Постановка звука Р

Подготовительный этап

На данном этапе создаются условия для формирования правильной артикуляции звука. Родитель, который решил самостоятельно поставить звук своему малышу должен понимать значение данного этапа для эффективной постановки звука.

Главным условием правильной артикуляции звука является развитый речевой аппарат, поэтому необходимо выполнение специальных упражнений.

Упражнения должны выполняться регулярно в течении нескольких недель, до тех пор, пока ребенок не научиться их выполнять легко и без напряжения.

Комплекс артикуляционной гимнастики для звука включает такие упражнения, как:

  • «Лопатка»,
  • «Маляр»,
  • «Ах, какое вкусное варенье»,
  • «Барабан»,
  • «Лошадка»,
  • «Грибок»,
  • «Гармошка»,
  • «Качели»,
  • «Фокусник»,
  • «Комар».

Развитие фонематического восприятия является важным условием для правильного произношения любого звука, в том числе и для . Речевой материал для работы с упражнениями:

— «Верное слово»,

— «Найди лишнее!»,

— «Будь внимателен!» обязательно должен включать звук, с который ставиться ребенку.

Как выглядит коррекционная программа

Существуют разные виды нарушения, поэтому и способов, которыми пользуются дефектологи для постановки звука «р» несколько. Но есть и общие упражнения, которые помогают маленьким пациентам независимо от причины неправильного проговаривания. К ним относятся следующие техники:

  1. Подражание, при котором используется слуховое восприятие. Ребенок должен подражать реву льва, мотора, грому. Проводится перед зеркалом.
  2. Губная гимнастика. В нее входят: улыбки, губы в трубочку, медленное открывание рта.
  3. Языковые упражнения. Вырабатывается управление языковыми мышцами, начиная с расслабления, перемещения языка вдоль зубов в разные стороны, загибание кончика кверху, цоканье и другие приемы.

После того как малышу становятся доступны артикуляционные приемы, начинается постановка звука «р», для которой, помимо упражнений, используется механическое воздействие. Проводить этот этап должен опытный врач. Например, ребенку предлагается изобразить прием «гул самолета», а логопед, надев соску на деревянный шпатель, производит ряд быстрых движений, касаясь языка пациента снизу, чтобы он вибрировал. Используются и приемы получения вибранта на основе произносимых звуков.

По достижении стойких результатов начинается работа над речью. Сначала работают над повторением слогов, затем слов и небольших фраз. Занятия должны иметь форму игры, чтобы дети сами были заинтересованы в том, что они делают.

Если нарушение произношения у ребенка стало заметным или домашние попытки коррекции не дают результатов, хороший вариант — обратиться в Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр». Профессиональные дефектологи знают, как быстро поставить звук «р», разработав индивидуальную программу для каждого ребенка. При необходимости здесь же можно получить консультации невролога и других специалистов.

Стоимость диагностики логопеда + нейропсихолога 7000 рублей 3990 рублей.

Дефектное произношение

Не все родители могут определить правильно ли их ребенок говорит. Обычно на искаженное произношение указывают врачи, воспитатели или другие взрослые люди. Косноязычие свойственно детям до четырех лет. До этого возраста никто не ждет от них идеальной речи. Звуки , , , относят к сонорам. В норме они появляются к пяти годам. Такой долгий срок формирования обусловлен сложностью произношения.

При звуке кончик языка поднимается к альвеолам (бугоркам за верхними зубами). Он напряжён и вибрирует от воздушной струи. Боковые края языка прижаты к зубам, воздух проходит по середине. Мягкое небо закрывает проход в нос. В итоге под воздействием воздушной струи разрывается смычка между кончиком языка и альвеолами, язык начинает вибрировать.

Звук образуется аналогичным образом. Только кончик языка опускается чуть ниже, средняя часть языка поднимается чуть выше.

ротацизмом

Если происходит замена на другой звук, то этот дефект называется параротацизмом.

Для определения правильного звучания нужно посмотреть на артикуляционный уклад. Если наблюдаются отклонения от нормативного звучания (язык не поднимается или дрожит целиком и т.п.), то ребенок говорит неправильно. Для проверки наличия замен звуков ребенку предъявляют ряд картинок, где есть разное положение звука (в начале, середине, конце).

Желательно зафиксировать как произносит ребенок (например, вместо «рыба» говорит «лыба»). Нередко встречается отсутствие звука. Тогда слово будет звучать не «корова», а «ко’ова».

Упражнения для общего развития речи в домашних условиях

Дома необходимо обязательно регулярно проводить логопедические занятия для детей 4-5 лет, упражнения которых включают в себя не только речевую часть, но и гимнастику для органов речи и пальчиков.

Пальчиковая гимнастика

Данный комплекс простых упражнений стимулирует отдел в мозговом центре, который отвечает за правильную речь. Именно поэтому занятия на мелкую моторику нужны не только самым маленьким, но и дошкольникам.

Пальчиковая гимнастика стимулирует отдел головного мозга, отвечающего за правильную речь

Все упражнения делаются по 8-10 повторов:

  1. «Открывание» и «закрывание» пальцев на каждой руке. Сначала по очереди, потом вместе. Постепенно можно увеличивать скорость.
  2. Положить руки на стол: левая касается стола ладошкой, правая — тыльной стороной. Затем одновременно руки надо перевернуть.
  3. Сначала изобразить речку: сложить руки, ладонями вверх, как будто в них набрана вода. Затем изобразить пароход — сложить ладони вместе, прижать большие пальцы друг к другу и поднять их вверх. Потом изобразить приплывших рыбок: прижать все пальцы друг к другу, ладони вместе и сделать руками движения, как будто плывет рыбка.
  4. Изобразить дерево с ветками — руки вертикально, пальцы растопырены в разные стороны. Затем показать корни дерева — в том же положении перевести руки пальцами вниз. Затем показать листопад: быстро-быстро сжимать и разжимать пальцы.

Артикуляционная гимнастика

Эти упражнения направлены на развитие языка — главного органа, отвечающего за правильность произношения звуков.

Обратите внимание! Благодаря регулярным тренировкам по артикуляционной гимнастики вскоре ребенок начнет произносить даже самые сложные для него звуки

Улыбнуться как можно шире, зубы сомкнуты, находятся ровно друг на друге. Задержаться в таком положении и отсчитать 10 секунд.
Вытянуть губы вперед и сделать вид, как будто слон набирает воду хоботом. Задержаться 10 секунд в таком положении.
Изобразить змейку: широко улыбнуться, высунуть язык трубочкой, затем спрятать назад.
Широко открыть рот и делать языком «цоканье», изображая лошадь

При этом важно следить, чтобы у ребенка нижняя челюсть была неподвижной, а работал только язык.
Широко улыбнуться, высунуть язык как можно дальше и зажать его слегка зубами. В таком положении «протащить» язык назад в рот.
Широко открыть рот, высунуть язык и изобразить часы — переставлять язык от одного уголка рта к другому.. Все эти упражнения повторять по 8-10 раз или в течение 10-15 секунд

Все эти упражнения повторять по 8-10 раз или в течение 10-15 секунд.

Игры для развития фонематического звука

Логопедические игры для 4-5-летних детей на развитие фонематического звука должны быть обязательно включены в ежедневные занятия. Они простые и одновременно интересные, а результаты не заставят себя долго ждать. Уже спустя месяц регулярных упражнений, качество детской речи заметно улучшится.

  • «Игра в тишину». Эта игра очень простая. Ребенку предлагается на 2 минуты не произносить ни звука и закрыть глаза. Как только время вышло, потом попросить малыша рассказать, какие звуки он слышал.
  • «Хлопок-топот». Суть игры: заранее договориться с ребенком, на какой звук он будет топать, а на какой — хлопать. Например, если слышит звук , то топает ножкой, если звук , то хлопает ладошками. Далее взрослый называет разные звуки, а когда ребенок слышит нужные ему, хлопает или топает.
  • «Поймай слово». Суть этой игры проста: ребенку задается слово, услышав которое он должен будет хлопнуть в ладоши. Далее взрослый называет по очереди несколько слов, схожих по звучанию. Как только ребенок услышит нужное ему, должен хлопнуть в ладоши.

Для развития фонематического звука необходимо регулярно играть в логопедические игры

II этап работы

(проводится как часть занятия)Тема: Уточнение произношения имеющегося звука р или вызывание его по подражанию в детском саду.

Цель: Добиваться правильного произношения звука р, воспитывать умение определить правильное положение языка.

Предшествующая работа. Подъем языка за верхние зубы отрабатывался на звуках т, д, н, ш, ж, л; целенаправленная воздушная струя, идущая посередине языка, — на звуках ф, в, с, з; умение делать язык широким — на звуках ц, с, э, ш, ж.

Подготовительная работа. Уточнить, как дети произносят звук р. Приготовить картинку с изображением тигра.

Игра «Лошадки»

Краткое описаниеДети делятся на 3 группы. Одна группа изображает наездников, две другие — лошадок. Дети, изображающие лошадок, берутся попарно за руки и с цоканьем ездят, управляемые наездником. По сигналу воспитателя наездник останавливает лошадок, сердито говоря: «тррр…» Потом дети меняются ролями.

Упражнение «Тигр рычит»Краткое описаниеВоспитатель показывает детям картинку, на которой изображен тигр, и говорит, что тигр рычит громко, сердито. Дети длительно произносят звук р, подражая рычанию тигра. Воспитатель спрашивает: «Где был язык, когда мы произносили звук р? («Язык был у бугорков, за верхними зубами».). Что делает язык, когда мы произносим звук p («Язык пляшет -дрожит».) А как рычит тигр? («Тигр рычит сердито».) Правильно, когда мы произносим звук р, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы и там дрожит».

Методические указания

Обратить внимание детей на то, что при произнесении звука р язык поднят за верхние зубы, но не прижат, а дрожит. Если у детей на занятии не будет вызван звук р или он будет произноситься недостаточно четко, то на занятиях подгруппами и на индивидуальных занятиях надо вырабатывать звук р проторный (звук, который произносится при том же положении органов артикуляционного аппарата, что и звук р, но без вибрации кончика языка) и вибрацию кончика языка

Выработка вибрации кончика языка.

Для вибрации необходимы следующие упражнения:1. ребенок произносит р проторный, а в это время логопед шпателем, подложенным под переднюю часть спинки языка, или прямым указательным пальцем (предварительно вымытым) самого ребенка производит частые колебательные движения от одного угла рта к другому. В результате механической помощи начинает вибрировать кончика языка и появляется рокот, необходимый для хорошего произношения звука р.2. ребенок произносит звуки (д-д-д-д…), при этом прямым указательным пальцем (предварительно вымытым) проводим под языком влево, вправо. В результате помощи начинает вибрировать кончика языка.

Автоматизация звука Р в слогах (ра, ро, ры, ру)

После получения изолированного звука, его введение в речь начинают с слогов. Если постановка была от опорного звука, то используют сочетания: дра, дро, дру и т.п. Для того чтобы детям было интересно это делать, произношение звуков совмещают с разными играми.

Предложите ребенку выкладывать фишки на каждый произнесенный слог либо прошагать его

Для развития слуховой памяти ребенка не только просят повторить слоги, но и запомнить их. Например, дается дорожка: дра-дра-дро-дра. Ее нужно повторить. Если ребенку сложно воспроизвести 4 слога, то их количество уменьшают до трех или двух.

Посмотрите видео с упражнениями для автоматизации звука Р:

Последние новости центра

  • 619

28.11.2023

Повышении цен с января 2024 года

Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…

  • 362

28.11.2023

Праздничные дни в новогодний период

Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …

  • 587

28.09.2023

Проведение технических работ

Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…

  • 437

14.09.2023

Ведется запись на онлайн-диагностику

Новая услуга центра
Ведется запись на онлайн-диагностику к ведущему логопеду и …

  • 867

25.05.2023

Обновленные правила центра

Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…

  • 813

27.04.2023

Открытие нового центра в Москве!

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о скором открытие нового…

  • 487

27.04.2023

График работы центра в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …

Способы постановки звука

Скороговорки на произношение звука «р».

Основные приемы постановки:

По подражанию — внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляции при использовании зрительного и слухового контроля.
Механическим способом — с использованием логопедических зондов, шпателей, поручных средств.
Смешанным способом — постановка от других звуков.

Период закрепления правильного звука — от 25 до 60 дней. Уроки проводят 2 раза в неделю, без логопеда в домашних условиях занимаются ежедневно.

Подражание

До 6 лет чистые «Р» и «РЬ» появляются у детей по подражанию. Ребенок овладевает артикуляцией самостоятельно через фонематическое восприятие, ориентируясь на речь окружающих людей. Поэтому произношение взрослых должно быть чистым и четким, без нарушений.

Постановка «Р» от звука «Д»

Можно научить ребенка говорить букву «Р», отталкиваясь от уже сформированных звуков.

Постановка от «Д»:

  1. Ребенок звонко произносит «Д». Кончик языка упирается в альвеолы верхнего неба. Язык не отрывается от неба.
  2. Повторять без остановки «Ддддд». Язык завибрирует и появится «ДДД-РРР».
  3. Говорить слоги ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, в которых «Р» звучит твердо.
  4. Проговаривать слова, которые начинаются с «ДР», «ТР», отработать произношение.
  5. Убрать «Д» из упражнений.

Упражнения от звука «Ж»

Если дошкольник корректно выговаривает «Ж», то при его выговаривании можно отодвинуть язык палочкой вглубь рта. Образуется короткий «Р». Закрепить его, повторяя упражнения. После автоматизации «Р» подбирать слова без использования «Ж».

Постановка от звука «З»

Ребенок произносит «З» кратко, слегка дотрагиваясь языком до альвеол, сильно дует на язык. Будет слышен одноударный «Р», который потом легко переходит в вибрирующий.

Этот способ редко применяется на практике, т.к. артикуляция «Р» и «З» различна.

Упражнения от звука «С»

Ребенок длительно тянет «Ссссс», затем вдыхает через рот и прижимает язык к альвеолам. Появится короткий «Р», который автоматизируется через вышеописанные упражнения.

На вдохе

Отличительная особенность вышеописанного метода в том, что звук вызывается на вдохе. Речь строится на длительном выдохе, вдох при речевом дыхании короткий. Но при постановке «Р» от «С» ребенок произносит звук, вдыхая воздух.

Способы постановки звука «р».

Механическим методом

«Р» ставится механическим способом с помощью логопедических инструментов. Ребенок открывает рот, поднимает язык к небу. Логопед постукивает молоточком в альвеолы, добавляет вибрацию шпателем. Звук закрепляется с помощью упражнений, отрабатывается вибрация сначала со шпателем, потом без него.

Вибрацию языка удается получить следующим способом: на кончик языка положить плотный комочек бумаги (привязанный к длинной нитке), убрать язык за верхние зубы и сильной струей воздуха сдуть его с языка.

Механический метод применяется с осторожностью, в игре, чтобы не травмировать дошкольника

Можно ли заниматься постановкой звуков Р и Л без логопеда?

В отсутствие прочих нарушений речи родители вполне могут попытаться помочь своему ребенку справиться с трудными звуками Р и Л

В занятиях важно придерживаться правильных рекомендаций, последовательности и регулярности

При должном старании, без перенапряжения и стресса, результата можно достичь и без помощи специалиста. Однако отметим, что если через полтора-два месяца регулярных занятий, ребенок так и не сумел «приручить» сложные звуки, вам все-таки придется посетить логопеда. Может быть причина в том, что вы неправильно выполняете нужные упражнения, а может быть, у ребенка имеются какие-то другие нарушения речи (например, дизартрия, ринолалия), которые родители не сумели выявить самостоятельно.

Учим ребенка распознавать звук [р] на слух и формируем привычку к нему

Теперь поработаем над распознаванием звука на слух.

Наиболее часто дети заменяют звук на , , , , . И прежде чем заниматься постановкой , нужно научить ребенка распознавать его в словах.

Для этого используйте игры на развитие фонематического слуха. Например, просите ребенка хлопать в ладошки, когда он слышит звук в слове. Таким образом, он запомнит правильный звук и привыкнет к нему.

Пробуем ставить звук «Р»

Теперь, когда язычок ребенка хорошо натренирован, можно пробовать поставить . В этом поможет еще одна веселая игра.

«Барабанчик-ракета»

Сначала попробуйте сами. Дотроньтесь языком до бугорков на нёбе и постучите в одну точку, издавая звук «д-д-д-д». При этом подбородок должен оставаться неподвижным, работает только язык. Получилось?

Отлично! Теперь оставьте язык вверху и сделайте резкий сильный выдох, чтобы кончик языка задребезжал, имитируя приглушенный звук .

Теперь зовите ребенка играть.

Скажите: «Давай поиграем с язычком в барабанчик. А потом выпустим из ротика ракету».

Уделяйте этой игре по несколько минут в день и увидите, как с каждым «запуском ракеты» у ребенка все лучше и лучше начнет получаться звук .

А когда он уже уверенно «зарррычит», переходите к следующему и самому веселому этапу – автоматизации (закреплению).

Как заинтересовать ребенка?

Чтобы занятия были эффективными, малютке должно быть интересно. Читаете книжку — комментируйте ее, изображайте героев сказок, по ходу повествования ненавязчиво вставляйте артикуляционные упражнения. Гуляя на улице, «покачайтесь язычком на качелях», проходите мимо стройки — станьте «малярами». Возьмите себе за правило чистить зубы не только щеткой, но и языком.

Существует определенная последовательность в разучивании комплекса артикуляционной гимнастики. Для начала вы в игровой форме рассказываете об упражнении, привлекая игрушки (гармошку, лошадку, грибок), картинки. Заодно покажите буквы. Чтобы у малыша загорелись от восторга глазки, понадобится ваше актерское мастерство. Важны интонация голоса взрослого и эмоциональный настрой. Вы скучаете — ваш отпрыск тоже.

Рассказали — покажите упражнение сами, да не просто так, а с восторгом. Гарантируем, что с таким же упоением малыш будет повторять за вами. Когда ребенок старается сделать все сам, следите за правильностью выполнения: если требуется, помогите чаду удерживать язык, «заводить моторчик», используя соску, чайную ложку или шпатель.

Ваше золотце любит варенье? Намажьте сладким верхнюю губу; дети с удовольствием слизывают его, при этом фиксируя нужное положение языка. Фантазируйте. Если в доме живут питомцы, привлекайте их. Облизнитесь, как Барсик. У кого получится лучше? Чей язык длиннее — Рекса или Дашеньки?

Используйте музыку, комбинируйте артикуляционную гимнастику для постановки звуков с движениями рук, тела. Полезны игры с водой — дуть через коктейльную трубочку в стакан с водой, пускать мыльные пузыри, сдувать легкие предметы — перышки, ватные шарики, кусочки бумаги. Можно задуть горящую свечку — на медленном выдохе, постепенно отдаляя свечку от ребенка.

Учимся выговаривать букву «Р» — различные упражнения

Неправильное произношение буквы «Р» выглядит мило и трогательно у детей, но не всегда украшает взрослого человека. Причиной невыговаривания этого звука может быть неправильная артикуляция или физиологические особенности логопедического аппарата.

Упражнения для подъязычной связки

Часто именно низкая эластичность подъязычной связки становится причиной дефектов дикции. Увеличивают подвижность языка при помощи следующих упражнений:

  • Кончик языка нужно постараться дотянуть до носа;
  • Крепко прижать кончик языка к нёбу и, около зубов, провести его максимально далеко к горлу;
  • Широко открыть рот, максимально высунуть язык и кончик языка выгнуть вверх;
  • Провести языком слева направо по всем зубам и обратно;
  • Свернуть язык в виде лопаты и максимально высунуть наружу.

Упражнения для кончика языка

Для успешного произнесения звука «Р», кончик языка должен вибрировать. Для активизации нужных мышц делают следующее:

  • Несильно (но ощутимо) покусать кончик языка;
  • Прижать язык к нёбу, а затем часто и сильно пощёлкать;
  • Прижать высунутый язык к губе и выдохнуть струю воздуха, создавая вибрацию;
  • Широко открыть рот, и часто, с усилием, произносить звуки «Д» и «Т».

Правильное произношение звука «Р»

После того как перечисленные упражнения освоены, можно начинать произносить нужный звук:

  • Вначале звук «Р» произносится в том же положении языка, что и звуки «Т» и «Д», но с вибрацией — нужно прижать кончик языка к нёбу и направить на него струю выдыхаемого воздуха (помочь ему вибрировать можно собственным чистым пальцем или чайной ложкой);
  • Когда вибрация стала получаться самостоятельно, пришло время пробовать произносить сочетания: «трррр», «дрррр»;
  • Далее необходимо подключить гласные, выговаривая слоги: «тру», «тро», «тра», «тре», «дру», «дро», «дра» и «дре»;
  • Затем нужно говорить слова, начинающиеся на «тр» и «др» (друг, трест, драма, тракт и т.д.);
  • Финальная стадия — тренировка при помощи специальных скороговорок.

Все эти упражнения желательно делать перед зеркалом.

Подведем итоги

Проблема произношения «Р» встречается довольно часто. На это бывает множество причин, в основном, идущих из детства.В нашей статье мы расскажем, как можно научиться говорить букву Р, как разобраться в причинах картавости и дадим несколько полезных советов.

Если Вы не выговариваете букву Р, а Вам уже много лет, то не стоит отчаиваться, в любом возрасте можно себя переучить. Конечно, чем Вы старше, тем дольше времени это займет. Но это никогда не помешает, ведь человек с правильной речью всегда лучше воспринимается, чем с дефективной.

Главное — регулярность упражнений, удачи!

Хотелось бы отметить, что у некоторых людей такая проблема появляется сугубо по физиологическим причинам — короткая уздечка под языком. Выяснить это можно у врачей. Выхода из положения может быть два: это мини-операция подрезание уздечки (она очень быстрая) и второй вариант — попробовать растянуть её. Для последнего варианта нужно выполнять различные упражнения для растяжки уздечки — например, пробовать кончиком языка дотянуться до носа и подбородка.

А если у Вас с языком все в порядке, то стоит попробовать следующую методику, чтобы научиться говорить букву Р:

Выберите несколько скороговорок, где очень часто выстречается буква р. Так как научиться выговаривать букву р можно только если на нее постоянно налегать. Например: Ехал грека через реку, видит грека в реке рак. Или можно взять выучить поэму Гумилева «Капитаны», там очень много слов с буквой р. И каждый день рассказывать себе их. В первое время будет очень сложно, но с каждым разом звук р будет получаться все лучше и лучше.

Главное — не бросать занятие на полпути. Также будут полезны слова «бронетранспортер», «крейсер аврора», «красноармеец». Если Вы будете записывать свои занятия, а потом прослушивать, то Вы сможете отслеживать прогрес. Вот так можно научиться говорить букву р.

Есть еще и такой способ:

  • В течении пары минут попробуйте медленно проговаривать Дэ Тэ Лэ без остановок.
  • Теперь прибавьте темп и в течение пяти-шести минут опять их проговаривайте, только быстро-быстро. Вы должны заметить, что при произнесении последнего звука Лэ, кончик языка начинает попадать на холмики над верхними зубами, и получается что-то похожее на р.
  • Теперь нужно проговаривать звуки Дэ Тэ Дэ, причем последнюю Дэ стараемся произносить не как обычно, а как Лэ (похоже на произношение англичан).
  • Потом медленно ДэТэДэ. Пять минут.
  • Теперь ускоряемся, пока не будем слышать Рэ.
  • Теперь, время слов: ДРОТ, ДРОВА, ДРОЖЬ, ТРОСС, ТРОЛЬ, МЕТРО, БЕДРО, ХРОМ.

И, далее, любые слова с Р, какие вспомните.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий