Подростковый возраст – страшно интересный!

Что советуют психологи

Сложный период в жизни подростка родители должны разделить вместе с ним. Но это не должна быть настойчивость, строгий контроль, самопроизвольное вмешательство в его дела. Любой родитель, у которого есть связь с ребенком, почувствует его состояние, и безмолвную просьбу о помощи. Начиная с 11–14 лет, родители должны:

Как можно больше времени уделять ребенку. Несмотря на то, что круг его друзей с каждым годом становится шире, общение с родителями необходимо ему.

(function(w,n){w=w||[];w.push(,]);})(window,’adfoxAsyncParamsAdaptive’);

window.Ya.adfoxCode.createScroll({ownerId:364275,containerId:’adfox_16055197993226894′,params:{pp:’bgdj’,ps:’emcb’,p2:’gzzo’}},);

Они должны знать как можно больше о жизни ребенка, как и он об их.

Поэтому не стоит избегать заданных вопросов, ведь если они последовали, то имеют значение для собеседника. С помощью диалога можно узнать о жизни ребенка очень много: кто его друзья, какие у него увлечения, проблемы, радости.

  • Кроме общения с ребенком нужно проводить время. Совместные вылазки на стадион, в лес, кафе должны приносить удовольствие обеим сторонам.
  • Родители должны разделять интересы ребенка (в мерах разумного). Не стоит высказывать свое мнение, отличающееся от детского, по поводу его стиля, предпочтений, музыки. Сын (дочь) в возрасте 14 лет – это взрослый человек, который имеет собственные вкусы и убеждения. И все это ему будет приятно разделить с самыми близкими людьми.
  • С ребенком нужно общаться как со взрослым человеком. Он должен иметь свои обязанности по дому, помогать родителям. А они в свою очередь должны стать примером идеальной семьи, в которую ребенок всегда будет хотеть возвращаться. Ведь что может быть лучше, чем дом, в котором тепло и уютно, где родители любят друг друга, уважают, и в любой ситуации поддержат ребенка, не оставят наедине со своими проблемами.

Дети в любом возрасте нуждаются в понимании, а подростки больше всего. Ведь в этот период в них самих происходит масса изменений, с которыми они не всегда могут справиться самостоятельно. И их отдаление от родителей вовсе не говорит о том, что они больше не нуждаются в их поддержке и помощи.

Возможно, им как никогда нужен совет, крепкие объятия, но они просто не знают, как это продемонстрировать

Поэтому внимание со стороны родителей должно быть как никогда предельным

Важно показать подростку, что он любим, дорог своей семье, возможно, эти элементарные вещи помогут легче пережить этот период, не наделать глупостей, о которых придется жалеть

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Особенности подросткового развития

Пубертатный период считают одним из самых сложных в развитии ребенка. Во время переходного возраста ребенок начинает превращаться во взрослую личность. Это отражается на всех сторонах жизни подростка, влияет на анатомо-физическое формирование, интеллектуальное и морально-нравственное развитие и т. д. Подростковый возраст также отражается на учебной, трудовой и игровой деятельности.

Так как во время пубертатного периода меняется вся жизнь ребёнка, его психика тоже подстраивается, старые устои ломаются и появляются новые. Учиться становится сложнее из-за более серьёзных требований, повышенной нагрузки и новых предметов. В результате ребенок вынужден учиться мыслить глубже, обобщать и приводить аргументы.

Также у ребенка меняются принципы, мировоззрение, определенная общественная позиция, положение в окружении. В домашнем кругу его мнение становится более весомым, наряду с этим предъявляются новые требования, которые с каждым годом становятся все серьезнее.

Интеллект подростка при повышенной школьной нагрузке становился все более совершенным. Возникают невиданные ранее модификации характера, он начинает мыслить, анализировать ситуации, рассуждать и так далее. Период созревания детской личности напрямую связан с половым созреванием, из-за чего ситуация значительно осложняется.

Если вам надоело бунтовать

Можно сказать, что сепарация завершается там, где появляется принятие. Это слово может вызывать внутренний протест: в нашей культуре под видом принятия часто «продают» идею покорности, безусловной любви и всепрощения — особенно по отношению к родителям. Но принятие не равняется смирению плюс терпению.

Первое условие успешной сепарации: необходимо признать, что отделение не завершено, а с родителями до сих пор существует сильная эмоциональная связь. Если вы раздраженно подумали: «Да нет у меня никакой связи, задолбали со своими родителями, мне с ними уже всё ясно!» — это тоже признак сильной связи с ними.

Второе. Нужно понять, какие опоры есть у вас в жизни прямо сейчас, на что можно полагаться: от материальных (работа или источник дохода, «подушка безопасности», комфортное личное пространство) и социальных (как близкие люди, которые могут дать помощь и поддержку, так и «слабые» социальные связи) до личностных (опыт и навыки, личные качества, знание себя и умение заботиться о себе).

Третье. Признать и отгоревать несбывшиеся надежды и ожидания. Головой мы понимаем, что прошлое не изменить, но надежда всё-таки это сделать или, по крайней мере, дождаться компенсации, сильна. Очень трудно отказаться от ожидания, что мама и папа всё-таки смогут принять и полюбить ребенка каким он есть.

Трудно согласиться с тем, что родители, возможно, никогда не смогут понять и поддержать ваш жизненный выбор, что в вашей жизни может и не случиться теплых семейных обедов по выходным, совместных поездок на рыбалку с отцом или эмоциональной близости с матерью.

Психотерапия помогает осознать свой сценарий взросления, отплакать несбывшиеся надежды и освободить место для чего-то нового. В том числе — для партнера, которому больше не нужно быть похожим на взрослого из прошлого.

Четвертое. Отделить реальных родителей от «интернализированных объектов» вашей психики — то есть от собственных субъективных представлений о них. Необходимо осознанно проанализировать эти представления и отпустить те, которые не имеют отношения к объективным качествам и причинам поведения конкретных людей, которым случилось родить и воспитать вас.

И, наконец, пятое: то самое принятие.

Психологические изменения подростка

Самая отличительная черта подросткового возраста — нестабильное эмоциональное состояние. Скачки настроения могут быть настолько резкими и быстрыми, что иногда “бывший” ребёнок за секунду сменяет крик на громкий смех. Поведение может меняться кардинально и ни от чего не зависеть. Даже малейший и незначительный повод, необдуманное слово или фраза способна привести подростка в ярость или в истерику. Вспышки гнева, злости могут быстро меняться ласковым и добрым поведением.

Юношеский максимализм во всей красе прямо расцветает в это время. “Всё или ничего”, “Сейчас или никогда”. Эти убеждения прочно закреплены в сознании и многие поступки основаны именно на таких установках. Упрямство достигает своих вершин именно в пубертат.

Инфантильность, нежность, плаксивость. Ребята очень остро реагируют на любые замечания, упрёки и фразы в свой адрес. Критика воспринимается настолько “близко к сердцу”, что иногда одно неверное слово мамы или папы способно полностью разрушить самооценку и отправить ребёнка в руки депрессии.

Это период, когда детство уже закончилось, а взрослая жизнь ещё не началась. Переходный момент считается самым сложным в жизни человека, потому что молодые люди пока не понимают, что полностью самостоятельными личностями они не являются. Это непонимание приводят к бунтам и ссорам со взрослыми, ведь они будут всеми силами доказывать, что они выросли.

В данном случае родителям ни в коем случае нельзя наказывать или высмеивать попытки ребёнка самоутвердиться

Для него очень важно, чтобы взрослые относились к нему как к равному, чтобы с ним считались. Любые попытки контроля и гиперопеки будут жёстко и агрессивно отклоняться

Часто ребят охватывает печаль, обида.

Появляется уверенность, что их никто не любит, не понимает. В этот момент начинает укрепляться авторитет сверстников, и мнение одноклассников становится важнее, чем мнение близких. Взрослеющий ребёнок имеет большую потребность в собственном признании в обществе друзей, школьников. Мнения и отношения коллектива становятся приоритетными. Для этого возраста характерна потребность в товарище, лучшем друге, подруге, который станет соратником, единомышленником, будет понимать и ценить.

Психологи выделяют 2 типа поведения:

  • Кризис зависимости. Он проявляется в инфантильности, несамостоятельности подростка, полному послушанию и отсутствию собственного мнения.

  • Кризис независимости. Основные его черты — агрессия, упрямство, непослушание, непризнание авторитета взрослых и окружающих, отрицательное отношение ко всему, желание делать по-своему.

Некоторые родители считают, что лучше пойти по пути зависимости. Так ребёнок будет ближе к взрослым, а им, в свою очередь, будет спокойнее за него. Тем не менее главная задача переходного возраста — это формирование самостоятельности, именно поэтому путь независимости будет лучше для формирования новой взрослой личности.

Подростки не очень-то изменились. Они по-прежнему растут, взрослеют, уходят из дома и женятся, — только не обязательно в этом порядке.

Подавление и вседозволенность: почему пройти через бунт не так уж и легко?

Для родителей подростковый период их детей — непростое испытание: им нужно понять, почему ребенок бунтует, и вместо подавления помочь ему прожить происходящее с ним.

Важно, чтобы в этом процессе обе стороны помнили: они изучают друг друга, чтобы договориться, а не враждуют, чтобы подавить противника. Но это в идеальном мире

В реальном родителям бывает некогда, они боятся, не понимают и чувствуют растерянность, не знают, в чем смысл этого периода и, соответственно, не знают, как поступить. Тогда у молодого человека нет возможности полностью прожить и осознать важный этап психологической сепарации

Но это в идеальном мире. В реальном родителям бывает некогда, они боятся, не понимают и чувствуют растерянность, не знают, в чем смысл этого периода и, соответственно, не знают, как поступить. Тогда у молодого человека нет возможности полностью прожить и осознать важный этап психологической сепарации.

В воспоминаниях взрослых людей такой саботаж взросления собственного ребенка может выглядеть по-разному.

Кто-то вспоминает: «Родители меня во всём подавляли» — это значит, что человек пытался проявлять самостоятельность, но родители сопротивлялись. В будущем таким людям бывает легче завершить психологическое отделение от родителей — ведь они помнят свое стремление к самостоятельности.

Например, если мама давала понять, что будет любить только послушного ребенка — человек мог бессознательно выбрать «остаться с мамой» и соглашаться с ней во всем, лишь бы не лишиться этой любви. Нередко в таких случаях непрожитый бунт дает о себе знать косвенно: вроде бы в жизни всё хорошо, но ничего не радует, потерялся смысл.

Если этап бунта не был прожит в свое время, приходится проживать его уже в более позднем возрасте. Поначалу это может быть трудно: кажется, что ваши замечательные родители не заслужили переоценки и вашего отделения от них, или всё может быть ясно — но просто страшно или нелегко.

Получено 2 совета от психологов

Виктория, здравствуйте!

Подростковый период – очень не простой этап. Как для самих подростков, так и для их родителей. Это момент, когда ребенок превращается взрослого. И делает он это переосмысляя все, что было заложено в него когда-то, отстраняясь и борясь с любым давлением и любыми “чужими решениями”, в постоянном поиске настоящего себя!

Одновременно, именно в этот период по-настоящему проявляются качества, сформированные в ребенке за период детства. И конечно же становятся очевидны пробелы…

И несмотря на трудности, связанные со всем вышеперечисленным, и высокой конфликтностью подростков очень важным фактором остаются отношения с родителями. От того, чувствует ли подросток поддержку и понимание, и могут ли родители с подростком оставаться в контакте, зависит как будет преодолен этот этап!

Судя по тому, что вы написали, Виктория, как раз с контактом все не очень хорошо. Отчасти, потому что дочь проявляет не те качества, которые вы пытались в ней сформировать, и это очевидно мучает вас всех. Ведь вам по-прежнему хочется “наставить ее на путь истинный”, а ей в этот момент не хватает вашего понимания, принятия и поддержки. А отчасти, потому что она так и не научилась нести ответственность за свои поступки, и теперь упрекает вас в том, за что по правде отвечает сама. А это, мягко говоря, обидно!..

Но чтобы что-то поменялось в той жутковатой картинке, которую вы нарисовали, Виктория, надо поменять оба эти параметра. И сделать это сможете только вы с папой. Вам придется смириться с тем, что дочь не будет такой, какой вы ее хотите видеть, во всем. Особенно ближайшее время. А значит вам предстоит научиться принимать ее с тем выбором, предпочтениями, которые она делает. А вместе с этим вам предстоит доделать то, что не доделано: научить ее самостоятельно нести ответственность за свои поступки. А для этого во многих моментах придется перестать брать эту ответственность на себя (делать за нее, решать за нее, покупать за нее…)!..

Только так вы сможете восстановить нарушенный контакт и помочь ей преодолеть этот период действительно повзрослев, Виктория.

Работу эту лучше всего начинать вместе с психологом, так как специалист сможет помочь вам увидеть, в каких моментах ваши действия оказываются неконструктивными, найти точки соприкосновения с подростком, но главное – выработать стратегию действий, которая поможет и не упустить ребенка и одновременно не передавить, тем самым только еще сильнее отдалив дочь от себя.

Обращайтесь, если решитесь заняться этим, Виктория!

Карамян Карина Рубеновна, психолог, психотерапевт, г. Москва

1
Хороший ответ

Похожий вопрос

Меня ничего не радует и ничего не хочется (3 ответа)

Виктория, здравствуйте!

Доя того чтобы скащать что с Впшей дочерью, для этого необходимо провести хотя бы 2-3 интервью с ней. На первые взгляд, она ушла в изоляцию, отсутвствие мотивации, безращоичие к себе, отсутствие интереса к внешнему миру. На основании этого можно предполодить депрессивное расмтройство. Но это только версия, повторяю, только после диагностического интервью можно о чем- то говорить. 

Отсутствие взаимопонимания, коммуникации с дочерью, вас травмирует, так же как и её. 

Наладить взаимопонимание не просто. Я вам рекомендую обратится за помощью к психологу.

Карина Матвеева, психоаналитик, магистр психологии. 

Матвеева Каринэ Вильевна, психолог в Москве

Хороший ответ

2

Подростковая психология мальчиков

Одна из самых частых жалоб, которую высказывают родители мальчиков- подростков, — это то, что их сын стал злым и агрессивным.

Девочки-подростки тоже злятся, но они обычно более восприимчивы к конструктивным разговорам, что дает родителям немного больше рычагов воздействия. Как отличительную особенность подросткового возраста у мальчиков психология и медицина выделяют всплеск тестостерона. Из-за этого притупляется чувство страха и растормаживается поведение. Все это приводит к частым вспышкам гнева и обилию конфликтов.

Психология мальчиков-подростков устроена так, что для комфортных взаимоотношений с окружающим миром им необходимо четко осознавать ответственность за свое поведение. Юноша должен понять, что если будет вести себя ответственно, то будет получать привилегии, и наоборот. Подростки очень восприимчивы к наградам и поощрениям.

Совет 5. Предлагайте поддержку и будьте рядом

Стабильные, теплые и открытые к диалогу отношения в семье повышают шансы, что тинейджер избежит необдуманных рисков и будет более устойчив психологически

В подростковом возрасте особенно важно не замалчивать сложные темы и не оставлять ребенка одного против всего мира

Так, подростки, которые довольны отношениями с родителями, и часто обсуждают с ними любовь, сексуальные взаимоотношения и контрацепцию, вероятнее всего не будут торопиться экспериментировать, даже под влиянием сверстников. То же касается употребления алкоголя и других веществ

Также есть данные, что внимание и поддержка со стороны родителей может препятствовать развитию депрессии у подростков. 

Важно помнить, что психика в переходном возрасте особенно уязвима. По статистике, 50% ментальных расстройств проявляются к четырнадцати годам, а 75% — к двадцати четырем

Если вы заметили проблемное поведение — резкое падение успеваемости, трудности с самоконтролем, резкий обрыв связей с друзьями или порезы на руках — не бойтесь обращаться за помощью. В Alter есть специалисты, которые которые умеют работать с подростками. Здесь мы писали, как выбрать подросткового психолога, и зачем он нужен.

«Подростки ничего не делают»

«Раньше был такой хороший ребенок: лепил, ходил на танцы и на фортепиано. А теперь тебе ничего не нужно, сидишь за компьютером весь день. Лучше бы книжку почитал, погулял, вот мы в твоем возрасте…» «Жевали гудрон, кидались ледышками, облизывали качели и нюхали клей», — добавляю я мысленно. Мне кажется, эти фразы от родителей слышал едва ли не каждый.

В СМИ материалов о влиянии компьютеров и гаджетов на психику пруд пруди, и все они транслируют одну и ту же мысль: гаджеты — зло, и их использование стоит приравнивать к наркозависимости. В Италии даже хотели отправлять «гаджетозависимых» в реабилитационные центры, а в Китае так делают уже лет десять. Советуют отбирать технику у подростков, отвлекать их чем-то другим, изолировать в отдельной комнате, чтобы пересидели «ломку». Страх заставляет родителей вести себя крайне неуважительно: почему-то считается, что если ребенок стал принимать «цифровые наркотики», то разговоры бесполезны — помогут только угрозы и физическая сила.

Мы действительно страшно много времени проводим в телефоне: у меня, например, экранное время составляет от шести до восьми часов в день. Но в большинстве случаев это не просто залипание. С помощью гаджетов мы общаемся (в том числе с людьми из других городов и стран, ведь благодаря интернету мы рано выучиваем английский), учимся (и не только в школе на дистанционке, но и на курсах, которые нашли сами), слушаем музыку и смотрим кино, читаем книги и статьи, записываем собственные мысли, монтируем видео или просто пересматриваем фото, чтобы погрузиться в приятные воспоминания.

Конечно, нельзя отрицать проблему зависимости. Но чем дальше идет прогресс, тем сложнее понять, где зависимость, а где новый образ жизни «цифрового человека». Мне кажется, что сделать тут больше ничего нельзя — с этим можно только смириться. Жизнь продвинутых взрослых в больших городах обычно точно такая же: они работают, общаются и развлекаются перед экраном.

Сергей Жданов, философ технологий и ведущий телеграм-канала «Чорт ногу сломит»:

«Современные подростки — это первое поколение, испытавшее на себе прелести и трудности дистанционного обучения. А к тому моменту, когда они массово выйдут на работу, даже разнорабочие будут цифровизованы и вооружены гаджетами. Цифровые технологии — это реальность, от которой не уйти. Без интернета и гаджетов уже невозможно интегрироваться в стремительно оцифровывающийся мир.

Чат с психологом для подростков

Это отличная идея, особенно если возникли трудности, а взрослого, которому доверяешь – нет сейчас.

Не нужно забывать, что в формировании личности участвуют школа, семья и семейные ценности, социальное общество, «улица» и друзья, личные качества и потребности, даже гороскоп и имя влияют на человека, и на то, кем он станет.

При неправильном формировании личности у подростка могут развиваться комплексы и неуверенность в себе из-за физиологического развития, например. Как девочкам, так и мальчикам сложно принять появление волос на их теле, которые он так тщательно стараются скрыть и избавиться от них

В таких случаях важно достичь гармонии, чтобы ребёнок не имел стеснения и мог обратиться с вопросами к родителям. Хорошо, если смогут додуматься поискать ответы на вопросы в интернете

Хотя, далеко не всей информации можно доверять во всемирной паутине.

Поэтому мы написали данную статью в помощь подросткам.

Жизнь прекрасна. Сохраните себе эту статью и скачайте шпаргалку в PDF – формате.
С добрыми намерениями и верой в светлое будущее, Институт практической медицины.

Скачивайте бесплатно шпаргалки и советы психолога. Они помогут тебе в трудных и неразрешимых ситуациях. А также помогут стать успешным сейчас и в будущем

Причины

К факторам, провоцирующим неадекватное поведение подростков, относятся:

  • Наследственная предрасположенность – особенности родителей, а также воздействие на плод неблагоприятных факторов среды (вредные привычки матери, условия труда и другие).
  • Социальные и экономические – бытовая неустроенность семьи, семейные конфликты, низкий социальный уровень родителей и малый доход.
  • Непосильные нагрузки – физическое и психоэмоциональное переутомление, связанное с большими объемами заданий в школе либо дополнительными занятиями.
  • Физиологические особенности – физические изъяны, недостатки внешности, дефекты умственного развития, которые приводят к сложностям в адаптации в коллективе, неприятию среди окружающих, тем более сверстников.
  • Психические отклонения – заболевания, нервные и психические расстройства, низкий порог возбудимости.
  • Психологическое воздействие – давление и упреки со стороны родителей, излишняя строгость или вседозволенность, личные особенности характера (перфекционизм либо эгоизм, равнодушие).

В чем смысл бунта и каким он бывает

«Подростковый бунт» — это период в жизни подростка, когда его поведение со стороны кажется неуправляемым: резкие перепады настроения, непослушание, раздражительность и отрицание, эксперименты с внешностью, экзотические увлечения и громкие заявления. В этом поведении проявляется намеренное отрицание правил, норм и авторитетов: молодой человек прощается со старой детской идентичностью и осмысливает себя как отдельную личность на пороге взросления, более независимую, с собственными взглядами, убеждениями, социальным кругом.

Бунт бывает разным в зависимости от обстоятельств, в которых взрослеет каждый конкретный человек.

Например, бунт может быть направлен против слишком строгих родителей и их жестких правил. Подростки в таком случае пробуют доказать, что они уже взрослые, — и стараются освободиться от моральной «клетки».

Администрация

Шустик Юрий Михайлович – директор школы.

Заслуженный деятель народного просвещения. Работает в частной школе “Ступени” со дня ее основания. Окончил Всесоюзный институт стандартизации и метрологии, Киевскую Военно-инженерную Академию ВВС.

Описание

Школа «Ступени» работает более двух десятков лет и входит в рейтинг лучших частных школ столицы. Имеет репутацию сильного ОУ, учащиеся которого побеждают на конкурсах российского и мирового масштаба, олимпиадах, поступают в элитные университеты. Школа активно сотрудничает с лучшими вузами Москвы: МГИМО, МГУ, НИУ ВШЭ и др.

Образовательный процесс

Школа «Ступени» реализует образовательные программы в соответствии с требованиями ФГОС и работает в режиме пятидневки. В учебном плане предусмотрена классная работа, выполнение домашней работы, посещение секций и кружков, элективов. Также в школе есть экстернат и группа непродолжительного пребывания для малышей.

В школе созданы все условия для обучения и творчества: небольшая наполняемость классов, богато оснащенные учебные кабинеты, здесь много спортивных секций, студий и творческих мастерских, работают лучшие педагоги столицы.

«Ступени» – авторизованный центр подготовки к Кембриджским экзаменам. Программа обучения английскому отвечает стандартам CEFR. С целью улучшения разговорных навыков учащиеся на каникулах совершают образовательные поездки в европейские страны.

Режим работы

Школа работает с девяти утра до половины пятого вечера, пребывание в ней предусматривает уроки, прогулки, посещение секций и кружков после обеда, выполнение домашних заданий в начальных классах.

Внеклассные мероприятия

Руководство СОШ «Ступени» уделяет огромное внимание не только качеству обучения, но и сохранению физического и психического здоровья детей. Благодаря удачно составленному расписанию, в котором учебные нагрузки сочетаются с отдыхом, творческими и спортивными занятиями, школьники не испытывают утомления и информационной перегрузки

В школе работает медицинская служба, в состав которой входят медсестра, врач-педиатр, логопед и психолог. Дети получают 3-х разовое питание.

Школа “Ступени” предлагает целостную систему образования, включающую интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие:

  • обучение с 1 по 11 класс в режиме полного дня
  • группы кратковременного пребывания для дошкольников
  • английский язык с 1 класса, сертификат Кембриджского университета
  • возможность изучения второго иностранного языка
  • подготовка к успешной сдаче ЕГЭ и ГИА (ОГЭ)
  • сотрудничество с ведущими российскими вузами
  • учебные проекты, образовательный туризм, экскурсии
  • творческие и спортивные студии, кружки, секции
  • большой теннис на собственном корте
  • трехразовое питание в школьной столовой
  • собственное здание, охраняемая территория

Каковы особенности детей переходного возраста

Родителям, учителям необходимо знать, в чем отличия подросткового возраста от других периодов жизни. Понимание процессов, которые происходят на физиологическом и психическом уровне, позволяет более спокойно, без серьезных потрясений пережить кризис, сохранить теплые отношения с ребенком.

Гормональные бури и психологическое взросление, стремление к отделению от семьи создает большую нагрузку. Она становится причиной особого поведения и реакций у подростков.

Они смущаются пристальных взглядов. Смущение связано с чрезмерно критичным отношением к собственной внешности, болезненным восприятием критики.

Взрослеющие дети зависят от мнения друзей, одноклассников. Под влиянием сверстников могут причинить себе вред

Подросткам важно показать свою силу и бесстрашие, не “опозориться”

Особенно опасным считается отрезок времени с 13 до 15 лет. Именно тогда дети часто совершают необдуманные, опасные для себя и окружающих поступки.

Активная гормональная перестройка дает о себе знать не только перепадами настроения, но и снижением памяти

Детям 13-15 лет часто бывает трудно удерживать внимание на уроках, запоминать новый материал

Подростки задумываются о своем предназначении в жизни, изучают, что им нравится, а что — не подходит. Это проявляется как в мировоззрении, так и во внешности. Именно поэтому часто можно увидеть подростков в необычной одежде, с пирсингом и татуировками, с окрашенными во все цвета радуги волосами.

«Подростки безответственные»

Кто, будучи подростком, не слышал фразу «Вот я в твоем возрасте…» или «Ну что ты как маленький!»? Последнее обычно говорят в каких-то «чувствительных» ситуациях: когда не получается справиться с чем-то условно не сложным или постоять за себя.

Журналисты пишут, что инфантильными подростков делают гиперопека и вседозволенность: из-за того, что нам «всё преподносят на блюдечке», мы ничего не умеем и не развиваемся как личности. Советы по борьбе с «инфантилизмом» дают довольно своеобразные: заставляйте своих детей заниматься спортом и выходить из зоны комфорта.

Слышать такие определения досадно. Если мы что и стараемся делать — так это вести себя как взрослые! Мы хотим отвечать за себя, хотим принимать решения. Конечно, мы не со всем можем справиться. Но кто может справиться со всем? Мы все знаем взрослых людей, которые годами не могут сходить к стоматологу, научиться убираться в квартире, вовремя платить по счетам или готовить себе дома полезную еду. Почему-то к ним общество относится нормально, хотя у них было больше времени, чтобы «повзрослеть».

В моменты, когда что-то не выходит, любому человеку хотелось бы слышать слова поддержки, а не осуждение или насмешку. И дело тут вовсе не в возрасте.

Настя Травкина, научная журналистка, автор книги о развитии мозга Homo Mutаbilis:

«Ответственность можно рассматривать в двух разных контекстах. Один — нейробиологический, связанный с обыденным пониманием ответственности (за себя, свое здоровье, быт и т. д.) и исполнительными функциями мозга. Второй — философский, в котором мы размышляем о природе ответственности.

Чтобы быть ответственным, нужно уметь планировать свои действия и видеть их долгосрочные последствия, контролировать свои эмоции и импульсы, в том числе в стрессовых ситуациях, выбирать отложенное вознаграждение (например, быть здоровым в старости) вместо сиюминутного удовольствия (например, курить в молодости). Все эти функции выполняет префронтальная кора — часть мозга, появившаяся в ходе эволюции человека как вида позже других частей. Как и в общей эволюции, у каждого человека ПФК созревает позже других структур мозга, в частности ее самая „разумная“ дорсолатеральная часть: полностью связи в ней формируются в среднем к двадцати пяти годам.

Это не значит, что она не работает до этого возраста. Скорее, она работает не полностью эффективно. На концентрацию, планирование и контроль подростки тратят больше ресурсов мозга, чем взрослые, то есть им в разы труднее нести такую меру ответственности, которая для взрослого кажется легкой.

ПФК участвует не только в планировании, но и отвечает за контроль эмоций. В норме у взрослого человека именно эта часть мозга оценивает ситуацию и купирует непродуктивную тревогу, страх, неуместный гнев или влечение — и принимает более рациональные решения, несмотря на стресс. Однако даже у взрослых людей чрезмерный стресс или эмоции „заглушают“ голос контролирующих частей ПФК — поэтому не рекомендуется принимать решения „на эмоциях“. У подростков из-за недостаточной зрелости ПФК хуже справляется с этой задачей в волнительных ситуациях, которые не влияют на поведение взрослых. То же происходит с угрозами и руганью: в конфликтной атмосфере подростки хуже концентрируются и запоминают учебный материал.

Внешние изменения мальчиков и девочек

Физические метаморфозы

В момент предподростковой стадии и у мальчиков, и у девочек отмечаются незначительные физиологические изменения, которые закладывают основу к будущим обширным преобразованиям. В 10-11 лет характерным является интенсивное вытягивание конечностей.

Далее при переходе на младшую подростковую стадию происходит то, что некоторые исследователи называют «подростковая физиологическая буря». Она характеризуется очень быстрым созреванием организма, затрагивающим все сферы функционирования. Со стороны внешнего вида отмечается непропорциональность роста – кости растут так быстро, что мышечная ткань не успевает за ними. На данном этапе подростки обоих полов часто жалуются на боли в мышцах и суставах, и это не должно пугать родителей.

Следует отметить, что весь внешний вид подростка становится нескладным, руки и ноги становятся слишком тонкими и длинными, а движения неуклюжими, но такие неравномерные физические изменения лишь временны, и в скором времени всё придёт в норму. Так как энергические затраты на такой активный рост достаточно велики, то в норме слышать от подростка жалобы на усталость и сонливость.

В период подросткового возраста могут отмечаться резкие скачки в росте ребёнка. За год рост может увеличиваться на 7-8 сантиметров. Далее этот показатель стабилизируется, и прибавка в росте становится 1-2 см в год.

Фото: https://pixabay.com/photos/boy-teenager-cool-standing-1284509/

Половое созревание

Одной из главных целей переходного возраста является половое созревание. Здесь у мальчиков и у девочек предполагаются следующие изменения.

Возрастной периодДевочка-подростокМальчик-подросток
12-13 лет – младшая подростковая стадияРастёт жировая ткань, округляются плечи и бёдра, расширяется таз.

Начинаются первые менструации, но типичны и отклонения от этого срока. Формируется грудь, появляется первое оволосение в подмышечных впадинах и вокруг половых губ.

Изменение структуры крови, повышение уровня тестостерона, начало развития яичек, постепенно увеличивается пенис.
14-15 лет – средняя подростковая фазаЦиклы менструации устанавливаются и становятся регулярными.Удлинение гортани и голосовых связок с последующей мутацией голоса.

Появляется первое оволосение на лице мальчика, в подмышечных впадинах, на лобке и вокруг основания полового члена.

Так же в этом возрасте наблюдаются первые поллюции.

7. Наркотики и алкоголь

33,2% старшеклассников в России сообщили, что употребляли алкоголь в течение последнего месяца.

В 2017 году в старших классах средней школы 5,9% подростков в США ежедневно употребляли марихуану.

В 2017 году ежегодное исследование употребления наркотиков и алкоголя среди подростков показало, что почти 40% всех опрошенных 11-х классов употребляли какие-то запрещенные наркотики в прошлом году, а 55,7% употребляли алкоголь.

И алкоголь, и марихуана могут повредить развивающийся мозг подростка

Очень важно поговорить с ними, чтобы узнать, что происходит в их школе и в группе сверстников, выяснить, с чем они сталкиваются, и рассказать своему ребенку об опасностях

Плюсы подросткового периода

  • Самостоятельность.
  • Стремление к независимости от родителей.
  • Осознание своей личности.
  • Ответственность личная, в коллективе.
  • Формирование сознания.
  • Проявление интереса к сферам жизни (политической, социальной)
  • Приобретение навыков общения (контакты с товарищами)
  • Формирование самооценки (способность оценить себя, достоинства и недостатки)
  • Беззаботная жизнь (мало обязанностей в семье, только учеба)
  • За ошибки не несут ответственности (на помощь приходят родители)
  • Добиваются успехов, но признают только личный вклад, свое «Я»
  • Много свободного времени (есть возможность совершенствоваться)
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий