Придворный этикет

Общие сведения об этикете

Этикет может быть:

  • речевым,
  • дипломатическим,
  • профессиональным.

В прежние времена этикет регламентировал отношения при дворе, а также жестко ограничивал аристократов и господ в поведении и манерах, разделяя все дворянство на высшие и низшие слои. В разных странах этикет мог существенно отличаться, часто нормы этикета по своей строгости доходили до абсурда. Например, в Северной Африке устои халифата запрещали людям даже сниться монаршим особами.

Понятие «этикет» было сформировано и введено в научную практику во Франции Людовиком XIV. На одном из дворцовых собраний он поставил перед гостями «этикетки» – карточки, которые указывали их обладателям на тот факт, что они не могут делать, находясь в данном обществе. Многие традиции того времени сохраняются до наших дней, особенно в тех странах, где в настоящий момент правящая сила – монархия, представители которой обладают титулами и регалиями.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Определение 2

Придворный этикет – это регламентированное поведение, сложный церемониал упорядочивали отношений между монархом и его подданными.

Франция по праву считается родоначальницей многих правил. Необходимо отметить, что королевские капризы во Франции могли переходить все границы дозволенного по причине самодурства некоторых правителей.

Например, неоправданным правилом можно назвать введение в норму громадного количества дворцовых слуг, поваров, привратников и т. д. Одна трапеза монарха могла обслуживаться четырьмя сотнями людей. При этом нормы придворного этикета часто не могли выполнить сами монархи. Людовик Солнце утверждал, что его должны обслуживать более ста человек, но при этом он сам не умел пользоваться столовыми приборами.

Начиная с 15 века, большое влияние на развитие западного этикета оказывал сложный церемониал королевских дворов. Изначально большую степень влияния оказывали бургундские и испанские ритуалы, но при развитии абсолютизма ведущую позицию в этом плане заняла Франция.

К 17 веку появились многочисленные пособия по этикету, которые имели весьма сложное содержание. В связи с этим при дворах вводятся специальные должности церемониймейстеров, которые отслеживали процесс выполнения всех тонкостей придворного этикета.

Причины появления правил этикета. Как появились правила этикета, которых мы сегодня придерживаемся не задумываясь

Поделиться на FacebookРассказать ВКонтактеПоделиться на ok.ru

Существуют правила этикета да и просто привычные ритуалы, которые стали частью нашей повседневной реальности, как, например, умывание по утрам и вечерам. Мы просто привыкли при встрече пожимать друг другу руки или чокаться бокалами, после того как произнесем тост. И мы не задумываемся, почему поступаем так, а не иначе.

Сегодня AdMe.ru расскажет об истории ставших обыденными правил поведения в обществе, которым мы все стараемся следовать. Возможно, некоторые вещи вас удивят.

, чем можно представить. В Новом музее Акрополя в Афинах есть статуя «Рукопожатие Геры и Афины», и датирована она V веком до н. э.

И хотя точное время, когда возник ритуал, установить не представляется возможным, историки сходятся во мнении, что этот жест призван показать добрые намерения людей. Во-первых, чтобы обменяться рукопожатием, нужно подойти к человеку достаточно близко. Во-вторых, при этом принято использовать правую руку, и благодаря этому собеседник может убедиться, что в ней нет оружия.

было более актуальным, чем сейчас. Но все же традиция снимать головной убор в помещении сохраняется, и ее сегодня объясняют достаточно прозаично: так загрязнения, капли дождя или снежинки не будут разноситься по комнате.

Есть и объяснение, связанное с историей. В былые времена этот жест показывал, что в руках у джентльмена нет оружия. Еще бы, ведь он держит шляпу.

на такой стол, вероятнее всего, еда окажется на земле.

Существует и еще одно. На средневековых пиршествах часто присутствовало так много народу, что расположиться с комфортом просто не было возможности. Если кто-то из гостей пытался положить локти на стол, он занимал больше места, и это вызывало недовольство его соседей.

. Согласно первой теории, когда люди чокались бокалами, они пытались сделать так, чтобы соприкосновение их было как можно более сильным. В этом случае хотя бы несколько капель из одного стакана попадало в другой, и наоборот. Назначение у такого ритуала чисто практическое: показать собеседнику, что яда ни в одном из бокалов нет.

Другая теория связана с мистическими верованиями. В Средневековье люди считали, что в алкоголе живут злые духи и их можно отпугнуть, если чокнуться кубками. Звон металла и стекла наделялся мистической силой, как и колокольный.

. Дамы носили пышные платья, и устроиться за столом для них было сложной задачей. Поэтому на помощь им приходили кавалеры.

Сегодня, когда наряды стали проще и очень многие женщины носят брюки, этот обычай с практической точки зрения кажется устаревшим. Но все же мужчины до сих пор отодвигают для своих спутниц стул, и это приятно.

, что через открытый рот душа может покинуть тело человека, а этого, конечно же, никому не хотелось.

Позже, во времена эпидемий чумы, люди думали, что можно заразиться, если зевать, не прикрывая рот. При этом болезнь якобы попадала в тело. И еще позднее зевание стали считать проявлением скуки, а показывать ее собеседнику было неприлично.

В 590 году н. э. в Европе разразилась эпидемия чумы. Папа римский Григорий I приказал благословлять каждого, кто чихает, так как это было одним из первых признаков страшной болезни. Позднее выражение трансформировалось в пожелание здоровья.

, что, указывая на кого-то пальцем, можно привлечь дурной глаз, причем совершенно случайно

Ведь такой жест обращает на человека внимание присутствующих, и кто знает, какие люди находятся вокруг

дискомфорт, если во рту собралось слишком много слюны или появился неприятный привкус. Лучше избавиться от всего, что мешает чувствовать себя нормально.

Для европейцев и  же плевки на землю — это что-то, что никак нельзя назвать культурным поведением. Наши предки, столкнувшиеся со страшными эпидемиями чумы, считали, что это один из способов передачи болезни от человека к человеку.

Вопрос монаршей чести

Для Екатерины II поцелуй руки, похоже, был принципиальным вопросом. В свое время на одном из дипломатических приемов она не получила «полагающихся» ей поцелуев. Возникла неприятная ситуация. Однако лучше обо всем по порядку.

Когда в 1744 году при Елизавете Петровне был составлен «Церемониал по приему европейских послов первого ранга», стало ясно, что Россия успешно освоила дипломатическую культуру Запада. Во всяком случае, посольские обычаи разных христианских держав были подробно изучены. Вполне понятно, что в этом регламенте не было указания на то, что посол при первой публичной аудиенции должен поцеловать руку русскому государю. Для посольш это также не предусматривалось. И это было вполне по-европейски.

Однако регламенты — регламентами, а на практике при российском дворе все было иначе. «Дщерь Петрова» Елизавета любезно протягивает руку — и посол, а затем посольша целуют ее.

Но с Екатериной Алексеевной это однажды не сработало. Правда, на тот момент она была еще великой княгиней. В 1760 и 1761 годах из-за того, что жены двух бурбонских посланников, французского Бретейя и испанского Альмадовара, отказались припасть к руке великой княгини (а руку императрицы Елизаветы поцеловали), возник дипломатический скандал. Для его разрешения Коллегия иностранных дел собрала сведения обо всех случаях, когда «посольши» целовали руку членам императорской фамилии.

Видимо, из-за этого конфликта впоследствии появилось повеление только что вступившего на престол Петра III «о нецеловании рук от чужестранных министров ее величеству… для избежания всяческих споров». Однако оно не было соблюдено. Для Екатерины Великой целовальный жест стал своего рода «пунктиком», делом чести.

Как отмечает исследовательница, уже через четыре дня после дворцового переворота 1762 года императрица жаловала к руке приехавших для поздравления дипломатов, включая британского консула. Через месяц посол Священной Римской империи граф Мерси заметил, что, раз при венском дворе послы не целуют руку императрице Марии Терезии, то имперскому послу в Санкт-Петербурге тоже не нужно лобызать руку русской самодержице. Однако ответ канцлера Воронцова, одобренный Екатериной II, был категоричным: «При здешнем дворе сие обыкновение от древних времен всегда непременно наблюдалось, и в том никогда отмены сделано не будет».

Не удивительно, что в 1768 году ни Панин, ни императрица, как бы они ни были заинтересованы в сотрудничестве с Британией, не пошли на уступки Ambassadrice по поводу церемониального поцелуя. Да и от остальных «посольш» ожидалось выполнение ритуала.

Первые сборники правил поведения на Руси

Впервые на Руси «правила хорошего тона» были описаны в «Поучении Владимира Мономаха» в XII веке. Затем — в сборнике наставлений «Домострой», созданном в XVI веке протопопом Сильвестром. Эти письменные источники касались многих сфер жизни, а также рассказывали, как «должно вести себя добропорядочному человеку», чтобы прослыть мудрым и воспитанным. В целом древние наставления были схожи между собой. Условно их можно разделить на несколько категорий.

 1 / нормы поведения для «юных особ»

Что предписывал этикет молодым девушкам и юношам на Руси? «Иметь душу чистую и непорочную, беседу кроткую, есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреповать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты; не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почёт».

Также в молодых людях старались взрастить милосердие, доброту и сострадание. «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека».

2 / гостевой этикет

Он базировался на социальном положении людей. Именитых и богатых гостей хозяин дома выходил встречать чуть ли не к самому крыльцу, усаживал их рядом с собой за столом, а иногда и в самый центр. Менее богатых встречали уже в доме и никогда не сажали во главу стола.

В общении богатого гостя было принято называть «благодетелем», «кормильцем»; с равными по статусу — держаться уважительно и быть любезными. Проявлять участие, встречать добрым словом, накормить и напоить полагалось любого гостя. «Более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, — то пищей и питьём…»

От еды в гостях отказываться было нельзя, это могло оскорбить хозяев дома, которые в свою очередь настойчиво «потчивали приглашённых разными кушаньями». И даже отправляли угощение тем, кто по какой-то причине не смог прийти на «званый ужин». На сегодняшний день хлебосольство и щедрость по-прежнему очень важны в русском гостевом этикете.

Подача блюд на трапезах кардинально отличалась от современных застолий. Сначала подавали пироги, затем мясные или рыбные блюда, дичь. А завершалась трапеза супами. Затем следовал перерыв, после которого гости снова приглашались к столу на «заедки»: различные сладости в виде сушёных фруктов, ягод и мёда.

3 / деловой этикет

В целом он сводился к двум важным аспектам: строжайшая субординация на государственной/частной службе и доверительные отношения между компаньонами.

Служащий более низкого ранга почитал своего начальника и боялся его, как огня. Купцы старались наладить со своими партнёрами приятельские отношения, чтобы побольше о них узнать. Для этих целей средневековые бизнесмены приглашали друг друга в гости, ходили вместе на охоту и в баню. Редкая сделка обходилась без посещения парной — так дельцы проверяли своих партнёров на стойкость и крепость.

4 / семейные правила

Мужчина — глава семьи. Он пользуется безоговорочным авторитетом, его слово почти закон. И «Поучение…», и «Домострой» в этом вопросе дают мужчинам следующее наставление: «Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой».

Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов (1717)

Кодекс средневекового рыцаря: «Сражаться и любить»

Понятия «рыцарство» и «этикет» находятся в нашем со­знании рядом. О
галантном мужчине мы часто говорим: «Он поступает по-рыцарски», Кто же такой
рыцарь? И почему его образ возникает перед нами, когда мы говорим о безукориз­ненном
поведении по отношению к женщине?

Средневековый рыцарь должен был происходить
из хо­рошего рода. Иногда в рыцари посвящали людей простого звания за военные
заслуги. Впоследствии эту привилегию можно было купить.

Рыцарь должен был отличаться красотой,
одеваться на­рядно. Подстать одежде были доспехи и упряжь. Слово «благородно»
.значило в IV веке то же, что и «роскошно», «великолепно», «богато».

Рыцарю необходима была недюжинная сила
(иначе он не смог бы носить доспехи, весившие 60—80 кг).

Рыцарь был щедр, не торгуясь, дарил любому
то, что тот просит. Лучше разориться, чем прослыть скупцом. Скупость ведет к
утрате рыцарского достоинства рыцаря, к исключе­нию из общества.

Рыцарь был великодушен.

Рыцарь быть мужественным — трусость
являлась самым тяжелым обвинением.

Рыцарь должен был любить своего сеньора и
оберегать его достоинство и не имел права:

– бросить сеньора в бою;

– оставить его на поле боя живым, но
раненым;

– лишить чести или покуситься на честь
дочери, невесты сына, внучки, сестры сеньора, если они были девицами,
воспитывавшимися в его доме;

– соблазнить жену или наложницу сеньора;

– сознательно выдать тайну сеньора.

Рыцарь заботился о поддержании своей славы.
Он стран­ствовал по свету в поисках возможности сразиться с врагом:

«Раз
здесь война, я здесь останусь». В отсутствие войны он вызывал на поединок
любого рыцаря, с которым встретился

на
дороге. Если же он слышал о славных подвигах другого, то спешил помериться
силами с неизвестным соперником. И «среди пятисот он был первым» — так
говорилось о дос­тойном рыцаре. Место рыцаря на иерархической лестнице зависело
от количества побежденных соперников.

Рыцарь уважал противника, не нападал на
него сзади и не использовал его слабость для достижения победы. Вы­бив
соперника из седла во время поединка, рыцарь спеши­вался сам, чтобы уравнять
шансы в бою. Убийство безоруж­ного врага покрывало рыцаря позором.

Рыцарь не имел права отступать в доспехах.

Рыцарь должен иметь даму сердца из своего
сословия (или занимающую более высокое положение) и сражаться за ее честь на
турнирах. Любовь должна быть взаимной, вер­ной, способной преодолеть любые
трудности и разлуку.

Рыцарь должен был заботиться о подданных, а
также си­ротах и вдовах. Но объектом заботы рыцаря не мог быть оби­женный
судьбой мужчина.

Рыцарь не имеет права запятнать руки кровью
женщины.

Рыцарь хранил верность долгу и своим
обязательствам по отношению к равным себе; давая клятву, не нарушал ее ни при
каких обстоятельствах.

Рыцарь должен был отомстить за обиду
(реальнуюили мнимую), нанесенную
ему или его близким, даже если обид­чик — дружественный рыцарь.

Другие виды этикета

  1. Свадебный этикет прописывает «инструкцию» поведения жениха и невесты, свидетелей, гостей на церемонии бракосочетания и его праздновании;
  2. Придворный этикет – порядки, которые необходимо соблюдать, если вы попадете на монаршеский двор;
  3. Воинский этикет – обязателен для военнослужащих в армии и других жизненных сферах;
  4. Дипломатический – порядок общения между собой дипломатов и других представителей своих стран на международных встречах и приемах.
  5. Праздничный этикет – это то, как нужно вести себя на праздничных мероприятиях: какой костюм подойдет для званого ужина или детского дня рождения, во сколько нужно уехать и в каком состоянии. Например, если взрослый человек напьется на детском празднике и будет вести себя непристойно, кричать, снимать одежду – общественное порицание не заставит себя ждать;
  6. Религиозный – предполагает соблюдение и почитание церковных законов: крещение справа налево, покрытая голова у женщин при нахождении в церкви и т. д.;
  7. Общегражданский – это те нормы, которых мы придерживаемся ежедневно, находясь среди других людей. Если вы воспитанный человек, то не можете подойти на улице к незнакомцу, начать его обнимать, хватать за руки и другие части тела. Вы всегда здороваетесь с теми, кого знаете, а подходя к кассе в супермаркете, встанете в конец очереди;
  8. Профессиональный – свод правил, на который при взаимодействии опираются участники рабочего коллектива, нормы общения между коллегами, начальником и подчиненным;
  9. Этикет «выходного дня» – рамки приличия, соблюдаемые в местах отдыха: кинотеатр, бассейн, театр, художественная галерея и т. д.;

Поцелуй компромисса

Откажись леди Джейн Каткарт целовать руку императрицы — и вся дипмиссия ее мужа могла пойти прахом. Чтобы прояснить, что в этом ритуале нет ничего унизительного ни для «посольши», ни для Британии, понадобились многочасовые усилия Каткарта и Панина, а также их секретарей, курьеров, возивших депеши между Петербургом и Лондоном, британского государственного секретаря лорда Уэймута и пр. Каткарт хотел оказать любезность русской государыне, заручившись официальным разрешением на это. В конце концов, его дальнейшее пребывание в России зависело от скромного женского поцелуя.

На следующий день после аудиенции у императрицы Каткарт и Панин долго беседовали. Лорду указали на церемониал 1744 года — с тем, чтобы он понял, что своим отказом соблюдать важные детали «заслужил бы осуждение» за то, что привез жену. Речь шла даже о том, что на будущее королю придется «предписывать своим послам оставлять жен в Англии <…> если им не понравится это условие» и пр. В таком контексте все ссылки лорда на родовитость его жены звучали довольно слабо.

Словом, Каткарта, по-видимому, убедили. На следующий день он сообщил в Лондон, что склонен следовать церемонии, и привел несколько аргументов. Во-первых, это древний обычай. Во-вторых, у него особая, связанная с православием семантика. В-третьих, у российского этикета — свои особенности.

Британский посол пояснял: «Целование руки составляет обычай, утвердившийся здесь с незапамятных времен, и вовсе не рассматривается в том смысле, который придается ему у нас, так как я видел, что императрица целовала руку всему духовенству, целовавшему ея руку в прошлую пятницу, и все придворные дамы сначала целуют друг другу руку и уже после того раскланиваются, и, следовательно, это принадлежность этикета».

Далее Каткарт упоминал прецеденты, когда шведская «посольша» поцеловала руку Екатерине II, а супруга испанского посла — нет, «из желания ее двора оскорбить императрицу». Наконец, он сообщал, что, хотя от послов требуется целовать руку монархини только единожды — при представлении, те охотно делают это всякий раз, когда Екатерина II выходит в приемные залы. В следующих донесениях в Лондон о писал, что императрица, как ему показалось, и не предлагала руку для поцелуя и даже как будто не ждала его. Словом, нашлось множество оправданий необычной церемониальной детали.

«Эти замечания посла должны были подготовить адресата его депеши, государственного секретаря лорда Уэймута к признанию незначительности этой статьи церемониала, которую, отметим, в разговоре с Никитой Паниным сам Каткарт назвал «важным и щекотливым вопросом»», — пишет Елена Смилянская.

Всё по-новому: эпоха Петра Великого

Дорогу мировому этикету в России стал прокладывать Петр I. Путь этот был тернист и труден: подавляющее большинство русских бояр не понимали и не хотели принимать какие-либо новшества. Но хотели они того или нет, а в эпоху Петра Великого светский этикет ворвался в их размеренную жизнь.

Сначала изменения коснулись внешнего вида. Как известно, боярам повелевалось брить бороды, носить короткий кафтан и парики. Женщины должны были появляться в обществе в платьях на европейский манер: с открытыми руками, плечами и зоной декольте. Затем у мужчин принялись оттачивать умение быть деликатным и обходительным. Теперь на пирах кавалеры должны были проявлять участие по отношению к дамам: провожать их к столу и помогать сесть.

С 1718 года в культурной жизни русского дворянства появилось новое понятие — «ассамблеи». По сути это были такие же званые обеды, только перед посещением ассамблей обязательно предписывалось мыться и надевать чистую одежду, а на самих празднествах веселиться, танцевать и играть в игры.

Не забыл Петр I и о подрастающем поколении — будущем любого государства. Для молодых дворян был разработан сборник «Юности честное зерцало», в котором давались следующие советы: в обществе опрятно выглядеть, заниматься обучением, ухаживать за ногтями, не плеваться прилюдно, не указывать на что-либо перстом, громко не кашлять и не чихать, а при необходимости удаляться в уединённое место.

С. Хлебовский «Ассамблея при Петре І» (1858)

Нормы придворного этикета во Франции XVII века

Среди норм придворного этикета, которые обязательны для выполнения всеми членами королевской семьи, можно отметить:

  • необходимость ложиться и вставать в определенный час;
  • необходимость принимать помощь при одевании и прогулках;
  • соблюдение правил порядка проведения аудиенций, торжественных мероприятий, балов, обедов.

Например, при бургундском дворе герцог несколько раз в неделю организовывал публичные выступления. В это время люди получали возможность вручить правителю прошение. По обеим сторонам от трона размещались придворные в соответствии с их рангом, перед троном находились коленопреклоненные чиновники, читавшие и рассматривающие прошения.

Рождение, смерть, брак всегда сопровождались пышными церемониями. Чем выше был ранг главного участника церемонии, тем более сложный ритуал проводился. Например, королева Франции в течение года не могла покинуть покоев, в которых она узнавала о смерти своего супруга. Для принцесс этот срок ограничивался шестью неделями. При этом покои обязательно занавешивались и оформлялись черными тканями.

Покои знатных дам после родов убирались зеленым шелком, предметы в комнате использовались для реализации конкретных церемониальных целей.

Определяющим правилом для этикета во Франции XVII века являлось право первенства.

Определение 3

Право первенства – это преимущество, первенство, исключительное право, принадлежащее какому-либо государственному органу или должностному лицу.

Вопрос преимущества часто становился вопросом жизни и смерти. Непростительным считалось занятие места персоны, которая обладала более высоким рангом, или вход в помещение прежде нее.

Особо важным считалось месторасположение на приемах по отношения к королю. Придворный или посол иностранного государства, удостоенный более близкого к монаршей особе места, считался более статусным, чем его менее удачливый конкурент. Порой право первенства приводило даже к международным конфликтам, например, посол, чью карету на королевской прогулке обогнала карета другого посла, мог счесть это унижением своей страны и ее двора.

В связи с этим можно сделать вывод о том, что все поведенческие нормы в те времена весьма тщательно формализовались.

Своего апогея система придворного этикета достигла в 17 веке, когда стараниями правителя даже мелкие аспекты жизни были чрезмерно ритаулизированы. Таким образом, король возносился до статуса недоступного божества. Поклонение «божеству» проходило фактически ежедневно при участии множества сановников и вельмож.

Выполнение норм придворного этикета требовало от дворянина конкретных качеств. В руководствах по этикету того времени сохранились многие свидетельства о необходимости выполнения церемоний. Например, в сочинение графа Кастильоне «Придворный» говорилось, что каждый придворный должен быть вежливым, учтивым, естественным без неловкости. Кроме того, придворные должны знать несколько языков и уметь играть в карты, рисовать, петь и танцевать.

Естественно, что все описанные нормы не выполнялись на практике в полной мере, однако нормы этикета по отношению к королю соблюдались неукоснительно, пренебрежение ими влекло суровое наказание.

Этикет испанского двора

Но более всего придворный этикет усложнял жизнь королям и королевам Испании. Так, к приехавшей из заграницы невесте правителя сразу приставлялась строгая дуэнья, которая знакомила девушку с основами здешнего этикета, наводившего тоску на юных принцесс. Порой они просто ненавидели своих наставниц. Примером тому стала молодая супруга Филиппа IV Марианна Австрийская, которая настолько устала от нравоучений вроде: «Королева Испании не имеет права смеяться и выглядывать в окно», — что с трудом дождалась своей первой беременности. Дело в том, что во время вынашивания ребёнка правительницам разрешались определённые послабления, чем и воспользовалась Её величество. Марианна отхлестала по лицу надоевшую дуэнью, после чего невинно заявила супругу: «Мне почему-то захотелось это сделать». А вот прикасаться к телу владычицы Испании не мог никто, кроме её мужа и нескольких приближённых дам, и нарушителей этого требования этикета ждала неминуемая казнь. И однажды строжайший запрет чуть не обернулся настоящей трагедией. Так, Мария Луиза, жена Карла II, во время верховой прогулки выпала из седла, а её нога запуталась в стремени. Перепуганная лошадь понесла, и, казалось, несчастную женщину ждёт верная смерть. К счастью, рядом находились два отчаянных гвардейских офицера. Они, презрев этикет, быстро остановили несущееся животное и помогли королеве выбраться из ловушки. Убедившись, что её жизнь в безопасности, спасители тут же вскочили на коней и поспешили покинуть пределы Испании. И только спустя некоторое время, когда Мария Луиза все же смогла уговорить мужа простить храбрецов, те вернулись на родину. Однако иногда «королевские» трагедии заканчивались не столь благополучно. Так, жертвой этикета стал Филипп III. В 1621 году этот правитель Испании заболел лихорадкой. Чтобы спастись от страшного озноба, монарх приказал растопить камин и удобно устроился в кресле возле самого огня. И вдруг обессилевший от недуга король потерял сознание. Пока переполошившиеся придворные искали гранда, имевшего право двигать кресло правителя, несчастный Филипп угорел насмерть.

Этикет в прошлом. Эпоха просвещения

В эпоху Просвещения этикет стал общедоступным, исчезла избранность, и появилось больше литературы, позволяющей изучить правила и модели поведения в обществе. Культура, хорошие манеры — все это стало проявляться не только в аристократическом обществе, но и в низших слоях. При этом произошла большая демократизация в поведении, и придворный этикет стал немного отличаться от этикета средних слоев, где наравне с культурой стала проявляться большая демократичность поведения.

Безусловно, этикет средневековья и эпоха просвещения имеют разную выразительную и смысловую составляющую. Выражение этикета в Средневековье характеризуется больше жестами, движениями. Человек образованный, умел и знал язык жестов, ключевыми в которых были руки. Отсюда многочисленные жесты с перчатками, которые выражали и различные эмоциональные состояния

Особое внимание в этикете этого периода уделялось аксессуарам – это и платки, и цвет брошей, кружев, отделки, беретам. Все это характеризовало различные социальные слои и уровень образованности

Основными популярными оттенками в одежде были ярко-красный, зеленый, пастельные тона.

По костюму можно было определить не только социальное положение, но и финансовую успешность человека. Считалось, что богатый человек может позволить себе быть образованным и соблюдать правила этикета и иметь хорошие манеры.

Этикет придворных подразумевал особое поведение приближенных к королевской особе людей. Строго регламентировались не только их внешний вид и манеры, но и взаимодействие во дворе, иерархия.

Людовик приручает знать

За решительностью Людовика скрывались печальные детские воспоминания о Фронде, мятежах 1648-1653 гг., которые показали, как аристократия может ввергнуть в смуту обширные регионы Франции. Теперь аристократы были его постояльцами, поскольку они наперебой ходатайствовали об апартаментах в Версале, делая это ради престижа и демонстрации лояльности. Они испрашивали у короля разрешения (даваемого с большой неохотой) посетить Париж и умоляли его взять их с собой в Шато де Марли, частную резиденцию Людовика. Пребывание в Версале давало придворным и финансовые выгоды, поскольку там подписывались правительственные контракты и придворный всегда мог порекомендовать финансиста для заключения сделки. В таких делах огромную роль играли любовницы короля. Луиза де Лавальер вела учет placets, прошений от имени друзей о предоставлении теплых местечек. Если прошение удовлетворялось, проситель получал определенную долю. Мадам де Монтеспан, которая была любовницей Людовика до тех пор, пока не растолстела, была пожалована доля от продажи в Париже мяса и табака.

Начиная с 1661 г. Людовик правил без помощи первого министра или королевского фаворита – беспрецедентный случай в истории французских королей. Вместо этого он использовал министров, выбранных лично им. Такие фигуры, как Кольбер, великий реформатор финансов, всем были обязаны королю и не имели отношения к традиционной дворцовой иерархии. Члены семьи Людовика к правлению страной не допускались: с дофином никогда не советовались, а брат короля, герцог Орлеанский, сосредоточил свою энергию на драгоценностях, мальчиках и макияже, а также на ратных подвигах, к которым у него был явный талант.

3.

Мария Луиза Орлеанская — королева-консорт Испании, жена короля Карла II
Кстати, в похожей ситуации из-за таких же правил этикета уже в 1880 году на глазах у многочисленной свиты погибла молодая жена короля Сиама Сунанда Кумарираттана. Она каталась по озеру вместе с новорожденной дочкой, но случайно лодка перевернулась, и королева с ребенком оказались в воде. Помочь им многочисленные свидетели не смогли, так как многовековой этикет не позволял прикасаться к монаршим особам. Король Рама V после этого происшествия старинное правило отменил.

Самый известный из подобных исторических анекдотов (впрочем, его чаще называют мифом), касается испанского короля Филиппа III, который то ли чуть не умер от ожогов, то ли задохнулся, сидя у камина, пока придворные бегали за одним из грандов, который имел право прикасаться к королю и двигать его кресло. Сын этого монарха, Филипп IV, тоже отличался особой строгостью в вопросе выполнения правил этикета. Говорили, что он улыбался не больше трех раз в жизни и требовал того же от своих близких. Французский посланник Берто писал:

«Король действовал и ходил с видом ожившей статуи… Он принимал приближенных, выслушивал и отвечал им с одним и тем же выражением лица, и из всех частей его тела шевелились только губы».

Россия привечает Британию

Взаимопонимания с Лондоном Екатерина II и правда хотела. В 1767–1768 годах две страны, уже несколько лет обсуждавшие возможности заключения союзного договора, решили усилить взаимное дипломатическое представительство.

От лета 1768 года ожидалась теплая погода в российско-британских отношениях. Екатерина ждала, что Британия как мощный соперник Франции сдержит французское влияние на Швецию и Данию, обеспечив стабильность на Балтике. Предполагалось также, что в возможной войне с Османской империей Лондон будет доброжелателен к Санкт-Петербургу. Так что Екатерина II была особенно расположена к британцам.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий