Зачем нужна пирамида Дилтса
Идея логических слоев состоит в том, что при обнаружении проблемы на уровне пирамиды можно определить, где произошел сбой, чтобы в соответствии с особенностями уровня исправить положение дел.
Развитие навыков использования модели Дилтса разовьёт точность и глубину общения с другими людьми и их понимание.
Логические слои показывают структуру для понимания того, что происходит в каждой сфере отношений:
сама личность, семья, организация, команда, дети, партнерство.
Пирамида помогает распознавать, как различные слои связаны между собой и как взаимодействуют.
Это даёт возможность:
- Спрашивать и проверять актуальность информации.
- В структурированном виде отслеживать большое количество информации.
При обсуждении вопроса отслеживание можно вести на листике бумаги или в уме. - Распознавать слои пирамиды, где проявляется проблема.
- Определять подходящий уровень, на котором можно принять корректирующее решение.
1 уровень – окружение
Самый первый уровень – это то, с чего нужно начинать анализ ситуации и изменения. Во-первых, это ты сама, твоя внешность, одежда, личностные качества и характерные черты. Это всё то, чем ты наполнена, из чего состоишь внешне и внутренне. Во-вторых, это твоё окружение, начиная с материальных вещей и предметов, заканчивая людьми. Это и близкие люди, родные, и друзья, знакомые, коллеги. Это люди, с которыми ты взаимодействуешь.
Чтобы начать разбирать этот уровень, тебе нудно ответить на вопрос: «Что у меня есть на данный момент?». Лучше всё прописывать. Чтобы подробнее проанализировать этот уровень, отвечай на следующие наводящие вопросы:
- Комфортно ли мне?
- Что происходит в окружении?
- Где я нахожусь и где хочу быть?
- Какое место я занимаю в своём окружении и нравится ли мне это? Соответствует ли это тому, что мне хочется?
- Кто находится рядом со мной и кого я хотела бы видеть? Кого лучше отсеять из моего окружения?
- Кто-то из окружающих меня людей помогает достигать мне мои цели?
С помощью этих вопросов и подробного анализа ты сможешь найти проблемные зоны в своём окружении, быту и повседневности. Если окажется, что всё идёт так, как ты хочешь, поздравляем! И переходим на следующий уровень.
Фото Free Birds on Unsplash
Определение пирамиды
Для понимания особенностей этой ментальной конструкции стоит обратиться к ее форме. Любой из нас видел реальные египетские сооружения древности благодаря телеканалу Discovery, где не единожды транслировались документальные фильмы, посвященные секретам гробниц фараонов, живших многие тысячелетия назад.
Творение автора книг по НЛП следует отнести к «сооружению» ментального характера, поскольку полноценного физического воплощения как у египетских гробниц здесь нет, но к разуму оно имеет прямое отношение.
Каждая такая ступень символизирует полочку или скорее даже целый этаж, где находятся внутренние составляющие человеческого индивидуума или какого-нибудь «коллективного разума». Уже наблюдается небольшое сходство с реально существовавшими гробницами Египта.
Имея четкое представление о том, что конкретно характеризуют эти уровни, а также тщательная проработка проблемы позволит детально рассмотреть собственное отношение к задаче и отыскать причины, исходя из чего, она кажется не решаемой.
Важность физического фиксирования задач
На многих занятиях коучинга пирамида Дилтса имеет наибольшее значение, поскольку к ней обращаются все чаще
Что характерно при этом должно соблюдаться одно важное и обязательное условие – все цели, включая обработку результатов по каждому конкретному уровню, фиксируются письменно. Этому есть вполне закономерное и логичное объяснение:
- При написании текста многие существенные моменты усваиваются легче. В результате проще отыскать решение проблемы или выход из сложившейся ситуации. Возможно, поэтому на уроках все ученики пишут конспекты – для лучшей усвояемости поступающей информации.
- Написание текста приводит к возникновению новых нервных импульсов, которые поступают в мозг. Это способствует более точной формулировке проблемы, что позволяет быстрее найти нужное решение.
- В ходе написания цели она приобретает визуальные очертания, что происходит невольно. Если индивидуум представит себя на месте человека с уже решенной проблемой, то он приобретает весомый стимул к действию.
- По ходу фиксирования задачи на бумаге видение ситуации иногда меняется. Но если перед глазами находится фактическое описание проблемы, то есть возможность с легкостью внести соответствующие коррективы.
Чтобы понять все особенности следует от теории сразу переходить к практике, то есть посвятить время ответам на задаваемые вопросы. Исходя из степени ответственности к такой работе и честности перед самим собой, все начнет проясняться самой собой. Для этого стоит держать поблизости листок бумаги с ручкой (карандашом) или диктофон.
Как пользоваться пирамидой Дилтса для постановки целей
Часть I: Проведение целевого состояния через неврологические уровни (NE)
- Проводится короткая дискуссия, чтобы поставить цели, соответствующие критериям: позитивность, конкретность, экологичность, наличие ресурсов, осмысленность.
При выполнении упражнения держите «фрейм»: «Предположите, что вы уже достигли поставленной цели…» Через все NE пройдите с этим «фреймом».
Начинать надо с нижней ступени – окружение (люди, предметы, пространство). Поднимайтесь вверх шаг за шагом. С помощью пространственного якоря, а возможно, с символами и терминами, закрепляйте видениие реализации цели.
Когда на одном или двух уровнях обнаруживается отсутствие ресурсов, осуществите переход на более высокий уровень. Ищите на нём недостающие ресурсы или запланируйте переход на высший слой чуть позже.
Практические вопросы на разных уровнях пирамиды проблем:
Окружение:Где и с кем вы находитесь? Что видите, слышите? Какие запахи ощущаете? Какие вкусы чувствуете? Поведение:Что вы делаете в этом месте? Что делают другие? Способности (навыки):Как вы делаете то, чем занимаетесь? Как относитесь к находящимся здесь людям? Какими обладаете особыми навыками? Убеждения и ценности:Что относится к важному, во что вы верите? Почему занимаетесь тем, чем занимаетесь? Ваши мысли о себе, окружающих людях, работе? Индивидуальность (идентичность):Ваше понимание самого себя, своего образа? Кем вы себя считаете, какова вашу суть и роль? Принадлежность:Существуют ли здесь люди или группы, к которым принадлежите и вы? Какова ваша миссия во всем этом? Можете выразить словами смысл своих действий?
Переходите на следующий этап.
Ваше подсознание откроет важную информацию в виде идеи, символа, чувства или картинки. Это ваше подсознание потрудилось для вас и для вашей цели. Впитайте это все в себя, сделав небольшую паузу.
Часть II: Сбор ресурсов
- Вернитесь назад, вспомните все идеи и ресурсы, найденные на этом пути. Прочувствуйте, чем богат каждый слой, какими знаниями и опытом усилен.
- Когда на уровне чего-то не достаточно, пройдите на этап повыше и возьмите ресурсы оттуда. Вернитесь назад и оцените произошедшие изменения со взятыми ресурсами.
- Перейдите на уровень «окружение» и вспомните о своей цели. Прочувствуйте, стала ли ваша цель богаче, если сравнивать с начальной.
Часть III: Завершение
- Пройдите ещё раз все этапы в своем темпе. Уделите хоть немного времени для этого шага.
- Пройдите все уровни в обратном порядке сверху вниз – быстро, не задумываясь. Пройдите, вернитесь на стартовую позицию и посмотрите, насколько цель стала богаче.
- Обозначьте, когда будет сделан первый шаг к цели?
Преимущества пирамиды Дилтса
Главный плюс этого инструмента в том, что любую проблему можно разложить по пирамиде и найти для нее рациональное решение. Каждый следующий уровень дает тебе подсказку, куда “копать”.
Пирамида — это карта, которая поможет тебе найти выход из сложной ситуации, будь-то работа или личная жизнь.
Также она помогает:
- упорядочить мысли и структурировать информацию;
- разобраться, что дает тебе ресурс, а что отнимает его;
- показать, как ты решаешь проблемы в принципе (идешь напролом или предпочитаешь прятать голову в песок);
- проанализировать каждую сферу твоей жизни: от идентификации личности до работы в команде или любовных отношений;
- определить уровень ментального развития, который “хромает” больше всего и приложить все усилия, чтобы проработать его.
Разобравшись с тем, как пользоваться пирамидой, ты получишь уникальный инструмент для решения любых проблем, сможешь создавать краткосрочные планы развития и долгосрочные стратегии.
Если ты все делаешь правильно на нижних сегментах пирамиды, но все равно не можешь продвинуться, возможно стоит пересмотреть свои ценности или проанализировать жизненную миссию?
Попробуй проанализировать любой свой вопрос по методу Дилтса и обязательно поделись результатом! Жду твоих комментариев.
Не хватает веры в себя, мотивации, уверенности в действиях, правильного окружения и мышления победителя?
Получи 3 БЕСПЛАТНЫХ видео:
1. Причины, почему одни люди успешны, а другие нет.2. Как внедрить в свою жизнь правильные привычки.3. Как сделать сверхрезультаты.
Зарегистрируйся и получи 3 БЕСПЛАТНЫХ видео >> https://bit.ly/3yrZOyP
Твои изменения после просмотра видео:
- Поднимешь свою жопу и начнешь действовать.
- Внедришь в свою жизнь правильные привычки.
- Получишь пошаговый алгоритм достижения сверхрезультатов.
Зарегистрируйся и получи 3 БЕСПЛАТНЫХ видео >> https://bit.ly/3yrZOyP
Биографическая справка
Имя Роберта Дилтса знакомо не всем, а между тем это лидер современного течения НЛП (нейролингвистическое программирование). Его учителями были два признанных метра психологии Джон Гриндер и Ричард Бэндлер.
Неисчерпаемые таланты Роберта Дилтса практически не имеют границ и актуальны во многих областях человеческой деятельности. Это не только моделирование человека как личности, но и консультирование бизнес партнеров.
Также Роберт занят созданием программ, которые относятся к взаимодействию человека с компьютером. Среди других достижений Роберта Дилтса – сотрудничество со многими известными компаниями:
- Авиа!
- Компьютерная !
- Известная большинству киноманов !
- Популярный !
- Корпорация «Xerox»!
- Итальянская !
Пирамида Роберта Дилтса не единственное творение автора, недавно он завершил создание проекта развития .
Кроме того, Дилтс имел дело и с остальными мировыми гигантами различной индустрии. Из-под его пера вышло больше 40 книг с общей тематикой НЛП. Словом, человек в своей жизни добился многих успехов и помог большому количеству людей решить их проблемы.
Краткая история логических уровней Дилтса
Версия нейрологических слоев, приведенная выше, основана на оригинальной технике, которую разработали Роберт Дилтс и Тодд Эпштейн.
Роберт Дилтс развил методику неврологических уровней изменений, вдохновившись работой Грегори Бейтсона и философа Бертрана Рассела. В книге Бейтсона «Шаги к экологии разума» идея заключается в том, что обучение осуществляется на разных этапах. По идее Бейтсона источник трудностей человека конкретизируется и он находит ресурсы для решения своей проблемы.
Концепция Бейтсона заключалась в том, что обучение происходит на разных уровнях, и модель Дилтса напрямую отображает это. Изменение вещей на более высоком уровне неизбежно ведет к изменениям в вещах на более низких уровнях. Изменение вещей на более низком уровне может, но не обязательно влияет на более высокие уровни.
Уровни Бейтсона (и слои Дилтса в скобках):
- Обучающий контекст (окружение).
- Обучаться (поведение).
- Учиться обучаться (способности и компетенция).
- Вера, что образование относится к жизненно важным моментам (убеждения и ценности).
- Становиться учеником (идентичность).
- Содействовать другим с вашим обучением (цель).
Логические уровни пирамиды Дилтса
Структурная нейролингвистическая модель Дилтса
Дилтс выделил в свей пирамиде НЛП следующие логические уровни:
Нейрологические уровни | Характеристика |
Уровень окружения | Этот уровень характеризует вещи и материальные блага, внешность человека, место его проживания и условия жизни, а также особенности людей, с которыми индивид сотрудничает. Чтобы построить желаемую реальность, начинать надо с анализа социального окружения. |
Уровень конкретных действий и поведения | Данный уровень описывает все, что делает человек каждый день, какие приемы он использует для достижения поставленной цели. Уровень раскрывает особенности взаимодействия индивида с социальным окружением, особенности его жизни и выполнения профессиональных обязанностей. |
Уровень способностей и навыков | Этот уровень характеризует навыки человека, которые помогают ему достигать цели. |
Уровень убеждений и ценностей | Уровень характеризует существующие у человека стереотипы мышления, причины того, что он выбирает определенные стратегии действий. Уровень раскрывает особенности образования, культуры и менталитета человека. Здесь характеризуются как конструктивные моменты системы ценностей, так и те, которые могут препятствовать личной эффективности. |
Уровень идентичности | Этот уровень характеризует роль, которую человек играет в своей жизни. Определив свое место в жизни, человек понимает степень адекватности оценки собственной значимости. |
Уровень миссии | Этот уровень раскрывает основные силы. Которые толкают человека вперед, заставляют его быть активным. |
В чем причина, Карл?
Представьте себе картину — трейдер увидел в сети объявление о наборе на курс, который обещает, что доход после окончания обучения трейдингу увеличится вдвое. Он вписывается в дорогой курс, добросовестно выполняет домашки, применяет новые знания, заключает выгодные сделки, а в конечном итоге доход остается на прежнем уровне. С одной стороны, трейдер рад, что хуже не стало, и доход более-менее стабилен. Но ведь курс обещал, что денег будет вдвое больше, а реальность этого не подтверждает.
Почему?
Причин может быть несколько:
- Трейдер возложил на обучение слишком много ожиданий. Попал в психологическую связку — чем больше учусь, тем больше зарабатываю. А это совсем необязательно.
- На курсе трейдер ПОЛУЧИЛ новый навык, и теперь стоит задача НАРАБОТАТЬ его так, чтобы довести до автоматизма, чтобы новая способность вошла в плоть и кровь, стала частью его самого. И на это надо время — причем одним трейдерам хватает полугода, другим надо не меньше года. Поэтому стоит запастись терпением и настойчивостью, чтобы результаты обучения проявились вовне в виде удвоенной суммы депозита.
- Причина третья — трейдер готов к торговле механически, а морально и психологически его преследует страх получения бОльших сумм.
Теория возникновения и краткое описание пирамиды
Роберт Дилтс – один из психологов, который активно развивал нейролингвистическое программирование (НЛП). Свою идею о логических уровнях он создал под вдохновением от работ Грегори Бейтсона. Проанализировав их, он определил, что люди по-разному воспринимают информацию и анализируют ее. Именно это становится причиной их неудач или успехов.
Определив это, Дилтс выделил несколько логических уровней, поняв которые, человек сможет изменить свою жизнь к лучшему.
Понимание нейрологических уровней Дилтса – это мощный инструмент в самостоятельном коучинге. Он дает человеку уникальную возможность самостоятельно определить свои ошибки и стать на путь саморазвития:
- вы сможете себе поставить специальные вопросы, определив ситуации, которые оказывают влияние на вашу жизнь;
- разобравшись со своими проблемами, вы увидите, куда направляться дальше, чтобы быть довольным своей жизнью.
Итак, что собой представляет эта пирамида? Кратко опишем эту модель простыми словами – от низшего к высшему.
- Окружение – уровень реакции.
- Поведение – уровень действия.
- Способности – источники и направление человека.
- Ценности, убеждения – то, что человек себе позволяет, мотивация.
- Идентичность – кто я в этом мире, какую роль я занимаю в обществе.
- Миссия – духовный уровень человека, смысл жизни, видение.
На каждом уровне у человека хранится своя информация, свой опыт и знания.
Пирамида Дилтса
Кто-то даже считает эту пирамиду волшебной, потому что она творит чудеса — люди понимают, почему имеют то, что имеют, и живут так, а не иначе. Пирамида раскрывает глаза, дает надежду и смысл жизни. Странно, что такой простой факт считается чем-то магическим.
Придумал ее Роберт Дилтс — эксперт и разработчик техник НЛП — и в ней ничего магического, только логичная структура.
Пирамида состоит из 6 уровней. Снизу вверх:
▲ Окружение▲ Поведение ▲ Способности▲ Ценности и убеждения▲ Идентичность▲ Миссия
Все уровни взаимосвязаны. Если изменяются верхние, с ними меняются и остальные.
Главный секрет пирамиды звучит так: решение проблемы всегда находится на один-два уровня выше самой проблемы. ⠀
Альтернативные теории
Концепция Маслоу дала толчок для развития теорий мотивации. В этом разделе мы рассмотрим несколько популярных учений, которые также применяют в бизнесе и в жизни.
Прочитать подробнее обо всех теориях можно в научных изданиях, например в книге американского экономиста и маркетолога Филипа Котлера «Основы маркетинга».
Теория Альдерфера
Клейтон Альдерфер взял идею Маслоу и усовершенствовал ее. Он объединил потребности и создал три группы:
- Existence, или потребности существования. Это физиологические потребности и обеспечение безопасности.
- Relatedness, или потребности связи. В этой категории находятся социальные отношения человека, его стремление к признанию и уважению, а также потребность в самоутверждении.
- Growth, или потребности роста. Развитие личности — желание изучать новое, самоактуализироваться и радоваться жизни.
Суть теории заключается в том, что иерархии как таковой не существует. Движение может быть как снизу вверх, так и сверху вниз. Ее можно изобразить в виде пирамиды или взаимосвязанных параметров, как на скриншоте ниже.
Теория ERG Альдерфера
Концепция дает простор для изучения человеческих ценностей и расширяет границы в познании мотивации. Ее также можно использовать в бизнесе и в жизни.
Теория МакКлелланда
Дэвид МакКлелланд предположил, что потребности низшего уровня всегда удовлетворены в той или иной мере, поэтому сконцентрировался на нематериальной мотивации высшего уровня: власть, успех и причастность.
Потребность во власти | Потребность в успехе | Потребность в причастности |
Желание отстаивать свои позиции и не бояться брать ответственность за проект и участников команды | Человек выполняет сложные задачи или берется за что-то новое, чего раньше не делал | Следование социальным нормам. При этом человек боится, что его отвергнут, если он совершит ошибку |
Радуются победам и поддерживают соревновательный дух | Люди принимают похвалу и отзывы о своей работе | Готов сотрудничать, помогать и оказывать поддержку |
Мотивируют других людей | Стараются удерживать и прогнозировать риски | Избегает рискованных и конфликтных ситуаций. Боится неопределенности |
Желают контролировать все процессы | Желание демонстрировать свою компетентность и мастерство | Человек хочет, чтобы его замечали, слушали и адекватно воспринимали его идеи |
Автор концепции утверждал, что у любого человека существуют только три потребности — независимо от расы, пола, возраста и культурного кода. По его мнению, желания и запросы формируются благодаря жизненному опыту, а не являются врожденными. Собственно, поэтому труд МакКлелланда также называют теорией изученных потребностей.
Теорию используют в компаниях, чтобы понять, как лучше взаимодействовать с сотрудниками и структурировать бизнес-процессы.
Теория Герцберга
Двухфакторная теория Фредерика Герцберга направлена на изучение оценки удовлетворенности от выполненной работы. Он исследовал анкеты сотрудников компаний и пришел к выводу, что только два фактора влияют на них: мотиваторы и удержание, также называемое гигиеническими факторами.
ССхема двухфакторной теории Герцберга
Основные тезисы концепции:
- Сотрудники мотивированы работать больше, если им дают интересные проекты, благодарят и предоставляют возможности для решения нестандартных задач. А также возлагают больше ответственности.
- Служащие теряют стимул, когда не соблюдаются гигиенические факторы — низкая оплата, плохие условия труда, негативные отношения с коллегами или руководителем.
Теорию применяют к внутренним процессам в компании, чтобы понять потребности сотрудников, помочь им и выстроить систему благоприятных отношений.
Теория Портера — Лоулера
Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали концепцию комплексной модели мотивации, в которую входит пять переменных:
- Затраченные усилия.
- Восприятие процесса и отслеживание того, как усилия и способности влияют на вознаграждение.
- Полученный результат.
- Вознаграждение.
- Степень удовлетворения.
Суть теории заключается в том, что человек за свою работу получает денежное вознаграждение и за счет него удовлетворяет личные потребности.
Главный вывод из учения: результативный труд, который приносит человеку вознаграждение, порождает удовлетворенность.
Схема комплексной модели мотивации Портера — Лоулера
Идея применяется в бизнесе для оценки деятельности сотрудников компании. Руководители, следуя такой модели поведения, должны ставить четкие и понятные задачи, контролировать их выполнение и грамотно поощрять работников.
Где используется
А. Эйнштейн сказал замечательную фразу: “Никакая проблема не может решиться на том уровне, на котором возникла”.
Судя по этой фразе, нам нужно подниматься минимум на 2 ступеньки выше по уровням в пирамиде Дилтса.
Приведу пример: привычка не вовремя вставать расположена в “поведении”. Ищем решение на 2 уровня выше – на “убеждении”. Чтобы вовремя вставать, нужно переосмыслить и принять решение отвечать за свои слова.
Эта пирамида – находка для разных бизнес-тренеров, коучей и других специалистов, работающих с людьми. Пирамида Дилтса – отличный коучинговый инструментарий в курсе лидерства. Чтобы узнать, как развиваться дальше, где себя найти в жизни, многим людям помогали описанные уровни с вопросами и кратким повествованием.
На практике эта пирамида изучается вместе со специалистом, заполняется каждый уровень, и когда что-то не устраивает, причина выявляется на предыдущих уровнях.
Важно запомнить третий секрет пирамиды: на более высоких уровнях изменения идут крайне медленно. Убеждения и ценности по щелчку пальца не изменяются, человек должен поверить во что-то другое
Чаще всего такая стратегия мотивации персонала применяется в отделах продаж, офисах, на разных фирмах, где руководители хорошо определили цель, к которой должен идти весь коллектив. Проанализировав поведение подчиненного, вы можете четко увидеть, на каком из уровней у него проблемы.
Примеры убеждений на уровнях пирамиды Дилтса
Уровень | Причины | Смысл | Ограничение |
---|---|---|---|
Окружение | Я не поступила в университет. | У меня нет специальности – плохие первоначальные перспективы. | Мне не светит в жизни ничего яркого. |
Поведение | Я не могу найти работу, после провала начать свой бизнес. | Я выгляжу мрачно, и меня не хотят брать в коллектив. | Нельзя рисковать, нужно держаться старого. |
Способности | Я не могу писать, потому что у меня в школе всегда были двойуи. | Если один человек может что-то сделать, другие тоже могут научиться этому. | Вы не можете ничему научиться без практики. |
Убеждения и ценности | Честность для меня священна, потому что мне самому постоянно лгали родители. | Равенство в отношениях означает истинное партнерство. | Доверие невозможно без открытости. |
Идентичность | Я неудачник, потому что никто никогда не поддерживал меня. | Безработные люди – груз общества. | Как получатель пособия – я на дне общества. |
Принадлежность | Она верит в Бога, потому что это то, чему она научилась. | Верить – значит быть в гармонии с собой и миром. | Без веры вы можете с таким же успехом убить себя. |
Алгоритм работы с пирамидой Дилтса
Для того, чтобы эффективно решить свои проблемы и прийти к желаемому результату, нужно понимать алгоритм работы с пирамидой Дилтса. Первое, что нужно сделать – это записать свою проблему, то, что вам не нравится и вы хотите решить при помощи пирамиды. Не следует пренебрегать этим пунктом, потому что запись помогает систематизировать свои мысли, четко ограничить проблему и понять, с чем вы имеете дело. К тому же, без записи есть риск просто забыть, с чем вы работаете.
После того, как вы записали свою проблему, определите, к какому уровню пирамиды она относится. К примеру, вам не нравится, что вы живете в старой квартире и уже десять лет работаете офисным клерком. Это первый уровень – окружение. Это то, что вы имеете.
Дальше необходимо найти решение проблемы. Для этого мы постепенно поднимаемся по уровням пирамиды и ищем, где оно может быть. Обычно, оно лежит на один-два уровня выше проблемы. Например, решение проблемы с финансами может лежать на втором уровне – поведение. Представьте себе тридцатилетнего мужчину, который не доволен своей должностью и зарплатой. Его проблема лежит на первом уровне – окружение. Как решить эту проблему? Поднимаясь по ступеням пирамиды и отвечая на все вопросы, он определяет, что каждый раз, когда он приходит домой, он садится на диван, смотрит телевизор, а на работе весь день смотрит на часы, пьет кофе и ждет, когда можно будет уйти домой. Как вы думаете, действуя так и дальше, он сможет вырасти в должности и доходах? Вряд ли. Это проблемы поведения и выбора, второй и третий уровни пирамиды. Его финансовое состояние напрямую зависит от того, что он делает для его улучшения и какие решения принимает. Понимая это, можно составить план действий, который приведет вас к желаемому результату.
Работая с пирамидой Дилтса, не обязательно анализировать ее всю, от первой ступени до последней. Можно ограничиться лишь теми, которые относятся непосредственно к вашей проблеме. Но, если вы решите пройти всю пирамиду – это будет очень хорошим упражнением для понимания общей картины того, как вы живете.
Пирамиды Дилтса – отличный инструмент, который позволяет проанализировать происходящее в вашей жизни, понять, что не дает вам продвинуться дальше, достичь желаемого и начать движение в сторону желаемых изменений!
Ведь мало постоянно думать о том, что всё не так, всё неправильно, плохо, непоправимо! Важно проанализировать, что вы делаете для этого или для того, чтобы что-то изменилось, как вы приходите к определенным решениям в вашей жизни, почему вам важно верить именно в это и как это связано с вашим отношением к себе. Сумев дать ответы на каждом из этапов, вы придете к пониманию, что вас тормозит на пути к вашей цели, почему ничего не меняется и где спрятан ресурс, который поможет начать новый путь к желанному и востребованному!
Сумев дать ответы на каждом из этапов, вы придете к пониманию, что вас тормозит на пути к вашей цели, почему ничего не меняется и где спрятан ресурс, который поможет начать новый путь к желанному и востребованному!
Мы постоянно выявляем плагиат на наши материалы без указания кликабельной follow ссылки на них. В таком случае без предупреждения мы обращаемся в DMCA Google, что приводит к пессимизации плагиатора. Наоборот, мы приветствуем популяризацию наших материалов, но с обязательной активной follow ссылкой на эту страницу psyhosoma.com/piramida-diltsa-to-chto-vy-imeete-vasha-zasluga/.
Зачем нужна пирамида Дилтса
Идея логических слоев состоит в том, что при обнаружении проблемы на уровне пирамиды можно определить, где произошел сбой, чтобы в соответствии с особенностями уровня исправить положение дел.
Развитие навыков использования модели Дилтса разовьёт точность и глубину общения с другими людьми и их понимание.
Логические слои показывают структуру для понимания того, что происходит в каждой сфере отношений: сама личность, семья, организация, команда, дети, партнерство.
Пирамида помогает распознавать, как различные слои связаны между собой и как взаимодействуют. Это даёт возможность:
- Спрашивать и проверять актуальность информации.
- В структурированном виде отслеживать большое количество информации. При обсуждении вопроса отслеживание можно вести на листике бумаги или в уме.
- Распознавать слои пирамиды, где проявляется проблема.
- Определять подходящий уровень, на котором можно принять корректирующее решение.
Пирамида Дилтса и НЛП
Пирамида Дилтса в НЛП (нейролингвистическое программирование) – эффективный инструмент, чтобы:
- Организовать мышление, собрать информацию, общаться.
- Понимать, что драйвит людией или заставляет их убегать от решения проблем.
При общении или собеседовании в фоновом режиме можно запустить в уме разложение ответов собеседника по данным логическим уровням.
При использовании пирамиды мы четко и структурировано понимаем, чем именно движим человек.
Рассмотрим модель от основания до вершины, как это работает при самоанализе.
Уровень 1. Окружающая среда: что я имею?
Когда человек занимается определенной работой, то взаимодействует с окружением: людьми, местами, материальными вещами и т. д.
Уровень 2. Поведение: что я делаю?
Действия или бездействия, результаты, которые наблюдатель видит, слышит и чувствует при участии личности в определенном движении.
Уровень 3. Возможности: как я выбираю?
Человек определяется с тем, на что способен: это самостоятельное расширение врожденных способностей и навыков.
Это эффективное применение умений и приобретенных навыков для решения жизненных вопросов.
Это внутреннее поведение личности.
Уровень 4. Убеждения, ценности: во что я верю?
Вера в возможное и невозможное, что хорошо для человека, а что плохо.
Чему он придает значение, что имеет наибольшую ценность, чувствует ли мотивацию по этим поводам.
Поддерживают или препятствуют личные ценности в управлении поведением и определении жизненного пути.
Уровень 5. Личность: кто я такой?
Самооценка личности, самоощущение, осознание человеком своего места и роли в мире.
Может включать отождествление с работой, религией, семейным положением и т. д.
Это толкование событий с точки зрения собственной самооценки.
Уровень 6. Миссия: зачем я живу?
Пирамиду Дилтса венчает уровень, который подразумевает осознание человеком его миссии:
куда он идет, с какими людьми, какой вклад собирается внести в мир.
Ради чего живет, какой есть мощный стимул по преодолению трудностей и препятствий, возникающий в процессе жизни.
Критика пирамиды логических уровней Роберта Дилтса
Краткая модель решения проблем, предложенная Р. Дилтсом, подвергалась критике, так как:
- Если исходить из базовых концепций психологии. То модель Дилтса противоречит им. Психику и личность в традиционных подходах не принято разбивать на составные компоненты, эти феномены изучаются комплексно. Модель Дилтса же предполагает разбивку личности на самостоятельны уровни, выстроенные иерархически.
- Психологи и философы справедливо отмечали, что модель не является инновационной. В психологической практике подход, основанный на детальном анализе ситуации. Является традиционным. Другими словами. Критики упрекали Дилтса в плагиате не только содержательного компонента теории, но и формы. Например, есть пирамида потребностей А. Маслоу.
Пирамида А. Маслоу
- Практики скептически относились к модели Дилса, так как не верили в ее универсальность. Если инструмент так хорош, то почему же не теряют своей актуальности другие методики? Например, методика Гилсона также позволяет проводить качественный анализ поведения.
- Модель Дилтса не имеет подробной интерпретации. Есть ключевые вопросы для каждого уровня, но нет пошаговых описаний, с помощью которых можно анализировать каждый уровень. Получается, каждый психолог-практик будет привносить в данную методику что-то свое. Кроме того, предположения, высказанные психологом, не подвергаются проверке, а считаются верными априори.