Симптомы СДВГ
Общие признаки
Клинически синдром дефицита внимания с гиперактивностью проявляется триадой признаков: гиперподвижностью, импульсивностью и недостаточной сосредоточенностью.
Гиперактивность характеризуется чрезмерной моторной расторможенностью, при этом движения ребенка хаотичные, нескоординированные, неуклюжие. Ребенок ни минуты не может оставаться неподвижным, вести себя спокойно, подчиняться правилам и дисциплине
Он беспокоен, неусидчив, постоянно кривляется, бесцельно бегает и скачет, ломает игрушки, тем самым привлекая к себе внимание и дезорганизуя других детей
Импульсивность выражается в полевом поведении – любой стимул вызывает немедленную реакцию. Ребенок нетерпелив, чрезмерно разговорчив, не дослушивает вопросы, перебивает собеседника, во время игры или спортивного состязания выступает без очереди. Часто действия и поступки носят необдуманный характер, идут в разрез здравому смыслу и инстинкту самосохранения.
Дефицит внимания проявляется трудностями сосредоточения и удержания программы действий. Для СДВГ характерна повышенная отвлекаемость на внешние стимулы, инертность, забывчивость, низкий темп деятельности. Ребенок постоянно погружен в свои мысли, смотрит невидящим взглядом, «грезит наяву». Он затрудняется в выполнении стереотипных действий в игре, допускает большое количество ошибок в учебных заданиях, не доводит начатое до конца.
Дошкольный возраст
В первые годы жизни, как правило, отмечается задержка моторного развития, ЗРР, позднее овладение сложными движениями (есть ложкой, пить из чашки, прыгать). После 3-летнего возраста дети с СДВГ становятся неуправляемыми, непослушными, расторможенными. Они без конца переключаются с одного занятия на другое, бесцельно бегают по комнате, склонны к шумным и «разрушительным» играм, из-за чего с ними не хотят дружить сверстники.
Может диагностироваться дизартрия, заикание, ОНР, диспраксия. Дети любопытны, но не любознательны, их интерес к чему-то новому быстро проходит. У них случаются детские истерики. Подобное поведение часто списывается на невоспитанность, избалованность, возрастной кризис, поэтому обращения к специалистам в дошкольном детстве редки.
Школьный возраст
Симптомы гиперактивности и дефицита внимания усугубляются с началом школьного обучения. На уроках дети легко отвлекаются, часто не доделывают задания до конца, допускают ошибки по невнимательности, отвечают невпопад, перебивают сверстников и учителей. Они не могут самостоятельно организовать выполнение домашнего задания, постоянно теряют тетради и учебники.
У 80% школьников с СДВГ имеются трудности обучения – дисграфия, нарушения почерка, дислексия, дискалькулия. В целом такие дети демонстрируют низкую успеваемость, часто нарушают дисциплину, срывают уроки. Трудности взаимоотношений с ровесниками проявляются неумением идти на компромиссы, агрессивностью, конфликтностью, драчливостью. Принято считать, что в среднем, в каждом классе учится 1-2 ребенка с СДВГ.
Из-за рискованного поведения среди подростков возрастает риск травматизма, несчастных случаев. Они страдают низкой самооценкой, постоянно конфликтуют с родителями, учителями, сверстниками
Стремясь привлечь к себе внимание, часто проявляют асоциальное поведение, совершают правонарушения. Нередко вступают в неформальные объединения, употребляют алкоголь и запрещенные вещества
СДВГ у взрослых
Примерно у половины людей симптомы СДВГ сохраняются во взрослой жизни. Они выражаются в неорганизованности, неумении рационально планировать свое время, неспособности закончить начатое дело. Обычно такие взрослые не достигают высот в профессиональной карьере, испытывают неудовлетворенность своим социальным и материальным статусом. Часто сообщают о конфликтах в семье, разводах. У них отсутствуют долгосрочные интересы и хобби. Они слывут людьми с «трудным», необузданным характером, нередко попадают в неприятные истории, ДТП, нарушают общественный порядок и закон.
Вам может быть интересно
28.10.2019 Электронные сигареты повреждают легкие
25.07.2019 Ставки на спорт: зачем детям вести активный образ жизни
31.05.2019 Займ, пропажа или кража? Как распознать и решить проблему детского воровства
06.08.2019 Ловушки жадности и меркантильности: 5 рекомендаций, которые помогут легче относиться к деньгам
18.03.2019 «Немедленно удели мне внимание, а то я не знаю, что сделаю!», или как помочь при истерическом расстройстве личности
04.03.2019 Онлайн-казино: развлечение или зависимость
01.08.2019 Социальное поведение: мы не так пассивны, как думаем
24.09.2019 Худые тоже плачут, или как быстро и безопасно набрать вес
10.01.2020 Как защититься от эмоционального выгорания?
25.09.2019 «Программа хорошего поведения» показала отличный результат в долгосрочной перспективе
13.06.2019 Наши мысли — это наша жизнь: 7 способов стать оптимистом
26.02.2019 Как перестать тревожиться и начать жить
Детская гиперактивность – это не баловство
Скорее всего мы видим не баловство и распущенность, а особенного ребенка с гиперактивной нервной системой. Будет ошибкой обвинять родителей в плохом воспитании, а ребенка в капризности и упрямстве. Просто он необычный и требует нестандартного подхода в воспитании. Назовем это задачей, которую лучше решать совместными усилиями невролога, психолога, родителей и учителей (воспитателей).
Таким образом вполне реально исправить поведение ребенка, научить его общаться, держать себя в руках, расслабляться, следить за своими действиями – в общем, помочь адаптироваться к жизни в обществе. Это особенно актуально в дошкольном возрасте, чтобы значимые результаты появились к началу школы.
Еще одна мама жалуется: ”У меня такой сынуля: усадить читать или просто успокоить его невозможно. Даже накормить тяжело, он все время куда – то бежит. Не знаю, как мы пойдем в школу.”
Понимаю, насколько это тяжело для родителей. Окружающие взрослые с укором и предвзятостью относятся к шумным маленьким непоседам. Одногодки с ними не играют – просто не поспевают за ними, да и сама игра не клеится. В детском саду, школе таких слишком подвижных “надоедливых” детей не любят, часто предъявляют претензии к родителям. А мамы и папы краснеют, бледнеют, но ничего не могут сделать.
И это еще не самое неприятное. А попробуйте-ка чему – либо научить таких “круть – верть”! На ходу читать, рассматривать картинки, слушать очень тяжело. Получается, что в развитии гиперактивный ребенок отстает от своих сверстников. В школе все только усугубляется: он не может долго сидеть в одной позе, вертится, встает, ходит по классу на уроках, болтает, отвлекая одноклассников, не может сконцентрироваться, не понимает материал.
К чему это ведет, все догадываются
Поэтому, чем раньше вы обратите внимание на импульсивность и чрезмерную активность своего сынишки (дочурки), тем раньше и легче будет определиться с диагнозом и начать действовать
О лекарствах: что работает, а что нет
Конечно, итоговое решение о назначении препарата остаётся за врачом, но мы и сами стараемся придерживаться только научно обоснованных методов коррекции гиперактивности, поэтому считаем необходимым предоставить такую информацию. Иногда врачи назначают лекарства, которые не обладают доказанной эффективностью и не используются нигде, кроме постсоветских стран. Сюда можно отнести глицин, актовегин, тенотен, мексидол и другие ноотропы и гомеопатические препараты. Однако ни одно из этих лекарств не было исследовано должным образом: клинические испытания либо не проводились вообще, либо не показали каких-либо значимых результатов.
Поэтому велика вероятность, что такое лечение СДВГ не поможет, и симптомы у ваших детей сохранятся. Отзывы на форумах также очень противоречивы. Некоторые мамы отмечают улучшения, однако в этих случаях приём лекарств практически всегда сопровождался активными занятиями с детьми.
В США, Израиле и Европе используются психостимуляторы (первая работа об их использовании опубликована в 1937 году), которые доказали свою эффективность, однако в России они запрещены, поэтому одним из наиболее эффективных препаратов для лечения СДВГ, с точки зрения доказательной медицины, является атомоксетин (торговое название «Страттера»). Это ингибитор обратного захвата норадреналина, то есть препарат, который нормализует «химию» мозга. Не назначайте лечение самостоятельно! Принимайте препарат только по назначению врача!
Также для лечения синдрома дефицита внимания, и у детей в том числе, могут назначать антидепрессанты, которые нормализуют работу гормонов и нейромедиаторов. В очень редких случаях, например, для лечения тиков или контроля сильно выраженной жестокости, могут назначить нейролептики.
Сомневаться в назначении врача — нормально. Если что-то смущает или остаются вопросы — обсудите с ним свои опасения и сомнения или обратитесь за вторым мнением к другому специалисту.
- Статистика: распространенность СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25733754/)
- Статистика: СДВГ у взрослых (https://www.webmd.com/add-adhd/adhd-adults#1)
- МКБ-11 (https://icd.who.int/browse11/l-m/en#/http%3a%2f%2fid.who.int%2ficd%2fentity%2f821852937)
- DSM-5 (https://www.webmd.com/add-adhd/childhood-adhd/types-of-adhd)
- Особенности работы мозга при СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4893880/)
- Наследуемость СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4574913/)
- Связь курения родителей и СДВГ (https://nplus1.ru/news/2018/08/09/adhd-smoking-depression)
- Курение родителей (в том числе и отцов) и порок сердца (https://nplus1.ru/news/2019/03/25/Quit)
- Депрессия у родителей и СДВГ (https://nplus1.ru/news/2018/08/09/adhd-smoking-depression)
- Плохое питание во время беременности и СДВГ (http://neuronovosti.ru/adhd-pregnancy-omega/)
- Недоношенность, низкий вес и влияние экологии (https://www.webmd.com/add-adhd/childhood-adhd/adhd-causes)
- Типы и симптомы СДВГ (https://www.webmd.com/add-adhd/childhood-adhd/types-of-adhd)
- Псевдо-СДВГ (https://www.webmd.com/add-adhd/guide/adhd-conditions-similar)
- Конфликты с братьями и сёстрами (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17494830/)
- Связь сна и СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4340974/)
- Развитие тревожно-депрессивных и вызывающих оппозиционных расстройств https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/16127966/
- Гнев и враждебность и СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18597170/)
- Проблемы с контролем за эмоциями (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/20686097/)
- Гиперактивность и риск возникновения зависимостей (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17909126/)
- Ребёнку о СДВГ (http://www.adhd-kids.narod.ru/articles/kids_guide.html)
- Лучшее лечение СДВГ — поведенческая терапия + медикаменты. Обзор МТА (https://www.nimh.nih.gov/funding/clinical-research/practical/mta/the-multimodal-treatment-of-attention-deficit-hyperactivity-disorder-study-mta-questions-and-answers.shtml)
- Препараты с недоказанной эффективностью, информация с врачебного форума (https://forums.rusmedserv.com/showpost.php?p=783055&postcount=4)
- Препараты с доказанной эффективностью, информация с врачебного форума (https://forums.rusmedserv.com/showpost.php?p=783054&postcount=3)
Коррекция СДВГ
Так как сложности у школьника с этим синдромом — комплексные и затрагивают не только учёбу, но и здоровье, дружбу, общение с родными, поэтому, как мы говорили ранее, лечение гиперактивности и дефицита внимания у детей также должно быть комплексным.
Каких врачей нужно посетить
Важно записаться на прием к следующим специалистам:
- Педиатр. Он оценит общее состояние здоровья школьника, поможет выявить хронические заболевания, направит, при необходимости, к врачам-специалистам.
- Невролог. Он проверит, как работает нервная система школьника, нет ли органических повреждений мозга, например, в результате родовой травмы, может исключить эпилепсию, направить на электроэнцефалограмму (оценить активность мозга), допплер (состояние сосудов) и т. д. Может назначить лечение.
- Психолог. Обычно на физиологические проблемы накладываются и поведенческие. Задача психолога в данном случае — увидеть, какие поступки школьника мешают ему и окружающим и предложить способы, которые помогут школьнику изменить модель поведения: сосредоточенно учиться, контролировать эмоции и так далее.
- Психиатр. Этот врач занимается не только «психами», в его зоне компетенции все заболевания, которые меняют поведение человека, в том числе и СДВГ. Также психиатр поможет исключить другие расстройства типа аутизма или депрессии. Может назначить медикаментозное лечение.
Помимо этих врачей вам могут предложить посетить нейропсихолога, дефектолога или психоневролога.
А что же делать родителям, если их дети гиперактивные, помимо посещения врачей?
Что могут сделать родители
Школьнику будет очень сложно справиться с проблемами без участия родителей
Поэтому важно не только лечить гиперактивность у детей школьного возраста таблетками, но и помогать им адаптироваться к школьной жизни. Что для этого нужно делать?
- Не забывайте о себе. Нередко родители терзаются чувством вины, испытывают стыд за своего «неправильного» ребёнка, тревожатся, впадают в депрессию.
Что здесь может помочь:
- общение с психологом;
- медикаментозное лечение в случае необходимости;
- поиск мам с похожими проблемами, поддержка и общение.
2. Создайте спокойную обстановку в семье. Проблемы школьника с СДВГ сами по себе вносят хаос и сумбур в семейную жизнь. Но лучше относиться к состоянию ребёнка с пониманием
Лечение важно, но межличностные отношения и атмосфера безусловной любви позволяют детям добиться самых больших результатов. Обратитесь за помощью к психологу, если что-то мешает вам принять и любить своего ребёнка таким, какой он есть
3. Внедрите простые и понятные правила. Чем более структурирована жизнь школьника, тем проще ему будет адаптироваться и контролировать себя. Режим, распорядок дня, семейные традиции сделают жизнь ребёнка более предсказуемой и спокойной.
4. Говорите детям о том, что с ними происходит. Часто дети пугаются своего состояния и расстраиваются из-за того, что не могут вести себя также спокойно, как другие дети. Понимание того, что с ними происходит, уже может улучшить состояние и уменьшить тревогу
Важно говорить об СДВГ со школьниками очень корректно , не обвинять их и не вешать ярлыки
5. Подключите психологическую терапию. Даже если ваш врач не направил ребёнка к психологу, найдите хорошего специалиста сами. Комплексное исследование MTA, которое было призвано проанализировать все методы лечения СДВГ и выделить наиболее эффективные из них, показало, что именно поведенческая терапия даёт очень хорошие результаты в сочетании с медикаментозным лечением (лучше, чем просто приём лекарств или просто терапия). В итоге дети, проходившие курс поведенческой терапии, принимали меньше лекарств и лучше адаптировались к школьной жизни.
А в ситуациях, когда диагноз СДВГ поставлен ошибочно, и реального нарушения в работе мозга нет, поведенческая терапия может стать эффективным способом помочь гиперактивному ребёнку изменить своё поведение.
Почему именно такой вид терапии работает лучше?
Поведенческая психология направлена не на поиск причин (а причины в этом случае органические — нарушение работы мозга), а на изменение поведения. Например, импульсивный школьник сможет освоить приёмы, которые помогут ему сдерживаться и контролировать вспышки гнева.
Научим умению быть спокойным и внимательным
Записаться на консультацию
Прохождение курса коррекции СДВГ позволит вам высвободить чуть больше времени для того, чтобы позаботиться о себе и восстановить силы.
Типы СДВГ
Высококвалифицированные специалисты практикуют индивидуальный подход к лечению синдрома. Это связано, прежде всего, с тем, что для успешного выздоровления требуется устранить причины патологии. На сегодняшний день выявлено несколько типов данного расстройства, требующих разного подхода к проведению терапии:
- классический вид связан с нарушениями в работе коры лобных долей. В этом случае будут проявляться классические СДВГ симптомы, это и неустойчивость внимания, и рассеянность, и дезориентация и т.д. Для достижения устойчивых результатов может быть применена медикаментозная терапия, способная повысить уровень дофамина в головном мозге. Пациентам рекомендуется снизить употребление в пищу простых углеводов, а продукты с высоким содержанием белка ввести в рацион;
- невнимательный тип. Основные симптомы СДВГ будут дополнены склонностью зацикливаться на себе, упадком сил, отстраненностью и отсутствием мотивации. Данная разновидность расстройства обычно диагностируется в старшем возрасте, чаще встречается у девочек. Развитие невнимательного типа СДВГ обусловлено снижением мозговой активности в мозжечке и лобной коре;
- синдром дефицита внимания с чрезмерной фиксацией. Классические СДВГ симптомы в этом случае сочетаются со склонностью зацикливаться на мыслях негативного содержания, навязчивым поведением. Больные с таким типом заболневания чрезмерно обидчивы и беспокойны, часто спорят и идут наперекор наставникам;
- при нарушениях в работе височных долей СДВГ симптомы будут включать в себя повышенную вспыльчивость. Больной может испытывать чувство тревоги, его мучают головные боли и дискомфорт в области живота. Характерно появление мрачных мыслей, проблемы с памятью, затруднения при чтении текстов, а также неправильная интерпретация замечаний, обращенных к больному;
- лимбический тип. Первичные СДВГ симптомы сопровождаются меланхолией, желанием оградиться от окружающих, пониженной самооценкой, расстройствами сна и отсутствием аппетита. Для лечения этого типа синдрома нельзя применять стимуляторы, так как они могут привести к развитию депрессии.
Также основные симптомы рсстройства могут сопровождать вспышки гнева и капризность, желание всегда быть в оппозиции и повышенная болтливость, гиперчувствительность к громким звукам и яркому свету, а также поспешность мышления.
Рекомендации родителям гиперактивных детей
В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь “позитивной модели”. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте даже незначительные успехи. Чаще говорите “да”, избегайте слов “нет” и “нельзя”.
1. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и не выполняйте их за него.
2. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи дома и в школе.
3. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения: (можно каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).
4. Избегайте завышенных или заниженных требований к ребёнку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
5. Определите для ребёнка рамки поведения – что можно и что нельзя. Гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.
6. Не навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
7
Вызывающее поведение Вашего ребёнка – его способ привлечь Ваше внимание. Проводите с ним больше времени
8. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребёнка за его соблюдение.
9. Если ребёнку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.
10. Создайте необходимые условия для работы
У ребёнка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий
11. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное возбуждающее действие.
12. Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной подвижности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.
13. Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребёнок может стать неуправляемым.
14. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.
15. Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребёнка.
16. Давайте ребёнку больше возможности расходовать избыточную энергию.
17. Воспитывайте у ребёнка интерес к какому-нибудь занятию
Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Найдите те занятия, которые бы “удавались” ребёнку и повышали его уверенность в себе
Симптомы расстройства
Сфера движения:
- выраженное двигательное возбуждение с точки зрения крупной и мелкой моторики;
- неспособность оставаться неподвижным даже короткое время;
- вскакивания с места;
- бессмысленная ходьба;
- повышенная скорость и частая вариация движений (ощущение постоянной спешки);
- компульсивное размахивание руками;
- учащение мелких движений конечностей (удары ногами, громкое топтание, шевеление пальцев, постоянная работа с вещами, находящимися в пределах досягаемости рук или ног, раскачивание на стуле и т. д.);
- бесцельный бег.
Познавательная сфера:
трудности с концентрацией внимания (неустойчивое внимание, сильно зависит от аффективных факторов);
отсутствие настойчивости в случае небольшого интереса и неспособность ощутить прямую выгоду от действия;
повышенный ориентировочный рефлекс;
поспешность;
значительная утомляемость в умственной работе и связанная с этим неравномерная работа;
поверхностное мышление;
переключение внимания с объекта на объект (неправильные, необдуманные ответы на вопросы или неправильное решение задач);
в исследованиях интеллекта некоторые авторы находят уровень «ниже ожидаемого»;
зрительно-моторные проблемы;
трудности с синтезом в мышлении;
отсутствие навыков планирования.
Трудности с синтезом в мышлении
Многие дети с синдромом дефицита внимания имеют ту или иную форму нарушения речи или языка, в том числе:
- задержка речевого развития;
- проблемы с артикуляцией;
- проблемы со структурой предложения;
- неправильное расположение звуков;
- сложно выразить мысли и слова письменно;
- краткосрочная память.
Эмоциональная сфера:
- неконтролируемые, иногда очень сильные эмоциональные реакции;
- усиление выражения чувств;
- повышенная эмоциональная чувствительность к раздражителям окружающей среды;
- вспышки гнева;
- импульсивность действия.
Общие черты личности ребенка с синдромом дефицита внимания:
импульсивное действие;
желание доминировать в группе;
низкая самооценка;
периодически возникающая депрессия;
незрелое поведение;
нарушения сна: просыпается рано, трудности с засыпанием, беспокойный сон;
физическое развитие: высокий уровень физической активности;
социальное развитие: замедленное социальное развитие, трудности в установлении контактов со сверстниками, хвастаются перед сверстниками, чтобы привлечь внимание.