Причины, по которым дети не любят читать… то, что читали мы!
- У детей просто нет опыта совместного чтения с родителями, в ходе которого родители могли бы заразить их любовью, интересом и восторгом по отношению к героям сказок. Няни обычно обеспокоены внешней стороной ухода за малышами. Родители сами отбирают нянь для воспитания и ухода за детьми по критериям «аккуратности», а не креативности. Я знаю много случаев, когда наемным воспитателям отказывали только потому, что у ребенка были руки испачканы пластилином.
- Дети слишком рано учатся читать — раньше, чем обсуждать новые сюжеты и проблемы с родителями. Наша безграничнная личная амбициозность и родительское тщеславие приводят к тому, что мы стараемся научить детей читать как можно раньше. Кто-то ошибочно запустил в массы стереотип о том, что уровень интеллекта ребенка проявляется в его способности читать. Переоценка способности к чтению в России связана с поздней всеобщей грамотностью населения. Советская власть посадила за парты людей, родители которых родились в семьях крепостных. До войны иметь начальное образование, то есть уметь читать-писать, было достижением и статусной привилегией. Переоценка умения читать только усилилась с введением всеобщего среднего образования, дав миллионам детей войны получить в дальнейшем высшее образование, войти в интеллектуальную элиту страны.
- Сегодня принадлежность к элите, к сожалению, не определяется интеллектуальными способностями. Утерян основной мотив образования
— изменить в дальнейшем жизнь к лучшему, применив свои интеллектуальные навыки. Общество в целом не настроено на познание и открытия. - Дети читают гораздо больше, чем мы думаем, потому что к чтению мы относимся более «серьезно». В качестве идеальных текстов родители рассматривают художественные произведения классиков, а не дневники ЖЖ в пол-экрана.
- Чтение перестало удовлетворять детскую потребность в фантазировании. Виртуальные миры, которые раньше придумывали писатели, в большом количестве поставляет телевидение и Интернет. В жизни появилось слишком много аттракционов. И навык отказываться от участия в виртуальных приключениях становится более важным, чем собственная способность к воображению.
- Идеалы, кумиры родителей и детей не совпадают. Возможно, никогда прежде разрыв между поколениями не был таким большим. Есть теории, согласно которым, родилось первое поколение, которое будет опираться на свой опыт, а не на опыт предшественников. Мы мало полезны своим детям.
- Одновременно с чтением дети учатся писать, вернее, печатать на клавиатуре. Каллиграфические требования больше не сдерживают желания ребенка, его потребность в обмене информацией. Первые письменные сообщения для большинства детей
— это компьютерные команды, которые они набирают, чтобы проникнуть в виртуальные миры экранных игр. - Поменялся язык общения между людьми. В нем больше стало глаголов, действия (action), меньше
— существительных и почти не осталось прилагательных, которые бы отражали теплую, эмоционально насыщенную атмосферу, делали бы нас притягательными друг для друга и для своих детей. Потеряв интерес к нам, дети не ждут ничего интересного и от тех текстов, которые мы им настойчиво предлагаем. - Кстати, директивность, настойчивость с которой мы «предлагаем» детям почитать, тоже создает негативную мотивацию к чтению.
Почему дети всего мира перестали читать?
- Есть устойчивые свидетельства того, что дети все меньше и неохотней читают. Тяжелые фолианты и толстые книги, чернила и перья так долго символизировали высокую культуру, что с их исчезновением из обихода, мы погрузились в тревожное ожидание конца цивилизации. С прекращением чтения разрушится самый важный канал передачи опыта между поколениями.
- Феноменом механического, «бессмысленного» чтения первыми стали заниматься американцы, в частности, психолог и специалист по образованию Майкл Коул. Для значительной части американских детей, детей мигрантов, английский язык не был родным, и предполагалось, что трудности понимания текстов снижают у детей мотивацию к чтению. Дети могли читать технически, по, прочитав текст в хорошем темпе, они потом не могли не только пересказать, но иногда даже сказать, о чем был текст. Дети читали так, как будто у них было поражено правое полушарие, которое отвечает за воображение и эмоциональное реагирование. При этом тесты на интеллект они проходили успешно, причем иногда особо выраженным у них был невербальный интеллект, за который отвечает именно правое полушарие. Физиология и генетика были тут не причем. Низкая мотивация к чтению и обучению в целом привели к тому, что высокая миграция в США сопровождались снижением уровня образования в технологически самой развитой стране.
- Вместе с тем речь не шла о возврате к абсолютной неграмотности. Чтению-письму сегодня обучаются все. Возможно, что общий объем прочитанных текстов и не меньше, чем в старые времена, но очевидно, что читают сегодня в основном не книги с хрустящими переплетами и шуршащие газеты, а электронные тексты всевозможных форматов. У этого равнодушия к чтению книг, которые когда-то были для нас образцами стиля, есть обратная сторона. Взрослея,
дети со своей стороны обнаруживают, что их родители не умеют пользоваться компьютером, и не проявляют никакого интереса к виртуальным мирам.
- Компьютерная коммуникация предполагает не только пассивное чтение текстов, но и их постоянное производство. Навыкам правописания, аккуратности и каллиграфичности противопоставляется скорость печатания, адресность, жанровое соответствие написанных текстов. Устная речь во многом вытесняется письменной.
- Снижение ценности чтения для современного ребенка является только фактом его адаптации к изменившимся условиям развития. Дети не стали менее любопытны, но они стали, безусловно, менее подконтрольны. Если мы хотим говорить, переписываться с детьми на их языке, нам придется осваивать компьютер, или не делать вид, что он нам не очень-то и нужен.
- Последствия гуманитарной революции, связанной с быстрым переходом от устной речи к письменной, от чтения к письму еще предстоит оценить. Пока есть опасение, что ребенок в сети оперирует с более просто и часто неграмотно написанными текстами. Вместе с падением интереса к чтению падает общий уровень интеллектуальной культуры. Происходит смещение акцента
с производства высоких культурных ценностей на потребление всего нового, забавного, прикольного, утильного, интересного. Так не развить мышление, не решить глобальные проблемы… Пока ученые ищут ответы, ответственные родители предпринимают усилия, чтобы передать свой опыт чтения детям.
Методы коррекции
Почему ребёнка с дислексией сложно научить читать? Это связано с тем, что он плохо ориентируется не только в пространстве, но и в информационных потоках. Как правило, дислексия также сопровождается рассеянностью
Если родители вовремя обратят внимание на то, что ребёнок не может читать, проблему можно будет скорректировать. Полностью избавиться от лёгкой дезориентации, конечно, не получится
Однако коррекция позволит ребёнку нормально читать, он научится понимать словосочетания и тексты.
Если ребёнок не может читать, то специалистами используется комплексная помощь. Она включает:
занятия с педагогом. Они направлены на постепенное устранение дислексии. Сначала ребёнка учат понимать слова, потом фразы, предложения и целые тексты. Педагоги занимаются с малышом фонетикой, учат читать и писать, понимать разницу между звуками и буквами, различать графические образы букв, похожих по написанию;
работу с психологом. Специалист оценивает прогресс ребёнка и его эмоциональное состояние. Многие дети закрываются, потому что не могут читать в отличие от своих сверстников
Очень важно, чтобы ребёнок поверил в свои силы;
приём медикаментозных средств. Препараты прописываются детям, которые не читают из-за проблем работой центральной нервной системы
На сегодняшний день разработано множество методик, помогающих детям преодолеть дислексию и научиться читать
Важно правильно подобрать коррекционную программу. Если вы не знаете, почему ваш ребенок никак не освоит чтение, то доверьтесь опытным педагогам-логопедам центра «НЕАПЛ»
Не воспринимайте дислексию, как приговор. Множество детей добиваются успеха в жизни после грамотной коррекции. Например, Ганс Христиан Андерсен и Уинстон Черчилль были дислексиками. Не переживайте о том, что ребёнок не научится писать и читать. Квалифицированные педагоги обязательно помогут ему нормально развиваться.
Узок круг…
Если ребенок все свое время проводит наедине с мамой (бабушкой, няней и пр.), то возникает ощущение, что ему «больше никто не нужен». Увы, мама часто поддерживает эту иллюзию. Так приятно осознавать, что есть маленькое беспомощное существо, которому ты жизненно необходима… Иногда это ощущение описывают словами: «Я чувствую его, как себя». Психологи называют эту связь симбиотической, мама и ребенок, как во время беременности, ощущают себя одним организмом.
В этом случае маме очень трудно отпустить подросшего птенца из-под своего теплого крылышка. И все-таки это надо сделать, ведь он не сможет провести под ним всю свою оставшуюся жизнь.
Кстати, замечена любопытная вещь. Когда круг общения у ребенка слишком узкий (на площадках маме тоскливо, друзей маловато, в доме редко бывают гости), тихий и покладистый ребенок, попав в общество сверстников, вдруг начинает драться. А дело все в том, что он просто не умеет общаться иначе. Он отлично знает, как обратиться с просьбой ко взрослому, как показать свою заинтересованность, а что делать со сверстником, он просто не представляет.
Стратегия и тактика ваших действий
- Старайтесь постепенно расширять круг общения (как свой, так и детский). Ведь подобные проблемы обычно возникают, когда мама сама несколько замкнута. Личный пример в этом случае – лучший способ «вывести малыша в свет».
- Чаще выбирайтесь с ребенком в новые места. Совсем не обязательно, чтобы эти места были многолюдными (как раз наоборот: большое скопление народа не способствует тесному общению). И как раз в большом коллективе ребенок может почувствовать себя наиболее дискомфортно. Ведь часто малыш боится не столько общения, сколько агрессии, громких криков. Например, когда такой ребенок впервые попадает в детский сад, ему очень тяжело переносить шум и крики большой детской группы. Он как бы отключается, кружится, поет сам себе песни, пытаясь никого не замечать рядом с собой.
- Попробуйте подружиться семьями, как говаривал незабвенный Гоша из «Москвы, что слезам не верит». Выберите спокойного, неагрессивного «одногруппника», наиболее симпатичного вашему наследнику. Зовите его в гости, приходите в гости сами. И постепенно пытайтесь организовать детскую игру. На своей территории ваш «неконтактный ребенок» будет чувствовать себя более уверенно.
- Психолог Мария Ряховская, сотрудник центра «Образование в развитии», советует : «Если сначала ваш сын или дочка не желает включаться в игру, начните сами играть с другим ребенком. Только не нужно демонстративно противопоставлять детей: «Раз ты не хочешь играть, значит, я буду это делать только с Ваней»! Дайте своему малышу спокойно понаблюдать за ходом действия. Он будет наблюдать столько, сколько ему нужно. А потом в какой-то момент и сам захочет принять участие в такой интересной деятельности».
Что такое дислексия?
Дислексия – это нарушение чтения, (иначе “словесная слепота”), которое в логопедии определяется как “стойкая избирательная неспособность к овладению навыком чтения, несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений слуха и зрения и оптимальные условия обучения”.
Не пугайтесь, это всего лишь термин, расшифровка которого такова: если ребенок никак не может научиться читать или постоянно допускает ошибки при чтении, родителям и педагогам стоит провести обследование слуха и зрения, умственных способностей и устной речи, и если все эти аспекты окажутся в норме, можно подозревать наличие дислексии.
Что делать
Начинать с себя.
- Вспомните, часто ли вы занимаетесь чем-то, кроме работы и быта
- Часто ли обсуждаете с семьей что-то, кроме графика выноса мусора
- Достаньте с антресолей старые увлечения, вспомните, что интересовало вас раньше: декупаж? лонгборд? укулеле?
Если такие развлечения — точно не ваше, отвлекитесь от будущего ребенка и подумайте о своем профессиональном росте. Возможно, вашей карьере не повредит, если вы подтянете английский или пройдете тренинг по переговорам. Хороший пример так же заразителен, как дурной.
Марина Филькина,
клинический психолог, когнитивно-поведенческий терапевт
Родителям важно расставлять приоритеты.
Бросить все и заниматься только ребенком — нерабочая идея. Подростку важно видеть перед собой пример взрослого, который умеет рулить своей жизнью, решать проблемы и успешен там, где ему это важно.
Что делать если альтернативное обучение неприемлемо?
Если по каким-то причинам альтернативное образование для семьи сейчас неприемлемо, то нужно разработать тактику и концепции, без этого никак, ведь вы теперь уже заодно.
Что делать, если ребенок не хочет учиться? Во-первых, все ведущие психологи на сегодняшний день, говорят о том, что если делать неукоснительно все современные школьные задания, можно заработать проблемы с психикой.
Те, кто в наше время высокочастотных энергий приносят себя в жертву, быстро «сгорают» и начинают болеть. Подчас совсем небезобидными болезнями. Всё потому, что на пользу идёт только то, что делается с желанием и мотивацией.
И грустно и смешно от того, что в крупных успешных компаниях от сотрудников требуют, наоборот, из общей массы дел выделить важные, актуальные на данный момент, основополагающие и неотложные, «забив» на всё остальное. Это именуется оптимизацией и креативностью. Школа же учит ровно противоположному.
Ребенок не хочет учиться в школе или война миров!
В этой статье вы узнаете:
У большинства из нас, родителей, сладкая иллюзорная картинка, где любимый уже подросший малыш дарит букет цветов первой учительнице, потом с жаром тянет руку на уроках, а дома старательно выводит буквы в домашнем задании. Но все это разбивается о реальность, в которой любимое чадо буквально с первых дней заявляет: «Я туда больше не пойду и делать ничего не буду!»
Не, ну не то, чтоб мы не ожидали того, что будет не всегда гладко. Но «не всегда» и «полностью не гладко» это вполне себе ощутимые по различию вещи.
И что делать? Как быть? Мы спокойно упорствуем ровно до того момента, пока не приходит холодное понимание, что он не шутит, он не ленится, ему просто тупо плохо там.
Тогда мы в начинающейся лёгкой внутренней панике бежим выяснять, всё ли нормально в адаптации, в отношениях с учителем, в отношениях с одноклассниками. И впадаем ещё в больший ступор, потому как в подавляющем большинстве случаев по этим пунктам всё приемлемо. А что тогда?
И вот тогда картина маслом: понятно, что вообще ничего не понятно. Но горячо любимый человек вдруг превращается в существо, готовое чуть ли не войной отстаивать своё право ничего «школьного» не делать, а то и вообще туда не идти.
Кто-то из детей уходит в «теневую оборону». И раз за разом обостряя хронические болячки или чуть ли не еженедельно сваливаясь с пресловутыми ОРЗ-ОРВИ, чтобы остаться дома — в войне все средства хороши.
Кто-то воюет открыто, саботируя, игнорируя, провоцируя, в целом демонстрируя уверенность в своей правоте и отстаивая своё право… Право на что?
Мы знаем, что наши дети вовсе не глупы, мы знаем их сильные и слабые стороны. Но вот такое небывалое сопротивление не может не навести нас на мысли о том, что и вправду что-то не так. Вот о том, что именно не так, как с этим «не так» взаимодействовать, чего ждать и так далее, мы сегодня и поговорим.
Какие виды дислексий выделяет современная логопедия?
Чтобы обеспокоенные родители могли лучше понять особенности речевых нарушений и тонкости коррекционной работы, приведем наиболее распространенную (автор Лалаева Р.И.) классификацию дислексий.
- Семантическая дислексия – нарушение понимания прочитанного текста на фоне технически-правильного чтения.
- Фонематическая дислексия обусловлена недоразвитием фонематической системы языка (фонема – звук). У ребенка не сформирован фонематический слух и не развито фонематическое восприятие.
- Аграмматическая дислексия возникает как следствие фонематической. Ребенок не может усвоить грамматические формы языка, в особенности падежные окончания.
- Мнестическая дислексия (“мнезис” – память) обусловлена нарушением речевой памяти. Проявляется в трудностях узнавания всех букв и их ничем не обусловленная замена при чтении.
- Оптическая дислексия связана с оптическими нарушениями. Ребенок путает графически-сходные, т.е. похожие по написанию буквы, испытывает трудности в пространственном ориентировании, рисовании, конструировании.
Есть особая форма оптической дислексии у слепых детей – тактильная дислексия. Ребенок тактильно не ориентируется в азбуке Брайля.
От формы дислексии зависит направление коррекционной работы. Взаимодействие логопеда и родителей будет залогом успеха на пути преодоления как речевых нарушений, так и нарушений чтения.
Автор статьи: Юлия Зверева
Как родители могут обнаружить нарушения чтения у своего ребенка?
Предложите ему для прочтения небольшой повествовательный текст, незнакомый по содержанию, а по окончании чтения попросите рассказать, о чем он только что прочитал. Если у ребенка дислексия, будут характерны следующие стойкие нарушения техники чтения:
- длительная задержка на непродуктивном способе чтения, когда имеет место стойкая (в течение длительного времени) неспособность к слиянию слогов в слова и/или чтению целыми словами;
- низкий темп и скорость чтения;
- ошибки замен и перестановок (например, слово “чебурашка” читается как “черубашка”);
- ошибки угадывания (например, при переносе слова “ста-рик” ребёнок прочитывает слово “стакан”).
Наряду с ошибками чтения, может быть и неадекватное понимание прочитанного текста, когда ребенок не сможет ответить на вопросы по содержанию текста, либо ответы будут ошибочны.
Обратим внимание на стойкость дефектов, т.к. на начальных этапах обучения чтению у детей встречаются единичные нарушения (их принято называть “ошибками роста”), однако они носят фрагментарный характер и свидетельствуют о том, что навык чтения еще окончательно не сформирован
Если же ошибки повторяются в течение длительного времени и не преодолеваются по мере развития данного навыка – их устранение требует длительного коррекционного вмешательства. Не стоит медлить с логопедической помощью, так как постепенно может сформироваться страх чтения, и на этой почве могут возникнуть невротические реакции.
Как снова полюбить чтение, если травмирован школой
— Вы встречали взрослых, которые прошли какое-то отторжение от чтения в школе, в юности, а потом в 30, в 40, в 50 лет стали читателями?
— Мне кажется, что весь мир состоит из таких людей, я только их вокруг себя и вижу. Самое смешное, что какие 30, 40, 50? Я это вижу среди своих студентов.
Я преподаю студентам-экономистам в Совместном бакалавриате ВШЭ-РЭШ. У меня есть курс обязательный, который не про литературу, а про риторику и академическое письмо, а есть курс добровольный, как раз таки про книжки. У наших студентов вообще есть некоторое количество гуманитарных курсов, которые они должны прослушать, и многие из них приходят на курс по литературе, потому что думают, что тут будет попроще, надеются как-нибудь сачкануть. Некоторые вполне себе сачкуют, а некоторые втягиваются и начинают все это любить.
«Борьба за чтение обречена». Галина Юзефович
Но 100% участников признаются, что после школьной программы по литературе думали, что никогда читать не будут, и вообще не любят литературу. Они в конце пишут отзывы на мой курс, я их всегда читаю с замиранием сердца. И лучший отзыв за все годы был от девочки, блестящей студентки, которая сейчас учится в Америке. Она была из физматшколы и очень просила, чтобы ей разрешили откосить от гуманитарных курсов, потому что они для нее были невыносимы. После курсов по театру она просто рыдала и говорила, что это невозможно, хотя у нее была гениальная преподавательница. А вот на литературе она почему-то втянулась, причем настолько, что до сих пор из Америки иногда пишет мне письма — вот, дескать, прочла и то, и это. Но ее отзыв на курс начинался словами: «На курс этот меня записали силою», — абсолютно пушкинский зачин, в традициях классической русской литературы.
Это я все к тому рассказываю, что даже очень юные люди часто бывают травмированы и изувечены школьной программой, а больше, я думаю, не столько школьной программой, сколько усилиями родителей любой ценой впихнуть ее в ребенка.
— К вам приходит такой травмированный студент. Что с ним происходит дальше, как он проходит этот путь?
— Отрицание, гнев, торги — все так. Дальше начинается сочетание двух вещей.
Во-первых, всегда очень хорошо на любого человека действует вид преподавателя, который сильно увлечен любимым предметом. Почему классическая Мария Ивановна, преподавательница литературы в средней школе — это такое пугало? Потому что, как правило, ее уже просто тошнит от всего Достоевского и Пушкина, и она ненавидит это все, это всегда видно.
Приходят студенты и видят меня. А я же правда очень люблю то, чем занимаюсь. Мне в этом смысле очень повезло, я совершенно усилий никаких не прилагаю, мне действительно классно, интересно, я горю современной литературой, и я про нее говорю с большой любовью. И они задумываются — похоже, эта странная тетка и вправду любит литературу, она же не притворяется. Ну-ка, давайте я посмотрю, что она там такое нашла…
Со временем я научилась понимать, что можно показать молодому читателю такого, чтобы его потихонечку засосало. У большинства моих студентов очень скромный читательский опыт, по большей части это какой-то янг-эдалт подростковый, разной степени убогости (он такой не весь, но это случается). Случайный набор подросткового чтения — «Школа волшебства», «Школа волшебства наносит ответный удар», «Снова Школа волшебства» и так далее. И плюс школьная классика. То есть очень скудный набор прочитанного.
Галина Юзефович
Поэтому для начала начинаю предлагать студенту что-то такое, что отзывается в его опыте. И человек понимает, что это не с другой планеты ему закинули гуманитарную помощь, а что перед ним что-то, с одной стороны, понятное, а с другой — увлекательное, новое, свежее, захватывающее. Конечно, не 100%, но в среднем процентов 50–60 студентов начинают читать больше и вообще спасаются от этого зажима: ой, литература, страшно, скучно, уберите.
Коротко говоря, лучше всего работает сочетание двух факторов — персональной увлеченности и готовности предлагать правильные книги в правильной последовательности с опорой на интересы и опыт человека.
— Да, совершенно правильно. Можно либо своим каким-то опытом и горением увлечь, либо познакомить ребенка с человеком, который это все делает интересно. Я это видела на своем маленьком ребенке, на дочери. С музеями у меня не сложилось, потому что меня водили туда много, и всегда примерно через 1,5–2 часа после начала я думала: «Когда же мы отсюда, мамочка моя, уйдем?» Про музеи помню, что у меня болела спина и болели ноги.
Точно так же мы пришли в музей с Наташей. Я думала, что надо. А такой был прекрасный увлеченный экскурсовод, что у нас теперь главное счастье в жизни: «Когда мы еще пойдем в музей к Паше?»
Что делать, чтобы подросток стал больше читать
Как бы ни фыркал ребенок на книжки, на самом деле, он испытывает стыд, если ему трудно читать. Так устроена наша культура, что подросток может бог знает что постить в инстаграме, но стесняться сказать правду: мне тяжело читать, я плохо понимаю текст. Многие дети готовы поддерживать имидж хулигана, лишь бы скрыть то, что другие назовут “тупостью”. И хуже того, с трудом читающие дети уже в подростковом возрасте искренне считают себя “тупыми”, не хотят учиться и убеждают окружающих, что им это все не нужно и “лень”.
Будьте честны с собой по теме чтения
Много ли вы читаете сами и что предпочтете в свободное время книгу или потупить в киношку? Когда вы последний раз прочли длинный роман? Многие ли ваши ровесники читают книги в свободное время? Люди вообще не так много читают, как говорят о том, что читать надо.
Избегайте избитых аргументов в пользу чтения
Не приводите аргументы, которые легко опровергнуть. Есть типичные фразы, с которыми так легко поспорить, что они ничуть не помогают доказать, что читать – нужно:
- “Я в твоем возрасте…” – во-первых, недоказуемо, во-вторых, он может уточнить у бабушки с дедушкой.
- “Ты не добьешься успеха…” – кумиры ребенка навряд ли производят впечатление читающих людей.
- “Ты не поступишь в вуз…” – ЕГЭ сдают за счет курсов и репетиторов, а не за счет глубокого и вдумчивого чтения. Оно даже мешает, если речь не об олимпиадах.
Выясните, почему ему трудно много читать
Поговорите с подростком о том, как они читает. Вспомните с ним вместе, был ли у него период, когда он читал много и с удовольствием. Если был, то проблема не в сложностях с самой операцией дешифровки печатного текста – это решить проще.
Если же такого период не было, спросите подростка, хотел бы он научиться читать быстрее и лучше понимать текст. Вы удивитесь, но в спокойном разговоре, когда подростка не осуждают, он принимает помощь, чтобы избавиться от этой постыдной в его картине мира проблемы. Помогите ему найти курсы скорочтения, где дают методики специально для разных типов затруднений.
Как сохранить отношения с дочерью?
Маша рассказала мне, что она гордится дочкой, умницей и красавицей. И она всегда готова принять её дома, готова простить ей любую ошибку. Но вот этого жениха она в своем доме не потерпит. Потому что ей, матери, видно, что он – слабый и бесхарактерный, только треплет нервы дочери. Мама Маша готова использовать все возможности, чтобы оградить дочку от этого общения. Но в её силах только не пускать его в свой дом.
Я спросила, могло ли быть так, чтобы умную и красивую Сашу обманным путем околдовал глупый и бесхарактерный Жених?
«Конечно, нет», — ответила мама, — «Просто я-то вижу, какой он на самом деле!»
Дальнейший наш диалог строился примерно так:
— Маша, как вы думаете, почему Саша стала отдаляться?
— Потому что жених на неё плохо влияет.
— А она знает про ваше к нему отношение?
— Конечно, знает.
— Тогда, возможно, Саша не хочет вас расстраивать разговорами о женихе? Ведь она у вас умная и заботливая девушка, вы сами сказали.
— Да, может быть. Она на самом деле такая. Хочет сама решать свои проблемы.
— Тогда, по-вашему, как же она должна снова почувствовать близость к вам, если вы на самом деле настроены против этого молодого человека?
— Рано или поздно она поймет, что он – не её человек, и придет обратно.
— И это возможно. Но, во-первых, за это время ваши отношения могут быть совсем разрушены, связь потеряна. Во-вторых, как она будет чувствовать себя при этом возвращении? Вы, зная её характер и её гордость, можете себе представить, как она с видом побитой собаки идет к вам с повинной?
— Нет, конечно. Ну а как же тогда?
— Она наверняка тоже скучает по беседам с вами. И ей наверняка хотелось бы обсудить с вами, лучшей своей подругой, всё происходящее. Но для этого нужно хотя бы ваше нейтральное отношение к жениху. Саша должна чувствовать, что вы готовы поддержать любой её выбор. Ведь это ЕЁ выбор. Даже если она ошиблась, вам ведь нужна ДОЧКА, а не её правильные поступки. Никто не просит вас любить, холить и лелеять Жениха.
— А как же мне вести себя по отношению к нему?
— Старайтесь хотя бы не быть категоричной. Чтобы Саша не боялась упомянуть его имя. Вы не обязаны любить его. Но, прогоняя, вы гоните и Сашу. Вы нужны Саше, особенно когда она боится ошибиться.
Маме Маше нелегко давалось понимание того, что дочь уже взрослая, и мама не в силах запретить ей делать что-то. В случае запрета дочери проще отдалиться, чем долго и нудно объяснять свое право на собственные решения.
Всё-таки, в 21 год — уже можно и нужно строить жизнь самостоятельно. В этом возраст потребность в собственных решениях выше, чем потребность в родителях. И это хорошо, это план природы!
То, что Саша не хочет печь куличи — это не бунт, не привлечение внимания, а стремление самой решать свои проблемы.
Почему возникают трудности при заучивании
Ирина Лукьянова в своей статье подчёркивает: дети, которые считают заучивание стихов пыткой, скорее всего, не чувствуют поэтического ритма. Во время повторений они ломают строку, пытаясь сделать её более прозаической и понятной. Такое редко случается с ребятами, которые с детства приучены не только заучивать стихи, но и петь песни.
Также может иметь место стиховая глухота, которая проявляется по-разному. Например, при чтении выученного стихотворения дети забывают часть слов, поэтому переставляют их местами, не думая о смысле, либо добавляют синонимы. Для них главное — сохранить размер.
Например: «…Мой дядя самых лестных правил, когда ужасно занемог…» или «…И днём, и ночью кот мочёный, всё бродит по степи кругом…»
В этих случаях важно прохлопывать или отстукивать ритм стихотворения, параллельно разбирая смысл каждого словосочетания, считает Лукьянова.
Почему подростки не читают или читают меньше, чем поколение родителей?
Причины, по которым подростки предпочитают потреблять другие типы контента, вовсе не возрастные и не поколенческие. Дети и взрослые не читают по одним и тем же причинам.
Одним людям читать легко, другим – трудно. Один ребенок начал читать быстро, едва взглянув на алфавит, а другой долго и с трудом учился и при первой возможности предпочтет фильм книге. Это не лень – смотреть фильмы вдумчиво – это время и труд тоже. А на хороший фильм потратишь немало времени, а осмыслить просмотренное ничуть не проще, чем обдумать прочитанное. Просто кому-то объективно чтение дается труднее, чем остальным людям. И тогда человек при первой же возможности меняет книгу на что-то другое.
Как работает мозг при чтении
Для того, чтобы прочитать и понять текст, мозгу нужно сделать довольно сложную операцию. Нужно расшифровать эти странные знаки, из которого сделан текст, и соотнести их с образами и понятиями, а потом сформировать целостное представление о содержании. У тех, кто читает легко и быстро, мозг с этой операцией справляется легко. И не потому, что его лучше учили, не отбили желание и т.п. А потому что у мозга это получается легко.
Ребенок проговаривает текст про себя во время чтения
У тех детей, которые читают с трудом, есть сложности в расшифровке текста. Кто-то должен мысленно озвучить текст, чтобы его понять. Это называется субвокализация, и такие люди могут читать только слово-за-словом. Получается долго и утомительно. Быстро читающие люди так никогда не делают – они ухватывают сразу по полстроки, а то и целые абзацы, и, если их спросят, как они умудряются все это так быстро делать, они не смогут ответить. Ну, смотрит человек в книгу, и ему все понятно.
Ребенку трудно расшифровать буквенные символы и понять текст
Сложности при чтении возникают и у детей-дисграфиков. Им сложно понять смысл слова, потому что, условно говоря, они с трудом расшифровывают всю эту смесь линий. Быстро читающие люди не раскладывают слова на буквы – они узнают их. А вот дисграфикам это сложно – выявить разницу между словами, не поглядев на них долго и пристально.
Подростку трудно понимать текст, потому что у него плохо развита речь
Трудности с чтением могут быть вызваны проблемами с развитием речи в целом. Если человеку дать книгу, в которой много незнакомых слов и сложные синтаксические конструкции, он будет читать медленно и с трудом. Скажем, чтение текстов 18го века и раньше сложно, даже если они набраны с соблюдением современных орфографических и пунктуационных норм. Или например, чтение специальной литературы будет сложно неспециалисту, который не понимает терминов и контекста. Поэтому ребенок с небольшим словарным запасом может отказываться от книг просто потому, что в них много незнакомых слов.
Подросток тревожен и ему не до книги
Читать пассивно не получится – это намного сложней, чем тупить в видео или надеть наушники, в которых играет музыка, но при этом не вслушиваться и не помнить, какие композиции играли. При тревожности воспринимать текст сложно из-за общего снижения ресурсов коры головного мозга. Стресс, усталость, возбудимость – когда они ситуативны, они не дают читать в моменте. Когда этот период затянулся, то человек избегает длинных текстов.
Эти и другие особенности в работе мозга делают чтение затруднительным, поэтому при возможности дети, которым трудно читать, получают информацию другим способом.