянский титул. И в личной жизни он достиг того, чего сам хотел – женился на любимой женщине. Иногда Андрей подталкивал к активным действиям и Обломова, но это было сложно.
Секрет того, что Андрей вырос деятельным человеком в том, что его отец дал ему правильное воспитание: не баловал, а приучал к труду и личной ответственности за действия. Старик не разрешал жене баловать сына и удерживать возле себя, а наоборот подталкивал его пробивать себе дорогу самому. Такое воспитание кажется суровым, но именно оно дало хороший результат. А вот отсутствие строгого воспитания в семье Обломовых породило такую несостоятельную личность как главный герой Обломов.
А.С. Пушкин «Дубровский»
Об отношениях отцов и детей говорит Александр Пушкин во многих произведениях, в том числе и книге «Дубровский».
Острый конфликт возникает в доме Троекуровых. Отец – властная и беспринципная личность. Для него люди – пешки в его игре, даже собственная дочь Маша, которую он хочет выдать замуж за богатого, но старого мужчину. Богач Верейский никак не привлекал юную девушку, поэтому она молила отца пощадить ее. Свое сердце героиня уже отдала другому человеку – Дубровскому. Но о замужестве с ним отец не хотел и слышать. А чтобы дочь не сбежала с возлюбленным, запер ее дома до свадьбы с Верейским. Маша делает еще одну попытку исправить положение – отправляет письмо жениху с просьбой отменить свадьбу, но становится только хуже. Отец и Верейский переносят дату свадьбы, о чем не знает Владимир Дубровский. Когда он прибыл к ним, Маша уже стала женой Верейского. И теперь моральные принципы не дают ей сбежать с возлюбленным. Она подчиняется отцу, но вряд ли когда-то сможет его простить. Противостояние отцов и детей часто приводит к сломанным жизням.
Однако не всегда между поколениями рождается острый конфликт, часто наоборот между ними тесная связь. Например, Владимир Дубровский и его отец хорошо понимали друг друга. Герои нравственно похожи: честные, благородные, не терпящие подхалимства люди. У Дубровского-старшего возникает конфликт интересов с Троекуровым. Однако он не пытается задобрить его, а наоборот держится с ним наравне, чего почти никто себе не позволял. Но оскорбления и нападки таки укоротили жизнь Дубровскому. Его сын Владимир вырос таким же, как он – смелым и справедливым. И поэтому он хочет отомстить за отца, но делает это своим способом. Все усложняется, когда Владимир влюбляется в дочь Троекурова, Марию. Он видит, что девушка не такая, как ее отец, что она – добрая и порядочная личность. Однако их любовь оборачивается трагедией из-за амбиций господина Троекурова. Как видим, отношения отцов и детей бывают очень разными. Все зависит от их способности понимать друг друга, от того, подают ли отцы хороший пример и умеют ли дети ценить его.
В произведении «Дубровский» мы видим две семьи с разными подходами к воспитанию. Троекуров воспитывал дочь в полном подчинении себе, не считал ее личность, а скорее вещью, которую можно выгодно «продать». Но, на удивление, она не стала копией отца, а выросла порядочным человеком. Возможно, иногда негативный пример оказывает обратное воздействие. А Дубровский воспитывал сына благонравно — и он вырос хорошим человеком, любящим своего отца и хотел стать похожим на него, в отличие от Маши, которая не могла равняться на отца.
Н. В. Гоголь, «Мертвые души»
В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» рассказывается о детстве главного героя. Его отец коренным образом повлиял на его мировоззрение
Маленький Павлуша учился у него строжайшей экономии, а также усвоил с малых лет важность денег. Завет «Береги копейку» он запомнил на всю жизнь
Также мужчина научил сына угождать начальникам, дружить только с богачами и больше всего на свете ценить «копейку», ибо одна она не продаст и не обманет. Желая, видимо, порадовать отца, мальчик начал заниматься предпринимательством еще в школе, и там же обрел беспринципность, которая позволила ему в дальнейшем перейти к серьезным махинациям. Так, неправильное воспитание привело к плачевному итогу: Чичиков превратился в мошенника и афериста, который так и не обрел по-настоящему близких людей.
В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» рассказывается трагедия семьи Плюшкиных. После смерти своей доброй и хлебосольной супруги глава семейства стал сходить с ума. Из бережливого и трудолюбивого хозяина он стал превращаться в жестокосердного скупца. Его подозрительность и жадность стали отражаться на детях. Старшая дочь убежала из дома, а отец проклял ее, но потом все же простил, когда она привезла ему внуков. При этом он наотрез отказался помогать ей и ее детям, хотя у него кладовые ломились от припасов. Судьба сына была еще трагичнее. Когда он попросил денег на мундир, устроившись в армии, старик с гневом послал ему проклятие. Молодой человек залез в карточные долги, но и тогда отец даже не подумал выручать сына, хотя юноше грозило бесчестье. Младшая дочь помещика умерла, оставшись с ним в доме. Не удивительно, что Плюшкин прозябал в одиночестве, ведь он сам разогнал всех своих детей, да еще и уморил голодом половину слуг. Таким образом, родители не всегда лишаются поддержки детей из-за эгоизма молодого поколения. Порой они сами становятся виновниками своего несчастья.
Рекомендуемый объём-350 слов. Время написания — 3 часа 55 минут.
- Разрешается пользоваться орфографическим словарём.
- Максимальный балл за сочинение при поступлении в вуз-10 баллов.
- Сочинение проверяется в течение 7 календарных дней.
Отцы и дети — это вечная проблема человеческого бытия, связанная с неизбежностью смены поколений, с их гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями. Как сохранить добрые отношения между старшими и младшими? Это очень трудный вопрос. Многие произведения литературы затрагивают эту серьёзную тему, актуальную во все времена.
Так, в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» мы видим два поколения — это представители разных взглядов и разных идей.Евгений Базаров, приехавший к другу Аркадию в гости, внёс в тихую и безмятежную жизнь старшего поколения Кирсановых беспокойство и раздражение.
Проблема дисгармонии между поколениями отцов и детей в романе раскрывается в спорах между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым. Читая роман «Отцы и дети», мы убеждаемся, что старшим свойственны пережитки прошлого, а молодым не хватает понимания и уважения к родителям. И. С.
Павел Петрович опасается Базарова, так как видит в нём сильного противника. Вот почему и возникает полная дисгармония в их отношениях. А в драме Александра Николаевича Островского «Гроза» мы встречаемся с Кабанихой и Диким.
Они живут по старинным порядкам, требуют от молодых полного подчинения. Внешний гнёт, тяжесть обстановки, давящей человека,- вот главное у них в доме.
Кабаниха очень жестока и бессердечна, она страшно притесняет всех домашних. Держит в страхе своих детей. Уважение в семье полностью отсутствует. Мать угнетает собственных детей и невестку, лишает их свободы, разрушает личность.
Сын Тихон из-за таких требований матери запил, дочь Варвара становится лживой, притворяется, проявляет равнодушие. Между матерью и детьми существует пропасть. А невестка Катерина просто задыхается от такой жестокой жизни в доме свекрови. Тяжёлая рука Кабанихи налегла и на Катерину.
Мать ругает сына, что жена его не боится. Заставляет невестку соблюдать все этикеты старины, ест её, «как ржа железо». Заявляет, что на молодых смешно смотреть. В доме Кабановой полный разлад, здесь просто невозможно жить, так как нет никакого взаимопонимания и поддержки.
Результатом такого отношения Кабанихи к ближним является полная дисгармония.А Дикой всячески притесняет и унижает своего племянника Бориса, приехавшего из Москвы. Дикой и Кабаниха обладают властью. Именно это даёт им возможность диктовать всем собственные правила. А это просто ужасно.
В наше время проблема отцов и детей стоит особенно остро. Понимание между поколениями существует лишь в идеале. А в жизни между отцами и детьми происходят постоянные конфликты.Что же может помочь нам, современникам, ликвидировать такой разлад?
И. А. Гончаров, «Обломов»
- Отцы во многом определяют судьбы своих детей, потому что они в ответе за то воспитание, которое формирует мировоззрение их отпрысков. Хороший пример описал И. А. Гончаров в романе «Обломов». Главный герой стал ленивым и праздным человеком без перспектив, потому что семья с детства подталкивала его к этому. В Обломовке никто из хозяев толком ничего не делал. С утра все кушали, потом пили чай, затем спали и снова кушали, а до вечера и полежать можно, пока снова еду не накроют. Такое существование усыпило изначально активного и любознательного мальчика. Он просто не смог вести себя по-другому, когда переехал в город. Привычка к сытой и праздной трясине дней так и осталась в сознании Обломова идеалом, который он искал во всем и нашел в доме Агафьи Пшеницыной. Его судьба была предопределена родителями, которые с самого начала баловали и портили ребенка.
- Будущее детей во многом зависит от прошлого отцов, которые вложили в потомков то, что хотели. Например, И. А. Гончаров описал в романе «Обломов» пример правильного воспитания подрастающего поколения. Штольц-старший не баловал сына, но заботился о его образовании. Дома он получил все необходимые для жизни навыки и умения. В юности Андрей отправился покорять большой город без денег и протекции отца. Старик мудро рассудил, что дорогу юноша должен пробивать себе сам. Эта суровая наука дисциплинировала и мотивировала героя. Он стал успешным предпринимателем, который добился всего самостоятельно. У него развились полезные качества: умения экономить и договариваться, обходительность и рассудительность, деловитость и трудолюбие. В отличие от своего друга Обломова, Штольц реализовал свой потенциал и двигался вперед. Очевидно, что правильное воспитание может сделать будущее ребенка безоблачным.
Итоговое сочинение ЕГЭ на данную тему
Проблема «отцов» и «детей» называется вечной, потому что это проблема всех времен и народов. Еще великий Гесиод, примерно за 2000 лет до нашей эры утверждал, что «мир достиг критической стадии»: «Дети больше не слушают своих родителей. Видимо, конец света уже недалек». Апокалипсис так и не наступил, но проблема осталась, волнуя каждое поколение своей остротой и необыкновенной живучестью.
Старшее поколение доверяет испытанным и заслужившим доверие методам, тогда как молодежь стремится попробовать что-то новое и неизведанное. Молодых людей раздражает авторитарность старшего поколения, навязывание своего мнения в обязательном порядке, привычка действовать машинально, по накатанной дорожке. Старшие, в свою очередь, желая уберечь молодежь от ошибок, нередко сильно этим злоупотребляют. Они уже не просто советуют, как поступить в той или иной ситуации, а требуют беспрекословного подчинения, вынуждая младших делать так, как хочется им, не считаясь с их мнением. Это, естественно, вызывает протест и эмоции.
Примеры вышесказанному можно найти на страницах художественной литературы.
В произведении И.С. Тургенева, романе «Отцы и дети», представлена проблема «отцов» и «детей». Урожденный аристократ, Павел Петрович Кирсанов, имеет собственные принципы и идеи и не спешит от них отказываться. При этом он не просто выражает свою точку зрения, а вступает в жесточайшую полемику с представителем молодого поколения – нигилистом Евгением Базаровым.
Он всеми силами пытается «утопить» своего оппонента, задавить его авторитетом, намекнуть на его недалекость и низкое происхождение. К слову, нигилист в диалогах с Кирсановым также учтивостью не блещет, однако, если б взрослый собеседник проявил больше благоразумия и такта, то и Базаров бы, с большей долею вероятности, умерил свою резкость. Каждый их разговор превращается в стычку, отравляя отдых другим и никому не давая покоя.
В произведении А.Н. Островского, драме «Гроза», автор показывает проблему «отцов» и «детей» на примере молодой купчихи Катерины и ее старой свекрови Марфы Игнатьевны Кабановой. Пожилая женщина «поедом ест» свою сноху, придираясь к ней по любому поводу. Ей кажется, что ее сноха недостаточно учтива, ничего не умеет, в том числе и то, как себя вести. Катерине нельзя прощаться с мужем, обнимая его: ей надлежит «выть» и «голосить» по-старинке да в ноги ему кланяться.
Вступая в диалог с престарелой странницей Феклушей, она охотно соглашается, что молодые люди – богохульники, а все их открытия – от нечистого. Изобретение поезда они обе считают делом темным и признаются, что ни за что бы не сели в эту адскую машину, представляющуюся им чудовищем.
Таким образом, проблему «отцов» и «детей» можно назвать вечной, поскольку она актуальна для любого поколения. Во все времена есть немало пожилых людей, относящихся к юным несколько предвзято, навязывающих собственную идеологию и не считающихся с мнением младших.