Вариант 1: кратко
(612 слов) В 1862 году Иван Сергеевич Тургенев написал одно из своих самых известных произведений — роман «Отцы и дети». В нем автор поднял очень важные и актуальные на все времена проблемы. К их числу относятся вопросы о дружбе, любви, взаимоотношениях между людьми из разных поколений. Основный конфликт в книге — столкновение поколений. Над этим противоборством размышляли многие авторы, писатели, психологи, журналисты. Особенно интересно, с какой точки зрения Тургенев показал конфликт поколений в своём произведении?
Конфликт разных поколений является вечным вопросом, однако он особенно актуален, когда молодое поколение стремится изменить традиционные устои в моменты наивысшей социальной напряженности. Данную проблему Иван Сергеевич раскрывает на протяжении всего повествования в самых различных ситуациях. Представителями «отцов» являются братья Кирсановы, а также родители Базарова. Поколение 40-х гг. когда-то тоже высказывало критику в адрес предшественников (вспомним либеральные выступления Павла Петровича и его скандальную репутацию в среде помещиков), но оно уважало и ценило традиции своих предков и стремилось передать их следующим поколениям. Однако представители нового поколения не желают мириться со старым мировоззрением и отвергают опыт старших. Люди вроде Базарова пытаются бороться за прогресс и равенство любыми методами. Они выступали против русского барства и его традиций, против крепостного права и привилегий аристократии. Они не хотят идти на компромиссы, так как не имеют преимуществ по наследству. Типичным представителем «нового поколения» является Евгений Базаров — разночинец, вынужденный трудом добиваться высокого положения. Его картина мира отражает рационализм и целеустремленность человека, который живет трудом и не имеет времени на все остальное. «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным», — вот кредо героя. Для него смысл жизни состоит в постоянном труде во благо людей. Безусловно, это является хорошим качеством, однако есть в философии Базарова и спорные пункты. Например, отрицание всего прекрасного точно не может пойти на пользу обществу. Главный герой не понимает искусство, не разделяет восхищения природой, не верит в любовь, потому что не считает эти сферы жизни значимыми. Стоит отметить, что это утверждение составляет основу раскола в лагере «детей». Чуткий по своей натуре, Аркадий, как можно заметить, увлекается новым учением поверхностно, работает мало, зато тонко чувствует природу, искусство и любовь.
Кто же представляет лагерь отцов? Павел Петрович — главный оппонент Базарова. Это аристократ, который гордится своими «принсипами» и своим происхождением. По его мнению, радикальные преобразования в стране не нужны, ведь вечные ценности — это основа жизни народа. Он либерально настроен, не поддерживает консерватизм власти, но в то же время высокомерен и одержим предрассудками своей среды. Так, разговаривая с мужиками, он затыкает нос надушенным платком. Немалые средства тратит он на вычурные наряды и предметы роскоши. Поэтому его раздражают намеки Базарова, посвященные бесполезности и паразитизму праздного образа жизни дворян. В отличие от Павла, его брат Николай Петрович не вступает в спор и конфликт с главным героем. Он понимает страсть Аркадия к чему-то совершенно новому и непривычному. Николай и сам изучает его книги и брошюры, чтобы сблизиться с сыном. Зато читатель видит, как Павел Кирсанов все время вступает в спор с Евгением Базаровым. Пытаясь вывести героя на конфликт, Павел Петрович неостроумно шутит и разражается. Павел Петрович не понимает, как Евгений может жить, отрицая все принципы. И это непонимание питает его гнев. Именно в столкновении между Павлом и Евгением Тургенев раскрыл всю суть противоречий представителей разных поколений. Автор противопоставляет два поколения даже во внешности героев. Павел Кирсанов идеально выбрит, со вкусом одет. Он ходит по деревне с чистыми розовыми ногтями. Евгений Базаров, наоборот, совершенно не следит за своей внешностью и за своими манерами. Его красные руки подобны рукам рабочего человека.
Можно утверждать, что в своем произведении Иван Сергеевич Тургенев поднял очень важную проблему. Ведь конфликт «отцов» и «детей» является актуальным и по сей день. Решение данной проблемы зависит от многого. Предыдущее поколение должно терпимо относиться к новым явлениям, а молодое поколение, в свою очередь, должно с уважением относиться к старым традициям.
Краткий анализ произведения
Заинтересовавшись политической ситуацией в свое время, Иван Сергеевич вводит в свой роман многочисленные аллюзии, которые указывают на социальные реформы. Наиболее заметное упоминание сделано в отношении статуса слуг, которые больше не рассматривались как рабы, а, скорее, имели права и могли выбирать, как проявить свое уважение к своим хозяевам. Кроме того, землевладельцы больше не обладали властью, которой они обладали век назад. Эти изменения создали напряженность между помещиками и крестьянами и конфликты, представленные в романе.
Литературные элементы романа:
- жанр — социальный роман;
- точка зрения — анонимный рассказчик от третьего лица предоставляет информацию о прошлом персонажа, а также личное мнение о некоторых событиях;
- настроение — трагическое, ироничное;
- главный герой и антагонист — поскольку роман представляет конфликт между двумя поколениями, антагонистом является старое поколение, а главным героем — молодое;
- основной конфликт в романе — философский конфликт между двумя идеологиями, существующими одновременно.
Отдельного рассмотрения заслуживает параллелизм книги. Можно провести параллель между Аркадием и Базаровым, которые оба являются «сыновьями» в романе. Аркадий и Евгений оба приняли нигилистическую философию и новые идеи, поэтому до одного момента они разделяют многое на идеологическом уровне.
В какой-то момент между ними возникает разделение, и они все дальше и дальше отдаляются. Различия между ними становятся очевидными, когда рассказчик описывает, как двое мужчин ведут себя в семье и как они относятся к своим родителям. Аркадий остается привязанным к своему отцу, несмотря на новые идеи, Базаров же не может принять тот факт, что его родители останутся застрявшими в своих старых идеях и убеждениях. Аркадий готов поделиться своими идеями для своей семьи, но Базаров не может этого сделать и поэтому не находит счастья.
Анализ книги можно использовать для написания сочинений по теме произведения.
Вариант 2
Роман «Отцы и дети» И.Тургенева описывает противостояние двух поколений: старых, которые не хотят отказаться от традиций и новых, которые стремятся к революционным переменам в обществе. Главными героями произведения стали две пары: отец Николай Петрович и сын Аркадий, а также Павел Петрович и Евгений Базаров. Их разногласия на темы морали, общества и любви приводят к конфликту и трагическим последствиям.
Я считаю, что основная тема романа заключается в проблеме поколений и невозможности понимания друг друга. С одной стороны, старшие поколения хотят сохранить свои традиции, образ жизни и нормы поведения, в то время как молодежь стремится к переменам, к новому образу жизни и к свободе. С другой стороны, автор показывает, что молодежь может совершать ошибки, не учитывать опыт старшего поколения и теряться в своих революционных устремлениях.
Примером конфликта поколений в романе может служить сцена, когда Николай Петрович и Павел Петрович не могут понять, почему их сыновья увлекаются нигилизмом и не уважают традиции. Также можно отметить эпизод с дуэлью между Базаровым и Павлом Петровичем, который стал проявлением их неприятия друг друга.
В реальной жизни тоже можно наблюдать конфликты между поколениями. Например, молодежь может не понимать старшее поколение и их традиции, а старшее поколение может не уважать и не понимать молодежь. Как следствие, возникает непонимание и конфликты, которые могут иметь трагические последствия.
В заключении, роман «Отцы и дети» — это глубокое и психологический насыщенное произведение, которое описывает проблему поколений и невозможность понимания друг друга. Оно актуально и в наше время, когда различия между поколениями все больше усугубляют и показывает, что любовь и семья несмотря на все непонимания и противоречия, всегда останутся важными ценностями для человека.
Таким образом, роман «Отцы и дети» Н.А. Некрасова является ярким примером произведения, в котором автор раскрывает тему взаимоотношений между разными поколениями
Он показывает, что непонимание и разногласия между отцами и детьми существуют всегда, но важно найти общую точку зрения и уважать мнение друг друга. Примером из реальной жизни может служить то, как многие родители и дети в наше время имеют противоположные взгляды на мир, политику, религию и другие важные аспекты жизни
Однако важно помнить, что независимо от этого, любовь и семья остаются важными ценностями, которые связывают нас друг с другом.
Мне нравится1.7 k.Не нравится837
Сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова
В своем романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев знакомит читателя с яркими личностями того времени. Автор поднимает вопрос противостояний двух мировоззрений, которые зародились в преддверии крестьянской реформы. Общество разделилось на консерваторов, которые не хотят менять с годами сложившийся строй и либералов – революционеров пытающихся кардинально изменить ход истории.
Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов два человека, которые являются проявлением кардинально противоположных мнений в обществе. Эти два человека не только отличаются мировоззрением бытия, но и имеют различие по внешним признакам.
Внешняя характеристика главных героев
Евгений Базаров – бедно одетый молодой человек с длинной шевелюрой, неопрятный, не интересующийся своей внешностью. На узком лице с угловатыми скулами особенно выразительными были зеленые глаза, которые излучали самоуверенность и ум.
Павел Петрович Кирсанов – не молодой по тем временам мужчина, среднего роста. Аристократ по своей натуре, имел привлекательную внешность. Тщательно следил за ней и за своим гардеробом. В молодости широко пользовался популярность у петербургских барышень. Дожив до средних лет, он не прекращал баловать себя изысканной одеждой и дорогим одеколоном.
Даже походка отличала друг от друга этих людей. Молодой Базаров двигался быстро и уверенно. В свою очередь Павел Петрович Кирсанов шагал медленно и размеренно.
Происхождение
Евгений Базаров воспитывался в не богатой семье, сын военного лекаря. Из-за низкого происхождения он был обречен на жалкую роль прозябания на задворках низшего общества.
Павел Петрович Кирсанов – дворянин, офицер, сын генерала, вращается в больших светских кругах. Всю свою молодость он провел в столице, красуясь на баллах перед столичными дамами.
Образование
Базаров – грамотный молодой человек, начитан, уверенно шагающий к своей цели. Талантливый специалист. Близкие друзья пророчили Евгению большое будущее в сфере медицины.
Продвижению по службе Кирсанов Павел Петрович обязан семейным связям и своей харизме. Мало начитанный и вообще не интересующийся точными науками человек.
Образ жизни
Евгений Базаров по своей натуре жаворонок. Молодой человек начинал свою активную деятельность тогда, когда еще другие люди продолжали прибывать в стране «Морфея». Из-за умственных нагрузок он постоянно испытывал чувство голода, оттого много ел. А чтобы хоть как-то расслабиться употреблял в больших количествах алкоголь.
Кирсанов в свою очередь вел спокойную и размеренную жизнь дворянина. Ел мало, но высоко ценил комфорт.
Сравнительная характеристика двух героев в любовных отношениях
Павел Петрович – романтик, однолюб. После смерти любимой женщины, оставил столицу и переехал в деревню, подальше от тех мест, где ему все о ней напоминало.
Евгений Базаров – циник, не готовый к серьезным отношениям. Считает, что женщины нужны для физического удовлетворения. А когда к нему пришла настоящая любовь в лице прекрасной Фенечки, юноша робеет и теряет голову.
Отношение к простому люду
Кирсанов – двуличен, воспевает культуру простых крестьян, а при встрече с ними морщиться и отворачивается.
Базаров – призирает крестьянское невежество и суеверие, но сочувствует их бедственному образу жизни. Считает, что крестьяне такие же равноправные члены общества и поэтому разговаривает с ними на равных.
Сравнивая двух этих людей, мы приходим к выводу, что проблема противостояния «Отцов и детей», которая пришла с 19 века, осталось актуальна и сейчас. Что мы наблюдаем в современной политике.
Сочинение: Почему возникла проблема взаимоотношений отцов и детей? | Литрекон
(433 слова) О проблеме непонимания, возникающего между представителями разных поколений, размышляли многие люди. Особенно часто её пытались анализировать писатели-классики. Почему такая проблема вообще существует? Как мне кажется, это связано с тем, что времена быстро меняются.
То, что интересовало и волновало отцов, спустя годы может оставить их детей равнодушными. Напротив, смелые планы и прогрессивные взгляды младшего поколения покажутся поколению старшему недостойными внимания и сочувствия. Приведу несколько аргументов, подтверждающих мою точку зрения.
Пожалуй, самое известное произведение о конфликте поколений – это «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева. Нигилист Базаров и его друг Аркадий Кирсанов живут совершенно в другом мире, который не признают их родители. Изменился ход истории: в 1861 году было отменено крепостное право, и общество как бы разделилось на два лагеря.
Помещики, привыкшие к праздной жизни, смотрели на амбициозную молодёжь с подозрением, а юноши и молодые женщины с увлечением рассуждали о ценности свободы, о правах человека, об идее равенства и братства. Базаров отрицал всё и всех и пытался подавить в себе чувства, которые бы мешали служить великим идеям.
Совет
Павел Петрович Кирсанов верил в непогрешимость некоторых идеалов и считал неприличными взаимоотношения с простолюдинами. Вряд ли эти спорщики когда-нибудь согласились бы на компромисс. На этом примере видно, что причина конфликта заключается в глобальных изменениях, касающихся времени и его быстротечности.
Эпоха аристократов и франтов прошла, теперь на передовой истории были революционно-настроенные разночинцы, которые противопоставляли себя прошлому и хотели изменить будущее.
Другой яркий пример в защиту моей позиции – история Катерины Кабановой, героини произведения А. Н. Островского «Гроза». Молодая женщина живёт в обществе консерваторов, блюстителей патриархальных нравов. Кабаниха и Дикой, представители старшего поколения, боятся, «как бы чего не вышло», как бы традиции и идеалы прошлого не были поруганы.
Любое изменение для них – сигнал об опасности. Катерина же, как и Тихон, и Борис, и Варвара, смотрит на мир иначе. Каждый представитель молодого поколения стремится что-то изменить в своей жизни, но делает это по-своему. Кто-то сбегает из дома, кто-то находит утешение в алкоголе, кто-то приносит себя в жертву устоям.
Взрослые же привязались к тому, что имели, и для них прогресс был враждебным явлением априори.
Таким образом, причина спора поколений заключается в смене эпох и парадигм мышления, а также в неспособности многих людей пойти на компромисс и выслушать другую сторону конфликта. Отцы и дети действительно не поймут друг друга, пока не научатся смотреть на одну и ту же вещь с разных сторон, не принимая, но хотя бы уважая чужую точку зрения и, что самое главное, право ее отстаивать.
Тема
В романе «Отцы и дети» раскрывается глобальная проблематика. В первую очередь – это взаимодействие отцов и детей (это может пониматься как напрямую, так и условно, поскольку отцами и детьми понимаются не только члены семьи, но и представители разного поколения).
Смысл романа – не только в том, чтобы показать непонимание в семейных отношениях, но и отобразить конфликт прогрессивного мышления нового поколения и устоявшихся взглядов старого поколения.
В 1850-ые годы жители России еще делились на дворян (передовой класс), простых людей (свободных, но не имеющих дворянского статуса и полагающихся с ним привилегий), а также крестьян (в то время еще не освобождённых). Те, кто имели высокое положение в обществе и считались интеллигенцией, не хотели ничего менять. Получалось, что среди всех российских жителей наибольшую ценность представляли как раз дворяне. Как раз это и критиковал Тургенев в своем произведении: праздная жизнь дворянства никак не помогала обществу развиваться.
Сами же представители этого класса не хотели ничего менять и предпочитали жить в привычном для них мире. Молодому поколению (особенно тем, у кого не было богатства и аристократического образа жизни) же начало казаться, что существующая система устарела и не несет практической пользы. Так оно и было. Но только такое движение, как нигилизм, отрицали все имеющиеся ценности, но, как справедливо подметил Павел Петрович, ничего не предлагало взамен. Получалось, что Базаров отрицал все… просто ради того, чтобы отрицать.
Основная мысль книги состоит в том, чтобы создать для читателя серьезный выбор сразу в нескольких вопросах:
- Что нужно для стабильного развития общества?
- Насколько переоценено дворянство?
- Какими идеями должна руководствоваться прогрессивная молодежь?
- Имеет ли право на существование приверженность старым традициям?
В наше время дворян и крестьян давно уже не существует, но вопросы выбора и прогресса остаются актуальными всегда. Точно также никогда не устареет и конфликт поколений.
Вариант 2
В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» пишется о конфликте разных поколений.
Главный герой Евгений Базаров очень трудолюбивый человек. Ему нравятся точные науки, он проводит исследования и опыты. Базаров всячески пытается принести пользу своей родине и обществу в целом. Ему не нравится говорить о чувствах, и он отрицает любое их проявление. Для него творчество и поэзия не имеют абсолютно никакого смысла.
Его оппонентом становится Павел Петрович Кирсанов – именно он вступает в спор с Базаровым. Кирсанов старший не понимает, почему молодой человек Евгений относится с таким пренебрежением к искусству.
С каждым днем эти двое все больше относятся друг к другу с ненавистью и злостью. Дело доходит до того что они затевают тайную дуэль в которой выигрывает Базаров. Победа Евгения это лишь удачный случай и он так же мог подвернуться Павлу Петровичу.
После дуэли страсти в доме Кирсановых, куда был приглашен Базаров, немного поутихли. Однако лучше друг к другу они не стали относиться.
Аркадий, который пригласит своего товарища погостить в его родительском доме, тоже замечает, что Базаров не такой уж и хороший человек и на самом деле у них не так много общего, как он думал раньше. Аркадий с Евгением относили себя к обществу нигилистов.
Кирсановы состоятельные дворяне, у них есть свое поместье немного ветхое, но большое. У Кирсанова старшего хорошее образование и он очень интеллигентный и воспитанный человек. Аркадий Кирсанов получая образование, и познакомился с Евгением Базаровым. Именно Базаров и привел Аркадия к нигилистам. У Евгения очень мало друзей, а вернее их практически нет. Все его друзья и знакомые вначале с охотой приобщились его идеи нигилизма, но потом все быстро разошлись. Все разошлись кто куда, кто женился и занимался семьей, а некоторые нашли дела интереснее.
Аркадий очень сочувствовал Базарову и пытался во всем его поддерживать. Со временем Кирсанов понимает, что им лучше перестать общаться с Базаровым. У Кирсанова есть любящая семья отец и дядя. Пройдет немного времени и Аркадий женится на замечательной девушке Катерине, которую он очень полюбил. Кирсанов считает, что ему стоит поставить во главу свою семью и отказаться от навязчивых идей Базарова.
У Евгения Базарова ничего этого нет. Его родители конечно его безумно любят, но не могут показывать своих чувств в полной мере, чтобы не спугнуть сына. Евгений не любит никого и считает что все люди ему не ровня. Для того чтобы удовлетворить свои физиологические потребности ему не нужно никого любить. Достаточно чтобы девушка была симпатичной. Единственного человека, которого он считал себе равным, оказалась девушка Одинцова Анна Сергеевна. Базаров первый раз влюбился и хотел владеть этой женщиной. Анна Сергеевна ответила ему отказом.
Базаров так и умрет пытаясь доказать всем свою правоту и то что проявление чувств это полная ерунда. Он не захотел выбрать семейный очаг и любящую семью. Базарову даже не могу было передать свои знания о нигилизме. Евгений Базаров умер в одиночестве.
Мы увидили обдин из возможных путей, который решил выбрать герой. За все решения мы сами несем ответственность.
А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка»
О связи поколений идет речь и в произведении Александра Пушкина «Барышня-крестьянка». Главный герой повести Алексей Берестов мечтает о военной карьере, но его отец не разделяет его намерений, поэтому он, будучи благодарным сыном, принимает решение не торопиться с исполнением своего желания. Он все же надеется, что со временем отец даст ему свое одобрение на осуществление мечты.
Главная героиня Лиза Муромская наоборот растет взбалмошной и капризной девочкой. И это только умиляет ее отца. Но когда речь заходит о замужестве, то приоритеты немного меняются.
Главы семейств Берестовых и Муромских издавна враждовали, но один случай во время охоты все изменяет: Григорий Муромский падает с лошади, а помогает ему сосед Берестов. Несчастный случай сближает бывших врагов. Свою дружбу они решают закрепить браком детей – Алексея и Лизы.
Однако Алексей не хочет жениться на незнакомой барышне, ведь он уже влюблен в крестьянку Акулину. И он готов защищать любовь, даже если придется воспротивиться своему отцу, на что раньше он никогда не решался. Так завязывается конфликт между поколениями: сын не подчиняется отцу, а отец старается его переубедить всеми способами, даже угрозами оставить без денег. Но это не острый конфликт, а скорее проблема, основанная на любви в разных ее проявлениях. Развязка оказалась счастливой и даже слегка сказочной. Когда Алексей поехал в дом Муромских, чтобы отказаться жениться на Лизе, то узнал в ней свою возлюбленную Акулину. Девушка выдавала себя за крестьянку, так как их отцы раньше были врагами. Отцы одобряют брак детей, а у детей теперь нет причин отказываться. И тем ни менее данная путаница послужила хорошим уроком и Алексею, и его отцу: первый научился отстаивать свои интересы, а второй понял, что не всего можно добиться авторитетом.
Автор показывает в повести «Барышня-крестьянка» прекрасные гармоничные отношения, в основе которых лежит исключительно любовь. Конфликт поколений в таких семьях если и возникает, то всегда заканчивается их примирением.
А.Н. Островский «Гроза»
Конфликт отцов и детей в произведении Островского «Гроза» приводит к трагедии. Старшее поколение в образах Кабанихи и Дикого навязывают молодым свое видение мира, не считаются с их мнением. И в результате дети отчаянно ищут выход, но находят его в крайностях: Катерина лишает себя жизни, Варя уходит из дома, Тихон отворачивается от матери, считая ее преступницей, Борис обрекает себя на жизнь без любви, боясь остаться без денег. И это всего лишь история одной семьи. Но писатель говорит о том, что многие жители города Калинов живут так, увязнув в невежестве, ханжеских взглядах времен средневековья. В основном это касается людей старшего поколения – отцов, которые навязывают свои взгляды детям. Последствия таких нравов ужасны, ведь в результате ничто новое не способно проникнуть в этот город, а значит, он так и останется в застое.
Автор показывает, что «отцы» не всегда правы, заставляя жить молодое поколение только по своим законам, так как время меняется и вносит свои коррективы. Поэтому молодежь вправе жить по-новому.
В чем причина разобщенности отцов и детей? В том, что они росли в разное время и в разных условиях – поэтому им сложно понять друг друга в полной мере. Среда и время создают определенную систему ценностей. Сформировавшейся личности уже сложно принять что-то новое. Но это не значит, что это невозможно. Поэтому люди старшего поколения не должны переставать учиться, а стремиться познавать всегда что-то новое, и тогда они станут немного ближе к своим детям. Но это сложный путь, поэтому «отцы» в романе выбирают «легкий» — обороняют свой «домострой» и заставляют детей подчиниться. Они не хотят учиться новому, но и не хотят проиграть молодым, уступив им. Но время не стоит на месте, новые идеи проникают в умы молодых героев, но противодействие старших приводит к трагедиям. Катерина хотела просто любить, и заслуживала на свободу, о которой пылко говорила. Но обрести свободу в условиях их общества она смогла лишь страшным способом.
Герои не смогли победить, но это не значит, что не смогут другие. Роман призван заставить читателей задуматься о том, к чему приводит непонимание отцов и детей, понять, что новые веяния нельзя остановить, и надо меняться вместе со временем.
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
Проблема отцов и детей раскрывается в литературе в большом разнообразии. Многие авторы показывают детей, как отображение родителей. И это правильно, ведь в семье ребенок растет и видит первые примеры поведения, усваивает ту мораль, которую имеют его родители. И не всегда пример родителей положительный – именно об этом идет речь в знаменитом произведении Дениса Фонвизина «Недоросль».
Главный герой пьесы – подросток по имени Митрофанушка. Он находится в переходном возрасте, когда человек уже должен становится личностью, но еще не в полной мере до этого дорос
В этот момент очень важно, чтобы у ребенка были правильные ориентиры. И как раз этого не было у главного героя, так как он рос в семье, где мать – деспот, а отец – слабовольный человек
Простакова (его мать) – образ своенравной, властной, но ограниченной женщины. Для нее все люди, ниже ее по социальному положению – это чернь, которую можно оскорблять и даже бить. Мальчик с раннего детства усвоил уроки матери – можно безнаказанно унижать слабых, но стоит быть аккуратным с тем, кто сильнее и богаче.
Митрофанушка не любит учиться, ведь он не видит поддержки матери. Наоборот, Простакова считает образование глупостью. А учителей нанимает для сына только потому, что так «положено» в обществе. Она чествует только тех учителей, которые хвалят мальчика и не перетруждают его. Такой подход принес ожидаемый результат – Митрофанушка становится абсолютной копией матери – ограниченным и жестоким. Герой оскорбляет слуг, не слушает учителей. Он не уважает отца, ведь он слабый. Но и мать он по-настоящему не любит, а просто признает ее авторитет. Но когда Простакова оказывается в затруднительном положении, он от нее с легкостью отворачивается. Как видим, отцы пожинают плоды своего воспитания.
Конфликт родителей и детей в пьесе Фонвизина – это следствие дурного воспитания, аморального примера родителей. Все это привело к тому, что сын стал отображением уродливой личности матери. Но и отец тоже виноват, ведь он даже не пытался что-то изменить. Поэтому Митрофанушка так и останется вечным недорослем, недоличностью, которая не смогла сформироваться в условиях дурного воспитания. Денис Фонвизин показывает читателям, насколько важна роль воспитания в семье и образования. Отцы должны показывать правильный путь своим детям, ведь они – их первый и важный пример.
Конфликт отцов и детей: итоговое сочинение
Отцы и их дети — два разных поколения со своими взглядами, идеями, видением мира. Отцы — представители старого поколения, которое повидало жизнь и считает, что ничего нет лучше старого и проверенного временем. Дети — представители молодого поколения, которое следует за прогрессом, готовы к экспериментам, и считают, что в жизни нужны перемены. По этим причинам конфликт отцов и детей неизбежен, о чем и порассуждаем в сочинении на тему конфликт поколений.
Конфликт отцов и детей, конфликт поколений
Как мы уже сказали, конфликт поколений — это природный процесс, который неизбежен, а все потому, что время идет, общество развивается, и прогресс затрагивает все сферы жизни, заменяя старое новым. Но старое поколение воспринимает перемены с трудом, всеми силами цепляясь за пережитки прошлого, в то время как их дети с легкостью могут отказаться от старых идей и принципов, умея замечать недостатки старой системы. В итоге, отцы не готовы прощаться с привычными вещами, взглядами и идеями, а дети не желают мириться со стариками, считая некогда актуальные принципы пережитком прошлого. Вот и возникает проблема конфликта поколений, которую школьники пытаются раскрыть в итоговом сочинении ЕГЭ на тему конфликта поколений.
Вечен ли конфликт поколений?
Спросите, вечен ли конфликт поколений, и можно ли его избежать? Но, как невозможно остановить время, так и невозможно избежать конфликта между отцами и детьми. И если сегодня дети следуют за прогрессом и убеждены, что будут демократичны по отношению к своим детям, то со временем они сталкиваются с трудностями непонимания. То, что понятно и привычно для них сейчас, будет не приемлемо для их детей. Очень часто два разных поколения просто не слышат друг друга. Казалось бы, на дворе двадцать первый век, в обществе царит демократия, существует психология отношений, но ничего не меняется. Как был конфликт поколений сто лет назад, так и в настоящее время отцы и дети не могут прийти к согласию. Это может означать лишь одно: проблема конфликта отцов и детей всегда актуальна, вечна, и неизбежна.
Конфликт поколений: аргументы из литературы
Почему возникает конфликт поколений? Почему он неизбежен? На эти вопросы неоднократно пытались ответить не только обычные люди, но и писатели, пытаясь показать к чему может привести размолвка поколений. Например Островский, в своем произведении Гроза показал, как деспотизм и консерватизм старшего поколения привели к застою в городе. По этим причинам в округе царит невежество, ханжество и расслоение общества. Старые устои нуждаются в обновлении, и это понимает новое поколение. Впрочем, и сама Кабанова — представительница отцов, понимает, что старый мир рушится. Она хочет его сберечь, да не выходит. Конфликт поколений приводит к тому, что Катерина решается на смерть, дочь Кабанихи Варвара уходит из дома, а Тихон, которого мать постоянно поучала, взбунтовался.
Извечное противостояние поколений показал и Грибоедов в комедии Горе от ума, где столкнулись век нынешний с веком минувшим. Так молодой Чацкий — образованный и умный представитель молодого поколения, выступающий за прогрессивное будущее был не понят фамусовским обществом. Те были противниками прогресса, придерживаясь самодержавно—крепостной системы, подражая загранице, и склоняясь перед теми, кто был выше их по своему положению в обществе. Чацкий был убежден в обратном, и считал, что человек должен приносить своей стране пользу. Век минувший был ему чужд, и несмотря на то, что в этот раз поколение детей проиграло битву, и Чацкому пришлось покинуть фамусовское общество, конфликт отцов и детей не завершился.
Прекрасно раскрыта проблема конфликта поколений и в произведении Тургенева Отцы и дети. Спор Базарова и Кирсанова показал разницу взглядов двух поколений, доказывая вечность проблемы взаимоотношений отцов и детей. И если Кирсанов считал Базарова выскочкой, то для Базарова Кирсанов был праздным, никчемным барином. И если старое поколение состояло из приверженцев светских манер, праздной аристократичности, то новое поколение состояло из людей труда и дела, которые презирали чванство и ленивое проживание в своих усадьбах. Это было поколение нигилистов, для которых было непонятно увлечение Пушкиным и любовь к музыке. Они хотят перемен, и не желают довольствоваться малым, в отличие от представителей старого, умирающего мира. А ведь если бы две стороны не были столь категоричны, шли на компромиссы, то союз двух поколений мог оказаться очень плодотворным. Так, Базаров смог бы поучиться сдержанности у Кирсанова, а Кирсанов мог открыть для себя мир преобразований.
Как видим, отцы и дети никогда не смогут договориться и прийти к компромиссу, тем самым делая конфликт поколений вечным.