Слайд 4 Задачи и содержание работы по воспитанию ЗКР в ДОУ Задачи сформулированы в
«Программе воспитания и обучения в д/с». Более конкретно эти задачи /с называнием определенных звуков/ сформулированы в кн. Фомичевой М.Ф
«Воспитание у детей правильного произношения» М.,1984. Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи: 1.Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:-слуховое внимание /умение определять на слух кто или что звучит и направление звука;- звуковысотный слух /умение различать голос по высоте, в соответствии с эмоциональной окраской речи- плачут в ответна сердитый тон и улыбаются на ласковый/ и по тембру /отличают по голосу мать и др. близких/.- фонематический слух /способность отличать одни звуки от других, благодаря чему узнаются и понимаются отдельные слова/. – способность воспринимать данный темп и ритм /способность правильно слышать и воспроизводить ритмический рисунок слова в единстве с темпом речи).
Консультации для воспитателей по развитию речи дошкольников по ФГОС
Современный Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) содержит цели и задачи системы дошкольного образования. Возникающие в последние годы многочисленные интегративные подходы к речевому развитию позволяют создать основанную на современных технологиях базу обучения дошкольников. Воспитатели могут получать консультации, которые обогащают их опыт, они должны соответствовать требованиям, изложенным в стандарте.
ФГОС следующим образом определяет термин «речевое развитие»: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аппаратно-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.»
Значение познавательно-речевого развития
Определение 1
Речь – это особая форма общения и взаимодействия между людьми, в процессе которой они обмениваются между собой мыслями, идеями, переживаниями и иной информацией, а также оказывают воздействие друг на друга.
Речь является ярким показателем развития ребенка. В том случае, если речь слабо развита, то она содержит ряд характерных погрешностей, таких как бедный словарный запас, не правильное построение предложений, неспособность логично связывать слова для выражения своих мыслей, дефекты в произношении, сбивчивый ритм речи и т.п.
Чем лучше развита у ребенка дошкольного возраста речь, тем успешнее будет обучение в школьные годы. Однако, не всегда речь ребенка в дошкольный период развита достаточно хорошо. Во многом это связано с тем, что были выбраны не эффективные методы и способы ее развития. В настоящее время доказано, что успеху развития речи ребенка дошкольника способствует организация одновременного познавательного развития с речевым. Достигается это посредством разнообразных видов деятельности: игровой, трудовой, учебно-познавательной, коммуникативной и т.д. Важным является и то, что в процессе деятельности ребенок должен активно выражать свои мысли, чувства, ощущения и т.д.
Речь, которая сопровождается познавательной деятельностью, делает ее более осознанной и целенаправленной. Задача воспитателя помочь ребенку достичь к концу дошкольного детства необходимой коммуникативной компетентности. Достигается это через правильно организованное познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста во всех возрастных группах. Важным условием является соблюдение следующих составляющих:
- грамотная и правильная речь воспитателя;
- формирование у детей представлений об окружающем мире и жизни в нем;
- развитие у детей любознательности, активности и инициативности;
- сенсорное воспитание;
- разнообразная и богатая игровая деятельность.
Значимость познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста заключается в том, что в настоящее время все больше детей-дошкольников имеют проблемы в развитии речевой активности. Данные проблемы обусловлены следующими негативными факторами:
Ухудшение физического и психического здоровья детей.
Значительное снижение «живого» общения детей со сверстниками и взрослыми, в том числе и с родителями.
Существенное снижение уровня речевой культуры в современном обществе.
Недостаточное внимание со стороны взрослых (родителей, воспитателей) к речевому развитию детей.
Слайд 19 Значение артикуляционной гимнастики, упражнения, методика их проведения Артикуляционная гимнастика – это
совокупность специально подобранных упражнений, способствующих укреплению мышц артикуляционного аппарата. Проводят арт. гимнастику ежедневно. Лучше перед завтраком или в конце утренней гимнастики. Упражнения выполняются сидя и перед зеркалом.Ежедневно проводят 2-3 упражнения по 3-5 минут и 1-2 раза в течение дня. При отборе материала для упражнений идем от простых к более сложным.Проводят упражнения эмоционально и в игровой форме.Педагог организует работу следующим образом:- рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы;- показывает его выполнение;- упражнения выполняют все дети;- педагог проверяет правильность выполнения.Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, надо показать ребенку его достижения или подбодрить его.Надо следить, чтобы движения органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. Если упражнение не получается – направить к логопеду.
Слайд 5 2.Развивать артикуляционный аппарат /губы, язык, нижняя челюсть, мягкое небо, маленький
язычок/.
3.Работать над речевым дыханием, т.е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох. Речевое дыхание произвольное. Оно осуществляется через рот. Неречевое – осуществляется автоматически и через нос /просто дышим/.
Дети с ослабленным выдохом имеют тихую речь, затрудняются в произнесении длинных фраз, поэтому путем подражания воспитатель должен учить детей произносить небольшие фразы на одном выдохе.
4.Развивать голосовой аппарат /легкие, бронхи, голосовые связки/.
Посредством голосового аппарата издаются звуки, различные по высоте, силе и тембру. Их совокупность и определяет голос человека.
Высота голоса – повышение и понижение тона.
Сила голоса – громко – нормально – тихо.
Тембр голоса – звонкий, тусклый, дрожащий, глухой т.е. качественная окраска.
Причина нарушения голоса – насморк, аденоиды, напряженная речь.
Воспитатель должен учить детей говорить без напряжения, вырабатывать у
них умение пользоваться голосом в соответствии с ситуацией /тихо – громко/
Развитие речи детей в разных видах деятельности
Взаимосвязь речи и содержания деятельности усиливается с возрастом. Потребность в словесном выражении отличается в разных видах деятельности.
Занимаясь своей игрушкой, дошкольник ведет с ней диалог. Такая односторонняя беседа может быть внутренней, не выраженной словами. Но чаще ребенок произносит вслух все свои обращения к игрушечному другу.
Иные условия предлагает игра со сверстниками
Необходимо обращаться к партнеру, также важно его услышать, обмениваться информацией. Если в младшем дошкольном возрасте словесное общение в игре простое и может ограничиваться ролевым участием, то старшие дошкольники часто используют объяснительную речь
Объяснительная речь хорошо развивается, когда дошкольники договариваются о правилах игры или слаженных действиях, объясняют устройство игрушки.
Творческая деятельность дошкольника также пронизана речью. Детский рисунок часто нуждается в пояснениях. И не только в связи с тем, что взрослый расспрашивает, что же изображено на листе. Чаще сам автор желает рассказать, что он нарисовал. Речевое описание неизменно обогащает содержание картинки. Или ставит точки над i, если изображено нечто непонятное.
С помощью речи дети передают характер своих персонажей, таким образом, преодолевая ограничение собственных художественных способностей.
Слайд 2Воспитание ЗКР включает: – формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения;- воспитание орфоэпически правильной
речи, умение говорить согласно нормам литературного произношения и ударения;- формирование выразительности речи /умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи ,паузами, разнообразными интонациями- выработка отчетливой дикции /отчетливого произношения каждого звука в словах, фразах/;- воспитание культуры речевого общения /общая тональность детск.речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора/. Правильное произношение звуков необходимо для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем для выбора профессии. Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка. Речь с дефектами произношения затрудняет взаимоотношения с людьми. Ребенок становится замкнутым, резким, неусидчивым. Речевые дефекты могут даже привести к умственному отставанию и неуспеваемости в школе.
Слайд 20Упражнения для языка:а/ Лопаточка (Язычок греется на солнышке) ((высунуть широкий язык,
расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал).б/ Иголочка (Рот приоткрыть. Узкий напряженный язык вытянуть вперед как можно дальше).в/ Парус (Рот открыть. Язык поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами).Г/ Щетка – сметка (Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Двигать языком вправо, влево).д/ Качели (Рот приоткрыть. Узким языком тянуться попеременно к носу, к подбородку).е/ Лошадка цокает копытом (Широко раскрыть рот. Широкий язык присосать к небу. Затем щелкнуть языком)ж/ Вкусное варенье (Широким языком облизать всю верхнюю губу и убрать). Есть и другие упражнения («Котенок лакает молоко»; подражание индюку или «Болтушка»- бл-бл-бл; «Сорока»- тр-тр-тр; «Почистим зубки»- языком трем нижние зубы сначала из стороны в сторону, затем снизу вверх).
Консультации для воспитателей по развитию речи дошкольников по ФГОС
Современный Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) содержит цели и задачи системы дошкольного образования. Возникающие в последние годы многочисленные интегративные подходы к речевому развитию позволяют создать основанную на современных технологиях базу обучения дошкольников. Воспитатели могут получать консультации, которые обогащают их опыт, они должны соответствовать требованиям, изложенным в стандарте.
ФГОС следующим образом определяет термин «речевое развитие»: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аппаратно-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.»
Формирование речевых навыков дошкольников в общении
Коммуникативная функция речи не менее важна, чем познавательная. Речь и возникает на основе потребности в общении как самое удобное средство контактирования.
Общение детей создает подходящие условия, чтобы запустился природный механизм развития общих речевых навыков.
Уже 3-летка старается в общении со сверстником использовать речь в 4 из 5 случаев. Сначала «разговор» малышей строится по большому счету из глаголов и существительных. Потом к ним прибавляются оценивающие прилагательные: хороший, плохой, добрый… Так начинается развитие связной речи у детей дошкольного возраста.
Занимаясь своим делом, дети непрестанно говорят: сопровождают словами действия, обращаются друг к другу. Любопытно, что они часто при этом принимают точку зрения партнера по игре.
Дети никогда не спрашивают, понял ли их собеседник. У них срабатывает критерий — раз сказано, значит, должен понять
Тем более что слова, привлекающие внимание, говорящий обязательно употребляет: «посмотри», «видишь» и т. п
По секрету…
Речь в общении со сверстниками более эмоциональная и связная, и этому есть объяснения. Дошкольник связан со сверстниками общей деятельностью. Дети играют, и в процессе что-то обсуждают, выясняют. Контекст этих разговоров определяется ролями и игрой, но форма речевого общения зависит от расположенности и симпатий к некоторым друзьям.
Общение дошкольника со взрослыми чаще имеет познавательный характер. Беседа строится вокруг бытовых тем, родители стараются следить за речевыми нормами в высказываниях ребенка. Сверстники этих норм не знают, поэтому речевое общение протекает свободно, чем привлекает детей.
Речевое развитие является частью формирования познавательной сферы дошкольника. Восприимчивость к новой информации, умение выразить словами свои мысли и состояния, значительный словарный запас – важнейшие составляющие, которые обеспечивают дальнейшее развитие и социализацию личности.
Слайд 14П Р И Е М Ы РАБОТЫ1.Образец правильного произношения (подражание образцу).2.Объяснение
(Я не просто говорю слово со звуком Р, но специально выделяю этот звук, произношу его долго, протяжно: а-р-р-р-буз.)3.Утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение звука.4.Образное называние звука или звукосочетания (з-з-з- песенка комара;туп-туп-туп – топает козленок) – мл. гр.5.Хоровые и индивидуальные повторения.6.Обоснование необходимости выполнить задание педагога (Давайте поучим индюка петь веселую песенку).7.Индивидуальная мотивировка задания (Мне, кажется, что колыбельная особенно хорошо получится у Сережи- он умеет быть ласковым, заботливым).8.Сопряженная (совместная) речь ребенка и воспитателя (чаще в мл. гр.)(Воспитатель читает стихи, а затем предлагает детям повторить вместе с ним:«Уронили мишку на пол…»).9.Отраженная речь (чаще в старш.возр.) (Послушай, как я скажу: «Ворона закричала кар-кар-кар! А теперь ты скажи»).10.Исправления и подсказы (не должны быть частыми).11.Образная физкультурная пауза (представление звука). (Выйти из-за столов, походить, присесть и показать, как квохчут курочки; полаять, как собачка; погудеть, как паровоз).12.Оценка ответа или действия.13.Наглядные приемы (показ артикуляционных движений; показ игрушки или картинки, в названии которых есть нужный звук: шкаф).
Нетрадиционные методы и приемы развития речи детей.
Применение некоторых нетрадиционных методов в сочетании с традиционными для некоторых детей является единственным эффективным вариантом развития родной речи. Все больше ученых замечают положительные результаты при таком сочетании подходов. Сказкотерапия, психогимнастика, релаксация позволяют, преодолевая трудности на пути обучения, добиваться высоких результатов.
Эффективны при развитии разговорных навыков дошкольников и такие виды деятельности как наглядное моделирование, развивающий логопедический массаж, массаж с использованием карандашей, игры с автоматизацией звуков, парадоксальная гимнастика.
Игры на развитие культуры речи
Прививать ребенку звуковую культуру речи следует с помощью игровых условий. Полноценное звучание развивается в процессе тренировок, а игра как раз и является той естественной для дошкольника деятельностью, где он готов многократно повторять одни и те же действия и слова.
Можно подобрать игры, направленные на тренировку дикции и эмоциональности высказываний, на формирование артикуляционного аппарата, на становление речевого дыхания, на расширение словарного запаса. Рассмотрим примеры для каждой из перечисленных групп.
Игры-диалоги с применением кукол. Зачастую достаточно задать тематику, и дети самостоятельно разыграют диалог. Это может быть встреча лесных жителей или приход в гости на чаепитие, беседа персонажей из мультфильма или бытовой сюжет.
Упражнение «Мишки и пчелка» на развитие артикуляционных мышц (взрослый рассказывает историю, а дети сопровождают рассказ движениями). Медвежата сладко спали в берлоге, расслабленно высунув язычок. Тут в берлогу залетела пчелка, надумав сесть прямо на язык медвежонку. Мишки, спрятав язык, сложили губы трубочкой и стали делать круговые движения в разные стороны. Пчелка растерялась и улетела. А медвежата веселились, жужжа каждый на свой лад: «Ж-ж-ж», «З-з-з».
Игра «Духовой оркестр». Показать детям, как играет трубач (короткий и длинный выдох), музыкант на тромбоне (один выдох как можно длиннее), кларнетист (несколько коротких выдохов). Взрослый выступает в роли дирижера. Договориться, какой музыкальный инструмент изображают дети, когда ведущий поднимает руку вверх, разводит руки, прижимает их к груди.
Выполнение подобных игровых упражнений служит эффективной профилактикой возможных недостатков произношения и стимулирует развитие звуковой стороны речи.
Что делать маме с папой?
Как же родители могут помочь дошкольнику в освоении премудростей родного языка? В первую очередь, как уже было сказано выше, не стесняйтесь беседовать с ребенком. Разговаривать можно на любые темы, но лучше использовать при этом простые, понятные слова. Малыш как губка впитывает все, что вы делаете и говорите, и стремится подражать вам.
Неплохим развивающим вкладом в речь ребенка станет совместное чтение книг, разучивание стихов и песен. Не стоит проводить обучение в виде долгих лекций — играйте с ребенком, общайтесь с ним
Ваши внимание и забота значат для него куда больше, нежели диплом по педагогике
Разучивайте вместе с ребенком старшего дошкольного возраста скороговорки, соревнуйтесь, кто больше знает их и сможет повторить. Разучивая скороговорки, вы стимулируете деятельность артикуляционного аппарата, способность различать похожие звуки и их комбинации на слух. Чаще играйте в загадки — необходимость узнавать определенное слово через его описание разовьет у ребенка логическое и образное мышление.
Играйте с малышом в рифмы, сочиняйте простенькие стишки, вслух сравнивайте различные предметы, предлагайте и ребенку сравнить и описать их. Разучивайте новые слова, сочиняйте вместе с ребенком сказки и истории. Это поможет ему связно выражать свои мысли и правильно составлять предложения.
Речь и чувство ритма
Незаменимым помощником в развитии речи станет для вашего ребенка чувство ритма
Просто двигаться под музыку, попадая в такт, петь, читать стихи очень важно для психофизиологического развития маленького человека
Читайте с ребенком стихи. Как правило, дошкольники с удовольствием повторяют сказки Чуковского, Барто. Их простая, но в то же время очень ритмичная структура, звуковые особенности, построенные на повторении групп определенных звуков, окажутся полезны для артикуляции. Не нужно механически заучивать непонятные ребенку стихотворения. Выберите вместе что-нибудь, что будет интересно для ребенка. Особенности речевого развития дошкольников предполагают, что дети с удовольствием запоминают и лучше усваивают ту информацию, которая им интересна. Попросите ребенка самостоятельно подобрать рифмы, закончить строчку за вас. Вот, к примеру, игра-стихотворение «Добрый слон», прекрасно подходит для такой задачи:
Жил на свете добрый слон.
Сочинял рассказы он.
Книжки добрые писал,
И друзьям их раздавал.
В рифмы он любил играть,
Чтоб с друзьями не скучать.
Вот картина, вот… (машина, корзина и т.д.),
Вот ромашка, вот… (букашка),
Вот мой домик, вот твой (сомик, томик),
Вот и пушка, вот и (кружка, мушка, лягушка и т.д.),
Вот вам пышка, а вот (книжка, мышка…),
Вот сосед, а вот (кларнет, обед, омлет).
Чтоб и нам не заскучать — станем рифмы подбирать!
Играть можно долго — насколько хватит фантазии вам и ребенку.
Можно играть с ребенком в профессии, предлагая самому подставить нужные слова по смыслу и звучанию: например, учитель — учит, строитель — строит, водитель — водит, а вот врач — совсем не врет, а лечит! Пользуясь случаем, расскажите ребенку об однокоренных словах.
Формирование словарного запаса
Словарный запас человека делится на активный и пассивный. Активный словарный запас составляют те слова, которые человек использует в речи постоянно. Пассивный словарный запас ему знаком, но в речи используется крайне редко или не используется совсем.
Словарный запас является одним из ключевых показателей развития речи у детей дошкольного возраста. Как расширить лексикон ребенка? Главную роль здесь играет, конечно, чтение. В процессе чтения ребенок усваивает новые слова и речевые ситуации, в которых эти слова можно использовать.
Если вы будете стараться не только читать малышу, но и чаще обсуждать с ребенком прочитанное, то некоторые слова можно перевести из пассивного словарного запаса в активный. Попросите ребенка пересказать прочитанное, вспомнить, какими словами в рассказе или сказке характеризуется какой-то предмет или действия, придумать свои определения. Придумав простое предложение, попросите ребенка дополнить его. Придумывайте вместе с ребенком продолжение понравившихся сказок и историй, развивая речь и фантазию.
Еще одним эффективным способом расширить словарный запас дошкольника является заучивание стихов. Стихи являются как тренировкой для памяти, так и прекрасным средством для заучивания новых слов. К шести годам активный лексикон дошкольника должен насчитывать не меньше 3000 слов.
Особенности онтогенеза речи дошкольников, этапы онтогенеза
Некоторые современные специалисты включают в это понятие период пребывания ребенка в утробе матери. В это время ребенок находится наиболее близко к матери, он слышит ее речь, которую способен воспринимать и запоминать.
Развитие речевого дыхания способствует улучшению дикции
Обратите внимание! Развитие языковых навыков у детей связано с развитием мышления. В детском возрасте эти процессы идут во времени параллельно друг другу и качественно переплетаются один с другим
Происходят переходы от выражения эмоций, чувств и потребностей к выражению названий предметов, действий и позднее — понятий.
Развитие речи связано с пониманием речи окружающих. На ранних этапах оно проявляется как раз благодаря пониманию слов окружающих людей (ребенок видит артикуляцию, движение губ, слышит слоги). Улавливая слова, произносимые близкими, ребенок начинает подражать речи взрослых.
В первый и второй годы жизни речью выражаются в основном эмоции и желания, появляются первые осмысленные слова. Слово имеет огромное значение для маленького ребенка. Оно является для него целым предложением. Но речь начинает усложняться и появляются первые составные предложения. Этот этап завершается формированием первоначальных грамматических связок у младших дошкольников. Язык начинает становиться средством установления контакта с окружающими и познания мира.
Среди ученых существует мнение, что если ребенок не заговорил к трем годам, родителям будет довольно трудно понять его в будущем
Поэтому к этому периоду развития нужно отнестись с особым вниманием. Это время ускорения развития речи, ее переход в диалоговую, растет словарный запас, длина предложений увеличивается, усложняется структура
Грамматически речь на этом этапе еще не полностью оформлена, она носит ситуативный характер.
То есть высказывание как правило связано со сложившейся в данный момент времени ситуацией вокруг ребенка. Уже в этом возрасте дети задумываются о том, как отражаются их высказывания в сознании собеседника.
Обратите внимание! Можно заметить в связи с этим остановки и изменения интонации во время произнесения предложений. В 4-5 лет ребенок произносит завершенные диалоговые фразы
Он может пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять предложения по карточкам. Однако, вопросительные предложения еще не появляются в этот период в правильной форме
В 4-5 лет ребенок произносит завершенные диалоговые фразы. Он может пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять предложения по карточкам. Однако, вопросительные предложения еще не появляются в этот период в правильной форме.
Дети старше 4 лет более активно общаются со сверстниками
Старшие дошкольники более активны в разговоре, охотно общаются со сверстниками, участвуют в коллективных беседах. Ответы на вопросы достаточно полны, используются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. В диалогах начинает все чаще встречаться местоимение «я» в результате сложившегося этого понятия и развития чувства собственности.
Особенности формирования звуковой культуры речи дошкольников
Речь ребенка формируется на примере вербального общения взрослых людей, которые его окружают. Для некоторых родителей и бабушек-дедушек становится открытием, что даже с крохой непозволительно сюсюкать и подстраиваться под детский лепет. С первых дней жизни дети должны слышать ласковую, но при этом правильную речь с точки зрения грамматики и произношения. Только так развитие связной речи у детей дошкольного возраста будет происходить естественно и полноценно.
Начиная с трехлетнего возраста, дошкольник начнет повторять вслед за взрослыми слово за словом
Крайне важно, чтобы его звукоподражание опиралось на отчетливые правильно произносимые фразы
Звукопроизношение
Звуковая сторона речи у детей дошкольного возраста меняется с каждым месяцем благодаря естественному совершенствованию речевого аппарата.
Малыши 3-4 лет имеют характерную речевую особенность, заключающуюся в смягчении практически всех слов. Большинство детей еще не произносят звук Р, шипящих Ж, Ч, Ш, Щ.
Отмечается частая замена более сложных звуков (так называемых, заднеязычных) на простые (переднеязычные) в начале слова. Проследите за движением языка: гораздо проще выговорить «шук» вместо жук, «долова» нежели голова, «Татя» вместо Катя.
Несколько подряд стоящих согласных звуков и вовсе превращают фразы малышей в новые лексические изобретения.
К пяти годам большая часть детей избавляется от повального смягчения. Произношение слов еще неустойчиво, но звуки осваиваются почти все. Другое дело, что ребенку еще не всегда удается уместно их использовать. На радостях, что уже поддались Р, Ж и другие коварные звуки, дошкольник употребляет их, заменяя вполне лояльные к произношению Л, Т, С. По этой причине можно услышать от ребенка «рапка» (лапка), «жубы» (зубы) и подобное словотворчество.
Дети старшего дошкольного возраста, в основном, произносят чисто все звуки, если нет функциональных отклонений (шепелявость, заикание), устранение которых требует специальной логопедической помощи. Но у шестилеток может закрепиться перестановка звуков или слогов, а также привычное для ближайшего круга искажение слов («мясобурка», «велисапед»)
Причиной может быть как подражание, так и неразвитый речевой слух, слабое произвольное внимание
Рекомендуем ознакомиться:
- Как научить ребенка выговаривать букву Р.
- Логопедические упражнения на звук Л.
- Постановка свистящих звуков.
Характеристики речевой выразительности
Становление звуковой выразительности речи происходит, когда высказывания дошкольника приобретают связность. Мелодику произношения предложений дети улавливают раньше, чем начинают говорить. Интонация, логическое ударение в предложении приходит, когда ребенок начинает говорить осмысленно.
Элементы речевой выразительности являются важным компонентом звуковой культуры. Интонация и четкость произношения не только придают красоту звучанию. От них зависит донесение смысла сообщения, понимание содержания слушателем. Развитие выразительности речи детей можно обеспечить рассказыванием стихов, участием в театрализованных представлениях.
Темп и речевое дыхание
Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками обусловлены еще и тем, что детский организм имеет слабо разработанную систему дыхательных мышц, дыхательных путей.
Поэтому ребенок может не договаривать слова, перескакивать сложные звукосочетания, высказываться чрезмерно торопливо. При этом речь звучит взволнованно или крикливо.
Важно разрабатывать дыхательные мышцы ребенка, практикуя глубокие вдохи и выдохи. Полезны занятия, где приходится как можно дольше дуть
Подойдет пускание мыльных пузырей, обдувание шара одуванчика, соревнование, кто дальше подвинет дуновением шашку на шахматной доске. Такие простейшие игры развивают речевое дыхание дошкольника
Полезны занятия, где приходится как можно дольше дуть. Подойдет пускание мыльных пузырей, обдувание шара одуванчика, соревнование, кто дальше подвинет дуновением шашку на шахматной доске. Такие простейшие игры развивают речевое дыхание дошкольника.
Фонетическое развитие дошкольников
На разных этапах дошкольного возраста имеется специфика формирования фонетической стороны речи. Это связано с этапами становления и развития речевого аппарата.
В трехлетнем возрасте наблюдается несовершенство звукового произношения. Оно только начинает формироваться, и ребенок заменяет звуки местами, коверкает их.
К четырем годам происходит совершенствование звукового произношения и овладение многими звуками речи. При этом речь еще несовершенна.
Можно выделить ряд особенности фонетической стороны речи дошкольников разных возрастных групп:
- Смягчение звуков в трехлетнем возрасте, замена заднеязычных звуков переднеязычными и звонких глухими, проблематичность произнесения шипящих и свистящих звуков. Также, отмечается сокращение слов при произношении, замена звуков местами, пропуск отдельных звуков, их слияние и уподобление.
- Формирование более-менее внятного произношения всех звуков к четырехлетнему возрасту.
- Неустойчивость нервных связей, приводящая к нарушению функционирования фонематического восприятия в младшем дошкольном возрасте.
- Отсутствие осознанного восприятия проблем своего произношения: выявление ошибок и недочетов в произношении до пятилетнего возраста.
- Нарушение в произнесение свистящих, шипящих и сенсорных звуков наблюдается до старшего дошкольного возраста и требует корректировки.
- Противоречия в развитии фонетической стороны речи в возрасте 4- 5 лет. Они вызваны развитостью фонематического восприятия, чувствительностью речи и недоразвитостью артикуляции. Она формируется позднее, а в этот период ребенок не придает значение ее функционированию при речевом взаимодействии.
Рисунок 1. Особенности овладения детьми звуковой стороной языка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Слайд 76.Вырабатывать хорошую дикцию. Дикция – внятное, четкое произношение слов и фраз. Работа
над дикцией тесно связана с формированием правильного произношения всех звуков родного языка. Воспитатель должен воспитывать у детей речь по подражанию в медленном темпе, с четким проговариванием всех звуков в словах, ясным произношением всех слов во фразах.7.Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка. Дети не должны употреблять местный говор, просторечия, допускать неправильное ударение. Воспитатель контролирует и дает образец правильного произношения (Орфоэпические словари и словари произношений и ударений). Детей от 1-3 лет обучают по подражанию, с детьми 3-6 лет проводятся специальные занятия.8.Формировать умеренный темп речи.9.Воспитывать интонационную выразительность речи, т.е. умение точно выразить мысли и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра. Основной прием – подражание воспитателю
При заучивании стихотворения, пересказах воспитатель обращает внимание на свою эмоционально-выразительную речь.