Особенности воспитания детей с умственной отсталостью

Слайд 24Содержание образованияСодержание образования для детей с интеллектуальными нарушениями существенно меняется по

сравнению с образованием детей с нормой интеллектуального развития. На разных этапах образования в содержание включается дополнительные специфические предметы. В раннем и дошкольном возрасте в программу обучения обязательно включается формирование Культурно-Гигиенических Навыков (КГН), в случае с умеренной и более сложными формами интеллектуальной недостаточности этот учебный предмет сохраняется и на протяжении всего школьного обучения. В программу обучения этих детей обязательно включается такой предмет, как развитие Сенсорного Восприятия, Обучение Игровой Деятельности. Всем привычные в детском саду Формирование Элементарных Математических Представлений (ФЭМП) меняется на Формирование Элементарных Количественных Представлений (ФЭКП). Многие вычислительные математические действия не доступны детям с нарушением интеллекта, но при этом нам, как специалистам нужно дать ребёнку хотя бы представление о счёте, о весе, о размере и научить его элементарным математическим действиям.

Семейное образование

Семейное обучение подразумевает получение образования вне стен школы, то есть самостоятельное освоение программы. Ответственность за качество образования при этом лежит на плечах родителей.

Учиться можно дома самостоятельно или дистанционно в онлайн-школах. Чтобы перейти на семейное образование, необходимо проинформировать департамент образования, отчислиться из школы, выбрать школу для аттестации и организовать сам учебный процесс.

У семейного обучения много преимуществ:

      + дети могут учиться в комфортном темпе и с оптимальной нагрузкой;      + весь образовательный процесс происходит дома в комфортной обстановке;      + родители могут не обучать самостоятельно, а выбрать онлайн-школу;      + у детей есть время на дополнительные занятия или хобби.

Минусы:

      – трудозатратно для родителей, если они хотят обучать ребёнка самостоятельно;      – при неграмотной организации учебного процесса дети не будут успевать по программе;      – для прохождения промежуточных аттестаций нужно прикрепляться к массовым школам, при этом трудно найти образовательную организацию для аттестации по адаптированной программе;      – дистанционное образование мало доступно для детей с нарушениями слуха, зрения, множественными нарушениями;      – онлайн-школы платные.

В «Домашней школе Фоксфорда» ученикам с ОВЗ предоставляется скидка. Наша платформа удобна тем, что занятия можно просматривать в записи, а учеников поддерживают персональные наставники. У нас есть примеры успешного обучения детей с ОВЗ. Так, Настя Доманина, несмотря на тяжёлую форму ДЦП, с удовольствием посещает наши занятия

Однако обратите внимание — в нашей онлайн-школе обучение проходит по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

Слайд 20Рекомендации по работе с детьми с умственной отсталостью1.Относитесь к ребенку спокойно

и доброжелательно, так же, как к другим детям.2.Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.3.Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.4.Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха. Приемы:Снятие страха – «Ничего страшного…»Скрытая инструкция – «Ты же помнишь, что…»Авансирование – «У тебя получится…», «Ты сможешь…»Говорите это искренне и уверенно.Усиление мотива – «Нам это нужно для…»(«Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы»).Педагогическое внушение – «Приступай же…Высокая оценка детали – «Вот эта часть у тебя получилась замечательно…»(«Сегодня ты хорошо рассказал о…, отвечал на вопросы и т.д.»)

Слайд 15Моторно-двигательная сфера Во многом дефектна и моторно-двигательная сфера детей с нарушением

интеллекта. У детей с лёгкой умственной отсталостью она не имеет выраженных нарушений, но при пристальном наблюдении всё равно заметна их неловкость, не скоординированность, особенно это касается мелкой моторики. Наибольшие трудности они испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией и мелкими движениями пальцев рук, что негативно сказывается на овладении ими письмом и некоторыми трудовыми операциями. У детей с более выраженными интеллектуальными проблемами ( с умеренной и.т.д.) недоразвитие двигательной сферы страдает ещё сильнее, даже при отсутствии параличей и парезов.

Слайд 18Коррекционные задачиСледующим блоком задач является организация коррекционной работы, направленной, во-первых, на

развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, во-вторых, на преодоление и предупреждение у воспи­танников детского сада вторичных отклонений в развитии их по­знавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. При этом предполагается обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повсед­невной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. Данная работа осуществляется всеми специалистами дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи, на основе профессионального взаимодополнения.

Больные дети

Очень часто дефект ребенка заключается в болезни. Таковы, например, дети-эпилептики, психопаты и т.п. Здесь воспитание должно быть объединено с лечением и составлять область лечебной педагогики. Врач и педагог совместными усилиями могут справиться с задачей. Очень часто нельзя провести резкой грани между лечебными и воспитательными мероприятиями. И современная психиатрия все больше начинает сближать психотерапию, т.е. лечение психологическими приемами, с воспитанием даже тогда, когда речь идет о лечении взрослых людей. Психиатрия располагает рядом психологических методов, сущность которых заключается в довоспитании личности больного. Лечение такого больного ребенка растворяется в его воспитании.

Воспитание особенных детей в семье

Конечно же, корректировки вносятся не только в плановый учебный процесс, но и в семейное воспитание. Одной из основополагающих проблем, которая может возникнуть в семье, это восприятие собственного чада родителями, как неполноценного.

Он может замкнуться в себе, и никакие практики учебных заведений не помогут ему вписаться в общество

Крайне важно, чтобы родители с пониманием относились к трудностям ребёнка, помогая ему преодолевать их. Но и переизбытка опеки, ни в коем случае быть не должно

Если родители самостоятельно не могут смоделировать правильную стратегию воспитания, то им стоит обратиться за помощью к детскому психологу, который даст правильные рекомендации по воспитанию, учитывая все личностные особенности ребёнка, его сильные и слабые стороны личности и развития в целом. Точно можно сказать лишь то, что родители должны всегда сохранять самообладание. Даже самые незначительные, на первый взгляд, успехи даются такому особенному ребёнку тяжело. Конечно же, стоит хвалить ребёнка за его достижения, но и наказывать тоже стоит, если он ослушался вас или же совершил какой-либо неприглядный поступок. 

Обучая какой-либо деятельности, стремитесь разбить обучение на максимальное количество этапов, каждый из которых должен быть показан четко и наглядно. Если вы будете показывать своё недовольство тем, что ребёнок не может понять что-либо, вы сформируете в нём неуверенность в себе и сниженный уровень оценки собственных сил и возможностей.

https://youtube.com/watch?v=vPyzzGHTGC8

Что представляет собой умственная отсталость

Умственная отсталость (УО) – совокупность различных психологических патологий, которые приводят к нарушению умственной деятельности человека, незавершенное развитие психики. Возникает она из-за многих факторов, как внешних, так и внутренних. Например, УО может возникнуть, вследствие мутации генов, из-за наличия у матери сахарного диабета или от травмы, полученной при родах. Людям, страдающим от этого состояния, сложно прижиться в обществе, общаться с окружающими. Чаще всего от умственной отсталости страдают дети. Однако в настоящее время существуют крайне действенные коррекционные занятия, которые смогут помочь ребенку с легкой формой умственной отсталости.

Классификация заболевания учитывает двойной критерий: анатомопатологический и патогенный. Рассмотрим виды умственной отсталости.

  1. Биопатическая френостения: характерна для врожденных, токсических или инфекционных факторов развития недуга.
  2. Церебратопатическая феностения: обусловлена токсичным, инфекционным или травматическим факторами развития недуга, оказывает прямое действие на мозг, относится к приобретенным патологиям;
  3. Биоцеребратопатическая феностения: комплекс врожденных и приобретенныхфакторов развития болезни.
  4. Диспландозная феностения: толчок развитию недуга дают эндокринные изменения в организме.

Эти группы могут комплектоваться несколькими клиническими формами, которые в медицине именуют типами:

  • идиотический тип: ребенок не может внятно изъясняться, не развито словесное выражение мыслей;
  • имбециллический тип: ребенок не способен обучиться письменности;
  • везанический тип: характерно для детей с умственной слабостью;
  • эпилептоидный тип: обусловлен олигофреническими проявлениями с эпилептическими симптомами;
  • инфантильный тип: для этого типа свойственны генитальная гипоплазия и любая другая форма инфантилизма.

Упрощенная же классификация умственной отсталости, доступная для восприятия людьми без медицинского образования, основывается на степени тяжести заболевания и включает в себя следующие виды.

  • легкая УО – дебильность;
  • умеренная УО – слабовыраженная имбецильность;
  • тяжелая УО – выраженная имбецильность;
  • глубокая УО – идиотия.

Мы рассматриваем включение порядка, установленного в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам: Международная классификация болезней ВОЗ (ICD 8) основана на схеме, которая присваивает 3 цифры для обозначения основной категории болезней и четвертой цифры для спецификации дополнительных деталей в каждой основной категории. Диагностическая классификация умственной отсталости основана на IC:

  1. 3.1.0. Пограничная умственная отсталость (CI 68-85) 3.1.3. Тяжелая умственная отсталость (CI20-35)
  2. 3.1.1. Умеренная умственная отсталость (CI 52-67) 3.1.4. Глубокая умственная отсталость (IC — 20)
  3. 3.1.2. Умеренная умственная отсталость (CI 36-51) 3.1.5. Умственная отсталость не указана

Категории 3.1.0 и 3.1.4 основаны на статистическом распределении уровней интеллектуального функционирования для населения в целом. IC не является единственным критерием, используемым для постановки диагноза умственной отсталости или оценки его тяжести, но он должен служить для оценки адаптационной способности пациента, вмешиваясь также в историю развития пациента, его текущее функционирование, его профессиональные достижения и академиков, их двигательных навыков, их социального и эмоционального созревания.

Категория 3.1.5 — это пациенты, интеллектуальное функционирование которых невозможно точно оценить, но считается ненормальным.

Коррекционные занятия в домашних условиях

Не каждый ребенок способен выполнять упражнения в коллективе, а многие родители просто боятся возможных последствий и того, что большое количество людей рядом плохо скажется на слабой психике малыша. В таких случаях вызывают специалиста на дом. Однако полагаться только на его старания нельзя. Родители или опекуны также должны участвовать в развитии ребенка, помогать ему. Важным моментом в данном вопросе является безопасность и создание уютной для малыша атмосферы. Неострые развивающие игрушки, присутствие родителя при работе психолога и т.д. Залог эффективности проводимых коррекционных занятий заключается в ежедневной работе с ребенком. Потребуется очень много времени, чтобы упражнения привели к желаемому результату.

Примеры коррекционных занятий и упражнений

Для развития крупной и мелкой моторики:

  • Растопырить пальцы – сжать в кулак – разжать;
  • Работа с пластилином;
  • Перекладывать вещи из одного места в другое;
  • Пройти по прямой начерченной педагогом линии;
  • Пробежать, неся в руке какой-то предмет;
  • Работа с меловой доской и т.д.

Для развития памяти и внимательности:

  • Работа с изображениями. Педагог раскладывает их на столе, отсчитывает несколько секунд, а затем убирает. Ребенок по памяти называет увиденные им картинки;
  • Психолог задает несложные вопросы детям. Например, «Что ты ел на завтрак?» или «Сколько у тебя братьев/сестер?». Так ребенок будет совершенствовать свою память;
  • Несколько ударов воспитателем в ладоши. Ребенок должен запомнить и назвать их количество;
  • Ритмичный стук карандаша о стол. Малыш его повторяет. Так улучшается память и развивается чувство ритма;
  • Педагог проделывает каное-нибудь несложное движение, а воспитанник это повторяет.

Для того, чтобы определить быстроту движения ребенка:

  • Убрать руки за спину по команде;
  • Быстро вытереть доску или убрать игрушки;
  • Педагог показывает картинки в достаточно быстром темпе. Ребенок должен успевать называть видимые изображения;
  • Быстрое движение рук по согласно команде.

Для различения предметов по их свойствам:

  • Педагог показывает предмет любого цвета из геометрической мозаики и просит ребенка найти вещи такого же. То же самое с формой вещи, ее размером и т.д.;
  • Складывание кубиков в коробку, их группирование по цветам, форме и т.д.;
  • Педагог учит ребенка названиям цветов, постепенно добавляя наименования оттенков.

Для особо беспокойных детей:

Очень важные упражнения для импульсивного ребенка. Чередовать их нужно с обычными коррекционными заданиями.

  • Спокойно посидеть несколько секунд;
  • Игра в «молчанку» хорошо способствует развитию усидчивости малыша;
  • Бесшумные действия (встать, сесть и т.д.);
  • Без единого звука принести предмет, который попросит педагог.

Общие характерные признаки

Легкая умственная отсталость у детей или олигофрения – самое распространенное патологическое нарушение психики среди подобных заболеваний. Эта форма недоразвития также известна в медицинских кругах, как дебильность. Но это название утратило свою актуальность из-за социальной неприемлемости. Дети, которым поставлен такой диагноз, несмотря на предрассудки, навязанные общественностью, имеют все шансы в дальнейшем вести самостоятельный образ жизни.

Качества и умения, которые обычно присущи при выявлении олигофрении:

  • восприятие основных способностей по специальной программе обучения;
  • овладение навыками письма, чтения и счета на элементарном уровне;
  • довольно хорошая механическая память;
  • конкретно-наглядные методы постижения информации;
  • приобретение определенных трудовых навыков;
  • постепенный прогресс умственного развития.

Умственная отсталость воздействует на формирование познавательных процессов, логического мышления и мотивационного влияния. Легкая форма отклонения позволяет со временем, хоть и не достичь уровня своих сверстников, то хотя бы освоить необходимые для жизни навыки.

Недоразвитие психики и интеллекта может формироваться вследствие таких причин:

  1. Наследственность или генетическая предрасположенность.
  2. Внутриутробное нарушение развития плода под воздействием инфекций или травм. Влияние токсичных лекарственных препаратов, принимаемых во время беременности.
  3. Травма, полученная при родах, патологии центральной нервной системы при недоношенной беременности.
  4. Приобретенные инфекции, действие которых направлено на разрушение клеток мозга. Это могут быть последствия менингита, сифилиса, энцефалита. 

Отсталость может наблюдаться и в физическом развитии ребенка в виде нарушений двигательных функций, деформации черепа или изменений размеров рук и ног. Хотя эти факторы больше соответствуют умеренной и глубокой умственной отсталости у детей, в некоторых случаях могут присутствовать и в состоянии легкой дебильности.

Иными словами, олигофрения – такое состояние детского организма, при котором ему тяжело поддерживать темп освоения новых навыков и умений, соответствующих возрасту. Ребенок нуждается в коррекционной программе, пройдя которую, он сможет чувствовать себя полноценным членом общества.

Достань тележку!

задание направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, в частности, ребенок должен найти способ использования вспомогательного средства (тесемки).

Оборудование. Тележка с кольцом, через которое продета тесьма.

Проведение обследования. Перед ребенком на другом конце стола находится тележка, достать рукой он ее не может. В зоне досягаемости его руки находятся два конца тесьмы, которые разведены между собой на 50 см. Ребенка просят достать тележку. Если он тянет только за один конец тесьмы, тележка остается на месте. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался соединить оба конца тесьмы и подтянуть тележку.

Обучение. Проводится на уровне практических проб самого ребенка: когда он тянет за один конец тесьмы, то надо дать ему возможность попробовать еще раз. Педагог за экраном снова продевает тесьму через кольцо тележки и предлагает ее достать.

Показатели оценки действий ребенка: если ребенок тянет за оба конца тесьмы сразу (или двумя руками за оба конца, или соединяет концы), это рассматривается как высокий уровень выполнения задания. В тех случаях, когда ребенок тянет вначале за одну тесьму и справляется с заданием после повторной пробы, отмечается положительное использование практических проб. Если же ребенок не догадывается использовать тесьму (или пытается дотянуться рукой, или же пытается подняться со стула и подойти к тележке), это оценивается как невыполнение задания. Отмечается также отношение к результату.

Концептуальные основы организации воспитания умственно отсталых детей

Процесс воспитания умственно-отсталого ребенка имеет коррекционную направленность. Это означает, что он реализуется специальными методами и средствами и ориентирован на устранение, минимизацию дефектов развития ребенка, устранение проблем его психической сферы, препятствующих полноценному обучению и познанию окружающего мира, а также вхождению в социальное пространство.

При реализации воспитательной работы с умственно-отсталыми детьми учитывается торможение в их развитии, уровень психического отклонения, развитость эмоциональной и физической сферы ребенка. Воспитательная работа реализуется в опоре на следующие концепции организации развития ребенка и его приобщения к миру:

Частота смены видов деятельности
У умственно-отсталых детей наблюдается торможение развития, которое приводит к неспособности концентрировать внимание, задерживать его на объектов длительное время и выполнять одни и те же операции в течение долгих временных промежутков. Потому, деятельность требует постоянной смены, наполнения промежуточными операциями и постепенного увеличения времени, отводимого на нее.
Многократное повторение материала
Чтобы ребенок с умственными отклонениями запомнил какую-то информацию, она должна быть несколько раз продублирована и повторяться в новых ситуациях и обстоятельствах.
Игровая форма реализации воспитательной деятельности. Воспитание и развитие реализуется исключительно в игровой форме, исключая перенапряжение ребенка и формируя его положительный эмоциональный настрой на деятельность
Использование усвоенных знаний в новых ситуациях. Это реализуется постепенно, с помощью педагога и иного взрослого. Дети пробую, совершают ошибки и учатся преодолевать препятствия, бороться с трудностями. Это оказывает положительное воздействие на психическую сферу ребенка и его интеллектуальные функции.
Сочетание различных методов коррекционного обучения и развития

Здесь, важно использование тех методов, которые подходят для конкретного уровня развития ребенка и соответствуют функционалу его психической сферы. Например, если имеются речевые дисфункции, то использование словесных методов неактуально или должно быть минимизировано

Информации демонстрируется наглядными методами и закрепляется в ходе практической деятельности воспитанников.
Организация совместной коллективной деятельности воспитанников. Она ориентирована на коммуникативное развитие воспитанников, формирование навыков их общения и взаимодействия. Такая деятельность должна быть реализовано ежедневно, в разных видах деятельности воспитанников. Это расширяет их опыт социального взаимодействия. Ведь, сформировать навыки правильного поведения можно только в реальных ситуациях общения.

Из опыта работы с обучающимися с умеренной умственной отсталостью

Организация: ГБОУ Учалинская КШИ

Населенный пункт: г.Учалы, Башкортостан

В чём заключается моя работа? Я думаю, что многие педагоги задумываются над этим вопросом. И вот, отработав 26 лет в школе, из них 15 лет в коррекционной школе, я тоже задумалась. С каждым годом в коррекционную школу приходят обучающиеся с более тяжелыми и сложными диагнозами, ведь у нас нет необучаемых детей. Если. раньше обучающиеся были с более легкими диагнозами, их можно было научить читать, писать, считать, решать в объеме программы. То в данное время о том, чтобы научить всему этому, остается только мечтать, где-то в далёком будущем.

В этом году у меня 1 класс со сложными сочетанными диагнозами и к тому же не говорящие. Я ночами сидела за компьютером, чтобы подобрать нужную методику в работе с ними. Я опиралась на то, что мои первоклассники понимали обращенную речь, но некоторые из них даже звуки не произносили. А ведь родители приводят своих детей в школу в надежде, что они чему-нибудь научатся. И мне в свою очередь хочется не подвести их ожидания, и хоть как-то развивать обучающихся. Конечно с первоклассниками ведётся огромная работами всеми специалистами школы, но и на мне лежит большая ответственность за их развитие.

В результате долгих поисков, я пришла к такому выводу, что работать по обычной методике с ними трудно, и подобрала комплекс коррекционной работы по следующим направлениям:

– развитие психических функций;

– развитие общей и мелкой моторики, пространственных представлений и ориентации;

– развитие речи.

В первую очередь коррекционная работа с неговорящим ребенком с умеренной умственной отсталостью (вариант 2) строится на развитии произвольного внимания

Крайне важно, чтобы ребенок меня «увидел», «услышал», привык вслушиваться в речь, реагировать на слова. Я поняла, что начинать нужно работу с развития подражательной способности ребенка. Нужно научить его подражать действиям с предметами, движением рук, ног, головы

Именно подражательные движения помогли мне понять, усвоили они пройденный материал или нет. Метод подражания действиям я теперь использую на всех уроках, этот метод стал для меня своеобразной палочкой-выручалочкой

Нужно научить его подражать действиям с предметами, движением рук, ног, головы. Именно подражательные движения помогли мне понять, усвоили они пройденный материал или нет. Метод подражания действиям я теперь использую на всех уроках, этот метод стал для меня своеобразной палочкой-выручалочкой.

Предмет математические представления очень сложный для восприятия обучающихся, так как много различных понятий. Пользуясь методом подражания действиям, я увидела, что обучающиеся усвоили на своём уровне такие понятия как «много-мало», «узкий-широкий», «большой-маленький», «высокий-низкий», «далеко-близко».

На уроках использую много дидактических игр на развитие зрительного восприятия, памяти, внимания, форме предметов, величине, работаю над формированием умения удерживать в памяти ряд предметов, картинок.

Так же при усвоении нового материала использую развивающие мультфильмы, особенно мне нравятся мультфильмы «Умная луковка» и «Малышарики», материал там интересный, доходчиво и просто объясняются различные понятия, например, величины, геометрические фигуры, времена года и т. д.

На уроках использую различные игровые моменты, ведь игра- это основной вид деятельности данных обучающихся на уроке. Когда анализировала свою работу с первоклассниками, я представила игру, в которую играла в детстве, игра называлась «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем». Игра в работе с обучающимися с умеренной умственной отсталостью является необходимостью, без которой не возможны положительные результаты, медленно, но обучающиеся развиваются, они начинают использовать полученные знания в жизни. А это для них самое главное достижение.

Приложения:

  1. file0.docx.. 14,0 КБ

  2. file1.docx.. 15,0 МБ

Опубликовано: 22.03.2019

Лечение умственной отсталости

Умственная отсталость — хроническое заболевание, поэтому терапевтические мероприятия должны быть системными и последовательными. Чем раньше начинается терапия, тем больше шансов на сохранение психики и компенсацию нарушенных функций.

Методы лечения умственной отсталости:

  • Психолого-коррекционная работа.
  • Воспитательная и педагогическая работа.
  • Психотерапия.
  • Психотерапия и психообразование для родителей.
  • Физиотерапия.
  • Медикаментозное лечение.
  • ЛФК, массаж, диетотерапия.

В лечебном процессе должны участвовать врач психиатр, психолог, дефектолог или логопед, реабилитолог, массажист, невролог.

Лечение умственной отсталости в Клинике РОСА:

  • Работаем круглосуточно.
  • Собственный стационар. Возможность совместного нахождения с родителем во время лечения.
  • Опытные и деликатные специалисты. Детский психиатр, психиатр, невролог, психотерапевт, психолог, реабилитолог.
  • Сочетание психологической и медицинской помощи.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий