Роль взрослого в формировании познавательного интереса дошкольников
Основная задача взрослых на этапе формирования познавательного интереса – поддерживать мотивацию дошкольника и использовать методы, помогающие удерживать внимание детей и доводить дело до конца. Родителям нужно позаботиться не только о том, чтобы в доме были справочники и энциклопедии, подходящие для дошкольного возраста, но и регулярно читать с ребенком материалы, обогащающие багаж знаний ребенка. Полезно применять нестандартные развивающие методы
Например, пальчиковые игры для детей увлекательны по своему практическому исполнению и приносят ощутимую пользу развитию мелкой моторики
Полезно применять нестандартные развивающие методы. Например, пальчиковые игры для детей увлекательны по своему практическому исполнению и приносят ощутимую пользу развитию мелкой моторики
Родителям нужно позаботиться не только о том, чтобы в доме были справочники и энциклопедии, подходящие для дошкольного возраста, но и регулярно читать с ребенком материалы, обогащающие багаж знаний ребенка. Полезно применять нестандартные развивающие методы. Например, пальчиковые игры для детей увлекательны по своему практическому исполнению и приносят ощутимую пользу развитию мелкой моторики.
Основные линии работы в развитии детского познавательного интереса:
- Поддержание стремления ребенка задавать вопросы. Выражается в благожелательном отношении и подробном разъяснении вместо коротких ответов-отговорок.
- Дополнительное стимулирование познавательного интереса. Заключается в захватывающих рассказах, выявлении интересующих дошкольника тем, расширении ответов, выходя за пределы темы. Например, рассказывая про часы и минуты можно коснуться календаря.
- Применение игр. Для дошкольников это основная деятельность, в которой осваиваются новые навыки. Можно строить игры в форме «вопрос-ответ» или корректировать сведения, которые ребенок использует неправильно, играя со сверстниками.
- Поддержка дошкольника в его исследованиях. Хвалить по достижению результата и в процессе деятельности так, чтобы ребенок понимал – важны его усилия, направленные на решение задачи.
- Помощь в освоении навыков планирования и постановки цели.
Поддержка взрослыми любознательности ребенка по отношении к любым сферам жизни приведет к наличию развитого познавательного интереса. А это хороший задаток предстоящим школьным успехам и разностороннему развитию личности на любом возрастном этапе.
Слайд 11Коммуникативная деятельность, по сравнению с общением в раннем возрасте, становится более
содержательной. Дети способны высказывать свое мнение, задавать «цепочки» вопросов, обсуждать серьезные вопросы, настаивать на чем-то.Познавательно-исследовательская деятельность, при правильной организации, учит детей видеть проблему, искать способы ее решения, фиксировать результат, анализировать полученные данные.Приобщение детей к чтению художественной литературы и фольклора позволяет нам не только пополнить литературный багаж детей, но и воспитать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с героями книги.
Слайд 8В Предметной деятельности дети познают такие свойства как цвет, форму, характер
поверхности, вес, расположение в пространстве, температуру и др. Эта деятельность помогает детям решать задачу путем проб и ошибок, т.е. при помощи наглядно-действенного мышления.Из общения со взрослыми дети усваивают огромное количество необходимой информации: названия предметов, действий, свойств, отношение взрослых ко всему окружающему. Совместные игры со сверстниками под руководством взрослых позволяют малышам применить знания и умения полученные ранее.Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями обогащают сенсорный опыт детей, создают условия для развития наглядно-действенного мышления, развивают мелкую мускулатуру.
Условия развития познавательного интереса старших дошкольников
Чтобы развивать познавательный интерес, дошкольная образовательная организация разрабатывает специальную программу, в основе которой лежат развитые потребности ребенка и степень их проявления. Это необходимо для выбора форм и методов работы, позволяющих достичь полноценного развития познавательной заинтересованности старших дошкольников. Выбираются такие формы работы, которые в максимальной степени учитывают текущий уровень развития познавательной сферы дошкольника и его познавательные потребности. Например, потребность в положительной коммуникации со взрослыми, потребность в освоении законов функционирования различных социальных процессов и др.
Чтобы воспитательный процесс, ориентированный на формирование познавательного интереса, был продуктивным, требуется соблюдения некоторых условий его реализации. К ним относятся:
- Выбор методов и форм воспитательной деятельности, воздействующих на три стороны восприятия: слуховое, визуальное и кинестическое. Необходимо воздействовать на органы чувств для расширения внутренней активности дошкольника, способствующей его познавательной заинтересованности;
- Формы и методы воспитательной работы должны постоянно обновляться, в них необходимо внедрять компонент новизны: новые детали, условия, факторы;
- Исходя из объекта познания, условий и факторов требуется изменять формы и методы воспитания, поскольку, активизировать познавательный интерес для отдельных сторон действительности можно только, если подобрать соответствующие методы работы, актуальные для данных направлений познания;
- Использование дидактических игр в качестве средств активизации познавательной работы. Игра должна быть доступной для дошкольника, ее правила понятны, а цель ясна. Тогда она позволит получить новые знания и навыки и осознать их учащимися.
Как зарождается познавательный интерес у дошкольников
Познавательный интерес не формируется на пустом месте или по воле родителей. Он появляется, когда ребенок сталкивается с чем-то совершенно новым, что не укладывается в «матрицу» его познаний и опыта. Появляется удивление, озадаченность. Загадка не дает покоя дошкольнику, пока он не прояснит ключики к отгадке.
Пример. Дениска 3,5 лет увидел маленький трактор с кузовом впереди. Первое, чем поинтересовался малыш: «Почему трактор спиной вперед едет?». Выслушав ответ, он еще на всякий случай прошел сам спиной вперед несколько шагов. Затем последовал вывод: «Так водитель видит, что везет».
Ребенок увидел, как распустился цветок на подоконнике, и он уже готов поливать комнатные растения каждый день, чтобы повторить явление. Наблюдает, как бабушка месит тесто, и ему непременно хочется попрактиковаться в превращении рыхлой муки в пластичное тесто.
Дошкольник желает приобщиться к деятельности, которая будит эмоции и переживания. Даже собирание пазлов и конструкторов заинтересовывает ребенка тем, что в итоге должна получиться красивая картинка или модель.
Одни предметы и явления увлекают ребенка кратковременно, другие удерживают внимание надолго. Можно выделить основные формы проявления интереса:
- Любопытство – первичный интерес к предмету, объекту или событию.
- Любознательность – желание детальнее изучить предмет, найти пока еще скрытые его свойства. На этом этапе формируется радость познания нового. Исследования проводятся методом проб или при помощи вопросов.
- Непосредственно познавательный интерес – характеризуется появлением задачи или ситуации, в которой ребенок стремится разобраться самостоятельно, понять истинную сущность явления. На этом этапе демонтируются механизмы на отдельные винтики или разбираются на составляющие куклы, чтобы узнать, что внутри.
Познавательная самостоятельность
Примерно в возрасте пяти лет малыш начинает буквально засыпать взрослых вопросами. Ему интересно всё на свете: “почему тает снег”? “Куда улетают певчие птицы на зимовку”? “Что будет, если воду в чашке оставить на сильном морозе”? Постепенно у маленького исследователя проявляется познавательная самостоятельность. Шестилетнему почемучке нужно самому убедиться в том, что вода под воздействием высокой температуры может превратиться в пар, или замёрзнуть на морозе.
К семилетнему возрасту ребёнок по собственной инициативе вступает со взрослыми в разговор. При этом он уже имеет своё собственное мнение и может объяснить, в чём соглашается с воспитателями, а что считает ошибочным в их рассуждениях.
Однако импульсивному непоседе часто трудно заставить довести начатый эксперимент до конца. Взрослым необходимо поддерживать энтузиазм ребёнка и терпеливо учить преодолевать препятствия на пути к новым открытиям.
Особенности познавательного интереса старших дошкольников
Определение 1
Познавательный интерес – это активная заинтересованность личности в познании окружающего мира, изучении его процессов и явлений, их свойств, расширении своего кругозора и спектра различных навыков.
Познавательный интерес развивается постепенно, по мере взросления и развития ребенка. В дошкольном возрасте, познавательный интерес основывается на изучении основ устройства «мира взрослых». Ему уже не так интересен предметный мир, как основы организации реального мира, находящегося за рамками собственной семьи и близкого окружения.
Старший дошкольный возраст является периодом активного развития ребенка. Его психические процессы переходят в стадию активного развития и приобретают более устойчивый характер. Это способствует развитию мышления и логики, необходимых для активной познавательной деятельности.
Особенностями развития познавательного интереса старших дошкольников являются следующие:
- Преобладание сюжетно-ролевых игр. Дети начинают играть в игры, имеющие определенные правила. Роли участников игры требуют соблюдения конкретных правил, необходимых для достижения цели игры. Старший дошкольник оказывается заинтересованным в достижении цели игры, поэтому, стремится хорошо исполнить свою роль, соблюдая все правила;
- Игровая деятельность старших дошкольников становится более продолжительной – час-два. Это связано с тем, что в игровой процесс переносятся более сложные действия и ситуации из реальной жизни;
- Информация, полученная об окружающем мире, приобретает логическую последовательность, систематизируется и анализируется;
- Старший дошкольник использует знаки для обозначения каких-то действий и операций, свойств объектов, их характерных особенностей;
- Формирование навыков формулирования выводов по различным вопросам;
- Активизация потребности в созидании. Старший дошкольник стремится познавать окружающий мир путем созидания;
- Информация об окружающем мире, усвоенная дошкольником к шести годам, становится фундаментом его дальнейшего познавательного развития;
- Познавательная деятельность приобретает более рациональный, упорядоченный, системный характер;
- Познание основывается на понимании взаимосвязи и взаимозависимости процессов и явлений;
- Развитие бережного отношения к окружающему миру и стремление к его защите;
- Углубление познавательного интереса и его переход в познавательную потребность.
Формирование и развитие познавательного интереса у дошкольников
Младенец появляется на свет с врожденным стремлением познавать. Определённые условия существования подпитывают его познавательную активность. Внутренняя готовность к исследованию появляется у крохи не сразу и не стихийным образом. Чтобы получить новые впечатления об окружающем малыш по мере взросления всё больше занимается поисковой деятельностью, опытами и экспериментами с предметами. Главное в такой деятельности – это знания, в ней добытые. Маленький исследователь экспериментирует всегда. И когда кушает, и когда гуляет, и когда одевается после сна.
Младший дошкольник познаёт мир по принципу: “вижу – действую – познаю”. В три года кроха ещё не в состоянии постигнуть скрытые характеристики предметов. Для него важны ответы на вопросы: “что”? “Для чего”? “Как”? Познавательный интерес младшего дошкольника может удовлетворяться и во время экскурсий на природе. Например, его радуют наблюдения за повадками животных и птиц, явлениями в природе (“на нашем дереве весной распустились зелёные листочки, а осенью листья стали жёлтые и упали с дерева”).
Ко времени окончания детского сада, примерно к семилетнему возрасту, будущий школьник уже имеет обобщённые представления о явлениях, объектах, их свойствах. Он понимает, что “Земля – общий дом для всех живых существ. Её необходимо беречь и сохранять для будущих поколений”.
Чтобы творческие занятия нравились почемучке можно предпринимать следующие действия:
Во время экспериментов с объектами, вещами обращать внимание малыша на его скрытые качества (“если принести снежную бабу в дом, она растает”).
Пользоваться наглядным материалом: книгами с яркими иллюстрациями, проигрывателями, магнитофонами, проекторами.
Что удерживает познавательный интерес в дошкольном возрасте
Познавательный интерес может легко угаснуть, если его не подпитывать. Определенную роль здесь играют взрослые, побуждающие ребенка продолжать, но основные факторы, которые стимулируют на продолжение, это познавательная самостоятельность и наличие мотивации.
В процессе изучения нового происходит соединение чувств и интеллектуальной составляющей. Дошкольник испытывает чувство восхищения, узнав, что времена года в южном полушарии сменяются по другим принципам.
Радость познания нового вызывает нетерпение и полную увлеченность игрушкой или книгой, в которой присутствует новая информация. Демонтаж будильника или кухонной техники провоцирует такой азарт, что юный исследователь может не заметить родителей, наблюдающих за ним.
Небольшие опыты, которые можно провести с помощью многочисленных наборов юных физиков и химиков, заставляют замирать в предвкушении результата. И, наконец, ничто не мотивирует так на продолжение познания, как достигнутое самостоятельно решение.
Познавательная самостоятельность
Начиная с пятилетнего возраста, дошкольник все чаще задает цепочки уточняющих вопросов. Он заинтересовывается конкретным предметом или процессом, задает главный беспокоящий его вопрос, но полученный ответ побуждает его к дальнейшим исследованиям и новым вопросам.
Старшие дошкольники могут высказывать свое несогласие с ответом, предлагать свой вариант и настойчиво выяснять, в чем их предположение ошибочно. При необходимости получить дополнительную информацию, дошкольники сами инициируют беседу со взрослым и задают вопросы, восполняя пробелы в своих знаниях.
Одно из основных условий проявления познавательной самостоятельности – достаточное развитие волевой сферы. Решая поставленную самому себе задачу, необходимо довести дело до конца, даже если встречаются препятствия: не откручиваются винтики, не совмещаются детали, не получается нарисовать так, как подсказывает воображение.
Познавательная мотивация
Мотивация – второй кит, на котором стоит познавательный интерес. Предложение взрослого на словах собрать модель или почитать книгу не имеет силы. Необходимо, чтобы ребенок был увлечен процессом сам и стремился продолжить или начать исследование.
Задача, прежде заинтриговавшая ребенка, может оказаться довольно непростой для него
Чтобы продолжать заниматься ее решением, нужно удерживать внимание и помнить о цели. Это не под силу младшим дошкольникам, которые еще не научились управлять своим вниманием
Психологи выделяют условия, необходимые для формирования познавательной мотивации дошкольника:
Эмоциональная поддержка
Ребенок дольше удерживает внимание и интерес к делу, если его подбадривать, хвалить, поддерживать.
Активизация мыслительных процессов. Незначительные подсказки малышу, предложение проверить еще одну версию воодушевляет юного исследователя
У него появляется ближайшая цель и идеи, как ее достигнуть.
Обсуждение успехов и неудач, побуждение ребенка самостоятельно находить объяснения, почему получилось или не удалось найти решение.
Воспитание любознательности порождает самостоятельную привычку искать в окружающем пространстве все неизведанное и непонятное. Узнавать новое становится для ребенка потребностью и мотивирует к познавательным действиям, будь то обучение чтению или составление коллекции.
Слайд 15Почему дети в опытах активны?Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он
настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить. Воспитанник быстрее идет на контакт со сверстниками, взрослыми, может сразу видеть и ощущать результат, в процессе исследовательской деятельности. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования.
Проблема формирования познавательных интересов дошкольников
Стремительное развитие информационных технологий настраивает родителей и воспитателей на то, чтобы выбрать наиболее эффективные методы обучения. Для этого на творческих занятиях используются инновационные методы.
С младшего дошкольного возраста, применяя конструкторы можно постепенно вводить кроху в мир многообразных форм и образов, учить и при этом не перегружать его информацией
У трёхлетки ещё непроизвольное внимание и взрослый во время игры учитывает эту возрастную особенность. Так, например, сегодня при помощи конструктора ребёнок участвует в игре – театрализации, а завтра мастерит из него игрушку – украшение маме в подарок. Все занятия взаимосвязаны между собой
На каждом из них педагог побуждает дитя действовать и творить под руководством взрослого
Все занятия взаимосвязаны между собой. На каждом из них педагог побуждает дитя действовать и творить под руководством взрослого.
В старших группах детского сада используется инновационный метод проектов. Обычно ребёнок, занятый в проекте может решать творческие задачи разными способами. При этом он упражняется в составлении коротких рассказов, производит математические вычисления, рисует, лепит, конструирует
Так как уровни познавательного интереса у каждого дошкольника разные, то для педагога во время взаимодействия со старшими детьми важно изучить познавательный интерес каждого из них и раскрыть таланты и способности ребят
Пример проекта “Профессии моих родных” со старшими дошкольниками.
Работа разбивалась на несколько этапов. Состояла из творческих занятий по развитию речи (познавательно – речевое развитие; экскурсия на предприятие), художественно – творческой деятельности (создание общего коллажа из рисунков и фото о профессиях родных), творческих игр. При этом ребята знакомились с профессиями своих близких, у них появлялся интерес и желание “посмотреть своими глазами”, где работают папа, мама, бабушка, дедушка. Используя помощь взрослых дети сами составляли коллаж, пользовались компьютером, принтером. В играх моделировали ситуацию на заводе, где побывали на экскурсии. Представляли себя сварщиками, мастерами участка.
Развитие познавательных интересов у старших дошкольников
В старшем дошкольном возрасте значительно возрастает взаимосвязь познавательного интереса и внимания. В этот период дети осознают, что правильный результат во многом зависит от того, насколько тщательно были учтены все детали.
Также формируется произвольность функции внимания, дети способны сосредоточиться на задаче, не отвлекаясь на посторонние предметы или ситуации.
Поступательное развитие познавательных процессов приводит к тому, что старшие дети больше анализируют, обучаются выделять главное и абстрагироваться от незначимых признаков. С одной стороны, они более способны находить ответы на свои вопросы, но, с другой стороны, их познавательные интересы охватывают больше сфер.
На этом этапе формируется познавательный интерес к математике. Дошкольникам интересно выполнять простые арифметические действия, измерять предметы, решать логические задания.
Значительную роль в развитии познавательной активности играет поисковая и экспериментальная деятельность. Ребенок – экспериментатор. Познание мира опытным путем – его естественное состояние. Кроме того, результат, полученный в рамках эксперимента, усваивается значительно лучше, чем просто рассказ взрослого.
В процессе эксперимента старший дошкольник своими силами получает ответы на значимые в его возрасте вопросы: «Как?» и «Почему?». Можно сколько угодно рассказывать ребенку о законах аэродинамики, но он не поймет о чем идет речь, пока не запустит бумажного змея.
На прогулках или экскурсиях дети получают возможность постоянного экспериментирования: почему листик уплывает по ручью, из-за чего тает снег; увидеть, что сорванная ветка засохнет или, наоборот, пустит корни в стакане с водой.
Близка по сути к опытам познавательно исследовательская деятельность. Она включает эксперименты, но также предполагает использование коллекционирования для обучения классификации предметов по различным признакам. Собирать можно как гербарии и марки, так и фигурки из коллекции роботов.
Экскурсии помогают исследовать кусочек пространства, по которому проложен маршрут. Учебные действия заключаются в получении минимальных навыков картографии, изучении растений и повадок животных, встреченных на пути.
Как появляется познавательный интерес и пути его развития
С младенческого возраста человек начинает проявлять заинтересованность в том, что его окружает. В возрасте полугода кроха может самостоятельно искать потерянные погремушки, радоваться им. К младшему дошкольному возрасту (около трёх лет) непоседа проявляет активность в познании. Теперь он не просто реагирует на появление новых объектов в его жизни, но и стремится как можно больше действовать с ними: трогать, крутить, катать, пробовать на вкус.
Интерес к познанию у дошкольника проявляется в следующих формах:
- Любопытство. Это эпизодическая, стихийная заинтересованность к незнакомому объекту или событию, свойственная малышам до шести лет (“можно ли плюшевого мишку накормить кашей”?)
- Любознательность. Она проявляется при правильном обучении и поддерживании интереса к исследованиям у детей старше пяти лет. При этом непоседы испытывают радость и гордость, если эксперимент завершается удачно.
Пути развития интереса к познанию.
- Перед ребёнком ставится определённая цель, проблема (“нам нужно вырастить из фасоли растение”).
- С малышом обсуждается, где можно получить нужную информацию (“можно почитать в энциклопедии, или в интернете, как это сделать”).
- Предлагается пообщаться со взрослым человеком (“узнаем, как бабушка сажает фасоль в землю”).
- Обобщается опыт, который получили в ходе эксперимента (“теперь мы узнали, как можно вырастить фасоль из замоченного в воде семени”).
Ход занятия.
Приветствие. Давайте скажем друг другу «Добрый день!».
Разминка. Подарок.
Игра в мяч.
Дети свободно двигаются под веселую музыку. У одного из детей (водящего) в руках мяч.Он кидает его и кричит: «Таня!» Девочка из группы по имени Таня быстро подбегает и ловит мяч. Она задумывается, подбрасывает мяч и кричит новое имя. Тот из детей, кто заигрался и не услышал своего имени, становится «зрителем» (выбывает из игры).
Упражнение «Дракон кусает свой хвост».
Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держатся за плечи друг друга. Первый ребенок – «голова Дракона», последний – «хвост Дракона». «Голова Дракона» пытается поймать «хвост», а тот убегает от нее.
Рекомендации: ведущими в этой игре нужно дать возможность побы-вать многим детям. Во время игры следите, чтобы дети не отпускали друг друга.
Арт-терапевтическое упражнение (творческий компонент). Техника драматерапии. Постановка сказки. Сначала выбирается сказка, знакомая детям. Потом выбираются дети на роль героев сказки. Они обсуждают подробности, репетируют и показывают сказку остальным детям.
Упражнение «Слушай и исполняй».
Ведущий называет несколько действий, но не показывает их. Разрешается повторить это задание 1-2 раза. Затем дети должны повторить эти действия в той последовательности, в какой они были названы ведущим,
Повернуть голову направо, повернуть голову прямо, опустить голову вниз, повернуть голову прямо. Поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки. Повернуться налево (на 90 градусов, присесть, встать. Поднять правую ногу, стоять на одной левой ноге, поставить правую ногу.
Рекомендации: в первую игру ведущим должен быть или руководи-тель группы, или ребенок, заранее подготовленный к этой игре. На первом занятии детям не надо давать сразу 4 задания, т. к. им будет сложно справиться с ними в первый раз. Можно предложить сначала только два задания и посмотреть, как ребята с ними справляются. Если у них получается повторить два задания, то можно добавить третье и четвертое. Но если детям оказывается сложно сделать верно два задания, нужно отработать их выполнение и на следующее занятие добавить другие движения.
Релаксация. «Желаю тебе». Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и высказать пожелания друг другу.Игра проходит следующим образом: один ребенок становится в центр и выбирает себе кого – то из нас,пожимает руку и произносит: «Желаю тебе…». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем выбирается третий участник. Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединится последний участник и круг замкнется,мы все дружно скажем: «Желаем всего самого хорошего!». Рефлексия занятия.