Ответная реакция родителя
Первой реакцией, как правило, бывает желание сразу же наброситься на ребенка, быть может, в ответ на эти слова вам захочется ответить «И я тебя тоже ненавижу». Но это не лучший способ справиться с ситуацией. Как взрослый вы должны подавать пример ребенку. Даже в том случае, если ощущаете себя обиженным.
Американский психолог Гейл Сальц предупреждает родителей: «Гневаться на ребенка не нужно. По крайней мере, стоит сдержать свои эмоции. Но если даже вы выходите из себя и говорите что-нибудь неприятное, вам стоит позаботиться о себе. Ведь иногда это случается даже с самыми сдержанными родителями. В таком случае стоит сразу извиниться перед ребенком.
Что делать, если пожилые родители не верят в пандемию: советы для близких
Как заставить крылья голубя светиться (видео)
Семья решила превратить бывшую шоколадную фабрику в шикарный дом
Как понять, что ребенка обижают в школе?
Рассмотрим характерные признаки того, что вашего
ребенка в школе обижают.
Стоит отметить, что зачастую проблема скрыта: ребенку стыдно признаться в том, что его обижают сверстники, и иногда он просто боится, что воинственно настроенный родитель, придя в школу и «разобравшись с обидчиками», просто усложнит ситуацию. Вы ведь уйдете, а ему еще там жить. К тому же, в детском коллективе не действуют нормы морали и нормы права, там действуют только то, что у взрослых называется «понятиями»: нажаловался родителям – значит, ябеда; заплакал – плакса и т.д.
Родителю необходимо понимать, что далеко не всегда его
незнание о проблеме означает отсутствие. Поэтому даже если вы никогда не
задумывались о том, что ваш ребенок подвергается нападкам со стороны сверстников,
подумайте, может он просто не хочет об этом говорить?
Основные признаки того, что вашего ребенка обижают в
школе:
- Ребенок просто не хочет идти в школу. Притом это появляется как нехарактерной для ребенка истерикой перед непосредственно отведением его в школу, так и в том, что школу он начинает часто прогуливать. Прогул школы говорит о том, что ребенку гораздо легче находится вне класса, нежели внутри него, притом ему в школе настолько некомфортно, что он готов пойти на такого рода преступление. Конечно, стоит отличать просто слабую дисциплину, когда ребенок просто разбалован и не подвергается наказаниям за прогул скучных уроков, и ситуацию, когда ребенка обижают, и он готов понести наказание за прогул, лишь бы не появляться в школе.
- Притом нежелание идти в школу может проявляться не только как истерика ребенка, или его волевым решением школу прогулять. Иногда высокий уровень стресса от посещения школы выливается в сильные периодические головные боли перед посещением школы, а также частым расстройством желудка. Ребенок нервничает, и из-за этого ему постоянно хочется в туалет по большому перед школой. Если такое расстройство желудка – частое явление, и не связано с контрольными работами – то это признак того, что у ребенка проблемы в классе.
- Если ребенок периодически «теряет» какие-то вещи, или часто школьные вещи или предметы оказываются поломанными, порванными или испачканными – то это тоже важный звонок. Это говорит о том, что ребенок позволяет, чтобы его вещи портили. Либо это из-за того, что он просто не ценит вещи и сам по себе порося, либо потому, что он просто не может достойно ответить. Дети часто кидают друг в друга меловые тряпки, бьют ногой по портфелям друг друга – все это признаки того, что ваш ребенок не пользуется большим уважением среди сверстников.
- И, конечно же, главный признак того, что у ребенка проблемы в школе – это его подавленное состояние, похожее на тоску или грусть. Иногда проблемы в школе и то, что над ним издеваются в классе выливается в излишнюю раздражительность в семье: ребенок не может ответить одноклассникам, поэтому грубит, хамит, а иногда и бьет, самых мягких и самых слабых членов семье – бабушек, дедушек, излишне добрых и мягких мам, домашних животных.
Каждый из этих признаков по отдельности может значить
что угодно: однако, если для поведения вашего ребенка характерны все указанные
выше признаки, то это прямо говорит о том, что есть какие-то проблемы, и вам
необходимо, как минимум, поинтересоваться у ребенка, все ли у него хорошо, и
есть ли какие-то проблемы в школе, о которых он хотел бы рассказать.
Как помочь справиться со злостью
Если ребёнок агрессивен здесь и сейчас, действуйте так:
Помните, что вы — взрослый. У вас уже есть навык сохранять самообладание. Ребёнок только учится этому — ему нужна помощь. Не заражайтесь и не заводитесь, так вы закрепляете модель реагирования злостью на злость.
Крепко обнимите ребёнка. Объятия помогут приступу агрессии сойти на нет. Тактильный контакт — проявление любви и защиты, в которых нуждается агрессивный ребёнок. Если ребёнок кричит и отказывается, продолжайте спокойно предлагать: «Давай я тебя обниму», «Давай я тебя пожалею».
Валидируйте чувства. Проговорите состояние ребёнка: «Ты злишься, потому что…», «Ты сейчас зол из-за того, что…», «Я понимаю твою злость». Объясните, что испытывать негативные эмоции — это нормально.
Не стыдитесь происходящего. Если приступ злости у ребёнка случился в общественном месте, часто родителям становится стыдно перед окружающими. Родители начинают шикать на ребёнка: «Как тебе не стыдно, все смотрят» и больше думают о мнении других, чем о состоянии ребёнка в этот момент. Постарайтесь абстрагироваться от общественного мнения и сконцентрироваться на том, что ребёнку сейчас плохо, ему требуется ваша защита и помощь.
Поговорите. Когда ребёнок успокоится, проведите беседу: обсудите ситуацию, его чувства, ваши чувства, проблему, что можно было сделать, что предлагаете сделать в следующий раз. Обсуждение должно проходить наедине. Убедитесь, что находитесь на уровне ребёнка — например, присядьте на корточки, а не говорите с высоты своего роста.
Как проработать обиду на родителей
Есть множество приёмов проработки своих детских обид. Разберём самые распространённые.
Написать письмо, точнее, письма.
- Первое — своим родителям, от себя сейчас, история про все свои переживания, всю боль и обиду, рассказать, что так долго мучило.
- Второе письмо — себе маленькому, со словами поддержки и понимания.
- Третье письмо — ответ, если бы родители ответили вам, после прочитанного.
Перечитайте эти письма, осознайте всё, а затем сожгите их или порвите и выбросьте. Хранить их не нужно. Этот способ прекрасно помогает сбросить тяжёлую ношу старых обид, дать высказаться своему «внутреннему ребёнку», простить и понять.
- Компенсируйте себе то, чего не было в детстве и подростковом возрасте. Станьте на время для себя самого родителем: купите то самое платье, которое так хотели 25 лет назад, но денег не было, сходите в цирк, пожалейте себя или, наоборот, хвалите постоянно за выполненную работу, да просто так похвалите.
- Прокричите свою боль. Выезд в безлюдное место здесь поможет. Отправляйтесь туда, где никого нет и просто покричите что есть силы, дайте вашей ненависти, злости выход наружу, выплесните её, поплачьте, погорюйте. Это большой шаг вперёд для многих людей и хорошо помогает.
Обида на родителей взрослых детей
Колоссальное количество людей, вырастая, испытывают такую сильную неприязнь к родителям, что перестают звонить и видеться с ними, отрицают их существование, стараются уехать, как можно дальше, игнорируют. Своим молчанием и нежеланием выходить на связь, переездом, проблемы не решить. Обиженный ребёнок становится обиженным взрослым.
Разбираться в этих ситуациях следует с самого начала. То есть, если вас били в детстве и вы выросли неуверенным, закомплексованным взрослым с выраженной агрессией к людям и к миру, не торопитесь обвинить во всех грехах свою маму или папу.
Вполне возможно, а скорей всего так и было, ваших родителей тоже били их родители. У них не было другого опыта, да и в России и Советском Союзе было принято физические наказания приравнивать к воспитанию и оправдывать им же.
Это явление массовое и ваш случай совсем неуникальный. Вам стоит понять и принять, что для них это было нормой, заявленной обществом и временем. Тогда никто не думал и не знал , что ремень и розги могут навсегда разрушить не только психическое равновесие, но и будущую жизнь.
Если бы лет пятьдесят назад вашему отцу сказали, что он, ударив вас по попе и отправив в угол за разбитую посуду, лишит вас уверенности в себе, лишит чувства безопасности, травмирует до конца жизни и заставит ненавидеть себя, то он бы никогда бы в это не поверил, а покрутил бы пальцем у виска.
Все обиды взрослых детей можно подразделить на 2 части: обида на мать и обида на отца, в зависимости от того, кто из родителей вёл себя более деструктивно.
Обида на мать
Обида на мать приводит к недоверию всем людям, в будущем мужчина или женщина будут уверены, что все хотят его или её обидеть, обмануть или даже предать.
Обида на мать приводит к разрушительным изменениям в жизни девочки. Дочери вырастают мужеподобными, взвалившими на себя всё, что нужно и не нужно, будут отрицать любые сходства, внешние или внутренние с матерью.
Интересен тот факт, что при обиде на мать, и мужчины, и женщины не хотят или боятся, что у них родится девочка, и вообще, обиженные на родителей не стремятся заводить детей.
У мужчины же, обиженного на свою мать, обычно есть несколько вариантов развития событий:
- Первый — мужчина выберет властную, холодную спутницу жизни, и его агрессия и ненависть будут проходить более скрыто и подавлено.
- Второй вариант — мужчина будет относиться ко всем женщинам потребительски, не рассматривая их как личность, человека, для него это низший сорт, прислуга или что-то подобное.
Обида на отца
- У дочерей, обиженных на отцов отчётливо страдает личная жизнь. Женщина ищет в отношениях партнёра, который решит все её проблемы, заменит отца и всё, что родной папа дать не смог. Или, наоборот, превращается во властную «снежную королеву», которую отношения совсем не интересуют.
- У сыновей чаще страдает карьера, самореализация и всё, что связано с работой, доходом. В семейной жизни они более слабые, нежные и чувствительные, обидчивые и ранимые. Возможна также и другая крайность, в виде авторитарности, жестокости, властности.
Причины ненависти к детям
В медицине и психологии есть такое понятие, как мизопедия. Этот термин имеет греческое происхождение и состоит из двух слов – «ненависть» и «ребенок». Казалось бы, совершенно естественно любить свое чадо и испытывать к нему только чувства, наполняющие душу радостью. Но на деле иногда оказывается иначе. Нередко можно наблюдать картину, когда мать кричит на своего ребенка, может отшлепать и «обласкать» ругательными словами. А как часто в наши времена психоаналитик слышит от женщины, пришедшей на прием: «Ненавижу своего ребенка. Что делать?». Каковы же причины такого поведения, откуда эти чувства?
Все проблемы, возникающие во взрослой жизни, берут свое начало из детства. Если родители недодали внимания и заботы своему ребенку, то пиши пропало. Как может любить человек, который не знает, что это такое? Многие женщины жалуются на то, что они просто не знают, как проявлять это чувство, умом понимают, а сердце молчит. Отсутствие привязанности и заботы приводит к пустоте, а она заполняется ненавистью. То есть она берет свое начало еще со времен формирования детских обид. Именно они не дают женщине стать счастливым человеком и насладиться чувством материнства.
Деспотическое поведение родителей, насмешки и различные унизительные действия, занятость собой, невнимательность к проблемам – это краткий перечень причин, по которым женщина ненавидит детей, раздражается поведением собственных или вообще не хочет их иметь. В последнее время очень часто можно встретить пары, которые утверждают, что без малышей им будет гораздо комфортнее и лучше. Есть даже целое направление в обществе, проповедующее ценность и качество жизни без детей. Считается, что именно такие взрослые подвержены возникновению ненависти к детям.
Еще одной причиной утверждения женщины «Ненавижу своего ребенка», является нелюбовь, отсутствие поддержки со стороны мужа и опять-таки родителей (бабушек, дедушек). Другими словами, мама остается наедине со своими проблемами. И здесь не помогут слова «Мать должна…». Это часто только усугубляет негативные чувства. Ей нужна поддержка, она тоже должна понимать, что ее любят. Малыши этого пока дать не могут, они вроде как только требуют. Это функции мужа, и именно он должен дать своей супруге должную поддержку. Кроме прочего, причиной могут стать завышенные требования женщины к самой себе, мысли о своем несоответствии образу идеальной матери. Вследствие этого и возникает ненависть к чаду и к себе самой.
Конечно, не последнюю роль играет послеродовой психоз, о котором все больше и больше говорят медики, психологи, в обществе. Это явление занимает отдельное место в нашей статье.
Они не такие, они другие…
Ребенком с уретральным вектором нельзя командовать. Его нельзя хвалить, а только восхищаться и возлагать ответственность…
Ребенку со зрительным вектором нельзя покупать хомячков, а также читать сказки про Колобка и Красную Шапочку. Его нужно научить читать и выражать свои эмоции через сопереживание к таким литературным героям, как «Девочка со спичками» Г. Х. Андерсена и Реми из романа Г. Мало «Без семьи»…
Ребенка с оральным вектором нужно слушать и нельзя бить по губам…
А ребенка с мышечным вектором нельзя отдавать в спортивные секциии надо с детства приучать к труду…
Понять не только какой он, а еще и почему он такой; что ему нужно для полноценного развития, а чего ни в коем случае нельзя; как с ним общаться и обращаться; как поощрять и как наказывать; как не кричать, не обижаться и не раздражаться на собственного ребенка; и самое главное: как вырастить его счастливым и реализованным человеком. На все эти вопросы вы сможете найти ответы на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Вот некоторые из более, чем 10 000 отзывов людей, прошедших тренинг:
«Мы столько лет жили в напряжении, в отчаянии и безысходности: сын катится в пропасть, а мы ничем не можем помочь. А сейчас у нас появились силы не унывать, не сидеть в ступоре (у мужа по А.), не метаться по комнатам (у меня по К.), легче выходим из стресса, делаем дела, стали опять в гости ходить и планы на будущее строим… Вчера сам сходил к психологу. В его состоянии это просто необходимо — задержаться на краю, найти точку опоры, почувствовать свои силы. А уже потом потихоньку отодвигаться от края и возвращаться в эту прекрасную, многогранную и бесконечную искру света в темноте по имени ЖИЗНЬ…»
Натальяг. Самара
Читать полный текст результата
«Мне и в голову даже не могло прийти, НАСКОЛЬКО хрупкая психика в наших детях. Мы — другие. Мы меньше и крепче. Наши дети особые. Это особое поколение. И от их развития и состояния зависит слишком многое. Как бы не получилось, что уже поздно. Ведь всегда в голове есть крамольная мысль: я-то знаю, как правильно воспитывать детей, я-то как-то вырос и никого не убил. И сам не убился. Это ошибка! Нельзя всех мерять по себе… Я очень надеюсь, что придет время и мой сын сам напишет здесь о собственном результате…»
Татьяна, дизайнерг. Владивосток
Читать полный текст результата
«Моя старшая дочка со звуком оказывается. Все время норовит спрятаться у себя в комнате, удрать от меня, не поговорить с ней, ничего, все ее раздражает. А оказывается, достаточно всего лишь говорить с ней тихо, плавно, спокойно и она начинает тебя слушать и никуда не бежит и с удовольствием идет на контакт и подолгу может разговаривать со мной по душам. Всего-то и нужно, что убавить громкость своего «громкоговорителя». Спасибо, Юрий! Я уж думала, что так никогда и не смогу общаться со своей дочкой. Думала, что с ней не все в порядке, а оказалось, что дело не в ней! Естественно прошло раздражение на нее, на ее поведение…»
Ирина, главный бухгалтерг. Усолье
Читать полный текст результата
Самое главное — помнить, что никогда не поздно начать учиться понимать себя и своих детей. Результат будет в любом случае. Но лучше раньше, чем позже.
Корректор: Галина Ржанникова
Диагноз: всю вину беру на себя
Умение адекватно анализировать свои ощущения, умение чувствовать, что переживает другой человек и умение открыто говорить о собственных чувствах — навыки, которые определяют эмоциональный интеллект. Когда мы просим прощения у другого человека, мы автоматически признаем свою ошибку, и эмоционально в этот момент мы очень открыты.
А если проблема многолетняя, запущенная? Если чувство вины с годами только возрастает и другого пути, кроме как баловать ребенка модными гаджетами и игрушками просто нет? Как иначе загладить вину? Как вновь стать достойным отцом или любящей матерью? Для начала разберемся, как чувство вины портит нам жизнь.
Во-первых, оно не дает быть собой. Во-вторых, оно держит нас где-то на задворках прошлого — постоянно хочется отмотать назад, стереть какие-то события, переиграть ситуацию. В-третьих, вина заставляет нас быть зависимыми. Вместо того чтобы взять ответственность за свою жизнь и поступки, мы впадаем в состояние жертвы и запрещаем себе радоваться жизни. И, наконец, в-четвертых, чувство вины просто разрушает нашу психику: постоянное самокопание и желание достучаться до истины делает нас уязвимыми и слабыми.
Мы часто прикрываемся чувством вины как ширмой. Замечали? Проще страдать, чем совершать осознанные шаги для того чтобы наладить отношения. Мы выбираем оставаться в негативе, потому что навеки приковали себя к какой-то ситуации чувством вины:
Как не нужно бороться с проблемой
Советы психолога о том, как переживают смерть ребенка, часто оказываются неэффективными. В результате, человек начинает искать свои собственные варианты излечения, не всегда безопасные для его психологического или физического здоровья.
Какие же способы борьбы с проблемой считаются абсолютно неприемлемыми?
- Погружение в наркотический и алкогольный угар. Этот вариант не только вреден для здоровья, но еще и абсолютно бесполезен, ведь рано или поздно человек протрезвеет, а значит, и душевные страдания вернутся.
- Попытки суицида. Каждый раз, когда подобные мысли возникают у человека, ему нужно задуматься, как к этому отнесся бы любимый ребенок?
- Обвинения в адрес всех окружающих в произошедшем. Пытаясь унять боль, человек начинает винить в произошедшем не только себя, но и врачей, друзей, случайных прохожих. Однако никакой пользы от этого, кроме гложущей сердце ненависти не будет.
- Полная изоляция себя от окружающего мира.
Какова естественная реакция человека на трагедию? Он пытается спрятаться, оградить себя от чужого влияния, попутно ища виновного в произошедшем. Однако подобное поведение порождает лишь негатив. Ненависть, боль, депрессия — все эти спутники семейной трагедии будут неотступно следовать за человеком, если он выберет перечисленные выше способы борьбы с произошедшим.
Как же нужно действовать? Во-первых, нужно говорить о боли, не хранить ее в сердце. Для этого можно общаться с психологом, со второй половинкой или с людьми, которые побывали в аналогичной ситуации. Во-вторых, следует быть открытым для мира. Жизнь дарит человеку не только боль или страдания, но еще и невероятную радость. Чем шире он откроет сердце для чего-то хорошего, тем быстрее это произойдет. В-третьих, необходимо отпустить проблему, постараться относиться к ней философски. Все это поможет со временем если не забыть о трагедии, то хотя бы снизить душевные страдания.
Факторы развития и истинные причины расстройства
Выдвигается множество теорий развития дисморфофобии. Например, считается, что существует определенная комбинация генов, отвечающая за развитие ряда расстройств, в том числе BDD. Другие факторы – нарушение нейромедиаторного обмена, аномалии отдельных участков мозга. Даже существует гипотеза, объясняющая формирование расстройства в результате искажения зрительного восприятия.
Однако главная роль в развитии патологии отводится модели воспитания. Родительская любовь должна быть безусловной. Она предполагает принятие ребенка таким, каков он есть, с его достоинствами и недостатками.
Редко встречаются дети, с самого маленького возраста недовольные своей внешностью
Они любимы близкими, окружены заботой и вниманием. В таких условиях малышу и в голову не придет выдумывать себе несуществующие уродства
Взрослея, ребенок, конечно, нуждается в критике, но в КОНСТРУКТИВНОЙ. Это необходимо для формирования адекватной модели мира и соответствующего поведения, правильного самовосприятия.
Проблемы начинаются, когда нарушаются принципы воспитания. Например, родители систематически кричат на ребенка, обзывая нелестными выражениями. Или мама, непонятно почему, давит на девочку: да, ты у меня не красавица, и ножки кривоваты. Но ничего, я тебя любую люблю. В итоге из девочки вырастает девушка, уверенная в том, что ее тело дефективное. Она носит юбки в пол, бесформенные балахоны, стесняется общаться с людьми, заводить знакомства
Такая девушка считает, что недостойна любви, восхищения, никогда не выйдет замуж – конечно, кто ж на такую уродину обратит внимание
К особенностям воспитания, предположительно способным стать основой для формирования BDD, относят:
перфекционизм и отметание родителями права на ошибку;
грубое, пренебрежительное отношение к ребенку. Пример: девочка в раннем возрасте лишилась родителей. Проживала со старшей сестрой, у которой на тот момент была своя семья. Девочка выполняла всю работу по дому, при этом редко слыша в свой адрес слова одобрения. Жила на правах домработницы. Очень любила племянников, ухаживала и за ними. Считала себя уродом, не имеющим возможности создать собственную семью. Была уверена, что имеет физические недостатки, отпугивающие людей, поэтому лишала себя возможности устроиться на работу. С людьми общение резко ограничивала. Выходя из дома, куталась в широкий платок;
холодность родителей, малая эмоциональность даже при доброжелательном отношении. Например, у родителя существует эмоциональный барьер
Он не может похвалить объективно ребенка за реальные успехи, просто сделать комплимент, фиксировать внимание не на недостатках, а достоинствах ребенка. Помочь ему не заострять внимание на своих недостатках, если таковые имеются, принимать себя таким, каков есть.
Издержки воспитания зарождают у ребенка такие черты характера как мнительность, неуверенность в себе, перфекционизм, как заключительный штрих – низкую самооценку. Такие дети подвержены влиянию чужого мнения. Поэтому очень часто дисморфофобия развивается под воздействием неуместной реплики со стороны, критики и издевательств сверстников.
С другой стороны, немало детей, которые даже под резким негативным натиском, порой жестоким, не теряют себя, игнорируют чужое мнение. И уж, конечно, не ищут в себе мнимые недостатки. Это люди с адекватной самооценкой и реальным отношением к жизни.
Можно ли гнев и усталость от детей назвать ненавистью?
Бывают ли матери, ненавидящие своих детей? Каждой маме знакомо состояние усталости от собственных малышей. Мы, взрослые, уже не настолько подвижны, игривы и шумны, как наши дети. Растрачивая свою энергию днем на работе, а потом, вечером, еще и дома, мы часто хотим после просто посидеть в тишине, чтобы нас никто не трогал. Но с маленькими детьми это нереально. Они постоянно требуют нашего внимания, хотят поиграть или позаниматься, веселиться с родителями, узнавать что-то новое каждую минуту и задать тысячи вопросов за очень короткое время. Естественно, такое поведение малышей раздражает взрослых.
Но усталость или гнев не идентичны ненависти. Эта негативная эмоция настолько сильная, что заставляет человека действовать деструктивно. Усталость или заслуженный гнев на ребенка по поводу его поведения не подразумевают каких-либо разрушительных действий. Родитель при этом может адекватно рассуждать и принимать решения. Чего не всегда скажешь о ненависти. Она не может быть без выхода негатива. Чаще всего ненависть подталкивает человека на совершение какого-либо действия в сторону объекта этой эмоции. Во взаимоотношениях с детьми это могут быть побои (не какие-либо меры для наказания, а именно избиение), моральное угнетение, лишение жизненно важных предметов или вещей, например, когда разгневанные родители сажают свое чадо на цепь, лишая пропитания. Ко всеобщему ужасу, есть и такие ситуации в социуме.
Гнев на действия ребенка не должен нести моральный или физический вред его здоровью. Родители призваны направлять поведение малыша, учить его жить в соответствии с общепринятыми нормами. Это нужно делать приемлемыми в обществе методами, а не действиями, влекущими за собой уголовную ответственность.
Ненависть в рамках взаимоотношений
Иногда любовь и ненависть сосуществуют, указывая на темпераментную страстную натуру человека, которому свойственно испытывать полярные чувства. Эти сильные аффекты противопоставляются равнодушию. Базовая модель построения взаимоотношений с партнером заимствована из примера родителей. Если ненавидишь мужа, возможно, в далеком прошлом, была свидетельницей подобного отношения матери к отцу.
Бессознательное восприятие в детстве внешних стимулов, влияющих на становление мировоззрения, способствует формированию паттернов – моделей, которые определяют наше поведение в течение всей жизни. Многолетнее исследование семейных пар с выраженным насильственным принципом обращения позволяет сделать вывод – наиболее тяжелые формы семейного насилия выявляются среди пар, в которых муж и жена сами были жертвами насилия со стороны родителей.
Причем насилие, испытанное в детском возрасте, у выросшего человека чаще переносится на супруга, иногда на собственных детей. Ненависть к мужу или жене – нередко результат сформировавшихся в детстве установок, когда ребенок видит в подобных проявлениях чувств к партнеру единственную верную тактику построения взаимоотношений. Люди, ставшие в детстве жертвами насилия, испытывают психотравмирующее воздействие, которое ассоциируется с чувством унижения и стыда.
Ненависть к мужчинам вообще часто выявляется среди девочек, выросших в неполных семьях. Женщина, чьи жизненные позиции основаны на личном негативном опыте общения с мужчинами, часто неосознанно коверкает судьбу дочери, влияя на ее оценку представителей противоположного пола. Мать с детских лет прививает дочери негативное восприятие парней, что затрудняет построение здоровых взаимоотношений в дальнейшем.
Эмоциональная зависимость от человека
Эмоциональная аддикция (зависимость) — патологическая привязанность к объекту любви, из-за которой человек теряет свою личность, превращаясь в «тень партнера».
Эмоционально зависимый человек не способен взять на себя ответственность за свои чувства. Испытывая негативные эмоции (печаль, горе, горе, тревога, депрессия), он не может их осознать, принять и справиться с ними. Не понимает саму причину этих чувств, что и приводит к необходимости одобрения со стороны других
Эта зависимость становится очень сильной, так как похвала и внимание партнера определяет личностную ценность зависимого
Требуется большое мужество, чтобы найти силы и использовать свои сильные стороны в борьбе с зависимостью. Но это необходимо сделать в первую очередь для того, чтобы не потерять себя и реализовать свой истинный потенциал.
Отличия зависимости от любви
- В основе зависимости лежит страх одиночества, а любви — счастье.
- Патологическая ревность из-за отсутствия доверия — зависимый человек испытывает ее даже тогда, когда нет видимых причин и угроз отношениям. То есть любое, даже самое незначительное проявление внимания к другим людям воспринимается очень болезненно. Любовь основывается на полном доверии.
- Потребность всегда быть рядом и патологический страх перемен в жизни партнера — отчасти вытекает из ревности, а отчасти из страха, что партнер встретит кого-то лучше. Поэтому зависимый человек стремится к тотальному контролю. В любви же есть свобода, позволяющая развиваться (причем не только в паре, но и лично), а не зацикливаться.
- Доказательства любви — зависимый человек всегда требует жертв ради любви. Из-за заниженной самооценки он постоянно нуждается в подтверждении своей ценности партнером. Настоящая любовь делает людей счастливыми, а не заставляет жертвовать собой.
- Один всегда отдает, не получая ничего взамен, а другой только берет (вольно или невольно). В любви царит равноправие.
- Очень болезненное отношение к отказам – зависимому всегда мало внимания партнера. Так как он заплатил слишком высокую цену за эти отношения, отказавшись от личных целей и интересов. Человек оказывается запертым в собственной ловушке. В любви партнеры уважают личное пространство и желания друг друга, адекватно относясь к отказам.
Заключение
Реклама ежедневно навязывает нам сказочные образы счастливого семейства, где улыбчивая мама с румянцем на щеках даёт ребёнку лекарство от коликов или кормит его на завтрак творожком. Когда девушка рожает собственных детей и видит, что реальная картинка не соответствует сказке, у неё возникает чувство вины и комплекс «плохой матери». Иногда такие переживания могут иметь трагический характер и порождать массу проблем в семье.
Раздражительность, вызванная материальными проблемами, плохим поведением ребёнка, усталостью или депрессией, – это объяснимая ситуация, которой не нужно пугаться. Чувство ненависти никак не характеризует вас как плохую мать. Главное – это искреннее желание избавиться от негативных эмоций и оградить ребёнка от своей агрессии. Что делать, если я ненавижу свою дочь подростка или новорождённого сына? Как ни странно, но такие вопросы достаточно часто встречаются на психологических форумах. Схема действий в подобных случаях стандартная: честно признаться в своих ощущениях, постараться выявить их истинную причину, как можно скорее обратиться к психологу и добросовестно следовать всем его рекомендациям.