А.С. Пушкин «Станционный смотритель»
«Станционный смотритель» — поучительная повесть Александра Пушкина, которая отличается печальным концом. Главная проблема произведения в разобщенности близких людей.
Повествование идет от лица рассказчика, который знакомит читателей с одним станционным смотрителем – Самсоном Выриным. Это добрый, услужливый человек. Он всегда старается угодить приезжим гостям, но за свою заботу редко слышит добрые слова, а скорее наоборот его часто упрекают в недочетах в работе. Но герой не расстраивается и с любовью выполняет свои обязанности, ведь у него есть смысл жизни – его дочь Дуня. В начале повести ей 14 лет, но она уже вполне самостоятельная женщина и настоящая кокетка. Она позволяет даже рассказчику поцеловать себя. Такая вольность в поведении должна была вызывать волнение у отца, но он был слишком мягок к дочери, слишком ее баловал и все позволял.
Рассказчик был у станционного смотрителя несколько раз. В первый раз он увидел в нем доброго, полного сил человека. А во второй раз перед ним предстал совсем другой Вырин – слабый и спивающийся мужчина. Что же изменилось? Оказалось, что его единственная дочь сбежала из дому с офицером, который гостил у них. Он увлек ее красивой жизнью в городе, и девушка пошла за ним, забыв о своем отце. А для Самсона она была смыслом жизни, тем, что давало ему силы. Заметна ассоциация с библейским героем Самсоном, у которого сила была в волосах. Когда древнего героя Самсона лишили волос – он стал слабеть, и так же, когда пушкинский Самсон лишился дочери – он тоже потерял силу.
Проблема отцов и детей в этом случае основывается на неблагодарности детей и на неправильном воспитании отцов. Дочь и правда была неблагодарной, что позже она осознает. Но не только она виновата в ситуации.
Отец – добрый человек, и с одной стороны показывает дочери правильный пример. Но он слишком ее балует, а вседозволенность порождает своеволие и эгоизм. Он ей доверяет во всем, считая своей первой помощницей. Но делает это он очень рано, ведь в 14 лет человек еще должен чувствовать свою зависимость от родителей, видеть в них поддержку. А Дуня считала себя в свои годы самостоятельной, поэтому и приняла сама решение о том, как ей жить, не подумав о Самсоне.
Ошибкой отца было то, что он слабо контролировал дочь, слишком ей доверял. А как говорила героиня Марка Твена, цитируя Святое Писание: «Кто жалеет розг — тот портит ребёнка».
“Тихий дон” роман М. Шолохова
Семья Мелеховых – образец казачьих устоев: дети подчиняются отцу, женщины подчиняются мужчинам. Григорий, подчинившись отцу, женится на Наталье, которую не любит, но перечить отцу он не может. Аксинья, возлюбленная Григория, также страдает от родительского воспитания. Она жила в постоянном страхе перед отцом. Аксинья не видела нормальных отношений, поэтому она и не смогла дать Григорию крепкой семьи. В противопоставление Аксинье автор показывает Наталью – с хорошим воспитанием и примерным характером. Будучи замужем за Григорием, она родила детей и всячески сохраняла мир в доме.
Рис. 5. Григорий и Аксинья. Художник С. КорольковПосле распада казачества Мелеховы не смогли восстановить семью. Вся власть отца Пантелея Прокофьевича держалась на казачьих устоях, и когда не стало опоры, дети начали бунтовать. Дарья, средняя дочь, начала вести распутную жизнь, а Дуняша отдаляется от семьи. Только тогда отец понимает, что ценности не должны быть приказами к исполнению, а лишь советами, которые человек может как принимать, так и отвергать.
Анализ эпилога Преступления и наказания
Идея его основана на «наполеоновском» комплексе и гласит, что великие люди, гениальные одиночки стоят выше людского суда и людских законов. Ради благой цели человек не должен ограничивать себя в средствах её достижения. Подняв себя над человеческой моралью, он выдвигает безумное утверждение. Суть его в том, что даже преступление не считается таковым, если направлено на достижение высшей цели.
Крайняя бедность, жалкая мрачная каморка, в которой он чувствует себя похороненным заживо, отсутствие дружеской поддержки и работы, которая бы как-то поддерживала его существование. Всё это постепенно погружает его в тёмный мир собственных иллюзий и представлений.
Базаров признает только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств. Все остальные человеческие чувства он сводит к деятельности нервной сиcтемы; вследствие этого наслаждение красотой природы, музыкой, живописью, поэзией, любовью женщины не кажутся ему высшими наслаждениями и компонентaми образованного, воспитанного человека. Базaров хорошо знает и изучает естественные науки, с их помощью он выбил из головы «предрассудки», но в то же время он остался человеком крайне необразованным: он не потрудился прочувствовать и произнес приговор незнакомым ему человеческим ценностям. Тургенев показывает, что Базаров — демократ, разночинец, человек труда, чужд аристократическому этикету и условностям. Его сила в том, что он представитель нового времени. Аристократы, наподобие Павла Петровичa, отжили cвое, нужны были новые люди и новые идеи. Евгений Базаров на протяжении всего романа и является носителем этой новой идеи. Идея Базарова — непризнание авторитетов и принципов существующего строя и религии, духовных и материальных ценностей. Как и несколько позже Раскольников, Базаров первым предпринимает деление людей на две категории: «богов» и «олухов», относя самого себя, конечно, к «богам». Базаров выдвигает идею сильной личности, полностью свободной, самостоятельно управляющей своей жизнью.
В случае с Раскольниковым испытанием выступает преступление, страшное, но нужное Раскольникову как проверка теории. Герой испытал разноречивые чувства: угрызение совести, крах своей теории и перемену мировоззрения, которые поставили его на путь правильный, в итоге он отрекся от идеи и готов в финале романа к началу новой жизни, к началу новой иcтории.
Целые селения и города заражались моровой язвой и сумасшествовали: не знали, что считать злом, что добром, убивали друг друга в бессмысленной злобе, забыли ремесла. Начались пожары, голод. Спаслись только избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь. Людей истребляли трихины – круглые черви, личинки которых паразитируют в мышцах животных и с их мясом передаются человеку.
Достоевский отвечает и на этот вопрос: “Он с мучением задавал себе этот вопрос и не мог понять: что уж и тогда, когда стоял над рекой, может быть предчувствовал в себе и в убеждениях своих глубокую ложь. Он не понимал, что это предчувствие будущего перелома в жизни его, будущего воскресения его, будущего взгляда на жизнь”.
10. Б. Васильев «Завтра была война»
В повести в центре внимания две семьи Искры Поляковой и Вики Люберецкой. Мать Искры – женщина-комиссар, волевая, властная, строгая. Но когда мать в очередной раз решает выпороть своим солдатским ремнём дочь, та отвечает в духе своей матушки – так же строго и бесповоротно.
И мать понимает, что девочка повзрослела. У Вики с отцом совсем другие отношения – тёплые и доверительные. Когда девушка оказывается перед выбором: отказаться от отца или быть исключённой из комсомола, Вика принимает решение уйти из жизни. Она не может отказаться от любимого отца, какие бы подозрения на него не легли.
«Отцы и дети». Небанальные аргументы к итоговому сочинению
Данное направление обращено к проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
Эта проблема волнует и классицистов, и современных писателей, недаром она относится к категории «вечных». Конфликт Базарова и Чацкого с обществом «отцов» — первое, что приходит в голову. Но разнообразие примеров в литературе гораздо шире и интереснее.
Григорий Горин «Ёжик»
Взрослея, мы часто забываем, что в мире есть не только погоня за материальным, что удовольствие можно получить не только за деньги и что радоваться можно и простым вещам.
Когда восьмилетний герой рассказа Григория Горина принес домой ежа, которого обменял на призовой лотерейный билет, отец не просто огорчился, он был готов любыми судьбами вернуть свой билет, только бы получить приз, который казался важнее ежа. После неудавшейся попытки ему вдруг стало грустно.
И не от того, что билет оказался просрочен. «Он понял, что никогда уж не вернуть того счастливого времени, когда с лёгким сердцем меняют холодильник на ежа.»
Сочинение №5
(Автор сочинения – Тихонова Ольга Дмитриевна)
Равнодушие это безучастность и холодность к окружающим
Невнимание в обществе становится большой трагедией. Я считаю, что равнодушие можно назвать преступлением
Ведь люди не стремятся помогать друг другу, часто даже не замечая, что происходит вокруг них. Безразличное отношение приводит к тому, что человек даже не задумываются о том, чтобы помочь ближнему. Для доказательства своей точки зрения приведу примеры из читательского опыта.
В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что безразличие таит в себе большую угрозу для человечества. Необходимо оставаться неравнодушным к проблемам других людей. Надеюсь, что окружающие станут внимательнее и отзывчивее по отношению к ближним людям.
ИТОГ: зачтено
Рекомендации
Оля, у Вас получилось хорошее сочинение. Мысли чёткие и ясные, логика прослеживается. Аргументы подобраны хорошо, они отражают Вашу мысль, изложенную в тезисе.
Хотелось бы обратить внимание на речевые ошибки и недочеты. Будьте внимательны при сочетаемости слов и употреблении того или иного слова в соответствующем контексте
Сочинение оставило хорошее впечатление в общем, Вы молодец! Желаю удачи! С. Тарасов
Аргументы добра
В пользу добродетели персонажи совершают разные поступки. Почему-то жестокие люди способны на милосердие и проявляют себя в произведении противоположным образом. Такая характерная черта присуща нескольким главным героям:
- Родион Раскольников.
- Соня Мармеладова.
- Сестра процентщицы Лизавета.
Родион Раскольников — добрый человек. Главным преимуществом героя считается большая любовь к близким. Он бережёт маму и сестру, сострадая их проблемам. Ко всем относится искренне и помогает семье Мармеладовых. Доказательством доброты Раскольникова выступает сон о лошади: мальчик хочет лошадку, над которой издеваются, чтобы освободить её от страданий. Добрые дела Раскольникова показывают его характер с наилучшей стороны. На протяжении всего романа в душе героя борется между собой добро и зло. В заключение наступает раскаяние преступника и победу одерживает доброта.
В образе Сони Мармеладовой проявляется истинное добро и искренность. Для семьи она жертвует собой и предаёт себя для спасения близких от голодной смерти. Помогает мачехе и пьющему отцу. Её добропорядочность равна самопожертвованию собственной жизнью.
Терпит и жертвует ради блага семьи сестра процентщицы Лизавета. Она находилась в рабстве у сестры, кроме того, что работала и убирала в доме, она еще и свои деньги отдавала сестре. Взамен старуха била её, бесконечно грубиянила, отказывала в самом необходимом. Надеясь, что все заработанные деньги уйдут на пожертвования в монастырь, Лизавета терпела и любила свою сестру.
Мама Раскольникова — Пульхерия Александровна — яркий образ благородства и добропорядочности. Зарабатывая не так много, отсылала всё своему сыну. И это для того, чтобы он получил образование и стал человеком. Она старается со всех сил и не сдаётся, отказывая себе во всём ради сына.
Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции
Одна из центральных семей романа «Война и мир» — семья Ростовых. Лев Николаевич Толстой наделяет Ростовых узнаваемыми русскими чертами характера. Ростовы добродушные, люди широкой души. Моральные ценности и помощь другим они ставят выше материальных ценностей. Семья Ростовых раскрывается перед читателями как семья высоких духовных ценностей, морали. Представители семейства — люди, готовые прийти на помощь в нужный момент. Ростовы готовы принимать любовь и дарить ее в ответ, они щедры и гостеприимны.
Дети рассказывают родителям обо всех своих переживаниях и проблемах, ведь те поддержат и подскажут, как поступить. После предательства Анатоля Курагина Наташа находит поддержку в семье. То же самое происходит с Николаем, проигравшимся в карты. Родители не давят на детей, не унижают их, не вгоняют в еще большее отчаяние. Позднее сын проявит благородство в память об отце и возьмет на себя уплату всех долгов.
Основа семьи Ростовых — взаимоуважение и любовь, и ценности этой семьи передаются от родителей к детям, помогая им вырасти достойными людьми.
2.2. Человек и общество
В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов показывает конфликт между человеком и обществом. В этом произведении на примере Чацкого и фамусовского общества раскрывается противостояние. Погрязшее в меркантильных интересах общество, пользующееся любыми средствами для достижения целей, не принимает благородного Чацкого, который остается верным своим высоким нравственным принципам.
Александр Андреевич Чацкий, вернувшись из путешествий по загранице, с удивлением видит, что за время его отсутствия в Москве ничего не изменилось. По-прежнему все боятся мнения тех, кто стоит выше на социальной лестнице. В своих речах Чацкий презирает чинопочитание и лесть, моральное разложение московского дворянства, бесчеловечное отношение к крепостным, преклонение перед всем иностранным. Он считает, что служить нужно Отечеству, а не чинам, верит в силу просвещения и духовное богатство русского народа. Но его не понимают в доме Фамусовых, объявляют опасным вольнодумцем и вообще сумасшедшим.
Если принятые в конкретном обществе понятия идут вразрез с общечеловеческими моральными ценностями, нельзя им следовать. А такие люди, как Чацкий, появляющиеся в жизни общества, способствуют пересмотру устоявшихся ценностей и выбору лучших устремлений и перемен.
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека
Ярким примером человека, который является истинным гражданином, патриотом своей страны, который всегда поступал по совести и чести, является Петр Гринев — главный герой романа «Капитанская дочка». События происходят в период Пугачевского бунта, и персонажу предстоит пройти тяжелые испытания: сохранить жизнь, предав свои убеждения, или умереть как герой. Ему грозит казнь, однако Петр Гринев ведет себя смело и достойно. В момент, когда его помиловали, Пугачев просит Гринева поцеловать его руку, что фактически является унижением для молодого человека. Но Петр Гринев стоял смирно, ведь лесть врагу — бесчестие и предательство. Любовь к Родине, честь и достоинство — без этих нравственных качеств невозможно представить образ Гринева. Именно внутренние установки и моральные принципы руководили им в каждой сложной ситуации.
Никакие обстоятельства не смогли повлиять на моральные принципы Петра Гринева, ведь у него был нравственный ориентир, на который он опирался. Он всегда оставался верен Отчизне, своему слову и выбору.
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» продемонстрированы трагичные взаимоотношения между богатым дворянином Эрастом и крестьянкой Лизой. В произведении нет четкого выражения мысли о том, что причиной расставания послужило социальное неравенство, однако читатель понимает, что принадлежность Эраста к дворянской среде, а Лизы – к крестьянской, играло важную роль в их отношениях, поскольку брак между дворянином и крестьянкой в те времена считался недопустимым. Эраст не стал бороться с общественной несправедливостью, не позволяющей ему быть счастливым рядом с крестьянкой, его чувства постепенно угасали. Ошибкой Эраста было то, что он честно и правдиво не рассказал Лизе о том, что у него исчезли чувства к ней. Вместо этого он обманул ее, говоря о том, что «он всегда будет любить милую Лизу», что после возвращения со службы он «уже никогда с нею не расстанется». На самом деле Эраст, «отягченный долгами», думал о том, чтобы жениться на богатой пожилой вдове, чтобы «поправить свои обстоятельства».
Узнав о том, что Эраст собирается жениться на другой, поняв, что он больше не любит ее, Лиза, мучавшаяся от предательства любимого человека, совершает самоубийство. Эраст почувствовал свою вину в случившемся. В повествовании говорится о том, что герой, узнав о судьбе бедной Лизы, «не мог утешиться и почитал себя убийцею». Эраст понимал, что его ошибочные действия привели к трагическим последствиям. Совесть не позволяла Эрасту быть счастливым: «Эраст был до конца жизни своей несчастлив». О несчастном существовании Эраста читатель узнает со слов рассказчика, которому герой рассказал историю своих взаимоотношений с Лизой.
Эраст не убивал Лизу собственными руками, поэтому он не получил наказания в соответствии с законом, однако без наказания он не остался. Эраст неравнодушно относится к гибели Лизы, он тяготится тем, что произошло. Автор показывает, что несчастная жизнь и «почитание себя убийцей» – наказание Эраста за обман и предательство Лизы, которые довели ее до самоубийства.
Первый раздел. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Темы этого раздела связаны с вопросами, которые человек задает себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора, нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, добре и зле, о свободе и ответственности. Этот раздел позволяет задуматься о выборе жизненного пути, побуждает к самоанализу и осмыслению опыта других людей.Объемные произведения:«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов«Евгений Онегин» А. С. Пушкин«Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков«451 градус по Фаренгейту» Р. БрэдбериКороткие произведения:«Зеленая лампа» А. Грин«Спать хочется» А. П. Чехов«Чудесный доктор» А. И. Куприн«Чистый понедельник» И. А. Бунин«Старуха Изергиль» М. ГорькийФильмы:«Головоломка» (реж. Пит Доктер)«Спасти рядового Райана» (реж. Стивен Спилберг)«Вторая жизнь Уве» (реж. Ханнес Хольм)«Призрачная красота» (реж. Дэвид Франкель)«Писатели свободы» (реж. Ричард Лагравенезе)
Второй раздел. Семья, общество, Отечество в жизни человека
Темы этого раздела связаны с отношениями между членами семьи, семейными традициями и обычаями, с принятием или отвержением человека обществом, а также с ролью человека в жизни государства. Объемные роизведения:«Война и мир» Л. Н. Толстой«Отцы и дети» И. С. Тургенев«Горе от ума» А. С. Грибоедов«На дне» М. Горький«А зори здесь тихие» Б. Л. ВасильевКороткие произведение:«Куст сирени» А. И. Куприн«Станционный смотритель» А. С. Пушкин«Шинель» Н. В. Гоголь«Дары волхвов» О. Генри«Реквием» А. А. АхматоваФильмы:«Капитан Фантастик» (реж. Мэтт Росс)«Энканто» (реж. Байрон Ховард, Джаред Буш)«Форрест Гамп» (реж. Роберт Земекис)«Законопослушный гражданин» (реж. Феликс Гэри Грей)«Крестный отец» (реж. Фрэнсис Форд Коппола)
Третий раздел. Природа и культура в жизни человека
Темы этого раздела связаны с рассуждениями об искусстве и науке и их влиянии на человека, о ценности творчества и научного прогресса. Темы также могут быть связаны с вопросами природы и экологии, с отношением человека к природным ресурсам. Объемные произведения:«Собачье сердце» М. А. Булгаков«Прощание с Матерой» В. Г. Распутин«О дивный новый мир» О. Хаксли«Цветы для Элджернона» Д. Киз«Доктор Живаго» Б. Л. ПастернакКороткие произведения:«Вельд» Р. Брэдбери«Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин«Старый повар» К. Г. Паустовский«Зеленое утро» Р. Брэдбери«Оно» У. ЭкоФильмы:«Жизнь Пи» (реж. Энг Ли)«Равные» (реж. Дрейк Доремус)«Форма воды» (реж. Гильермо дель Торо)«Человек, который познал бесконечность» (реж. Мэтт Браун)«ВАЛЛ-И» (реж
Эндрю Стэнтон)Важно! В аргументации нельзя использовать фанфикшн, манги, комиксы и запрещенную законом литературу.Еще больше полезных материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку ищи в телеграм-канале Вероники Смолер!
В.А. Каверин «Два капитана»
В романе В.А
Каверина «Два капитана» важное место в системе отрицательных персонажей и в системе персонажей в целом занимает образ Татаринова Николая Антоныча.
В ходе повествования читатель узнает, что Николай Антоныч был влюблен в Марью Васильевну, жену двоюродного брата Татаринова Ивана Львовича. В.А
Каверин показывает, что для того чтобы быть вместе с Марьей Васильевной, Николай Антоныч совершает по-настоящему ужасный поступок, который можно назвать не только проявлением безнравственности, но и преступлением. Когда капитан Татаринов собирался в экспедицию, Николай Антоныч предложил ему свою помощь в снаряжении. Читатель видит, что Николай Антоныч настолько плохо снарядил экспедицию, что она потерпела поражение. Почти все члены экспедиции погибли. В.А. Каверин показывает, что для устранения мужа своей возлюбленной, для того чтобы ему не мешали устраивать любовные отношения с Марьей Васильевной, Николай Антоныч совершил преступление против нескольких десятков людей, которые отправлялись в экспедицию, даже не подозревая, что она плохо снаряжена. И за то, что он отправил десятки людей на гибель, Николай Антоныч не испытывал ни капли стыда, у него не было никаких угрызений совести. Двоюродному брату капитана пропавшей экспедиции удалось получить то, что он хотел: Марья Васильевна, смирившись с мыслью о гибели мужа, вышла замуж за Николая Антоныча, которому, несмотря на свое преступление, хватило смелости сказать Марье Васильевне, что она находится перед ним в долгу, поскольку он многое сделал для нее и для капитана Татаринова. Николай Антоныч косвенно становится убийцей и Марьи Васильевны, которая, узнав о том, что она вышла замуж за убийцу своего мужа, кончила жизнь самоубийством, в доведении к которому Николай Антоныч обвинил Саню Григорьева, сказавшего Марье Васильевне правду. Но даже самоубийство любимой женщины не заставляет Николая Антоныча признаться в вине и раскаяться в своем преступлении. Долгое время ему удается доказывать свою непричастность к пропаже экспедиции, перекладывая всю вину на Николая фон Вышимирского.
Однако преступления Николая Антоныча не остаются безнаказанными. Спустя годы центральному персонажу Сане Григорьеву удается найти пропавшую экспедицию и доказать причастность Николая Антоныча к ее гибели, о которой он говорил еще в школьные годы. В финале романа показано, как Саня Григорьев приводит неопровержимые факты причастности Николая Антоныча к гибели экспедиции, читая доклад о ее нахождении.
Двухзначные образы
Добро и зло в романе присутствует во всех людях одновременно. Автор хотел показать, как в одном человеке могут быть объединены две противоположные сущности. Среди героев, которым присуща такая двузначность, можно выделить:
- Студент Раскольников.
- Проститутка Соня.
Юноша Родион помогает всем, кто нуждается. Добрые поступки Раскольникова не перестают удивлять. Ему казалось, что убивая он освобождает свою семью от долгов и сможет добиться лучшего, а не принесёт горе. Личность его раздваивается — становится жестокой. Он делает мертвыми других людей. Раскаявшись, герой понимает всю тяжесть преступления.
Соню оправдывает сам автор. Её душа добрая и делает она свою непристойную работу во благо семье. Она одновременно совершает грех и благородный поступок. В сравнении с нею многие выглядят более злыми и недобропорядочными.
Автору жалко всех. Из романа явно напрашивается вывод, что все заслуживают всеобъемлющего прощения. Он сострадает каждому, кто совершает греховный поступок и показывает, какие последствия от него могут быть. Не поздно всё изменить и заново найти себя, если даже запутался в своей жизни, а на примере Раскольникова даже раскаяться.
Понятие добра и зла в любых повестях изучалось давно, но здесь отражается больше всего. Прочитав эти романы, литературный экзамен по егэ можно сдать с лёгкостью.