Отношения между мужчиной и женщиной
Ещё со времён древнегреческой культуры установилась традиция превосходства сильной половины человечества над слабой. Представители мужского пола занимали ведущие позиции и в политическом, и в экономическом, и в культурном аспектах. Данный феномен получил название патриархата. Тем не менее дамы во все времена также играли достаточно весомое значение, и нередко именно они подталкивали кавалеров к принятию важных решений.
На нынешнем этапе уважительное отношение к женщинам в большинстве стран является одним из главных требований. Это можно отследить из простых правил этикета: молодые люди встают при вошедшей барышне, снимают шляпу, пропускают вперёд, целуют ручки, её желания учитывают в первую очередь. И в этих моментах прослеживается доминирование именно феминности.
Таким образом, гендерные отношения между мужчиной и женщиной нельзя трактовать однозначно. Такую неоднозначность в превалировании то одного, то другого гендера можно объяснить установившимся издревле законом, согласно которому дама являлась собственностью мужчины, была покорной и смиренной. В ответ «хозяин» обязался её почитать и уважать.
В начале ХХ века женская половина стала стремиться к равенству между полами, начала подражать сильным представителям, сначала в одежде, затем в поведении. Это прослеживалось не только на западе, но и в нашей стране. Во времена войны многие женщины шли на фронт и выполняли, по сути, традиционные мужские обязанности. Затем заняли места и в профессиональной сфере – заводы, строительство и т. п. Это, в конечном итоге, привело к новому виду гендерных отношений – свободные, товарищеские – и к уравнению полов. Девушки получили право голоса, смогли занимать ведущие должности, самореализовываться.
История появления понятия
Следует сказать и о том, как вообще данное понятие появилось. Для появления определения гендера и гендерных признаков существовал целый ряд определённых предпосылок, которые сильно повлияли на потребность появления на данном этапе развития общества такого понятия.
- Ещё в 1955 году сексолог Джон Мани занимался изучением половой дифференциации и ввёл понятие гендера для определения социальной роли индивида, отличной от его биологического пола. Необходимость в осуществлении такого рода исследования объясняется появлением транссексуальных и интерсекс-людей. Появление индивидов с определённым гендерным самосознанием потребовало необходимости их определения в социуме. Правда, стоит отметить, что в те годы этот термин не очень прижился, оставшись просто научным понятием – частью исследования.
- Широкое развитие термина наблюдалась в начала 1970-х годов, когда активно действовало феминистское движение. Феминизм имел в основе определённую теорию, в которой социальный конструктивизм играл довольно серьёзную роль. Теоретики движения феминизма использовали понятие “гендер” для разделения половых признаков, данных природой человеку, от норм и форм поведения человека, которые в обществе делятся на “мужские” и “женские”.
Провозглашение разделения понятия “гендер” и “пол” позволило поставить под сомнение биологическое определения человека, как “проявление его судьбы”. Это дало серьёзный толчок для развития социальных и гуманитарных наук, так как введение столь пространного понятия, как “гендер”, расширило горизонты исследования человеческого самоопределения и социальной адаптации каждого индивида.
Гендерные роли и гендерные стереотипы
Все больше в обществе и культуре происходят изменения. А значит и то, что считается мужским и женским тоже меняется. Сегодня во всех обществах мы видим, что женщины больше не привязаны к дому, а, скорее, выходят в общественное пространство, имеют высокооплачиваемую работу и участвуют в производительных задачах.
А мужчины участвуют в репродуктивных задачах и берут на себя обязанности по дому и по уходу за детьми, пожилыми и больными родственниками. Мужчины меняются и участвуют в домашних делах и заботах.
Эта ситуация положительна, поскольку ведет к гендерному равенству. По данным ООН, считается, что если бы все мужчины участвовали в уходе за больными, то войн было бы меньше.
Что же это за воспитание?
Так вот, гендерное воспитание детей — это не только развитие качеств, характерных мальчикам или девочкам. Скорее здесь происходит социально — психологическое и культурное разделение в воспитании.
Развитие мальчика и девочки должно быть разным. При одинаковом воспитании разнополых детей вероятность проявления нежности, трусости, эмоциональность у мальчиков возрастает, а у девочек агрессивности, дерзости
Родителям стоит обратить внимание на характер воспитания дочек и сыночков
Правильное гендерное воспитание детей позволит понять мальчикам и девочкам, что их различия заключаются не только во внешних факторах, но и в структуре поведения. Задача родителей и воспитателей научить ребенка ассоциировать себя с конкретным полом. С гендерным воспитанием к детям приходит:
- понимание о принадлежности к тому или иному полу;
- чувство терпения к противоположному полу;
- знание о поведении, принадлежащего пола, и желание следовать им.
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста во многом упростит взрослую жизнь, оградит от поступков, из-за которых ребенок может стать насмешкой для остальных.
В возрасте двух лет дети начинают понимать к какому они принадлежат полу, стараются вести себя соответственно, даже могут различать девочку от мальчика (в основном по одежде, прическе). Чуть постарше малыш понимает, что мальчики вырастают мужчинами, девочки — женщинами.
На развитие дошкольников большое влияние оказывает поведение родителей. Малыш копирует родителя своего пола и старается быть максимально похожим. Выбор будущей жены или мужа также зависит от родителей
Сын подбирает себе жену, похожую на свою маму, а женщины обращают внимание на мужчин, похожих на папу
Гендерный подход в семейном воспитании должен быть слаженным и гармоничным. Взаимоотношения между родителями очень влияют на гендерное воспитание. Главное для родителей быть достойным примером, показывать свою любовь, заботу, уважение, доверительные отношения. Под таким влиянием большая вероятность того, что Ваш ребенок создаст счастливые отношения в будущем.
В современном мире границы поведения мужчины и женщины становятся размытыми. Женщины стали более грубыми, агрессивными. Мужчины стеснительными и трусливыми. Такое поведение берет начало с особенностей гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В дошкольных учреждениях в основном работают женщины и дать “мужское” воспитание они в принципе не могут. В своеобразии такого поведения у мальчиков утрачиваются умение быть главой семьи, превращаются из “добытчика” в иждивенца. Во время сюжетно — ролевых игр девочки не умеют быть терпеливыми, заботливыми, мальчики не спешат помочь физически, боятся постоять за себя.
Принадлежность к тому или иному полу не приходит само по себе. Понятие о гендерной принадлежности достигается путем развитии родителей дома и воспитателей в детском саду. Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада проходит через игры. Организовываются сюжетно — ролевые игры для мальчиков и девочек. Очень часто игры объединяют, что дает возможность наблюдать за действиями противоположного пола. Главной целью воспитателей привить к девочкам такие качества как нежность, кротость, женственность, мальчикам — упорство, мужество, наблюдательность. Во время игр связанных с профессиями дети видят разделение на мужскую и женскую деятельность, их особенности.
Можно выделить основные методы гендерного воспитания дошкольников:
- сюжетно — ролевые игры (“Семья”, “профессии”);
- беседы с применением литературы, наглядного материала;
- приготовление открыток, подарков для мамы, папы, близких, друзей;
- чтение сказок, заучивание стихов, поговорок.
В подростковом возрасте происходит “взрыв” гормонов и огромную роль играет гендерное воспитание, полученное ранее. В этом возрасте происходит формирование гендерных ценностей и умений. Если мальчик вырос под опекой мамы, то ни о какой личной жизни не может быть и речи (если конечно мама не одобрит). И наоборот, девочка не получившая достаточно материнской любви в детстве, старается найти тепло “на стороне”. Гендерное воспитание подростков основывается на развитии в раннем возрасте.
Сексизм как катализатор гендерной дисфории
Если формирование гендерной идентичности произошло с несовпадением по биологическим параметрам, это называют гендерной дисфорией. В это понятие включены все расстройства половой идентификации, которые в проекте Международной классификации болезней ориентировочно с 2018 года (МКБ 11) перенесены из раздела психиатрических расстройств в категорию сексологии. Это состояние может быть поверхностным и глубоким, в зависимости от степени неприятия собственного биологического пола.
Социологи и сексологи отмечают, что усугубить незначительную гендерную дисфорию могут проявления сексизма, особенно если они обрушиваются на ребёнка или подростка. Например, мачизм, как радикальная и агрессивная форма маскулинной модели, может демонстрировать откровенную мизогинию — в окружающее пространство транслируется идея о том, что всё, присущее женщинам, ущербно. Быть женщиной стыдно, а быть как женщина — ещё хуже. Сексистские высказывания могут привести ребёнка к логической цепочке: «Я не хочу быть презираемым объектом, быть мужчиной прекрасно, быть женщиной стыдно». Этот же принцип работает и в обратном направлении: если в окружении мальчика преобладают уничижительные характеристики в адрес мужчин, он подсознательно начинает желать принадлежать к «привилегированной» категории человечества. Биологический пол мешает этому, развивается расстройство гендерной идентичности.
Вопреки волнениям приверженцев традиционной модели патриархального общества гендерная толерантность вовсе не ведёт к хаосу и утере социальных и культурных ориентиров. Напротив, отсутствие радикального сексизма и агрессии снижает напряжение в обществе, уменьшает вероятность развития дисфории и способствует росту каждой отдельной личности.
Что такое гендерная нейтральность в языке
Современное общество провозглашает равенство всех людей вне зависимости от пола, признает гендерное разнообразие и стремиться избавиться от дискриминации по гендеру. Но язык, как устойчивая и консервативная система не успевает за изменениями. Во многих языках до сих пор заметны явления, отражающие превосходство мужского пола. Например, в русском языке названия многих профессий относятся к мужскому роду, а в английском по незнакомого человека, пол которого неизвестен, говорят по умолчанию he.
Согласно гипотезе Сепира-Уорфа, язык влияет на нашу картину мира. Ее сторонники считают, что для достижения настоящего гендерного равенства нужно избавиться от дискриминации в языке, так как существующие явления в языке закрепляют стереотипы.
Есть два основных варианта избавиться от языковой дискриминации: сделать язык гендерно-нейтральным или гендерно-инклюзивным. В первом случае предполагается избавиться от обязательного упоминания гендера в ситуациях, когда он не имеет значения. Во втором — включить в язык все возможные варианты гендера и сделать их равноправными.
Выбор способа зависит от строения языка, контекста, ситуации. На практике они часто сочетаются, но во многих языках чаще используется гендерная нейтральность. Она предполагает отказ от ориентации на пол человека в названиях профессий, обращениях, местоимениях и других словах, в которых явно заметен гендер, хотя он может не совпадать с реальным и вообще не иметь значения в данном контексте. Для этого нужно подбирать синонимы или использовать неологизмы.
Существуют противники идеи гендерной нейтральности в языке. Они говорят о том, что это может внести путаницу, что любое искусственное изменение языка бесполезно, что есть языки без гендерной ориентации, носители которых все равно поддерживают дискриминацию. Как бы то ни было, сегодня правила хорошего тона предполагают придерживаться минимальной гендерной нейтральности как в письменной, так и в устной речи
Поэтому при изучении иностранного языка важно знать, каких слов и выражений лучше избегать и чем их можно заменить, чтобы не прослыть невежливым и равнодушным человеком
История появления понятия
В качестве категории анализа понятие «гендер» было впервые использовано в социальных науках в 1955 году, когда антрополог Джон Мани предложил термин «гендерная роль» и «гендерная идентичность» для описания поведения, социально приписываемого мужчинам и женщинам.
В 1968 году психолог Роберт Столлер определил эту «гендерную идентичность», которая определяется не биологическим полом, а тем фактом, что с рождения приобрели опыт, обряды и обычаи, модель поведения, приписываемые каждому полу.
В 70-е годы англо-саксонский феминизм продвигал использование этой концепции, чтобы подчеркнуть неравенство между мужчинами и женщинами, которое является социально сконструированным, а не биологическим.
Следовательно, различие между половой дифференциацией, определяемой хромосомным, гонадным, гормональным, анатомическим и физиологическим полом людей и интерпретациями, которые делает это каждое общество, позволяет лучше понять социальную реальность. Это также показывает, что человеческие характеристики, считающиеся женскими или мужскими, приобретаются в ходе сложного индивидуального и социального процесса.
В 1980-х годах термин «гендер» начал использоваться в различных дисциплинах социальных наук, потому что он оказался полезной категорией для более точного разграничения: как разница (биологическая) становится неравенством (экономическим, социальным и политическим) между женщинами и мужчинами, размещая детерминанты неравенства полов на символической, культурной и исторической основе.
Физическое развитие мальчиков
Детки разного пола отличаются как своим физическим, так и психологическим развитием. Гендерное воспитание детей должно основываться на этих различиях. Мальчики более сильны физически, при этом отличаются более слабым здоровьем, чем девочки. Они плохо переносят многочисленные вирусные инфекции, с которыми приходится сталкиваться подрастающему организму. При этом дети мужского пола очень активны, их потребность в передвижении выше, чем у девочек, почти в 6 раз. Именно поэтому у мальчиков чаще встречаются различные травмы. Специалистами также были отмечены еще несколько интересных особенностей физического развития представителей сильной половины человечества, влияющих на гендерное воспитание:
- Дыхание с участием мышц брюшного пресса.
- Легкие больше по размеру, чем у девочек.
- Выраженное развитие правого полушария, ответственного за обработку зрительных, музыкальных образов, физических параметров предметов, пространственной ориентации.
- Сложность в обработке информации, полученной разными полушариями головного мозга.
- Объем крови на 0,5 л больше, чем у девочек.
Гендер — что это
Гендерный подход или перспектива рассматривают различные возможности, которые есть у мужчин и женщин, взаимосвязь между ними и различные роли, которые им отводятся в обществе. Гендерные отношения определяют различные способы доступа к услугам здравоохранения, особенно в области сексуального и репродуктивного здоровья.
В антропологии гендер определяется как культурно-историческая интерпретация, которую каждое общество разрабатывает вокруг половой дифференциации. Эта интерпретация порождает набор социальных представлений, практик, дискурсов, норм, ценностей и отношений, которые придают смысл поведению людей в зависимости от их пола.
В психологии гендер определяется как процесс, посредством которого биологически разные люди становятся женщинами и мужчинами за счет приобретения атрибутов, которые каждое общество определяет как характеристики женственности и мужественности. В этом смысле гендер — это психосоциальная конструкция женского и мужского начала.
Что такое гендерные различия с психологической точки зрения? Это категории, в которых сформулированы три основных элемента:
С другой стороны, гендер был концептуализирован как структурирующий элемент набора социальных отношений — гендерных отношений, которые определяют взаимодействия людей как половых партнеров. Гендерные отношения социально сконструированы и, следовательно, поддаются трансформации. Они не происходят из биологии и не обязательно гармоничны, напротив, они могут противоречить друг другу.
Гендерная роль
Гендерные роли — это поведение, которое воспринимается в обществе как подходящее для каждого пола.
Гендерные роли в обществе определяют, как мы должны действовать, говорить, одеваться, ухаживать за другими людьми или партнерами и вести себя в зависимости от того, какой у нас пол. Например, от женщин и девочек ожидается, что они будут одеваться женственно, будут вежливыми, любезными и с материнскими склонностями. В свою очередь, ожидается, что мужчины будут сильными, агрессивными и бесстрашными.
В обоих случаях это социальная конструкция, правила, устанавливаемые контекстом, в котором живет каждый человек. Таким образом, поведение, которое считается подходящим для женского пола, может варьироваться от одной культуры к другой и от одного раза к разу. Это происходит потому, что в каждом обществе, этнической группе и культуре есть ожидания относительно гендерных ролей.
В свою очередь, гендерные роли постоянно меняются и развиваются в тандеме с другими социальными нормами. Таким образом, 70 лет назад в Европе женщинам было предосудительно носить брюки или было удивительно, что мужчина посвятил себя работе по дому. Сегодня оба поведения нормализованы, поскольку общество добилось прогресса с точки зрения гендерного равенства.
Гендерная идентичность
Гендерная идентичность — это то, как мы себя чувствуем и как выражаем эти чувства. Одежда, внешний вид и поведение — это способы выражения гендерной идентичности.
Большинство людей чувствуют себя мужчинами или женщинами. Некоторые люди чувствуют себя мужественными женщинами или женственными мужчинами. Эти люди могут считать себя гендерными вариантами. А некоторые люди не чувствуют себя ни мужчинами, ни женщинами – эти люди могут считать себя «межгендерными» или «гендерно изменчивыми». Представление о собственной гендерной идентичности начинает складываться в 2–3 года.
У некоторых людей пол и гендерная идентичность совпадают или связаны. Этих людей называют «цисгендерами». Другие люди считают, что назначенный им пол отличается от пола их идентичности (например, назначенный им пол — женский, но их гендерная идентичность — мужская). Этих людей называют «трансгендерами» или «трансами». Но не все трансгендеры имеют одинаковую идентичность.
Генетика пола
Половая принадлежность каждой из особи живых существ имеет особый комплекс признаков, которые определяются генами, находящимися внутри соответствующих хромосом. Хромосомы в человеческом теле располагаются парно, образуя характерные диплоидные наборы. Раздельнополым особям свойственен неодинаковый хромосомный набор, отличающий пол самок и самцов. Такие различия выражаются в наличии разных хромосом:
- ХХ – женская особь;
- XY – мужская особь.
Данные половые хромосомы располагаются попарно в сперматозоидах и яйцеклетках. X(икс) – хромосомы характеризуются большой подвижностью и активностью. Каждая из них несет в себе определенные признаки. Y(игрек) – хромосомы отличаются меньшей активностью.
Аутосомами именуют парный вид хромосом, схожий в женских и мужских телах. Клетки человеческого тела содержат 44 аутосомы, расположенные в 22 парах.
Кариотип
Кариотипом именуют количественный и качественный хромосомный набор. Мужской кариотип имеет одну крупную равноплечую половую хромосому (Х), а другую – маленькую палочковидную – Y. Женский организм отличается гомогамностью, так как имеет одинаковые гаметы, мужской же – гетерогамен, так как содержит гаметы неодинаковых знаков. Есть в природе и исключения, касаемые кариотипа. Так, гомогаметность свойственна самцам некоторых:
- рыб;
- бабочек;
- птиц.
Курам характерен кариотип – XY, а петухам -XX.
Процесс формирования
Формирование женских и мужских клеток с соответствующим им кариотипом происходит так:
- 44аутосомы+XY (самцы);
- 44аутосомы + XX (самки).
В период деления и созревания человеческих гамет образуются:
- 22+X либо 22+Y (мужчины);
- 22+Х (женщины).
Другими словами, в женском теле формируется один вид гамет, которые содержат исключительно Х-хромосомы. Клетки мужчин образуют и содержат два вида гамет с Y- и Х-хромосомами.
На формирование пола ребенка оказывает влияние проникновение в яйцеклетку сперматозоида, содержащего ту или иную хромосомы. Так, если первым оплодотворяет женскую половую клетку сперматозоид с Y-хромосомой, то формируется мальчик. Когда же первым проникает сперматозоид с Х-хромосомой – формируется девочка.
Как было отмечено ранее, Y-хромосома считается инертной в генетическом отношении, так как и не содержит большого количества активных генов. Некоторым видам животных свойственна конъюгация по Y-хромосоме, поэтому у них есть идентичные гены.
Большинству растений характерна гермафродитность (сочетание в одном организме свойств обоих полов). Большая часть гермафродитов размножается с помощью самооплодотворения (самоопыления), но строение половых органов отдельных видов растений допускает перекрестное оплодотворение.
Половая принадлежность птиц определяется слиянием яйцеклетки и сперматозоида (оплодотворение). Данный способ именуют «прогамным».
Помимо него есть гапло-диплоидийный механизм образования пола. Он характерен:
- муравьям;
- осам;
- пчелам.
Данные виды животных лишены половых хромосом. Причем, самцам свойственна гаплоидность – развитие из неоплодотворенных яиц, а самкам – диплоидность, выражающаяся развитием из оплодотворенных яиц. Таким образом, самцы (трутни), не имеют отцов, но имеют дедов по материнским линиям. У трутней в сперматогенезе не идет редукция числа хромосом.
В результате оплодотворенная яйцеклетка развивает либо «матку» – крупную, способную к размножению самку, либо стерильную рабочую самку. Данный процесс находится в прямой зависимости от способа выкармливания личинок рабочими особями.
Генетика человека
Генетикой человека именуют одно из направлений биологии, которое занимается изучением закономерностей наследования, эволюции и происходящих в генотипе изменений. Основной задачей данной науки является определение генотипа и условий его формирования.
Общие представления
Генетика человека основывается на общих закономерностях наследования признаков, затрагивая разные биологические области:
- физиология;
- биохимия;
- морфология.
Ученым удалось выделить и детально изучить более 20 типов генетических сцеплений, а также они смогли составить хромосомные карты, фиксируя на них разные гены. Многочисленные исследования малочисленных групп людей, где высока частота заключения браков, доказали скорое родство всех людей такого социума. Это весьма опасно, так как приводит к повышению риска развития рецессивных мутаций. Обычно такие беременности заканчиваются летальным исходом.
Будущие перспективы
Основными направлениями деятельности при изучении человеческой генетики являются механизмы выявления наследования признаков у разных рас. Выяснено, что от человека к человеку происходит существенное изменение набора имеющихся признаков. При этом получают объяснения следующие виды наследования:
- сцепленное с полом;
- доминантное;
- кодоминантное;
- рецессивное;
- аутосомное.
С целью достижения максимальной точности производимых исследований, необходима разработка и применение специфических методов, которые сегодня широко внедряются в практику. Применение аналитических подходов в человеческой генетике, основанных на анализе имеющейся информации, помогает расширить изученный каталог человеческих признаков, передающихся из поколения в поколение. Нередко, генетику человека именуют «антропогенетикой».
Смотри также:
- Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание)
- Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов
- Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции
Кто такие гермафродиты
Гермафродиты – индивидуумы, которые обладают половыми признаками обоих полов, т.е. и женщины и мужчины. В отношении гермафродитов принято употреблять также определение “андрогины”, в переводе с греческого языка обозначающее “aner” – мужчина, “gyne” – женщина.
Понятие о гермафродитизме берет свое начало из древнегреческих легенд. Когда родился сын богов Афродиты и Гермеса, мальчика назвали таким громким именем, как Гермафродит, которое было придумано от двух имен своих родителей (Фродит от Афродиты и Герма от Гермеса). В пятнадцатилетнем возрасте в юношу влюбилась нимфа, которая жила в воде, он тоже воспылал ответной страстью и попросил богов соединить их в одно целое, боги выполнили его просьбу. Так и появился первый гермафродит.
А уже в Средние века такого рода половая метаморфоза считалась делами нечистой силы и согласно инквизиционной практике XVI–XVII вв. были выявлены случаи преследования гермафродитов. К примеру, в XVI веке в Дармштадте проводилось крещение младенца сомнительного пола, которому было дано имя Елизавета, а затем Иоанн, после чего Иоанн снова превратился в Елизавету, которая в целях исключения подобных превращений была сожжена на костре.
Как понять, что вы – пансексуал?
Существует множество псевдометодик, которые определят ваши сексуальные предпочтения. Но официального теста, который на 100% определил бы, пансексуал ли вы — нет. Только научившись слушать свое сердце, вы сможете определить свою сексуальную ориентацию и свои предпочтения.
Если вы поймете, что вы — не пансексуал, но вам импонирует эта идея, не принимайте этот факт слишком буквально. Вы обязательно найдете то, что вам действительно близко. Самое главное в этих поисках — не потерять свою истинную сущность и знать себя настоящего.
Автор статьи
Симаков Олег
Журналист-практик, рецепты проверяет на себе.
Знает все про мужчин и народную медицину.
Гендерные стереотипы
Гендерные стереотипы — это установки о том, какими должны быть мужчины и женщины, ограничивающие оба пола.
Гендерные стереотипы окружают нас повсюду. Например, бытует мнение, что «технари» — мальчики, а «гуманитарии» — девочки, и если юноша пишет стихи, он вполне может услышать претензию «чё за сопли, как девчонка!».
Часто стереотипы основаны на устаревших общественно-политических нормах. Например, раньше женщины в некоторых странах не имели права голосовать, носить брюки или занимать руководящие должности.
Ещё до XX века розовый цвет считался «мужским», а голубой — «женским». Но со временем мода и поп-культура перевернули всё с ног на голову, и розовый незаметно начали считать «девчачьим». До сих пор мальчика в школе могут пристыдить за розовую футболку.
<<Перелинковка>>
Стереотипы не помогают интегрироваться в общество, а только ограничивают мальчиков и девочек.
<<Форма демодоступа>>
Что такое сексуальная ориентация?
Сексуальная ориентация — это вроде как просто. Мы знаем, что она определяется в зависимости от того, к людям какого пола мы испытываем влечение. Соответственно, есть три типа сексуальных ориентаций: гомосексуальность (влечение к людям своего пола), гетеросексуальность (влечение к людям другого пола) и бисексуальность (влечение к людям обоих полов). Но все ли так легко со словом «влечение»? Как бы вы сами определили его?
Влечение нужно рассматривать с учетом двух его аспектов. Оно бывает эмоциональным и физическим. Тогда вопрос определения сексуальной ориентации становится чуточку сложнее. Если вы один раз в жизни испытали желание заняться сексом с человеком своего пола — значит ли это, что вы гомосексуальны?
В попытке ответить на этот вопрос, знаменитый американский биолог и сексолог Альфред Кинси создал шкалу, о которой вы наверняка наслышаны. Она использовалась ученым в его монографиях под названиями «Сексуальное поведение самца человека» (опубликована в 1948 году) и «Сексуальное поведение самки человека» (опубликована в 1953 году). Шкала Кинси разбита на 7 пунктов (0-6): варианты от исключительной гетеросексуальности до исключительной гомосексуальности. Посередине находится бисексуальность. Чуть позже в эту шкалу включили 8 вариант — асексуальность, то есть отсутствие полового влечения к кому бы то ни было. Основываясь на описаниях каждого варианта, можно попробовать оценить, на какой циферке по шкале вы находитесь. Допустим, если вы женщина и у вас преимущественно были гетеросексуальные контакты, но один раз в жизни вы занимались сексом с девушкой, то, вероятнее всего, вы — «единичка» по шкале Кинси. Что это поясняет? Да в целом ничего. Природа влечения все еще остается непонятной. Сам Кинси считал, что сексуальность может изменяться в течение жизни человека и его сексуальное поведение можно рассматривать и как физический контакт, и как психический феномен.
Сотрудники Института исследований секса при Университете Индианы, 1953 год. Альфред Кинси в центре
Если брать словарное определение понятия «влечение», то мы обнаружим, что это желание, побуждающее человека совершать действия для удовлетворения какой-либо потребности. О какой потребности в данном случае может идти речь?
Самый простой ответ, который приходит в голову, — для удовлетворения потребности размножаться. Но это противоречит нашим эмпирическим выводам: все мы знаем, что половой акт не всегда совершается во имя репродуктивных целей.
Секс может быть способом установления эмоциональной близости и даже положения в социальной иерархии. Если поймать какого-нибудь фрейдиста, то он расскажет, что влечение — это «раздражение» для психики, по аналогии с раздражением от внешних воздействий и последующей за этим рефлекторной реакцией. Кроме того, влечение характеризуется тем, что исходит «изнутри» организма и является постоянной силой, потому от его действия невозможно избавиться бегством. А значит секс — это инструмент для того, чтобы избавиться от раздражителя.
Беря во внимание неоднозначность вызывающих влечение причин, которая исключает главенство репродуктивной функции, можно с уверенностью говорить, что все варианты сексуальности — разновидности нормы. Чтобы исследовать факторы, влияющие на ее формирование, необходимо представить ее как фенотипический признак человека
В этом дискурсе один из авторов вывел тяжеловесное определение для сексуальной ориентации. Звучит оно так:
Сексуальная ориентация — это результирующий поведенческий ответ на анализ и последующий синтез мозгом человека всей поступающей извне информации о первичных, вторичных и третичных половых признаках окружающих людей.
Уникальность сексуальной ориентации каждого человека, согласно тому же автору, определена биологическими и гендерными особенностями состояния его организма и психики в каждый момент времени.
Список литературы
1. Арутюнян М. Ю.
Гендерный анализ концепций психологии творчества. // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай–96». – М.: МЦГИ, 1997. С. 136–141.
2. Бодрова В. В.
Работа или семья: что важнее для современной женщины? // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай–96». – М.: МЦГИ, 1997. С. 97–100.
3. Воронина О. А.
Введение в гендерные исследования // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай–96». – М.: МЦГИ, 1997. С. 29–34.
4. Воронина О. А.
Женщина – друг человека? // Человек. 1990. № 5. С. 48–58.
5. Гаврилица О. А.
Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии 1998. № 4. С. 65–70.
6. Здравомыслова О. М.
Семья и общество: гендерное измерение российской трансформации. – М., 2003. – 152 с.
7. Золотухина М. В.
Мир американской семьи. – М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1999. – 319 с.
8. Кириллина В. Н.
Социокультурные аспекты гендерного конфликта (по материалам западной социологии) // Женщина и мужчина на пути к устойчивому развитию / Под ред. Е. Н. Никоноровой. – М.: РЭФИА, 1997. С. 66–79.
9. Клецина И. С.
Гендерная социализация. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. – 92 с.
10. Конусов Ю. А.
Мужчина в семье: типы поведения // Семья и социальная структура. – М.: Институт социологических исследований АН СССР, 1987. С. 97–106.
11. Мережко В. И.
Этого терпеть больше нельзя // Женский вопрос: точки зрения и подходы к новому осмыслению. – М.: Академия общественных наук при ЦК КПСС, 1991. С. 103105.
12. Панкратова М. Г.
Русская женщина сегодня // Женщины России – вчера, сегодня, завтра (материалы конференции). – М.: Россия молодая, 1994. С. 50–57.
13. Радаев В. В.
Человек в домашнем хозяйстве // Социологические исследования. 1997. № 4. С. 64–72.
14. Ржаницына Л. С., Сергеева Г. П.
Женщина на российском рынке труда // Социологические исследования. 1995. № 7. С. 57–62.
15. Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе / Под науч. ред. Т. М. Малевой, О. В. Синявской. Вып. 1. – М.: НИСП, 2007. – 640 с.
16. Семейные узы. Модели для сборки: Сб. статей / Сост. и редактор С. Ушакин. Книга 1. – М.: НЛО, 2004. – 632 с.; Книга 2. – М.: НЛО, 2004. – 520 с.
17. Сычева С. А.
Женщина в российской науке: роль и социальный статус. – М.: НИА–Приро–да, 2005. – 116 с.
18. Турецкая Г. В.
Страх успеха: психологическое исследование феномена // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 1. С. 37–46.
19. Тюрина И. О.
Московский рынок труда: гендерные аспекты // Социологические исследования. 1998. № 8. С. 98–103.
20. Успенская В. И.
О перспективах политического партнерства полов. Материалы к теме «Идея партнерства женщин и мужчин с современном мире» // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай–96». – М.: МЦГИ, 1997. С. 65–69.
21. Фридан Б.
Загадка женственности. – М.: Прогресс, Литера, 1993. – 496 с.
22. Хоткина З. А.
Гендерная асимметрия в сфере занятости // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай–96». – М.: МЦГИ, 1997. С. 60–64.