Интересные факты
- Оргкомитет праздника в 2008 году учредил медаль «За любовь и верность». Награду вручают ежегодно 8 июля супругам, которые прожили в браке не менее 25 лет и подают общественный пример крепкой семейной жизни. С одной стороны медали изображена ромашка, с оборотной – святые Петр и Феврония.
- Муромских чудотворцев также считали покровителями русских царей. Их почитали и совершали паломничество к их мощам Иван Грозный, царица Ирина Годунова, Петр І, Екатерина ІІ, Николай І, Александр ІІ.
- 8 июля многие молодые пары хотят узаконить свой брак. Однако свадебные церемонии ограничиваются ЗАГСом. Так как праздник приходится на Петров пост, венчание приходится отлаживать до его завершения.
- В России семейное право зародилось во времена правления Петра І. Он делал акцент на добровольном вступлении в брак. Родственники со стороны жениха и невесты приносили присягу, в которой гласилось, что они не принуждали молодоженов к созданию семьи.
- Традиция носить обручальные кольца пришла из Древнего Египта. В знак любви парни и девушки обменивались кольцами, сплетенными из тростника. Эта традиция прижилась среди греков и римлян. В Риме во время помолвки парень дарил родителям невесты металлическое кольцо в знак того, что он берет на себя обязанность заботиться о будущей жене.
Традиции и приметы даты 8 июля
Русский день влюбленных 8 июля был учрежден не зря. Издавна этот день назывался Петровым днем, и с ним были связаны следующие традиции:
- браки, заключенные восьмого июля, считались самыми крепкими;
- Петров день был началом покосов;
- если семья жила торговлей, 8-ого июля мужу и жене полагалось торговать вместе, тогда и в семье, по поверью, будет полный достаток;
- в этот день предсказывали погоду: жара сулила сорок дней жары, дождь — сорок дней ненастья;
- купаться 8-ого июля запрещалось, поскольку одинокие русалки могли затянуть человека к себе;
- на 8-ое июля было принято дарить водяным девам ленты красного цвета, чтобы они помогли обрести любовь.
Сегодня эти приметы вряд ли соблюдаются всерьез. Несмотря на то, что русский день влюбленных относительно молодой праздник, определенные традиции с ним уже связаны.
Внутри семьи же 8-ого июля принято собираться на праздничный ужин, чтобы провести вечер вместе и сказать друг другу много искренних, радостных и теплых слов!
Присоединяйтесь к обсуждению!
Нам было бы интересно узнать вашу точку зрения, оставьте свое мнение
День Петра и Февронии: народные приметы
В славянской традиции это время считалось благоприятным с точки зрения безопасности от всякой нечисти. Люди верили, что в это время водяные и русалки окончательно опускаются на дно водоемов и крепко засыпают там до следующей весны. Поэтому в эти дни, кстати, совпадающие с народным праздником Ивана Купалы, можно безбоязненно купаться, вплоть до Ильина дня (2 августа). Тем более, что, согласно погодным приметам, с Петра и Февронии ожидается еще сорок жарких дней.
На Петра и Февронию обычно проводили первый покос и собирали полевые и лесные травы — считалось, что это день их полной зрелости, а значит, они обладают максимальными целебными свойствами.
Федеральное агентство новостей /
Сильная молитва Петру и Февронии о замужестве
Этих влюбленных знает все христианство, ведь очень давно Петр был великим и известным князем, который сильно болел. Спасти его могла только девушка по имени Феврония, на которой он и женился. Удивительно то, что после смерти пару нашли в одном гробу, хотя хоронили в разных. Говорят, это самое настоящее чудо и доказательство чистой и светлой любви друг к другу.
Поэтому, многие девушки, у кого еще нет своей половинки, прибегают к молитве, чтобы влюбленные помогли обрести счастье
Здесь очень важно обдумывать каждое слово, отбросить все плохие мысли из головы, представлять только хорошие моменты, о том, что совсем скоро любимый мужчина встретится. Перед чтением священного текста необходимо сделать эти вещи:
- умойтесь святой водой с утра, как только проснулись;
- сходите в церковь утром;
- помолитесь, подойдя к иконе Иисуса Христа, поблагодарите Его за все то, что имеете в жизни;
- поставьте свечку в знак благодарности, она должна быть ровной и прямой;
- подойти к иконе Девы Марии, поставить свечу у ее лампадки и помолиться;
- обязательно подумайте о том, что вас тревожит и от всего сердце, искренне попросите Бога помочь вам, представьте человека, которого желаете видеть возле себя каждый день;
- по возвращению домой помолитесь у иконки Петра и Февронии, прочитав определенную молитву.
И даровал Господь долгожданное чадо
Одна благочестивая семья помогала восстанавливать монастырь. Супруги к этому времени прожили в совместном браке 16 лет, а детей у них не было. Часто посещая стены возрождающегося монастыря, они горячо молили святых Петра и Февронию даровать им родительскую радость. По молитвам святых Господь вскоре даровал им девочку, которая родилась на второй день Пасхи. Супруге на момент рождения девочки исполнилось 45 лет, и это были ее первые роды.
1992 г.
В ноябре 2007 года в адрес монастыря пришло письмо от Моисеевой Аллы Алексеевны, датированное 24 числом ноября же месяца. Алла Алексеевна пишет: «Я сама — жительница города Мурома» но так случилось, что последнее время живу в Москве. После моих рассказов о моем любимом городе, его святых местах, былинных героях, моя приятельница Елена решила приехать ко мне в гости. Заранее заказали обзорную экскурсию по городу, с посещением его монастырей и достопримечательностей. Два дня пролетели незаметно. По возвращении в Москву Елена призналась, что в последнее время они с мужем захотели иметь детей, но все никак не получалось, не помогали и врачи
Она очень радовалась, что смогла посетить Свято-Троицкий женский монастырь, где покоятся святые мощи Петра и Февронии, сказав, что этот год решили посвятить себе и своей семье с большим вниманием, чем прежде. И эта поездка оказалась как раз кстати..
Это было в феврале 2007 года; а 23 ноября у моей прекрасной Елены родилась дочка Варечка. Мы все очень переживали за Елену накануне этого события и 22 ноября в церковный праздник иконы Божией Матери «Скоропослушница» заказали сорокоуст о здравии. Все прошло благополучно! Молодые родители сказали, что как только Варечка немного подрастет, обязательно приедут в наш славный, теперь уже и для них родной, город Муром поклониться всем святым местам и угодникам Божиим Петру и Февронии за дарованное чадо…»
2007 г.
Когда День влюбленных отмечают в России православные верующие
В православии, как и в католицизме, есть свои покровители любви. И это святые Петр и Феврония Муромские. В церковном календаре днем памяти праведной пары, которая смогла пронести любовь друг к другу сквозь множество испытаний, является 8 июля. Называют праздник Днем семьи, любви и верности, и смысл у него немного не тот, который несет в себе День святого Валентина.
Католический святой покровительствует всем, кто испытывает нежные чувства, взаимные и безответные. Этот день прекрасно подходит для признания тому человеку, о любви к которому другой человек долго молчал. Отмечают торжество как влюбленные пары, так и люди одинокие, еще не встретившие свою вторую половинку.
Российский День влюбленных посвящен тем, кто состоит в серьезных отношениях. Петр и Феврония покровительствуют тем парам, которые уже создали или собираются создать семью. Торжество призвано напомнить супругам о значимости чувств друг к другу для сохранения создавшегося союза. И речь здесь не только о любви, но и об уважении друг к другу, о честности, о верности и самопожертвовании.
Многие россияне Днем любви считают и 14 февраля, День святого Валентина, и 8 июля, День Петра и Февронии. При этом стоит помнить, что для проявления чувств к своей второй половинке вовсе не стоит ждать особой даты календаря церковных или народных праздников.
Плоть единая
А что было между ними? Ничего. Как не может быть хоть какого-то «между» – промежутка, пустоты – в едином теле, в одной плоти.
Пожалуй, это единственный образец, который дает жизнь этой пары – совсем не безгрешной, бездетной к тому же – образец вроде бы простой, зацитированный, но по-житейски очень трудный для понимания и тем более соответствия
Отец, мать, дети, родня – все это очень близко, важно, дорого, но – второй план
Странно, что даже закон относит мужа и жену к «первой степени родства», а граждане продолжают думать, что у брака есть внешние причины – «ради детей», «чтоб как у людей», «так надо» и пр. Хотя основа всего – они сами, мужчина и женщина, становящиеся одним существом. Если этого не поймешь, то сколько ни молись, сколько заячью мордочку ни три…
У Петра и Февронии есть исторический прототип – муромский князь Давыд Юрьевич, правивший в 1205–1228 годах, принявший в старости постриг с именем Петра, и его жена Ефросинья, также ушедшая в монастырь вместе с мужем – имя ее в постриге неизвестно.
Было у них трое детей – два сына и дочь. Старший, Юрий, погиб в битве с войсками Батыя в 1237 году, младший, Святослав, умер молодым, дочь Евдокия стала княгиней Юрьевской, невесткой Всеволода Большое Гнездо… Давыд и Ефросинья присутствовали на свадьбе дочери. Об остальном летописи молчат.
Описание и значение иконы
Если вам дороги благополучие и лад в супружестве, то нужно молиться иконе Петра и Февронии, особо чтимым и любимым православными верующими Святым. Их жизнь в браке — идеал супружеской любви. В день памяти Благоверных установлен праздник «День любви, семьи и верности».
Два вида иконы
Существуют два вида иконы: наряду с канонической есть и неканоническая, и они имеют разное значение. Если в первом случае имеется в виду «правильное» изображение и его используют при совершении церковных обрядов, для домашних молитв, то во втором случае изображение считается «неправильным» и его можно использовать лишь для какого-то художественного оформления.
На канонической иконе во весь рост изображены Святые в монашеских одеяниях, а также сцены их жизни. В руках у них могут находиться четки, иногда свиток. Кроме того, на иконе может быть изображен благословляющий их Иисус Христос. Обычно фоном в этих иконах является панорамное изображение самой обители, где в период монашества проживали Благоверные.
После учреждения светского праздника, называемого «День любви и семьи», появились неканонические иконы. На них нет образа Иисуса Христа — правда, вместо Него изображают ангелочка. На этих образах более ярко выражена чувственность, эмоциональность супругов. Кроме того, такие иконы обычно содержат лишние детали.
Главные святыни с Преподобными хранятся в граде Муроме, что во Владимирской области. Мощи их находятся в Свято-Троицком монастыре (женском). А в городском историческом музее имеется икона с изображением Угодников, на ней написаны некоторые сцены их жизни. Датируется икона 1618 годом. В городе воздвигнут замечательный памятник Святым супругам. К памятнику постоянно привозят цветы молодожены — это давнишняя добрая традиция — посетить Угодников перед свадьбой и попросить помощи в дальнейшей семейной жизни.
Если же вы находитесь в Москве, то посетите храм Вознесения Господня, что на Никитской улице д. 18, тел. 495−229−8253, там хранятся следующие святыни:
Чтимая икона Чудотворцев; Частицы их мощей; Ковчежец с мощами святых Киево-Печерской лавры; Икона святого Феофана Затворника, в которой находятся частицы его святых мощей; Икона благоверного князя Романа Угличского, и в ней же частицы его святых мощей.
Фотографии иконы и памятника доступны на православных сайтах, на многих из них и в церкви можно купить иконы.
При нахождении этих ликов дома, они могут висеть на стене, но лучше поставить их на полочку, чтобы можно было положить цветы или зажечь лампадку. Ничего лишнего — фотографий, постеров, календарей — рядом с ними быть не должно. Не принято также ставить образа возле книг, в том числе и церковных.
Значение иконы
Счастьем, покоем и умиротворением веет от иконы. Ее значение состоит в том, что Благоверные всей своей жизнью показали нам дорогу от земной счастливой жизни к счастливому воссоединению на небесах. Безграничная, безмерная любовь ко всему окружающему миру — такой духовный подвиг несли они.
Всю свою жизнь они отдали именно Богу, неся в сердце сосуд, наполненный добротой, милосердием и терпением. Они ясно показали, что любовь земная — это лишь средство для бесконечной любви к Спасителю. Главенствующее место в жизни Преподобных отводилось любви к Господу. Они всегда, без устали благодарили Всевышнего за счастливую встречу, соединившую их судьбы.
Детей у них не было. А позже, приняв монашеский постриг, и вовсе перестали жить супружеской жизнью. Супруги полностью посвятили себя служению Богу.
Кратко об истории влюбленных
О том, что когда-то жил Петр и его возлюбленная Февронья узнали из повести, которую написал монах Ермолай Прегрешный (XVI век). Ее героев полюбили, а их жизненные перипетии были многим близки. Чтобы потомки узнали, как велика сила любви, историю передавали в устных рассказах, переписывали.
Сейчас можно сказать, что не будь трагической ситуации в жизни князя Петра, жившего в Муроме, то не было бы и истории, о которой знает весь мир. Началось все с того, что князь заболел проказой, которая в то время не лечилась. Однажды во сне ему было видение, что исцелить его сможет Февронья, проживающая в Рязанской губернии.
Гонцы, отправленные туда, действительно нашли девушку, дочь пчеловода, с таким именем. Она оказалась знахаркой, лечила многие сложные болезни и смогла помочь князю – проявления проказы исчезли. Он, пообещав взять ее в жены, вернулся домой, но, испугавшись осуждения, не поехал за Февронией. Что удивительно, после такого решения болезнь вновь начала досаждать с еще большей силой.
Петр, откинув все предрассудки и страхи, вернулся за девушкой, забрал ее с собой и, спустя какое-то время, они обвенчались. Но счастью влюбленных мешало окружение – бояре не желали видеть спутницей молодого князя, занявшего к тому времени княжеский престол, простолюдинку. Князь предпочел отказаться от престола, но не от любви, и покинул Муром вместе с женой. Спустя время бояре одумались, и князь снова приступил к своим обязанностям.
Состарившись, они решили закончить свои дни в монастырском уединении. Монастыри, мужской и женский, находились поблизости, но Петр с Февроньей не встречались, а узнавали все новости друг о друге из переписки. Переписываясь, они договорились просить Бога, чтобы он дал им возможность уйти в мир иной вместе, чтобы положили их в одну домовину, соорудив тонкую перегородку.
Просьба была услышана – сердца их перестали биться почти одновременно. Но, несмотря на их просьбу, захоронены они были отдельно. Однако, непостижимо каким образом, тела их оказались вместе! Так происходило не один раз. Тогда священнослужители исполнили, наконец-то, просьбу, и похоронили влюбленных рядом.
В 1547 году Петра и Февронью причислили к лику святых, и ныне их мощи находятся в стенах женского Свято-Троицкого монастыря в Муроме. Возле них всегда многолюдно, сюда приходят помолиться, попросить здоровья, исцеления от хвори, помощи в решении семейных проблем.
Когда, как и кто отмечает этот день
День любви и верности православными людьми отмечается практически без изменений. Ранее праздник был популярен только в городе Муроме, где он и был зарожден. Сейчас дата 8 июля прославляется уже не только в России, но и в других странах. Согласно традициям, каждого из регионов или стран, условные правила могут немного изменяться, однако основное направление праздника – любовь и семейное счастье, не подвергаются поправкам.
Задание на день
В течение дня во многих регионах России проходят массовые праздничные гуляния. Чаще задействованы дети
Им рассказывают о важности поведения в семейных отношениях, приучают любви к ближним и добрым делам. Также по всей стране проходят служения в православных храмах, в которых может принять участие каждый желающий
Лучше всего погрузиться в атмосферу праздника можно, посетив город Муром. Еще с 1990-х годов там проходят масштабные события. Местные жители ходят с букетами ромашек, дети делают цветы из бумаги. Если вы хотите узнать подробнее о Святой паре, тогда можете посетить «Деревню Февронии». В ней находится коллекция картин местных художников, которые показывают жизнь девушки до знакомства с Петром. Посетив Княжеский дворец, можно увидеть восстановленную постройку, где некогда проживал Петр. В конце дня в городе проводятся концерты с участием звезд эстрады, а по завершении запускаются фейерверки.
Что можно и что нельзя кушать в День Петра и Февронии
Праздник выпадает в неделю Петровского поста. Православные люди знают, что этот пост не отличается особой строгостью и запретами в употреблении пищи. Нельзя есть только мясную и молочную продукцию, а также яйца. Что касается самого дня Петра и Февронии, то разрешено есть рыбу, грибы, различные каши и растительное масло. Как и в любом церковном посте, нельзя употреблять алкоголь и переедать.
Что нельзя делать в День Петра и Февронии
Согласно православным уставам, в День семьи и верности запрещено венчаться, поскольку праздник приходится в период Павловского поста. Также в этот период запрещается гадать и использовать черную магию. Однако в Древней Руси, в День Петра и Февронии, молодые девушки применяли различные заговоры по привороту суженого, в том числе гадали на ромашках.
Можно ли играть свадьбу в этот день
Многие пары ошибочно считают, что венчание 8 июля принесет им крепкий брак и любовь. На самом деле это запрещено делать, так как в этот период проходит церковный пост. В этом случае лучшим вариантом будет регистрация брака в ЗАГСе, а после прохождения поста обвенчаться.
Свадьба должна проходить без распития алкоголя, с чистыми умыслами в кругу родственников и друзей. Суть такого бракосочетания заключается в том, чтобы каждый из присутствующих понимал, какой это важный поступок и делил ответственность за семью со своей второй половиной.
Тосты
В день свадьбы или юбилея гости поздравляют виновников торжества и желают им долгой семейной жизни, верности и крепкой любви. Также в тостах парам советуют воздерживаться от любых соблазнов, избегать ссор и обид, а также прощать друг другу все ошибки.
Вот один из тостов, который говорит гость семейной паре:
Пускай Петр и Феврония станут покровителями ваших сердец и самых крепких чувств. Цените друг друга и уступайте во всем. В этот чудесный день желаю, чтобы очаг в вашем доме горел светлыми чувствами, любовью и царила уютная и приятная атмосфера.
Не родись богатой
Откровение Оксаны М. (записано с ее слов)
Таких, как я, называют «бизнес-вумен». Работаю в крупной компании Деньги есть, дел по горло, а времени — с точностью до наоборот. Весь день расписан. Вот и вышло, что я совсем одна. Приеду иной раз домой, в квартиру в центре, или в свой загородный дом, и хочется волком выть. Домработнице своей завидую — она к детям, к мужу торопится, а мне не к кому. Вот ведь жестокость какая, пытка просто — Богдан мне все, кроме личной жизни, а у других ничего нет — и они счастливее меня. У них семья. А у меня никого, кроме собачки! Я и ее-то завела от тоски. Раз не выдержала, замоталась в платок и пошла в церковь, на исповедь. Рассказывать стала всю стою жизнь, а у самой слеш рекой, Батюшка слушал-слушал меня, да и говорит: «Ступай-ка ты, раба Божья Ксения — это мое крестное имя — в Муром, помолись Петру с Февронией».
Ну что? Съездила я в Муром, помолилась. Результат — ноль. Снова к тому священнику пришла и говорю: так, значит, и так… А он мне: «Ты что ж, с одного раза хотела все получить? Так не бывает. Съезди еще разок. Столько лет жила-грешила, а тут хочешь дашь на дашь — я вам молитву, а вы мне мужа. Так только у вас, в вашем бизнесе бывает, да и то не всегда». Я тогда ушла их храма расстроенная: нет никого — и не будет. Все мужики от меня бегут: одним неловко меньше меня зарабатывать, другие характер мой не выдерживают, ну а охотников за богатыми невестами я сразу гоню.
И вот лечу я в самолете, а рядом оказался молодой человек, который тоже направлялся, как и я, на ту же самую конференцию. Мы познакомились, завязалось общение… И вы не поверите, но когда мы возвращались в Москву, опять одним и тем же рейсом; он сделал мне предложение (все имена изменены).
Очень краткий пересказ «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолай-Еразм Прегрешный
История разворачивается во время правления князя Павла, жену которого пытался искусить змей. Женщина смогла разузнать, что убить змея сможет лишь Петр, используя Агриков меч.
У князя был брат Петр, который убивает змея, но получает неизлечимые увечья. В итоге больного Петра излечивает Феврония, в обмен на то, что он возьмет ее в жены. Но мужчина не желает жениться на дочери древолаза и решает откупиться от неё дорогими подарками, которые Февронья не принимает.
После отъезда в Муром Петр вновь заболел и был вынужден вернуться к Февронье. Девушка опять его вылечивает, тогда Петр женится на ней. После смерти Павла князем становится Петр.
Бояре не любят жену Петра из-за её низкого происхождения. Ставят условие Князю, что Февонья должна быть изгнана из Мурома, но Петр уезжает вместе с женой отрекаясь от престола.
После их отъезда в Муроме начинаются беспорядки. Тогда Петра и Февронию находят вельможи и просят их вернуться в город и править как раньше. Князь с княгиней возвращаются в Муром.
Они характеризуются как справедливые и мудрые правители, принимают у себя странников, кормят голодных, дают одежду нуждающимся, спасают бедных от напастей.
Князь с княгиней приняли монашество, сменили одежды на иноческие и приняли имена Давид и Ефросинья.
После смерти святые были похоронены вместе возле церкви Рождества святой Богородицы.
Супруги являлись образцом христианского супружества и были причислены к лику святых за проявленное благочестие и милосердие.
Заяц вместо собаки
На самый поверхностный и моралистический взгляд – никаких заслуг нет. Даже если опираться на агиографическую версию их жизни, «Повесть о Петре и Февронии муромских», написанную иноком Ермолаем во времена Ивана Грозного (т. е. спустя более трех столетий после жизни прототипов) и не включенную в Четьи минеи по причине их сказочности, чрезмерной даже для житийной традиции.
По словам апостола Павла, в нынешние времена часто цитируемым по причине проблем с демографией, жена «спасается через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием», а «житийные» Петр и Феврония – бездетны.
Более того, в самой истории их знакомства никаких намеков на святость и близко нет. Петр, согласно «Повести» младший брат муромского князя Павла, узнает, что к жене брата наведывается огненный змей и, принимая мужнин облик, склоняет ее на блуд. Петр решил убить змея, добыл Агриков меч – единственное оружие, которым можно сразить эту нечисть, – и наконец-таки сразил.
Но капли змеиной крови попали в Петра, и по всему его телу пошла проказа. Во сне прокаженному было видение – исцелить его сможет только один человек, девица, дочь бортника из деревни Ласково, что в Рязанской земле.
Дева действительно была в указанном месте; она ткала, а у ног ее сидел заяц. Дева пожаловалась, что дом ее «без ушей, а горница без очей», и позже разъяснила эти странные слова:
Дева, по-нашему говоря, тосковала по семейной жизни – а какая тут жизнь, если заяц вместо собаки…
Феврония согласилась вылечить князя с тем условием, что вместо платы за лечение он возьмет ее замуж.
Князь тоже согласился, вылечился и – обманул, не женился на деве. Однако и та, видимо, предвидя такой оборот, вылечила князя не до конца, оставила несколько струпьев, и проказа вновь облепила княжеское тело, и Петр пошел на поклон…
Цикл обоюдного шантажа и обмана закончился окончательным излечением и браком. Неразрывным, как выяснилось вскоре. Когда умер Павел, Петр стал княжить в Муроме, но местная знать отказалась принять княгиню из простолюдинок. Князю предложили выбор между властью и женой. Он выбрал жену.
Вместе они сели на корабль и поплыли вниз по Оке. Тем временем в Муроме разразилась смута, бояре сами приползли на пузе, умоляли Петра вернуться на престол, пусть даже с княгиней деревенской…
Так они и жили, правили, а в самой старости приняли монашество и, хотя жили в разных монастырях – мужском и женском, – завещали похоронить их в едином гробу.
Умерли Петр и Феврония в один день, и поскольку завещание их противоречило канонам, то перед погребением положили их в отдельные гробы, но наутро оба тела оказались в одной домовине… То, что было между ними, стало важнее канонов.
Кто такие Петр и Феврония
Святые Петр и Феврония — это православные покровители семьи и брака. Под этими именами, принятыми после пострига, известны муромский князь Давыд Юрьевич, который правил с 1205 по 1228 год, и его супруга Ефросиния.
Князь и княгиня были канонизированы в 1547 году, а затем было написано их житие, известное как «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Согласно житию, еще до занятия муромского трона будущий святой сражался с огненным змеем, который принял облик его брата. Змея Петр убил, но испачкался ядовитой кровью и заболел проказой. Во сне будущему князю явился ангел и сообщил, что спасение принесет простая крестьянка Феврония. Девушку нашли, она действительно выразила готовность помочь, но при условии, что Петр на ней женится.
Федеральное агентство новостей / CC BY-SA 4.0
Петр пообещал, но обещание свое не выполнил. Однако Феврония подстраховалась — оставила князю одну недолеченную язву. Пришлось князю-таки жениться на простолюдинке, в итоге он излечился, и они жили вместе долго и, по преданию, счастливо. У них было трое детей.
Были, правда, в семье князя сложности из-за того, что бояре не хотели княгиню из простых, но постепенно все в Муроме полюбили Февронию за кроткий нрав и талант к врачеванию.
К концу жизни Петр и Феврония приняли монашеский постриг и оказались в разных монастырях: он — в мужском, она — в женском. Согласно их молитве, Петр и Феврония умерли в один день и час (их смерть вспоминают 8 июля). Но вот завещание Петра и Февронии — похоронить их в одном гробу — выполнено не было: это было сочтено неприличным.
Святых похоронили в разных монастырях, но на следующий день они чудесным образом оказались вместе в одном гробу. Их пытались еще несколько раз разделить, но потом все-таки решили похоронить вместе.
Смысловая нагрузка
Чтобы понять смысл словосочетания «наш ответ Чемберлену», что значит оно для людей, необходимо вникнуть в атмосферу того времени. После революции, изменившей полностью жизнь людей, прошло менее десяти лет. Государство только крепло. Его окружали враги. Граждане считали страну своим домом. Уровень сплоченности общества был гигантским. Брезгливое недовольство британского чиновника воспринималось личным оскорблением. Поэтому каждый понимал, что «наш ответ Чемберлену» – это больше, чем нота. Фраза быстро превратилась в лозунг, под которым народ участвовал в создании обороны страны. Был создан специальный фонд, куда граждане переводили деньги. Люди испытывали гордость, произнося фразу «наш ответ Чемберлену». Что значит она для молодой страны, никому объяснять не надо было. Это некий символ самостоятельности, независимости, мощной и активной силы. Можно сказать, что фраза «наш ответ Чемберлену» в те времена вносила в общество дух задиристого озорства, некоего хулиганства. Великобритания воспринималась гегемоном почти как нынче США.
Молитва Петру и Февронии о сохранении семьи
Считается, что молитва очень эффективна, если возносится в целях сохранения семьи. Она помогает сохранить отношения между людьми, когда они уже практически полностью готовы к разводу. Также, прочитав ее, можно быстро найти понимание друг с другом и уладить конфликтные ситуации в семье.
Молитва о семейном благополучии
Если в семейной жизни возникла трещина, нужно незамедлительно обратиться с молитвой о помощи к Петру и Февроньи. Молится лучше перед иконой Святых, такой образ можно приобрести в любой церковной лавке. Когда в семь постоянные конфликты по любому поводу, то данный образ обязательно повестить в спальне. Пройдет немного времени, и вы даже не заметите, как отношения наладятся и вы со своей второй половинкой научитесь понимать друг друга и перестанете ссориться по пустякам.
Для того чтобы закрепить благополучие в семье три раза в день следует читать такую молитву:
«Я, раба Божья (собственное имя) обращаюсь к Петру и Февронии, прошу сохранить благополучие в моей семье, прошу вас Святые научить нас жить в любви и согласии, подобно тому, как вы прожили свою земную жизни и во всем друг друга поддерживали и понимали. Услышьте мою искреннюю мольбу и не откажите в помощи. Помогите превратить нашу семью в настоящую крепость, чтоб никакие дьявольские козни не смогли нам навредить. Вложите в наш разум понимание сути семейной жизни. Аминь».
Молитва о сохранении брака
Когда в семье наступает кризис отношений, то развод неизбежен. Но сохранить брак можно, если воспользоваться помощью Святых Петра и Февроньи.
Молитву о сохранении семьи следует читать три раза в день.
Ее текст звучит следующим образом:
«Услышьте молитву рабы Божьей (собственное имя), Святые супруги, Петр и Феврония, вы жизнь свою прожили праведную и благочестивую, так помогите и мне наладить мою семейную жизнь. Я знаю, что вы, находясь на небесах все обращения страждущих людей слышите и никому не отказываете в помощи. Я прошу вас отвести от моего дома горести и беды, прошу вас сохранить мою семью и наполнить наше семейное гнездышко счастьем и радостью. Молите Господа, сохранить мой брак, который им был благословлен. Как вы прожили жизнь в согласии и мире, так и я хочу прожить свою жизнь. Помогите сделать семейные отношения гармоничными, чтоб мы могли с супругом в сердцах своих истинную веру сохранить и выполнять все заповеди Божьи, чтоб после смерти Царствие Его Небесное познать. Святые Петр и Февронья на милость вашу уповаю и прошу не оставить меня без вашей поддержки. Благословите мою семейную жизнь и сохраните ее. Принимаю волю и прославляю Святое Имя его в молитвах своих. Аминь».
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» — основной источник, рассказывающий нам историю
Что нам известно об авторе?
Ермолай Еразм, он же Ермолай Прегрешный, был довольно популярным автором XVI века. О жизни его известно немного и преимущественно из его же произведений. Пик его писательской карьеры, как бы мы сейчас сказали, пришелся на середину века — именно тогда автор отправил грозному царю свой трактат «Благохотящим царем правительница и землемерие». Еразм был лично знаком с придворным книгочеем Ивана Грозного — Киром Софронием. Знакомства и талант позволили Еразму чуть позже попасть в группу книжников, собранную известным митрополитом Макарием. Основная их задача заключалась в создании житий святых, организованном в процессе подготовки новых канонизаций на Поместных соборах 1447-49.
Для чего была написала Повесть?
История праздника Дня семьи, любви и верности дает нам отличный повод обратиться к истории нашей страны. Ни одно литературное произведение не создается «просто так», а агиография — отрасль церковнославянской литературы, иначе — жития, биографии святых, — это именно литература.
Итак, эпоха Ивана Грозного, да и весь XVI век — это поворотный для культуры и церкви момент. С одной стороны, церковь становится ближе к культуре обычных мирян: в книгах наконец изображают характеры, появляется иллюстративность, а не просто описательность. С другой стороны, вспомним Ивана Грозного и его время — церковь и ее служители как никогда сильно требуют соблюдения канонов, отрицая любую ересь, в том числе в литературе. Сейчас бы мы сказали так: «Святые — это святые, не надо рассказывать о них, будто бы о людях».
Как было сказано выше, «Повесть о Петре и Февронии» создавалась для включения в «Великие Минеи Четьи» — собрание хроник и житий, но… но включено не было. Причины лежат как раз в особенностях повествования: Еразм рисует князя и будущую княгиню муромских как обыкновенных людей со своими страстями. Правда, митрополит разрешил само произведение назвать житием и «издать» — так что уже через несколько лет текст широко распространился по всей стране.
Св.Петр и Феврония Муромские | Петр и Феврония: кто они? Разговор об исторических прототипахХотя само произведение и было создано в XVI веке, легенда о Петре и Февронии появилась намного раньше, как и практика почитания святых — покровителей семьи. Сами муромские князья были канонизированы в 1547 году (повесть писала в преддверии события). |
В самом тексте Ермолая-Еразма нет никаких прямых указаний на то, какие муромские князья имеют в виду. Тем не менее, великие историки Владимир Осипович Ключевский и Евгений Евсигнеевич Голубинский провели необходимые изыскания, чтобы с большой долей вероятности предположить, о ком ведет речь публицист. По всей видимости князь Петр — это муромский князь Давид Юрьевич, время правления которого пришлось на начало XIII века.
Для тех, кто любит исторические детективы и поиск ошибок, у нас есть информация. День семьи, любви и верности отмечается 8 июля (25 июня). В «Книге глаголемой описание русских святых», которая на целый век старше самой Повести, именно 25 июня указывается в качестве даты смерти святых. Но если мы заглянем в летопись, где содержатся сведения о Давиде Муромском, то дата будет отличаться. Во-первых, на год, во-вторых, месяцем смерти князя назван апрель.
Есть и второй вариант прототипа Петра (о крестьянке-Февронии сведений нет вообще). По мнению еще одно историка позапрошлого столетия с интересной фамилией Квашин-Самарин, святой князь Петр — это муромский князь Петр, предок в будущем очень известных бояр Овцыных и Володимировых. Хотя кто не захочет себе в предки святого? Тем не менее, источники предлагают нам факты для подтверждения этой теории: в двух муромских синодиках — тексты для поминовения — есть информация о жизни такого князя и его двух братьев. Правда сама запись сделана позднее выхода «Повести о Петре и Февронии», и может быть копией уже с нее.
Третий вариант содержится в Легенде о Василии Рязанском и Муромском, где речь идет о князе и его супруге, жившим позже Давида Юрьевича, но намного раньше Петра из муромских синодиков. Подведя итог под всеми тремя источниками, можно сказать, что исторические прототипы Петра и Февронии, если и существовали, то жили в конце XIII века и, увы, абсолютно нам не известны.