Закрепление
После обучения ребенка звуку необходимо автоматизировать произношение «Ч». Процесс происходит постепенно от легких до более сложных заданий:
- Использование слогов. Они должны быть изначально прямыми (ча-ча-ча, чу-чу-чу и т.д). После проговаривают обратные (ач-ач-ач, уч-уч-уч). Если нужно дифференцировать звук «Ч» от «Т», «Ц» или «Щ», то применяются слоги с наличием этих букв (ча-та, що-чо, чу-цу).
- Слоги и слова. Для этого этапа подходят чистоговорки (Ча-ча-ча – сидит зайчик у врача).
- Слова. Буква должна стоять в начале слова, в середине и в конце. Используют стихи, песенки, скороговорки.
- В предложениях. Чтение текстов, рассказов, историй вместе с ребенком.
Обычно закрепление результата логопеды предоставляют родителям в качестве домашних заданий. Детям проще обучаться в привычных условиях не стесняясь взрослых.
Post Views: 1 225
Возраст ребенка и готовность его речевого аппарата
Схематически речевое развитие ребенка можно поделить на этапы.
1 этап. Подготовительный
Возраст малыша – до 1 года. В это время важным моментом развития малыша является гуление и лепетание. Сначала звуки появляются непроизвольно, а к 5 месяцев ребенок учится подражать взрослым и отвечать им.
2 этап. Преддошкольный
Длится от 1 до 3 лет. В этот период дети начинают разговаривать односложными фразами (Вместо “Бабушка, иди” говорят “Баба, ди”). До двухлетнего возраста наращивается словарь предметов и глаголов (до 24 месяцев словарный запас составляет 90-100 слов).
После двух лет начинается работа над качеством речи, формируется четкое произношение большинства звуков.
3 этап. Дошкольный
Длится до 7 лет. К этому возрасту активный словарь ребенка включает себя 3000 слов. В 3-4 года малыш ещё может заменять некоторый звуки (ц, ч на ть), смягчать согласные звуки.
К 5 годам смягчение должно пройти, формируются свистящие и шипящие звуки.
К 6 годам ребенок учится произносить звуки Р и Л, в речи появляются сложные правильно построенные предложения.
4 этап
В 7 лет речь ребенка должна быть полноценным средством общения. Дети не только произносят все звуки речи правильно, но и различают их на слух, умеют их анализировать. В речи появляются союзы и союзные слова, ошибок в произношении практически нет. После нескольких замечаний ребенок анализирует речь и исправляет ошибки.
5 период. Школьный
Длится с 7 до 17 лет. В это время доводится до совершенства речь, как устная, так и письменная. Возрастной период с 7 до 9 лет считается критическим. Это объясняется тем, что после 9 лет ребенок, не имеющий опыта речевого общения, становится неспособным к обучению.
До 11 лет исчезают все фонетические ошибки в произношении.
Правила артикуляции
Произношение звуков речи — сложный двигательный навык, который нуждается в тренировке. Звуки образуются в результате сложного комплекса движений (кинем) артикуляционных органов, их подвижности и дифференцированной работы. Без отработки кинемы не сформируется корректное произношение.
Артикуляция связана с работой мышц (жевательных, мимических, глотательных) и органов дыхания (гортань, бронхи, легкие, трахея, диафрагма).
Логопедическая работа по артикуляции включает в себя упражнения на тренировку мышц:
- лицевых,
- ротовой полости,
- плечевого пояса,
- грудной клетки.
Чтобы у ребенка закрепилась правильная артикуляция звука «Ч», необходимо соблюдать рекомендации по постановке:
Заниматься логопедической работой стоит 2 раза в неделю со специалистом и каждый день в домашних условиях. Упражняться лучше в течение 5-7 минут, отрабатывая за раз 2-3 упражнения. Из них новым может быть только одно, остальные — уже хорошо знакомые ребенку задания.
Работу с артикуляцией проводят в форме игры, соблюдая последовательность от простого к сложному.
Ребенок на занятии сидит на стуле, т.к. в данном положении у него расслаблены мышцы, выпрямлена спина.
Перед ребенком находится зеркало, в которое он видит работу своих органов речи.
Отработка артикуляции звуков начинается с губ.
Звук «Ч» ставится на правильном выдохе, нужно следить, чтобы воздух не задевал связок. Для произношения «Ч» важна сила выдоха и его продолжительность. Сильным коротким движением диафрагмы воздух с силой выпускается, при этом выдох не затягивается
На занятиях важно отработать движения диафрагмы.
Учимся произносить «С» дома
На домашних занятиях можно использовать популярные конспекты логопедов для дошкольного возраста. Они содержат как письменное описание упражнений, так и изображения, облегчающие понимание техники.
Родителям на заметку: пособие Богомоловой А. И.
Логопедическое пособие автора Богомоловой для занятий с детьми содержит комплекс упражнений, направленных на правильную артикуляцию и дыхание. Книга включает описание приема, технически помогающее поставить на место язык. Автор рекомендует использовать тонкую палочку, подобную тем, что остаются от популярного леденца: ребенок прислоняет кончик языка к нижним резцам, трубочка кладется до середины языка, вдоль, заставляя его образовать канавку, губы растягиваются, как при улыбке, чтобы научиться выговаривать букву С.
Постановка языка
Фонематика: учимся слышать
Занятия по постановке звука начинаются с правильного слухового восприятия. С первых минут начала урока букву не называют, а имитируют звук ветра, текущей воды, можно скомбинировать две буквы К и С и позвать кошку: «кс-кс». Правильно услышанный звук поможет поставить четкое произношение. Полезным упражнением будет произвольное тестирование слуха, когда взрослый произносит набор слогов, среди которых нет созвучных свистящих. Тестируемого просят хлопнуть в ладоши, когда он услышит слог с участием С.
Постановка звука: правильно произносим
Дома, обучая ребенка правильному произношению, полезно будет вооружиться зеркалом, в котором помещаются два отражения: взрослое и детское. Ребенку легче повторить, когда он видит правильную артикуляцию взрослого и результат своих стараний. Он самостоятельно поймет неверную постановку языка и сможет контролировать его местоположение.
Логопедические упражнения
Логопедические упражнения на произношение буквы С направлены на тренировку правильного положения кончика языка — он дожжен упираться в нижние резцы и не подниматься над ними:
- произносить многократно шепотом «ихи», после 10-15 повторов сомкнуть зубы и повторить снова, после чего попробовать произнести «неси»;
- тренировать произношение С, полностью сомкнув зубы;
- перед зеркалом наблюдать за движением языка при поочередном произношении С и Ш, чтобы понять разницу.
Занятие с зеркалом
Коррекция парасигматизма
Парасигматизмы возникают в результате неправильной артикуляции и недоразвития фонетико-фонематических процессов, а именно – фонематического слуха. Поэтому, кроме артикуляционной гимнастики, в подготовительную работу добавляют задания на развитие фонематического слуха:
При свистящем варианте дефекта (когда ребенок заменяет Ч на С) проводится тренировка по различению смешиваемых звуков. Логопед объясняет и показывает их артикуляцию, делая акцент на их различии. Также предлагаются задания на различение Ч и С на слух. Логопед предлагает сравнить выдыхаемую струю: при произнесении С она холодная, Ч – теплая. В артикуляционных упражнениях упор делается на формирование подъема языка и сильной толчкообразной воздушной струи.
При губно-зубном варианте проводится аналогичная работа, но только по различению Ч и Ф. Также логопед делает массаж губ, делает на них упор в артикуляционной гимнастике, а также на подъеме языка.
При носовом произношении упор в работе делают на формировании адекватного речевого дыхания. Ребенка учат различать ротовой и носовой выдох. В артикуляционных упражнениях подбирают задания на формирование подъема кончика языка и удержание его за верхними зубами, а также учат направлять на него воздушную струю.
Звук «Ч», его профиль и описание.
спинки отходит от места смычки, образуя щель с твёрдым нёбом. Средняя часть спинки языка приподнята. Мягкое нёбо поднято (Ч — ротовой звук). Голосовые складки разомкнуты (Ч – глухой звук).
Нижняя артикуляция
Кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки смыкается с передним краем твёрдого нёба, а затем (второй момент артикуляции) отходит от места смычки, образуя щель.
Нарушениязвукопроизношения. При произнесении звука ч губы, как при всех шипящих, вытянуты и округлены. Расстояние между зубами 1—2 мм. Звук имеет сложную язычную артикуляцию: он начинается со смычного элемента (как при звуке т)- Кончик языка опущен и касается нижних резцов. Передняя часть спинки языка прижата к верхним резцам или альвеолам. Средняя ее часть выгнута по направлению к твердому нёбу. Весь язык несколько продвигается вперед. Звук заканчивается щелевым элементом (как при щ),
который звучит кратко. Граница между взрывным и щелевым (фрикативным) элементами не улавливается ни на слух, ни артикуляционно, так как элементы слиты воедино. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки разомкнуты, звук глухой (рис. 6).
Среди недостатков произношения звука ч, помимо тех, которые являются общими для всех шипящих, следует отметить замену ч мягкой свистящей аффрикатой ц,
не свойственной фонетической системе русского литературного языка, а такжет или ш.
Способы постановки.
1. По подражанию:
— ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (стрекотание кузнечика и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.
2. От слияния составных частей аффрикаты ч:
— ребенку предлагается произносить на выдохе звуки т’, щ: сначала медленно, затем быстро и резко (слитно).
3. От опорного звука:
— ребенку предлагается произнести слог ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад; можно дополнительно имитировать движение языка руками. 4. От опорного звука с механической помощью:
От опорного звука с механической помощью:
4. От опорного звука с механической помощью:
— ребенку предлагается произнести звук/слог ть/ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад шпателем, заведенным по язык;
— ребенку предлагается произнести звук ть, одновременно слегка нажать пальцами на уголки рта и вытянуть губы вперед – «рупором»: кончик языка при этом отодвигается назад, слышится
звук ч.
Артикуляционная гимнастика.
Нормативное произношение звука
профиль звука
Правильный уклад звука Ч.
Верхняя артикуляция
Губы округлены, слегка выдвинуты вперёд, между резцами небольшая щель. Кончик языка и передняя часть спинки подняты. В первый момент артикуляции прижимаются к переднему краю твёрдого нёба, затем (второй момент артикуляции) передняя часть
Готовность речевого аппарата ребенка
В речи ребенка звуки формируются постепенно. В раннем детстве образуются такие звуки, как «К», «Б», «М», «П», «Ф», «В», «Т», «Д», «Н», «Г», «Х». При их произношении проблем у детей не возникает. В дошкольном возрасте образуются шипящие и свистящие звуки, которыми ребенок не может овладеть самостоятельно.
Логопед помогает развить артикуляционный аппарат.
«Ч» и «Ц» — согласные звуки сложного образования, которые состоят из 2 компонентов (аффрикаты), они возникают в речи позже остальных, к 4-5 годам, в связи с постепенным созреванием речевых отделов головного мозга и развитием органов речи.
Постановка звука Ч
При постановке Ч следует вызвать отдельный «чистый» звук, это рекомендовано делать посредством звукоподражания, а именно проговаривая «ч-ч-ч» и выполняя жест «тихо»; чуx-чух – едет поезд.
Поставить Ч возможно тремя способами: по подражанию, с механической помощью и смешанным способом.
Эффективные приемы постановки звука Ч:
- Педагог предлагает малышу воспроизвести слог –aть- с мощьным выдохом на –ть-, одновременно с этим губы немного вытянуть вперед и ладонью осуществлять контроль за силой выдоха.
- Попросить ребенка резко воспроизвести звукосочетание –тьщ-.
- Во время воспроизведения предложить малышу приподнять краешек языка к вверху, а губы выдвинуть вперед, как «рупор».
- Малыш выполняет упражнение «рупор» — т.е. зубы приближены, губки выдвинуты вперед и с сильным выдохом произносит звукосочетание -тьс- «как выстрел». В том случае, когда язык не достает до нёба, или не удерживается на верху, нужно прибегнуть к использованию логопедических инструментов.
- Ребеночек говорит пару раз слог – aтс-, либо звукосочетание –тш-, одновременно с усилием дует на язык. Благодаря зонду логопед немного отодвигает назад кончик языка.
Очень важно, чтобы ребенок понял артикуляцию звука, запомнил ее и смог самостоятельно выполнить уже без использования вспомогательных предметов: шпателей либо зондов
Для этого во время постановки взрослый должен сосредотачивать внимание ребенка на работу артикуляционного аппарата, на силу выдыхаемой струи
Возраст ребенка и готовность его речевого аппарата
Схематически речевое развитие ребенка можно поделить на этапы.
1 этап. Подготовительный
Возраст малыша – до 1 года. В это время важным моментом развития малыша является гуление и лепетание. Сначала звуки появляются непроизвольно, а к 5 месяцев ребенок учится подражать взрослым и отвечать им.
2 этап. Преддошкольный
Длится от 1 до 3 лет. В этот период дети начинают разговаривать односложными фразами (Вместо “Бабушка, иди” говорят “Баба, ди”). До двухлетнего возраста наращивается словарь предметов и глаголов (до 24 месяцев словарный запас составляет 90-100 слов).
После двух лет начинается работа над качеством речи, формируется четкое произношение большинства звуков.
3 этап. Дошкольный
Длится до 7 лет. К этому возрасту активный словарь ребенка включает себя 3000 слов. В 3-4 года малыш ещё может заменять некоторый звуки (ц, ч на ть), смягчать согласные звуки.
К 5 годам смягчение должно пройти, формируются свистящие и шипящие звуки.
К 6 годам ребенок учится произносить звуки Р и Л, в речи появляются сложные правильно построенные предложения.
4 этап
В 7 лет речь ребенка должна быть полноценным средством общения. Дети не только произносят все звуки речи правильно, но и различают их на слух, умеют их анализировать. В речи появляются союзы и союзные слова, ошибок в произношении практически нет. После нескольких замечаний ребенок анализирует речь и исправляет ошибки.
5 период. Школьный
Длится с 7 до 17 лет. В это время доводится до совершенства речь, как устная, так и письменная. Возрастной период с 7 до 9 лет считается критическим. Это объясняется тем, что после 9 лет ребенок, не имеющий опыта речевого общения, становится неспособным к обучению.
До 11 лет исчезают все фонетические ошибки в произношении.
Почему возникают проблемы с выговариванием шипящих звуков?
Есть разные причины неправильного произношения. Чаще всего проблема вызвана слабостью мышц языка – орган вместо того, чтобы подниматься вверх при выговаривании слов с буквой Ш, лежит на дне рта.
Распространенные проблемы с произношением шипящих звуков:
- замена Ш на Т или отсутствие шипящего звука в речи. К примеру, вместо слова «шепот» ребенок говорит «тепот», а вместо «мишка» – «мика». Это может быть спровоцировано нарушением фонематического слуха, ранним возрастом;
- замена Ш на Ф. Например, малыш вместо «шишка» говорит «фифка». Это нарушение называется губно-зубным сигматизмом. Проблема заключается в укороченной подъязычной уздечки, слишком активной работе губ, нарушении фонематического восприятия;
- замена Ш на С. Например, ребенок говорит не «школа», а «скола». Эта проблема носит название свистящего сигматизма. Ее вызывает нарушение фонематического восприятия;
- шепелявость. Возникает, если язык не повторяет форму ковшика, просовывается между нижними и верхними резцами, образуя щель. Воздушная струя рассеянная и слабая при произношении шипящих звуков;
- вместо Ш слышится хлюпающий звук. Такая проблема называется боковой сигматизм. В этом случае один из углов губ немного оттянут либо опущен. Иногда у ребенка присутствует легкое смещение нижней челюсти вправо либо влево. При этом воздушная струя при произнесении звука Ш выходит по краям языка либо идет вбок;
- вместо Ш слышится храп. Это нарушение называется носовой сигматизм. При наличии такой проблемы органы речи занимают нейтральное положение, язык оттянут вглубь рта, его задняя часть поднята и соединяется с мягким небом, а края опущены. Воздушная струя проходит через полость носа. Это случается при излишнем напряжении задней части языка.
Разминка
Прежде чем приступить к выполнению основного комплекса, необходимо провести разминку. Это нужно для подготовки ротовой полости к постановке звука Ш.
Разминка состоит из ряда таких простых упражнений:
- язык положить на нижнюю губу. Зафиксировать такую позицию на 15 секунд;
- сделать из языка подобие чашечки. Задержаться в подобном положении на 10 счетов. Расслабиться. Снова сделать из языка чашечку. Это упражнение хорошо тренирует мышечные ткани;
- выполнять цоканье языком. Делать это следует медленно, растягивая процесс;
- сформировать чашечку языком, плавно опускать и поднимать ее. Выполнять такое движение необходимо медленно, плавно;
- поочередно произносить звуки О и У, максимально жестикулируя губами (делая из них большой круг, складывая их в трубочку);
- сделать из губ узкую трубочку, а затем широко улыбнуться;
- плавно поднимать язык к верхней губе и опускать к нижней;
- челюсть сомкнуть, губы вытянуть вперед и сформировать ими подобие прямоугольника. Задержаться в такой позиции на 10-15 секунд;
- облизывать верхнюю губу. Это тренирует верхний подъем языка.
Подготовить ребенка к постановке звука Ш может дыхательная гимнастика. Она учит малыша формировать правильную воздушную струю.
Суть дыхательной гимнастики заключается в выполнении следующих упражнений:
- дуть на перышки, свечи, вертушки;
- пытаться задуть пенопластовый шарик или кусочек ватки в созданные для этого ворота (можно использовать картонную коробку);
- распластать язык на нижней губе. Подуть на высунутый кончик таким образом, чтобы воздушная струя прошла по центру;
- на кончик носа положить шарик из ватки. Выдвинуть нижнюю губу вперед и подуть вверх. Нужно убрать ватку с носа без помощи рук, при помощи воздушного потока.
Рекомендуется выполнять все упражнения перед зеркалом. Во время обучения можно включать детские песенки, рассказывать интересные истории.
Произношение в норме
Звук Ч занимает особое место среди шипящих − из-за особенностей его артикуляции. Он получается путем соединения Т и Ш. Когда человек произносит Ч, его губы слегка округляются, выдвигаются вперед. Зубные ряды сомкнуты, между ними образуется маленькая щель.
Чтобы правильно произнести этот звук, язык делают широким. Поднимают его и кончиком касаются твердого неба ближе к зубам. Средняя часть спинки опущена, боковые стороны касаются верхних зубов, таким образом, получается углубление. Выдох должен быть сильным, толчкообразным, чтобы пройти через щель, создаваемую альвеолами и передней частью языка.
Характеристика звука [ч’]
Произнесем слово чай. Можно заметить, что есть преграда для воздуха, значит, звук – согласный. Во время произношения слышно больше шума, чем голоса, это значит, что звук глухой. Произнести звук , чтобы он зазвенел, – не получится, это значит, что он непарный.
Определим, какой это звук по мягкости.
Произнесем слова: силач, чинить, качели, зайчонок (Рис. 1).
Рис. 1. Слова
Мы услышим, что в каждом из этих слов звук мягкий (Рис. 2).
Рис. 2. Характеристика звука
Этот звук особенный, потому что он непарный глухой и непарный мягкий.
Звук бывает в любой части слова. В начале слова: чемодан, четыре, часы, чайка, число (Рис. 3).
Рис. 3. Примеры
Ближе к началу слова: ученики, учитель, участвовать (Рис. 4).
Рис. 4. Примеры
В середине слова: речка, печать, почка, туча, дачи (Рис. 5).
Рис. 5. Примеры
В конце слова: смерч, грач, ключ (Рис. 6).
Рис. 6. Примеры
Посчитаем, сколько раз нам встретится звук в стихотворении (Рис. 7).
Рис. 7. Стихотворение
Звук встретился нам 13 раз.
Виды нарушений [Ч]
Эффективная коррекция звукопроизношения возможно при определении вида нарушения, это является актуальным и для звука .
Для определения правильности произношения звука можно пройти экспресс-тест «Нарушения произношения ». Результаты теста носят рекомендательный характер, при этом если они вас все же обеспокоили, то следует обратиться к логопеду.
Среди причин, которые могут повлиять на звук можно выделить:
— слабое развитие речевого аппарата, которое влияет на правильность проговаривания звука,
— низкий уровень фонематического восприятия, в результате ребенок не слышит фонему, а значит, он не сможет её правильно воспроизвести.
Постановка и автоматизация звука [Ч]
Постановка и автоматизация звука .
Аффрикат, слитный (Т, Ш: Т — не язычно — зубной, а язычно альвеольный; Ш — верхнее), глухой, ротовой, смычно — щелевой.
Артикуляция в норме при изолированном произнесении.
Губы слегка выдвинуты вперёд. Расстояние между резцами (зубами) сжаты или сближены (2 — 3) мм. В первый момент кончик языка прижат к альвеолам — смычка. Во второй момент смычка размыкается с взрывом отходит в положение «верхнего»Ш. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам, спинка и корень опущены. Весь язык имеет форму «чашечки». Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки разомкнуты. Можно видеть положение губ , что кончик языка вверху и положение боковых краёв. Можно осязать отсутствие вибрации и воздушную струю как при Ц.
Постановка. Слухо — зрительный анализ до звука, неоднократное повторение (Ш должно быть без дефектов). Тактильно — вибрационные ощущения. АШ — АЧ (кончик языка не у верхних резцов, а у альвеол — продвигаем его дальше). Опираемся на характер воздушной струи. Механический путь. На базе Ц, с помощью зонда, шпателя, пальца. Ц должен быть без дефектов. под кончик языка кладёшь шпатель : «Говори Ц — губы не лабиализованы, а при Ч — лабиализованы. Не спешить давать букву. Только когда можно будет убрать шпатель.
Виды неправильного произношения. «Призубный сигматизм» Ч=Ц. Кончик языка размыкается и опускается вниз, не сохраняясь в положении при звуке «Ш».Слухо — зрительно + тактильно — вибрационные ощущения при при звуке Ш. Замена Ч на Ш. Кончик языка не образует смычки с альвеолами, нет толчкообразной струи, только сплошная. Эта фонема допустима по сокращённой системе фонем, только до постановки звука «Ч». «Свистящий сигматизм» Ч = Ц. Кончик языка внизу, толчкообразную работу выполняет спинка. Ставить заново, но не на базе Ц. «Боковой сигматизм». Раздувание щёк, брызгает слюна, работают боковые края; кончик языка образует смычку либо с альвеолами, либо с нижними резцами, либо закрывают щель между резцами. Звук ставим заново.
Автоматизация звука . Правильно проговариваем звук в слогах. ЧА, ЧО, ЧУ, ЧИ, ЧЕ, ЧА-ЧО, ЧА-ЧУ, ЧА-ЧИ, ЧА-ЧЕ, ЧО- ЧА, ЧО-ЧУ, ЧО-ЧИ, ЧО-ЧЕ, ЧУ-ЧА, ЧУ-ЧО, ЧУ-ЧИ, ЧУ-ЧЕ. Выделяем ударные слоги ЧАЧА, ЧАЧАЧА, , ЧАЧА, ЧАЧАЧА, ЧАЧАЧА.Проговариваем звук Ч в словах .ЧАС,ЧУДО, ЧУДОВИЩЕ, ЧУГУН, ЧИСТОТА, ЧЕЛОВЕК, ЧАЩА,ЧУЛОК. Автоматизируем звук между гласными звуками АЧА, ОЧО, УЧУ, ЫЧИ, АЧО, УЧА, ОЧА, ОЧУ, АЧУ. Проговариваем звук Ч в словах. КАЧАЛКА, МОЧАЛКА, ТОЧИЛКА, КАЧЕЛИ, КОЧАН. Правильно проговариваем звук Ч в сочетании с согласной ЧВО, ЧВА,ЧЛО, ЧМО, ЧНО, ЧРО, ЧВА, ЧЛА, ЧМА, ЧНА, ЧРА, ЧВУ, ЧЛУ, ЧМУ, ЧНУ. Проговариваем звук Ч в словах. ДОЧКА,КОЧКА, ТОЧКА, НОЧКА ТУЧКА. Проговариваем звук Ч в обратном слоге АЧ, ОЧ, УЧ ЫЧ .Проговариваем звук Ч словах. ДОЧЬ, НОЧЬ, ГРАЧ, КАЛАЧ, ОБРУЧ, МЯЧ. Проговариваем звук в предложениях. НА ДЕРЕВЕ ГРАЧ, У МАМЫ ДОЧЬ, НАСТУПИЛА НОЧЬ.
Упражнения для языка
Упражнения для языка делятся на статические и динамические.
Статический комплекс:
- “Лопаточка”. Язык расслабить и положить его на нижнюю губу. Задержаться в этом положении на 10 секунд (край языка должен касаться уголков губ).
- “Острие иглы”. Язык достать из полости рта, выровнять и напрячь – язык в это время должен быть ровным и узким.
- “Сердитая кошка”. Кончиком языка упереться в нижние зубы, а серединой коснуться верхнего неба. Задержаться в положении на полминуты.
Динамический комплекс:
- “Наказание для языка”. Высунуть язык и положить его на нижнюю губу. Губами прижимать язык и произносить пя-пя-пя.
- “Часики”. Высунуть язык и тянуться им то к одному уху, то к другому. Весь речевой аппарат держать в напряжении.
- “Качеля”. Высунуть язык, тянуть его попеременно к носу и подбородку.
- “Лошадь”. Щелкать языком, имитируя удары подковы. Середина языка все время прижата к небу.
- “Маленькие индюки”. Языком водить по верхней губе вперед-назад таким образом, чтобы получился звук бл-бл. Скорость движений постепенно увеличивается.