Основная функция семьи в области воспитания

Воспитательная функция семьи: что получают родители?

Пока ребёнок маленький и не может самостоятельно обеспечивать свою жизнь (речь идёт не столько о материальных благах, сколько о способах существования в обществе), родители берут на себя ответственность за его жизнь и развитие, воспитывая в нем положительные черты личности. Ребёнок нуждается в них, получая не только удовлетворение жизненно необходимых потребностей, таких как потребность в еде, тепле, безопасности.

Немаловажное значение имеют духовно-нравственные «желания» ребёнка. Он нуждается в любви, вере, понимании и поддержке со стороны взрослых

Если родителям удаётся соединить эти составляющие — физиологическую и духовную, ребёнок растёт в атмосфере любви и счастья. Если возникают проблемы в какой-то одной из этих сфер, то они отразятся и на другой тоже.

Продолжение рода

Дети в семье — это счастье и смысл жизни, которые определяют сущность человеческой жизни. В детях продолжается человеческий род. Это самая высшая награда для человека

Поэтому важно воспитать в ребёнке те качества, которыми можно гордиться и которые нужно транслировать в обществе

Сохранение культурных традиций

Семья — это настоящий кладезь культурного наследия. Воспитывая ребёнка в духе национальных традиций, родители не только формируют мощную платформу для развития духовно-нравственных качеств личности, но и сохраняют культурную память народа

Сильная культурная составляющая сохраняется в семьях, где чтут традиции рода, нации, соблюдая их в повседневной жизни, тем самым показывая их важность в жизни не только одной семьи, но и целых поколений

Меняемся местами

Отдавая свои силы, любовь, ласку детям, родители учат их жить в этом мире, воспитывают в них качества, которые станут основой для успешного существования в социуме. Сначала ребёнок воспринимает на веру всё, что родители предлагают ему. Взрослея, он начинает сомневаться и пробует самостоятельно разобраться и найти решение, часто спотыкаясь и «набивая шишки», но приобретая собственный бесценный опыт.

Со временем ситуация меняется, дети взрослеют и общаются с родителями с позиции собственных представлений о жизни. Теперь детям приходится помогать взрослым

И вот здесь важно то, как воспитывали ребёнка в детстве, чем наполнили его душу родители. Это как зеркало: в поведении уже взрослых детей отражается поведение родителей

Что посеешь, то и пожнёшь, поэтому нужно правильно и ответственно подходить к процессу воспитания ребёнка.

Сидяева Кристина Вениаминовна

Магистр педагогики ГАУДО «Оренбургский областной дворец

творчества детей и  молодёжи им. В.П. Поляничко»

window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ “blockId”: “R-A-4348971-12”, “renderTo”: “yandex_rtb_R-A-4348971-12”, “type”: “feed” }) })

Частые вопросы

Как семья позволяет человеку развиваться?

+

Если в семье созданы благоприятные условия, человек чувствует себя удовлетворенным, защищенным, нет морального давления, то это помогает ему развиваться профессионально.

Как донести до ребенка ценность семьи?

+

Придумывайте свои традиции, чаще проводите досуг и свободное время, уважайте своих домочадцев и показывайте пример хорошего отношения по себе. Хвалите ребенка и приобщайте к домашней работе.

Что значит статусная функция в семейных отношениях?

+

Родители могут передавать своим детям определенные регалии, функции, статусы, то есть то, чем они обладают сами, и какую роль в обществе они занимают.

Функции семьи

Обычно еще до того, как пара выйдет из ЗАГСа, мужчину и женщину сплачивают общие интересы, цели. Они ведут общее хозяйство и разделяют между собой горести и радости. Поэтому, даже не находясь в браке, семья выполняет определенные функции, обязанности и развивается:

Функционал семьи

Описание

Хозяйственно-экономическая функция семьи

Закрывает потребность в пище, жилье, одежде. Семья ведет общий быт, реализует роль «накопителя» материальных ценностей и различных благ.

Репродуктивная

Одна из главных функций семьи. К ней относится не только воспитание детей, но и удовлетворение потребности в близости.

Регулятивная функция

Является определенных «сводом правил», поддерживает авторитет, определенный социальный контроль. Пример из жизни можно привести такой: отец — глава семейства, не разрешает сыну брать машину, потому что ему еще не исполнилось 18 лет — это социально опасно и за нарушение отца оштрафуют.

Досуговая функция семьи

Ее цель — интересное времяпрепровождение всех членов семьи, повышение культуры, общение.

Воспитательная (семейная) функция

Она отвечает за воспитание, передачу традиций, моральных принципов и других ценностей, даже после того, как дети станут совершеннолетними.

Восстановительная

Семья должна иметь не только правила, но и заботиться о нормальном психологическом состоянии своих членов. Можно выделить три области ее проявления —любовь, забота, защита.

Те семьи, в которых эти функции разрозненны, либо отсутствуют, распадаются. Чтобы семья существовала и развивалась, нужен баланс всех функций. Нельзя требовать исполнения правил, не давая защиты и свободы выражения. Это перекос в тоталитарность — негативный сценарий. Люди должны идти на уступки, понимать свои цели и действия, объединять усилия, помогать, чтобы быть крепкой семьей.

Монахова Альбина Петровна
клинический психолог

Если в своей семье вы не чувствуете себя в безопасности, вы считает, что ваши базовые потребности не удовлетворяются, чувствуете тревогу, беспокойство, то вам лучше поговорить с психологом и вместе со специалистом найти причину и решения данной ситуации.

Важность семьи для человека

При правильном воспитании младенец, вырастая, получает не только базовые жизненные навыки, установки, формирует свои привычки и образ жизни, но и понимает важность образования, дисциплины, саморазвития.

Семья для каждого ее члена значит многое, она дает:

  • Всестороннюю поддержку. Если у нас есть какие-либо проблемы, то первым делом мы делимся ими с близкими домочадцами.
  • Разделяет радость и приумножает положительные эмоции. Зависть в семье отсутствует.
  • Помогает решить трудности и спорные вопросы.
  • Душевное общение, так необходимое в условиях постоянного стресса.

Важная функция семьи — рождение и уход за детьми. Но в последнее время супруги не стремятся заводить детей, потому что сосредотачиваются на карьере и саморазвитии.

Важно! Благоприятный климат в семье зависит от межличностного взаимодействия между супругами, их собственного воспитания в детстве, общностью интересов, отношением к другим родственникам, чувством долга и определенными обязательствами.

Роль семьи в воспитании

Издавна слово «воспитание» ассоциировалось со словом «семья». Функция семьи в области воспитания заключается в духовном воспроизводстве населения. Воспитание в семье так же, как и в дошкольном учреждении носит двусторонний характер, так как воспитываются не только дети, но и родители. Принято выделять три аспекта воспитательной функции семьи:

  • воздействие на личность ребенка, на гармоничное и всестороннее развитие его способностей;
  • воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого члена семьи на протяжении всей его жизни;
  • влияние детей на родителей, подталкивающее его к самовоспитанию.

Один мудрый человек сказал о том, что ребенок нуждается в меньшем количестве денег и в большем количестве внимания. Сложно не согласиться с ним, ведь дети — чистый лист, который отражает все то, что его окружает.

Просмотры: 145

Сущность определения

По сути, воспитание в семье начинается еще в утробе матери. Ведь давно доказан тот факт, что на определенной стадии развития ребенок начинает ощущать настроение матери, ее самочувствие, отношение к происходящему.

Если появление малыша ждут, разговаривают с ним, представляют, каким он появится на свет, то он чувствует защищенность, ему спокойно. Поэтому и развитие всех физиологических и психологических процессов происходит своевременно и правильно.

На первый взгляд может показаться странным приобщение эмоционального и психологического комфорта плода к вопросу воспитания. Ведь многие привыкли под этим термином подразумевать определенные правила и рамки, которые внушают детям для того, чтобы направить их развитие в определенное русло. Однако правильное семейное воспитание базируется на эмоциональном спокойствии, комфортном отношении взрослых и детей.

В чем же особенности воспитания в семье и почему этому процессу отводится такая большая роль?

Семейное воспитание – это совокупность процессов воздействия на формирование личности. При этом специфика этого воздействия определяется тем, что семьей называют и ее членов, и место, где малыш постоянно проживает. Следовательно, семейные отношения – единственная возможность ежеминутно влиять на сознание и развитие ребенка.

В первые годы жизни малыша семья заменяет ему все воспитательные факторы:

  • Социум (родители и другие близкие родственники являются его общественным окружением);
  • Искусство и литературу (восприятие источников происходит через призму отношений взрослых);
  • Друзей (малыши в этом возрасте еще не могут делать четких разграничений между собой и другими людьми);
  • Информационные источники (их предоставляет семья в том объеме и содержании, в котором считает нужным).

Следовательно, на раннем этапе развития личности семья как фактор воспитания является единственным источником воздействия на подрастающего человека. Этот тезис уже не требует доказательств, так же как и утверждение, что дети являются точной копией родителей.

Последнее утверждение многие приверженцы свободного воспитания оспаривают, однако нельзя отрицать роль подражания, к которому склонны все дети. Все малыши с точностью копируют манеру поведения, привычки и даже лексику родителей. При этом, как правило, быстрее всего им «запоминаются» отрицательные черты характера взрослых. Поэтому можно с уверенностью заявить: ценности взрослых членов семьи перейдут в жизненное кредо их детей.

Связь и зависимость компонентов воспитания

Особенностью воспитательного процесса считается также взаимосвязь между его компонентами. Это выглядит следующим образом:

  • планирование процесса воспитания и определение целей и задач, которые необходимо решить;
  • обеспечение различной деятельности, способствующей воспитанию ребенка (материальной: трудовой, природоохранной; общественной: организационно-управленческой, коммуникативной, коллективной; духовной: эмоционально-чувственной, ценностно-ориентирующей, познавательной);
  • контроль и управление межличностным общением в ходе различных видов деятельности;
  • подведение итогов, анализ выполненных задач, разработка плана коррекции при необходимости.

Целевая структура воспитания

Воспитание с точки зрения целевого критерия подразумевает выполнение определенного ряда последовательных задач. Цель воспитательного процесса в школе направлена на:

  • всестороннее и гармоничное развитие личности, а также ее целостное формирование;
  • формирование и развитие нравственных и моральных качеств;
  • обогащение знаний в областях науки, культуры и искусства;
  • воспитание жизненной позиции с учетом демократической направленности общества, прав и обязанностей человека;
  • формирование наклонностей и желаний индивидуума, учитывая его возможности, а также социальные требования;
  • развитие познавательной деятельности, формирующей сознание и профессиональную направленность;
  • организацию деятельности, способной воспитать необходимые качества личности;
  • развитие общения как самостоятельного компонента воспитания личности.

Общая информация

Значение семьи в жизни человека трудно переоценить. Исторически и эволюционно семья — это источник защиты, безопасности, пропитания, развития. Люди всегда жили большими семьями и племенами, чтобы эффективно вести хозяйственную деятельность, защищаться от врагов, оставлять потомство.

С тех времен многое изменилось, мы стали более самостоятельными, на не нужны общины, но семья по-прежнему важна для каждого из нас. Быть вместе, поддерживать, развиваться, получать и отдавать любовь — хотят большинство людей.

Если говорить кратко, то семья для человека остается оплотом безопасности, местом, куда приятно возвращаться после трудного дня, где тебя любят, принимают со всеми недостатками и ждут.

Семья начинается с заключения брака, заканчивается разводом и в течение всего своего существования проходит несколько этапов развития.

Вот главные признаки семьи:

  • союз официально зарегистрирован в ЗАГСе
  • пара живет вместе
  • имеет общее имущество, финансовые накопления
  • ведут совместный быт
  • имеют общие моральные и нравственные ценности, единые цели

Наличие ребенка сейчас не играет такой большой роли. Поэтому факт отсутствия детей уже не характеризует семью, как неполноценную.

Роль семьи в обществе заключается в том, что это основа структуры общества, неотъемлемый элемент для развития государства — чтобы сохранялась рабочая сила, численность армии, воспитывались новые поколения, нужно поддерживать семьи, то есть строить больницы, детские сады, школы, спортивные объекты и т.д.

Специфика воздействия

Семья как институт воспитания в процессе воздействия на личность целенаправленно или на уровне подсознания выполняет ряд функций:

  1. Репродуктивная. Продолжение рода – задача скорее интуитивная. Это заложенная на генетическом уровне потребность производить себе подобных.
  2. Социальная. Взрослые члены семьи передают годами сложившийся социальный опыт, навыки общения в социуме, правила и запреты в поведении.
  3. Хозяйственная. Эта функция включает в себя возможности обеспечения уровня материального благополучия конкретной семьей.
  4. Эмоциональная. Задача семьи – обеспечить удовлетворение малыша в гармоничном общении, любви, принятии и психологическом комфорте.

Семейные функции имеют тесную взаимосвязь. К тому же их «распределение» в каждой ячейке общества свое.

Одни родители предпочитают обеспечивать хорошие материальные условия детям, считая, что воспитывать их будет в дальнейшем сама «жизнь». Другие окружают любовью, уважением и заботой своих чад, поддерживая и помогая ориентироваться в сложных жизненных перипетиях. Третьи считают, что только строгий контроль над мыслями, словами и поступками детей смогут обеспечить их правильное развитие. При этом каждый представитель группы искренне считает, что делает все возможное для воспитания своих чад.

Несмотря на то, что семья является основой воспитания, она все равно подвержена влиянию общества. Ведь интимность родственной связи, кровные узы, общее мышление и нравственные устои не исключают взаимодействия с социальной средой, к которой младшее поколение начинает постепенно приобщаться, посещая детский сад, школу, общаясь со сверстниками.

Поэтому нужно рассматривать семью как социальный институт, с помощью которого происходит не только обучение навыкам взаимодействия с другими членами общества, но и соблюдение определенных рамок поведения в социуме, выходить за которые нельзя.

Девять важных ролей, которые семья играет в распространении образования

Статьей поделился

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Среди всех органов воспитания дом как первый и самый важный орган формирования поведения ребенка. Воспитание начинается с матери. Поэтому мама – первый учитель, а дом – первая школа социализации ребенка. Это старейшее учебное заведение.

Home помогает в проведении различных образовательных мероприятий, информации и рекомендаций для членов своей семьи с момента основания общества. Воспитательные функции дома обсуждаются в следующих пунктах.

Воспитательные функции дома/семьи

(1) Физическое и моторное развитие:

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Home помогает ребенку в его полном физическом развитии и координации движений посредством правильного питания, правильного питания, здоровых привычек, упражнений и программ иммунизации.

(2) Личное общение:

Это помогает в обеспечении различных взаимодействий для развития ребенка. Члены семьи свободно делятся с ребенком своим многочисленным опытом, поэтому его называют первым учебным центром для ребенка.

(3) Дом обеспечивает полную социальную среду:

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Дома дети учатся есть, говорить, одеваться, учатся хорошим привычкам, манерам и т. д. у членов семьи. Он усваивает уроки социальных ценностей и качеств, чтобы быть в будущем ответственным гражданином. Он учится приспосабливаться в своем обществе.

(4) Дом учит гражданственности и социальным добродетелям:

Ребенок учится общественным и гражданским добродетелям через сотрудничество, взаимопонимание, симпатию, самопожертвование, склонность к служению. Он также узнает свои гражданские обязанности и ответственность за создание нации.

(5) Дома нравственного и религиозного воспитания:

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Ребенок получает различные моральные и религиозные уроки от своей семьи.

(6) Дом профессионального образования:

Дом помогает в предоставлении различного профессионального образования, в том числе родительского профессионального. Он впитывает различные навыки и способы торговли, призвания, бизнеса своего отца для удовлетворения будущих потребностей и средств к существованию.

(7) Помощь на дому во всестороннем развитии:

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Для всестороннего развития ребенка помогает ориентировать его. Дом оказывает эмоциональную и финансовую поддержку ребенку для его полноценного развития. Таким образом, это безопасное место для полного выражения своего таланта без каких-либо проблем.

(8) Домашняя помощь в сохранении и продвижении культуры:

Дом дает ребенку возможность сохранять важные ценности и идеи дома и продвигать их через опыт.

(9) Дом развивает лидерские качества:

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Благодаря развитию личности и вдохновению членов семьи ребенок развивает лидерские качества в семье или дома.

Таким образом, семья или дом является наиболее важным и эффективным средством воспитания. Это основа и центр всех социальных, политических, нравственных, экономических, физических, эстетических, профессиональных, религиозных взаимодействий в обществе.

Полная информация о широком и узком значении образования

В чем важность учебной программы, ориентированной на получение опыта?

Принципы семейного воспитания

Сущность принципов воспитания в семье сводится к таким общим положениям:

  • Уважение к желаниям, потребностям и интересам ребенка;
  • Признание крохи полноправным членом не только семейного общества, но и социального окружения;
  • Восприятие достоинств и недостатков личности в качестве его индивидуальности;
  • Формулирование требований, соответствующих возрастным и индивидуальным способностям ребенка;
  • Создание атмосферы, отвечающей комфорту в эмоциональной, душевной и физической сфере;
  • Обеспечение необходимой помощи в сложных для детей жизненных обстоятельствах;
  • Соблюдение последовательности и регулярности предъявляемых требований.

Семья как социокультурная среда обитания прививает своим младшим членам главные нормы общественной и нравственной морали на подсознательном уровне. Ведь малыш, не задумываясь, повторяет поведение взрослых. При этом специфика «повторений» в семье базируется на эмоциональном фоне.

Исходя из вышесказанного, становится очевидным, что воспитание начинается с семьи и продолжается в новой ячейке общества, которую создают выросшие и сформированные личности.

При этом негативное воздействие родительского воспитания проявляется так же ярко, как и положительное.

Рассмотрим факторы, которые не содействуют гармоничному развитию подрастающего человека, а мешают развивающейся личности:

Чрезмерное внимание материальным ценностям;
Отсутствие или недостаток необходимых для нормальной жизнедеятельности вещей;
Недостаточное внимание нравственному и духовному развитию;
Авторитарность, подавление собственных интересов, мыслей и стремление детей, навязывание своего мнения;
Отсутствие наказания, поощряющее вседозволенность;
Жестокость, применение физического насилия в виде наказания;
Фанатизм в следовании выбранной методики воспитания.

Следует отметить, что понятия положительных и отрицательных факторов воздействия на ребенка, не носят категоричного характера. К исключениям относятся лишь противоправные деяния взрослых и случаи физического насилия в семье. Во всех остальных случаях выбор методов, принципов и содержания семейного воспитания зависит исключительно от индивидуальных характеристик и особенностей ячейки общества.

Последовательность осуществления воспитания

Существует ряд этапов воспитательного процесса, через которые он должен пройти, чтобы решить все поставленные задачи.

  1. Первый этап — овладение знаниями норм. Подразумевается овладение воспитанником норм и правил поведения. От этого зависит формирование поведения личности в целом. В некоторых воспитательных системах данный момент упускают из виду или считают, что он не настолько важен для формирования личности. Однако это в корне неправильно. Именно от поведения зависит дальнейшее воспитание ребенка. Дореволюционная школа основывалась на быстрой коррекции поведения путем применения телесных наказаний. Послереволюционная школа делает ставку на словесные методы формирования поведения воспитанников.
  2. Второй этап — формирование убеждений. Полученные знания о нормах и правилах поведения должны перерасти в убеждения (понимание того, что по-другому себя вести нельзя). Правильно сформированные убеждения в детском возрасте становятся основой дальнейшего существования в социуме. Без этих, твердо устоявшихся, постулатов процесс воспитания будет иметь слабый и шаткий характер.
  3. Третий этап — формирование чувств. Человеческие эмоции есть человеческое искание истины. Воспитанники воспринимают информацию через вереницу чувств. Именно воспитатели умело ими варьируя могут добиться необходимого результата.

Основополагающим моментом, относящимся ко всем вышеперечисленным этапам и пронизывающим их, является деятельность. Реализация задач каждого этапа возможна только через деятельность. Чем больше времени уделено целенаправленной хорошо организованной деятельности, тем больший эффект будет получен от воспитания.

Последовательность педагогических действий

К особенностям воспитательного процесса относят определенную последовательность действий педагога по формированию личности воспитанника. Эта последовательность представляется в таком виде:

  • знакомство с общими нормами и требованиями (сообщение детям общепринятых норм и правил поведения);
  • формирование отношений (формирование личного отношения ребенка к необходимости соблюдения тех или иных правил и норм);
  • развитие взглядов и убеждений (создание ситуаций, способствующих укреплению отношений и переходу их в убеждения);
  • создание общей направленности личности (выработка собственного устойчивого поведения и привычек, которые перейдут со временем в черты характера, формирующие личность в целом).

Цели и задачи семейного воспитания

Замечание 1

Основная цель семейного воспитания – это формирование и развитие таких личностных качеств, которые будут способствовать достойному преодолению жизненных трудностей и преград.

Задачами семейного воспитания являются:

  • создание условий, необходимых для полноценного роста и развития ребенка;
  • психологическая защита ребенку в процессе его становления и развития;
  • передача семейного опыта (создание и сохранение собственной семьи, воспитание в ней своих детей, отношение к старшим и т.д.);
  • обучение детей необходимым навыками и умениям, направленным на самообслуживание, помощь близким, выполнению работы на благо семьи и т.п.;
  • воспитание в ребенке чувства собственного достоинства, понимания своего «Я» и его места в обществе;
  • осознание значение семьи в жизни каждого человека.

Таким образом, семейное воспитание имеет ряд специфических особенностей, которые обусловлены индивидуальностью жизненного уклада каждой семьи. Семейное воспитание имеет большое значение в становлении и развитии каждого ребенка, так как именно в семе формируются его первичные задатки, знакомство с окружающим миром и людьми.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий