Методика проведения открытого занятия по математике (структура, формы работы)
Что касается форм работы воспитанников, то предлагаются индивидуальные задания (на рабочих местах дети составляют картинки из геометрических фигур, счётных палочек, сравнивают величины и пр.), работа в парах (например, на скорость или со взаимопроверкой) и коллективная деятельность (подвижная или музыкальная игра с математическим содержанием).
Индивидуальные задания — одна из форм работы на открытом занятии по ФЭМП в подготовительной группе
Тему для открытого математического занятия можно выбирать любую, не слишком широкую, но и не очень узкую. Можно подвести итоги определённого временного периода. Интересная идея — приурочить действие к какому-либо празднику. Например, в преддверии Нового года можно разыграть волшебную сказку, где лесные зверюшки-дети, которых можно нарядить в костюмы, будут выполнять увлекательные математические задания. Открытое занятие по ФЭМП перед Днём защитника Отечества будет связано с патриотическими и военными мотивами (они включаются в задачки и игровые ситуации). А проведённое накануне 8 Марта или Дня Матери — содержать женственную подарочную тематику, например, одно из заданий — составить из геометрических фигур красивое платье для мамы или букет из цветов (тема — повторение состава числа). Всегда увлекательны моменты путешествия в страну Математики, Африку, космос, на Остров Знаний, Северный Полюс.
Дети должны подготовить к запуску космический корабль
Также темой может быть погружение в известную сказку («Гуси-лебеди», «Двенадцать месяцев», «Золушка», «Спящая красавица», «Снежная королева»). Любой сказочный сюжет при желании можно связать с математическим содержанием и придумать соответствующие ходы, которые заинтересуют детей и удивят гостей мероприятия. Например, в сказке «Гуси-лебеди» испытания главной героине предлагают печка, яблонька, речка (сравнить длину мостиков и подобрать самый подходящий, испечь «аппетитный» пирог из геометрических фигур и пр.).
Мотивация детей
Интригующее начало занятия — залог его успешного проведения. В подготовительной группе очень любят сюрпризы, связанные, как правило, с появлением любимых сказочных героев.
Беспроигрышный вариант мотивации — просьба персонажа о помощи. Дети, особенно в 5–6 лет, считают себя самостоятельными и взрослыми, им нравится чувствовать свою значимость, и они с радостью соглашаются исправить какую-то ситуацию.
- Например, ребятам приходит письмо от Буратино. Его заперли в комнате злые кот Базилио и лиса Алиса и отпустят, только если он выполнит их задания (они находятся в заранее приготовленных конвертиках).
- Другой пример — в комнату забегает плачущая девочка (воспитанница параллельной группы). Она сообщает, что батюшка с матушкой уехали в город за гостинцами, а её попросили приглядывать за братцем. Но маленького Ваню унесли злые гуси-лебеди. Дошкольники догадываются, что героиня пришла к ним из русской народной сказки «Гуси-лебеди». Воспитатель предлагает всем вместе отправиться в путь, где ребят будут ждать интересные задания.
Ещё один вариант мотивации — предложить детям перевоплощение (стать на время волшебниками, космонавтами, моряками). Педагог может позвать дошкольников посетить удивительные геометрические острова, где есть много интересного. Для этого им предстоит стать отважными моряками: ребятам раздаются соответствующие атрибуты — тельняшки, бескозырки, можно даже заранее соорудить импровизированный корабль. Ещё один вариант — отправиться в далёкую Африку вместе с доктором Айболитом выручать больных зверей.
Ребята с радостью согласятся на время стать моряками
Будущим школьникам очень нравится ситуация успеха, поэтому педагог может сыграть на этом желании. Например, он объявляет детям, что в гости к ним сегодня пришла фея Математика (демонстрируется картинка либо в группу заходит переодетый взрослый). Фея приготовила ряд заданий и конкурсов, чтобы проверить знания дошкольников. А затем она выберет самых внимательных и активных и наградит их (конечно же, в конце занятия подарки получат все ребята).
Фея Математика хочет оценить знания воспитанников подготовительной группы
Придумываем идею
Сейчас дети активно смотрят телевизор, где показывают захватывающие приключения супергероев. В магазинах много игрушек, игр на основе голливудских блокбастеров. Так же продаются разные костюмы супергероев и на новогодние праздники многие дети приходят именно в этих костюмах. Интерес детей очевиден, они хотят подражать данным персонажам, поэтому мы будем выстраивать свой сценарий на основе героев MARVEL.
Так как наш урок — это математика, а самый умный из супергероев это конечно же железный человек: Тони Старк. Если бы он не изучал математику, то никогда бы не сделал свой костюм. И поэтому главным героем нашего урока будет Тони Старк.
Из фильмов мы знаем, что железный человек всегда спасает мир и делает его лучше. В этот раз ему понадобилась помощь юных героев из нашего детского сада.
Идея есть, дальше нужно писать сценарий, но перед этим нужно написать список задачек, которые ребята будут решать.
Ход занятия
Организация Время Содержание
1. Организационно-мотивационный этап 3 мин Воспитатель и дети заходят в группу, встают в круг.
– Шире наш чудесный круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь.
И друг другу улыбнитесь.
-Ребята, а хотели бы вы сейчас попасть в страну математики, где живут цифры и геометрические фигуры?
Дети: Да!
-А в этом нам поможет “волшебный экран”. Сейчас мы с вами закроем глаза и произнесём волшебные слова. (Дети произносят слова, открывают глаза и видят на “волшебном экране” изображение загадки)
На носочки поднимитесь,
И два раза повернитесь,
В стране математики очутитесь.
-Но, а чтобы попасть в эту страну, вам, ребята, нужно отгадать загадку. (Слайд2)
Сколько пальцев на руке,
И копеек в пятачке,
У морской звезды лучей,
Клювов у пяти грачей,
Лопастей у листьев клёна,
И углов у бастиона,
Про всё это рассказать
Нам поможет цифра… (пять).
-Молодцы, загадку отгадали. И оказалась в волшебной стране. Посмотрите на экран. Слайд №3
2. Повтор пройденного материала 5мин Воспитатель: «Ребята, сегодня мы с вами будем закреплять свои знания в счёте до 5. И повторим с вами название геометрических фигур».
Слайд 4
Воспитатель: Посмотрите все на доску. (Картинки с изображением чисел от 1 до 5)
Давайте попробуем с вами посчитать!
(Дети считают вслух совместно с воспитателем. Повторяют 3 раза)
Воспитатель: а теперь давайте мы с вами научимся считать в обратном порядке.
(Дети считают совместно с воспитателем в обратном порядке. Повторяют 3 раза.). Какие вы молодцы!
3. Организационная часть Слайд 5
Воспитатель: Ой, тише, кажется, к нам кто-то пришёл.
Катя: Здравствуйте ребята. Меня зовут Катя. Сегодня, по дороге в школу, я спутала в конверте цифры и теперь не могу их поставить по порядку. Помогите пожалуйста.
(Выбираем желающего ребёнка, который на доске расставляет цифры по порядку)
Слайд 6
Воспитатель: «Молодец, Даня, помог Кате, но это ещё не все.
4.Физкультминутка Воспитатель: «Давайте с вами немного отдохнём.
Слайд 7
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть
5. Практическая часть Слайд 8
Катя: Я ещё побуду у вас на занятии. Хочу посмотреть, кто из ребят самый старательный и умный».
(Раздаём геометрические фигуры каждому ребёнку, по 5 штук)
Слайд 9
Воспитатель: Возьмите геометрические фигуры и посчитайте, сколько их у вас на столе». (Дети считают фигуры. Ответы детей)
Воспитатель: «Правильно, их всего 5. А какие фигуры присутствуют у нас на занятии?» (Ответы детей)
Воспитатель: «Теперь, ребята, задача посложнее. Я вам раздам счётные палочки, а вы из них попробуете сделать фигуры, которые раздала вам я. Но Катя даёт вам подсказку, что не все фигуры у вас получится сделать из палочек».
6. Самостоятельная работа детей Дети делают из счётных палочек фигуры, воспитатель исправляет ошибки, помогает каждому ребёнку в выполнении работы).
Воспитатель: Какие вы молодцы, но какой-то фигуры не хватает и не получилось её сделать с помощью счётных палочек, как вы думаете, какой? (Ответы детей)
Слайд 10
Воспитатель: Правильно, не получились у нас две фигуры — это круг и овал. Ведь из счётных палочек эти фигуры построить невозможно. (Показываем картину с изображением 5-ти геометрических фигур).
7.Итоговая часть Воспитатель: ребята,давайте с вами повторим название фигур: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал. (Повторяем вместе с детьми).
8. Заключительный этап
2мин – Ребята, ну а теперь нам пора отправляться в детский сад.
На носочки поднимитесь,
И два раза повернитесь,
В детском саду очутитесь.
Мы в детском саду.
Слайд №11
Воспитатель: Вы сегодня были все молодцы, занятие окончено.
Подвижная игра с правилами «Лягушки»
Елена Гончарова Подвижная игра с правилами «Лягушки»
Цель: создание условий для двигательной активности детей.
Задачи:
— развитие опорно-двигательного аппарата,
— умения прыгать с места,
— умения выполнять движения по сигналу,
— развитие словаря детей.
В ходе игры дети читают стихотворение А. Барто.
Воспитатель:
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы играть.
Ход игры:
На земле очерчивается большой прямоугольник – это река. С двух сторон рисуют берега, на них – кочки (кружочки, очерченные на таком расстоянии, чтобы не трудно было с кочки одним прыжком попасть в воду, т. е. в очерченный прямоугольник).
«Журавль» сидит в своем гнезде, а «лягушки» (остальные дети) усаживаются на кочки и начинают свой концерт:
Вот с насиженной гнилушки
В воду шлепнулась лягушка.
И, надувшись, как волдырь,
Стала квакать из воды:
«Ква, кэ, кэ, ква, кэ, кэ,
Будет дождик на реке».
Как только «лягушки» скажут последние слова, «журавль» вылетает из гнезда и ловит их. «Лягушки» не даются, они прыгают в воду, где «журавлю» ловить их не разрешается.
Пойманная «лягушка» остается на кочке до тех пор, пока «журавль» не улетает и пока не вылезают снова все «лягушки».
После того как «журавль» поймает несколько «лягушек» (например 3 – 4, выбирается новый журавль из числа тех детей, которые ни разу не были пойманы.
Дети на кочках сидят на корточках, а в воде могут плавать (бегать внутри круга). Обратно на кочку можно попадать только прыжком.
Правила игры: Начинать движение можно только после того, как дети закончат говорить стихотворение. Ловить «лягушек» разрешается только за пределами реки – на кочке или между ними за прямоугольником. Каждый третий, пойманный «журавлем», меняется с ним ролью.
Указания к игре: От кочек до реки примерно 45 – 50 см. Надо показать детям, что это расстояние нужно перепрыгнуть одним прыжком. Гнездо журавля должно быть поблизости, иначе он не сможет поймать лягушку.
Необходимо следить за соблюдением первого правила, так как, говоря стихотворение, дети отдыхают после прыжка. Следует также разъяснить детям, что «лягушки» не прыгают из воды на кочки до тех пор, пока не улетит «журавль». Таким образом, в игре регулируется прыганье, иначе дети очень устанут.
Образ журавля нужно нарисовать детям настолько ярко, чтобы они сами, по-своему изобразили его в движениях: как он шагает на длинных ногах по берегу, выискивая лягушек, какой у него длинный клюв и т. п.
Подведение итогов:
Конспект занятия по математике в средней группе: «Задачи от Фиксиков»
– закрепить умение детей определять форму предметов на основе сопоставления с геометрическими фигурами;
– сравнивать предметы по величине и высоте;
– формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 5;
– упражнять в сравнении множеств;
– развивать умение ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, слева, справа, посередине), соотносить определенные виды деятельности с соответствующими временными промежутками (утро, день, вечер, ночь).
– развивать память, внимание, логическое мышление дошкольников;
Материал: волшебный мешочек, 2 винтика, письмо с задачей, предметные картинки (телевизор, утюг, магнитофон, электрочасы, холодильник), бумага с двумя полосками, 3 телевизора различные по величине, 3 холодильника разные по высоте, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр), трехцветные полоски, по 5 телевизоров и 5 компьютеров на каждого ребенка, лист бумаги, математика в детском саду, картинки элетроприборов: телевизор, электрочайник, магнитофон, холодильник, утюг, медальки.
Ход занятия в средней группе детского сада:
Воспитатель. – Дети, сегодня, когда я пришла в детский сад, у дверей нашей группы я нашла вот такие винтики. Как вы думаете, что это может быть? Давайте их сложим в волшебный мешочек и посмотрим, что произойдет (винтики превращаются в письмо от Фиксиков).
Воспитатель. – Дети посмотрите это письмо от Фиксиков, а здесь задачи. Хотите узнать, что это за задачи?
Вот первое задание от Папуса
Вот предметы я собрал
И малышам отослал
Чтобы вы их посчитали
Место каждого назвали.
– Сколько всего?
– Что стоит первым?
– Что стоит последним?
– Что стоит между?
– Что стоит за?
– Что стоит перед?
Вторая задача от Маси
С техникой мы дружим
Если надо: починим и положим
Прошу вас дорогие малыши
Чем отличаются эти предметы?
– Сколько телевизоров? (Три)
– Выложите их на зеленую полоску от меньшего к большему.
– А теперь посмотрите на холодильники, их надо выложить на оранжевую полоску от самого низкого до самого высокого.
Третья задача от Шпули
Геометрические фигуры на вас смотрят
Они вас очень просят:
«Предметы вы скорее берите,
На какой из нас похожи скажите.»
(Дети из волшебного мешочка достают предметные картинки, называют предмет и определяют какой формы предмет).
Четвертое задание от Нолика.
Очень хочу малыши
Телевизоры все посчитать,
Но времени у меня нет,
Помогите мне, подскажите ответ!
Воспитатель. – Выложите на зеленую полоску цифровой ряд.
– На желтую полоску четыре телевизора.
– На синюю полоску компьютеров на один больше чем телевизоров.
– Чего больше? На сколько больше компьютеров, чем телевизоров?
– Что нужно сделать, чтобы телевизоров и компьютеров стало поровну?
Пятое задание от Игрека
Хорошо вы поработали-детвора
Задачи умеете выполнять
Сейчас всем малышам пора
Танец веселый начинать.
Физминутка «Фиксики»
Шестое задание от Верты
Любят Фиксики
Электроприборы ремонтировать
Вы скорее за стол садитесь
На листе их правильно расположите.
– В середине листа поставьте телевизор
– Позади телевизора поставьте холодильник
– Впереди телевизора поставьте магнитофон
– Справа от телевизора поставьте электрочайник
– Слева от телевизора поставьте утюг и т.д.
Седьмое задание от Файера
Я веселый Файер
Приготовил для вас загадки
Отгадки правильные назовите
И рисунок с ответом на стол положите.
Когда это дети бывает
Что сон волшебный наступает
С неба месяц ясный светит
Кто из вас правильно ответит (ночью)
Дети просыпаются
Быстро одеваются
Делают дружно все зарядку
Потому что привыкли к порядку (утром)
Очень весело мы играем
Физкультурой занимаемся,
Еще песни поем
Это когда бывает?….. (днем)
Расставаться нам пора.
Вот уже и мы с тобой
Возвращаемся домой.
Огни мелькают словно свечи,
Все ответят это? ………(вечер)
Итог. Рефлексия
Воспитатель. – Вот и выполнили мы все задания от Фиксиков. Ой, подождите, здесь что-то есть еще в конверте. Это от Дедуса.
«Спасибо вам дети, вы хорошо справились со всеми нашими задачами. И мы в память о нас дарим вам медали.
Конспекты открытых занятий по ФЭМП
От того, насколько хорошо подготовлен конспект и проведен урок, будет зависеть решение проверяющей комиссии.
Примерный план урока по математике для старшей группы «Веселая математика»:
- Цели занятия: Развитие навыка давать быстрые ответы на вопросы, воспитание любознательности, желания отвечать на задаваемые вопросы, развитие логического мышления, продолжение знакомства с геометрическими фигурами.
- Используемые материалы: конверты с фигурами из картона, презентация. Раздаточный материал — простые карандаши, листы бумаги, листы в точку.
- Подготовка всех этапов урока: знакомство, объявление цели, основной этап обучения, физминутка, закрепление темы, подведение итогов.
- Получение отзывов от проверяющей комиссии, заполнение отчетных документов.
В ходе занятия воспитатель задает детям вопросы вроде: «Какое сейчас время года — осень или зима?», «Сколько листьев здесь нарисовано?». Подготовить такие вопросы рекомендуется заранее.
Контроль учебного процесса в ДОУ позволяет быстро выявить очевидные ошибки, разработать действующую схему обучения и вызвать интерес детей к происходящему, а значит и к знаниям.
Математические игры, загадки и считалки
Математическое развитие осуществляется и с помощью народного творчества — загадок, считалок, сказок, пословиц и поговорок.
Загадки математического содержания делают задачи более объемными. Скороговорки составлены таким образом, чтобы намеренно затруднить выговор. Математическая скороговорка помогает заучить правильный выговор и добавляет элемент игры.
Сначала преподаватель медленно произносит скороговорку. Дети внимательно слушают, потом все повторяют. Сначала медленно, а потом темп нарастает. Поговорки и пословицы можно использовать по математике для закрепления количественных понятий, вместе вставлять пропущенные названия чисел.
Считалки используются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Заучивание считалок развивает ребенку память, учит пересчитывать предметы, применять навыки в быту.
Со сказками ученики охотней усваивают временные отношения, понимают положение предметов в пространстве, учатся количественному счету. Красочные фольклорные сказки помогают легко запомнить базовые математические понятия, развивают память и любознательность, учат импровизировать. Во многих народных сказках математика лежит в основе названия («Три медведя», «Цветик-семицветик», «Волк и семеро козлят» и т. д.).
В присутствии персонажа из сказки ребята в непринужденной форме охотно погружаются в мир цифр и лучше запоминают материал такого урока. В процессе можно создавать задачи из текста: «Колобок встретил волка, медведя и лису. Сколько зверей встретил Колобок?».
Обратите внимание! Хорошее народное средство для привлечения интереса к математике — шуточные задачи. В каждой такой задаче скрыт подвох. Детям нравится разгадывать их
Это развивает логическое мышление и внимательность
Детям нравится разгадывать их. Это развивает логическое мышление и внимательность.
Для урока понадобятся дополнительные материалы. Из рекомендуемых:
- палочки Кюизенера;
- карточки Домана (космос для детей).
Подборка видео с отчётных просмотров по ФЭМП
Из видеороликов, демонстрирующих открытые просмотры в ДОУ, можно позаимствовать необычные идеи заданий и приёмы организации работы в средней группе.
Смотрите это видео на YouTube
Воспитатель переодет в сказочного героя.
Открытый просмотр по ФЭМП «Наш город»
Смотрите это видео на YouTube
На занятии используются ИКТ.
Открытые просмотры — важные мероприятия в плане самообразования педагога и повышения его квалификации. Такая форма работы позволяет воспитателю продемонстрировать инновационные приёмы работы, собственные интересные разработки. Математика предоставляет для этого большие возможности, а с воспитанниками средней группы можно показать очень интересное занятие, на котором ребята раскроют свои таланты и интеллектуальные способности.
Особенности открытого занятия по математике в средней группе ДОУ
Открытый просмотр по ФЭМП — эффективная форма организации педагогического процесса в детском саду. Будучи одной из разновидностей математического занятия, эта образовательная деятельность также решает образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
Образовательные задачи в средней группе связаны с содержанием программы. Это счёт в пределах пяти, сравнение предметов по величине (сразу по двум признакам), выстраивание сериационного ряда, знакомство с новыми геометрическими фигурами (прямоугольник), развитие ориентировки в пространстве, расширение временных понятий. При этом открытое математическое занятие обычно затрагивает сразу несколько указанных задач.
Развивающие задачи открытого занятия связаны с развитием интеллектуальной сферы дошкольника — процессов мышления, внимания, усидчивости, становления правильной речи. При этом работа организуется таким образом, чтобы ребёнок выступал в роли деятеля, занимал активную позицию, максимально раскрывал свои способности.
Каждое открытое математическое занятие обязательно несёт в себе и воспитательное значение. Педагог должен подбирать тему, которая будет способствовать развитию в дошкольнике положительных нравственных качеств, например, любви к своему родному краю, стремлению бережно относиться к растениям и животным и т. д.
Продумывая содержание и структуру открытого математического занятия в средней группе, воспитателю следует ориентироваться на следующие важные аспекты.
Содержательный. Открытый просмотр должен стать для коллег источником инновационного опыта, касаться актуальных проблем современной методики дошкольного образования, а также детской психологии. Новаторский подход может выражаться в самом содержании наглядного или раздаточного материала либо в каком-либо интересном методическом приёме, использовании ИКТ, необычной организации пространства и пр. Ведь показ традиционной математической деятельности не будет способствовать профессиональному росту присутствующих специалистов.
Социальный. В процессе открытого занятия воспитатель создаёт для дошкольников ситуацию успеха. Для этого активно используется похвала, поощрения, предоставление ребёнку права на ошибку. Педагог демонстрирует сильные стороны детей, раскрывая их мыслительные и творческие способности.
Прагматический. Открытые просмотры по ФЭМП являются для воспитанников средней группы дополнительным стимулом к познавательной деятельности
Им нравится игровая деятельность (которая всегда сопровождает такие мероприятия) и внимание со стороны взрослых.
На открытом занятии с детьми пятого года жизни необходимы:
- чёткая организация и планирование каждого этапа образовательной деятельности (в отличие, например, от математического развлечения, где сценарий допускает импровизацию);
- обязательное интригующее начало занятия, которое станет для детей мотивирующим моментом;
- связность и логичность сюжета (обычно выбирается путешествие, помощь сказочному герою, достижение общей полезной цели);
- индивидуальный подход к детям (психическое и соматическое развитие детей разное, например, у кого-то ещё есть проблемы с речью);
- оригинальные наглядные пособия, которые приглашённые педагоги смогут изготовить и использовать в своей практике;
- располагающий дружелюбный тон педагога, соответствующие мимика и жесты.
Чтобы открытое мероприятие прошло успешно, были реализованы все задуманные цели, раскрыта тема, воспитателю необходимо подготовить подробный конспект (который он согласовывает с методистом ДОУ). Там прописывается каждое действие педагога: вступительное слово, задания, вопросы, комментарии к ним по ходу занятия, ожидаемые ответы детей и пр.
Что касается организационных моментов, то открытое математическое занятие в средней группе проводится без «репетиции», имеет обычную для этого возраста продолжительность (20 минут). Хотя дети пятого года жизни — это уже не малыши, которые могут заплакать, увидев посторонних взрослых людей, всё же следует психологически подготовить ребят к мероприятию, а также заранее сообщить о нём родителям.
Гостям открытого просмотра всегда предоставляются рабочие места за спинами дошкольников (чтобы они не отвлекали детей от познавательной деятельности).
Иногда на открытые просмотры приглашаются и родители — это полезно для укрепления семейных отношений и формирует у мам и пап реальное представление об уровне знаний и умений детей
В средней группе это можно практиковать, но с осторожностью, ведь всегда находятся такие дети, которые во время занятия могут встать и пойти к своей маме. Работу с остальными малышами в таком случае следует продолжать как обычно
Методика проведения открытого занятия по математике (структура, формы работы)
Что касается форм работы воспитанников, то предлагаются индивидуальные задания (на рабочих местах дети составляют картинки из геометрических фигур, счётных палочек, сравнивают величины и пр.), работа в парах (например, на скорость или со взаимопроверкой) и коллективная деятельность (подвижная или музыкальная игра с математическим содержанием).
Индивидуальные задания — одна из форм работы на открытом занятии по ФЭМП в подготовительной группе
Тему для открытого математического занятия можно выбирать любую, не слишком широкую, но и не очень узкую. Можно подвести итоги определённого временного периода. Интересная идея — приурочить действие к какому-либо празднику. Например, в преддверии Нового года можно разыграть волшебную сказку, где лесные зверюшки-дети, которых можно нарядить в костюмы, будут выполнять увлекательные математические задания. Открытое занятие по ФЭМП перед Днём защитника Отечества будет связано с патриотическими и военными мотивами (они включаются в задачки и игровые ситуации). А проведённое накануне 8 Марта или Дня Матери — содержать женственную подарочную тематику, например, одно из заданий — составить из геометрических фигур красивое платье для мамы или букет из цветов (тема — повторение состава числа). Всегда увлекательны моменты путешествия в страну Математики, Африку, космос, на Остров Знаний, Северный Полюс.
Дети должны подготовить к запуску космический корабль
Также темой может быть погружение в известную сказку («Гуси-лебеди», «Двенадцать месяцев», «Золушка», «Спящая красавица», «Снежная королева»). Любой сказочный сюжет при желании можно связать с математическим содержанием и придумать соответствующие ходы, которые заинтересуют детей и удивят гостей мероприятия. Например, в сказке «Гуси-лебеди» испытания главной героине предлагают печка, яблонька, речка (сравнить длину мостиков и подобрать самый подходящий, испечь «аппетитный» пирог из геометрических фигур и пр.).
Мотивация детей
Интригующее начало занятия — залог его успешного проведения. В подготовительной группе очень любят сюрпризы, связанные, как правило, с появлением любимых сказочных героев.
Беспроигрышный вариант мотивации — просьба персонажа о помощи. Дети, особенно в 5–6 лет, считают себя самостоятельными и взрослыми, им нравится чувствовать свою значимость, и они с радостью соглашаются исправить какую-то ситуацию.
- Например, ребятам приходит письмо от Буратино. Его заперли в комнате злые кот Базилио и лиса Алиса и отпустят, только если он выполнит их задания (они находятся в заранее приготовленных конвертиках).
- Другой пример — в комнату забегает плачущая девочка (воспитанница параллельной группы). Она сообщает, что батюшка с матушкой уехали в город за гостинцами, а её попросили приглядывать за братцем. Но маленького Ваню унесли злые гуси-лебеди. Дошкольники догадываются, что героиня пришла к ним из русской народной сказки «Гуси-лебеди». Воспитатель предлагает всем вместе отправиться в путь, где ребят будут ждать интересные задания.
Ещё один вариант мотивации — предложить детям перевоплощение (стать на время волшебниками, космонавтами, моряками). Педагог может позвать дошкольников посетить удивительные геометрические острова, где есть много интересного. Для этого им предстоит стать отважными моряками: ребятам раздаются соответствующие атрибуты — тельняшки, бескозырки, можно даже заранее соорудить импровизированный корабль. Ещё один вариант — отправиться в далёкую Африку вместе с доктором Айболитом выручать больных зверей.
Ребята с радостью согласятся на время стать моряками
Будущим школьникам очень нравится ситуация успеха, поэтому педагог может сыграть на этом желании. Например, он объявляет детям, что в гости к ним сегодня пришла фея Математика (демонстрируется картинка либо в группу заходит переодетый взрослый). Фея приготовила ряд заданий и конкурсов, чтобы проверить знания дошкольников. А затем она выберет самых внимательных и активных и наградит их (конечно же, в конце занятия подарки получат все ребята).
Фея Математика хочет оценить знания воспитанников подготовительной группы